Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация - важнейшая составляющая воспитательной работы с подростками'

Профессиональная ориентация - важнейшая составляющая воспитательной работы с подростками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL ORIENTATION / CHOICE OF PROFESSION / EDUCATIONAL WORK / TEENAGERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Э.В.

Подготовка несовершеннолетнего к труду немыслима без подготовки его к сознательному выбору будущей профессии. Эта педагогическая направленность осуществляется в процессе профориентационной работы с подростками. Профориентация является органической составной частью воспитательного процесса школы, когда на основе широкой общей трудовой подготовки осуществляется знакомство обучающихся с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается их подготовка к выбору профессии с учетом личных склонностей, способностей и общественных потребностей. Воспитатель должен помочь каждому поверить в свои силы и приложить максимум усилий в достижении поставленной цели. Назрела необходимость совместной работы педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников. Таким образом, повышение уровня и эффективности профориентационной работы обусловлено объективными условиями развития нашего общества. При этом главная задача профессиональной ориентации квалифицированное познание личности подростка, педагогическое руководство ее профессиональным и психическим созреванием, чтобы в дальнейшем он смог рационально применить свои способности в трудовой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION IS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATIONAL WORK WITH TEENAGERS

Preparing a minor for work is unthinkable without preparing him for a conscious choice of future profession. This pedagogical orientation is carried out in the process of career guidance work with adolescents. Career guidance is an integral part of the educational process of the school, when students are introduced to various types of work activities on the basis of broad general training and their preparation for the choice of profession is timely resolved, taking into account personal inclinations, abilities and social needs. The teacher should help everyone to believe in themselves and make every effort to achieve this goal. There is a need for joint work of teachers, psychologists and doctors on the professional orientation of students. Thus, the increase in the level and efficiency of career guidance is due to the objective conditions of development of our society. At the same time, the main task of professional orientation is a qualified knowledge of the teenager’s personality, pedagogical guidance of professional and mental maturation, so that in the future he could rationally apply his abilities in working life.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация - важнейшая составляющая воспитательной работы с подростками»

курсантов: принятие курсантами культурно-патриотических ценностей; содействие интеллектуальному развитию личности курсанта; организация культурно-творческой и патриотической деятельности; создание атмосферы сотрудничества, диалога; формирование патриотической позиции; воспитание личной ответственности за сохранение и развитие военных и боевых традиций армии и флота.

В основе культурологического подхода лежит целенаправленная воспитательно-патриотическая деятельность, направленная на поиск, обнаружение и умелое применение «не подвергаемых сомнению ценностных ориентиров для процесса воспитания в пространстве многовековых основ национальной духовности» [5, с. 165]. По мнению В.Е. Мусиной [6] это различные конфессии, государственность, патриотизм, соборность, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности, необходимые в будущем: инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность.

С точки зрения Г.Х. Ахметшиной и соавторов, важнейшей концептуальной проблемой современной поликультурной образовательной среды является понимание сущности феномена «патриотизм», его глубинного предназначения для российского социума, а также приоритетности направления, ведущего «к соз-

Библиографический список

данию проектов, моделей, программ и технологий патриотического воспитания» [7, с. 165].

Таким образом, культурологический подход представляет собой совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ военно-профессиональной сферы, учебно-воспитательной и воспитательно-патриотической деятельности в военном вузе через призму системообразующих культурологических понятий. Суть данного метода состоит в том, что при изучении объектов, процессов и явлений общественного и личностного плана акцентировано выявляются и анализируются наиболее характерные для них культурные аспекты.

Таким образом, использование в практике патриотического воспитания курсантов военного вуза концептуальных положений и идей культурологического подхода не только изменяет представление об основополагающих ценностях патриотического воспитания как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, но и снимает недостаточную научную ориентированность его содержания и принципов построения воспитательно-патриотической деятельности, расширяет культурные основы содержания процесса патриотического воспитания, вводит критерии продуктивности и творчества в работе преподавателя и курсанта, ориентирует на результативность воспитательно-патриотической деятельности.

1. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение военно-патриотического воспитания военных моряков. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2013.

2. Сластенин В.А. Педагогика. Под редакцией В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. 3-е изд. Москва: Школа-Пресс, 2000.

3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. Педагогика. 2007; 8: 44 - 53.

4. Галагузов А.Н. Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности. Педагогическое образование и наук. 2011; 4: 45 - 50.

5. Ахметшина Г.Х. Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодёжи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде. Мир Науки, Культуры, Образования. 2015; 1 (50): 164 - 167.

6. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.

7. Ахметшина Г.Х. Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодёжи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 164 - 167.

References

1. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie voenno-patrioticheskogo vospitaniya voennyh moryakov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2013.

2. Slastenin V.A. Pedagogika. Pod redakciej V.A. Slastenina, I.F. Isaeva, A.I. Mischenko, E.N. Shiyanova. 3-e izd. Moskva: Shkola-Press, 2000.

