Научная статья на тему 'Стиль атрибуции и личностные ценности как предикторы мотивации учебной деятельности студентов'

Стиль атрибуции и личностные ценности как предикторы мотивации учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ АТРИБУЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ / ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ / ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давудова Айзанат Рамазановна, Далгатов Магомед Магомедаминович

Цель исследования изучить связь атрибутивного стиля и ценностей студентов с их учебной мотивацией. Методы. Опросник атрибутивного стиля М. Селигмана (ШОСТО), опросник ценностей Ш. Шварца, опросник диагностики учебной мотивации студентов А. А. Реана и В. А. Якунина. Результат. Доказано, что между студентами-оптимистами и студентами-пессимистами имеются различия в специфике корреляционной связи мотивации учения и личностных ценностей. Также, эмпирически установлено, что личностные ценности определяют характер учебной мотивации студентов. Вывод. Стиль атрибуции и личностные ценности выступают в качестве значимых детерминант мотивации учебной деятельности студентов, обуславливая содержание их мотивации. При этом степень развитости учебной мотивации выше у студентов с оптимистическим стилем и эгоистическими ценностями. Напротив, студенты с пессимистическим стилем и групповыми ценностями обладают меньшей степенью развития мотивации учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стиль атрибуции и личностные ценности как предикторы мотивации учебной деятельности студентов»

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 3. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 3. 2018

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-06-59-2018-12-4-13-16

Стиль атрибуции и личностные ценности как предикторы мотивации учебной деятельности студентов

@ 2018 Давудова А. Р., Далгатов М. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучить связь атрибутивного стиля и ценностей студентов с их учебной мотивацией. Методы. Опросник атрибутивного стиля М. Селигмана (ШОСТО), опросник ценностей Ш. Шварца, опросник диагностики учебной мотивации студентов А. А. Реана и В. А. Якунина. Результат. Доказано, что между студентами-оптимистами и студентами-пессимистами имеются различия в специфике корреляционной связи мотивации учения и личностных ценностей. Также, эмпирически установлено, что личностные ценности определяют характер учебной мотивации студентов. Вывод. Стиль атрибуции и личностные ценности выступают в качестве значимых детерминант мотивации учебной деятельности студентов, обуславливая содержание их мотивации. При этом степень развитости учебной мотивации выше у студентов с оптимистическим стилем и эгоистическими ценностями. Напротив, студенты с пессимистическим стилем и групповыми ценностями обладают меньшей степенью развития мотивации учения.

Ключевые слова: стиль атрибуции достижения, оптимистический атрибутивный стиль, пессимистический атрибутивный стиль, личностные ценности, индивидуалистические ценности, групповые ценности, мотивация учебной деятельности.

Формат цитирования: Давудова А. Р., Далгатов М. М. Стиль атрибуции и личностные ценности как предикторы мотивации учебной деятельности студентов // Дагестанский государственный педагогический университет. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 13-16. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-13-16_

Attribution Style and Personal Values as Predictors of Students' Educational Motivation

@ 2°i8 Ayzanat R. Davudova, Magomed M. Dalgatov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]

ABSTRACT. The aim of the research is to study the relationship of attribute style and values of students with their educational motivation. Methods. M. Seligman questionnaire of attributive style (SOSE), W. Schwartz values questionnaire, A. A. Rean and V. A. Yakunin questionnaire of diagnostics of students' educational motivation. Result. It is proved that there are differences in the specifics of the correlation relationship of teaching motivation and personal values between the students-optimists and students-pessimists. Also, it is empirically established that personal values determine the nature of students' educational motivation. Conclusion. The style of attribution and personal values act as significant determinants of motivation of students' educational activity, causing the content of their motivation. At the same time, the degree of development of educational motivation is higher among students with an optimistic style and selfish values. On the contrary, students with a pessimistic style and group values have less motivation to learn.

Key words: achievement attribution style, optimistic attributive style, pessimistic attributive style, personal values, individualistic values, group values, learning motivation.

For citation: Davudova A. R., Dalgatov M. M. Attribution Style and Personal Values as Predictors of Students' Educational Motivation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 13-16. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-13-16 (In Russian)

Введение

Интерес к изучению детерминант мотивации учебной деятельности студентов на протяжении многих лет не ослабевает. Все большее внимание исследователи уделяют личностным характеристикам субъекта учебной деятельности. В числе таких характеристик особое место занимают атрибутивный стиль и личностные ценности. Понятие «атрибутивный стиль» принадлежит Мартину Селигману, автору теории «выученной беспомощности», под которой он подразумевал способ, посредством которого человек интерпретирует свое поведение и поведение других людей. Автором были выделены три параметра -постоянство, глобальность и

персонализация, которые лежат в основе оптимистического и пессимистического стилей атрибуции. Именно от того, какими параметрами человек объясняет удачу и неуспех его относят либо к оптимистам, либо к пессимистам [2].

