2. Krivcova S.V. Vyzovy neopredelennosti i stanovlenie vnutrennej prochnosti lichnosti v processe ontogeneza ('ekzistencial'no-analiticheskij podhod). psystudy.ru:'elektronnyjzhurnal«Psihologicheskie issledovaniya». Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1116-krivtsova40.html
3. Bochaver A.A., Zhilinskaya A.V., Hlomov K.D. Perspektivy sovremennyh podrostkov v kontekste zhiznennoj traektorii. psyjournals.ru: portal psihologicheskih izdanij. Available at: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp.2016050204
4. Marcinkovskaya T.D., Chumicheva I.V. Problema socializacii podrostkov v sovremennom mul'tikul'turnom prostranstve. psystudy. ru: 'elektronnyj zhurnal «Psihologicheskie issledovaniya». Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1094-martsinkovskaya39.html
5. Fel'dshtejn D.I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo Detstva i obuslovlennaya imi aktualizaciya psihologo-pedagogicheskih problem razvitiya obrazovaniya. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2011; 1: 45 - 54.
6. Selina V.V. Razvitie pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej detej rannego vozrasta v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2009.
7. Evdokimova M.A. Deficit roditel'skoj kompetentnosti kak geneticheskij istochnik lichnoj viktimnosti rebenka. Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 16 - 18 aprelya, Novosibirsk: NGPU, 2013: 267 - 270.
8. Filippova G.G. Psihologiya materinstva: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Instituta Psihoterapii, 2002.
9. Ovcharova R.V. Roditel'stvo kakpsihologicheskij fenomen: uchebnoe posobie. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2006.
Статья поступила в редакцию 25.07.18
УДК 316.334.2+331.5
Arskieva Z.A., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL ACTIVITY AS A FACTOR AFFECTING THE CHOICE OF PROFESSION AMONG SCHOOL GRADUATES.
The article reflects upon the theoretical foundations of professional orientation, distinguishes the role of career guidance in the choice of profession by a teenager. The work reveals the results of studying of propensity to a trade of teenagers on the basis of a computer complex "Proforientator". The results of the study confirm the hypothesis about the importance of organizing career-oriented work for defining adolescents' propensity for the profession with regards to its natural data.
Key words: professional orientation, motivational sphere, social activity, professional counseling.
З.А. Арскиева, ст. преп. каф. «Педагогика и психологии», Чеченский государственный университет, г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ВЫБОР ПРОФЕССИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ
В данной статье отражены теоретические основы профессиональной ориентации, говорится о роли профориентационной работы при выборе профессии подростком. Далее в работе даны результаты изучения склонности к профессии подростков на основе компьютерного комплекса «Профориентатор». Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о важности организации профориентационной работы, так как результаты первичного исследования подтверждают тот факт, что подростки затрудняются с определением профессией из-за незнания своих способностей, а также требований каждой профессии.
Результаты профориентационной деятельности способствуют определению подростками склонности к профессии с учётом их природных данных.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, мотивационная сфера, социальная активность, профконсуль-тация.
Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой, профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание [1, с. 11 - 12].
Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников [2, с. 49 - 56].
Формирование мотивационной сферы школьников заключается не в том, что они овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, и правилах поведения, а в индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, потребность в овладении конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и осознанным [3, с. 13 - 14].
В исследованиях и практических разработках по профориентации с середины прошлого века до наших дней, особенности человека характеризовались исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение "человек - профессия" анализировалось только в направлении
от профессии к человеку; на этом строились отбор и профессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характеризовали бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретённые человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, популярностью не пользовались.
Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть "диагностическим" и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации [4, с. 32].
При этом полностью игнорировался тот факт, что мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые ими к человеку, неуклонно меняются. И, наряду с этим, сама индивидуальность человека так же рассматривается, как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и связанное с профессиональными требованиями [5, с. 2 - 3].
В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.
Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость орга-
низации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.
Профессиональная ориентация учащихся была и остаётся важной задачей школы. На деле всё обстоит иначе. Профориен-тационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В результате неграмотной профконсуль-тационной работы или отсутствия таковой вообще, профессиональное самоопределение выпускников школ происходит зачастую стихийно.
Основное противоречие состоит в том, что, несмотря на достаточно подробное изучение вопроса профориентации, существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профкон-сультационная работа осуществляется в отрыве от реальной потребности в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии. Это противоречие обусловлено недостаточной обеспеченностью педагогической практики нормативными документами; методической литературой; обменом конкретным опытом
Наличие данного противоречия определяет цель работы: изучение влияния профессионального консультирования на выбор подростками профессии.
Объект - процесс профориентационной работы с подростками.
Предмет - содержание, методы и условия профессионального консультирования, направленного на выбор профессии подростками.
Гипотеза исследования. Профориентационная работа с подростками будет эффективнее, если:
- определить, выявить оптимальные социально-педагогические условия для самостоятельного профессионального выбора подростков;
- организовать консультационное воздействие, направленное на поддержку подростка в выборе профессии;
- оказать помощь подростку в ознакомлении со своими способностями, возможностями и в постановке реальных целей в выборе профессии с использованием принципа мотивационно-го обеспечения.
