УДК 331.108.4:159 (072.42)
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ: ИЗ ОПЫТА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
В.В. Дикова,
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГБОУВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил
Аннотация: В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения подростков в условиях постиндустриального общества, анализируется опыт профессиональной диагностики подростков, результаты профессионального консультирования с учетом потребностей регионального рынка труда.
Ключевые слова: психология подросткового возраста, личность, развитие личности, профессиональное самоопределение, профессиональная диагностика, профессиональное консультирование, постиндустриальное общество.
Abstract. In article discusses the problem of professional self-determination of teenagers in a post-industrial society, analyzes the experience of a professional diagnosis of adolescents, the results of professional counseling tailored to the needs of the regional labor market.
Keywords: adolescent psychology, person; personality continuity (personality development), professional identity, professional diagnosis, professional counseling, post-industrial society.
Социально-экономическая ситуация в настоящее время отличается высокой динамичностью, нестабильностью, изменчивостью, что не может не отражаться на сфере образования, на самоопределяющейся молодежи, качестве и специфике выбора профессии, отвечающей этим условиям. Профессиональное самоопределение, как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой профессиональной деятельности, всегда было и будет индикатором процессов, происходящих в конкретной социально-экономической ситуации, индикатором изменений ценностей, смыслов и потребностей личности на данном этапе культурно-исторического развития общества.
Актуальность проблемы поиска оптимальных путей профессионального развития личности неизбежно будет сохраняться вместе с динамикой развития науки и общества. Теоретической основой концепции профессиональ-
ного становления личности являются исследования личности и деятельности К. С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Нечаева, Г. В. Суходольского, В. Д. Щадрикова. Сложность и многомерность процесса профессионального самоопределения отражена в работах Л. А. Бодалева, А. А. Деркача, Ю. М. Забродина, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой, Э. Э Сыманюк, С. Н. Чистяковой, а также зарубежных ученых - А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Голланда.
Основные положения концепции профессионального становления личности отражены в работах Э. Ф. Зеера, приведем некоторые из них:
• профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;
• процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные закономерности;
• ядром профессионального становления является нахождение личностного смысла в профессии - профессиональное самоопределение;
• знание психологических особенностей профессионального становления позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю [2, с. 28].
Указанные психологические аспекты профессионального становления личности приобретают особый смысл в условиях постиндустриального общества.
Большинство теоретиков, изучающих проблему в к. XX - н. XXI века, характеризуют постиндустриальное общество, как общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах деятельности [3, С 28-31].
В работах Д. Белла, А Тоффлера, Ф. Уэбстера конкретизируются признаки постиндустриального общества как общества информационного. Так, например, ведущим фактором, определяющим развитие общества, становится теоретическое и прикладное знание, уровень компетенций по реализации интеллектуального потенциала, увеличение доли высококвалифицированного и творческого труда, смещение предикторов социального развития с экономических на «интеллектуальные» и «антропоцентрические» [1, 6, 7].
Такие изменения не только кардинально меняют общественное мироустройство, но и требуют глубоких сдвигов в понимании смыслов труда, его общественного значения, перестройки профессионального самосознания сегодняшних школьников, ведь именно на их профессиональное становление придется значительная доля изменений постиндустриального общества.
Объективные и субъективные смыслы труда отвечают как реальным, так и воображаемым (вновь создаваемым) потребностям личности, тесно взаимосвязаны и обуславливают профессиональную и личностную мотивацию. На конкретном содержании смыслов простроена корпоративная культу-
ра многих организаций и предприятий (важна возможность влиять на окружающий мир, делать его лучше, экологичнее, гуманнее и т.п.) [5, С. 72-75]. При этом важно отражать, что в переходном периоде развития общества у молодежи часто наблюдается искаженное понимание смысла труда, инверсия его общественной ценности, преобладание «эгоистического» над общественно значимым. В определенной степени это обуславливает многочисленные ошибки в выборе профессии, разочарование в профессии на этапе профессионального обучения, низкую конкурентоспособность на начальном этапе профессионального развития.
