of the experiment, which was to find out the influence of information with elements of aggression and violence on the psychological stability of students with different level of tolerance understanding being formed and with different skills of behavior. In the complex analysis the researcher took into consideration the features of personal characteristics, tendency to aggression, reactional and individual inclination to anxiety, the ability to maintain a certain degree of psychological stability in unfavorable conditions, the ability to keep or to restore the balance, the tendency to express neurotic signs.
Key words: psychological health of an individual, tolerant targets, tolerant interaction skills, psychological stability, intolerance.
И.В. Белашева, канд. психол. наук, зав. каф. практической и специальной психологии, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается проблема формирования толерантных установок и навыков толерантного взаимодействия в юношеском возрасте как критериев психологического здоровья, определяющих психологическую устойчивость личности в ситуациях направленного негативного воздействия. Автор приводит данные экспериментов по изучению влияние информации с элементами агрессии и насилия на психологическую устойчивость студентов с разным уровнем сформированности толерантных установок и навыков поведения. В комплексном анализе учитываются личностно-характерологические свойства, агрессивность, реактивная и личностная тревожность, способность сохранять определенную степень психологической стабильности в неблагоприятных условиях и самостоятельно возвращаться в состояние равновесия, невротические проявления.
Ключевые слова: психологическое здоровье личности, толерантные установки, навыки толерантного взаимодействия, психологическая устойчивость, интолерантность.
Исследование толерантного поведения как критерия психологического здоровья личности представляется особо актуальным в настоящее время. Социально-политические процессы, зачастую остро протекающие, процессы глобализации, детерминирующие общественные противоречия различных уровней (культурные, религиозные и др.), многобитные потоки разнонаправленной и трудносовместимой информации оказывают мощное воздействие на адаптационные механизмы и резервы психики, подвергают проверке нравственные и мотивацион-но-смысловые системы как отдельного человека, так и обществ в целом. И только толерантное взаимодействие между людьми, основанное на позитивном отношении к себе, к другим, к окружающему миру, готовности к пониманию и сотрудничеству, не исключающее критичности в оценках, может обеспечить сохранение душевного баланса, духовную целостность и здоровье личности. Здесь нужно подчеркнуть принципиальное различие понятий психического здоровья, характеризующего отдельные психические процессы, и психологического здоровья, относящегося к личности в целом. Психологическое здоровье - это состояние личности, обеспечивающее ее устойчивое развитие и успешный личностный рост. В основе психологического здоровья лежит нормальное развитие индивидуальности человека, а критериями выступают «направленность развития, характер актуализации человеческого в человеке» [1], сформированность высших интегративных свойств личности.
Нарушения психологического здоровья не всегда доступны внешнему наблюдению и самонаблюдению, поскольку не обязательно проявляются в виде расстройств психики, аномальных форм поведения, социальной дезадаптации, асоциальных действий. В свою очередь и психологическое здоровье не исключает наличия у человека кризисов, конфликтов (межличностных и внутриличностных), чувства тревоги, растерянности, агрессивных проявлений. В случае нарушений психологического здоровья изменяется направленность мотивов и характер поступков человека, снижается критичность сознания. У человека может формироваться эмоциональная со-зависимость, снижаться адекватность копинг-стратегий, повышаться восприимчивость к различного рода манипуляциям (реклама, секты, псевдоцелительные практики, PR-технологии, приемы мошенничества, спекуляции в социальных сетях и СМИ и т.п.). Другое проявление психологического нездоровья - искаженная самоидентичность, формирование эгоцентрической направленности личности, ин-толерантность. Ряд авторов высказывают предположения, что состояния психологического нездоровья могут стать предпосылками возникновения психических и психосоматических заболеваний, формирования различных аддикций.
Анализ признаков и критериев психологического здоровья личности показывает, что нет фиксированной границы между состояниями психологического здоровья и нездоровья, существуют промежуточные стадии, поскольку процесс формирования (изменения) мотивов и их иерархизации является поэтапным, эмоционально насыщенным и растянутым во времени. Важными показателями психологического здоровья являются психологическая устойчивость, позитивные установки, эмпатия, готовность к взаимодействию, устойчивая система личностных и групповых ценностей, т.е. все то, что составляет структуру толерантности как «интегративной характеристики личности» [2]. Толерантное сознание и поведение обеспечивают психологическую безопасность личности, проявляющуюся в способности сохранять устойчивость в среде с различными параметрами, в том числе, и с психотравмирующими; в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям, и отражающуюся в переживании личностью защищенности/ незащищенности в конкретной жизненной ситуации.
