80
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ АТРИБУТИВНЫМ СТИЛЕМ
© Исаева З.К.*
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Статья посвящена изучению проблемы мотивации учебной деятельности студентов и анализу особенностей мотивации учебной деятельности студентов, обладающих разным атрибутивным стилем. Описываются результаты эмпирического исследования, проведенного с применением комплекса психодиагностических методик.
Ключевые слова мотивационная сфера личности, мотивация, учебная мотивация, стили атрибуции, уровень атрибутивного стиля, оптимистичность и пессимистичность атрибутивного стиля.
Анализ мотивов учебной деятельности позволяет дать более широкую трактовку мотивационной сферы студентов. Нами было проведено исследование особенностей мотивации учебной деятельности студентов, обладающих разным атрибутивным стилем. Объектом исследования выступили студенты второго курса обучения факультета иностранных языков Дагестанского государственного педагогического университета. Объем выборки составил 135 студентов, в том числе 80 студентов женского пола и 55 студентов мужского пола. С целью изучения параметров мотивации и особенностей атрибуции достижений нами были использованы следующие методики диагностики: «Тест на оптимизм» М. Селигмана в адаптация теста Л.М. Рудиной, а также методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина. Предлагавшиеся в методике диагностике мотивы учебной деятельности отражают максимально широкий спектр содержания учебной деятельности студента и позволяют провести ее более широкий и глубокий анализ.
Представленные в табл. 1 и на рис. 1 результаты диагностики показывают, что для студентов с оптимистичным атрибутивным стилем наиболее значимыми являются такие мотивы учебной деятельности, как «Стать высококвалифицированным специалистом», «Приобрести глубокие и прочные знания», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» и «Получить интеллектуальное удовлетворение». Полученные данные достаточно хорошо согласуются с анализом мотивации обучения в вузе когда нами было установлено, что приобретение знаний и овладение будущей профессией выступает главным ориентиром для студентов с оптимистичным атрибутивным стилем.
Соискатель кафедры Психологии.
Психологические науки
81
Студенты с пессимистичным атрибутивным стилем в качестве наиболее значимых рассматривают такие мотивы, как «Успешно продолжить обучение на последующих курсах», «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»», «Постоянно получать стипендию», «Не отставать от сокурсников», «Достичь уважения преподавателей» и «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу». Как и в отношении студентов с пессимистичным атрибутивным стилем, в данном случае мы видим, что типы мотивационных ориентировок, выявленные ранее как наиболее существенные для студентов-пессимистов, хорошо согласуются с анализов значимости конкретных мотивов обучения студентов-пессимистов.
Таблица 1
Значимость мотивов учебной деятельности для студентов с разным атрибутивным стилем
Мотивы Пессимисты Оптимисты
Мх СКО Cv Мх СКО Cv
1 0,13 0,33 >100 0,59 0,49 82,51
2 0,80 0,40 49,44 0,35 0,48 >100
3 0,30 0,46 >100 0,10 0,30 >100
4 0,59 0,49 83,48 0,33 0,47 >100
5 0,73 0,44 60,49 0,34 0,47 >100
6 0,09 0,29 >100 0,57 0,50 86,92
7 0,11 0,31 >100 0,06 0,24 >100
8 0,05 0,23 >100 0,09 0,28 >100
9 0,18 0,38 >100 0,05 0,22 >100
10 0,13 0,33 >100 0,53 0,50 93,86
11 0,02 0,13 >100 0,01 0,11 >100
12 0,27 0,44 >100 0,10 0,30 >100
13 0,04 0,19 >100 0,04 0,19 >100
14 0,59 0,49 83,48 0,59 0,49 82,51
15 0,13 0,33 >100 0,01 0,11 >100
16 0,05 0,23 >100 0,52 0,50 96,27
Примечание: здесь и далее: мотивы учебной деятельности:
1. Стать высококвалифицированным специалистом. 2. Получить диплом. 3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах. 4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». 5. Постоянно получать стипендию. 6. Приобрести глубокие и прочные знания. 7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям. 8. Не запускать изучение предметов учебного цикла. 9. Не отставать от сокурсников. 10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 11. Выполнять педагогические требования. 12. Достичь уважения преподавателей. 13. Быть примером для сокурсников. 14. Добиться одобрения родителей и окружающих. 15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу. 16. Получить интеллектуальное удовлетворение.
Выявленные мотивы являются, на наш взгляд, внешними по отношению к конкретному содержанию учебной деятельности, то есть не отражают ее направленности на получение профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность дальнейшего профессионального развития студента и специалиста.
82
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис. 1. Значимость мотивов учебной деятельности для студентов с разным атрибутивным стилем
Статистический анализ различий в уровне значимости мотивов учебной деятельности показал, что различия между группами студентов в уровне значимости указанных мотивов являются статистически достоверными на высоком уровне значимости.
Полученные данные и сформулированные выводы о значимости выделенных мотивов учебной деятельности для студентов с разным атрибутивным стилем были подтверждены с помощью корреляционного анализа, согласно которому повышение уровня оптимистичности атрибутивного стиля приводит к росту значимости мотивации стать высококвалифицированным специалистом (р < 0,001), приобрести глубокие и прочные знания (р < 0,001), обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (р < 0,001) и получить интеллектуальное удовлетворение (р < 0,001). В свою очередь, повышение пессимистичности атрибуции достижений приводит к тому, что для студента на первый план выступают такие мотивационные ориентировки, как получение диплома (р < 0,001), успешность обучения и сдачи экзаменов на «хорошо» и «отлично» (р < 0,001), постоянное получение стипендии (р < 0,001), не отставание от сокурсников (р < 0,01), достижение уважения преподавателей (р < 0,01) и избегание осуждения и наказания за плохую учебу (р < 0,01). Конечно, в данном случае нельзя однозначно говорить о том, что для студентов с пессимистичным стилем атрибуции достижений характерна абсолютная внешняя мотивация учебной деятельности. В частности, значимость для данной группы студентов мотива «успешность обучения и сдача экзаменов на «хорошо» и «отлично» указывает на наличие у них потребности соответствовать требованиям учебной деятельности на достаточно высоком уровне их оценки. То есть студенты-пессимисты включены в учеб-
Психологические науки
83
ный процесс, однако важность оценки своих достижений преподавателем, сокурсниками, другими значимыми лицами является высокой.
Список литературы:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] /
B. Г. Асеев. - М.: Мысль, 1986. - 157 с.
2. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов [Текст] / Н.А. Бак-шаева, А.А. Вербицкий. - М.: Логос, 2006. - 184 с.
3. Бибрих Р.Р. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации [Текст] / Р.Р. Бибрих // Вестник МГУ. - Психология. - 1978. - № 2. -
C. 102-135.
4. Герасимова А.С. Мотивация учения в контексте деятельностного подхода [Текст] / А.С. Герасимова. - Белгород, 2008. - 100 с.
5. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития [Текст]: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Т.О. Гордеева. - М., 2013. - 28 с.
6. Далгатов М.М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение [Текст] / М.М. Далгатов. - М.: УМК «Психология», 2006. - 333 с.