Научная статья на тему 'Тоталитаризм в религиозных группах: социально-психологический аспект'

Тоталитаризм в религиозных группах: социально-психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
508
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА / ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ / НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА / ТОТАЛИТАРИЗМ / ТОТАЛИТАРНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА / TOTALITARIAN SECT / DESTRUCTIVE CULT / NEW RELIGIOUS MOVEMENT / RELIGIOUS GROUP / TOTALITARIANISM / TOTALITARIAN RELIGIOUS GROUP

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елкинс В. Ф.

В статье приводятся данные практики наименований нетрадиционных религиозных групп, оценивается правомерность применения понятия «тоталитаризм» по отношению к религиозным группам. Предлагается использование обобщенного понятия «религиозная группа», которая может быть как тоталитарной, так и не тоталитарной, в зависимости от степени выраженности признаков тоталитаризма в ее учении и деятельности. Для понимания специфики применения понятия «тоталитаризм» к религиозным группам рассматривается содержание понятия «тоталитаризм», его признаки и специфика проявления в религиозных группах. На основании проведенного анализа автор предлагает определение понятия «тоталитарная религиозная группа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOTALITARISM IN RELIGIOUS GROUPS: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT

In the research paper legitimacy of application of the concept “totalitarianism” in relation to religious groups is estimated. The contents of the concept “totalitarianism”, its signs and specifics of manifestation in religious groups are considered. On the basis of the accomplished analysis of the scientific research the author suggests to introduce a concept of “totalitarian religious group”. In the course of the research the author singles out a set of features for such a totalitarian religious group, what helps to provide its following definition: it is a group whose conception claims to be indisputably right and rejects the right of other world views to exist; this conception is expressed in deep regimentation and control of behavior, thinking, emotions of the members of the group; the freedom is limited by the limitation of the will of the members of the group by means of sociopsychological violence.

Текст научной работы на тему «Тоталитаризм в религиозных группах: социально-психологический аспект»

3. Belasheva, I.V. Psikhologicheskaya bezopasnostj lichnosti sovremennoyj molodezhi v processe professionalizacii v polikuljturnoyj obrazovateljnoyj srede / I.V. Belasheva, K.V. Vladimirova // Psikhologiya XX veka: integraciya nauki, obrazovaniya, biznesa: materialih pervoyj Vserossiyjskoyj studencheskoyj nauch. Internet-konferencii. - Stavropolj, 2014.

4. Belasheva, I.V. K voprosu o dinamike psikhologicheskoyj bezopasnosti lichnosti v polikuljturnoyj obrazovateljnoyj srede sovremennoyj shkolih i vuza. // Psikhologicheskaya bezopasnostj lichnosti v polikuljturnoyj srede zhiznedeyateljnosti: sb. nauch. trudov po materialam II-yj ezhegodnoyj nauchno-praktich. konf. prepodavateleyj. Studentov i molodihkh uchenihkh Severo-Kavkazskogo federaljnogo universiteta «Universitetskaya nauka - regionu». - Stavropolj, 2014.

5. Belasheva, I.V. Psikhologicheskaya tolerantnostj i ehmocionaljnihyj intellekt v sisteme psikhologicheskoyj bezopasnosti lichnosti sovremennogo studenta. // Psikhologicheskie issledovaniya lichnosti v sovremennoyj stressogennoyj srede: materialih III Vserossiyjskoyj nauch. Internet-konf. - Stavropolj, 2014.

6. Belasheva, I.V. Ehksperimentaljno-psikhologicheskoe issledovanie ehmocionaljnogo intellekta i tolerantnogo povedeniya kak faktorov i sredstv sozdaniya usloviyj psikhologicheskoyj bezopasnosti lichnosti studenta // Vestnik Akademii prava i upravleniya. - 2014. - № 36.

7. Na puti k tolerantnomu soznaniyu / pod red. A. G. Asmolova. - M., 2000.

8. Pochebut, L.G. Vzaimoponimanie kuljtur. Metodologiya i metodih ehtnicheskoyj i kross-kuljturnoyj psikhologii. Psikhologiya mezhehtnicheskoyj tolerantnosti. - SPb., 2007.

9. Psikhicheskoe zdorovje deteyj i podrostkov v kontekste psikhologicheskoyj sluzhbih / pod red. I.V. Dubrovinoyj. - Ekaterinburg, 2000.

