ХРОНИКА
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ
В хронике освещен прошедший весной 2008 г. в стенах ТГУ им. Г.Р. Державина круглый стол «Тоталитарные секты в современной России: региональный опыт исследования», организованный учеными ТГУ и представителями Тамбовского епархиального управления.
Ключевые слова: тоталитарные секты, деструктивный культ, психотехники, девиантность, традиционные религиозные институты, церковь, религиоведение.
21 марта 2008 года в Академии гуманитарного и социального образования ТГУ им. Г.Р. Державина прошел круглый стол «Тоталитарные секты в современной России: региональный опыт исследования». Прошедшее мероприятие - это плод усилий ученых университета и представителей Тамбовского епархиального управления. В нашей стране, по некоторым данным, опубликованным, в частности, в справочнике Миссионерского отдела Московского Патриархата РПЦ 2002 г., насчитывается от 3 до 5 млн адептов религиозных сект.
Проблема сектантства для Тамбовщины не является чем-то совершенно незнакомым. Еще с половины XVII в. тамбовский край начинает обращать на себя правительственное и общественное внимание разнообразием и силою раскола и сект.
Ученые и студенты университета, преподаватели Тамбовской Духовной семинарии, священники Тамбовского епархиального управления, представители государственных ведомств и правоохранительных органов выступили по заявленным направлениям работы круглого стола, приняли участие в дискуссии, высказали свою позицию по обсуждаемым проблемам, внесли предложения по методам изучения и обобщения фактического материала, практическим методам работы с лицами, вовлеченными в деятельность тоталитарных сект, средствам профилактики.
О. В. Крет, канд. филос. наук, начальник отдела по делам общественных и религиозных объединений, некоммерческих организаций Управления Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области представила обзор современной религиозной си-
туации в Тамбовской области по данным Федеральной регистрационной службы.
Т. С. Пронина, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ТГУ, куратор специальности «Религиоведение» выступила с докладом «Секта» и «культ»: проблема терминологической определенности». По мнению докладчицы, наиболее работающим оказываются понятия тоталитарной секты и практически тождественное ему англоязычное -«деструктивный культ». Причем акцент должен быть сделан не на понятиях «секта» или «культ», которые имеют значения: секта -религиозное движение, отпавшее от традиции, культ - обожествление лидера, а именно на характеристиках: деструктивный и тоталитарный, которые отражают негативное влияние на жизнь последователей и жесткую иерархическую структуру, неограниченную власть лидера. Причем работающими оказываются оба понятия. Если первое - «тоталитарная секта» - может быть использовано при анализе религиозных движений, то при анализе т. н. коммерческих, псевдонаучных, псевдопсихотерапевтических движений,
школ очевидно приемлемым становится понятие «деструктивный культ», поскольку признаки религиозности оказываются неопределяющими. При этом характеристики деструктивный и тоталитарный присутствуют в том и в другом случае.
Однако отмечено, что представители научного религиоведения не всегда признают понятия «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Они отмечают, что на практике под «критерии тоталитарности» подпадает множество «мирных» религиозных объединений. В заключение Т.С. Пронина отме-
тила, что, несмотря на указанную сложность определения понятий «культ» и «секта» и на то, что процесс их научной идентификации продолжается, очевидно, что существующая реальность и накопленный исследователями опыт уже позволяют с полным правом делать некоторые обобщения. Прежде всего, в целях дальнейшего изучения этих феноменов и определения их места в религиозной и социокультурной реальности.
С докладом «Современная Россия конца XX - начала XXI столетия: РПЦ и секты» выступил Р.А. Басов, преподаватель «Секто-ведения» Тамбовской Духовной семинарии. По его словам, основной причиной возникновения и распространения новых религиозных движений сначала в Советском Союзе, а затем и в России считается мировоззренческий вакуум, образовавшийся после крушения коммунистической идеологии. Он заполнился разнообразными религиозными течениями. Дореволюционные исследователи, мнение которых до сих пор актуально для нас, считают, что причины происхождения сектантства нужно искать не в условиях быта и обстоятельствах истории, а в области религиозно-нравственной психологии.
В современном практическом и теоретическом православном сектоведении существуют различные подходы в способах и методах ведения полемики с сектантскими объединениями. Представители одного из них основную задачу сектоведения видят в выяснении совокупности причин, вызвавших к жизни неорелигиозные образования, ими подчеркивается необходимость преодоления сектантства путем повышения вероучительного и нравственного уровня православной паствы, ее способности противостоять сектантским миссионерам.
