эмоций членов группы, их времени и пространства, как в жизни группы, так и вне ее, в том числе в сферах жизнедеятельности, в которых традиционно для общества проживания человек при-
Библиографический список
нимает решения самостоятельно; и использует для ограничения свободы воли своих членов методы социально-психологического насилия.
1. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма / пер. с англ. Борисовой И.В. и др. / под ред. М.С. Ковалевой, Д.М. Носова. - М., 1996.
2. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.
3. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. - М., 2002. - Ч. 2.
4. Баркер, А. Новые религиозные движения / пер с англ. - СПб., 1997.
5. Бутенко, А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма // Социологические исследования. - 1998. - № 6.
6. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 2002.
7. Голубев, А.В. Тоталитаризм как феномен российской истории XX века // Власть и общество в СССР: политика репрессий (2040-е гг.): сб. ст. / под ред. В.П. Дмитренко. - М., 1999.
8. Ёлкин, В.Ф. Социально-психологическое насилие в группах с признаками деструктивного культа: коммуникативные и физиологические аспекты / В.Ф. Ёлкин, В.В. Глебов // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2013. - № 3. - Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности.
9. Иваненко, С.И. Свидетели Иеговы - традиционная для России религиозная организация. - М., 2002.
10. Кантеров, И.Я. Деструктивные, тоталитарные... и далее везде (возникновение новых религиозных организаций) // Религия и право: информационно-аналитический журнал. - М. - 2002. - № 1.
11. Конституционное право России: энциклопедический словарь / сост. Г.И. Иванец, И.В. Калинский, В.И. Червонюк; под общ. ред. В.И. Червонюка. - М., 2002.
12. Кочесоков, Р.Х. Феномен тоталитаризма. - Ростов-на-Дону, 1992.
13. Политика. Толковый словарь / Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем [и др.]; под ред. И.М. Осадчей. - М., 2001.
14. Политология. Словарь. - М., 2010.
15. Рассоха, И.Н. Тезисы о тоталитаризме // Политические исследования. - М. - 1995. - № 2.
16. Фридрих, К. Тоталитарная диктатура и автократия / К. Фридрих, 3. Бжезинский. - М., 1993.
17. Schapiro, L. The Concept of Totalitarianism. Survey // Journal of Soviet and East European Studies. - 1969. - № 73.
Bibliography
1. Arendt, Kh. Istoki totalitarizma / per. s angl. Borisovoyj I.V. i dr. / pod red. M.S. Kovalevoyj, D.M. Nosova. - M., 1996.
2. Aron, R. Demokratiya i totalitarizm. - M., 1993.
3. Balagushkin, E.G. Netradicionnihe religii v sovremennoyj Rossii. - M., 2002. - Ch. 2.
4. Barker, A. Novihe religioznihe dvizheniya / per s angl. - SPb., 1997.
5. Butenko, A.P. Sociologicheskie voprosih istorii i teorii totalitarizma // Sociologicheskie issledovaniya. - 1998. - № 6.
6. Veber, M. Protestantskaya ehtika i dukh kapitalizma. - M., 2002.
7. Golubev, A.V. Totalitarizm kak fenomen rossiyjskoyj istorii XX veka // Vlastj i obthestvo v SSSR: politika repressiyj (20-40-e gg.): sb. st. / pod red. V.P. Dmitrenko. - M., 1999.
8. Yolkin, V.F. Socialjno-psikhologicheskoe nasilie v gruppakh s priznakami destruktivnogo kuljta: kommunikativnihe i fiziologicheskie aspektih / V.F. Yolkin, V.V. Glebov // Vestnik Rossiyjskogo universiteta druzhbih narodov. - 2013. - № 3. - Ser. Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.
9. Ivanenko, S.I. Svideteli legovih - tradicionnaya dlya Rossii religioznaya organizaciya. - M., 2002.
10. Kanterov, I.Ya. Destruktivnihe, totalitarnihe... i dalee vezde (vozniknovenie novihkh religioznihkh organizaciyj) // Religiya i pravo: informacionno-analiticheskiyj zhurnal. - M. - 2002. - № 1.
