Развитие образования и подготовка кадров в регионе
DOI: 10.15838/tdi.2019.1.46.5 УДК 37.047 | ББК 74.200.5
© Сухарева Л.М.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
В представленной статье дан ретроспективный анализ формирования и развития про-фориентационной деятельности в России. Для достижения поставленной цели автором изучены психолого-педагогический и социально-экономический подходы к проблеме про-фориентационного самоопределения подрастающего поколения, которые помогли сформировать методологическую базу исследования, а также определить его актуальность. Значимость исследования обусловлена данными лаборатории социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Центром трудовых исследований государственного университета Высшей школы экономики и результатами исследований Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Анализ научной литературы позволил выделить основные этапы развития профориентации. Автором предпринята попытка выделения внешних причин, влияющих на развитие или кризис профориентационной деятельности. Данное понимание становится основой для определения успешных позиций профориентации в современном обществе. Проведенный анализ развития профориентационной деятельности позволил определить субъектно-объект-ные элементы профориентационной модели, сложившейся в нашей стране, и на следующем этапе исследования сравнить полученную модель с новой, перспективной структурой. Сравнительный анализ этих моделей поможет создать эффективную методику профориентационной деятельности для современной школы. Перспективами исследования является курс на изменение отношения к профориентации, установление ее приоритетным направлением образовательного процесса. Для этого необходимо определить ресурсы и потребности для успешной профориентации на уровне образовательного учреждения, региона и страны, что и будет раскрыто на следующем этапе исследования. Материалы статьи могут быть полезны учителям, классным руководителям, педаго-
СУХАРЕВА ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА
Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
гам-организаторам образовательных учреждений, студентам педагогических направлений подготовки вузов, сотрудникам и методистам научно-образовательных центров.
Профориентация, профориентационная деятельность, профориентационное самоопределение, ретроспективный анализ.
Обращение к проблеме профессионального самоопределения молодежи связано как с социально-экономическими преобразованиями, касающимися всех сфер трудовой деятельности, так и с введением новых образовательных стандартов, в которых задан вектор на развитие личностных характеристик подрастающего поколения. Анализ личностных характеристик выпускника, представленных в стандарте общего образования, позволил выделить те, которые направлены на его профессиональное самоопределение1:
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества2.
Профессиональный выбор подростков -это не всегда осознанное, взвешенное решение ребенка, т. к. в силу своего возраста дети не могут в полной мере спланировать все аспекты своего будущего и нуждаются в поддержке взрослых. Самостоятельно школьники не готовы оценить обстановку на рынке труда. Они не владеют объективными данными о требуемых специалистах, информацией о профессиональных прогнозах. Также старшеклассники не всегда способны грамотно оценить свои возможности и способности. Все это и множество других причин (давление родителей, поступление «за компанию», ближайший институт и др.) ведет к тому, что свой выбор школьники осуществляют спонтанно.
По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Центром трудовых исследований государственного университета Высшей школы экономики, 50% обучающихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы на поддержку взрослых; 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда [1].
Эти данные подтверждаются и результатами исследований Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (далее - ФГБУН ВолНЦ РАН), а именно данными мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проводимого центром в 1997-2016 гг., которые свидетельствуют о том, что только 44% молодых вологжан трудоустроены в соответствии со специальностью, 14% - работают в близкой профессиональной сфере [2]. Результаты проведенного в 2015 году комплексного обследования детей среднего и старшего подросткового возраста, обучающихся в Научно-образовательном центре ФГБУН ВолНЦ РАН (8-11 классов), дают основание предполагать, что главной проблемой в плане адекватного собственным склонностям профессионального само-
1 Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в образовании: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016. 164 с.
2 Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/documents/938
определения для подростков является отсутствие у них информации об условиях и требованиях, предъявляемых к профессии, о собственных психофизиологических возможностях, а также неумение сопоставлять свои предпочтения с реальными способностями [3; 4].
Именно поэтому современная профориентационная работа со школьниками должна не только формировать систему представлений о мире профессий, но и помогать ребенку определить свои склонности и возможности, направлять его по успешному пути профессионального становления. Методологическая база исследования основывается на двух аспектах: психолого-педагогическом и социально-экономическом.