Н. С. Пряжников, исследуя основные аспекты профессионального самоопределения, указывает, что ядром этого процесса является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий, однако адекватное и осознанное самоопределение является сам выбор профессии важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации [5].
При этом большинство психологов-практиков, педагогов, а также родителей отмечают, что многие школьники не могут сделать самостоятельный и сознательный выбор профессии, в силу искаженного или неверного представления о себе, о своих возможностях, способностях, потребностях, личностных качествах, а также незнания самих профессий и возможностей получения образования. Несогласованный выбор специальности грозит не только неудачей в обучении, утраченной уверенностью в себе и своих возможностях, но и потерянным временем, потраченными впустую ресурсами. Определение специфики возрастного и профессионального развития человека позволяет четко определить содержание профориентационной и профконсуль-тационной работы и, следовательно, эффективно решить проблему профессионального и личностного самоопределения.
Обратимся к опыту решения проблемы профессионального самоопределения школьников в рамках деятельности Центра тестирования и профориентации НТГСПИ (ф) РГППУ. Профориентационная диагностика и консультирование учащихся с 7-го по 11-й класс осуществляется с использованием компьютерного комплекса «Профориентатор», разработчиком и правообладателем которого является Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» в МГУ им. М. В. Ломоносова г. Москва. Уникальность методики разработанной под руководством А. Г. Шмелева, состоит в том, что она позволяет комплексно подойти к оценке предпочтений (интересов), интеллектуальных способностей и личных качеств тестируемого и получить список, рекомендованных профессий с учетом его индивидуальности. Методика отвечает требованиям надежности и валидности, в том числе имеет высокие показатели прогностической валидности, которые указывают на пригодность психодиагностической методики для выдвижения прогноза [4, С. 115-127].
По результатам тестирования квалифицированным психологом осуществляется профориентационное консультирование подростка и родителей,
которое направлено на анализ графический профиля с результатами по каждой измеряемой тестом шкале, поиск приоритетных для учащегося направлений профильного обучения или профессиональной подготовки, решение конфликтных вопросов и разрешение противоречий профессионального самоопределения. В рамках консультации обсуждаются личные и профессиональные планы подростка, преимущества и слабые стороны конкретных профессий, анализируется рынок труда, востребованность тех или иных специалистов, рынок образовательных услуг, возможности профессионального развития, персональные ограничения в выборе профессии, профпригодность, состояние здоровья и многие другие.
Задача консультанта - помочь сделать оптимальный выбор профессии исходя из интересов, возможностей и способностей школьника с учетом потребностей рынка труда, возможностей трудоустройства после 4-6 лет получения образования. Безусловно, специалист по профконсультированию ориентируется на региональный рынок труда и перспективы его развития, если жизненные планы старшеклассника связаны с родным городом и областью. Приведем несколько приоритетных направлений, актуальных для Свердловской области. Так, например, актуальной является подготовка педагогических кадров, ведь именно с учителя начинается большинство других профессий, от его труда зависит стремление ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, понимание своих возможностей в предметной области. В консультировании мы часто становимся свидетелями конфликта между ярко выраженными интеллектуальными способностями ребенка, например в математике, абстрактной логике и отсутствием всякого интереса к этой области из-за «нелюбви» к школьному предмету. Это становится серьезным препятствием к выбору профессии, в которой возможно было реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Еще одно направление, востребованное в области - подготовка медицинских кадров. Рейтинги медицинских вузов - одни из самых высоких в России, что делает подготовку к ЕГЭ очень трудоемкой задачей, требующей от старшеклассника подчас полной самоотдачи. Часто по результатам тестирования школьнику можно уверенно рекомендовать выбрать профессию врача, но длительность и сложность профессиональной подготовки, тяжелые условия труда во многих лечебных учреждениях, размытые профессиональные перспективы - отпугивают потенциальных абитуриентов.