Статья поступила в редакцию 28.10.14

УДК 159.91

Elkins V.F. TOTALITARISM IN RELIGIOUS GROUPS: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT. In the research paper legitimacy of application of the concept "totalitarianism" in relation to religious groups is estimated. The contents of the concept "totalitarianism", its signs and specifics of manifestation in religious groups are considered. On the basis of the accomplished analysis of the scientific research the author suggests to introduce a concept of "totalitarian religious group". In the course of the research the author singles out a set of features for such a totalitarian religious group, what helps to provide its following definition: it is a group whose conception claims to be indisputably right and rejects the right of other world views to exist; this conception is expressed in deep regimentation and control of behavior, thinking, emotions of the members of the group; the freedom is limited by the limitation of the will of the members of the group by means of sociopsychological violence.

Key words: totalitarian sect, destructive cult, new religious movement, religious group, totalitarianism, totalitarian religious group.

В.Ф. Елкинс, аспирант каф. социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]

ТОТАЛИТАРИЗМ В РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУППАХ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье приводятся данные практики наименований нетрадиционных религиозных групп, оценивается правомерность применения понятия «тоталитаризм» по отношению к религиозным группам. Предлагается использование обобщенного понятия «религиозная группа», которая может быть как тоталитарной, так и не тоталитарной, в зависимости от степени выраженности признаков тоталитаризма в ее учении и деятельности. Для понимания специфики применения понятия «тоталитаризм» к религиозным группам рассматривается содержание понятия «тоталитаризм», его признаки и специфика проявления в религиозных группах. На основании проведенного анализа автор предлагает определение понятия «тоталитарная религиозная группа».

Ключевые слова: тоталитарная секта, деструктивный культ, новое религиозное движение, религиозная группа, тоталитаризм, тоталитарная религиозная группа.

На сегодняшний день существует множество наименований нетрадиционных религиозных групп, которые одни исследователи считают деструктивными, тоталитарными, наносящими вред своим членам и обществу в целом, в то время как другие убеждены в необоснованности подобных обвинений. Среди сторонников первого подхода наиболее распространены понятия «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Сторонники второго чаще придерживаются термина «новое религиозное движение» (НРД), считая понятия «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» оценочными [9; 10]. Есть и другие точки зрения по данному вопросу. Например, по мнению Е.Г. Балагушкина, тоталитарность присутствует практически во всех религиях, и, следовательно, выделение понятия «тоталитарная секта» является бессмысленным [3]. Протоиерей В. Федоров считает, что элемент тоталитаризма в деятельности религиозных групп различить очень трудно [4].

На наш взгляд, применение понятия «тоталитаризм» при исследовании религиозных групп не только допустимо, но и необходимо. Явление тоталитаризма давно изучается в социальных науках, имеет ряд определений и характерных признаков. Обоснованность применения и научность этого понятия в других социальных сферах практически не ставится под сомнение. Возникает вопрос: почему при выраженности признаков тоталитаризма в государстве его характеризуют как тоталитарное и негативный оценочный характер данного термина не смущает

научное сообщество, в то время как те же признаки, отмечаемые в деятельности некоторых религиозных групп, вызывают острую критику.

Многие классические социологические концепции отмечают признаки, которые могут способствовать возникновению тоталитаризма в нетрадиционных религиозных группах в большей степени, чем в традиционных. К этим признакам можно отнести: стремление к избранности, отчуждение от общества, харизматическая автократия [6]. Однако возникает опасность увязания в социолого-религиоведческих дискуссиях о точности употребления терминов: секта, культ, НРД и пр. В социально-психологическом контексте любые религиозные объединения, как традиционные (церкви, деноминации и пр.), так и нетрадиционные (секты, культы, НРД и пр.), являются группами. Для пресечения дискуссий, не имеющих отношения к исследованиям тоталитарности, мы предлагаем использовать обобщенное понятие «религиозная группа», которая может быть как тоталитарной, так и не тоталитарной, в зависимости от степени выраженности признаков тоталитаризма в ее учении и деятельности. Для понимания специфики применения понятия «тоталитаризм» к религиозным группам рассмотрим его определения и признаки.

Понятия «тоталитаризм» или «тоталитарный режим» чаще употреблялись по отношению к государству и системе государственного управления. Словарь по конституционному праву России отождествляет термины «тоталитарный режим» и «тоталита-

ризм» и определяет их как «...крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия» [11]. Другие определения существенно не отличаются. Так, толковый словарь «Политика» описывает тоталитаризм следующим образом: «диктаторская форма централизованного управления, регулирующая все аспекты деятельности, как индивида, так и государства в целом» [13]. В словаре «Политология» тоталитаризм объясняется как «термин, применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности» [14].