1. На сегодняшний день существует множество методик и программ профо-риентационной работы со школьниками, особенности этой деятельности рассматривали такие специалисты в области психологии и педагогики, как Л.Ю. Грачева, С.С. Котова, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, Л.С. Румянцева, С.В. Тетерский, И.И. Хасанова, С.Н. Чистякова и др. [5; 6; 7]. Вопросы, касающиеся дисбаланса между фактическим и требуемым уровнями образования выпускников учебных заведений, затрагиваются в работах зарубежных специалистов: J. Heckman, B. Jacobs, J. Robst, P.J. Sloane, K. Mavromaras, S. McGuinness, N. O'Leary, Z. Wei и др. [8; 9; 10].
2. Рассмотрение проблем профориентации с точки зрения социально-экономического аспекта представлено в работах Р.И. Капелюшникова, В.Е. Гимпельсона, А.Л. Лукьяновой, Т.В. Поповой, Г.В. Леонидовой, К.А. Устиновой и других авторов, они указывают на проблему структурной безработицы, т. е. несоответствия профессиональных качеств работника требованиям, которые предъявляет современный рынок труда [11].
Для того чтобы понять, как помочь сегодняшним обучающимся осуществить изначально правильный выбор, необходимый для дальнейшего уверенного профессио-
нального и личностного развития в быстро меняющихся социально-экономических реалиях современного мира, необходимо выяснить, какие внешние аспекты влияют на профориентационную работу3. К внешним факторам влияния мы относим политическую, социальную и экономическую обстановку в государстве, т. к. именно эти сферы жизни благоприятствуют (или нет) открытому проявлению психологических причин профессионального самоопределения населения. Ощущение реальной свободы населением влечет за собой возможность свободы выбора и, соответственно, развитие профориентации. Таким образом, на начальном этапе исследования, на наш взгляд, необходимо проанализировать внешние факторы влияния, которые являются ведущими в процессе становления и развития профориентационной деятельности.
Прежде чем раскрыть специфику профо-риентационной деятельности на современном этапе и определить дальнейшие пути ее перспективного развития, стоит обратиться к ее историческому опыту и становлению. Таким образом, целесообразно определить 2 этапа исследования:
1) ретроспективный анализ профори-ентационной деятельности;
2) формирование новой методической базы согласно актуальным вызовам современности.
Целью исследования, представленного в данной статье, является проведение ретроспективного анализа развития профориен-тационной деятельности со школьниками в нашей стране.
Прежде чем перейти к истории профориентации, определим терминологический аппарат исследования, базовыми понятиями которого станут «профориентация», «профориентационная деятельность» и «профо-риентационное самоопределение». В ходе анализа теоретико-методологических дан-
3 Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru
ных мы рассматривали профориентацию и профориентационную деятельность как синонимы, предполагающие систему научно обоснованных мероприятий, нацеленных на подготовку подрастающего поколения к осознанному выбору профессии (с учетом особенностей личности и требований рынка труда), на оказание ему содействия в своевременном профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение является результатом успешной профориентации и предполагает выбор, определяющий дальнейшее профессиональное развитие и становление молодежи.
Зачатки деятельности, связанной с профессиональным самоопределением, можно обнаружить еще в эпоху до нашей эры. Так, в Древнем Вавилоне и Китае создавались труды, которые рассматривали занятость человека через спектр его личностных качеств и особенностей характера. Уже тогда во многих странах была целая система, представляющая собой то, что сегодня назвали бы собеседованием на профпригодность. Жрецы, воины, чиновники - все они были обязаны подтвердить способности перед вступлением в должность. Проводились даже психологические исследования, чтобы определить темперамент4. Но все эти традиции сложно было бы назвать профориентационной работой. Интерес к этой области с течением времени рос, необходимость целенаправленной деятельности становилась все более очевидной. Первое научное обоснование проблемы профессионального выбора содержала книга «Руководство по выбору профессии», выпущенная во Франции в 1849 году. Читателям предлагалось соотнести свои качества и рабочий функционал.