Задачи исследования:
- изучить научные и теоретические основы профориенти-рования;
- охарактеризовать возрастные особенности старшеклассников и их взаимосвязь и влияние на выбор подростками профессии, а так же дать определение основным характеристикам, влияющим на выбор профессии: цели и идеалы, временная перспектива, специфика целеполагания, воля, самоопределение, самооценка, жизненные планы.
- рассмотреть особенности формирования мотивационной сферы личности, потребностей, мотивов и целей, а также определить мотивы выбора профессии;
- описать структуру профориентационного консультирования и профессиональной диагностики;
- исследовать влияние профориентационного консультирования на выбор подростками профессии.
Методологические основы исследования составили:
- личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, А.И. Воробьёва, И.С. Кон, РС. Немов, Л.Ф. Обухова, В.А. Петровский, Д.И. Фельд-штейн и др.);
- системный подход в решении проблемы профориентации (Н.Н. Захаров, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко).
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:
- теоретические: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблемам исследования;
- эмпирические: при исследовании мы использовали компьютерный комплекс «Профориентатор». Данная программа профориентационной диагностики разработана высококвалифицированными психологами-тестологами и 1Т-специалистами под научным руководством доктора психологических наук, профессора МГУ А.Г. Шмелева.
Научная новизна заключается в комплексной диагностике интересов, способностей и свойств личности для успешной профессиональной самореализации учащихся; эмпирически доказано, что для определения и выбора профессии важное значение имеет профориентационная работа, проводимая в школах взрослыми, занятыми воспитанием и обучением детей.
Практическая значимость работы состоит в том, что орга-низованые на практике методы профессионального консультирования направлены на помощь подростку в самоопределении при выборе профессии; результатами исследования могут воспользоваться педагоги, психологи службы образования, а также родители.
В данном исследовании принимали участие 30 учащихся выпускных классов.
Тестовый комплекс «Профориентатор» предназначен для проведения профориентационных консультаций со старшеклассниками (учащимися 8-11 классов), рассматривающими вопрос о выборе профессии и высшего или среднего специального учебного заведения, а также с выпускниками школ, ещё не имеющими опыта работы.
При выборе профессии очень важно соответствие психологических особенностей человека характеристикам профессии.
Тест «Профориентатор» включает вопросы на оценку интересов и личностных качеств и задания на оценку уровня развития способностей. Данный комплекс позволяет совместить анализ интересов, способностей и личностных качеств учащихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей.
Почему важна комплексная диагностика интересов, способностей и свойств личности для успешной профессиональной самореализации учащихся?
Во-первых, профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если ребёнку нравятся животные, растения, то ему будет интересно в профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику - интерес к ней будет поддерживать его в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Во-вторых, любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» - например, корректору важно внимание, художнику -образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определённую профессию, важно осознать, какие СПОСОБНОСТИ соответствуют профессионально важным в данной профессии качествам.
В-третьих, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, общительным людям больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а эмоционально неустойчивым не подходят рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Следовательно, в данном случае понятие «профессиональная склонность» следует понимать как интерес, подкреплённый соответствующими личностными качествами и развитием соответствующих способностей, то есть как совпадение интересов, способностей и характера человека, требуемых для определённой профессии (группы профессий). Учитывая вышесказанное, тестовый материал сфокусирован на интересах и способностях, важных для приобретения образования в соответствующей профессиональной области.
Исследование проводилось в два этапа: первый этап - до профориентации и второй - после профориентационной работы.
На первом этапе мы не смогли выявить у большинства респондентов явно выраженную склонность к той или иной профессии, а лишь наблюдали предпочтения ко всем представленным направлениям, а на втором этапе после профориентационной работы было выявлено, к какой профессии имеет склонность каждый из ребят. Например, если из всего блока мы просмотрим данные по дифференциально-диагностическому опроснику Е.А. Климова, мы наблюдаем склонность к каждому типу профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа - где в дальнейшем мы сопоставили склонности по каждому типу профессии со следующими блоками:
- блок интересы;
- блок структура интеллекта;
- блок личности.
В данном исследовании принимали участие 30 учащихся выпускных классов.
По каждому типу профессии совпадали и блоки интересов, т. е. имеющим склонность к типу профессии человек - человек
соответствовали: блок интересов, блок структуры интеллекта и блок личности.
В результате проделанной работы решены задачи исследования по изучению научных и теоретических основ профо-риентирования, по рассмотрению особенностей формирования личности подростка, а также мотивов выбора профессии подростками.
Анализ результатов проведённого нами исследования позволяет сделать следующие выводы:
1) Для успешности в выборе профессии необходимо ознакомить подростков со своими способностями и склонностями и осмыслить, какого рода виды деятельность присущи данным
Библиографический список
способностям, всё это возможно с помощью комплекса методик, выбранных нами.
