4. Nevolina, V.V. Specifika motivacionno-cennostnogo komponenta professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh psikhologov / V.V. Nevolina, A.V. Shmakova // Kazanskaya nauka. - Kazanj. - 2014. - № 4.
Статья поступила в редакцию 14.10.14
УДК 159.9
Suvorova O.V., Pets O.I. SPECIFIC STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE PARENTS OF YOUNGER STUDENTS. The main content of the study is an analysis of the phenomenon of modern psychological competence in foreign and domestic psychology. The psychological competence is considered in human relationships and communication. It is shown that the psychological competence of parents aimed at creating conditions for effective interaction with the child. The authors concluded that in the science of psychology, there are different approaches to the definition of psychological competence, the structure of its contents, description of competence, as well as the conditions of its formation and development. The authors find out and describe the characteristics and structure of the psychological competence of parents of primary school children. The forming of individual views if parents of younger pupils is determined by: 1) the necessity of the parents to understand their attitude to their child, when he or she becomes goes to school; 2) the development of the parents' understanding of the necessity of constant analysis and assessment of their attitude to their schoolkid in accordance with the children's success and failures in the studies.
Key words: psychological competence, psychological structure, parent, younger student.
О.В. Суворова, д-р психол. наук, проф. каф. классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород, Е-mail: olgavenn@yandex.ru; О.И. Пец, аспирант ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород, Е-mail: pets-07@mail.ru
СПЕЦИФИКА СТРУКТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Основное содержание исследования составляет современный анализ феномена психологической компетентности в зарубежной и отечественной психологии. Психологическая компетентность рассматривается во взаимоотношении и общении человека. Показано, что психологическая компетентность родителей направлена на создание условий эффективного взаимодействия с ребенком. Авторы констатируют, что в психологической науке существуют различные подходы к определению психологической компетентности, структуры ее содержания, описанию видов компетентности, а также условий ее формирования и развития. Выделяются и описываются характерные особенности и авторская структура психологической компетентности родителей, имеющих детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: психологическая компетентность, психологическая структура, родитель, младший школьник.
В настоящее время психологическая компетентность становится предметом изучения применительно к субъектам обучения и воспитания - родителям. РВ. Овчарова отмечает, что «на сегодняшний день существует большое противоречие в понимании родительской компетентности. Родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетентности. Поэтому действия психологов по повышению уровня компетентности родителя чаще всего направлены на решение частных случаев, а не выявление общей закономерности компетентного родительского поведения» [1].
Д. Равен считает, что компетентность включает в себя не только интеллектуальный способности, но и целый ряд личностных свойств. «...Компетентность состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, ... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, и ... эти компоненты компетентности могут в значительной степени заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [2].
Компетентность предполагает соединение обобщенных психологических знаний со знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Родительская компетентность - это, прежде всего, грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.
М.А. Евдокимова рассматривает родительскую компетентность «как способность родителей организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков» [3]. Автор обращается к понятию социально-психологической компетентности личности и фактически идентифицирует эти понятия.
В.В. Селина определяет педагогическую компетентность родителей как «совокупность личностно-деятельностных характе-
ристик компетентного родителя, которые проявляются в готовности и способности принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями, использовать разнообразные способы сотрудничества с малышом в предметной деятельности и позволяют успешно выполнять функции его социализации в процессе семейного воспитания» [4].
Мы полагаем, что существует необходимость разграничения понятий «педагогическая компетентность родителей» и «психологическая компетентность родителей». Психологическая компетентность необходима всем обращающимся к сфере «человек -человек», к коей в полной мере относится и детско-родительское общение.
Исходя из практики наблюдений, не каждый родитель может объяснить ребенку непонятый материал, при этом родитель понимает проблему ребенка, сам владеет материалом, но не владеет методами объяснения, и здесь стоит проблема «педагогической компетентности родителя».
Психологическая компетентность родителей — представляет собой систему знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия. Она является внутренним личностным инструментарием родителей, способствующим эффективному осуществлению воспитания детей. Психологическую компетентность родителей можно определить, как: готовность к целеполаганию; готовность к планированию и предвидению; готовность к действию; готовность к оценке; готовность к рефлексии; готовность к саморазвитию.
