Научная статья на тему 'Женские имена в психологии: Евгения Ханфманн'

Женские имена в психологии: Евгения Ханфманн Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / HISTORY OF PSYCHOLOGY / ЖЕНСКИЕ ИМЕНА В ПСИХОЛОГИИ / WOMAN'S NAMES IN PSYCHOLOGY / ЕВГЕНИЯ ХАНФМАНН / EUGENIA HANFMANN / БИОГРАФИЯ / BIOGRAPHY / НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ / SCIENTIFIC HERITAGE / ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HISTORICAL AND PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жарова Д. В., Кочнева Е. М., Мурзина Е. Б., Батыршина А. Р.

В данной статье представлено научное наследие и биография одной из русских женщин-психологов, эмигрировавших из России в первой половине XX века, Евгении Xанфманн. Авторы стремились проследить и описать направления её исследований и, тем самым, дополнить информацию о ней в русскоязычных источниках. На основе изучения отечественных и зарубежных источников мы пришли к выводу, что объективно оценить масштаб потерь отечественного психологического научного сообщества возможно через изучение биографий и библиографий учёных, эмигрировавших из России после социальных потрясений начала XX века. Авторами был сделан вывод, что хронологически и концептуально научная работа Е. Xанфманн сводится к двум основным сферам: изучение когнитивных процессов в ранний период становления карьеры и психология личности, психотерапия в более поздний период. В связи с тем, что биография и научное наследие Евгении Xанфманн до настоящего времени не являлись предметом специального изучения, наша статья будет способствовать реконструкции жизненного пути и профессиональных интересов Е. Xанфманн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WOMAN’S NAME IN PSYCHOLOGY: EUGENIA HANFMANN

The article reconstructs biography of Eugenia Hanfmann, one of the Russian female psychologists, who emigrated from Russia in the first half of the 20th century. The work briefly describes the directions of her research and thereby supplement her information in Russian-language sources. Chronologically and conceptually, the scientific work of E. Hanfmann is reduced to two main areas: the study of cognitive processes in the early period of career development, and the psychology of personality, psychotherapy in a later period. Due to the fact that the biography and scientific heritage of Eugenia Hanfmann have not been the subject of a special study so far, the article will contribute to the reconstruction of the life path and professional interests of this woman-psychologist.

Текст научной работы на тему «Женские имена в психологии: Евгения Ханфманн»

соответствовали: блок интересов, блок структуры интеллекта и блок личности.

В результате проделанной работы решены задачи исследования по изучению научных и теоретических основ профо-риентирования, по рассмотрению особенностей формирования личности подростка, а также мотивов выбора профессии подростками.

Анализ результатов проведённого нами исследования позволяет сделать следующие выводы:

1) Для успешности в выборе профессии необходимо ознакомить подростков со своими способностями и склонностями и осмыслить, какого рода виды деятельность присущи данным

Библиографический список

способностям, всё это возможно с помощью комплекса методик, выбранных нами.

2) Успешность данной работы обусловлена обеспечением социально-педагогических и психологических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентацион-ного консультирования.

3) При профориентации подростков важно акцентировать внимание на конкретные виды профессии, знакомить подростков со спецификой данной профессии, будь это встреча с людьми данной профессии или же экскурсии по местам интересующей работы. Всё вышесказанное, на наш взгляд, может способствовать профессиональному самоопределению подростка.

1. Береснева Н.В. Классный час «В поисках своего призвания»: по теме «Мир профессий и твоё место в нём». Последний звонок. 2008; 8: 11 - 12.

2. Бякова Н.В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию». Воспитание школьников. 2011; 1: 49 - 56.

3. Гайворонская Т.А. Поиграем в экономику: конкурсная программа для учеников 9 класса. Последний звонок. 2006; 12: 13 - 14.

4. Загашев И.О. Занятия по профориентации в библиотеке. Библиотечка «Первого сентября». Библиотека в школе. Москва: Чистые пруды, 2008; 20: 32.

5. Дейстер И.В. Все работы хороши - все профессии важны: семейная сценка. Последний звонок. 2008; 12: 2 - 3. References

1. Beresneva N.V. Klassnyj chas «V poiskah svoego prizvaniya»: po teme «Mir professij i tvoe mesto v nem». Poslednij zvonok. 2008; 8: 11 - 12.