Особенно актуально обращение к проблеме толерантности как критерию психологического здоровья личности в юношеском возрасте, который рассматривается (при позитивном варианте развития) как период склонности к рефлексии, когда происходит естественное снижение синтоничности в пользу независимости от внешнего мира и стремления сопротивляться аффективным влияниям со стороны; развивается способность к вхождению в рефлексивную позицию относительно собственных ценностей и установок на фоне признания своего Я и принятия себя таким, какой ты есть (аутотолерантность); формируется убеждение в том, что другие люди могут иметь свою позицию (толерантность к другим), способность сохранять равновесие в конфликтах, ситуациях неопределенности, риска; способность противостоять разного рода жизненным трудностям без снижения возможностей психологической адаптации; способность принимать решения и действовать (внутренняя толерантность) [3]. Юность в целом, студенческий возраст как ее пограничный этап, является «сензи-тивным периодом для развития основных социогенных потенций человека» (Б.Г. Ананьев), временем формирования паттернов поведения в континууме толерантности-интолерантности.
Нами были проведены исследования сформированности толерантных установок и навыков толерантного взаимодействия у старшеклассников и в среде студенческой молодежи [4; 5; 6; 7]. В исследовании приняли участие 124 школьника общеобразовательных школ Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республики и 178 студентов 1-го и 4-го курсов Северо-Кавказского федерального университета. Комплексная оценка показателей толерантности осуществлялась на основе анализа результатов
методики измерения толерантных установок в сфере межнациональных отношений (В.С. Собкин, Д.В. Адамчук), экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методики диагностики коммуникативной толерантности (В.В. Бойко).
Результатыисследования показали, чтобольшинство старшеклассников характеризуется несформированностью толерантных установок: они могут проявлять как черты толерантности, так и интолерантности в зависимости от конкретной ситуации. Устойчивые навыки толерантного поведения продемонстрировали только 17,6% старшеклассников; у определенной части школьников (14,3%) были диагностированы признаки формирования интолерантных установок (сочетание низких показателей общего уровня толерантности, коммуникативной интолерант-ности и интолерантности в межнациональных отношениях). Следует отметить, что для уточнения экспериментальных данных мы проводили сравнительный анализ показателей сфор-мированности толерантных установок у старшеклассников из преимущественно моноэтничных школ и старшеклассников из полиэтничной образовательной среды (в анализе учитывались добавленные показатели этнической идентичности (методика Дж. Финни)). В полиэтничных группах показатели сформирован-ности толерантных установок и навыков толерантного поведения оказались выше; статистически достоверных корреляций между показателями этнической идентичности и толерантности-интоле-рантности обнаружено не было.
В студенческих группах (они были полиэтничными) наблюдалось повышение значений показателей сформированности толерантных установок: 56% первокурсников и 72% старшекурсников демонстрировали высокие показатели толерантности. В группе первокурсников все еще значительным был процент испытуемых, расположенных по изучаемым параметрам толерант-ности-интолерантности в зоне «неопределенности» (33%). В то же время процент интолерантных студентов к старшим курсам снижался не значительно (Л 1,37). Анализ экспериментальных данных (в том числе показателей эмпатии и эмоционального интеллекта) показал, что в структуре толерантных установок как старшеклассников, так и первокурсников (с тенденцией к снижению) преобладали аффективные компоненты, в группе студентов-старшекурсников повышался удельный вес когнитивных и конативных компонентов, т.е. толерантные аттитюды у них более стабильны, поскольку основаны не только на эмоциональной, но и на рациональной переработке потребностей в поведенческие формы.
Полученные результаты, с одной стороны, коррелируют с представлениями о толерантности как многоаспектном понятии, которое может рассматриваться как с позиций психологии личности, ее установок, ориентаций, ценностей, так и с точки зрения процессов развития и воспитания, с другой стороны, подтверждаются социологическими исследованиями, обнаружившими корреляции между уровнем толерантности индивида и уровнем его образования («...образованность позволяет видеть общество
Библиографический список
в целом и понимать, что благоденствие одной группы связано с благоденствием всех остальных» [8], и допускают предположение о снижении рисков диагностики психологического нездоровья у студентов с сформированными навыками толерантного взаимодействия, определившее ход наших дальнейших исследований.
В серии экспериментов мы изучали влияние информации с элементами агрессии и насилия на психологическую устойчивость студентов с разным уровнем сформированности толерантных установок и навыков поведения. В комплексном анализе учитывались личностно-характерологические свойства, агрессивность, реактивная и личностная тревожность, способность сохранять определенную степень психологической стабильности в неблагоприятных условиях и самостоятельно возвращаться в состояние равновесия, невротические проявления испытуемых. Студентам в течение двух недель ежедневно демонстрировались документальные фильмы об уголовных преступлениях. Психодиагностические срезы были произведены до и после просмотров.