3. Bondarevskaya E.V. Cennostnye osnovaniya lichnostno-orientirovannogo vospitaniya. Pedagogika. 2007; 8: 44 - 53.

4. Galaguzov A.N. Kul'turologicheskij podhod kak metodologicheskoe osnovanie obrazovatel'noj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauk. 2011; 4: 45 - 50.

5. Ahmetshina G.H. Konceptual'naya model' patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi kak uslovie formirovaniya grazhdanskoj identichnosti v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede. MirNauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2015; 1 (50): 164 - 167.

6. Musina V.E. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie. Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU», 2013.

7. Ahmetshina G.H. Konceptual'naya model' patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi kak uslovie formirovaniya grazhdanskoj identichnosti v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 164 - 167.

Статья поступила в редакцию 08.08.18

УДК 373.6

Zautorova E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, leading researcher, Research Institute of Federal Penitentiary Service (Moscow, Russia), ID orcid.org//0000-0002-1334-2654, E-mail: elvira-song@mail.ru

PROFESSIONAL ORIENTATION IS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATIONAL WORK WITH TEENAGERS. Preparing a minor for work is unthinkable without preparing him for a conscious choice of future profession. This pedagogical orientation is carried out in the process of career guidance work with adolescents. Career guidance is an integral part of the educational process of the school, when students are introduced to various types of work activities on the basis of broad general training and their preparation for the choice of profession is timely resolved, taking into account personal inclinations, abilities and social needs. The teacher should help everyone to believe in themselves and make every effort to achieve this goal. There is a need for joint work of teachers, psychologists and doctors on the professional orientation of students. Thus, the increase in the level and efficiency of career guidance is due to the objective conditions of development of our society. At the same time, the main task of professional orientation is a qualified knowledge of the teenager's personality, pedagogical guidance of professional and mental maturation, so that in the future he could rationally apply his abilities in working life.

Key words: professional orientation, choice of profession, educational work, teenagers.

Э.В. Зауторова, д-р пед. наук, проф., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний, г. Москва, Е-mail: elvira-song@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

Подготовка несовершеннолетнего к труду немыслима без подготовки его к сознательному выбору будущей профессии. Эта педагогическая направленность осуществляется в процессе профориентационной работы с подростками. Профориентация является органической составной частью воспитательного процесса школы, когда на основе широкой общей трудовой подготовки осуществляется знакомство обучающихся с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается их подготовка к выбору профессии с учетом личных склонностей, способностей и общественных потребностей. Воспитатель должен помочь каждому поверить в свои силы и приложить максимум усилий в достижении поставленной цели. Назрела необходимость совместной работы педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников. Таким образом, повышение уровня и эффективности профориентационной работы обусловлено объективными условиями развития нашего общества. При этом главная задача профессиональной ориентации - квалифицированное познание личности подростка, педагогическое руководство ее профессиональным и психическим созреванием, чтобы в дальнейшем он смог рационально применить свои способности в трудовой жизни.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, выбор профессии, воспитательная работа, подростки.

Жизнь показывает, что если профессия выбрана правильно, то труд для человека становится источником радости, творческого вдохновения, а поэтому приносит наибольшую пользу обществу. Отношение людей к труду начинает складываться еще задолго до того, как они вступают в сознательную жизнь и овладевают профессией, оно складывается с детства и проявляется в играх и мечтах ребенка о будущей работе, в поисках любимой профессии, профессионального идеала. Поэтому подготовка несовершеннолетнего к труду немыслима без подготовки его к сознательному выбору будущей профессии. Эта педагогическая направленность осуществляется в процессе профориентацион-ной работы с подростками.

Проблема профессиональной ориентации учащихся нашла широкое отражение в трудах Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и др. Выдающиеся теоретики классической педагогики призывали к глубоко продуманному индивидуальному подходу к каждому учащемуся.

«Основные причины, побуждающие подростка выбирать для себя ту или иную профессию, это, во-первых, то, что данная профессия, данный вид работы ему нравится, и, во-вторых, то, что он способен к этому. Склонность и способность - две основные причины профессионального самоопределения подростка, если не считать действия объективных причин, лежащих вне подростка и не зависящих от его воли» [1]. П.П. Блонский настойчиво предлагал при распределении подростков по специальности учитывать их интерес, и не только учитывать, но и развивать, раскрывая общественную значимость данной специальности, ее технические перспективы и т. п.

Исходя из этого, воспитатель должен помочь каждому из обучающихся проверить свои силы и приложить максимум усилий в достижении поставленной цели: «помочь воспитаннику выбрать себе путь - очень ответственное дело и не только потому, что это сильно отражается на тонусе его деятельности и жизни в учреждении» [3]. Однако А.С. Макаренко считал, что вопрос о вмешательстве в профессиональную судьбу воспитуемого следует решать в каждом отдельном случае индивидуально. Педагогу необходимо учитывать отдельные качества личности, ее наклонности и способности, направлять личность в наиболее нужную для нее сторону, помогать вовремя прийти на помощь в выборе его трудового жизненного пути.

