Научная статья на тему 'Ценностно-мотивационная детерминация поведения личности'

Ценностно-мотивационная детерминация поведения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
926
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА / МОТИВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / DEVIANT PERSONALITY / VALUE SYSTEM / MOTIVATIONAL EDUCATION / GENESIS OF LONG COURSE OF CONDUCT / THE DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Печерский Алексей Владимирович

Предметом изучения являются функциональные характеристики ценностной и мотивационной сфер личности подростков и юношей с девиантным поведением, выявление которых составляет цель проведённого автором исследования, инструментарием эмпирического исследования – методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е. Б. Фанталовой и методика С. М. Петровой «Диагностика полимотивационных тенденций в Я-концепции личности». Результаты исследования позволяют говорить о специфичности строения ценностно-смысловых и мотивационных образований у девиантных подростков и юношества, что проявляется в интегративных показателях осмысления ценностей и мотивов самореализации, в строении гуманитарной составляющей ценностно-смысловой системы, в уровне осознания личностного смысла духовных ценностей. Полученные в исследовании данные позволяют определить системные взаимосвязи интраиндивидуальных факторов в генезисе девиантного поведения личности, что обеспечивает возможность повышения эффективности образовательной, коррекционной и консультативной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Печерский Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-Motivational Determination of Behaviour of the Individual

The subject areas of the article scientific materials are the functional characteristics of the value and motivation of individual adolescents and youth with deviant behavior. Identification of these characteristics is the purpose of a study carried out by the author. The empirical research tools are the methods of «Diagnostics system of value orientations of personality» by E. B. Fantalova and «Polimotivational trends in diagnostics of ego-conception of personality» by S. M. Petrova. The study results suggest specificity of value-semantic and motivational formations deviant adolescents and young people have, as manifested in the integrative indicators of understanding of the values and motives of self-realization; in the structure of the humanitarian component of value-semantic system; on the level of awareness of personal sense of spiritual values. The study obtained data allow us to identify systemic linkages intraindividual factors in the genesis of the deviant behavior of the individual, which provides an opportunity to improve the educational, corrective and advisory practices.

Текст научной работы на тему «Ценностно-мотивационная детерминация поведения личности»

certain phenomenological manifestations are characteristic for expansion and deepening as the main cognitive strategies. It has been revealed that the possibility of the realization of the expansion strategies depend on the functional state of the subject, on the presence or absence of the mental and speech pathologies, on the age and individual peculiarities and on the influence of the social environment. While conducting the chronometric experiment, it has been stated that the realization of the expansion strategy demands certain time costs.

Key words: cognitive strategy, understanding, stady text, memorization and playback.

References

1. Mamardashvili M. K. Filosofiya i lichnost (Philosophy and Personality). Chelovek (Man), 1994, no. 5, pp.5-19.

2. Mamardashvili M. K., Piatigorsky A. M. Tri besedy o metateorii soznaniya (kratkoye vvedeniye v ucheniye vidzhnjanavady) (Three Conversations about Metatheory of Consciousness {a Brief Introduction to the Vijnanavada Teaching}). Uchenyye zapiski Tartusskogo gosudarstvennogo universiteta (Acta eT commentationes universitatis tartuensis). 1971, vol. 5, pp. 345-376.

3. Velichkovskiy B. M. Kognitivnaya nauka: osnovy psikhologiipoznaniya : V 2 t. (Cognitive Science: Foun-

dations of Cognitive Psychology: In 2 vol.). Moscow, 2006. Vol. 2. 432 p.

4. Vysheslavtsev B. P. Krizis industrialnoy kultury (The Crisis of the Industrial Culture). Moscow, 2006. 1037 p.

5. Vasiliev N. A. Voobrazhayemaya logika. Izbrannye trudy (Imaginary Logic. Selected Works). Moscow, 1989. 264 p.

6. Da Costa N. C. A. Filosofskoye znacheniye paranepro-tivorechivoy logiki (The philosophical significance of paraconsistent logic). Filosofskiye nauki (Philosophical sciences), 1982, no. 4, pp. 114-125.