11. Konstitucionnoe pravo Rossii: ehnciklopedicheskiyj slovarj / sost. G.I. Ivanec, I.V. Kalinskiyj, V.I. Chervonyuk; pod obth. red. V.I. Chervonyuka. - M., 2002.
12. Kochesokov, R.Kh. Fenomen totalitarizma. - Rostov-na-Donu, 1992.
13. Politika. Tolkovihyj slovarj / D. Anderkhill, S. Barrett, P. Bernell, P. Bernem [i dr.]; pod red. I.M. Osadcheyj. - M., 2001.
14. Politologiya. Slovarj. - M., 2010.
15. Rassokha, I.N. Tezisih o totalitarizme // Politicheskie issledovaniya. - M. - 1995. - № 2.
16. Fridrikh, K. Totalitarnaya diktatura i avtokratiya / K. Fridrikh, 3. Bzhezinskiyj. - M., 1993.
17. Schapiro, L. The Concept of Totalitarianism. Survey // Journal of Soviet and East European Studies. - 1969. - № 73.
Статья поступила в редакцию 28.10.14
УДК 159.91
Isaev A.V,, Ivlicheva Л.В., Isaichev S.A. THEORETICAL APPROACHES OF ANTICIPATION IN PSYCHOLOGY AND HUMAN PHYSIOLOGY. In the article theoretical approaches and various directions of the research in psychology and human physiology of ability of a person to the advancing reflection of reality are considered. The analysis of the scientific literature shows that in the Russian psychology the functional and regulatory approach is constructed on P. K. Anokhin and N. A. Bernstein's ideas. The analysis of the results reached in this area shows that there is a need of studying of forecasting at the personal level as manifestations of general function of a brain. The research concludes that the foreseeing is a characteristic of highly organized processes, of a conscious work of a man. It has a clear connection between the goal and the expected result. Thus, the anticipation is a necessary feature o the process of forming a goal of one's activity, defining tasks, planning and controlling its stages. Key words: anticipation, regulation behavior, adaptation, foreseeing, expectation.
А.В. Исаев, аспирант каф. психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: isaev_aleks@mail.ru; А.В. Ивличева, студентка каф. психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: gonastygo@gmail.ru; С.А. Исайчев, канд. психол. наук, доц. каф. психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: isaychev@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АНТИЦИПАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
В статье рассматриваются теоретические подходы и различные направления исследования в психологии и физиологии человека способности человека к опережающему отражению действительности. Анализ научной литературы показывает, что в отечественной психологии преобладает функционально-регуляторный подход,
построенный на идеях П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна. Анализ достигнутых в этой области результатов показывает, что существует необходимость изучения прогнозирования на личностном уровне как проявления универсальной функции мозга.
Ключевые слова: антиципация, регуляция поведение, адаптация, прогноз, ожидание.
Антиципация, как психологический феномен, включает в себя все аспекты жизнедеятельности человека. По своей сути антиципация является неотъемлемым звеном любого психического процесса, к которым можно отнести поведение, адаптация [4-6].
Из краткого психологического словаря понятие «антиципация» (от лат. «апйгарайоп» - предвосхищение) трактуется как «это способность системы в той или иной степени предвидеть развитие событий, явлений, результаты действий, это предвосхищение, предвидение, прогнозирование как познавательные способности человека [7]. В психологической науке существуют разные смысловые видения на данный феномен [2].
Так с позиции психофизики она рассматривается, как способность индивида предвидеть различные процессы и возможный результат действия до его осуществления.
Антиципация может выступать и как возможность мыслительной деятельности индивида, которая направлена на возможные способы решения проблемы до того, как она реально будет решена [1].
И наконец, антиципация можно рассматривать как способность организма индивида в подготовке к реакции на какое-либо событие до его наступления [8].
Термин «антиципация» используется в психологической науке достаточно давно. Термин был введен В. Вундтом еще XIX веке и предполагал, что антиципации возникает в результате взаимодействия элементов психического таких, например как память, восприятие, мышление, но при непосредственном воздействии на этот синтез «творческих» производных [3].