Психологическая компетентность - это комплекс навыков и свойств человека, его психологической грамотности, способствующих эффективному выполнению его родительских функций, разрешению сложностей и проблем, возникающих во взаимодействии с детьми. Психологическая компетентность родителей направлена на создание условий эффективного взаимодействия
с ребенком, учитывающего его возрастные и личностные особенности.
Структуру психологической компетенции рассматривали в своих работах отечественные психологи Н.В. Кузьмина, Е.А. Овсянникова, Е.О. Смирнова и другие. Они выделили следующие виды компетентностей: компетентность в общении, интеллектуальную компетентность, социально-психологическую компетентность.
Как считает Е.О. Смирнова, в структуре родительского отношения имеется три компонента: «как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты» [5]. По данным Н.В. Кузьминой [6] психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социально-перцептивной компетентности; социально-психологической компетентности; ау-то-психологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности. Е.А. Овсянникова определяет структуру психологической культуры родителей, включающую в себя три блока: аутопсихологическую культуру родителей, которая обусловлена Я - образом (Я - реальное, Я - идеальное, Я - родитель); предметно-психологическая культуру родителей определяется представлением о собственном ребёнке (образ ребёнка: реальный, идеальный), так же в данном блоке не маловажную роль играет мотивационно-ценностный компонент (является ли ребёнок безусловной ценностью для родителя); социально-психологическую культуру родителей характеризуется особенностями взаимодействия родителей со своими детьми (стили детско-родительских отношений) [7].
Таким образом, в психологической науке существуют различные подходы к определению психологической компетентности, структуры ее содержания, описанию видов компетентности, а также условий ее формирования и развития.
В структуре педагогической компетентности родителей выделяют такие компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный, ориентированный. Вместе с тем нет однозначного представления о ее содержании, структуре, видах и способах формирования психологической компетентности родителей детей младшего школьного возраста.
Психологическая компетентность родителей детей младшего школьного возраста на наш взгляд состоит из знаний о пси-
Библиографический список
хологии детского развития о личностных качествах родителей, способствующих формированию личности ребенка, развитию его индивидуальных способностей, становлению нравственно-ценностной сферы ребенка, формированию навыков учебных действий и психическому здоровью младшего школьника.
Мы предлагаем покомпонентную структуру психологической компетентности родителей младших школьников. Раскроем каждый из компонентов.
Мотивационный компонент характеризует цели и мотивы общения детей и родителей. Личностный компонент - наложение на процесс общения личностных характеристик (особенностей характера и темперамента). Коммуникативный компонент -подразумевает личностные особенности общения (потребность в общении, инициативность в общении и др.). Ценностный компонент - направлен на раскрытие ценностно-нравственной стороны общения, оценки поступков и действий и др. Рефлексивный компонент - направлен на самооценку, удовлетворенность процессом общения. Социальный компонент - направлен на социализацию ребенка и передачу родителем своего социального опыта (круг общения). Когнитивный компонент - познание, открытие новых знаний в процессе общения.
Родительско-детские отношения в младшем школьном возрасте опосредованы особенностями учебной деятельности школьников и развиваются в направлении «предметных» и «личностных».
Личностная позиция родителей, в основном матерей, по отношению к младшим школьникам включает в себя: систему ценностных ориентаций личности родителей по отношению к детству вообще и собственному ребенку в частности; коммуникативные навыки и умения родителей, позволяющие осуществлять внеситуативно-личностное общение с детьми; особенности социально значимой личностной рефлексии, направленной на оценку цели и содержания взаимоотношений с детьми, опосредованных учебной деятельностью.
Формирование «личностной» позиции родителей младших школьников определяется наличием следующих психологических условий: а) возникновение у родителей потребности в осознании своего отношения к ребенку, ставшему школьником; б) развитие у родителей понимания необходимости в постоянном анализе и оценке своей позиции по отношению к школьнику в зависимости от успехов и неудач последнего в учебной деятельности.
1. Овчарова, РВ. Родительство как психологический феномен: учебн. пособ. - М., 2006.
2. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.
3. Евдокимова, М.А. Дефицит социально-психологической компетентности как фактор депривации родительской компетентности [Э/р]. - Р/д: http://www.victimolog.ru/index.php/artides/217-ma-evdokimova-defitsit-sotsialno-psikhologicheskoj-kompetentnosti-kak-faktor-deprivatsii-roditelskoj-kompetentnosti
4. Селина, В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2009.
5. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики детско-родительских отношений / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 3.
6. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - СПб., 1993.
7. Овсянникова, Е.А. Психологическая культура родителей как условие развития родительской идентичности [Э/р]. - Р/д: http://www.rusnauka.com/0NG/Psihologia/9_ovsjanikova%20e.a..doc.htm
Bibliography
1. Ovcharova, R.V. Roditeljstvo kak psikhologicheskiyj fenomen: uchebn. posob. - M., 2006.
2. Raven, Dzh. Kompetentnostj v sovremennom obthestve. Vihyavlenie, razvitie i realizaciya. - M., 2002.
3. Evdokimova, M.A. Deficit socialjno-psikhologicheskoyj kompetentnosti kak faktor deprivacii roditeljskoyj kompetentnosti [Eh/r]. - R/d: http://www.victimolog.ru/index.php/articles/217-ma-evdokimova-defitsit-sotsialno-psikhologicheskoj-kompetentnosti-kak-faktor-deprivatsii-roditelskoj-kompetentnosti
4. Selina, V.V. Razvitie pedagogicheskoyj kompetentnosti roditeleyj deteyj rannego vozrasta v doshkoljnom obrazovateljnom uchrezhdenii: dis. ... kand. ped. nauk. - Velikiyj Novgorod, 2009.
5. Smirnova, E.O. Opiht issledovaniya strukturih i dinamiki detsko-roditeljskikh otnosheniyj / E.O. Smirnova, M.V. Bihkova // Voprosih psikhologii. - 2000. - № 3.
6. Kuzjmina, N.V. Professionalizm pedagogicheskoyj deyateljnosti / N.V. Kuzjmina, A.A. Rean. - SPb., 1993.
7. Ovsyannikova, E.A. Psikhologicheskaya kuljtura roditeleyj kak uslovie razvitiya roditeljskoyj identichnosti [Eh/r]. - R/d: http://www.rusnauka. com/0NG/Psihologia/9_ovsjanikova%20e.a..doc.htm
Статья поступила в редакцию 24.10.14
УДК 159.9
Belashyova I.V. TOLERANCE BEHAVIOR AS A CRITERION OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF INDIVIDUALS. The article considers the problem of formation of tolerant attitude and skills of tolerant interaction in adolescence as a criterion of psychological health, that define the psychological stability of a personality in situations of directed negative impact. The author accomplishes experiments and describes their results. The author describes the results
of the experiment, which was to find out the influence of information with elements of aggression and violence on the psychological stability of students with different level of tolerance understanding being formed and with different skills of behavior. In the complex analysis the researcher took into consideration the features of personal characteristics, tendency to aggression, reactional and individual inclination to anxiety, the ability to maintain a certain degree of psychological stability in unfavorable conditions, the ability to keep or to restore the balance, the tendency to express neurotic signs.
Key words: psychological health of an individual, tolerant targets, tolerant interaction skills, psychological stability, intolerance.
И.В. Белашева, канд. психол. наук, зав. каф. практической и специальной психологии, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: magistratura_ioisn@mail.ru
ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается проблема формирования толерантных установок и навыков толерантного взаимодействия в юношеском возрасте как критериев психологического здоровья, определяющих психологическую устойчивость личности в ситуациях направленного негативного воздействия. Автор приводит данные экспериментов по изучению влияние информации с элементами агрессии и насилия на психологическую устойчивость студентов с разным уровнем сформированности толерантных установок и навыков поведения. В комплексном анализе учитываются личностно-характерологические свойства, агрессивность, реактивная и личностная тревожность, способность сохранять определенную степень психологической стабильности в неблагоприятных условиях и самостоятельно возвращаться в состояние равновесия, невротические проявления.
Ключевые слова: психологическое здоровье личности, толерантные установки, навыки толерантного взаимодействия, психологическая устойчивость, интолерантность.