7. Doblaev L. P. Smyslovaya struktura uchebnogo teksta i

problemy ego ponimaniya (Semantic structure of the educational text and the problems of its understanding). Moscow, 1982. 176 p.

УДК 316.37

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

А. В. Печерский

Печерский Алексей Владимирович - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии,

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Предметом изучения являются функциональные характеристики ценностной и мотивационной сфер личности подростков и юношей с девиантным поведением, выявление которых составляет цель проведённого автором исследования, инструментарием эмпирического исследования - методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е. Б. Фанталовой и методика С. М. Петровой «Диагностика полимотивационных тенденций в Я-концепции личности». Результаты исследования позволяют говорить о специфичности строения ценностно-смысловых и мотивационных образований у девиантных подростков и юношества, что проявляется в интегративных показателях осмысления ценностей и мотивов самореализации, в строении гуманитарной составляющей ценностно-смысловой системы, в уровне осознания личностного смысла духовных ценностей. Полученные в исследовании данные позволяют определить системные взаимосвязи интраиндивидуальных факторов в генезисе девиантного поведения личности, что обеспечивает возможность повышения эффективности образовательной, коррекционной и консультативной практики.

Ключевые слова: девиантная личность, ценностная система, мотивационные образования, генезис системы поведения, детерминация.

Проблема поведения личности в процессе взаимодействия с социальной средой стала одной из наиболее обсуждаемых в научном сообще-

стве, поскольку значительно возрос интерес к поведенческим стилям и стратегиям субъекта в самоосуществлении, в достижении успеха в реализации жизненных планов или, напротив, обусловливание неуспеха, дисгармонии с социальной средой, дезадаптивности и девиантности личности. Неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в последнее время в нашем обществе, обусловливает усиление отчужденности детей, ослабление внимания к их нуждам, потребностям, что нередко становится причиной формирования непродуктивных видов поведенческих стратегий в ситуациях социального взаимодействия.

Сложность проблемы генезиса поведения несовершеннолетних обусловлена наличием, по крайней мере, двух её основных аспектов: 1) ростом масштабов проявлений непродуктивных поведенческих стратегий, девиантных форм поведения, особенно среди молодёжи, появлением новых форм индивидуальных и социальных отклонений, их глобализацией в современном изменяющемся мире [1]; 2) рассогласованностью подходов в изучении поведенческих стратегий, девиантных форм поведения в различных от-

© Печерский Л. В., 2013

раслях гуманитарного знания, что затрудняет возможность комплексного изучения генезиса системы поведения личности, понимание психологических механизмов выбора стиля или стратегии поведения в условиях социального взаимодействия, психологии успеха и неуспеха во взаимодействии с другими, психологии отклоняющегося поведения личности, что негативно сказывается на решении прикладных задач, снижая эффективность развивающих и коррекционно-профилактических мероприятий. Это диктует необходимость поиска новых интегративных подходов как к исследованию генезиса системы поведения у подростков и юношества, так и к пониманию феноменологии поведенческих девиаций, их интер- и интрапсихических детерминант.

Наиболее адекватной методологической основой комплексного изучения генезиса системы поведения личности является теория функциональных систем П. К. Анохина, получившая дальнейшую разработку в трудах Б. Г. Ананьева [2] (концепция гетерохронности системогенеза психики человека) и В. Д. Шадрикова [3] (теория системогенеза деятельности). Согласно данному методологическому подходу поведение человека, в том числе отклоняющееся от принятых в обществе норм, должно рассматриваться в контексте функциональной активности сформировавшихся в онтогенезе психологических систем личности, имеющих «свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [4, с. 57], качествами личности. Именно в функциональной системе качества, наследуемые и развиваемые, и качества воспитуемые, присвоенные выступают в единстве как интраиндивидуальные характеристики личности, определяющие её деятельность и поведение». Взаимодействие интраиндивидуальных характеристик личности и интерсубъектных факторов социальной ситуации обеспечивает адаптивную или неадаптивную, просоциальную или асоциальную модальность поступков человека.

