Научная статья на тему 'Гендерный аспект профессионального самоопределения учащейся молодежи'

Гендерный аспект профессионального самоопределения учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1336
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ФОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / GENDER / SELF-DETERMINATION / PERSONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / CAREER GUIDANCE / MODERN CAREER GUIDANCE / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна

Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей образовательных организаций оказать учащимся старших классов психолого-педагогическую поддержку в формировании профессионального самоопределения. Статья направлена на изучение вопросов профессионального самоопределения старшеклассников Республики Саха (Якутия). Проведен обзор теоретических позиций российских и зарубежных исследователей по вопросам профессионального самоопределения. Методом исследования послужил анализ опроса 464 учащихся девяти районов Республики Саха (Якутия) с учетом гендерной специфики. Результаты анкетирования позволяют наметить пути совершенствования организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в регионе. Предложены эффективные формы современной профориентации для работы со старшеклассниками (профориентационный интенсив, квест-проект, разновозрастной профильный урок и др.). Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов школы и исследователей по проблемам профессионального самоопределения и выбора будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The gender aspect of students’ professional self-determination

The relevance of the study is determined by the most important task of educational organizations to provide psychological and pedagogical support for students in the process of professional self-determination development. This paper is to review the professional self-determination issues of the high school students in the Republic of Sakha (Yakutia). The study describes the theoretical standpoints of Russian and foreign researchers on the subject matter. The research method is the analysis of a survey of 464 students from nine districts of the Republic of Sakha (Yakutia) considering the gender specificity. The questionnaire findings identify ways to improve the process of psychological and pedagogical support for professional self-determining of students in the region. The author proposes the effective modern career guidance for the high school students (career guidance workshop, quest project, mixed-age specialized lesson). The research findings will be useful for school teachers, professional self-determination and career choice researchers.

Текст научной работы на тему «Гендерный аспект профессионального самоопределения учащейся молодежи»

УДК 37.047-055.1/.3-057.87

https://doi.org/10.24158/spp.2018.1.17

Панина Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Panina Svetlana Viktorovna

PhD in Education Science, Associate Professor, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

THE GENDER ASPECT OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация:

Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей образовательных организаций - оказать учащимся старших классов психолого-педагогическую поддержку в формировании профессионального самоопределения. Статья направлена на изучение вопросов профессионального самоопределения старшеклассников Республики Саха (Якутия). Проведен обзор теоретических позиций российских и зарубежных исследователей по вопросам профессионального самоопределения. Методом исследования послужил анализ опроса 464 учащихся девяти районов Республики Саха (Якутия) с учетом гендерной специфики. Результаты анкетирования позволяют наметить пути совершенствования организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в регионе. Предложены эффективные формы современной профориентации для работы со старшеклассниками (профориентационный интенсив, квест-про-ект, разновозрастной профильный урок и др.). Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов школы и исследователей по проблемам профессионального самоопределения и выбора будущей профессии.

Ключевые слова:

гендер, самоопределение, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная ориентация, формы современной профориентации, старшеклассники.

Summary:

The relevance of the study is determined by the most important task of educational organizations to provide psychological and pedagogical support for students in the process of professional self-determination development. This paper is to review the professional self-determination issues of the high school students in the Republic of Sakha (Yakutia). The study describes the theoretical standpoints of Russian and foreign researchers on the subject matter. The research method is the analysis of a survey of 464 students from nine districts of the Republic of Sakha (Yakutia) considering the gender specificity. The questionnaire findings identify ways to improve the process of psychological and pedagogical support for professional self-determining of students in the region. The author proposes the effective modern career guidance for the high school students (career guidance workshop, quest project, mixed-age specialized lesson). The research findings will be useful for school teachers, professional self-determination and career choice researchers.

Keywords:

gender, self-determination, personal self-determination, professional self-determination, psychological and pedagogical support, career guidance, modern career guidance, high school students.