2. Byakova N.V. Gruppovaya proforientacionnaya igra «Put' v professiyu». Vospitanie shkol'nikov. 2011; 1: 49 - 56.

3. Gajvoronskaya T.A. Poigraem v 'ekonomiku: konkursnaya programma dlya uchenikov 9 klassa. Poslednij zvonok. 2006; 12: 13 - 14.

4. Zagashev I.O. Zanyatiya po proforientacii v biblioteke. Bibliotechka «Pervogo sentyabrya». Biblioteka vshkole. Moskva: Chistye prudy, 2008; 20: 32.

5. Dejster I.V. Vse raboty horoshi - vse professii vazhny: semejnaya scenka. Poslednij zvonok. 2008; 12: 2 - 3.

Статья поступила в редакцию 03.08.18

УДК 159.9

Zharova D.V., Сand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]

Kochneva E.M., Сand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]

Murzina E.B., Сand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Nizhny Novgorod Institute of the Moscow Humanitarian and Economics University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]

Batyrshina A.R., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Humanities, Information Technology and Services, Sochi State University (Sochi, Russia), E-mail: [email protected]

THE WOMAN'S NAME IN PSYCHOLOGY: EUGENIA HANFMANN. The article reconstructs biography of Eugenia Hanfmann, one of the Russian female psychologists, who emigrated from Russia in the first half of the 20th century. The work briefly describes the directions of her research and thereby supplement her information in Russian-language sources. Chronologically and conceptually, the scientific work of E. Hanfmann is reduced to two main areas: the study of cognitive processes in the early period of career development, and the psychology of personality, psychotherapy in a later period. Due to the fact that the biography and scientific heritage of Eugenia Hanfmann have not been the subject of a special study so far, the article will contribute to the reconstruction of the life path and professional interests of this woman-psychologist.

Key words: history of psychology, woman's names in psychology, Eugenia Hanfmann, biography, scientific heritage, historical and psychological research.

Д.В. Жарова, канд. психол. наук, доц., Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Е-mail: [email protected]

Е.М. Кочнева, канд. психол. наук, доц., Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Е-mail: [email protected]

Е.Б. Мурзина, канд. психол. наук, доц., Московский гуманитарно-экономический университет (Нижегородский институт), г. Нижний Новгород, Е-mail: [email protected]

А.Р. Батыршина, канд. психол. наук, доц., Международный инновационный университет, г. Сочи, Е-mail: [email protected]

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА В ПСИХОЛОГИИ: ЕВГЕНИЯ ХАНФМАНН

В данной статье представлено научное наследие и биография одной из русских женщин-психологов, эмигрировавших из России в первой половине XX века, Евгении Ханфманн. Авторы стремились проследить и описать направления её исследований и, тем самым, дополнить информацию о ней в русскоязычных источниках. На основе изучения отечественных и зарубежных источников мы пришли к выводу, что объективно оценить масштаб потерь отечественного психологического научного сообщества возможно через изучение биографий и библиографий учёных, эмигрировавших из России после социальных потрясений начала ХХ века. Авторами был сделан вывод, что хронологически и концептуально научная работа Е. Ханфманн сводится к двум основным сферам: изучение когнитивных процессов в ранний период становления карьеры и психология личности, психотерапия - в более поздний период. В связи с тем, что биография и научное наследие Евгении Ханфманн до настоящего времени не являлись предметом специального изучения, наша статья будет способствовать реконструкции жизненного пути и профессиональных интересов Е. Ханфманн.

Ключевые слова: история психологии, женские имена в психологии, Евгения Ханфманн, биография, научное наследие, историко-психологическое исследование.

Несмотря на то что в работах зарубежных авторов обращение к исследованию вклада женщин в психологическую науку отмечается с 90-х годов XX века (L. Furumoto и E. Scarborough (1987, 1992, 2005), J.D. Hogan (1991), K.S. Milar (2000), C. Storm (2001), W.E. Pickren (2008) и др.), в отечественных источниках мы находим лишь редкое упоминание о женщинах-учёных, что, несомненно, препятствует адекватной оценке их вклада в развитие психологической науки [1]. Узнав всё о «великих психологах мужчинах и их великих идеях, пора сделать шаг в сторону женщин в истории психологии» [2].