Таким образом, поведение необходимо рассматривать в контексте функциональной активности многоуровневых системных образований личности, разрешающих противоречия между своеобразием и ограниченностью сущностных качеств личности и многообразием условий и форм её социальных взаимодействий, обусловливая тем самым стилевые характеристики и модальность деятельности и поведения.

На наш взгляд, системогенетическая парадигма в изучении поведения несовершеннолетних является универсальным теоретическим конструктом, позволяющим подойти к пониманию того, каким образом индивидуальные свойства субъекта общественной деятельности детерминируют его индивидуальное поведение, ставить вопрос о характере связи между интерсубъект-

ными параметрами социального взаимодействия и интраиндивидуальными психологическими системами поведения, обусловливающими стратегию поведения и успешность/неуспешность, адаптивность/дезадаптивность личности.

Экспериментальное изучение взаимосвязи функциональных свойств многоуровневых системных образований личности в генезисе дезадаптивных, девиантных форм поведения является одной из частных задач исследования проблемы взаимодействия личности с социальной средой.

Одним из центральных личностных образований, выражающим содержательное отношение человека к социальной среде, определяющим мотивацию его поведения, являются ценности. Ценности представлены в идеалах, принципах, убеждениях личности, т.е. в отношениях к присвоенным (интериоризированным) текстам культуры. Как элемент структуры личности ценности проявляются в ценностных ориентациях, характеризующих внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов и указывающих на направленность ее поведения [5]. Ценностные ориентации проявляются в потребностях, мотивах, целях, стратегии жизни, нравственных выборах, определяющих личностно-смысловую реконструкцию сознания и в целом - про социальную или асоциальную идентичность личности. Рассматривая ценности личности как системное функциональное образование, детерминирующее процесс присвоения опыта и смыслов значимых других, мы в качестве одной из частных задач исследования определили выявление функциональных особенностей ценностной системы девиантных подростков и юношества.

Эмпирическое исследование роли функциональных особенностей ценностной сферы в генезисе девиантной системы поведения личности проводилось с помощью методики «Диагностика системы ценностных ориентаций личности» Е. Б. Фанталовой (в модификации Л. С. Колмогорова, Д.В. Каширского) и методики С. М. Петровой «Диагностика полимотивацион-ных тенденций в Я-концепции личности».

В исследовании принимали участие лица подросткового и юношеского возраста (15-17 лет), стоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних (95 чел. - основная группа), и их просоциальные сверстники, учащиеся общеобразовательных школ (109 чел. - контрольная группа).

Проанализируем результаты исследования, проведённого с помощью методики Е. Б. Фанта-ловой в виде рангов ценностей и средних величин их выраженности в основной и контрольной группах подростков и юношей (табл. 1).

Таблица 1

Иерархия и средние показатели рангов ценностей у респондентов основной и контрольной групп

Ценности Контрольная группа Основная группа

Ранг ценности Средние показатели ранга Ранг ценности Средние показатели ранга

Семья, благополучие близких людей 1 1,3 3 3,9

Здоровье 2 2,1 2 3,3

Верные друзья 3 5,4 1 3,2

Внутренняя гармония и самодостаточность 4 8,4 4 7,4

Материально обеспеченная жизнь 5 9,5 6 9,2

Взаимопонимание и доверие 6 9,25 5 8,7

Гармония взаимоотношений между людьми 7 10,2 12 11,7*

Высокий статус 8 10,2 7 9,4

Карьера 9 10,5 9 10,3

Доброта, отзывчивость 10 10,5 20 17,9*

Жизнь в свое удовольствие 11 10,7 11 11,3

Успешность профессиональной деятельности 12 11,7 13 12,4

Здоровье других людей 13 11,7 14 13,5*

Интересная работа 14 12,6 8 10,2

Взаимопомощь и взаимовыручка 15 12,9 10 10,5

Жизнь по совести 16 13,0 15 13,5

Благополучие окружающих людей 17 14,6 16 13,6*

Вера в Бога 18 14,7 19 15,4

Творчество, познание 19 14,9 17 13,7*

Альтруизм, забота о людях 20 15,1 18 14,9

Примечание. *- показатели, различия которых статистически достоверны (р < 0,01).

