Научная статья на тему 'Ориентир - профессиональное будущее'

Ориентир - профессиональное будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асеева Светлана Сергеевна

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива Междуреченского горностроительного техникума с обучающимися 9-11-х классов школ г. Междуреченска по профессиональному самоопределению и их осознанному выбору профессии или специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDMARK - PROFESSIONAL FUTURE

The article presents the experience of the teaching staff of Mezhdurechensk Mining and Engineering College in professional self-determination and conscious choice of profession or specialty of grades 9-11 students in schools of Mezhdurechensk.

Текст научной работы на тему «Ориентир - профессиональное будущее»

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

ного процесса. На окончательное принятие решения выбора будущей профессии влияет ряд факторов:

• позиция членов семьи;

• советыучителейидрузей;

• информированность о востребованных профессиях;

• наличие на территории проживания средних и высших учебных заведений;

• личные профессиональные намерения;

• индивидуальные способности и возможности.

Грамотно организованная профориента-ционная работа является одним из путей решения острых социальных проблем: создание условий для самостоятельного и осознанного выбора профессии с учетом ценностных ори-

ентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.

Профессиональное самоопределение детей с нарушением зрения достигается путем проведения комплекса мероприятий, направленных на оказание помощи в выборе будущей профессии.

Горячева Е. Д. Профильное обучение как проблема управления развитием региональной системы образования // Адукацыя i выхаванне. 2005. № 12. С. 3-6. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профори-ентология: Теория и практика : учеб. пособие. М. : Академический проезд ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. Кухарчук А. М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся : пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ. Минск : Бел. наука, 2000.

УДК/UDC 37.048.45

С. С. Асеева S. Aseeva

ОРИЕНТИР — ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ LANDMARK — PROFESSIONAL FUTURE

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива Междуреченского горностроительного техникума с обучающимися 9-11-х классов школ г. Междуреченска по профессиональному самоопределению и их осознанному выбору профессии или специальности.

The article presents the experience of the teaching staff of Mezhdurechensk Mining and Engineering College in professional self-determination and conscious choice of profession or specialty of grades 9-11 students in schools of Mezhdurechensk.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.

Keywords: professional self-determination, career guidance.

Профессиональное самоопределение — это характерная особенность старшего школьного возраста. Именно в этот период обучающиеся с 9-го по 11-й класс должны определиться с выбором профессии или специальности.

В нашем городе Профцентр прекратил свое существование в 2009 г В связи с этим

у обучающихся 9-11-х классов школ города возникли трудности с выбором профессии.

Педагогический коллектив нашего техникума работает над проблемой профессионального самоопределения с 2012 г На тот момент для нас это действительно была проблема: мы не выполнили контрольные цифры приема в техникум, и проведенный нашим психологом опрос студентов выпускных групп показал, что только 50 % из них сделали осознанный выбор профессии/специальности.

Так, на базе нашего техникума в 2012 г. была создана школа «Ориентир» и разработан проект «Ориентир — профессиональное будущее».

Цель проекта: создание условий, способствующих профессиональному самоопределению у обучающихся 9-11-х классов средней школы и осознанному выбору профессии или специальности в Междуреченском горностроительном техникуме (МГСТ) как наиболее приемлемого варианта дальнейшего развития образовательной траектории.

Задачи проекта:

1. Оказание помощи обучающимся 9-11-х классов школ г Междуреченска в целенаправ-

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

ленном и осознанном выборе профессии или специальности.

2. Создание команды на базе МГСТ для реализации проекта (определить ответственных и их обязанности).

3. Позиционирование МГСТ на рынке образовательных услуг в среде потенциальных абитуриентов (заключение договора о сотрудничестве и сетевом взаимодействии с МБОУ «Центр детского творчества», филиалом ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» и ОАО «Южный Кузбасс»).

4. Популяризация и повышение престижа профессий и специальностей, востребованных на рынке труда Междуреченского городского округа.

Срок действия проекта: 2013-2015 гг.

Критерии успеха проекта:

1) повышение конкурса при поступлении (2-3 человека на 1 место) на наиболее востребованные профессии и специальности;

2) увеличение количества обучающихся 9-11-х классов в школе «Ориентир» с 50 до 80-100 человек;

3) снижение отсева студентов МГСТ по причине неосознанного выбора профессии или специальности с 10 до 2 %.

Проект реализовывался в три этапа.

Первый этап проекта — подготовка к реализации программы профессиональной ориентации (август — сентябрь), а именно:

1) разработка и обсуждение программы профессиональной ориентации;

2) создание команды на базе МГСТ для реализации проекта (определялись ответственные и их обязанности: заместители директора по УВР и УПР, преподаватели, мастера производственного обучения);

3) заключение договора о сотрудничестве и сетевом взаимодействии МГСТ с МБОУ «Центр детского творчества», филиалом ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» и ОАО «Южный Кузбасс»;

4) МГСТ совместно с ЦДТ формирует целевые группы обучающихся 9-11-х классов для школы «Ориентир».

Второй этап проекта включал практическую реализацию концепции программы профессиональной ориентации (октябрь — апрель).