В русскоязычных источниках практически неизвестно имя Евгении Ханфманн. Нам удалось найти лишь несколько публикаций отечественных авторов, в которых частично представлена её биография и научное наследие: Н.Ю. Масоликова и М.Ю. Сорокина, А. Ясницкий и А.А. Костригин. Жизненный путь и профессиональные интересы Е. Ханфманн более подробно раскрыты в работах зарубежных авторов: G. Stevens, S. Gardner «Avaried, diverse, andbrilliantcareer, Eugenia Hanfmann (1905)» (1982), M.L. Simmel «Atributeto Eugenia Hanfmann, 1905-1983» (198б), W.R. Woodward статья «Russian women emigrees in psychology: Informal Jewish networks» (2010).

В данной статье на основе изучения отечественных и зарубежных, архивных и современных источников представлено психологическое наследие одной из русских женщин-психологов [3; 4], которая была вынуждена покинуть свою Родину и искать своё предназначение сначала в Европе, а затем и в Америке, - Евгении Ханфманн.

Евгения Ганфман (рисунок 1, рисунок 2) родилась 3 марта 1905 года, в Санкт-Петербурге. Её отец М.И. Ганфман, (Максим [5], по другим источникам Моисей [6]), был политическим журналистом и членом Конституционно-демократической партии.

Мать Евгении, Катарина, получила университетское образование, работала учителем и характеризировалась как «женщина очень энергичная, любопытная, с высокими моральными идеалами» [5, p. 348]. Евгения была первой из четырёх детей в семье и единственной дочерью. У неё было три брата: Александр, получивший образование инженера, Джордж - стипендиат Гарвардского Университета, профессор в области искусства и археологии, Эндрю - экономист и профессор в Государственном колледже Эвергрин в штате Вашингтон [5, p. 348].

В 1921 году семья Ганфман покинула Россию и эмигрировала в Литву. В 1922 году Евгения вместе с матерью и братьями переехала в Берлин, где семья сменила фамилию с «Ганфман» (Ganfman) на «Ханфманн» (Hanfmann), затем в Йен, где находился один из немногих немецких университетов, где она смогла бы обучаться Евгения - Фридрих-Шиллер-университет. В 1927 году Евгения защитила диссертацию о природе визуальных ассоциаций [6] и получила докторскую степень по философии (PhD). Это стало возможным лишь под научным руководством профессора Вильгельма Петерса (Wilhelm Peters). Несмотря на получение учёной степени, как вспоминает Евгения, «должности в академи-

Рис. 1. Евгения Ханфманн

ческих кругах были закрыты для людей подобных мне, немецкие университеты не приветствовали иностранцев» [5, p. 349], но, благодаря настойчивости и поддержке профессора В. Петерса, спустя год (в 1928 году) Е. Ханфманн предложили должность ассистента, и в течение последующих двух лет она преподавала и проводила исследования в Психологическом институте (до 1930 года).

С 1930 по 1932 год, по рекомендации профессора В. Пи-терса, Е. Ханфманн проходит стажировку в США в лаборатории К. Коффка (KurtKoffka) в Смит-Колледж [7].

В 1932 году благодаря протекции Марии Рикерс-Овсян-киной, Е. Ханфманн принимают на работу в государственную больницу Worcester (штат Массачусетс), где с 1926 года Д. Ша-ков (David Shakow) руководил одной из первых программ в области клинической психологии. До этого момента Евгения не была знакома с клинической психологией и психиатрией, и, она была очарована этой новой, ранее неизвестной для неё областью. Работая «психологом за зарплату дежурного» [5, p. 350], Евгения исследовала социально-психологические проблемы госпитализированных пациентов, изучала особенности расстройств мышления у пациентов с черепно-мозговыми травмами и у пациентов с шизофренией [8].

С 1936 по 1939 год Е. Ханфманн работает совместно с известным психиатром Джейкобом Казанин (Jacob Kasanin) в больнице Майкла Риз в Чикаго. Как указывает А. Ясницкий, Е. Ханфманн и Д. Казанин «с некоторыми модификациями реплицировали исследования понятийного мышления по методу «двойной стимуляции» Л.С. Сахарова и Л.С. Выготского и предложили новый метод диагностики шизофрении, названный на Западе по их первой совместной публикации 1937 г. тестом Ханфманн-Казанина (Hanfmann-Kasanin test)» [9]. В 1940-х годах любой, кто интересовался шизофренией и мышлением, знал имя Евгении Ханфманн. Стоит отметить, что именно Д. Казанин и Е. Ханфманн перевели и опубликовали полный текст книги Л.С. Выготского «Мышление и речь» («Thought and language»), тем самым способствовали популяризации его идей на западе.