В начале следующего века развитие профориентации вышло на новый уровень с внедрением консультирования желающих
4 История профориентации от Вавилона до наших дней. URL: https://mel.fm/blog/smart-cour-se/24037-istoriya-proforiyentatsii-ot-vavilona-do-na-shikh-dney
сделать правильный выбор. Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году во Франции, в Страсбурге, в 1908 году в США, в Бостоне. Возникновение таких служб последовало за бурным ростом промышленности, миграцией сельских жителей в города, усилением проблемы самого выбора, отбора кадров работодателем. Эти причины можно отнести к разряду социально-экономических условий. К психологическим причинам относится проблема свободы выбора. Идея того времени заключалась в том, чтобы донести до молодежи информацию о как можно большем количестве профессий, чтобы на первый план не выходила наиболее доступная или та, в которой состоялись родственники. Многие из принципов профориентации, сформулированные в те годы, актуальны и в настоящее время.
Потребность в консультациях такого рода возникла, потому что перед людьми встала проблема выбора своего будущего. До начала ХХ века немногие могли выбирать самостоятельно профессию и образ жизни, не подчиняясь патриархальному порядку. Теперь же у населения появились боязнь ошибиться и ответственность за свой выбор. Помощники-консультанты были призваны облегчить этот выбор. Таким образом, можно сделать вывод: чем больше в обществе реальной свободы, тем в большей степени в нем развита профориентация [12].
Начальные тенденции становления профориентации в России совпадают с общемировыми, специфичные в силу исторических событий этапы ее дальнейшего развития представлены в табл.
Первая организация по поиску работы в нашей стране была создана в 1897 году, но, несмотря на это, только в годы Первой мировой войны она приобрела статус государственного учреждения. В 1900 году нашим соотечественником, пожелавшим публиковаться под псевдонимом «Кающийся энциклопедист», были изложены интересные наблюдения о выборе профессии. Автор ут-
Таблица. Этапы развития профориентации в России (дореволюционный период - настоящее время)
Продолжительность этапа Внешние факторы, влияющие на развитие профориентации Профориентационная деятельность в рамках этапа
Дореволюционный период Сословные социально-экономические предпосылки для развития профориентации - отсутствие систематизированной профориентационной деятельности; - 1897 год - первая организация по поиску работы (статус государственного учреждения приобрела в годы Первой мировой войны); - 1900 год - публикации «Кающегося энциклопедиста» о профессиональном выборе; - формирование информационной профориентационной базы; - профессора вузов оказывают помощь выпускникам школ в профессиональном самоопределении
1917-1936 гг. Идеология марксизма акцентировала внимание на трудовой подготовке и трудоустройстве молодежи для успешного развития новой страны - 1917 год - статья Н. Рыбникова «Психология и выбор профессии»; - создание психологической и физиологической основы про-фориентирования; - 1930 год - создание системы школьной профориентации; - открытие бюро профконсультаций
1936-1959 гг. Тоталитаризм И.В. Сталина рассматривал профориентацию как «буржуазное течение» - 1936 год - постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»; - профориентация оказалась невостребованной и забытой
1960-1985 гг. Действует принцип коллектива: «быть как все», не отрываться от коллектива - вновь появляются консультации для молодежи; - ведутся научно-исследовательские работы по этой теме; - не учитываются индивидуальные склонности и предпочтения
1985-1990 гг. Потребность населения в увеличении свобод и права выбора. Государственная поддержка профориентационной деятельности - создаются центры по профессиональному ориентированию молодежи; - введение в школах дисциплины «Основы производства. Выбор профессии»; - ведется подготовка профконсультантов
1991-1996 гг. «Демократические преобразования» из-за распада СССР - профориентация переходит в ведение службы занятости населения
1996 год - настоящее время Стабилизация экономики. Личностно-ориентированный подход к воспитанию - 1996 год - постановление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ»
верждает, что вопрос о выборе профессии по-настоящему волновал лишь представителей разночинцев, а дети дворян могли серьезно не задумываться об этом, т. к. практически всегда перспективой для них являлось управление имением. Исходя из этого «Кающийся энциклопедист» выделил четыре пути профессионального выбора: 1) согласно семейным традициям; 2) случайный необдуманный выбор; 3) выбор по призванию; 4) выбор по расчету [13].
Еще одним направлением профориен-тирования в это время становится информирование молодежи через журналы, справочники и каталоги. Эти издания помогали осуществить выбор учебного заведения. Задолго до официального открытия профо-риентационных служб в Санкт-Петербурге
некоторые из профессоров ведущих вузов на безвозмездной основе помогали будущим студентам определиться с выбором специальности и факультета.