С докладом «Функционирование сект как религиозных организаций в современном трансформирующемся обществе» выступила Л. А. Гребенькова, канд. социол. наук, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии ТГУ, по мнению которой разнообразие конкурирующих сект в информационных обществах является результатом ослабления традиционных религиозных институтов и роста секуляризации. Социологические исследования, проводимые студентами-социо-логами ТГУ им. Г.Р. Державина, выявили тенденцию проявления этого взаимодейст-
вия, основанную на требовании повышения уровня грамотности в религиозном плане, формирования идеальных представлений относительно того, каким образом человек должен попадать в религиозную группу; высокого уровня информирования о существовании нетрадиционных религиозных организаций. Большинство опрошенных согласились с тем, что верующий человек в наибольшей степени защищен от сектантского воздействия, т. к. именно мировые религии несут гуманистический позитивный настрой, за что они и получили широкое распространение, и человек, инициированный в раннем детстве или младенчестве и воспитанный с точки зрения религиозных норм и догм, будучи взрослым, сможет адекватно реагировать на попытки вторжения в его идеальный мир.
Н.В. Вязовова, канд. психол. наук, доцент, заместитель директора Института психологии ТГУ по социально-воспитательной работе, в докладе «Сектантство и психология групповой субкультуры» отметила, что в какой-то степени секты призваны заменить веру и традицию. Их деятельность явилась формой выхода из ситуации утраты веры и в то же время попыткой с помощью обращения к лженауке, философии, искусству обрести равновесие.
Что объединяет людей в секты и придает секте все признаки неформальной группировки с элементами неформальной субкультуры: игровой импульс; тайна, страх, групповые экспектации и групповые санкции; иллюзия достижения цели посредством проигрывания сценария; одиночество и его преодоление; падение нравственности в обществе и поиск нравственного идеала; гонимые, преследуемые, отвергаемые - девианты; психологизм как девиз XX и XXI вв., склонность к индивидуализации и экстатизму; поощрение в обществе новаторства и креативности (сайентология); гордыня, претензия на исключительность и власть; миссия - социально значимая деятельность, особый духовный смысл и значимость в глазах определенного социального слоя, значительная материальная поддержка; престижность групповой принадлежности.
Опасность секты, составляющая в то же время ее силу, заключается в беспрерывном прогрессе ее путей. Другая опасность сект заключается в том, что они собирают и дают
работу разным категориям самых несходных между собою лиц.
С докладом «Социально-психологические особенности деструктивных сект» выступил В.В. Комаров к. психол. наук, доцент Института психологии ТГУ: «Деструктивные секты характеризуются такими социально-психологическими особенностями, которые в общем контексте групповых процессов и групповой динамики приобретают ярко выраженные или искаженные формы. Прежде всего, это наличие харизматического лидера, который обладает высоким уровнем интеллекта, он обаятелен, предприимчив, авторитарен в управлении группой, часто имеет комплекс неполноценности, иногда - психическое отклонение. Далее, такие секты обладают очень высокой сплоченностью, часто перед лицом внешней угрозы, что влечет за собой зависимость от группы у ее членов, наличие у них чувства вины, страхов, часто переходящих в фобии, проявлений группового мышления как неспособности противостоять мнению большинства.
Это основывается на общей системе убеждений, характеризующейся, как правило, стремлением к ограничению контактов с социумом, индоктринацией членов группы, особой терминологией, часто псевдонаучной, использованием двойного смысла слов, вербальными штампами, наличием нескольких уровней правды и др.
Индоктринация членов секты достигается за счет применения разнообразных форм психологического воздействия, использованием психотехник, измененных состояний сознания (транс, медитация и т. п.).
С докладом «Секты и право в Российской Федерации» выступил студент 5 курса Тамбовской Духовной семинарии Архипов Анатолий. Как известно, принятие Закона СССР «О свободе совести и религиозных объединениях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» в 1990 г. имело далеко идущие последствия. Разрешительная процедура регистрации религиозных объединений привела к тому, что в 1994 г. в России действовало 11000 религиозных организаций со статусом юридического лица и около 5000 организаций без регистрации. Вместе с тем демократизация религиозных отношений привела и к негативным последствиям, таким как насильственное вторжение новых, нетра-
диционных для России религий и культов. К концу 1994 г. этот процесс стал вызывать серьезные опасения из-за обилия разных лидеров экстремистов и авантюристов. Резко возросло количество адептов сект: от 3 до 5 млн человек из них до 18 лет - 500000, а от 18 до 25 лет - 1 млн человек. 80 % человек с высшим и средним образованием, до половины студенты, из них 25-30 % бросили учебу. Появилась необходимость изменения законодательства. 15 декабря 1996 г. вышло Постановление Государственной Думы РФ «Об обращении Государственной Думы РФ к Президенту РФ об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России со стороны сект, а также о национальной угрозе России». С 1995-1997 гг. прокуратурами Москвы, Петербурга, Казани в отношении лидеров сект заведено семь уголовных дел. Это очень малый процент с учетом чрезвычайной латентности (скрытности) в этом виде правонарушений. В основном уголовные дела заводятся по особо тяжким и тяжким статьям.