МБОУ «Центр детского творчества» с 1 октября по 15 ноября:

• организует встречи со специалистами Центра занятости населения;

• организует встречи с работодателями Междуреченского городского округа;

• организует работу с психологами ЦДТ и МГСТ

МГСТ с 19 ноября по 28 февраля работал по следующим направлениям:

^ занятия на базе МГСТ (продолжительность занятий 2 часа два раза в неделю):

^ «Введение в профессию и специальность»;

^ «Психология успеха и планирование карьеры»;

^ привлечение к проведению занятий обучающихся МГСТ

^ мастер-классы (использование специальных, в том числе профориентационных, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения с целью побуждения обучающихся к выбору и формированию навыков решения проблем).

КузГТУ с 4 по 28 марта проводил занятия на своей базе. Цель занятий: знакомство со специальностью. Занятия носили практико-ориентированный характер.

ОАО «Южный Кузбасс» совместно с МГСТ (апрель) организовало экскурсии на свои предприятия:

• 3 экскурсии на открытом пространстве (разрезы: «Красногорский» «Сибиргинский», «Ольжерасский») и 3 экскурсии в закрытом помещении (шахты: им. В. И. Ленина, «Ольжерас-ская-Новая», «Сибиргинская»);

• обеспечило транспортом для доставки обучающихся на экскурсии;

• организовало встречи специалистов и обучающихся по специальностям «подземная разработка пластовых месторождений», «шахтное и подземное строительство», «обогащение полезных ископаемых», «маркшейдерское дело», «открытые горные работы», «горные машины и оборудование».

На третьем этапе проекта обобщен опыт реализации программы профессиональной ориентации (май — июнь), а именно:

1)проведено повторное профориентаци-онное тестирование и консультирование обучающихся 9-11-х классов с целью профессиональной ориентации и помощи в выборе профессии и специальности (работа психолога МГСТ);

2) подведены итоги работы в рамках проекта (анализ анкет-отзывов от работодателей; анализ анкет обучающихся 9-11-х классов «Жизненные ценности и профессиональный выбор») (работа МГСТ);

46

Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (23) 2016

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

3) подготовлены аналитические материалы по итогам работы по реализации программы;

4) разработан проект перспектив, путей и способов дальнейшего развития программы профессиональной ориентации (круглый стол).

Результаты внедрения проекта:

1) выполнение контрольных цифр приема МГСТ — 300 бюджетных мест (2013 г — 300 человек, 2014 г. — подали заявление в приемную комиссию 350 человек). В 2015 г на 250 бюджетных мест подали заявление в приемную комиссию 315 человек;

2) конкурсный набор на профессии и специальности МГСТ (2014-2015 гг. — 3 человека на 1 место). Так, на 2014-2015 гг. это профессии и специальности «маркшейдерское дело», «открытые горные работы», «повар-кондитер», «машинист дорожных и строительных машин»;

3) увеличение количества обучающихся 9-11-х классов в школе «Ориентир» (2013 г. —

2 группы по 25 человек, 2014-2015 гг. —

3 группы по 25 человек);

4) осознанный выбор профессии и специальности абитуриентами при поступлении в МГСТ (отсев студентов в 2012 г — 10 %, 2013 г. — 5 %, 2014-2015 гг. — 3 %);

5) создание Центра содействия трудоустройству выпускников и профориентации (2014 г.).

1. Балашова И. А. Профориентационная деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № 2. С. 48-65.

2. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры. Азбука профориентации. СПб. : Речь, 2006. 240 с.

3. Верин-Галицкий Д. Почему мужская профессия стала женской? // Народное образование. 2008. № 8. С. 139-143.

4. Кугушева Н. И. Метод проектов в профессиональной ориентации учащихся // Школа и производство. 2007. № 5. С. 9.

5. Мартина Н. Как помочь школьнику определиться с профессией? // Директор школы. 2007. № 10. С. 79-82.

6. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М. : Академия, 2005. 496 с.

7. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. М. : Генезис, 2005. 144 с.

8. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. М. : Генезис, 2008. 208 с.

9. Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников : учеб.-метод. пособие. М. : Глобус, 2006. 256 с.

10. Чистякова С. Н., Родичев В. Ф. Профессиональное самоопределение. М. : ОИЦ «Академия», 2010. 176 с.

11. Шаповалов В. К. Консультирование по карьере : учеб. пособие. М. : Академический Проект, 2008. 282 с.

УДК/UDC 37.048.45-057.87 Н. В. Белослудцева

N. Belosludseva

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОНОГОРОДА

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE FORMATION OF THE STUDENT'S OF VOCATIONAL SCHOOL READINESS FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF ^MPANY TOWN

Профессиональное самоопределение автор рассматривает как этап формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода. Представлен опыт профориента-ционной работы учреждения среднего профессионального образования.

The article examines the professional self-determination as a stage of formation readiness of vocational school students to professional

activity in the conditions of company town. It describes the experience of a professional vocational school orientation.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, формирование готовности к профессиональной деятельности, моногород.

Keywords: professional self-determination, career guidance, formation of readiness for professional activity, œmpany town.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.