В 1939 году Евгения Ханфманн получила первую академическую должность - инструктор в Колледже Маунт Холиок (Mount Holyoke College) Последующие пять лет работала в Колледже (до 1944 года).

В 1944 году она принимает приглашение присоединиться к военному проекту - «Центр оценки персонала секретного управлении стратегических служб» (Office of Strategic Services, OSS), на основе которого после войны было создано ЦРУ Несмотря на то, что психологи практически ничего не знали о будущей деятельности кандидатов, их задачей было оценить пригодность испытуемых к решению задач, которые могли встать перед разведчиками. MarianneL. Simmel приводит воспоминания Е. Ханфманн о работе в OSS: «это было уникальное время», «мы изобретали прикладную психологию и разрабатывали собственные методы и критерии...», «это была тяжелая совместная работа в условиях

AMERICAN MEN OF SCIENCE

* llobiwrntil >|l|ri«l? SJWV'I /I, Ufn CamKhtu

Thi Social & Ikhavnoral Somen

HANFMANN. DR. EUGENIA, b. St. Petersburg, Russia, Mar. 3. 05; oat. PSYCHOLOGY. Dr.phil.nat, Jeru. 27, Asst. psychol. but, Jena, 28-30; asst. prof, re*, lab, Smith Col. 30-32; re«, asioc, Worcester State Hosp. 32-35: res. in dementia praecox, North. Masonic Jurisdiction of Scottish Rite, 3539; from inatr. to asst. prof, psychol, Mt. Holyoke Col. 39-46; lectr. din. psycho!, Hanard. 46-52; assoc. prof. PSYCHOL. BRANDEIS, 52-56, PROF, 56- Consult, Russian Res. Center, Harvard, 50-54. Sr. lnstr, assessment sch, Ofi, Strategic Serv. D.C. 44-46. Ftl. Psychol. Ain; Acad. Psychother. Development and pathology of thinking; methods of personality study; national character. Publ: Co-auth. Conceptual thinking in schizophrenia. Nervous L Ment. Disease Monogr; Cue Laiutl: extreme concretization of behavior due to damage of the brain cortex 4 Interpersonal attitudes of lormer Soviet cituens as studies by a secntprojective method. Psychol. Monogr. Address: Dept. of Psychology, Brandeis University, WaUham, Mass. 02154.

Рис. 2. Информация о Е. Ханфманн в (Eugenia Hanfmann) 1905-1983 г.биограф ическомсправочни ке «Am erican men of science a biografical derictory» (1968 г.)

высокой групповой сплочённости», «именно тогда я стала клиницистом» [5, p. 351]. Евгения Ханфманн была одним из пяти сотрудников, кто подготовил отчёт о результатах программы оценки OSS, который был издан в виде отдельной книги «Assessment of Men, a report of the OSS's assessment program during World WarlI» [10]. Работа в программе OSS стала решающим и поворотным моментом в смене научных интересов Е. Ханфманн: она стала изучать личность, отношения и мотивацию.

В 1946 году Е. Ханфманн начинает читать курс лекций по клинической психологии на кафедре социальных отношений в Гарвардском университете [7, p. 1119—1120]. Одновременно с этим её принимают на должность научного сотрудника в Российский научный центр. Евгения приняла участие в одном из проектов Российского научного центра, который был посвящён изучению «психологического статуса русских «перемещённых» лиц после Второй мировой войны» [6, с. 106]. Результатом работы над этим проектом была книга в соавторстве в Хелен Брейер «Six Russian men: Livesinturmoil», вышедшая в 1976 году.

В 1955 году Е. Ханфманн совместно с польско-американским психологом Джейкобом Гетцельсом публикуют статью «Межличностные установки выходцев из Советского Союза: исследование с помощью полупроективной методики» («Interpersonal attitudes of former Soviet citizens, as studied by a semi-projective method») [11]. В результате исследования «были выявлены психологические особенности русских эмигрантов, проявляющиеся в ситуациях межличностного взаимодействия и решения групповых задач, а также советские психологические установки, возникающие под влиянием тоталитарного режима» [11].

В 1952 году по «приглашению известного американского психолога, основателя гуманистической психологии, профессора Абрахама Маслоу» [6, с. 102], Евгения Ханфманн начала преподавать в Brandeis University в качестве профессора психологии. Там же она стала основателем и директором психологического консультационного центра [5], который возглавляла до 1970 года, до выхода на пенсию.