В исследованиях данного феномена отечественные психологии Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков считали, что антиципация позволяет индивиду «действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий...» [8]. Таким образом, важность сохранение прошлого опыта в ходе жизнедеятельности человека, его накопление и систематизация дает возможность индивиду развивать предвидение будущих событий, т.е. развивать антиципацию» [8].
Важным в понимании процессов антиципации служи и гипотеза об уровневом строении антиципации, разработанная Б.Ф. Ломовым и Е.Н. Сурковым в русле системного подхода к психике человека. Данная гипотеза определяет цель и целепо-лагание - как в интегральное, системное, личностное образование. Оно показывает человека в целостносном подходе, а не в отдельных его аспектах, где цель деятельности по существу является моделью вероятного будущего, а важнейшая роль в це-леполагании и целеобразовании принадлежит процессу антиципации. Анализ действий и связанной с ним задачи предполагает изучение процессов антиципации. В психологическом анализе деятельность выступает как важнейшая ее «составляющая». В ней выделяется планирование, и ее «внутренние планы». Формирование этих планов предполагает, во-первых, отражение тенденции развития тех явлений или предметов, на которые эта деятельность направлена; во-вторых, предвидение того, как эти явления или предметы изменяются в результате воздействия на них, т.е. психологический анализ планирования также предполагает изучение процессов антиципации. Текущая регуляция, включающая и обратные связи, также осуществляется при непрерывном участии процессов антиципации.
Интересно отметить, что в различных исследованиях при непреднамеренном и преднамеренном запоминании также важным является ориентировки на будущее. Прогнозирование будущих событий с разным уровнем вероятности является одной из форм антиципации. Этот компонент входит в процессы непреднамеренного запоминания, и следовательно участвует в процессах воспроизведения запомненного материала. По данным разных авторов выявлено, что процесс прогнозирование будущих событий формирует систему координат, относительно которой происходит оценка временных событий. Отмечается такая закономерность, в которой происходит накопления информация о разных событиях, которая анализируется, систематизируется и сохраняется с тем, чтобы быть использованной в будущем при повторении схожих сценариев.
Уже упоминалась важная роль психического компонента, например мышления. Мыслительная деятельность человека часто строится на антиципации при планировании будущего. Мыслительный процесс строится на проявлении познавательной активности субъекта, которая позволяет в ответ на стимулы окружающей среды, которая воздействует на индивида только в настоящем времени, предугадывать еще не наступившие события, используя накопленный в прошлом опыт. Это дает возможность быть готовым к встрече с событиями, который могут носить значимый характер, например опасности, представляющие угрозы для жизни субъекта. Следовательно, процессы мышление - это важный психологический компонент в антиципации индивида [3].
Необходимо также отметить, что в процессе онтогенеза человека антиципация выступает и как важный компонент в регуляции поведения. Именно антиципация индивида позволяет создавать цели, осуществлять планирование и программирование поведение субъекта. Антиципация непосредственно включается в процессы принятия решения, контроля, а также интегрирована в коммуникативные связи. По мнению ряда специалистов, психические функции формируются и проявляются в неразрывном единстве в процессах антиципации. Таким образом, антиципация, это системный процесс для которой присущи важные, специфические интегральные характеристики психической деятельности в процессе развития человека [8; 9].
При теоретических и практических разработках понятия «антиципация» большой вклад внести исследования, проводимых на животных, где изучалось их поведение. В этой связи нельзя не отметить великого русского физиолога И.П. Павлова, который ввел термин «предупредительная деятельность». Под этим термином ученый объяснял поведение животных, которое «улавливает» сигналы окружающей среды о предстоящих событиях внешнего мира. И.П. Павлов писал: «...Эта особенность условного рефлекса является наиболее решающим и определяющим биологическим фактором. Именно потому, что животные имеют возможность по сигналу подготовиться к предстоящим последовательно развивающимся событиям, возможна прогрессивная эволюция» [10].
