Shvatskiy Alexey Yurievich, Zubkova Svetlana Nikolaevna
THE INFLUENCE OF LEVEL OF SELF-ESTEEM PROFESSIONAL ..
psychological science
UDC 159.99
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
© 2019
Швацкий Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Психология и педагогика» Зубкова Светлана Николаевна, студентка психолого-педагогического факультета Оренбургский государственный университет, филиал Орский гуманитарно-технологический институт (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема влияния уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте имеет особую актуальность в настоящее время. Это связано с тем, что самооценка является наиболее важным условием осуществления индивидуального подхода к профессиональному самоопределению личности. Самооценочная информация позволяет молодым людям соотносить свои возможности с требованиями профессиональной деятельности. В юношеском возрасте самооценка выступает одним из важных условий развития и становления личности. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение влияния уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В исследовании использовались следующие методики: «Изучение профессионального самоопределения» Дж.Голланда, «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалева. В представленном исследовании принимали участие студенты 1-4 курсов в количестве 50 человек. На основании проведенного исследования было выявлено, что уровень самооценки влияет на профессиональное самоопределение: у студентов с заниженной самооценкой преобладает социальный и конвенциальный тип профессиональной направленности, а у студентов с адекватной самооценкой преобладает интеллектуальный и артистический тип профессиональной направленности.
Ключевые слова: самооценка, юношеский возраст, самоопределение, профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, социально-профессиональная ориентация.
THE INFLUENCE OF LEVEL OF SELF-ESTEEM PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN ADOLESCENCE
© 2019
Shvatskiy Alexey Yurievich, candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair «Psychology and pedagogy» Zubkova Svetlana Nikolaevna, student of psycho-pedagogical faculty
Orenburg State University, branch Orsk Humanities and Technology Institute (462403, Russia, Orsk, Mira prospect, 15a, e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of the influence of the level of self-esteem on professional self-determination in adolescence is of particular relevance at the present time. This is due to the fact that self-esteem is the most important condition for the implementation of an individual approach to professional self-determination. Self-assessment information allows young people to correlate their capabilities with the requirements of their professional activities. In adolescence, self-esteem is one of the important conditions for the development and formation of personality. This article presents the results of a study aimed at studying the impact of the level of self-esteem on professional self-determination in adolescence. The work was carried out on the basis of the Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of the OSU. The study used the following methods: "the Study of professional self-determination."Holland, "Determination of the level of self-esteem" S. V. Kovalev. The presented study involved students of 2-4 courses in the amount of 50 people. Based on the study, it was found that the level of self-esteem affects professional self-determination: students with low self-esteem is dominated by social and conventional type of professional orientation, and students with adequate self-esteem is dominated by intellectual and artistic type of professional orientation.
Keywords: self-esteem, adolescence, self-determination, professional self-determination, professional orientation, social and professional orientation.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Важной проблемой юношества является определение собственных жизненных целей. Развитие таких личностных качеств как уверенность в себе, самостоятельность и настойчивость, которые, в первую очередь, связаны с уровнем самооценки личности [1]. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте предполагает собой процесс развития и формирования личностью сознательного отношения к профессиональной и трудовой среде и оценку своих возможностей [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что изучением проблемы взаимосвязи самооценки и профессионального самоопределения занимались многие исследователи. Различные стороны данной проблемы в своих работах затрагивали А.А. Абрамян [3], О.А. Андриенко [4, 5], О.А. Боталова [6], М.Н. Булаева, А.В. Лапшова [7], А.В. Захарова [8], Э.Ф. Зеер [9, 10], Е.А. Климов [11], И.Л. Мирошниченко [12], С.Л. Рубинштейн [13] и др. [14-18].
«Профессиональное самоопределение является длительным процессом, который занимает большую часть
жизни индивида. Сущностью этого процесса выступает осознанный выбор профессии, учитывающий своеобразие и возможности личности» [4, с.16].
«Часто учащиеся не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; школьники практически не имеют представления о научных основах выбора профессии; они не достаточно обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда; выпускников часто привлекает только внешняя сторона профессии» [19, с.125].
