DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-36-45 УДК 81.33
профориентационное
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
как средство для инновационного развития кадрового потенциала региона
Дмитренко Г.А., Климова И.В., Очирова Л.А., Воронина С.Ю.
В статье рассмотрены вопросы применения профориентацион-ного компьютерного тестирования и консультирования при профессиональном самоопределении школьников 8-11-х классов. В качестве средств самопознания и развития личности использовался компьютерный психодиагностический комплекс «Профориентатор». Результаты тестирования использовались в профориентационном консультировании респондентов. Полученные результаты могут являться ключевым моментом в плане построения жизненной траектории развития личности школьника. Для региона это может служить средством для инновационного развития кадрового потенциала.
Ключевые слова: тестирование; инновации; профориентация; профессиональное самоопределение; профессиональное развитие.
PROFESSIONAL ORIENTATION COMPUTER
TESTING AND COUNSELING STUDYING AS A TOOL FOR INNOVATION HUMAN POTENTIAL OF THE REGION
Dmitrenko G.A., Klimova I. V., Ochirova L.A., Voronina S.Y.
The article examines the application of professional orientation of Computer testing and counseling for professional self-determination of
students of 8-11 grades. As a means of self-knowledge and personal development to use computer psychodiagnostic complex "Proforien-tator". The test results were used in vocational guidance counseling respondents. The results can be a key factor in terms of building the life path of the individual student. For the region, this can serve as a tool for innovative development of human resources.
Keywords: testing; innovation; professional orientation; professional self-determination; professional development.
Основным документом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, реализация которой призвана качественно изменить структуру экономики страны. Одним из важнейших факторов инновационного развития региона является развитие человеческого потенциала через обеспечение молодыми кадрами. В крае существует, а в дальнейшем с учетом задач по модернизации экономики будет только увеличиваться, потребность в квалифицированных работниках. Современные старшеклассники и родители будущих абитуриентов должны быть готовы не только выбрать подходящую профессию, но и просчитать на несколько шагов вперёд, чтобы профессия оказалась востребованной после обучения [1, 2].
В сложившихся условиях процесс профессионального самоопределения молодого поколения на наш взгляд целесообразно рационализировать путем внедрения инновационных методов и технологий профдиагностики. С учетом демографической ситуации профориентационное компьютерное тестирование и консультирование, являясь качественно новой формой профориентационной работы, позволяет более рационально распорядиться имеющимся кадровым потенциалом региона и сократить временные затраты в условиях массовых процедур.
Опыт работы Центра оценочных средств качества образования и организации тестирования (до 2016 года Межрегиональный
Центр тестирования профессионального образования) СибГТУ свидетельствует о постепенном формировании доверия со стороны населения к профориентационным и психологическим услугам, понимание необходимости их прохождения в молодом и даже взрослом возрасте, осознание важности этого этапа профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение личности является очень непростой задачей. Под термином «профессиональное самоопределение» в целом понимают либо однократный акт выбора профессии [3], либо в более широком значении - выбор стиля жизни [4]. Профессор П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно оценивать собственную сущность» [5], что требует достаточного самопонимания, самоанализа, знания своих сильных и слабых сторон, ориентировки в стремительно меняющемся мире.
Осмысление выбора профессии должно происходить при совокупности таких факторов как выявление интересов, склонностей, способностей личности, оплачиваемости и престижности будущей профессии, а также гарантия трудоустройства после ее получения. Молодой человек должен взять на себя ответственность за свои выборы. К сожалению, это удается далеко не всем. Многие молодые люди предпочитают отдаться течению жизни, не задумываясь о последствиях своих действий (или, что хуже, бездействия), поступают в учебное заведение «за компанию» или по настоянию родителей, а затем не могут найти себя в выбранной когда-то области.
Нередко, даже разобравшись в себе, человек не может сдвинуться с места, принять какое-то решение. Чего-то не хватает для того, чтобы выбрать направление и сделать первый шаг. Именно здесь особенно эффективными оказываются активизирующие про-фориентационные методики. Их основное назначение - помочь клиенту занять активную позицию по отношению к своей профессиональной судьбе. Активизирующие методы не только и не
столько информируют клиента (хотя если психолог хорошо ориентируется в мире профессий и в современном рынке труда, встреча с ним может быть очень информативной), сколько пробуждают его интерес к миру профессий и желание реализовать себя в трудовой деятельности.