Дальнейшая разработка Павловской «предупредительной деятельности» в процессе онтогенеза человека позволили П.К. Анохину создать важную концепцию теории функциональных систем [1], которая позволяет переходить к исследованию «целесообразных» поведенческих актов. В своей теории Анохин рассматривает процессы антиципация как результат взаимодействия всех функциональных систем, где проявляется слаженность систем и мозг как интегрирующая система, которая координирует и контролирует всего организменного функционального ансамбля, предупреждая всякого рода ошибки и совершение действий, не соответствующих поставленной цели. Об этом ученый пишет следующее «.универсальным принципом приспособления всех форм живого к условиям окружающего мира является опережающее отражение последовательно и повторно развивающихся событий внешнего мира, «предупредительное» приспособление к предстоящим изменениям внешних условий или в широком смысле - формирование подготовительных изменений для будущих событий» [1].
Понимание и важность процессов антиципации отмечена и в работах нашего отечественного психофизиолога и физиолога Н.А. Бернштейна. В разработанной концепции физиологии активности, основе глубокого теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека в норме и патологии ученый использует по смыслу идеи об антиципации [13]. Н.А. Бернштейн рассматривал активное поведение человека как процесс решения организмом определенной задачи, выступающей в форме «модели потребного будущего». Н.А. Бернштейн видит «действие как закодированное, так или иначе, в мозгу отражение или модель потребного будущего». В этом вопросе ученый уделял большое внимание программирующему действию мозгового аппарата [11; 12]. Благодаря этому аппарату строится модель не только того, что происходит в данный текущий момент, но и того, что должно произойти. Неслучайно такую деятельность мозга индивида определял как способностью «заглядыванием вперед», или «антиципацией» [3].
Большой интерес представляет гипотеза о «нервных механизмах» экстраполяционных эффектов предложенная ученым московского государственного университета Е.Н. Соколовым. Автор данной гипотезы назвал этот механизм «нервной моделью стимула». По мнению Соколова Е.Н. нервная модель представляет собой многомерное отражение внешнего раздражителя нервной системой, где в ее основе положены многочисленные исследования автора по изучению ориентировочных реакций у животных и человека. Подводя итог многолетним исследованиям «нервной модели стимула» Е.Н. Соколов пишет: «Правильно отражая внешний мир, нервная модель является системой, предвосхищающее будущее значение раздражителя (экстраполяци-онный эффект)» [12].
Суммируя и обобщая исследования ученых Е.А. Сергиенко (1992) отмечает, что психологический анализ процессов антиципации показывает многообразие форм их проявлений, которая часто имеет зависимость от поставленных задач. В основе психологических исследованиях большая часть исследователей акцентировало внимание на сознательном планировании поведения и деятельности индивида, где деятельность человека имеет целенаправленный характер. Это означает, что уже в ее начале в сознании человека имеется представление об ожидаемых результатах - предстоящих изменениях обстановки, положений в ней человека, о результатах собственных действий [11; 14].
Вопрос о месте вероятностного прогнозирования в структуре деятельности субъекта просматривается в работах А.Г. Асмолова. В своих работах автор дает связные представления об иерархической уровневой природе установки. В ней установка рассматривается ученым как стабилизирующий фактор в деятельности человека. Механизм возможного прогнозирования действует на уровне операций, которые соотнесены с условием развертывания действий. Действия человека носят соподчинен-
Библиографический список
ный характер, т.е. подчиняются осознаваемому, ожидаемому результату действий. При запуске программы вероятностного прогнозирования в контекст деятельности субъект ориентируется не только на возможность ее осуществления, но и на ее значимость для индивида. Таким образом эти процессы образуют вероятностный прогноз достижения результата и преднастройку операциональных единиц. Под операциональной установкой А.Г. Асмолов, понимает возможность и готовность индивида к осуществлению определенного способа действия. Они формируются в ситуации разрешения задачи на основе предвосхищения и базируются на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, и учета условий наличной ситуации» [2].
Подводя итог в теоретических подходах изучения проблемы антиципации, можно отметить, что во многих исследованиях процессы предвидения выступают как функция высокоорганизованных процессов, сознательной деятельности субъекта. В ней четкая прослеживается связи: цель и ожидаемый результат определяют деятельность индивида. Следовательно, без антиципации невозможно ни формирование цели деятельности, ни выделение задач, ни ее планирование, ни текущая регуляция, т.е. даже очень краткое рассмотрение структуры деятельности показывает, что процессы антиципации «пронизывают» все ее элементы [9; 11].