Третье направление, самое острое для промышленного Урала - подготовка инженерных кадров, обеспечивающих развитие наукоемких технологий, разработку и внедрение инноваций, ведь инженер - это «драйвер» современного производства. Сейчас пути решения проблемы всех промышленных предприятий активно обсуждается, разрабатываются новые интересные проекты и программы, например, стартовала Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 г.г., запущен локальный проект - «Инженер XXI века», призванный пропагандировать инженерное образование и повысить престижность таких школьных предметов, как физика,
химия и математика. По опыту профконсультирования интерес к инженерным специальностям, действительно очень невысокий, притом, что способных детей мы выявляем достаточно много.
Диагностический комплекс «Профориентатор», который используется при тестировании, позволяет оценить развитие таких показателей как математические вычисления, зрительная и абстрактная логика, тесно связанных с деятельностью инженера. Причем высокие способности школьников не всегда подтверждаются хорошей и отличной успеваемостью по этим предметам в школе, что дает нам основание рекомендовать родителям и самому учащемуся изменить приоритеты в подготовке к ЕГЭ и рассмотреть перспективу получения инженерной специальности.
Рассмотрим некоторые примеры из практики консультирования.
Евгений Н., 17 лет, 10 класс, гуманитарный класс, хобби: музыка, кино, чтение художественной литературы.
Запрос: необходимо определиться в выборе профессии.
Профиль тестового комплекса «Профориентатор»:
Стены 1 2 3 4 5 б
Краткий анализ профиля. В структуре интеллекта Евгения ярко выражены способности к математическим вычислениям, зрительной логике (пространственное мышление, конструктивно-технические способности), абстрактная логика, внимание, характеризующие инженерный профиль, соответственно можно уверенно рекомендовать технические специальности, такие как инженер-конструктор, инженер-технолог. Однако по структуре интересов Евгения, наиболее выражен интерес к искусству (хобби юноши) и «знаковым» профессиям (интерес к работе с буквами, цифрами, схемами, графиками, текстами, документами, естественными и искусственными языками) и слабо выражен интерес к работе с техникой, техническими системами и научно-исследовательской деятельности. По структуре личностных качеств, можно отметить низкую активность (интроверсия) и эмоциональную стабильность, которые позволяют успешно решать, например конструкторские,
инженерно-технические задачи в ситуации заданных сроков и планирования профессиональной деятельности.
В ходе консультирования Евгений отмечает свою слабую успеваемость по предметам физико-математического цикла, и выражает удивление наличию данных способностей, демонстрирует низкий кругозор в сфере инженерных и технических специальностей, низкую готовность к выбору профессии.
Результаты консультирования. Ярко выраженное противоречие между интересами и способностями Евгения, при этом структура интеллекта положительно коррелирует с качествами личности. В ходе обсуждения специальностей найден компромиссный вариант - экономика, логистика. Даны рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по математике. Составлен основной и альтернативный план профессиональной подготовки.
Комментарии специалиста. Яркий «инженерный» профиль Евгения остался нереализованным, возможно диагностика на более ранних этапах развития позволила выбрать углубленную профильную физико-математическую подготовку в школе, а целенаправленная профориентацион-ная работа обеспечила интерес к инженерно-техническим специальностям.
Ярослав А., 14 лет, 7 класс, общеобразовательный класс, хобби: чтение, литературный кружок, конструирование из бумаги.
Запрос: необходимо определиться в выборе профильного класса.
Профиль тестового комплекса «Профориентатор»:
Краткий анализ профиля. В структуре интеллекта Ярослава выражены способности к математическим вычислениям, зрительной логике, абстрактной логике, характеризующие инженерный профиль, а также выражены лексические способности, эрудиция, что соотносится с увлечениями подростка.
Структура интересов очень разнообразна, подростку интересны почти все сферы, за исключением профессий, связанных с риском. Наиболее выражен интерес к технике и научно-исследовательской деятельности, однако интерес к сфере общения и бизнесу и знаковым профессиям отличается не значительно.
По структуре личностных качеств отмечается низкая активность (ин-троверсия) и согласие, характеризующее возможности проявления себя в коммуникативной сфере, отражают независимость и принципиальность в общении, что может затруднить профессиональное общение в коллективе или работе с людьми. Высокая эмоциональная стабильность позволяет успешно решать различные задачи в условиях сжатых сроков и высокой эмоциональной напряженности. На этом фоне проявлен низкий самоконтроль, затруднение самоорганизации, склонность к творческой деятельности, ненормативному поведению.