Исследователи выделяют следующие признаки тоталитаризма: 1) единственная идеология, охватывающая все стороны общественной жизни [16], и носящая мессианский характер [5; 12; 15]; 2) монополия власти - одна партия [16; 17] и/или один вождь [17], которому подчинен весь законный порядок [17]; 3) контроль [1; 16], в частности, за личной моралью [17]; а также, за жизнедеятельностью человека, его эмоциями и мыслями, как в политической, так и в частной сфере [7]; 4) террор [1; 2; 16]; 5) монополия на средства массовой информации и коммуникации [16]; 6) монополия на вооруженные силы [16]; 7) централизованная плановая экономика [16]; 8) постоянная мобилизация населения на выполнение задач для режима и поддержка режима со сторон масс [7; 17]. Теперь, основываясь на определениях и перечисленных признаках, рассмотрим, как именно они могут проявляться в некоторых религиозных группах.

Единственная идеология, носящая мессианский характер. В отличие от демократического государства, где в рамках законов люди вправе иметь различные мнения и свободно их высказывать, базовые принципы учения любой религии ее приверженцы обязаны разделять без дискуссий. Подавляющее большинство мировых религий считают свою доктрину единственно истинной, но из этого не следует, что они тоталитарны, так как в отличие от тоталитарных государств, у членов религиозных групп есть формальное право выхода. Однако тоталитаризм в учении религиозной группы появляется при возникновении принципа, исключающего право других мировоззрений на существование. Что же касается второй части данной характеристики, то важно пояснить, что понятие мессианства имеет религиозное происхождение и свойственно значительной части мировых религий. Оно подразумевает ожидание спасителя (мессии), который является субъектом, творящим акт спасения. Но при отнесении «мессианского характера идеологии» к признакам тоталитаризма имеются в виду претензии самой идеологии и ее носителей на роль «мессии» по отношению к остальному обществу. Если первое понимание мессианства не имеет отношения к тоталитаризму, то второе может породить сразу две тоталитарные тенденции: избранность, основанная на представлениях о превосходстве членов своей группы над всеми остальными, и агрессивный прозелитизм - стремление максимально широко распространить свою идеологию, игнорируя традиции и применяя насильственные методы. Квинтэссенция последнего выражается в принципе макиавеллизма «цель оправдывает средства».

Одна партия и/или один вождь, которому подчинен весь законный порядок. В рамках государства так проявляется монополия власти, что, в свою очередь, можно рассматривать как признак тоталитаризма, то относить его к таковым в религиозной группе некорректно. Руководство любой религиозной группы является, по сути, носителем и хранителем ее вероучения. Во многих религиозных группах действует система преемственности власти. Эта практика вполне нормальна для религии, так как религиозная группа — не дискуссионный клуб, и если по ключевым вопросам учения возникают расхождения, то это приводит к расколу группы и образованию сект. Но если основатель или руководство группы выходит за рамки «хранителя религиозной традиции» и претендует на право вмешательства во внерелиги-озную жизнь последователей, это можно считать тоталитарной тенденцией. Право на такое вторжение часто обосновывается сверхстатусом основателя («гений», «пророк», «бог» и т.п.) или руководства («исполнители высшей воли»).

Постоянная мобилизация населения на выполнение задач для режима. В большинстве традиционных религиозных групп человек сам определяет степень своего участия как в духовной жизни группы, так и в ее деятельности. Если принцип добровольности нарушается и группа предъявляет жесткие тре-246

бования к своим членам по исполнению духовных практик, изучению религиозных источников и групповой работе, пренебрегая другими сферами жизнедеятельности и правом людей на отдых, то такое нарушение можно рассматривать как проявление тоталитаризма.

Стремление к охвату всех сторон жизни человека. Этот признак, бесспорно, является одной из ключевых характеристик тоталитаризма. Как уже было отмечено, в случае с государственным тоталитаризмом речь идет не только о политической, но и о личной сфере. Давать рекомендации о поведении в повседневной жизни и предлагать модели правильного поведения является функцией большинства религий. Но тоталитаризм, на наш взгляд, кроется именно в степени вмешательства в сферы жизнедеятельности человека, где он традиционно для общества проживания принимает решения самостоятельно. Например, одно дело, когда религиозная группа рекомендует своему члену сохранить целомудрие до брака, и он поступает в соответствии со своей верой и совестью, и совсем другое, когда четко указывает на то, с кем именно он должен вступить в брак.