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что более всего подвержены влиянию ситуативно-толерантные испытуемые с циклоидной акцентуацией характера (негативные изменения показателей враждебности, реактивной тревожности, вегетативные нарушения) и интолерантные и ситуативно-толерантные испытуемые с шизоидной акцентуацией характера (признаки вегетативной дистонии, усиление обсессивно-фобических переживаний, истероидные реакции, астения). В меньшей степени оказались подвержены воздействию испытуемые с эпилептоидной акцентуацией характера с сформированными толерантными установками (незначительная негативная динамика по шкале вегетативных нарушений, повышение показателя личностной тревожности). Промежуточное положение по степени подверженности влиянию занимают толерантные испытуемые с истероидной акцентуацией характера (умеренное повышение враждебности, реактивной и личностной тревожности).
Обобщая результаты проведенных исследований, можно сделать вывод, что толерантность, как интегративная характеристика личности, участвует в реализации функции поведенческой и деятельностной регуляции, является важным компонентом жизненной позиции личности, способствует сохранению личностной целостности, проявляющейся в психологической устойчивости личности в ситуациях направленного негативного воздействия. Тем самым, обращаясь к проблеме формирования и поддержания психологического здоровья личности, как «динамической совокупности психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом, и возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности» [9], следует подчеркнуть значимость сформированности толерантных установок и навыков толерантного взаимодействия как критериев состояния психологического здоровья.
1. Шувалов, АВ. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 4(15).
2. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М., - 2008.
3. Белашева, И.В. Психологическая безопасность личности современной молодежи в процессе профессионализации в поликультурной образовательной среде / И.В. Белашева, К.В. Владимирова // Психология XX века: интеграция науки, образования, бизнеса: материалы первой Всероссийской студенческой науч. Интернет-конференции. - Ставрополь, 2014.
4. Белашева, И.В. К вопросу о динамике психологической безопасности личности в поликультурной образовательной среде современной школы и вуза. // Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности: сб. науч. трудов по материалам II-й ежегодной научно-практич. конф. преподавателей. Студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону». - Ставрополь, 2014.
5. Белашева, И.В. Психологическая толерантность и эмоциональный интеллект в системе психологической безопасности личности современного студента. // Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде: материалы III Всероссийской науч. Интернет-конф. - Ставрополь, 2014.
6. Белашева, И.В. Экспериментально-психологическое исследование эмоционального интеллекта и толерантного поведения как факторов и средств создания условий психологической безопасности личности студента // Вестник Академии права и управления. -2014. - № 36.
7. На пути к толерантному сознанию / под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2000.
8. Почебут, Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. - СПб., 2007.
9. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург, 2000.
Bibliography
1. Shuvalov, AV. Psikhologicheskoe zdorovje cheloveka // Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psikhologiya. - 2009. - Vihp. 4(15).
2. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti / pod red. G.U. Soldatovoyj, L.A. Shayjgerovoyj. - M., - 2008.
3. Belasheva, I.V. Psikhologicheskaya bezopasnostj lichnosti sovremennoyj molodezhi v processe professionalizacii v polikuljturnoyj obrazovateljnoyj srede / I.V. Belasheva, K.V. Vladimirova // Psikhologiya XX veka: integraciya nauki, obrazovaniya, biznesa: materialih pervoyj Vserossiyjskoyj studencheskoyj nauch. Internet-konferencii. - Stavropolj, 2014.
4. Belasheva, I.V. K voprosu o dinamike psikhologicheskoyj bezopasnosti lichnosti v polikuljturnoyj obrazovateljnoyj srede sovremennoyj shkolih i vuza. // Psikhologicheskaya bezopasnostj lichnosti v polikuljturnoyj srede zhiznedeyateljnosti: sb. nauch. trudov po materialam II-yj ezhegodnoyj nauchno-praktich. konf. prepodavateleyj. Studentov i molodihkh uchenihkh Severo-Kavkazskogo federaljnogo universiteta «Universitetskaya nauka - regionu». - Stavropolj, 2014.
5. Belasheva, I.V. Psikhologicheskaya tolerantnostj i ehmocionaljnihyj intellekt v sisteme psikhologicheskoyj bezopasnosti lichnosti sovremennogo studenta. // Psikhologicheskie issledovaniya lichnosti v sovremennoyj stressogennoyj srede: materialih III Vserossiyjskoyj nauch. Internet-konf. - Stavropolj, 2014.
6. Belasheva, I.V. Ehksperimentaljno-psikhologicheskoe issledovanie ehmocionaljnogo intellekta i tolerantnogo povedeniya kak faktorov i sredstv sozdaniya usloviyj psikhologicheskoyj bezopasnosti lichnosti studenta // Vestnik Akademii prava i upravleniya. - 2014. - № 36.
