ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014 г. Выпуск 1 (32). С. 29-32
УДК 371.01
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТОВОГО КОМПЛЕКСА «ПРОФОРИЕНТАТОР»
В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В. А. Мищенко
В конце 80-х - начале 90-х гг. прошедшего столетия в Российской Федерации почти полностью исчезло гарантированное государством распределение на работу после окончания среднего специального или высшего учебного заведения, которое существовало в советский период. В то же время резко изменились условия оплаты труда и, соответственно, гарантированный уровень жизни людей различных профессий. И, наконец, наступил резкий спад промышленного производства, что привело к серьезным изменениям на рынке труда, включая рост безработицы, утрату престижа некоторых очень значимых в предыдущие десятилетия профессий, резкий рост спроса на новые профессии и т. п. Все эти факторы, в особенности два последних, естественно, не могли не оказать существенного влияния на систему отечественного среднего и высшего профессионального образования. Теперь она должна была изучать, учитывать и оперативно приспосабливаться к изменениям на рынке труда. Одним из необходимых условий этого явилась потребность зафиксировать в теории и на практике принцип опережающего развития образования, предполагающий, в частности, получение в стенах учебного заведения такого уровня образования, который мог бы позволить выпускнику адаптироваться к широкому спектру всевозможных, в том числе и перспективных, изменений условий своей профессиональной деятельности [1].
Современный человек живет в сложном и быстро меняющемся мире. Постоянное появление и развитие новейших технологий является толчком к появлению новых престижных профессий, требующих высокой квалификации и специальной подготовки. Поэтому задача суза и вуза - подготовить образованных специалистов, которые оказываются способными быстро и эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка труда [2: 89]. Для оценки уровня формирования подобных способностей у выпускников различных образовательных учреждений в последние время стало широко использоваться понятие «профессиональная мобильность».
Само понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное. Оно имеет весьма сложную структуру и может трактоваться по-разному в различных областях знаний. Так, с позиций психологии «профессиональная мобильность» определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [5: 1].
Обобщая результаты теоретических исследований в этой области, мы пришли к выводу, что профессиональная мобильность в ее психологическом значении - это интегративное качество личности, объединяющее в себе несколько различных элементов. К важнейшим из них можно отнести:
- сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности;
- способности и знаниевую основу профессиональной мобильности;
- самоосознание личностью своей профессиональной мобильности сформированное на основе рефлексии готовности к изменению места работы и вида профессиональной деятельности.
Каждая из этих составляющих понятия «профессиональная мобильность», в свою очередь, включает в себя подструктуры, развитие которых и приводит в конечном итоге к её интегрированному формированию. Так, в основе формирования потребности в профессиональной мобильности лежат:
- развитие мотивации самообразования, развитие мотивации достижения поставленных перед собой результатов;
29
В. А. Мищенко
- формирование установки на самоактуализацию в той или иной области профессиональной деятельности;
- формирование установки на оптимистическое восприятие действительности даже в случае вынужденной смены места работы или основной профессии.
Способности к профессиональной мобильности включают в себя развитые когнитивные способности, креативность, дивиргентность, критичность мышления. В свою очередь, зна-ниевая основа профессиональной мобильности складывается из общеобразовательных знаний, общепрофессиональных знаний, узких профессиональных знаний применительно к той или иной конкретной специальности, ключевых квалификаций и компетенций, способности к быстрому использованию знаний из одной области науки к другой области [5: 3].
Обращаясь к пониманию профессиональной мобильности с позиций социологии, можно выделить два ведущих подхода в этой области. Согласно первому из них, профессиональная мобильность рассматривается как смена места работы или профессии, обусловленная внешними обстоятельствами, в большей мере негативными (такими как отсутствие рабочих мест по своей специальности, низкая заработная плата, плохие перспективы профессионального карьерного роста, бытовая неустроенность и т. д.) В данном случае мобильность продиктована необходимостью адаптироваться к реальным жизненным ситуациям и найти свою нишу для достойного существования в социуме. В соответствии с другим социологическим подходом, профессиональная мобильность рассматривается как твердая установка на внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в самосовершенствовании (внутренняя свобода и раскрепощенность). Сюда же относятся способность личности быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, ее умение при необходимости достаточно быстро перестроиться в своей профессиональной деятельности [4: 10].