Анализ выявляет ранговые различия в выборах респондентов основной и контрольной групп. Так, в контрольной группе первые три строчки в «табеле рангов», начиная с наиболее значимой, занимают ценности семьи, благополучия близких, здоровья и наличия верных друзей. В основной группе (группе девиантных подростков и юношей) на первом месте по значимости отмечены верные друзья, затем здоровье и третью строчку занимают ценности семейных отношений. Различия в выборах респондентов двух групп выявляются также по показателям значимости гармонии взаимоотношений с людьми (7 и 12 ранг соответственно в контрольной и основной группах) и показателям значимости таких свойств личности, как доброта и отзывчивость (10 и 20 ранги соответственно в контрольной и основной группах).

Чтобы придать анализу полученных данных более направленный характер, мы с помощью контент-процедур разделили все диагностические показатели методики на четыре группы ценностей: 1) Я-среды, 2) самореализации, 3) гуманитарные, 4) духовные (табл. 2), что позволило нам выявить некоторые особенности иерархии ценностной сферы у респондентов основной группы (табл. 2.).

Контент-анализ выборов респондентов основной и контрольной групп позволяет заключить, что различия в иерархии ценностной системы девиантных и просоциальных подростков определяются только в уровне осознания личностного смысла духовных ценностей. Статистическая обработка полученных показателей выраженности свойств личности с помощью критерия Х2 (хи-квадрат) выявила значимые различия (р = 0,01) в иерархии ценностной системы изучаемых групп подростков и юношества по показателям сформированности таких ценностно-смысловых образований, как «гармония взаимоотношений между людьми», «доброта и отзывчивость», «здоровье других людей», «благополучие окружающих людей», «вера в бога», «творчество, познание» (см. табл. 1.).

Результаты, полученные при применении методики С. М. Петровой «Диагностика поли-мотивационных тенденций в Я-концепции личности», респондентами основной и контрольной групп в виде показателей выраженности той или иной группы мотивов-ценностей представлены в табл. 3. Полимотивационные тенденции расположены в порядке соответствия рангам, полученным в выборах респондентов основной группы.

Таблица 2

Средние показатели выраженности различных групп ценностей у студентов основной и контрольной групп

Ценности Средние показатели ранга в группе

Основная Контрольная

Ценности Я-среды Семья, благополучие близких людей Здоровье Верные друзья Внутренняя гармония и самодостаточность 4,45 4,3

Ценности самореализации Материально обеспеченная жизнь Интересная работа Высокий статус Успешность профессиональной деятельности Карьера Жизнь в своё удовольствие 10,5 10,8

Гуманитарные ценности Гармония взаимоотношений между людьми Взаимопонимание и доверие Взаимопомощь и взаимовыручка Благополучие окружающих людей Здоровье других людей Альтруизм, забота о людях 12,3 12,4

Духовные ценности Творчество, познание Вера в бога Жизнь по совести Доброта, отзывчивость 13,2 15,1

Таблица 3

Показатели выраженности полимотивационных тенденций в Я-концепции личности респондентов основной и контрольной групп