Информацию о семейном положении Евгении Ханфманн мы находим в статье «Russian women émigrées in psychology: Informal Jewish networks». Автор статьи, профессор William R Woodward,

Библиографический список

приводит высказывание Евгении Ханфманн о её взглядах на брак: «Моё одиночество - это результат непреднамеренного решения, у него есть свои корни в опыте неудачного брака моих родителей» [12, p. 126]. Автор также указывает, что у Е. Ханфманн не было детей.

Стоит отметить, что Е. Ханфманн была почётным членом Американской психологической ассоциации и Американской академии Психотерапия [7]. В период с1928 по 1978 годы она, не считая многочисленных статей в журналах, опубликовала следующие труды: Die Entstehung visueller Assoziationen, Zeitschrift fur Psychologie (1928), Conceptual thinking in schizophrenia. Psychological Monographs (1942), Case Lanuti: Extreme Concretization of Behavior due to Damage of the Brain Cortex, Psychological Monographs (1944), The former Soviet citizens' attitudes towards family as studied by a projective technique (1954), Psychological counseling in a small college (1963), Six Russian Men: Lives in Turmoil (1976), Effective therapy for college students (1978).

Евгения Ханфманн умерла 14 сентября 1983 года в Уолт-хеме, штат Массачусетс. MarianneL. Simmel вспоминает её как скромного человека, преданного друга для своих пациентов, студентов и коллег, «она была редким человеком, настоящей сильной русской женщиной» [5, p. 355].

Жизнь Евгении Ханфманн можно условно разделить на три этапа: детство в Российской империи, в период революционных потрясений, начало профессионального пути в Германии и выдающаяся исследовательская и преподавательская карьера в США. Она проводила исследования в лаборатории Курта Коффки (Kurt Koffka), работала в государственной больнице Worcester, преподавала на кафедре социальных отношений в Гарварде, была сотрудником Российского научно-исследовательского института. Хронологически и концептуально научная работа Е. Ханфманна сводится к двум основным сферам: изучение когнитивных процессов в ранний период становления карьеры, и психология личности, психотерапия - в более поздний период. В связи с тем, что биография и научное наследие Евгении Ханфманн до настоящего времени не являлись предметом специального изучения, наша статья будет способствовать реконструкции жизненного пути и профессиональных интересов Е. Ханфманн.

1. Касьянова Д.В. Женщина в истории психологии: тень или непринятая обществом жертва. Северо-Кавказский психологический вестник. 2015; Т. 13; № 4: 76 - 77.

2. Furumoto L., Scarborough E. Placing women in the history of comparative psychology. Historical perspectives and the international status of comparative psychology. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1987: 103 - 117.

3. Жарова Д.В., Батыршина А.Р. Б. Сайдис: забытые имена в психологии. Вестник Мининского университета. 2017; 2: 11 - 18.

4. Жарова Д.В., Батыршина А.Р. Женские имена в психологии: Мария Рикерс-Овсянкина. Вестник Мининского университета. 2018; Т. 6; № 1: 85 - 103.

5. Simmel M. L. A tribute to Eugenia Hanfmann, 1905 - 1983. Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1986, № 22: 348 - 356.

6. Масоликова Н.Ю., Сорокина М.Ю. История российского научного зарубежья и психологическое сообщество. Методология и история психологии. 2011; Т. 6., Выпуск 2: 92 - 116.

7. Hanfmann Eugenia (1905 - 2000). In M.B. Ogilvie, & J.D. Harvey (Eds.). The biographical dictionary of women in science: Pioneering lives from ancient times to the mid-20th century. Vol. 1: 1119 - 1120.

8. Rhoda K. Unger Psychology in the United States. Available at: https://jwa.org/encyclopedia/article/psychology-in-united-states

9. Ясницкий А. Изоляционизм советской психологии? Неформальные личные связи учёных, международные посредники и «импорт» психологии. Вопросы психологии. 2012; 1: 100 - 111.

10. Donald W. MacKinnon, How Assessment Centers Were Started in the United States: The OSS Assessment Program. Pittsburgh: Development Dimensions International, 1974.

11. Костригин А.А. Межличностные установки выходцев из Советского Союза: исследование с помощью полупроективной методики. История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017; 5: 12 - 73.

12. Woodward W.R. Russian women emigrees in psychology: Informal Jewish networks. History of Psychology. 2010; V. 13; No 2: 111 - 137.