В заключении докладчик напомнил собравшимся, что «Свобода отдельной религии должна быть ограничена в интересах демократического общества с целью охраны общественной безопасности, для сохранения общественного порядка, здоровья или морали или для охраны прав и свобод других... » (Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод).
В последнее время необыкновенную популярность приобрели различного рода движения, школы, академии и т. п., приглашающие всех желающих пройти серию психо-треннингов, оздоровительных психотерапевтических сеансов, что, как обещается, приведет к избавлению от вредных привычек, болезней, проблем, принесет радость, благополучие, счастье. Об одной из таких доктрин, замешанных на смеси оккультизма, элементов различных религиозных учений: христианства, йоги, тантры и т. п.), мистически трактуемых неисследованных явлениях психики и окружающей среды, псевдонаучных и псевдотехническими достижений, соединенных с практикой психоанализа, в результатах своего религиоведческого исследования рассказали нам студенты специальности «Религиоведение» ТГУ Д. Слепцов и Д. Ваньков.
Доктрина приобрела некоторую популярность уже и у нас в Тамбове, потому исследование включает, в т. ч., и местный материал и материалы собственных наблюдений: ДЭИР - «Школа навыков дальнейшего энергоинформационного развития» - религиозное течение, появившееся в России в конце 90-х гг. XX в. Сами цели ДЭИР, по сути, антигуманны: научиться воздействовать на человека помимо его воли и его интересов. Но и этому не научаются поверившие посулам. ДЭИР обещает обучение сверхспособностям не бесплатно. ДЭИР - это великолепно построенный бизнес, филиалы которого распространились по всему земному шару. Стоимость прохождения одной ступени в разных странах, в среднем, достигает 100 долл. с человека; в Тамбове - около 1500 руб.
«Закон, - делает вывод в заключении Д. Ваньков, - в данном случае, увы, не помеха. Потому что если по закону секта не называет себя религиозной, то она автоматически выпадает из сферы действия законодательства о религиозных организациях. А значит, никаких препятствий для широкой пропаганды своих взглядов для организаций подобных ДЭИР просто не существует. В этом и заключается вопиющая прореха в законе, которую не мешало бы нашим законодателям срочно закрыть».
С докладом «Тоталитарные секты и духовная безопасность России» выступил руководитель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Тамбовского епархиального управления Игорь Груданов.
Участники круглого стола, несмотря на различные высказанные позиции, единодушно пришли к мнению, что обсуждаемые проблемы должны постоянно находиться в поле зрения общественности, ученых, органов власти. На основе проведенного обсуждения можно сделать некоторые общие выводы.
Две силы способны реально противостоять деятельности ДРС: государство и традиционные конфессии. Но каковы средства
осуществления этого противодействия? Очевидно, что средства Церкви - это, прежде всего, миссионерско-просветительская деятельность, религиозное, духовное просвещение. Наиболее приемлемое и эффективное средство борьбы с сектанством - это просвещение.
Ученые университета единодушно высказались, что и с точки зрения воспитания толерантности в обществе, и с точки зрения подготовки подрастающего поколения к встрече с деструктивными религиозными движениями наиболее целесообразным представляется введение в школьные программы курса или раздела в курсе «Истории религий», посвященного изучению опасных сект.
Кроме того, участниками было отмечено, что РПЦ необходимо сотрудничать со светской системой высшего образования, т. е. с теми, кто придет в свое время учить подрастающее поколение. И здесь религиоведы ТГУ высказались в поддержку инициативы по чтению студентам всех специальностей курса «Основы религиоведения», в рамках которого будет рассказано в соответствии с государственным стандартом об основных религиозных традициях, прежде всего тех, представители которых проживают на территории РФ, и с серьезным блоком по «Секто-ведению». Настоятельно необходимо ввести подобные курсы в институтах, готовящих сотрудников МВД по соответствующему профилю.
Поступила в редакцию 5.09.2008 г.
Pronina T.S. Totalitarian sects in modem Russia: regional experience of the research. The chronicle covers the roundtable discussion “Totalitarian sects in modern Russia: regional experience of the research”, which took place in spring 2008 within TSU named after G.R. Derzhavin; the event was organized by the scientists of TSU and the representatives of Tambov Diocesan Administration.
Key words: totalitarian sects, destructive cult, psychotechnics, deviation, traditional religious institutes, church, religious studies.