Можно сделать вывод, что в дореволюционной России еще не было систематизированной профориентационной деятельности, но социально-экономические условия для этого уже становились очень яркими, что во многом определило развитие этого направления в следующую эпоху.
Идеология марксизма в новой советской России важным аспектом развития молодого государства считала проблемы трудоустройства и трудовой подготовки. Даже в сложный 1917 год вышла статья отечественного психолога доктора педагогических наук Николая Рыбникова «Психология
и выбор профессии», в которой выпускники школы знакомились с особенностями 22 профессий, для которых требовалось высшее образование. В этой публикации автор так оценивает состояние профориентаци-онной работы России в то время: «Выбор занятия, профессии в современном обществе исключительно дело случая. В этой области царит полнейший хаос, объясняющийся тем, что необходимость заработка заставляет браться за первое подвернувшееся под руку дело. При таком положении вещей общество не получает и доли того, что могла бы дать личность при более правильной организации распределения труда. Еще больший терпит ущерб сама личность, ибо труд без творчества есть рабство. Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию» [14; 15]. В течение 1920-х годов вопросами выбора и профессионального самоопределения занимались научные и практические учреждения: создавалась психологическая и физиологическая основа профориентирования. Такая деятельность позволила в начале 1930-х годов Центральной лаборатории по профконсуль-тации и профотбору разработать систему школьной профориентации. Так, уже с 1930 по 1933 год было открыто в стране 47 бюро профконсультаций.
Активная стадия развития профориентации продолжалась недолго - в 1936 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе нар-компросов», которое привело к ее кризису. Тоталитарный режим И.В. Сталина, отметающий любую возможность выбора и свободы, рассматривал профориентацию как «буржуазное течение» [16].
Профориентация оказалась забытой до конца 1950-х годов. Только спустя 20 лет вновь стали появляться консультации, помогающие сделать молодежи правильный
выбор, прошли защиты диссертаций по этой теме. Значительный перерыв в исследованиях этого вопроса, безусловно, отрицательно сказался на профориентационной деятельности, спустив ее на примитивный уровень. Регресс профориентационной работы можно наблюдать и в последующие годы. Коллективные призывы трудоустройства на заводы и фабрики никак не учитывали индивидуальные особенности и пожелания молодежи. Такая ситуация продолжалась до середины 1980-х годов. Только в эти годы в стране даже на официальном и партийном уровнях обозначилась потребность в существенных изменениях, и прежде всего в плане увеличения свобод [12]. Профориентация выходит на новый виток развития - при поддержке со стороны Министерства труда и Министерства образования создаются центры по профессиональному ориентированию молодежи. Можно сделать вывод, что государство признало актуальность и значимость профессионального просвещения школьников. В образовательных учреждениях появилась специализированная дисциплина «Основы производства. Выбор профессии», велась подготовка профконсультантов. Этот курс изучался в 8-9-х классах (до 1989/90 учебного года в 7-8-х классах) в рамках трудового и профессионального обучения с целью расширения научного и технического кругозора учащихся, оказания им помощи в сознательном выборе профессии. В содержание курса входили понятия о научных основах современного производства, классификация профессий, требования к представителю определенной профессии, учет личных интересов и пр., а также практические работы по ознакомлению с профилями трудовой подготовки и массовыми профессиями и др. Таким образом, в СССР была реализована научно обоснованная система по профориентированию населения, имеющая государственную поддержку.
Сложившаяся система претерпела ряд изменений в связи с распадом СССР и «демократическими преобразованиями», про-
исходившими в государстве. Значимость профориентации все так же остается ценной, но ее развитие приобрело новый вектор. Как дисциплина она не была под запретом в государстве, но из ведения школы ее фактически передали в службы занятости населения. Двойственное положение и, как следствие, подчинение различным государственным структурам вновь привело к деградации профориентации как системы.
После некоторой стабилизации в экономике государство вновь обратилось к проблемам профориентации. Так, в 1996 году власти приняли постановление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», в котором утверждалась важность профориен-тирования как элемента общечеловеческой культуры и заботы о подрастающем поко-лении5. Документ законодательно утвердил особенности и направления работы в этой сфере, социальные гарантии и принципы построения системы профориентации на государственном уровне6.
