Психолого-педагогические науки
• ••
25
патогенное мышление; у 17,6% в равной степени наблюдаются черты как сано-генного, так и патогенного мышления.
Тем самым была определена позитивная динамика: увеличилось число детей с преобладающим саногенным мышлением; сократилось количество детей с патогенным мышлением и детей с равными чертами саногенного и патогенного мышления.
Эффективность проведенной работы усиливалась благодаря систематическому взаимодействию воспитателей и родителей детей. Воспитатели по мере об -новления методов формирования сано-
Примечания
генного мышления должны просвещать родителей.
С переходом детей в школу большое значение для дальнейшего формирования у них элементов саногенного мышления будет играть личность учителя начальных классов. Учитывая связь работы школы и детского сада, можно предположить, что данная проблема будет решаться в сотрудничестве. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что используемые нами методы имеют большое значение для формирования саногенного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1991. 176 с.
2. Васильева Т.Н. Саногенное мышление учащегося, учителя. Калининград : ГИПП «Янтарный сказ», 2000. 152 с. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М. : Изд-во Московского университета. 1984. 200 с. 4. Гейвин X. Когнитивная психология. СПб. : Питер принт, 2003. 272 с. 5. Гельмут Ф. Детская агрессивность //Дошкольное воспитание. 2006. № 10. 6. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1986. 128 с. 7. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. М. А. Островцовых. М. : Мартин, 2005. 400 с. 8. Орлов Ю.М. Саногенное мышление / Сост. А. В. Ребенок. М. : Слайдинг, 2006. 96 с. 9. Пил Н.В. Сила позитивного мышления / Пер. с англ. Л. А. Бабук. 2-е изд. Мн. : ООО «Попурри», 2003. 336 с. 10. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М. : Изд-во Института психотерапии, 2005. 244 с. 11. Тарнавский Ю.О. О психогигиене // Воспитание школьников. 1992. №5-6. 12. Тарнавский Ю.О. О психогигиене // Воспитание школьников. 1993. №4. 13. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях// Вопросы психологии. 1987. №1. 14. Фрейд 3. Психология бессознательного/ Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М. : Просвещение, 1990. 448 с. 15. Хорни К. Собрание сочинений в 3 т. Т.1. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. М. : Смысл, 1997. 496 с. 16. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М. : Просвещение, 1990. 128 с. 17. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. М. : Канон, 2004. 336 с.
Статья поступила ередакцию 27.12.2008 г.
УДК 159.9:37.015.3
ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ АТРИБУЦИИ
КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ И УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2009 ДалгатОВ |\/|.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
26
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2009
Статья посвящена исследованию влияния атрибутивного стиля на мотивацию и успешность педагогической деятельности. Результаты проведенного нами эмпирического исследования показали различия в уровне мотивации и успешности профессиональной деятельности у педагогов с оптимистическим и пессимистическим стилями каузальной атрибуции достижений.
The article is devoted to to the research of the influence of the attributive style upon the motivation and success of pedagogical activity. The results of the empiric research performed by the author demonstrated the differences on the level of motivation and success of professional activity between teachers with optimistic and pessimistic styles of the casual attribution of achievments.
Ключевые слова: атрибутивный стиль (стиль атрибуции), тип атрибуции, оптимистический атрибутивный стиль, пессимистический атрибутивный стиль, мотивация профессиональной деятельности.
Keywords: attributive style (style of attribution), type of attribution, optimistic attributive style, pessimistic attributive style, motivation of professional activities.
В последние десятилетия в зарубежной и отечественной психологии достаточно активно исследуются различные личностные характеристики, связанные с мотивацией и успешностью деятельности. В числе таких характеристик важное место занимает стиль атрибуции (атрибутивный стиль) личности.
«Атрибутивный стиль» - понятие, введенное М. Селигманом, обозначает способ, которым человек в повседневной жизни привык объяснять себе, почему что-то происходит, включая собственные достижения, успехи и неудачи. Согласно атрибутивной теории М. Селиг-мана, люди различаются по тому, что они думают и говорят о своих достижениях и как объясняют свои успехи и неудачи. Эти индивидуальные различия в объяснении успехов и неудач в своей деятельности выражаются в когнитивных схемах, которые и называются атрибутивным стилем (или объяснительным) личности. Атрибутивный стиль рассматривается как характеристика личности, которая имеет индивидуальную меру выраженности, и может быть измерена с помощью определенной диагностической методики. М. Селигман и его коллеги для стимулирования исследований в данной области разработали «Опросник атрибутивного стиля» (ASQ). В отечественной психологии определе-
ны русскоязычные инструменты диагностики атрибутивного стиля (Н. А. Батурин, Т. О. Гордеева, М. М. Далгатов, Л. М. Рудина, Д. А. Циринг). Имеются многочисленные свидетельства того, что атрибутивный стиль личности носит достаточно устойчивый характер. Вместе с тем в исследованиях было обнаружено, что стиль атрибуции может быть изменен с помощью консультативного и терапевтического вмешательства.