Исследование толерантного поведения как критерия психологического здоровья личности представляется особо актуальным в настоящее время. Социально-политические процессы, зачастую остро протекающие, процессы глобализации, детерминирующие общественные противоречия различных уровней (культурные, религиозные и др.), многобитные потоки разнонаправленной и трудносовместимой информации оказывают мощное воздействие на адаптационные механизмы и резервы психики, подвергают проверке нравственные и мотивацион-но-смысловые системы как отдельного человека, так и обществ в целом. И только толерантное взаимодействие между людьми, основанное на позитивном отношении к себе, к другим, к окружающему миру, готовности к пониманию и сотрудничеству, не исключающее критичности в оценках, может обеспечить сохранение душевного баланса, духовную целостность и здоровье личности. Здесь нужно подчеркнуть принципиальное различие понятий психического здоровья, характеризующего отдельные психические процессы, и психологического здоровья, относящегося к личности в целом. Психологическое здоровье - это состояние личности, обеспечивающее ее устойчивое развитие и успешный личностный рост. В основе психологического здоровья лежит нормальное развитие индивидуальности человека, а критериями выступают «направленность развития, характер актуализации человеческого в человеке» [1], сформированность высших интегративных свойств личности.
Нарушения психологического здоровья не всегда доступны внешнему наблюдению и самонаблюдению, поскольку не обязательно проявляются в виде расстройств психики, аномальных форм поведения, социальной дезадаптации, асоциальных действий. В свою очередь и психологическое здоровье не исключает наличия у человека кризисов, конфликтов (межличностных и внутриличностных), чувства тревоги, растерянности, агрессивных проявлений. В случае нарушений психологического здоровья изменяется направленность мотивов и характер поступков человека, снижается критичность сознания. У человека может формироваться эмоциональная со-зависимость, снижаться адекватность копинг-стратегий, повышаться восприимчивость к различного рода манипуляциям (реклама, секты, псевдоцелительные практики, PR-технологии, приемы мошенничества, спекуляции в социальных сетях и СМИ и т.п.). Другое проявление психологического нездоровья - искаженная самоидентичность, формирование эгоцентрической направленности личности, ин-толерантность. Ряд авторов высказывают предположения, что состояния психологического нездоровья могут стать предпосылками возникновения психических и психосоматических заболеваний, формирования различных аддикций.
Анализ признаков и критериев психологического здоровья личности показывает, что нет фиксированной границы между состояниями психологического здоровья и нездоровья, существуют промежуточные стадии, поскольку процесс формирования (изменения) мотивов и их иерархизации является поэтапным, эмоционально насыщенным и растянутым во времени. Важными показателями психологического здоровья являются психологическая устойчивость, позитивные установки, эмпатия, готовность к взаимодействию, устойчивая система личностных и групповых ценностей, т.е. все то, что составляет структуру толерантности как «интегративной характеристики личности» [2]. Толерантное сознание и поведение обеспечивают психологическую безопасность личности, проявляющуюся в способности сохранять устойчивость в среде с различными параметрами, в том числе, и с психотравмирующими; в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям, и отражающуюся в переживании личностью защищенности/ незащищенности в конкретной жизненной ситуации.
Особенно актуально обращение к проблеме толерантности как критерию психологического здоровья личности в юношеском возрасте, который рассматривается (при позитивном варианте развития) как период склонности к рефлексии, когда происходит естественное снижение синтоничности в пользу независимости от внешнего мира и стремления сопротивляться аффективным влияниям со стороны; развивается способность к вхождению в рефлексивную позицию относительно собственных ценностей и установок на фоне признания своего Я и принятия себя таким, какой ты есть (аутотолерантность); формируется убеждение в том, что другие люди могут иметь свою позицию (толерантность к другим), способность сохранять равновесие в конфликтах, ситуациях неопределенности, риска; способность противостоять разного рода жизненным трудностям без снижения возможностей психологической адаптации; способность принимать решения и действовать (внутренняя толерантность) [3]. Юность в целом, студенческий возраст как ее пограничный этап, является «сензи-тивным периодом для развития основных социогенных потенций человека» (Б.Г. Ананьев), временем формирования паттернов поведения в континууме толерантности-интолерантности.
Нами были проведены исследования сформированности толерантных установок и навыков толерантного взаимодействия у старшеклассников и в среде студенческой молодежи [4; 5; 6; 7]. В исследовании приняли участие 124 школьника общеобразовательных школ Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республики и 178 студентов 1-го и 4-го курсов Северо-Кавказского федерального университета. Комплексная оценка показателей толерантности осуществлялась на основе анализа результатов