В настоящее время известно большое количество работ по изучению мотивации учебной деятельности студентов, а в русле атрибутивной теории эта проблема все еще остается не до конца изученной. Несмотря на это, в психолого-педагогической науке имеются работы, в которых отражена проблема мотивации учения в русле каузальной атрибуции. Так, в исследованиях Далгатова показано влияние каузальной атрибуции на мотивацию учения старшеклассников, студентов [3]. Результаты нашего эмпирического исследования на репрезентативной выборке показали зависимость уровня сформированности мотивации учебной деятельности студентов. Нами доказано, что уровень развития мотивации учения у студенов зависит от того, оптимист он или пессимист (по стилю атрибуции) и от того, индивидуалист он или же приверженец групповых ценностей (по типу ценностей). Более мотивированными оказались студенты-оптимисты и носители эгоистических ценностей. И, как результат, они более успешны и эффективны в учебной деятельности [2].

Целью данной статьи является изучение связи атрибутивного стиля, ценностей и мотивации учебной деятельности студентов.

Для реализации поставленной цели использовался ряд методик:

1. Опросник атрибутивного стиля М. Селигмана (в модифицикации Т. О. Гордеевой и В. Ю. Шевяховой) [1].

2. Опросник Ш. Шварца для изучения ценностей личности (модифицированная версия В. Н. Карандашева) [2].

3. Опросник диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) [2].

Результаты и обсуждение

Данные, полученные с использованием корреляционного анализа относительно коррелляций стиля каузальной атрибуции и ценностей студентов с их мотивацией учебной деятельности, отраженные в таблице 1 указывают на то, что между студентами в зависимости от характерного им стиля атрибуции имеются различия в специфике корреляций ценностей и мотивов учения. Оптимисты отличаются большими корреляциями личностных ценностей и мотивации учения на первом и третьем курсах обучения. Итоговое значение по общей корреляции существенно выше у студентов с благоприятным стилем атрибуции. В таблице 1 мы видим, студенты-оптимисты отличаются от пессимистов наличием большого числа положительных корреляций, что и является доказательством согласованности мотивов учения с их личностными ценностями. Мы полагаем, что учебная мотивация у студентов с благоприятным стилем атрибуции отличается соподчиненностью мотивов учения и тесными корреляциями с их личностными ценностями. В своей работе М. В. Овчинников пишет, что мера объединенности структурных элементов мотивации учения свидетельствует о степени удовлетворенности и интересе студентов к процессу учения, что в свою очередь указывает на меру привлекательности учебного процесса и положительного отношения студентов к учению в целом [2]. Мы считаем, что обнаруженная связь ценностей и мотивов учения не только отражает самостоятельность и потребность субъекта учения в учебных достижениях, но и выступает как бы фактором личностного роста и саморазвития. Продолжая эту логику, мы полагаем, что студенты с оптимистическим стилем учебную деятельность рассматривают как способ

улучшения своих интеллектуальных возможностей и обогащения сферы знаний, развития компетентных умений и навыков, повышения своей компетенции в целом. Все это говорит нам о том, что их познавательная деятельность носит самостоятельный характер, учебная деятельность рассматривается как ценностно-значимый объект, а мотивы учения наполнены личностным смыслом, т. е. к внешним побудителям добавляются внутренние, осознанные побуждения. Данные, представленные ниже (табл.), показывают нам, что у студентов с пессимистическим стилем атрибуции имеются отрицательные корреляционные значения. Наличие отрицательных корреляций мы интерпретируем тем, что для пессимистов более значимы иные виды деятельности, слабо связанные с учебной, посредством которых они могли бы осуществить свои жизненные планы. Само восприятие учебной деятельности носит формальный характер, то есть учение принимается как вынужденная

необходимость (например, заставляют родители, долг перед родителями и т. д.), а мотивы учения в основном продиктованы внешними побудителями.

Таблица Корреляция мотивов обучения и ценностей у студентов с оптимистическим и пессимистическим стилем

Личностные ценности

пессимисты оптимисты

1 курс -1 6

2 курс 1 -7

3 курс -1 5

сумма -1 4

Указана сумма уровней значимости корреляционных взаимосвязей мотивов обучения в вузе и ценностей: при уровне значимости корреляции р<0,05 - 1 балл; р<0,01 - 2; р<0,001 - 3 балла.