Важность проблемы подготовки учащейся молодежи к формированию профессионального самоопределения подчеркивается в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г.), «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.», ФГОС общего образования и среднего (полного) общего образования, других нормативных и инструктивных документах Министерства образования и науки РФ. Именно социально-экономические преобразования в РФ, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. В этих условиях возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые в свою очередь напрямую зависят от успешности профессионального самоопределения выпускников учебных заведений [1].

Предметом нашего внимания стал этап выбора будущей профессиональной деятельности старшеклассником. В процессе обучения в школе формирование профессионального самоопределения становится одним из целенаправленных процессов оценки личностью себя и своих возможностей в будущей профессиональной сфере. Исследователи Н.Э. Касаткина, Е.А. Пахомова и Е.Л. Руднева понимают профессиональное самоопределение как сложный процесс принятия решения [2]. С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев и И.С. Сергеев определяют профессиональное самоопределение с помощью ключевых слов «акт», «позиция», «компонент», «система», «процесс» [3]. Имеются мнения, что профессиональное самоопределение - это процесс самостоятельного выбора

профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, соотношения их с требованиями профессии [4]. Факторами эффективного формирования профессионального самоопределения выступают формы профильного обучения, методы внеучебной деятельности, социальное партнерство с субъектами профессиональной ориентации, образовательное пространство в целом.

В зарубежной практике в поле карьерного сопровождения и профориентации функционирует международное творческое объединение «Конструирование жизни», состоящее из профо-риентаторов большинства стран Евросоюза. При формировании профессионального самоопределения молодежи европейские специалисты рекомендуют учитывать «теорию самоконструирования» и «теорию построения карьеры» [5]. А. Уоттс отмечает, что профессиональное сопровождение служит как личности, так и обществу в целом [6].

Процесс профессионального самоопределения является результатом многих взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в систему которых входит и гендер [7]. Именно значимость гендерного аспекта в формировании профессионального самоопределения рассматривается в представленном материале.

С целью изучения состояния готовности школьников к профессиональному самоопределению проводился опрос 464 учащихся Республики Саха (Якутия). Распределение участников анкетирования по возрасту выглядит следующим образом: 12-13 лет - 27 чел. (12,5 %), 14-15 лет -228 чел. (42 %), 16-17 лет - 179 чел. (31,6 %) и 18-19 лет - 30 чел. (13,9 %). Что касается гендерного состава участников опроса, то юношей было опрошено 135 чел., девушек - 329 чел. Это обусловлено количественным превосходством девушек в составе учащихся. Анкета включала в себя вопросы, связанные с изучением источников получения информации о профессиях; факторов, влияющих на выбор профессии; жизненных и профессиональных планов учащихся; мотивации выбранной профессии.

В рейтинге источников, повлиявших на выбор школьниками будущей профессии, первые позиции занимают: родители и родственники - 171 чел. (36 %), 21 % девушек и 15 % юношей; средства массовой информации - 161 чел. (34 %), 18 и 16 %; ресурсы интернета - 150 чел. (32 %), 11 и 21 %; друзья и знакомые - 127 чел. (27 %), 17 и 10 %; учителя - 103 чел. (22 %), 13 и 9 %. В меньшей степени опрашиваемые отмечают книги - 95 чел. (20 %), 13 % девушек и 7 % юношей; профессиональные пробы - 70 чел. (15 %), 8 и 7 %; занятия со специалистами служб занятости -24 чел. (5 %), 3 % девушек и 2 % юношей.

Представлялось важным узнать, какие факторы оказывают влияние на выбор учащимися профессии. Учащимся предлагалось отметить те из них, которые они считают значимыми при выборе будущей профессиональной деятельности. Большинство респондентов в качестве главного фактора, влияющего на выбор профессии, указывают способности - 369 чел. (79,5 %), 43 % девушек и 36,5 % юношей. На второй позиции расположены интересы - 334 чел. (71,9 %), 41 % девушек и 30 % юношей, на третьей - советы родителей и родственников - 225 чел. (70 %), 44 и 26 %. Далее следуют советы друзей - 310 чел. (66,8 %), 38 % девушек и 30,8 % юношей; состояние здоровья - 279 чел. (60 %), 19 и 41 %; участие в анкетировании и тестировании - 305 чел. (65,7 %), 36 и 29,7 %; интернет - 194 чел. (41,1 %), 20,1 и 21 %; средства массовой информации -181 чел. (39 %), 22 и 17 %; консультации специалистов - 159 чел. (34 %), 23 и 11 %; советы учителей - 140 чел. (30 %), 18 и 12 %; книги - 121 чел. (26 %), 16 и 10 %.

