Научная статья на тему 'Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте'

Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
480
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОРАЛЬНОЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / MORAL-VALUE ORIENTATION / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанов Сергей Владимирович

В статье обсуждается проблема ответственности при осуществлении профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Обсуждается значение ценностно-моральных ориентаций личности как основы профессионального самоопределения и принятия ответственности за выбор. Выделены личностные составляющие ответственности автономия и моральный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and value grounds of professional choice at a young age

The article discusses the problem of responsibility in the exercise of professional self-determination in adolescence. The value of the moral values of the personality as the basis of professional self-determination and the assumption of responsibility for the choice is discussed. The personal components of responsibility are singled out autonomy and moral character.

Текст научной работы на тему «Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2016. № 3 MOSCOW UNIVERSITY PSYCHOLOGY BULLETIN. 2016. # 3

УДК 331.54, 159.923, 159.922.8

морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте

с. В. Молчанов

В статье обсуждается проблема ответственности при осуществлении профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Обсуждается значение ценностно-моральных ориентаций личности как основы профессионального самоопределения и принятия ответственности за выбор. Выделены личностные составляющие ответственности — автономия и моральный характер.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, морально-ценностная ориентация, ответственность.

Стремительные и фундаментальные изменения социально-политической и экономической системы в современном российском обществе в качестве одного из следствий имеют перестройку базовых институтов социализации. Рисками такой перестройки являются рост социальной дезадаптации, оторванность и обособленность от общества, размывание ценностного сознания, социальный инфантилизм, отказ от ответственности за принятые решения и их реализацию. Все это особенно ярко проявляется в подростковом и юношеском возрасте. В условиях социальных преобразований и возрастания свободы личности, запроса общества на творческую самостоятельность, инициативность, ответственность, с одной стороны, и размывания и вариативности ценностного сознания общества, ориентации значительной части молодежи на ценности потребления, личного успеха и достижений — с другой проблема формирования ответственности как осознанного разумного и осмысленного

Молчанов сергей Бладимирович — кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: s-molch2001@mail.ru

Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 16-36-01113).

ISSN 0137-0936 (Print) / ISSN 2309-9852 (Online) http://msupsyj.ru/

© 2016 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

принятия обязательств приобретает особую актуальность. Ответственность выступает в качестве важнейшего регулятора поведения личности в отдельных ситуациях и в жизнедеятельности в целом, определяя соотношение свободы и обязанностей человека перед обществом и самим собой. Формирование ценностно-смысловой сферы и моральной ориентации определяет готовность личности к принятию и реализации ответственности в отношении общества и себя, что находит отражение в профессиональном самоопределении и учебно-профессиональной деятельности как ведущей деятельности юношеского возраста (Д.Б. Эльконин).

В контексте жизнедеятельности личности ответственность рассматривается как центральная личностная характеристика, определяющая стиль жизни (Анцыферова, 2004) и позволяющая оптимально разрешать противоречия и трудности жизни (Абульханова-Славская, 1991). Ответственность за авторство своего жизненного пути находит выражение в способах и формах жизнедеятельности и бытия (Абульханова-Славская, 1991; Музды-баев, 2010). Ответственность выступает как сложное личностное образование, структуру которого образуют когнитивный, эмоциональный, волевой, динамический, мотивационный, поведенческий и результативный компоненты. Ответственность обеспечивается определенным уровнем притязаний и самооценки, степенью самостоятельности, характером удовлетворенности, особенностями локуса контроля и мотивации достижения, которые являются личностными условиями ее реализации. Интеграция личностных характеристик определяет качество ответственности, присущее различным типам.

Основная задача развития в подростковом и юношеском возрасте — предварительное профессиональное самоопределение (Р. Хевигхерст, Д. Марсиа, Е.А. Климов). Эта задача требует проектирования личной профессиональной перспективы как последовательности целей, реализуемых юношей на протяжении жизненного пути. Составляющими личной профессиональной перспективы являются: осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа профессионального самоопределения); осознание необходимости профессионального образования после школы; общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и перспективах ее изменения, запросах рынка труда и занятости; знание мира профессионального труда (степень информированности о профессиях); выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование во временной перспективе с другими важными жизненными целями); выделение ближайших и

ближних профессиональных целей как этапов пути к дальней цели; ориентация в конкретных выбираемых целях (профессиях, учебных заведениях, местах работы); представление о своих возможностях и качествах, которые могут стать препятствием для достижения поставленных целей; представление о способах преодоления своих недостатков; представление о своих качествах и способностях, которые могут стать опорой в достижении поставленных целей; представление о внешних препятствиях на пути к целям; знание о путях преодоления внешних препятствий; наличие резервных вариантов выбора (для случая неудачи в достижении поставленной цели); представление о смысле своего будущего профессионального труда; начало практической реализации личного профессионального плана (ЛПП) — осознание того, что уже сегодня реально делает учащийся для реализации своих профессиональных планов помимо хорошей учебы и сверх подготовки к экзаменам в вуз (Климов, 2004; Пряжников, 1996).

