Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market
ного процесса. На окончательное принятие решения выбора будущей профессии влияет ряд факторов:
• позиция членов семьи;
• советыучителейидрузей;
• информированность о востребованных профессиях;
• наличие на территории проживания средних и высших учебных заведений;
• личные профессиональные намерения;
• индивидуальные способности и возможности.
Грамотно организованная профориента-ционная работа является одним из путей решения острых социальных проблем: создание условий для самостоятельного и осознанного выбора профессии с учетом ценностных ори-
ентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.
Профессиональное самоопределение детей с нарушением зрения достигается путем проведения комплекса мероприятий, направленных на оказание помощи в выборе будущей профессии.
Горячева Е. Д. Профильное обучение как проблема управления развитием региональной системы образования // Адукацыя i выхаванне. 2005. № 12. С. 3-6. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профори-ентология: Теория и практика : учеб. пособие. М. : Академический проезд ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. Кухарчук А. М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся : пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ. Минск : Бел. наука, 2000.
УДК/UDC 37.048.45
С. С. Асеева S. Aseeva
ОРИЕНТИР — ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ LANDMARK — PROFESSIONAL FUTURE
В статье представлен опыт работы педагогического коллектива Междуреченского горностроительного техникума с обучающимися 9-11-х классов школ г. Междуреченска по профессиональному самоопределению и их осознанному выбору профессии или специальности.
The article presents the experience of the teaching staff of Mezhdurechensk Mining and Engineering College in professional self-determination and conscious choice of profession or specialty of grades 9-11 students in schools of Mezhdurechensk.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.
Keywords: professional self-determination, career guidance.
Профессиональное самоопределение — это характерная особенность старшего школьного возраста. Именно в этот период обучающиеся с 9-го по 11-й класс должны определиться с выбором профессии или специальности.
В нашем городе Профцентр прекратил свое существование в 2009 г В связи с этим
у обучающихся 9-11-х классов школ города возникли трудности с выбором профессии.
Педагогический коллектив нашего техникума работает над проблемой профессионального самоопределения с 2012 г На тот момент для нас это действительно была проблема: мы не выполнили контрольные цифры приема в техникум, и проведенный нашим психологом опрос студентов выпускных групп показал, что только 50 % из них сделали осознанный выбор профессии/специальности.
Так, на базе нашего техникума в 2012 г. была создана школа «Ориентир» и разработан проект «Ориентир — профессиональное будущее».
Цель проекта: создание условий, способствующих профессиональному самоопределению у обучающихся 9-11-х классов средней школы и осознанному выбору профессии или специальности в Междуреченском горностроительном техникуме (МГСТ) как наиболее приемлемого варианта дальнейшего развития образовательной траектории.
Задачи проекта:
1. Оказание помощи обучающимся 9-11-х классов школ г Междуреченска в целенаправ-
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»
ленном и осознанном выборе профессии или специальности.
2. Создание команды на базе МГСТ для реализации проекта (определить ответственных и их обязанности).
3. Позиционирование МГСТ на рынке образовательных услуг в среде потенциальных абитуриентов (заключение договора о сотрудничестве и сетевом взаимодействии с МБОУ «Центр детского творчества», филиалом ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» и ОАО «Южный Кузбасс»).
4. Популяризация и повышение престижа профессий и специальностей, востребованных на рынке труда Междуреченского городского округа.
Срок действия проекта: 2013-2015 гг.
Критерии успеха проекта:
1) повышение конкурса при поступлении (2-3 человека на 1 место) на наиболее востребованные профессии и специальности;
2) увеличение количества обучающихся 9-11-х классов в школе «Ориентир» с 50 до 80-100 человек;
3) снижение отсева студентов МГСТ по причине неосознанного выбора профессии или специальности с 10 до 2 %.
Проект реализовывался в три этапа.
Первый этап проекта — подготовка к реализации программы профессиональной ориентации (август — сентябрь), а именно:
1) разработка и обсуждение программы профессиональной ориентации;
2) создание команды на базе МГСТ для реализации проекта (определялись ответственные и их обязанности: заместители директора по УВР и УПР, преподаватели, мастера производственного обучения);
3) заключение договора о сотрудничестве и сетевом взаимодействии МГСТ с МБОУ «Центр детского творчества», филиалом ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» и ОАО «Южный Кузбасс»;
4) МГСТ совместно с ЦДТ формирует целевые группы обучающихся 9-11-х классов для школы «Ориентир».
Второй этап проекта включал практическую реализацию концепции программы профессиональной ориентации (октябрь — апрель).