Контроль. Обычно контроль подразумевает информацию от объекта и воздействие на объект, но так как воздействие, характеризующее тоталитаризм, отражено в следующем признаке, здесь контроль будет рассматриваться только как обратная связь. Тоталитарность данного признака в деятельности религиозных групп проявляется в требованиях обязательной детализированной отчетности о групповых и внегрупповых сферах жизни, эмоциях, переживаниях, поступках и т.д. Например, это может проявляться в прямом указании того, что член группы обязан рассказывать на исповеди или осуществлении наблюдения за его жизнью вне религиозных мероприятий. Важным фактором, характеризующим тоталитарность, также будет фиксация полученной информации для ее дальнейшего потенциального использования в качестве инструмента воздействия.

Террор. Данный признак указывает на насильственный механизм, посредством которого, обеспечивается готовность членов группы существенно ограничивать свою свободу и передавать ряд сфер собственной жизни под контроль группы. Насилие, бесспорно, является характеристикой тоталитаризма, как для государственных систем, так и для любой религии. В современных религиозных группах, действующих в цивилизованных странах, физическое насилие используется редко, но его отсутствие часто компенсируется социально-психологическим, посредством которого осуществляется не только принуждение к желаемым действиям, но изменяется мышление и ценности. В результате продолжительного насильственного воздействия создается новая социальная идентичность, вытесняющая остальные и формируется социально-психологическая зависимость члена от группы [8].

Что же касается оставшихся признаков (монополизирование экономики, вооруженных сил и СМИ), то их аналоги также имеют место во многих религиозных группах. Например, лишение членов группы доступа к внегрупповым источникам информации (аналог контроля СМИ) или ведение общего хозяйства с частичной или полной передачей группе личных материальных средств, что в итоге создает материальную зависимость от группы (аналог монополии экономики). Но эти признаки, на наш взгляд, скорее средства воздействия, а не основа тоталитаризма. Поэтому в качестве ключевых составляющих проявления тоталитаризма в религиозных группах мы предлагаем считать следующие признаки:

- учение, претендующее на неоспоримую истинность и отрицающее право других мировоззрений на существование;

- абсолютизм системы управления;

- недобровольный характер участия в духовной жизни и деятельности группы;

- вмешательство в сферы жизнедеятельности своих членов, в которых традиционно для данного общества человек принимает решения самостоятельно;

- контроль за групповыми и внегрупповыми сферами жизнедеятельности своих членов;

- применение социально-психологического насилия.

На основании выделенных признаков предлагаем понимать под тоталитарными религиозными группами (ТРГ) такие группы, учение которых претендует на неоспоримую истинность и отрицает право других мировоззрений на существование; система управления носит абсолютистский характер, проявляющийся в глубокой регламентации и контроле поведения, мышления и

эмоций членов группы, их времени и пространства, как в жизни группы, так и вне ее, в том числе в сферах жизнедеятельности, в которых традиционно для общества проживания человек при-

Библиографический список

нимает решения самостоятельно; и использует для ограничения свободы воли своих членов методы социально-психологического насилия.

1. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма / пер. с англ. Борисовой И.В. и др. / под ред. М.С. Ковалевой, Д.М. Носова. - М., 1996.

2. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.

3. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. - М., 2002. - Ч. 2.

4. Баркер, А. Новые религиозные движения / пер с англ. - СПб., 1997.

5. Бутенко, А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма // Социологические исследования. - 1998. - № 6.

6. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 2002.

7. Голубев, А.В. Тоталитаризм как феномен российской истории XX века // Власть и общество в СССР: политика репрессий (2040-е гг.): сб. ст. / под ред. В.П. Дмитренко. - М., 1999.

8. Ёлкин, В.Ф. Социально-психологическое насилие в группах с признаками деструктивного культа: коммуникативные и физиологические аспекты / В.Ф. Ёлкин, В.В. Глебов // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2013. - № 3. - Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности.

9. Иваненко, С.И. Свидетели Иеговы - традиционная для России религиозная организация. - М., 2002.

10. Кантеров, И.Я. Деструктивные, тоталитарные... и далее везде (возникновение новых религиозных организаций) // Религия и право: информационно-аналитический журнал. - М. - 2002. - № 1.

11. Конституционное право России: энциклопедический словарь / сост. Г.И. Иванец, И.В. Калинский, В.И. Червонюк; под общ. ред. В.И. Червонюка. - М., 2002.

12. Кочесоков, Р.Х. Феномен тоталитаризма. - Ростов-на-Дону, 1992.

13. Политика. Толковый словарь / Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем [и др.]; под ред. И.М. Осадчей. - М., 2001.

14. Политология. Словарь. - М., 2010.