В философии идея ответственности связана с проблемой свободы и предполагает сочетание автономии и свободы выбора с готовностью нести ответственность за последствия и результаты своих выборов, действий и решений. В соответствии с этикой ответственности, противопоставляемой М. Вебером этике убеждений, в фокусе внимания личности оказываются цели и средства их реализации, готовность полностью отвечать за последствия своих действий, которые необходимо предвидеть. Акцент на действенно-пристрастной стороне ответственности за осуществленный выбор придает ключевое значение двум условиям — ценностно-моральной ориентации подростков и уровню достигнутой автономии.

Исследование иерархии ценностных ориентаций (Г. Олпорт, М. Рокич, С. Шварц) является авторитетным подходом в современной психологии. Согласно теории универсального содержания и структуры ценностей С. Шварца и У. Билски (Schwartz, Bilsky, 1990), ценности (или так называемые мотивационные типы) связаны с определенными формами поведения и соответственно находятся друг с другом в динамических отношениях — как противопоставления, так и соответствия. Были выделены две пары противоположных отношений между ценностными ориентациями: ценности сохранения и консерватизма (безопасность, конформность и традиции) противоположны ценностям изменений (саморегуляции и стимулирования); ценности ориентации на других людей и самоопреодоления (благосклонность и универсализм) противоположны ценностям ориентации на себя и самовозвышения (гедонизм, достижения и власть). Выделение двух типов

ценностной ориентации соответствует сложившейся в психологии морального развития традиции выделения двух типов морали и соответственно двух типов моральной ориентации — морали справедливости и морали заботы. Различия морали справедливости и морали заботы связаны с тем значением, которое придается взаимоотношениям людей в жизнедеятельности и развитии: рассматривается ли человек как автономная система или как субъект в системе взаимосвязанных отношений. Мораль справедливости исходит из определения человека как автономной системы, взаимодействующей с другими людьми по принципу реципрокности, основанному на взаимных обязательствах, обязанностях и ролях (Ж. Пиаже, Л. Кольберг). Мораль заботы рассматривает человека в системе его взаимоотношений с другими людьми, где ориентировка в ситуации морального выбора неразрывно связана с контекстом отношений, а выбор понимается как действия, направленные на помощь другому (К. Гиллиган). Можно предположить, что ценностно-моральная ориентация личности, с учетом иерархии ценностей, уровня развития морального сознания и мышления, представлений личности о социальной справедливости и заботе о благосостоянии общества, составит основу профессионального самоопределения и формирования ответственности за свой выбор в подростковом возрасте. Личностный компонент принятия ответственности образует автономность личности как характеристика, противоположная гетерономии и зависимости от мнения и действий других людей (Rest, 1986, 1994). Готовность и способность действовать в соответствии с выбранным планом поведения, мужество и ответственность в его реализации даже под влиянием социального давления рассматриваются как моральный характер, включающий настойчивость, компетенцию, решительность, способность к регуляции своего поведения. Таким образом, морально-ценностная ориентация личности составляет базис ответственности личности за профессиональное самоопределение как на стадии формирования профессиональных намерений, так и на стадии их реализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

Анциферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: ИП РАН, 2004.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.

Муздыбаев К. Психология ответственности. М.: Либроком, 2010.

Пряжников Н.Н. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Rest J.R. Moral development. Advances in research and theory. N.Y.: Praeger, 1986.

Rest J.R. Background: Theory and research // Moral development in the professions: Psychology and applied ethics / Ed. by J.R. Rest, D. Narvaez. Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, 1994. Р. 1—26.

Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58. Р. 878—891.

Поступила в редакцию 10.10.2016 Принята к публикации 01.11. 2016

MORAL AND VALUE GROUNDS

OF PROFESSIONAL CHOICE AT A YOUNG AGE

Sergey V. Molchanov

Lomonosov Moscow State University, Faculty of Psychology, Moscow, Russia

Abstract: The article discusses the problem of responsibility in the exercise of professional self-determination in adolescence. The value of the moral values of the personality as the basis of professional self-determination and the assumption of responsibility for the choice is discussed. The personal components of responsibility are singled out - autonomy and moral character.

Key words: professional self-determination, moral-value orientation, responsibility.

References:

Abul'khanova-Slavskaya, K.A. (1991) Strategiyazhizni [Life strategy]. Moscow: Mysl'.

Antsyferova, L.I. (2004) Razvitie lichnosti i problemy gerontopsikhologii [The development of the personality and problems of gerontological psychology]. Moscow: IP RAN.

Klimov, E.A. (2004) Psikhologiyaprofessional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Akademiya.

Muzdybaev, K. (2010) Psikhologiya otvetstvennosti [The psychology of responsibility]. Moscow: Librokom.

Pryazhnikov, N.N. (1996) Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and personal self-determination]. Moscow: Institut prakticheskoy psikhologii; Voronezh: NPO «MODEK».

Rest, J.R. (1986) Moral development: Advances in research and theory. N.Y.: Praeger.

Rest, J.R. (1994) Background: Theory and research. In J.R. Rest, D. Narvaez (eds.) Moral development in the professions: Psychology and applied ethics (pp. 1—26). Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates.

Schwartz, S.H., Bilsky, W. (1990) Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology, 58, 878—891.

Original manuscript received October, 10, 2016 Revised manuscript accepted November, 01, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.