Также оптанты ответили на вопросы методики «Дифференциально-диагностический опросник» («ДДО»), предназначенной для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Полученные данные свидетельствуют о различиях в выборе типов будущей профессии среди девушек и юношей. Так, молодые люди в основном выбирают профессии из сферы «человек - техника» (49 %), «человек - знаковая система» (21 %) и «человек - человек» (14 %). Девушки отдают предпочтение сферам «человек -знаковая система» (28 %), «человек - художественный образ» (24 %) и «человек - человек» (23 %). По мнению профориентологов, это связано с тем, что старшеклассники типизируют профессии на «мужские» и «женские», что значительно влияет на их профессиональное самоопределение. Юноши по сравнению с девушками характеризуются более выраженной профессиональной направленностью на технические профессии, что согласуется с многочисленными данными, свидетельствующими о том, что начиная с детского возраста и в старшем возрасте юноши отдают предпочтение профессиям, связанным с техникой. Исследователи указывают, что в отношении направленности на профессии сфер «человек - знаковая система» и «человек - человек» различия между юношами и девушками отсутствуют.

По результатам анкетирования и проведения методики «ДДО» сделаны выводы о приоритетных профессиях среди старшеклассников с учетом гендера. Выяснилось, что любимыми учебными предметами юношей выступают история (43 %), информатика (31,2), химия (31), физика (27), математика (26), физическая культура (24), английский язык (21 %). У девушек любимыми школьными предметами являются литература (41 %), история (33), обществоведение (30), английский

язык (27 %). Таким образом, юношей в большей степени интересуют точные науки и предметы естественно-научного цикла, тогда как девушки отдают предпочтение предметам гуманитарного цикла.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что учащиеся обоих полов наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на выбор профессии, называют личностные особенности: способности и интересы. Не менее важными они считают советы родителей и родственников, друзей и знакомых. Жизненные и профессиональные планы играют важную роль в самоопределении учащихся, осознанном выборе будущей профессии и места продолжения образования. Вследствие этого учащимся были заданы вопросы об их жизненных планах, потребностях в продолжении образования, выборе учреждений профессионального образования.

На вопрос о жизненных планах после окончания школы подавляющее большинство учащихся ответили, что будут учиться, - 371 чел. (78,6 %), работать - 32 чел. (6,7 %), служить в армии - 21 чел. (4,5 %), не знают, что будут делать, - 42 чел. (8,9 %), сидеть дома - 6 чел. (1,3 %). Как показали результаты опроса, достаточно большое количество респондентов осуществили выбор места для продолжения образования и будущей профессии (39,6 %), 16,6 % учащихся затрудняются с выбором образовательного учреждения и будущей профессии. При этом учащиеся могут назвать предпочитаемые образовательные организации и профессии. 11,5 % школьников еще не задумывались о данной проблеме. В среднем по школам приблизительно равное количество тех, кто выбрал, не определился с выбором и не задумывался о будущей профессии и месте для продолжения образования. Вуз выбрали 325 чел. (70 %, из них 47 % девушек и 23 % юношей), колледж, техникум - 93 чел. (20 %, большинство - юноши), училище - 35 чел. (7,6 %, большинство - юноши). Не определились с местом продолжения образования 113 чел. (2,4 %, большинство - девушки). 234 учащихся (72,7 %) планируют получить высшее образование в вузах, расположенных на территории республики, 90 чел. (24,7 %) решили поступать в учебные заведения, находящиеся за пределами региона, и 10 учащихся (2,6 %) желают учиться в зарубежных вузах. Таким образом, большинство выбирают обучение и ориентированы на получение высшего образования в Республике Саха (Якутия).