7. Na puti k tolerantnomu soznaniyu / pod red. A. G. Asmolova. - M., 2000.
8. Pochebut, L.G. Vzaimoponimanie kuljtur. Metodologiya i metodih ehtnicheskoyj i kross-kuljturnoyj psikhologii. Psikhologiya mezhehtnicheskoyj tolerantnosti. - SPb., 2007.
9. Psikhicheskoe zdorovje deteyj i podrostkov v kontekste psikhologicheskoyj sluzhbih / pod red. I.V. Dubrovinoyj. - Ekaterinburg, 2000.
Статья поступила в редакцию 28.10.14
УДК 159.91
Elkins V.F. TOTALITARISM IN RELIGIOUS GROUPS: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT. In the research paper legitimacy of application of the concept "totalitarianism" in relation to religious groups is estimated. The contents of the concept "totalitarianism", its signs and specifics of manifestation in religious groups are considered. On the basis of the accomplished analysis of the scientific research the author suggests to introduce a concept of "totalitarian religious group". In the course of the research the author singles out a set of features for such a totalitarian religious group, what helps to provide its following definition: it is a group whose conception claims to be indisputably right and rejects the right of other world views to exist; this conception is expressed in deep regimentation and control of behavior, thinking, emotions of the members of the group; the freedom is limited by the limitation of the will of the members of the group by means of sociopsychological violence.
Key words: totalitarian sect, destructive cult, new religious movement, religious group, totalitarianism, totalitarian religious group.
В.Ф. Елкинс, аспирант каф. социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]
ТОТАЛИТАРИЗМ В РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУППАХ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье приводятся данные практики наименований нетрадиционных религиозных групп, оценивается правомерность применения понятия «тоталитаризм» по отношению к религиозным группам. Предлагается использование обобщенного понятия «религиозная группа», которая может быть как тоталитарной, так и не тоталитарной, в зависимости от степени выраженности признаков тоталитаризма в ее учении и деятельности. Для понимания специфики применения понятия «тоталитаризм» к религиозным группам рассматривается содержание понятия «тоталитаризм», его признаки и специфика проявления в религиозных группах. На основании проведенного анализа автор предлагает определение понятия «тоталитарная религиозная группа».
Ключевые слова: тоталитарная секта, деструктивный культ, новое религиозное движение, религиозная группа, тоталитаризм, тоталитарная религиозная группа.
На сегодняшний день существует множество наименований нетрадиционных религиозных групп, которые одни исследователи считают деструктивными, тоталитарными, наносящими вред своим членам и обществу в целом, в то время как другие убеждены в необоснованности подобных обвинений. Среди сторонников первого подхода наиболее распространены понятия «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Сторонники второго чаще придерживаются термина «новое религиозное движение» (НРД), считая понятия «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» оценочными [9; 10]. Есть и другие точки зрения по данному вопросу. Например, по мнению Е.Г. Балагушкина, тоталитарность присутствует практически во всех религиях, и, следовательно, выделение понятия «тоталитарная секта» является бессмысленным [3]. Протоиерей В. Федоров считает, что элемент тоталитаризма в деятельности религиозных групп различить очень трудно [4].
На наш взгляд, применение понятия «тоталитаризм» при исследовании религиозных групп не только допустимо, но и необходимо. Явление тоталитаризма давно изучается в социальных науках, имеет ряд определений и характерных признаков. Обоснованность применения и научность этого понятия в других социальных сферах практически не ставится под сомнение. Возникает вопрос: почему при выраженности признаков тоталитаризма в государстве его характеризуют как тоталитарное и негативный оценочный характер данного термина не смущает
научное сообщество, в то время как те же признаки, отмечаемые в деятельности некоторых религиозных групп, вызывают острую критику.
Многие классические социологические концепции отмечают признаки, которые могут способствовать возникновению тоталитаризма в нетрадиционных религиозных группах в большей степени, чем в традиционных. К этим признакам можно отнести: стремление к избранности, отчуждение от общества, харизматическая автократия [6]. Однако возникает опасность увязания в социолого-религиоведческих дискуссиях о точности употребления терминов: секта, культ, НРД и пр. В социально-психологическом контексте любые религиозные объединения, как традиционные (церкви, деноминации и пр.), так и нетрадиционные (секты, культы, НРД и пр.), являются группами. Для пресечения дискуссий, не имеющих отношения к исследованиям тоталитарности, мы предлагаем использовать обобщенное понятие «религиозная группа», которая может быть как тоталитарной, так и не тоталитарной, в зависимости от степени выраженности признаков тоталитаризма в ее учении и деятельности. Для понимания специфики применения понятия «тоталитаризм» к религиозным группам рассмотрим его определения и признаки.
Понятия «тоталитаризм» или «тоталитарный режим» чаще употреблялись по отношению к государству и системе государственного управления. Словарь по конституционному праву России отождествляет термины «тоталитарный режим» и «тоталита-