В настоящее время в Красноярском крае и в России в целом перед населением ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности на протяжении всей жизни. Для реализации профессиональных планов молодому человеку необходимо обладать знаниями и умениями, которые в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы помогли бы ему переориентироваться [6]. В связи с этим профессиональная ориентация должна не просто помогать людям в выборе профессии, востребованной на конкретном рынке труда, но и научить формировать собственный образовательно-профессиональный формат на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своей профессиональной карьерой. Проблема правильного профессионального выбора может быть решена с помощью специалистов, оснащенных современными психодиагностическими средствами [7].
Целью данного исследования являлось проведение мониторинга кадрового потенциала нашего региона на школьниках 8-11 классов г. Красноярска. В задачи входило: проведение компьютерного профориентационного тестирования, выявление профессиональных склонностей и консультирование тестируемых для построения индивидуальной стратегии профессионального развития с учетом требований регионального рынка труда.
На протяжении 2013-2015 гг. в условиях ЦОС СибГТУ осуществлялось психодиагностическое профориентационное компьютерное тестирование и консультирование старшеклассников г. Красноярска. В исследовании использовалось программное обеспечение (диагностический компьютерный тестовый комплекс
«Профориентатор») и рекомендации, разработанные специалистами Центра тестирования «Гуманитарные технологии» (г. Москва) под руководством доктора психологических наук, профессора А.Г. Шмелева. Использование компьютерных технологий, реализуемых в деятельности ЦОС СибГТУ, значительно сокращает временные затраты и делает процесс профориентационно-го тестирования более оперативным, объективным, надежным и мобильным.
Комплекс профориентационного тестирования «Профориента-тор» - это система, выдающая испытуемому шкальный профиль, список подходящих профессий, текстовый отчет - интерпретацию. Он позволяет оценить как интересы, личностные черты, так и способности человека и на основании полученных результатов теста сделать вывод о том, на какие профессии человеку стоит ориентироваться. В основе диагностики психологических свойств человека лежат понятия «норма» и «отклонение от нормы». Если показатель (например, по какой-то шкале способностей) лежит в зоне стандартного отклонения от среднего (между 3,5..7,5) на профиле, это означает, что выраженность данного психического свойства у человека ничем не отличается от нормы, от среднего. Такую способность не стоит рассматривать, как важное качество, являющееся основанием рекомендации. А вот сильная выраженность качества, также как и провал в его развитии - это повод для обсуждения.
Данный комплекс диагностирует восемь шкал интересов к различным направлениям профессиональной деятельности, четыре основных группы личностных качеств, а также шесть сфер интеллектуальных способностей. Любое психологическое свойство человека рассматривается как биполярное, то есть, обладающее двумя полюсами. Например, личностная черта, условно обозначенная «самоконтроль» - на самом деле представляет собой континуум различных степеней выраженности этого качества - от высокой организованности до полной неорганизованности или импульсивности.
Выбор восьми шкал интересов в «Профориентаторе» основан на объединении теоретического подхода, принятого в отечественной психологии труда по классификации Е. Климова и в американской психологии профессионального выбора по Дж. Холланду. В этой типологии предпринята попытка отразить «естественную» классификацию сфер или областей приложения человеческих сил по предмету труда или «типу рабочей среды, рабочего окружения» в самом широком смысле (включая не только предмет, но и условия труда).
Группа тестируемых продемонстрировала в основном средний или повышенный уровень активности и решительности (рисунок 1). При этом активность понимается как уверенность в себе и в своих силах, высокий конкурентный потенциал, независимость от мнения окружающих, предпочтение ориентироваться на собственный опыт. Как правило, это способствует успешности в профессиональном самоопределении, и как следствие, и в профессиональной деятельности.
□ высокая активность □ средняя активность □ низкая активность Рис. 1. Количественная оценка выраженности активности выбора как качества личности у тестируемых
Профессиональное самоопределение тесно взаимосвязано с профессиональной направленностью личности. Под профессио-
нальной направленностью личности мы понимаем систему интересов, мотивов, жизненных ценностей человека, определяющая направленность его активности в профессиональной деятельности. На рисунке 2 продемонстрированы выборы профессиональной направленности: большая часть тестируемых принадлежит к гуманитарной (27%) и естественнонаучной (23%), меньше всего физико-математической (6%).