Сегодня вопросами профессионального самоопределения молодежи занимаются Г.В. Абросимова, С.С. Гриншпун, А.Я. Журкина, Н.Э. Касаткина, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Новиков, Н.С. Пряжников, В.А. Поляков, С.В. Сальцева, А.И. Сухарева, Е.М. Павлютенков, И.Д. Чечель, С.Н. Чистякова, Т.Н. Шамова и др. Идеи организации системы профориентации в условиях рынка труда, воспитания конкурентоспособности личности обоснованы в работах зарубежных авторов: В. Адаме, С. Векслер, М. Вудкок, Н. Гисберс, Л. Кольберг, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Сьюпер, Р. Синкх, М. Сакуяма, В. Франк, Д. Френсис, Э. Фромм, С. Фукуяма, Я. Шрихер, Ф. Штройтер, Л. Якокка и др.

Учёные отмечают, что профессиональная ориентация -сложная психолого-педагогическая и медико-физиологическая проблема, по сфере действия - социальная, а результаты ее сказываются на экономической жизни. Профориентация является органической составной частью воспитательного процесса школы, когда на основе широкой общей трудовой подготовки осуществляется знакомство обучающихся с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается их подготовка

к выбору профессии с учётом личных склонностей, способностей и общественных потребностей.

Многие ученики школы мечтают об одной профессии, а выбирают себе другую. Нередко это происходит потому, что они не знают своих психофизиологических способностей. Назрела необходимость совместной работы педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников, в результате которой можно будет решить следующие задачи: 1) рекомендовать подростку профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем; 2) предостерегать его от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма; 3) при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность минимальна.

За последние годы определились принципы профессиональной ориентации школьников:

- принцип сознательности. Сознательность предопределяет хорошее знание профессии: что должен человек знать и уметь по данной профессии, какие она предъявляет психофизиологические требования к нему, каковы условия труда, как оплачивается труд этой профессии, где можно получить эту профессию, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда и т. д. При этом молодому человеку желательно осуществить «пробу» своих сил в области избираемой профессии, посмотреть ее в «действии», почитать соответствующую литературу и сориентироваться, сможет ли он избрать эту профессию на долгие годы;

- принцип самостоятельности. В процессе профессиональной ориентации, предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся, следует совместными усилиями школы, семьи, профессиональных учебных заведений, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию. Педагогическое руководство и контроль должны занимать свое место, однако окончательное право в выборе профессии остается за школьником;

- принцип свободы выбора профессии с учетом потребностей страны и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья. Наше государство каждому гарантирует равный и свободный выбор профессии с учётом интересов общества. Вопрос о соотношении личного и общественного в выборе профессии невозможно рассматривать вне проблемы личности и общества, которое заинтересовано в том, чтобы каждому из молодых людей была предоставлена возможность определиться в той области трудовой деятельности, где бы он смог полнее проявить свои способности, получить удовлетворение и тем самым внести наибольший вклад;

- диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение; анализ документов и продуктов деятельности учащихся (личных дел, результатов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений, изделий и т. д.); анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах, семье и т. д.; анкетирование; статистический метод; аппаратурный метод; тестовый метод; педагогический эксперимент. Диагностический аспект особенно необходим, когда профессия предъявляет повышенные требования к человеку (космонавт, летчик, водолаз, музыкант, художник и др.);

- воспитательный аспект: разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки

школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии. Воспитательный аспект необходимо активно реализовывать и в тех случаях, когда избираемые кандидатом профессии не предъявляют повышенных требований к человеку. В таком случае необходимо разработать мероприятия, направленные на усиление трудового воспитания школьников и привития им любви к избранной профессии.

При этом школа должна использовать помощь промышленных предприятий, строек, различных учреждений и учебных заведений, которые могут не только квалифицированно знакомить с производством, но и предоставить реальную возможность овладеть избранной профессией. Так, многолетний опыт, накопленный тюменским клубом имени Ф.Э. Дзержинского, воплощает идеи ранней профилактики асоциального поведения путем вовлечения их в клубный коллектив. Соединение «ступенчатой» системы инструкторского роста каждого воспитанника с разнообразием и вариантностью видов деятельности, превращение членов клуба в воспитателей на основе их активного участия в коллективных общественно полезных делах способствует раскрытию личностных качеств участников, которые помогут им в определении будущей профессии [2].