Мотивационые тенденции Степень выраженности Ранг

Группа Группа

Основная Контрольная Основная Контрольная

Коммуникативная 0,56 0,52 1 2

Индивидуализации 0,51 0,43 2 3

Эгоцентрическая 0,46* 0,07 3 10

Оптимистическая 0, 41 0,35 4 5

Стремление к признанию, уважению, авторитету 0,39 0,41 5 4

Ориентация на материальное благополучие 0, 34* -0,44 6 16

Познавательная 0,29 0,32 7 7

Саморазвития, достижения 0,33 0,32 8 8

Профессиональных выборов 0,27* 0,58 9 1

На хорошее отношение к людям 0,06* 0,34 10 6

Избегание неприятностей, угроз, опасностей 0,04 0,06 11 11

На активное преодоление трудностей -0,08 -0,06 12 12

Гедонистическая -0,14 -0,19 13 14

Нравственная -0,19 -0,14 14 13

Нормативная -0,24 -0,21 15 15

Альтруистическая -0,41* 0,28 16 9

С помощью процедур контент-анализа и кластер-анализа выявлялась иерархия различных групп мотивов. Верхние позиции в иерархии рангов мотивов у респондентов основной группы занимают коммуникативные, мотивы индивидуализации и эгоцентрические стремления, т.е. мотивы, определённые доминантными в этом возрасте ценностями (см. табл. 3.). Следующими по значимости в «табеле рангов» являются ценности самоутверждения, признания окружающими, самоуважения, собственного авторитета, смысловой контекст которых функционирует на фоне оптимистических тенденций построения взаимоотношений с ближайшим окружением. Третья группа мотивов-ценностей в смысловом контексте личности респондентов основной группы определяется стремлением к материальному благополучию и связанными с этим стремлением инструментальными ценностями познания и саморазвития. Срединное положение занимает мотивация, связанная с профессиональными выборами. Очень небольшую выраженность имеют мотивы, связанные с ориентацией на хорошее отношение к людям, и мотивы избегания неприятностей, которые, по всей видимости, имеют слабые регулирующие функции. И, по сути, отвергаемыми являются нравственные, нормативные и альтруистические мотивы-ценности, диагностируемые со знаком «минус» и занимающие последние строчки в мотивационной иерархии (см. табл. 3).

Верхнюю строчку в иерархии выборов у просоциальных подростков и юношей занимают мотивы профессионального становления, коммуникации, взаимодействия с другими, индивидуализации (см. табл. 3.). Вторую строчку в «табеле рангов» занимает мотивация, связанная с такими базовыми потребностями личности, как самоутверждение, самоуважение, признание значимыми Другими, авторитет, хорошие отношения с окружающими. Третьей по значимости в смысловом контексте личности подростков и юношей контрольной группы является внутренняя мотивация, связанная с познанием и саморазвитием. Одну из последних строчек в иерархической структуре более или менее выраженных мотивационных тенденций подростков и юношей контрольной группы занимает альтруистическая мотивация, а в качестве альтернативы ей почти такую же степень выраженности - несоблюдение нравственных и нормативных требований во взаимоотношениях. Все остальные мотивационные тенденции трудносопоставимы с указанными выше группами мотивов по степени выраженности.

Сравнительный анализ ценностно-смысловой функциональной системы личности просо-циальных и девиантных подростков и юношей с использованием статистического критерия Х2

позволяет нам говорить о значимых различиях (р < 0,01) в иерархии их ценностной системы, которые проявляются в значительно более высокой выраженности эгоцентрических и эгоистических тенденций в выборах девиантных подростков (позиции 13, 16, табл. 3), ориентации на материальное благополучие (позиция 6), снижение по сравнению с респондентами контрольной группы значимости хороших отношений с другими людьми.

Данные, полученные в результате изучения полимотивационных тенденций Я-концепции девиантных подростков и юношества, позволяют существенно дополнить полученные ранее сведения о строении ценностно-смысловой системы этой категории лиц. Специфичность строения ценностно-смысловой системы девиантных подростков проявляется на разных уровнях её функционирования, а именно: 1) в интегративных показателях осмысления ценностей самореализации, содержательной (терминальной) стороной которых является материальная обеспеченность, авторитет и уважение, инструментально не связанные с ценностями профессионального выбора (см. табл. 3); 2) в строении гуманитарной составляющей ценностно-смысловой системы, определяемой снижением значимости гармонии взаимоотношений с людьми, благополучия окружающих людей, повышением эгоцентрических и эгоистических тенденций в направленности социальных выборов; 3) в уровне осознания личностного смысла духовных ценностей, о чём свидетельствует снижение показателей сформированности таких ценностно-смысловых образований, как «познание и творчество», «вера в бога», «доброта и отзывчивость».