References

1. Kas'yanova D.V. Zhenschina v istorii psihologii: ten' ili neprinyataya obschestvom zhertva. Severo-Kavkazskijpsihologicheskij vestnik. 2015; T. 13; № 4: 76 - 77.

2. Furumoto L., Scarborough E. Placing women in the history of comparative psychology. Historical perspectives and the international status of comparative psychology. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1987: 103 - 117.

3. Zharova D.V., Batyrshina A.R. B. Sajdis: zabytye imena v psihologii. Vestnik Mininskogo universiteta. 2017; 2: 11 - 18.

4. Zharova D.V., Batyrshina A.R. Zhenskie imena v psihologii: Mariya Rikers-Ovsyankina. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018; T. 6; № 1: 85 - 103.

5. Simmel M. L. A tribute to Eugenia Hanfmann, 1905 - 1983. Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1986, № 22: 348 - 356.

6. Masolikova N.Yu., Sorokina M.Yu. Istoriya rossijskogo nauchnogo zarubezh'ya i psihologicheskoe soobschestvo. Metodologiya i istoriya psihologii. 2011; T. 6., Vypusk 2: 92 - 116.

7. Hanfmann Eugenia (1905 - 2000). In M.B. Ogilvie, & J.D. Harvey (Eds.). The biographical dictionary of women in science: Pioneering lives from ancient times to the mid-20th century. Vol. 1: 1119 - 1120.

8. Rhoda K. Unger Psychology in the United States. Available at: https://jwa.org/encyclopedia/article/psychology-in-united-states

9. Yasnickij A. Izolyacionizm sovetskoj psihologii? Neformal'nye lichnye svyazi uchenyh, mezhdunarodnye posredniki i «import» psihologii. Voprosypsihologii. 2012; 1: 100 - 111.

10. Donald W. MacKinnon, How Assessment Centers Were Started in the United States: The OSS Assessment Program. Pittsburgh: Development Dimensions International, 1974.

11. Kostrigin A.A. Mezhlichnostnye ustanovki vyhodcev iz Sovetskogo Soyuza: issledovanie s pomosch'yu poluproektivnoj metodiki. Istoriya rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest. 2017; 5: 12 - 73.

12. Woodward W.R. Russian women emigrees in psychology: Informal Jewish networks. History of Psychology. 2010; V. 13; No 2: 111 - 137.

Статья поступила в редакцию 23.07.18

УДК 159.954

Ivanova A.V., postgraduate, Academy of Psychology and Educational Sciences, Southern Federal University (Rostov-on-Don,

Russia), E-mail: [email protected]

CHARACTERISTICS OF VOLUNTARY IMAGINATION IN STUDENTS AND WORKERS - YOUNG MEN AND WOMEN. The

article presents the results of the research aimed at the study of the spatial and intensity characteristics of voluntary imagination in given situations of biological and personal frustration the needs of working and learning men and women. The spatial characteristic of voluntary imagination is considered as the involvement of a particular sphere of life in the content of the imaginative response of the Respondent, included in the content of the imagination of the subject, which is actualized under the influence of frustration. The intensity characteristic of imagination is interpreted as the degree of clarity, detail, subjective significance of the content of imagination. Research methods: a projective method of unfinished sentences; a content-analysis of the results of the verbal completing (imaginitive response) by the respondents of incomplete sentences; procedure quartiniana; binomial distribution; method of expert evaluations instructors of categories; methods of nonparametric statistics. According to the results of the study, the social status and gender of young people have different effects on the features of spatial and intensity characteristics of voluntary imagination, depending on the nature of frustrated needs. During the frustration of biological needs, the specificity of the spatial and intensity characteristics of the respondents' imagination is affected by their social status and gender. When frustrating the personal needs of respondents on the identity of the intensive characteristics of imagination affect their social status and gender of students.

Key words: imagination, voluntary imagination, imagination content, characteristics of imagination, biological needs, personal needs, imaginative response, working people, students, men and women.