В учебном процессе возможно так же решить многие задачи профориентации. Но при этом необходима координация действий всех учителей на основе общего плана, в котором учитываются профориентационные возможности каждого учебного предмета, определяется, с учетом местных условий, перечень профессий, с которыми с помощью общественности обстоятельно знакомит учитель своих воспитанников. В плане выделяются уроки и другие занятия, на которых школьники побуждаются к серьезному обдумыванию своего дальнейшего жизненного пути, ориентируются в условиях правильного выбора профессии. В свою очередь учитель обязан знать ведущие профессии, связанные с его предметом, причем перспективные и нужные обществу, а также методику изучения учащихся в целях профориентации.

Многие исследования и школьная практика убеждают в том, что на профориентационное самоопределение обучающихся по-

Библиографический список

ложительное влияние оказывает изучение с ними факультативных курсов, соответствующих их профессиональным интересам. В этом плане заслуживают внимание такие формы работы: беседы со школьниками о значении профессий; экскурсии на базовые предприятия; оборудование выставок и стендов; организация вечеров-встреч с успешными людьми, новаторами производства и др.

Каждому школьнику в итоге нужно помочь правильно выбрать будущую профессию. Этот процесс советский ученый К.К. Платонов предлагал решать в символичном изображении равнобедренного треугольника, когда одна сторона его отражает общественные потребности в профессиях, другая - профессио-грамму данной профессии, а основание - способности консультируемого [4].

Для удовлетворения все возрастающей любознательности, пробуждения интересов и склонностей учащихся, необходимо, чтобы в каждой школе осуществлялись многообразные формы внеклассной работы, участвуя в которой школьники могли бы развивать свои способности в различных сферах деятельности. Необходимо также добиваться, чтобы специалисты, выступающие перед учащимися, освещали вопросы о том, какие требования предъявляет данная профессия к индивидуально-психологическим особенностям личности, чем она может нравиться или не нравиться человеку, в чем состоят основные трудности овладения профессией и т. д.

Таким образом, повышение уровня и эффективности про-фориентационной работы обусловлено объективными условиями развития нашего общества, растущей интенсификацией производства, увеличением количества профессией, сложности ориентировки в мире труда, необходимостью более полного удовлетворения личных склонностей и способностей молодежи и общественной потребности в кадрах, рационального распределения трудовых ресурсов. При этом главная задача профессиональной ориентации - квалифицированное познание личности подростка, педагогическое руководство ее профессиональным и психическим созреванием, чтобы в дальнейшем он смог рационально применить свои способности в трудовой жизни.

1. Блонский П.П. Выбор профессии. Москва, 1934. Available at: http://elib.gnpbu.ru/text/blonsky_pedologiya_1934

2. Зауторова Э.В. Предупреждение и профилактика девиантного поведения подростков. Вопросы педагогики. 2018; 8: 31 - 33.

3. Макаренко А.С. О воспитании. Сост. и автор вступ. ст. В.С. Хелемендик. Москва: Политиздат, 1990.

4. Подход К.К. Платонова к пониманию сущности профессиональной ориентации молодежи. Available at: http://3ys.ru/upravlenie-professionalnym-i-lichnostnym-samoopredeleniem

References

1. Blonskij P.P. Vyborprofessii. Moskva, 1934. Available at: http://elib.gnpbu.ru/text/blonsky_pedologiya_1934

2. Zautorova 'E.V. Preduprezhdenie iprofilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov. Voprosy pedagogiki. 2018; 8: 31 - 33.

3. Makarenko A.S. O vospitanii. Sost. i avtor vstup. st. V.S. Helemendik. Moskva: Politizdat, 1990.

4. Podhod K.K. Platonova kponimaniyu suschnostiprofessional'noj orientacii molodezhi. Available at: http://3ys.ru/upravlenie-professionalnym-i-lichnostnym-samoopredeleniem

Статья поступила в редакцию 17.09.18

УДК 372.854

Yegorova K.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Northeast Federal University n.a. M. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: kse-egorova@yandex.ru

Nahova N.A., Cand. of Sciences(Pedagogy), senior lecturer, Northeast Federal University n.a. M. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nnabgf@mail.ru

INTEGRATION OF HIGHER EDUCATION AND SCHOOL CHEMICAL EDUCATION AS A BASIS FOR IMPROVING THE CHEMICAL CULTURE THINKING OF STUDENTS. The article reveals features of modern integration of higher school and school system of chemical education conducive to the formation and perfection of chemical culture student thinking on different levels of schooling. Most often this kind of integration at the institutional and meaningful plans aimed at shaping means that students can use to resolve any arising problems, and it is possible at any age. One such activity supports the research activities of students, which eventually reveals their competence.

Key words: science, integration of pedagogical system components, effectiveness of educational process, pedagogical process, research competence.

К.Е. Егорова, д-р. пед. наук, проф., ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, Е-mail: kse-egorova@yandex.ru

Н.А. Нахова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, Е-mail:nnabgf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.