Современная система профориентации соответствует требованиям времени и включает комплекс научно обоснованных форм, методов и средств помощи обучающимся для оптимизации его профессионального самоопределения с учетом личностных характеристик и тенденций рынка труда [17]. Сегодня в образовательной практике наблюдается множество примеров успешной организации профориентации в школе. Но, вместе с тем, существуют проблемные аспекты, требующие решения, а именно: уход профориентации в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала», игнорирование тенденций рынка труда и профессиональных вызовов будущего, ориентация школьников на устаревающие профессии,
решение проблемы профориентирования только с помощью тестовых диагностик, традиционный взгляд на профессию (одна специальность на всю жизнь) и др.
Методически правильно организованная профориентационная работа педагога со школьниками играет ключевую роль в оказании поддержки обучающимся в выборе будущей профессиональной деятельности, а также выработке у школьников профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда [18; 19]. Как показывает данный опыт развития профориентационной деятельности, успешное самоопределение школьников не может сводиться к разовым мероприятиям. Это должен быть сложный длительный процесс, итогом которого становится увязка индивидуальных качеств и профессиональных запросов. Для того чтобы профессиональная ориентация в образовательном учреждении дала нужные результаты, она должна быть непрерывной и проводиться на системной основе, состоять из последовательных взаимодополняющих этапов и включать в свою модель различные социальные институты [20]. Проведенный нами ретроспективный анализ развития профориентационной деятельности позволяет определить субъектно-объектные элементы такой модели, сложившейся в нашей стране, и на следующем этапе исследования сравнить полученную модель с новой, перспективной структурой (рис.).
СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ
- школа - обучающийся
- государство : : 10-11 класса
Рис. Субъектно-объектные отношения в модели профориентационной деятельности на конец 1990 гг. в РФ
5 Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
6 История профориентации от Вавилона до наших дней. URL: https://mel.fm/blog/smart-course/24037-istoriya-proforiyentatsii-ot-vavilona-do-nashikh-dney
Модель наглядно демонстрирует узость субъектно-объектных отношений в профо-риентационной деятельности. На следующем этапе исследования мы хотим определить, какие изменения произошли в настоящее время с субъектом и объектом профориентации и каких нововведений можно ожидать в скором будущем. Определенно можно сказать, что данная модель расширится, в нее войдут семья обучающегося, профологи, работодатели, карьерные менеджеры, психологи и др. Также изменятся возрастные границы объекта: в игровой форме профориен-тирование начинается уже в детских садах. Сравнительный анализ этих моделей позволит создать эффективную методику профо-риентационной деятельности для современной школы.
Проведенный нами ретроспективный анализ развития профориентационной деятельности дает возможность выявить и оценить причины, влияющие на ее развитие или деградацию. Данное понимание становится основой для определения успешных позиций профориентации в современном обществе. Резюмируя опыт профориентаци-онной работы с молодежью, накопленный в течение многих лет, можно сделать следующие выводы:
- необходим комплексный подход в проведении профориентации, соединяющий науку и практику;
- реалии современного быстро меняющегося мира требуют от обучающихся своевременного профессионального самоопределения и развитых навыков аналитического мышления;
- предшественниками накоплено достаточно много знаний в данном направлении, перед педагогами встает задача отбора актуальных методик и программ, а также учета ошибок и негативного опыта;
- необходимы изучение и проецирование успешного зарубежного опыта профо-риентационной деятельности в современные реалии образовательного процесса нашей страны;
- в связи с тем что профориентация в нашей стране развивалась непоследовательно и несистемно, в нашей практике нет сформированной методической базы.
С учетом этих аспектов, а также курса на изменение отношения к профориентации необходимо определить ресурсы и потребности для успешной профориентации на уровне образовательного учреждения, региона и страны, что и предполагается к раскрытию на следующем этапе исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сахарова В.И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 10. С. 23-29.
2. Чекмарева Е.А. Исследование условий и факторов воспроизводства трудового потенциала муниципальных районов Вологодской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5 (47). С. 173-194.
3. Короленко А.В., Калачикова О.Н. Сформированность профессиональных предпочтений как фактор социализации детей подросткового возраста // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6 (48). С. 143-161.