В процессе психологического консультирования были определены области для психокоррекционных мероприятий (тренингов), необходимые для успешной самореализации в привлекательных профессиональных сферах. Наиболее часто рекомендовались такие тренинги, как развитие навыков самоорганизации, эмоциональной саморегуляции, коммуникативных навыков, что соответствует проблемам данной возрастной категории.
Рис. 2. Профессиональная направленность
Результаты тестирования по комплексу «Профориентатор» свидетельствуют, что уровень жизненной зрелости, активности и ответственности у данных школьников соответствует возрастной норме. Несмотря на различия в личностных особенностях, моти-
вационных предпочтениях, сферах профессиональных интересов, в целом их профессиональные выборы вполне соответствуют потребностям и возможностям развития нашего региона. Информация, полученная в процессе тестирования для школьников послужит основой для построения профессиональных и личностных планов. Для региона это может служить средством для инновационного развития кадрового потенциала.
Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.
Список литературы
1. Миронов А.Г. Информационно-образовательные ресурсы по профессиональному самоопределению молодежи: типология, обзор содержания // Вестник магистратуры. 2013. № 10 (25). С. 12-18.
2. Лесовская М.И., Миронов А.Г. Ремесло в контексте профессионального обучения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 5 (61). С. 23-33.
3. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 9-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 703 с.
4. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала : Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: «МОДЭК», 2005. 240 с.
5. Чебышева В.В. Психология труда. М.: Высш. шк., 1983. 239 с.
6. Миронов А.Г. Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-1 (113). С. 89-92.
7. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: «МОДЭК», 2003. 456 с.
References
1. Mironov A.G. Vestnikmagistratury. 2013. № 10 (25), pp. 12-18.
2. Lesovskaya M.I., Mironov A.G. Sovremennye issledovaniya sotsi-al'nykhproblem. 2016. № 5 (61), pp. 23-33.
3. Stolyarenko L.D. Osnovypsikhologii [Fundamentals of Psychology]. Rostov n/D: Feniks, 2007. 703 p.
4. Fonarev A.R. Psikhologiya stanovleniya lichnosti professiona-la [Psychology of formation of professional identity]. M.: Izda-tel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: «MODEK», 2005. 240 p.
5. Chebysheva V.V. Psikhologiya truda [Work Psychology]. M.: Vyssh. shk., 1983. 239 p.
6. Mironov A.G. Kazanskiypedagogicheskiy zhurnal. 2015. № 6-1 (113), pp. 89-92.
7. Klimov E.A. Psikhologiya professionala: izbrannye psikhologicheskie Trudy [Professional Psychology: Selected psychological works]. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: «MODEK», 2003. 456 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Дмитренко галина Александровна, доцент кафедры инженерной графики, кандидат технических наук Сибирский государственный аэрокосмический университет
пр. Мира, 82, г. Красноярск, Российская Федерация
Климова Ирина Викторовна, доцент кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности, кандидат психологических наук
Сибирский государственный аэрокосмический университет пр. Мира, 82, г. Красноярск, Российская Федерация
Очирова Лариса Аппяевна, доцент кафедры станков и инструментов, кандидат технических наук
Сибирский государственный аэрокосмический университет пр. Мира, 82, г. Красноярск, Российская Федерация
Воронина Светлана Юрьевна, доцент кафедры управления качеством и математических методов экономики, кандидат химических наук
Сибирский государственный аэрокосмический университет пр. Мира, 82, г. Красноярск, Российская Федерация
DATA ABOUT THE AUTHORS Dmitrenko Galina Alexandrovna, Docent of Department of Engineering Graphics, Candidate of Engineering Sciences
Krasnoyarsk State Aerospace University
82, Mira Ave., Krasnoyarsk, Russian Federation
SPIN-code: 5587-1123
Klimova Irina Viktorovna, Docent of Department of Psychology and Pedagogy of Professional Activity, Candidate of Psychology Sciences
Krasnoyarsk State Aerospace University
82, Mira Ave., Krasnoyarsk, Russian Federation
SPIN-code: 4372-0693
Ochirova Larisa Appyaevna, Docent of Department of Machine and Tools, Candidate of Engineering Sciences
Krasnoyarsk State Aerospace University
82, Mira Ave., Krasnoyarsk, Russian Federation
SPIN-код: 7723-8610
Voronina Svetlana Yurievna, Docent of Department of Quality Management and Mathematical Methods of Economics, Candidate of Chemical Sciences
Krasnoyarsk State Aerospace University
82, Mira Ave., Krasnoyarsk, Russian Federation