Для развития современного российского образования обсуждаемая проблема особенно актуальна, поскольку у многих студентов по разным причинам нет уверенности в том, что они будут работать по специальности, по крайней мере, длительное время. К основным факторам, влияющим на возникновение подобной неуверенности, можно отнести:
- сравнительно невысокую зарплату начинающих специалистов;
- различные бытовые и личностные трудности, которые нередко возникают у выпускников в самом начале своей профессиональной деятельности;
- демографический фактор, важен для выпускников педагогических сузов и вузов, приводящий к сокращению количества потенциальных учащихся и, соответственно, требуемого количества педагогов (впрочем, в последние годы этот фактор стал иметь менее важное значение, чем это было в конце 90-х гг. ХХ в.).
В подобной ситуации необходимо помочь выпускнику образовательного учреждения обрести позицию активного субъекта на рынке труда, сформировать у него готовность к смене вида или содержания своей профессиональной деятельности. Это подтверждается цифрами: сегодня в странах с развитой рыночной экономикой лишь около 20 % занятого населения работает по специальности, полученной в молодые годы в учебном заведении профессионального образования, а 42 % молодых людей меняют профиль своей деятельности в первые два года по окончании вуза, техникума или колледжа. В СССР, напротив, большинство выпускников вузов трудились по полученной в институте или университете специальности в течение десятилетий. Это обстоятельство еще полтора - два десятилетия назад резко отличало отечественное среднее и высшее профессиональное образование от зарубежного. Однако, сегодня картина совсем иная и проблема профессиональной мобильности специалиста, ее «подготовки» уже на младшей ступени профессионального обучения встает во весь рост [2].
Для некоторых школьников уже после окончания девяти классов актуальным становится выбор будущей профессии и, соответственно, профессионального учебного заведения. Как показывает практика, нередко такое профессиональное учебное заведение выбирается случайно, особенно в крупных городах. Часть выпускников школ сразу устраиваются на работу,
30
Роль компьютерного тестового комплекса «Профориентатор» в формировании профессиональной...
не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. В то же время поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл. Проблема «кем быть?» по своему значению уступает лишь вопросу «с кем быть?» - поиску любимого, любимой.
Даже для тех молодых людей, которые осознанно поступили в то или иное профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие -в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи - после 3-5 лет работы по профессии. Некоторая часть молодежи после окончания профессиональной школы (начальной, средней, высшей) не сможет сразу найти работу по полученной профессии. Эти лица окажутся перед перспективой пополнить ряды безработных. Значит, вопрос выбора профессии снова станет для них актуальным. Психологическая напряженность, тревожность, беспокойство, неуверенность в будущем станут стимулировать поиск себя в мире труда [3: 17]. Заметим, впрочем, что в ряде случаев, хотя далеко не всегда, именно эти стимулы оказываются очень эффективными в процессе выбора специальности и поиска места работы.
С целью оказания помощи школьникам и студентам в профессиональном самоопределении достаточно эффективным показало себя использование компьютерного тестового комплекса «Профориентатор». Этот компьютерный тестовый комплекс был разработан высоко квалифицированными психологами-тестологами МГУ им. М. В. Ломоносова и IT-специалистами под научным руководством доктора психологических наук, профессора МГУ Александра Георгиевича Шмелева. В настоящее время этот тестовый комплекс активно используется рядом школ, сузов и вузов в нашей стране.
Тест «Профориентатор» предназначен для проведения специальных консультаций с учащимися, помогающих им в выборе будущей профессии. Компьютерный комплекс состоит из 3 блоков: «Интересы», «Способности», «Личность». Блок «Интересы» состоит из 84 вопросов, которые «работают» (дают вклад) на 8 шкал (шкалы составлялись с опорой на классификации типов профессий по Е. А. Климову и Холланду). Блок «Способности» состоит из 73 заданий, работающих на 6 шкал, с расчетом общего балла; выполнение заданий данного блока ограничено по времени. Блок «Личность» состоит из 50 вопросов, работающих на 4 фактора (факторы Большой Пятерки, за исключением шкалы «Обучаемость»).