МБОУ «Центр детского творчества» с 1 октября по 15 ноября:
• организует встречи со специалистами Центра занятости населения;
• организует встречи с работодателями Междуреченского городского округа;
• организует работу с психологами ЦДТ и МГСТ
МГСТ с 19 ноября по 28 февраля работал по следующим направлениям:
^ занятия на базе МГСТ (продолжительность занятий 2 часа два раза в неделю):
^ «Введение в профессию и специальность»;
^ «Психология успеха и планирование карьеры»;
^ привлечение к проведению занятий обучающихся МГСТ
^ мастер-классы (использование специальных, в том числе профориентационных, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения с целью побуждения обучающихся к выбору и формированию навыков решения проблем).
КузГТУ с 4 по 28 марта проводил занятия на своей базе. Цель занятий: знакомство со специальностью. Занятия носили практико-ориентированный характер.
ОАО «Южный Кузбасс» совместно с МГСТ (апрель) организовало экскурсии на свои предприятия:
• 3 экскурсии на открытом пространстве (разрезы: «Красногорский» «Сибиргинский», «Ольжерасский») и 3 экскурсии в закрытом помещении (шахты: им. В. И. Ленина, «Ольжерас-ская-Новая», «Сибиргинская»);
• обеспечило транспортом для доставки обучающихся на экскурсии;
• организовало встречи специалистов и обучающихся по специальностям «подземная разработка пластовых месторождений», «шахтное и подземное строительство», «обогащение полезных ископаемых», «маркшейдерское дело», «открытые горные работы», «горные машины и оборудование».
На третьем этапе проекта обобщен опыт реализации программы профессиональной ориентации (май — июнь), а именно:
1)проведено повторное профориентаци-онное тестирование и консультирование обучающихся 9-11-х классов с целью профессиональной ориентации и помощи в выборе профессии и специальности (работа психолога МГСТ);
2) подведены итоги работы в рамках проекта (анализ анкет-отзывов от работодателей; анализ анкет обучающихся 9-11-х классов «Жизненные ценности и профессиональный выбор») (работа МГСТ);
46
Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (23) 2016
Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market
3) подготовлены аналитические материалы по итогам работы по реализации программы;
4) разработан проект перспектив, путей и способов дальнейшего развития программы профессиональной ориентации (круглый стол).
Результаты внедрения проекта:
1) выполнение контрольных цифр приема МГСТ — 300 бюджетных мест (2013 г — 300 человек, 2014 г. — подали заявление в приемную комиссию 350 человек). В 2015 г на 250 бюджетных мест подали заявление в приемную комиссию 315 человек;
2) конкурсный набор на профессии и специальности МГСТ (2014-2015 гг. — 3 человека на 1 место). Так, на 2014-2015 гг. это профессии и специальности «маркшейдерское дело», «открытые горные работы», «повар-кондитер», «машинист дорожных и строительных машин»;
3) увеличение количества обучающихся 9-11-х классов в школе «Ориентир» (2013 г. —
2 группы по 25 человек, 2014-2015 гг. —
3 группы по 25 человек);
4) осознанный выбор профессии и специальности абитуриентами при поступлении в МГСТ (отсев студентов в 2012 г — 10 %, 2013 г. — 5 %, 2014-2015 гг. — 3 %);
5) создание Центра содействия трудоустройству выпускников и профориентации (2014 г.).
1. Балашова И. А. Профориентационная деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № 2. С. 48-65.
2. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры. Азбука профориентации. СПб. : Речь, 2006. 240 с.
3. Верин-Галицкий Д. Почему мужская профессия стала женской? // Народное образование. 2008. № 8. С. 139-143.
4. Кугушева Н. И. Метод проектов в профессиональной ориентации учащихся // Школа и производство. 2007. № 5. С. 9.
5. Мартина Н. Как помочь школьнику определиться с профессией? // Директор школы. 2007. № 10. С. 79-82.
6. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М. : Академия, 2005. 496 с.
7. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. М. : Генезис, 2005. 144 с.
8. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. М. : Генезис, 2008. 208 с.
9. Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников : учеб.-метод. пособие. М. : Глобус, 2006. 256 с.
10. Чистякова С. Н., Родичев В. Ф. Профессиональное самоопределение. М. : ОИЦ «Академия», 2010. 176 с.
11. Шаповалов В. К. Консультирование по карьере : учеб. пособие. М. : Академический Проект, 2008. 282 с.
УДК/UDC 37.048.45-057.87 Н. В. Белослудцева
N. Belosludseva
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОНОГОРОДА
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE FORMATION OF THE STUDENT'S OF VOCATIONAL SCHOOL READINESS FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF ^MPANY TOWN
Профессиональное самоопределение автор рассматривает как этап формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода. Представлен опыт профориента-ционной работы учреждения среднего профессионального образования.
The article examines the professional self-determination as a stage of formation readiness of vocational school students to professional
activity in the conditions of company town. It describes the experience of a professional vocational school orientation.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, формирование готовности к профессиональной деятельности, моногород.
Keywords: professional self-determination, career guidance, formation of readiness for professional activity, œmpany town.