С.Л. Лесникова и М.Г. Леухова отмечают, что «профессиональное самоопределение студентов в условиях высшего образования рассматривается как процесс и как результат профессионального выбора, при этом под результатом понимается готовность к осознанию данного акта, а под процессом - поэтапное формирование этой готовности [20, с. 253]
В свете нашего исследования интерес представляет проблема самооценки. В настоящее время в психологии имеется множество подходов к определению самооценки. Многие отечественные авторы раскрывают самооценку как прямое выражение оценивания других лиц, участвующих в развитии личности [21].
Выделяют адекватную, завышенную и заниженную
психологически науки
Швацкий Алексей Юрьевич, Зубкова Светлана Николаевна ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ...
самооценку.
Множественные исследования показывают, что неадекватная самооценка пагубно сказывается на всем развитии личности, в том числе и на профессиональном самоопределении. Личность не может оценить свои возможности в соответствии со всем спектром своих способностей.
В одном из исследований, в котором принимали участие старшеклассники, выявлена прямая взаимосвязь между уровнем их самооценки и профессиональным самоопределением [4].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи между уровнем самооценки и профессиональным самоопределением в юношеском возрасте.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ.
В исследовании использовались следующие методики: «Изучение профессионального самоопределения» (автор Дж. Голланд) [22], «Определение уровня самооценки» (автор С.В. Ковалев) [23].
В представленном исследовании принимали участие студенты 1-4 курсов в количестве 50 человек.
В результате проведенного экспериментального исследования с помощью представленных методик для определения уровня самооценки и профессионального самоопределения в юношеском возрасте, были получены следующие результаты (табл.1).
Таблица 1 - Сопоставление уровня самооценки и профессионального самоопределения
Тип личности по Дж.Голланду Уровень самооценки
Средний Низкий
Реалистичный 2% 2%
Интеллектуальный 14% 4%
Социальный 2% 20%
Конвенциальный 2% 22%
Предприимчивый 4% 4%
Артистический 18% 6%
Среди опрошенных студентов были выявлены два уровня самооценки: средний (адекватная самооценка) и низкий (заниженная самооценка)
58% студентов имеют низкий уровень самооценки, они часто болезненно переносят критические замечания в свой адрес, стараются соответствовать мнению других людей. При низкой самооценке проявляется неудовлетворенность своими отношениями с окружающими, высокая чувствительность, эмоциональная уязвимость. Люди с заниженной самооценкой часто не достигают намеченных целей из-за нерешительности и неуверенности в себе. Низкая самооценка мешает во взаимодействии с окружающими, так как человек при общении ставит других выше самого себя.
42% студентов имеют средний уровень самооценки, то есть самооценка соответствующая реальным результатам и ожиданиям референтной группы людей. Адекватная самооценка говорит о зрелости личности. Индивиды с адекватной самооценкой верно соотносят свои возможности и способности, ставят перед собой реальные цели, критически относятся к себе. В конфликтных ситуациях ведут себя конструктивно.
Согласно результатам проведенной методики Дж. Голланда было выявлено:
1. У 4% студентов преобладает реалистичный тип, который характеризуется активностью и настойчивостью личности, практическим типом мышления, хорошо развитыми двигательными навыками и пространственным воображением. Индивиды с таким типом профессиональной направленности наиболее склонны к реше-
нию конкретных задач, требующих активности, определенного уровня физической силы. Социальные навыки нужны минимально.
2. У 18% студентов преобладает интеллектуальный тип, который характеризуется аналитическим складом ума, независимостью и уникальностью суждений, любознательностью и низкой физической активностью. Индивиды с таким типом профессиональной направленности склонны к решению задач, требующих абстрактное мышление и определенного уровня творческих способностей. Межличностные отношения играют для них маловажную роль.
3. У 22% студентов преобладает социальный тип, который характеризуется гуманностью, способностью к сопереживанию, зависимостью от общественного мнения. Индивиды с таким типом профессиональной направленности предпочитают работать в сферах образования, здравоохранения, обслуживания. Их сферы деятельности основаны на решение проблем, связанных с умением разбираться в поведении людей.