А.В. Иванова, аспирант Южного Федерального Университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАБОТАЮЩИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ - МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

В статье излагаются результаты исследования, нацеленного на изучение пространственной и интенсивностной характеристик произвольного воображения в заданных ситуациях фрустрации биологических и личностных потребностей работающих и обучающихся мужчин и женщин. Пространственная характеристика произвольного воображения рассмотрена как вовлечённость той или иной сферы жизнедеятельности в содержание имажинитивного ответа респондента, включенной в актулизируемое под влиянием фрустрации содержание воображения субъекта. Интенсивностная характеристика воображения трактуется как степень отчётливости, детализированности, субъективной значимости содержания воображения. Методы исследования: проективный метод незаконченных предложений; контент-анализ результатов вербального достраивания (имажинитивного ответа) респондентами незаконченных предложений; процедура квартилирования; биномиальное распределение; метод экспертных оценок референтов категорий; методы непараметрической статистики. Согласно результатам исследования, социальный статус и пол молодых людей по-разному сказываются на особенностях пространственной и интенсивностной характеристиках произвольного воображения в зависимости от характера фрустрируемой потребности. При фрустрации биологических потребностей на специфике пространственной и интенсивностной характеристик воображения респондентов сказываются их социальный статус и пол. При фрустрации личностных потребностей респондентов на своеобразии интенсивностной характеристики воображения сказываются их социальный статус и пол обучающихся респондентов.

Ключевые слова: воображение, произвольное воображение, содержание воображения, характеристики воображения, биологические потребности, потребности личности, имажинитивный ответ, работающие молодые люди, студенты, мужчины и женщины.

Воображение - психический процесс, актуализирующийся в ситуациях с высокой степенью неопределённости и неясности. Воображение проявляется в жизни человека не только как когнитивный процесс, заполняющий пробелы в восприятии, прогнозирующий результаты деятельности, предвосхищающий возможные события, участвующий в обучении и освоении всего нового, воображение также организует, психологически защищает, развивает личность, способствует творческому решению трудных, проблемных, неопределённых, фрустрирующих ситуаций. Последние наиболее часто упоминаются в качестве активаторов воображения [1; 2; 3]. Ситуация фрустрации, одна из критических жизненных ситуаций, характеризуется наличием сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению [4]. В условиях, когда субъекту неясны способы удовлетворения его блокированных потребностей, реализации ценностей и достижения цели, когда неизвестны перспективы фрустрирующей ситуации, она может переживаться личностью как неопределённая ситуация, в которой субъект сталкивается с недостаточностью или избыточностью информации, неизвестностью исходов, не-прогнозируемостью и неконтролируемостью [5; 6; 7]. Актуализируясь в неопределённых фрустрирующих ситуациях, воображение субъекта, с одной стороны, направлено на преодоление дефицита информации, проектирование возможных исходов ситуации, снижение внутреннего напряжения и тревоги, с другой стороны - побуждает личность образами желаемого будущего к достижению поставленной цели, внутренней работе над собой, личностному росту.

В психологии воображение рассматривается как опосредованный актуализируемый в специфических условиях, близкий к мышлению когнитивный процесс (В.А. Петровский,

А.В. Брушлинский); высшая психическая функция, основа творческой (Л.С. Выготский), проспективной (Р.Г. Натадзе) деятельности; фактор, организующий совладающее поведение личности в неопределённых и фрустрирующих ситуациях (З. Фрейд, Я. Рейковский) [1; 8; 9; 10; 11; 12]. Произвольный вид воображения трактуется в современной психологии как преднамеренное, осознанное воспроизведение (репродуктивное воображение) и преобразование (творческое воображение и мечта) полученных ранее впечатлений [13]. Содержание произвольного вида воображения, на наш взгляд, может рассматриваться как представляемые (в понятийно-образной форме - имажинитивный ответ) личностью любые явления действительности в разных сферах жизнедеятельности, осознанно актуализируемые в ответ на неопределённую фрустри-рующую ситуацию.

В ряде психологических исследований воображения его актуализация фиксировалась либо в ситуациях социального взаимодействия в сфере «Я», затрагивающих социальные и личностные потребности субъекта [14; 15], либо в ситуациях фрустрации его биологических потребностей [12]. Вопрос об актуализации воображения субъекта при одновременной фрустрации разных по характеру потребностей в разных жизненных сферах нуждается в комплексном изучении. Слабо изученными остаются различия в особенностях воображения мужчин и женщин: в психологической литературе констатируется наличие менее высокого уровня развития пространственного воображения у женщин, их большего фантазирования о деньгах в случаях неудовлетворения материальным благополучием [16]. В специальном изучении нуждаются различия между характеристиками воображения молодых мужчин и женщин, у которых фрустрированы потребности того или иного характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.