Исходя из результатов опроса, определено, что психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионального самоопределения учащихся должно выступать как системно организованная деятельность педагогов и психологов, ориентированная на создание условий для успешного взаимодействия старшеклассников с миром труда и профессий с целью решения проблем, связанных с профессиональным выбором, в контексте общего личностного развития и социализации растущего человека. Именно поддержка профессионального самоопределения старшеклассников должна выступать как компенсация недостаточности и несогласованности внешних и внутренних ресурсов саморазвития при принятии жизнеопределяющих решений, связанных с послешкольным образовательно-профессиональным маршрутом [8].

Юношеский возраст - один из основных этапов личностного развития, сопровождаемый кризисом идентичности, в рамках которого реализуется жизненное, профессиональное и социальное самоопределение. В таких условиях у девушек и юношей развиваются жизненные взгляды на свое положение среди других людей, формируются самоидентичность, психосоциальное самоопределение и готовность к выбору профессии. Именно в данном возрастном периоде отмечаются социально-психологические характеристики с учетом гендерной специфики, которые выстраиваются на трех уровнях: 1) внутриличностном (восприятие себя как представителя пола, отношение к себе); 2) межличностных отношений (восприятие сверстниками, отношение к лицам противоположного пола и др.); 3) взаимодействия с социальным окружением (установки на отношения с лицами противоположного пола и др.) [9]. В старшем школьном возрасте особое место занимает потребность личности в профессиональном самоопределении, благодаря которому учащийся способен стать истинным субъектом своей жизни, превращать собственную деятельность в предмет практического преобразования. Ведущее значение в процессе организации профессиональной ориентации, по мнению ученых, следует уделять гендерной специфике, так как учет гендерных различий старшеклассников обеспечивает профессиональное и личностное саморазвитие в этот период.

Старшеклассник, который желает добиться успеха в любой деятельности, должен развиваться. С учетом новых требований ФГОС необходимо формировать в подрастающей личности нестандартное мышление, открытость в общении, уверенность в себе. Профессиональное самоопределение личности необходимо осуществлять на основе формирования готовности к пониманию, принятию и выполнению различных социальных ролей с учетом многообразия проявлений гендерного поведения. Рассматривая влияние образовательной организации на профессиональное самоопределение учащейся молодежи, можно отметить сохранение и поддержание в процессе обучения устоявшихся в обществе гендерных стереотипов. Считаем, что в качестве форм современной профориентации могут быть эффективны профориентационный интенсив, квест-проект, разновозрастной профильный урок, тьюторский час, виртуальная экскурсия на

предприятия, бизнес-игра, профконкурс, квест-экспедиция, молодежное бюро, профпроект, проект профессиональной навигации и др.

Для дальнейшего изучения процесса профессионального самоопределения в гендерном аспекте возможно расширение контингента учащейся молодежи. Перспективно также исследование особенностей социально-профессиональной и трудовой адаптации молодых специалистов с учетом их гендерной идентичности.

Ссылки:

1. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10-16.

2. Касаткина Н.Э., Пахомова Е.А., Руднева Е.Л. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях регионального рынка труда как фактор устойчивой занятости // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (31). С. 181-188.

3. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Указ. соч.

4. Фролова С.В., Чирковская Е.Г. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников : монография. М., 2016. 160 с. ; Циркунова Н.И., Берашевич Я.Д. Гендерные особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Право. Экономика. Психология. 2015. № 2 (2). С. 71-76.

5. Life Designing: A Paradigm for Career Construction in the 21st Century / M.L. Savickas, [et al.] // Journal of Vocational Behavior. 2009. Vol. 75, no. 3. P. 239-250. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2009.04.004.

6. Watts A.G. Career Guidance Policy. An International Review // The Career Development Quarterly. 2005. Vol. 54, no. 1. P. 66-76. https://doi.org/10.1002/j.2161-0045.2005.tb00142.x.

7. Ольховик Г.А. Гендерный подход в формировании профессиональной направленности // Среднее профессиональное образование. 2006. № 11. С. 47-49.

8. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Указ. соч.

9. Филиппова С.А. Социально-психологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.