4. У 24% студентов преобладает конвенциальный тип, который характеризуется стереотипным подходам к решению проблем, консервативным характером, подчиняемостью и зависимостью, преобладанием математических способностей. Индивиды с таким типом профессиональной направленности склонны к деятельности, требующей способностей к обработке рутинной информации и числовых данных.
5. У 8% студентов преобладает предприимчивый тип, который характеризуется энергичностью, импульсивностью, готовностью к риску, развитыми организаторскими способностями. Индивиды с таким типом профессиональной направленности склонны к решению сложных задач, связанных с общением с различными слоями населения в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в людях и определенного уровня красноречия.
6. У 24% студентов преобладает артистический тип, который характеризуется развитым воображением и интуицией, эмоционально сложным взглядом на жизнь, гибкостью и оригинальностью мышления. Индивиды с таким типом профессиональной направленности занимаются решением проблем, требующих наличия художественного вкуса и хорошо развитого воображения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Сопоставление полученных результатов позволяет сделать следующий вывод. У студентов с низкой самооценкой преобладает социальный и конвенциальный тип профессиональной направленности, следовательно, они больше подвержены влиянию общественного мнения, зависимы и не уверенны в себе. У студентов с адекватной самооценкой преобладает интеллектуальный и артистический тип, следовательно, они независимы, любознательны, имеют весьма сложные взгляды на жизнь, уверенные в себе.
Таким образом, была выявлена взаимосвязь между уровнем самооценки и профессиональным самоопределением в юношеском возрасте. Студенты с низким уровнем самооценки более склонны к выбору профессий связанных с обработкой информации и общением с людьми. В таких профессиях все действия подчиняются определенным правилам и закономерностям, они не требуют оригинальности мышления и решения каких либо трудных задач. В свою очередь студенты с адекватной самооценкой выбирают профессии связанные с творчеством, креативностью и решением нестандартных проблем. Такие профессии, в большинстве своем, дают возможность самовыражения и профессионального роста в соответствии с проявляемыми способностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Юрьева И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №3 (12). С. 33-35.
_2. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение выпускни-
Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2(4)
87
Shvatskiy Alexey Yurievich, Zubkova Svetlana Nikolaevna
THE INFLUENCE OF LEVEL OF SELF-ESTEEM PROFESSIONAL .
psychological science
ков школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 100-102.
3. Абрамян А.А. Влияние самооценки студентов на профессиональное самоопределение // Современная педагогика. 2015. №6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4371 (дата обращения: 14.02.2019).
4. Андриенко О.А. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников с разным уровнем самооценки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-18.
5. Андриенко О.А. Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
6. Боталова О.А. Особенности профессионального самоопределения у старших школьников с различным уровнем самооценки //Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. №2-3. С. 62-65.
7. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Современные тенденции развития социально-профессиональной ориентации студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 21-24.
8. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки. Мн.: Таллин, 2007.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М: Академический проект, 2006. 336 с.
10. ЗеерЭ.Ф., Павлова А.М., СадовниковаН.О. Профориентология: теория и практика. М.: Академический проспект: Фонд «Мир», 2008. 192 с.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 512 с.
12. Мирошниченко И.Л. Роль самооценки в профессиональном самоопределении учащихся //Педагогика и современность. 2016. №1. С. 67-71.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
14. Жданкина И.Ю. Роль профессиональной ориентации на этапе профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 10-13.
15. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Возможности открытого пространства воспитательной системы вуза в формировании профессионального самоопределения студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 305-308.
16. Платонова Р.И., Антонова В.Н. Педагогическая поддержка учащихся в профессиональном самоопределении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 25-29.
17. Григорьева Т.А., Кормакова В.Н. Нравственно-правовое самоопределение будущего специалиста таможенного дела: сущность, структура и содержание //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 187-190.
18. Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 99-102.
19. Андриенко О.А. Особенности профессионального самоопределения обучающихся старших классов средних общеобразовательных школ //Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 124-128.
20. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т.7. №3 (24). С. 253-256.
21. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? М.: Флинта: Наука, 2010. 392 с.
22. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Н.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. 560 с.
23. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» URL: http:// surwiki. admsurgut.ru/wiki/mages/8/8e/1._Самооценка_С.В.Ковалёв.pdf (дата обращения: 15.02.2019)