На основании проведённого исследования можно сделать следующие обобщения: специфичность показателей сформированности ценностно-смысловых образований личности девиантных подростков и юношества отражает их содержательное отношение к социальной действительности, определяет мотивацию поведения и нравственные выборы.

Ценностно-смысловые образования личности являются динамичной, развивающейся и изменяющейся системой, функциональные параметры которой обусловлены конкретной социальной ситуацией и индивидными качествами личности. Влияние других психических образований на функциональную активность ценностно-смысловой системы личности является недостаточно изученным, что определяет актуальность дальнейших исследований функциональной активности системных интрапсихических детерминант социального поведения личности, обусловливающих личностно-смысловую реконструкцию сознания и в целом её просоциальную или асоциальную идентичность.

Список литературы

1. Змановская Е. В. Девиантология : психология отклоняющегося поведения. М., 2006. 288 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М., 2000. 339 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессио-

4.

5.

нальной деятельности. М., 1982. 185 с.

Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие, 2-е изд. М., 1996. 320 с.

Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. № 4. С. 22-24.

Value-Motivational Determination of Behaviour of the Individual A. V. Pechersky

Saratov State University

Ulitsa Astrakhankaya, 83, 410012 Saratov, Russia E-mail: alekseypecherskij@yandex. ru

The subject areas of the article scientific materials are the functional characteristics of the value and motivation of individual adolescents and youth with deviant behavior. Identification of these characteristics is the purpose of a study carried out by the author. The empirical research tools are the methods of «Diagnostics system of value orientations of personality» by E. B. Fantalova and «Polimotivational trends in diagnostics of ego-conception of personality» by S. M. Petrova.

The study results suggest specificity of value-semantic and motivational formations deviant adolescents and young people have, as manifested in the integrative indicators of understanding of the values and motives of self-realization; in the structure of the humanitarian component of value-semantic system; on the level of awareness of personal sense of spiritual values. The study obtained data allow us to identify systemic linkages intraindividual factors in the genesis of the deviant behavior of the individual, which provides an opportunity to improve the educational, corrective and advisory practices.

Key words: deviant personality, value system, motivational education, genesis of long course of conduct, the determination.

References

1. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya: Psikhologiya otklo-nyayushchegosya povedeniya (Deviantologiya: psychology of deviating behavior). Moscow, 2006. 288 p.

2. Ananyev B. G. Chelovek kakpredmetpoznaniya (Person as knowledge subject). Moscow, 2000. 339 p.

3. Shadrikov V. D. Problemy sistemogeneza professionalnoy deyatelnosti. (Systemgenetic problems of professional

activity). Moscow, 1982. 185 p.

4. Shadrikov V. D. Psikhologiya deyatelnosti i sposobnosti cheloveka (Psychology of activity and humans ability). Moscow, 1996. 320 p.

5. Leontyev D. A. Tsennost kak mezhdistsiplinarnoye ponyatiye: opyt mnogomernoy rekonstruktsii (Value as an interdisciplinary concept: the experience of multidimensional reconstruction). Voprosy filosofii (Issues of philosophy),1996, no. 4, pp. 22-24.

УДК 316.6+159.942

ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Е. В. Рягузова

Рягузова Елена Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии,

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение субъективного оценивания собственного визуального изображения, репрезентированного на фотографиях, а также связи характеристик оцениваемого образа с личностными качествами и особенностями самоот-ношения. Опираясь на разработанную концепцию личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой» и используя как классические, так и авторские методики исследования, выявлены основные детерминанты личностных саморепрезентаций «Я-реальное» и «Я-идеальное» (социокультурный контекст, социально-психологические факторы, личностные свойства и

особенности самоотношения). Установлены связи между само-репрезентациями, свойствами личности и особенностями ее самоотношения. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в психологических программах тренингов по развитию личности, при решении практических задач по оптимизации реальных межличностных взаимодействий и взаимоотношений, а также для формирования гармоничной идентичности личности.

Ключевые слова: саморепрезентация, Я-реальное, Я-идеаль-ное, фотография, личностные свойства, особенности самоотно-шения.

© Рягузова Е. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.