15. Рассоха, И.Н. Тезисы о тоталитаризме // Политические исследования. - М. - 1995. - № 2.

16. Фридрих, К. Тоталитарная диктатура и автократия / К. Фридрих, 3. Бжезинский. - М., 1993.

17. Schapiro, L. The Concept of Totalitarianism. Survey // Journal of Soviet and East European Studies. - 1969. - № 73.

Bibliography

1. Arendt, Kh. Istoki totalitarizma / per. s angl. Borisovoyj I.V. i dr. / pod red. M.S. Kovalevoyj, D.M. Nosova. - M., 1996.

2. Aron, R. Demokratiya i totalitarizm. - M., 1993.

3. Balagushkin, E.G. Netradicionnihe religii v sovremennoyj Rossii. - M., 2002. - Ch. 2.

4. Barker, A. Novihe religioznihe dvizheniya / per s angl. - SPb., 1997.

5. Butenko, A.P. Sociologicheskie voprosih istorii i teorii totalitarizma // Sociologicheskie issledovaniya. - 1998. - № 6.

6. Veber, M. Protestantskaya ehtika i dukh kapitalizma. - M., 2002.

7. Golubev, A.V. Totalitarizm kak fenomen rossiyjskoyj istorii XX veka // Vlastj i obthestvo v SSSR: politika repressiyj (20-40-e gg.): sb. st. / pod red. V.P. Dmitrenko. - M., 1999.

8. Yolkin, V.F. Socialjno-psikhologicheskoe nasilie v gruppakh s priznakami destruktivnogo kuljta: kommunikativnihe i fiziologicheskie aspektih / V.F. Yolkin, V.V. Glebov // Vestnik Rossiyjskogo universiteta druzhbih narodov. - 2013. - № 3. - Ser. Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.

9. Ivanenko, S.I. Svideteli legovih - tradicionnaya dlya Rossii religioznaya organizaciya. - M., 2002.

10. Kanterov, I.Ya. Destruktivnihe, totalitarnihe... i dalee vezde (vozniknovenie novihkh religioznihkh organizaciyj) // Religiya i pravo: informacionno-analiticheskiyj zhurnal. - M. - 2002. - № 1.

11. Konstitucionnoe pravo Rossii: ehnciklopedicheskiyj slovarj / sost. G.I. Ivanec, I.V. Kalinskiyj, V.I. Chervonyuk; pod obth. red. V.I. Chervonyuka. - M., 2002.

12. Kochesokov, R.Kh. Fenomen totalitarizma. - Rostov-na-Donu, 1992.

13. Politika. Tolkovihyj slovarj / D. Anderkhill, S. Barrett, P. Bernell, P. Bernem [i dr.]; pod red. I.M. Osadcheyj. - M., 2001.

14. Politologiya. Slovarj. - M., 2010.

15. Rassokha, I.N. Tezisih o totalitarizme // Politicheskie issledovaniya. - M. - 1995. - № 2.

16. Fridrikh, K. Totalitarnaya diktatura i avtokratiya / K. Fridrikh, 3. Bzhezinskiyj. - M., 1993.

17. Schapiro, L. The Concept of Totalitarianism. Survey // Journal of Soviet and East European Studies. - 1969. - № 73.

Статья поступила в редакцию 28.10.14

УДК 159.91

Isaev A.V,, Ivlicheva Л.В., Isaichev S.A. THEORETICAL APPROACHES OF ANTICIPATION IN PSYCHOLOGY AND HUMAN PHYSIOLOGY. In the article theoretical approaches and various directions of the research in psychology and human physiology of ability of a person to the advancing reflection of reality are considered. The analysis of the scientific literature shows that in the Russian psychology the functional and regulatory approach is constructed on P. K. Anokhin and N. A. Bernstein's ideas. The analysis of the results reached in this area shows that there is a need of studying of forecasting at the personal level as manifestations of general function of a brain. The research concludes that the foreseeing is a characteristic of highly organized processes, of a conscious work of a man. It has a clear connection between the goal and the expected result. Thus, the anticipation is a necessary feature o the process of forming a goal of one's activity, defining tasks, planning and controlling its stages. Key words: anticipation, regulation behavior, adaptation, foreseeing, expectation.

А.В. Исаев, аспирант каф. психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]; А.В. Ивличева, студентка каф. психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]; С.А. Исайчев, канд. психол. наук, доц. каф. психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АНТИЦИПАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются теоретические подходы и различные направления исследования в психологии и физиологии человека способности человека к опережающему отражению действительности. Анализ научной литературы показывает, что в отечественной психологии преобладает функционально-регуляторный подход,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.