В ходе консультирования Ярослав отмечает хорошую, стабильную успеваемость по всем предметам, называет любимыми - математику, физику и литературу. Увлекается чтением художественной литературы, пробует себя в литературном творчестве, демонстрирует широкий общий кругозор. Среди привлекательных профессий называет журналистику. Демонстрирует высокую откликаемость на предложения профконсультанта, высокую готовность к выбору профессии. Развитый интеллект позволяет выбрать любое интересное подростку направление профильной подготовки. Предварительный выбор Ярослава - журналистика, тесно связана с риском, который его не привлекает, соответственно обсуждаются факторы риска в профессии. Уточняется интерес к конструированию, предлагается попробовать свои силы в авиа моделировании или робототехнике, что вызывает яркую положительную эмоциональную реакцию и согласие. Рекомендуется посещать соответствующий кружок. Родители Ярослава, присутствующие на консультации активно поддерживают сына.
Резулътаты консультирования. В связи с выраженным потенциалом интеллектуального развития, даны рекомендации по переводу подростка из общеобразовательной школы в гимназию с профильным обучением по физико-математическим дисциплинам. Рекомендован выбор учреждения дополнительного образования по профилю робототехника.
Комментарии специалиста. Ярослав обладает выраженным интеллектуальным потенциалом и сужение поля профессиональных интересов позволило определиться с выбором профильного класса и учреждением дополнительного образования технической направленности. Интерес к конструированию и предметам физико-математического цикла, обеспечит высокую успеваемость и качественную подготовку к ЕГЭ.
Приведенные примеры не претендуют на характеристику общей ситуации выбора профессии у подростков в целом, но дают возможность сделать определенные выводы, вытекающие из общей практики профессионального консультирования в Центре. Самостоятельный выбор профессии школьниками в большинстве случаев является затруднительным, вследствие высокой ригидности, инертности; конформности, пассивности в ситуации самоопределения. Для старшеклассников характерна социальная незрелость, отсроченное формирование «чувства взрослости», слабя рефлексия, ориентация на внешние, а не на внутренние факторы выбора профессии, самопознание че-
рез внешние пути (экстрим, социальные сети, девиации) и как следствие -непонимание своих возможностей и способностей, неадекватно заниженная или завышенная самооценка. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям и потребностям реальности, оказывается невостребованной.
Таким образом, интенсивные социально-экономические изменения в обществе, обуславливают необходимость своевременной диагностики способностей школьников, научно-обоснованного выбора профильного обучения школьников, создание условий для качественного дополнительного образования. Старшеклассник должен иметь возможность получать высококачественные услуги не только своего ОУ, в котором он учится, но и других организаций и центров, на условиях сотрудничества, понимания функций и возможностей друг друга. Такое сотрудничество может быть организовано на основе договорных отношений, социального партнерства и других вариантов, поскольку только комплексное решение может помочь сделать старшекласснику согласованный и адекватный выбор профессии.
Библиографический список
1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Д. Белл. - М.: «Академия», 2004, - 944 с.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессии : Учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - М. : Акад. Проект : Фонд "Мир" , 2005. - 329 с.
3. Заводчиков, Д. П. Проблемы профессионального развития в постиндустриальном обществе: учебное пособие / под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО РГППУ, 2014. - 103 с.
4. Серебряков, А. Г., Кононова, В. Н., Алтухов, В. В., Иванова, О. Н., Шмелёв, А. Г. Прогностическая валидность психодиагностической методики «Профориентатор» (по материалам отсроченного анкетирования) / А. Г. Серебряков, В. Н. Кононова, В. В. Алтухов, О. Н. Иванова, А. Г. Шмелёв // Вопросы психологии. 2010. - № 1. С. 115-127.
5. Пряжникова, Е. Ю., Пряжников, Н. С. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 496 с.
6. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 669 с.
7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Фрэнк Уэбстер; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; под. ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.
8. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. -2013. - N 1. - С. 32-40. - ISSN 2078-9661