4. Разварина И.Н., Харламова А.Г., Тропина И.В. Оценка влияния уровня школьной мотивации на формирование личностных характеристик подростков // Экономика и социум. 2016. № 3 (22). С. 1596-1603.
5. Чистякова С.Н. Системное сопровождение процесса формирования профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 4. С. 2-5.
6. Котова С.С., Хасанова И.И. Психолого-педагогическое содействие профессиональному самоопределению молодежи в условиях преодоления конфликтующих реальностей // Инновационная наука. 2015. № 6. С. 250-253.
7. Грачева Л.Ю., Родичев Н.Ф. Поддержка профессионального самоопределения молодежи: проблемы и перспективны в контексте идей непрерывного образования // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по мат-лам Международ. науч.-практ. конф. М., 2014. С. 25-28.
8. Cray K., Herr E. Other ways to win: creating alternatives for high school graduate. Thousand Oaks, California: Corwin Press, Inc. A Sage Publications Company, 2000. 198 p.
9. Heckman J.J., Jacobs B. Policies to Create and Destroy Human Capital in Europe: discussion paper № 4680. Bonn: IZA, 2009. 112 p.
10. Sloane P.J. Overeducation, skill mismatches, and labor market outcomes for college graduates. Bonn: IZA World of Labor, 2014. 10 p.
11. Леонидова Г.В., Устинова К.А. Образовательный потенциал молодежи как ресурс модернизации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 172-178.
12. Пряжникова Е.Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 224-231.
13. Милославский В.Г. По пути развития: сб. науч. ст. Казань, 2017. 274 с.
14. Рыбников Н. Психология и выбор профессии. 3-е доп. изд. Орел: Госиздат, 1922. 76 с.
15. Улесикова И.В., Постнова М.В., Срослова Г.А. История формирования системы профориентации на основе психофизиологии // Вестн. ВолГУ. Сер. 11. Естественные науки. 2016. № 4 (18). С. 68-73.
16. Малофеев Н.Н. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» и развитие специальной школы // Альманах Института коррекцион-ной педагогики. 2011. № 15. С. 6-11.
17. Карташова Е.И. Современная система профессиональной ориентации // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2016. № 2 (11). С. 138-140.
18. Artemenko O. The school developing space, as the factor, having promoted with the junior schoolchildren mental development. European Journal of Natural History, 2010, no. 3, pp. 69-71.
19. Килина И. А. Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 40-48.
20. Шикина Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-professionalnoy-orientatsii-vypusknikov-shkol-problemy-i-resheniya
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Сухарева Любовь Михайловна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: +7(8172) 59-78-37.
Sukhareva L.M.
CAREER GUIDANCE AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH: A RETROSPECTIVE ANALYSIS
The article presents a retrospective analysis of the formation and development of career guidance in Russia. To achieve this goal, the author studied psychological, pedagogical and socioeconomic approaches to the problem of career-oriented self-determination of the younger generation, which helped form the methodological basis of the study, as well as to determine its relevance. The significance of the study is determined by the data of the laboratory of social and professional self-determination of the Institute of Content and Methods of Training of the Russian Academy of Education; the data are confirmed by the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, the Center for Labor Research of the State University of the Higher School of Economics and the results of research of the Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". Analysis of scientific literature helped identify the main stages of career guidance. The author makes an attempt to highlight external causes affecting the development or the crisis of career guidance. This understanding becomes the basis for determining the successful position of career guidance in modern society. The analysis of the development of career guidance allowed the author to determine the subject-object elements in the career guidance model that has developed in our country, and at the next stage of the study to compare the model with a new, promising structure. A comparative analysis of these models will help create an effective method of career guidance for the modern school. The prospects of the study include a course to change attitudes to career guidance, the establishment of its priority direction of the educational process. To do this, it is necessary to determine the resources and needs for successful career guidance at the level of educational institutions, the region and the country, which will be disclosed at the next stage of the study. The materials of the article can be useful for teachers, class teachers, teachers-organizers of educational institutions, students enrolled in teacher-training programs at universities, employees and methodologists of scientific and educational centers.
Career guidance, career guidance activity, career guidance self-determination, retrospective analysis.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sukhareva Lyubov' Mikhailovna - Research Engineer, Department for Studies of Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-37.