Разработанная лабораторией «Гуманитарные Технологии» тестовая оболочка Maintest 4 позволяет сохранять в едином формате все протоколы испытуемых, прошедших тестирование, а также производить дальнейшую статистическую обработку протоколов с целью психометрического анализа работы тестовой методики. Постоянный поток клиентов дает возможность довольно быстро набирать необходимое для статистической обработки количество протоколов, поэтому как минимум раз в полгода тест проходит проверку на «качество». В настоящее время ведется активная работа по обновлению и коррекции методики проведения этих тестов.
По окончании компьютерного тестирования учащийся получает распечатку с его результатами. В распечатку входит: индивидуальный графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству, списки наиболее подходящих профессий, развернутые текстовые интерпретации результатов.
По результатам тестирования проводится консультация психолога, который сможет ответить на следующие вопросы:
- какие профессии и почему подходят учащемуся на основе анализа его интересов, способностей и особенностей характера;
- в каких вузах можно получить соответствующее образование;
- как подготовиться к поступлению в вуз;
- как выбрать профильный класс, школу, лицей или колледж;
- как можно скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера;
- как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных для учащегося профессиональных сферах.
31
В. А. Мищенко
Таким образом, молодой человек получает достаточно объективную информацию о своих слабых и сильных сторонах профессиональных способностей и интересов, о личностных качествах; о том, где и в каких профессиональных сферах он может их применить. Как показал опыт консультативной деятельности, почти у каждого человека имеются способности и интерес не к одной профессии, а к нескольким. Если человек выбрал одну из них, но впоследствии по каким-либо причинам эта профессия его не удовлетворила, то, зная свои возможности и интересы, он сможет оперативно выбрать другой вид деятельности и довольно быстро овладеть новой специальностью.
Таким путем в процессе тестирования осуществляется формирование профессиональной мобильности в ее социологическом понимании. Если посмотреть на профессиональную мобильность с точки зрения психологической науки, то и здесь использование компьютерного тестового комплекса «Профориентатор» может привести к заметным позитивным результатам. В процессе проведения консультирования по итогам теста психолог дает рекомендации по развитию тех или иных качеств, необходимых для занятия успешной профессиональной деятельностью. Кроме того, консультант рекомендует испытуемому использование некоторых психологических приемов по саморазвитию личности в целом, что оказывает эффективное влияние на ее способность и готовность достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и новейшими технологиями.
Оценивая перспективные возможности использования информационных технологий в профориентационной деятельности в целом, можно указать на ряд преимуществ подобного подхода, уже продемонстрированных в процессе работы. К ним можно отнести:
- возможность оказывать профориетологические услуги значительному количеству людей в сжатые сроки за счет использование соответствующей компьютерной техники и программного обеспечения;
- высокую эффективность тестового комплекса «Профориентатор», который был разработан в соответствии с важнейшими требованиями психометрики (надежность, достоверность, валидность, репрезентативность) и предоставляет адекватные данные о каждым из подвергнувшихся тестированию;
- использование оперативного психологического консультирования по результатам теста, что позволяет ответить на вопросы консультируемого, возникшие в процессе тестирования.
Литература
1. Архангельский, А. И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А. И. Архангельский. - М., 2003.
2. Зверева, Н. Подготовка выпускника к социальной и профессиональной мобильности [Текст] / Н. Зверева, С. Шевченко, О. Каткова // Высшее образование в России. - 2006. -№ 6.
3. Зеер, Э. Ф. Профориентология [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. -М. : Академический проект, 2004.
4. Неделько, Е. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза : автореф. дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / Е. Г. Неделько. -Магнитогорск, 2007.
5. Нужнова, С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе [Электронный ресурс] / С. В. Нужнова. - Режим доступа : http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html
32