Анализ исследований и их обобщение показывает, что в антиципации проявляется системность и иерархический принцип в психической деятельности.
Антиципация, таким образом, рассматривается не только как пространственно-временное упреждение, но и как степень полноты и точности предсказания. Поэтому антиципацию нельзя сводить к вероятностному прогнозированию, так как она - результат не только повышения определенности принятия решений, но и постоянного уточнения «вероятностной части» предсказания.
1. Анохин, П.К. Избранные труды: кибернетика функциональных систем / под ред. К.В. Судакова. - М., 1998.
2. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка // Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.; Воронеж, 1996.
3. Базылевич, Т.Ф. Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности // Вопросы психологии. - 1988. - № 4.
4. Глебов, В.В. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека / В.В. Глебов, Е.В. Аникина, М.А. Рязанцева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5.
5. Глебов, В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2013. - № 5. - Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности.
6. Глебов, В.В. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН / В.В. Глебов, Г.Г. Аракелов // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2014. - № 2. - Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности.
7. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону, 1998.
8. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М., 1980.
9. Мазур, А.Г. Борьба вчера и сегодня. - М., 1981.
10. Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. - М., 1973.
11. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. - М., 1992.
12. Соколов, Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. - М., 2010.
13. Сурков, Е.Н. Антиципация в спорте. - М., 1982.
14. Vaughan, H.G. The motor potentials. - Handbook of electroencephalography and clinical neurophysiology. Ed. A.Remond. Amcterdam, 1975. - vol. 8.
Bibliography
1. Anokhin, P.K. Izbrannihe trudih: kibernetika funkcionaljnihkh sistem / pod red. K.V. Sudakova. - M., 1998.
2. Asmolov, A.G. Deyateljnostj i ustanovka // Kuljturno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovanie mirov. - M.; Voronezh, 1996.
3. Bazihlevich, T.F. Sistemnihe issledovaniya anticipacii v strukture individualjnosti // Voprosih psikhologii. - 1988. - № 4.
4. Glebov, V.V. Razlichnihe podkhodih izucheniya adaptacionnihkh mekhanizmov cheloveka / V.V. Glebov, E.V. Anikina, M.A. Ryazanceva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 5.
5. Glebov, V.V. Urovenj psikhofiziologicheskoyj adaptacii studentov na nachaljnom ehtape obucheniya v sisteme vihssheyj shkolih // Vestnik Rossiyjskogo universiteta druzhbih narodov. - 2013. - № 5. - Ser. Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.
6. Glebov, V.V. Psikhofiziologicheskie osobennosti i processih adaptacii studentov pervogo kursa raznihkh fakuljtetov RUDN / V.V. Glebov, G.G. Arakelov // Vestnik Rossiyjskogo universiteta druzhbih narodov. - 2014. - № 2. - Ser. Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.
7. Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj / L.A. Karpenko, A.V. Petrovskiyj, M.G. Yaroshevskiyj. - Rostov-na-Donu, 1998.
8. Lomov, B.F. Anticipaciya v strukture deyateljnosti / B.F. Lomov, E.N. Surkov. - M., 1980.
9. Mazur, A.G. Borjba vchera i segodnya. - M., 1981.
10. Pavlov, I.P. Dvadcatiletniyj opiht objhektivnogo izucheniya vihssheyj deyateljnosti (povedeniya) zhivotnihkh. - M., 1973.
11. Sergienko, E.A. Anticipaciya v rannem ontogeneze cheloveka. - M., 1992.
12. Sokolov, E.N. Ocherki po psikhofiziologii soznaniya. - M., 2010.
13. Surkov, E.N. Anticipaciya v sporte. - M., 1982.
14. Vaughan, H.G. The motor potentials. - Handbook of electroencephalography and clinical neurophysiology. Ed. A.Remond. Amcterdam, 1975. - vol. 8.
Статья поступила в редакцию 28.10.14
УДК 159.91
Pitkevich M.Yu., Kuryasev I.A. INTERRELATION OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE AND THE LEVEL OF UNIVERSITY STUDENTS' STRESSRESISTANCE. The work presents the results of the authors' own empirical research dedicated to the study of a psychoemotional state and level of resistance to stress among students. The students