Привлекательным является тот факт, что на каждом курсе разные личностные ценности коррелируют с мотивами учения. Так на первом курсе у студентов-оптимистов наблюдается высокая корреляция мотивов учения с ценностями «достижения», «власть». «гедонизм» и «стимуляция». На втором курсе - к этим ценностям прибавляются мотивационные цели «конформность», «универсализм», «безопасность», «доброта» и «традиции». Здесь мы замечаем, что для студентов-оптимистов значимость имеют не только

собственные интересы и достижение личных целей, но и процветание группы, членом которой они себя считают. У треть екурсников - оптимистов м отивы учения коррелирует с ценностями «безопасность», «достижения», «традиции» и «самостоятельность». У студентов-пессимистов на первом курсе мотивы связаны с ценностями «конформность», «доброта», «универсализм» и

«безопасность»; на втором - с ценностями «традиции», «доброта», «достижения» и «конформность»; на третьем - с ценностями «самостоятельность»,

«стимуляция», «доброта», «безопасность» и «конформность». Полученные данные позволили нам установить, что у студентов-оптимистов мотивы учения коррелируют с индивидуалистическими ценностями, тогда как мотивы учения у пессимистов с ценностями группового типа. Следовательно, студенты, для которых характерен оптимистический стиль атрибуции достижения и индивидуалистический тип личностных ценностей показывают высокие мотивационные параметры учения. Мотивация учения характеризуется развитием всех ее сторон, выраженным познавательным мотивом, осознанностью мотивов учения и т. д. Также, учебные мотивы у студентов с оптимистической ориентацией носят статусно-конкуретный характер. Из этого следует, что они обучаются для того, чтобы быть успешными, образованными,

осведомленными, компетентными.

Студенты ориентированы на личные достиженческие результаты. Вслед за М. М. Далгатовым [3], мы можем утверждать, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции более мотивированы, менее тревожны, удача интерпретируется ими как результат собственных способностей и усилий, а неудача - результат внешних причин (его вины в этом нет, просто обстоятельства так сложились). В отличие от них, студенты с пессимистической направленностью и ценностями группового вида характеризуются низкой осознаваемостью мотивов учения и преобладанием мотивов прагматического характера. По нашему мнению, свойственность именно этих ценностных типов указывает на неуверенность в себе и в свои способности, тревожность и заниженную самооценку. Отличает их также способ объяснения успехов и неудач, т. е. они приписывают успех внешним

обстоятельствам (помощь со стороны), а неудача является результатом отсутствия способностей (я ни на что не способен). Как отмечает в своих исследованиях М. М. Далгатов, студенты с пессимистическим стилем атрибуции тревожны, не верят в себя, в свои способности, неудачи чаще в основном объясняют своей

некомпетентностью и неспособностью [3]. Важно также отметить, что ценность «безопасность» занимает лидирующую позицию у студентов с пессимистическим стилем атрибуции. Это, на наш взгляд, говорит о психологическом

неблагополучии студентов с

пессимистическим стилем атрибуции. Еще А. Маслоу, отмечал, что доминирование безопасности в иерархии потребностей говорит о ее ущемленности. Далее он отмечает, что высокая ценность потребности в безопасности может негативным образом повлиять на

1. Гордеева Т. О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН / Т. О. Гордеева, В. Ю. Шевяхова, Е. Н. Осин. М. : Смысл, 2009. 78 с.

2. Давудова А. Р. Связь стиля атрибуции достижений, личностных ценностей и мотивации

1. Gordeeva T. O. Diagnosis of optimism as style explanation of the successes and failures: a questionnaire STONE. T. O. Gordeeva, V. Y. Shevyakova, E. N. Osin. Moscow, Smysl Publ., 2009. 78 p.

2. Davudova A. R. Relationship of the style of attribution of achievements, personal values and motivation of educational activity of students at different stages of training. Diss. ... Ph. D. (Psychology). Yaroslavl, 2018. 227 p.

3. Dalgatov M. M. Causal attribution and activity: phenomenology, research, change: monograph. 2006. 334 p.

эффективность и результативность деятельности [2].

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

1. Атрибутивный стиль и личностные ценности выступают в качестве значимых факторов, параметров мотивации учебной деятельности студентов. Они определяют содержание мотивации учебной деятельности студентов.

2. Характер мотивации учебной деятельности зависит от того какой стиль атрибуции и какой тип личностных ценностей свойственен студентам. При оптимистическом стиле атрибуции достижений и индивидуалистическом типе личностных ценностей студенты имеют высокие показатели мотивации учебной деятельности. Низкий уровень мотивации учения наблюдается у студентов при пессимистическом стиле атрибуции достижений и доминировании группового типа личностных ценностей.

ой деятельности студентов на разных этапах обучения. Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2018. 227 с.

3. Далгатов М. М. Каузальная атрибуция и деятельность - феноменология, исследования, изменение: монография. 2006. 334 с.

учебн-References

Литература

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Давудова Айзанат Рамазановна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра психологии, Дагестанский государственный

педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail:

[email protected]

Далгатов Магомед Магомедаминович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Ayzanat R. Davudova, Ph. D. (Psychology), senior lecturer, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail:

[email protected]

Magomed M. Dalgatov, Doctor of Psychology, professor, the head of the chair of Psychology, DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Принята в печать 07.11.2018 г.

Received 07.11.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.