2) Успешность данной работы обусловлена обеспечением социально-педагогических и психологических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентационного консультирования.
3) При профориентации подростков важно акцентировать внимание на конкретные виды профессии, знакомить подростков со спецификой данной профессии, будь это встреча с людьми данной профессии или же экскурсии по местам интересующей работы. Всё вышесказанное, на наш взгляд, может способствовать профессиональному самоопределению подростка.
1. Береснева Н.В. Классный час «В поисках своего призвания»: по теме «Мир профессий и твоё место в нём». Последний звонок. 2008; 8: 11 - 12.
2. Бякова Н.В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию». Воспитание школьников. 2011; 1: 49 - 56.
3. Гайворонская Т.А. Поиграем в экономику: конкурсная программа для учеников 9 класса. Последний звонок. 2006; 12: 13 - 14.
4. Загашев И.О. Занятия по профориентации в библиотеке. Библиотечка «Первого сентября». Библиотека в школе. Москва: Чистые пруды, 2008; 20: 32.
5. Дейстер И.В. Все работы хороши - все профессии важны: семейная сценка. Последний звонок. 2008; 12: 2 - 3. References
1. Beresneva N.V. Klassnyj chas «V poiskah svoego prizvaniya»: po teme «Mir professij i tvoe mesto v nem». Poslednij zvonok. 2008; 8: 11 - 12.
2. Byakova N.V. Gruppovaya proforientacionnaya igra «Put' v professiyu». Vospitanie shkol'nikov. 2011; 1: 49 - 56.
3. Gajvoronskaya T.A. Poigraem v 'ekonomiku: konkursnaya programma dlya uchenikov 9 klassa. Poslednij zvonok. 2006; 12: 13 - 14.
4. Zagashev I.O. Zanyatiya po proforientacii v biblioteke. Bibliotechka «Pervogo sentyabrya». Biblioteka vshkole. Moskva: Chistye prudy, 2008; 20: 32.
5. Dejster I.V. Vse raboty horoshi - vse professii vazhny: semejnaya scenka. Poslednij zvonok. 2008; 12: 2 - 3.
Статья поступила в редакцию 03.08.18
УДК 159.9
Zharova D.V., Сand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Kochneva E.M., Сand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Murzina E.B., Сand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Nizhny Novgorod Institute of the Moscow Humanitarian and Economics University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Batyrshina A.R., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Humanities, Information Technology and Services, Sochi State University (Sochi, Russia), E-mail: [email protected]
THE WOMAN'S NAME IN PSYCHOLOGY: EUGENIA HANFMANN. The article reconstructs biography of Eugenia Hanfmann, one of the Russian female psychologists, who emigrated from Russia in the first half of the 20th century. The work briefly describes the directions of her research and thereby supplement her information in Russian-language sources. Chronologically and conceptually, the scientific work of E. Hanfmann is reduced to two main areas: the study of cognitive processes in the early period of career development, and the psychology of personality, psychotherapy in a later period. Due to the fact that the biography and scientific heritage of Eugenia Hanfmann have not been the subject of a special study so far, the article will contribute to the reconstruction of the life path and professional interests of this woman-psychologist.
Key words: history of psychology, woman's names in psychology, Eugenia Hanfmann, biography, scientific heritage, historical and psychological research.
Д.В. Жарова, канд. психол. наук, доц., Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Е-mail: [email protected]
Е.М. Кочнева, канд. психол. наук, доц., Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Е-mail: [email protected]
Е.Б. Мурзина, канд. психол. наук, доц., Московский гуманитарно-экономический университет (Нижегородский институт), г. Нижний Новгород, Е-mail: [email protected]
А.Р. Батыршина, канд. психол. наук, доц., Международный инновационный университет, г. Сочи, Е-mail: [email protected]
ЖЕНСКИЕ ИМЕНА В ПСИХОЛОГИИ: ЕВГЕНИЯ ХАНФМАНН
В данной статье представлено научное наследие и биография одной из русских женщин-психологов, эмигрировавших из России в первой половине XX века, Евгении Ханфманн. Авторы стремились проследить и описать направления её исследований и, тем самым, дополнить информацию о ней в русскоязычных источниках. На основе изучения отечественных и зарубежных источников мы пришли к выводу, что объективно оценить масштаб потерь отечественного психологического научного сообщества возможно через изучение биографий и библиографий учёных, эмигрировавших из России после социальных потрясений начала ХХ века. Авторами был сделан вывод, что хронологически и концептуально научная работа Е. Ханфманн сводится к двум основным сферам: изучение когнитивных процессов в ранний период становления карьеры и психология личности, психотерапия - в более поздний период. В связи с тем, что биография и научное наследие Евгении Ханфманн до настоящего времени не являлись предметом специального изучения, наша статья будет способствовать реконструкции жизненного пути и профессиональных интересов Е. Ханфманн.
Ключевые слова: история психологии, женские имена в психологии, Евгения Ханфманн, биография, научное наследие, историко-психологическое исследование.