Атрибутивные стили, выделенные и описанные в работах М. Селигмана и Л. Абрамсона, отличаются по трем параметрам: постоянство, широта и персонализация. Первый параметр указывает на постоянный или временный характер объяснения причин происходящих с индивидом событий, в том числе успехов и неудач в деятельности. Второй параметр стиля атрибуции - пространственный, указывающий на степень универсальности рассмотрения индивидом событий, а именно, склонен ли человек к чрезмерному обобщению или, наоборот, к специфическому, конкретному объяснению отдельно взятых ситуаций. И, наконец, третий параметр - персонализация - указывает на интернальный (внутренний) или экстернальный (внешний) характер причинного объяснения происходящих событий и оценки достижений. Таким образом, три параметра - постоянство,
Психолого-педагогические науки
• ••
27
широта и персонализация - лежат в основе оптимистического или пессимистического стилей объяснения как благоприятных (успехов), так и неблагоприятных (неуспехов) событий. Исходя из этого, М. Селигман выделяет два типа личности: оптимистов и пессимистов, которые отличаются друг от друга определенной причинной схемой объяснения происходящих с ними событий на когнитивном уровне и, как следствие, специфическим эмоциональным реагированием на эти события, характерными мотивационными тенденциями и поведенческими проявлениями. Пессимисты склонны легко сдаваться, привыкли говорить о своих неудачах таким образом: «Что же вы хотите, это же я, так и будет всегда и во всём, к чему бы я не прикасался». Оптимисты же, старающиеся не поддаваться неудачам, говорят: «Так
сложились обстоятельства, и все это быстро пройдет, к тому же в жизни много всякого другого». Пессимистический стиль объяснения характеризуется объяснением плохих (неблагоприятных) событий и неуспехов личностными (внутренними) характеристиками, являющимися стабильными (постоянными) и универсальными (широкими), а оптимистический стиль - внешними, временными и конкретными причинами. Что же касается хороших (благоприятных) событий и успехов, то наблюдается противоположная картина: при пессимистическом стиле объяснения хорошие события рассматриваются как временные, вызванные внешними причинами и относящиеся к конкретной области, а при оптимистическом стиле - как постоянные, универсальные и вызванные внутренними (личностными) причинами.
В исследованиях зарубежных и отечественных ученых (Б. Вайнер, М. Селигман, К. Двек, Н. А. Батурин, Т. О. Гордеева, М. М. Далгатов) было установлено, что объяснительный стиль личности влечет за собой ряд последствий мотивационного, эмоционального и поведенческого характера. В частности, пессимистический атрибутивный стиль положительно коррелирует со слабой мотивацией, низкой успешностью и бо-
лее негативными эмоциями, в отличие от оптимистического стиля. На основе исследований студентов, получивших более низкую оценку на экзамене, а также исследований заключенных, М. Селиг-ман показал, что индивиды, обладающие пессимистическим стилем объяснения, более склонны к депрессиям. В то же время улучшению состояния депрессивных пациентов также способствует изменение атрибутивного стиля (после терапевтической работы). В целом ряде исследований было продемонстрировано, что у людей с оптимистическим атрибутивным стилем состояние здоровья лучше и продолжительность жизни выше, чем у людей с пессимистическим атрибутивным стилем [2]. На материале деятельности страховых агентов М. Се-лигманом и его коллегами была показана также связь между объяснительным стилем и успешностью профессиональной деятельности.
В нашем исследовании изучалось влияние атрибутивного стиля на мотивацию и успешность профессиональной деятельности педагогов. Основная гипотеза исследования состояла в предположении о том, что успешность профессиональной деятельности педагогов, а также характер мотивации педагогической деятельности обусловливается атрибутивным стилем (стилем объяснения) педагогов. Целью исследования являлось изучение влияния атрибутивного стиля на мотивацию и успешность педагогической деятельности. Для диагностики стиля атрибуции испытуемых исследуемой выборки (учителей школ и преподавателей вузов) был использован модифицированный опросник атрибутивного стиля М. Селигмана. Для оценки успешности профессиональной деятельности педагогов проводились анкетный опрос и экспертная оценка специалистов. Изучение мотивации профессиональной деятельности педагогов осуществлялось с применением методики К. Земфира в модификации А. Реан «Мотивация профессиональной деятельности». Результаты исследования подвергались статистической обработке с помощью компьютерной программы SPSS.
28
• • •
Известия ДГПУ, №1, 2009
В нашем исследовании достоверно установлена зависимость успешности профессиональной деятельности от атрибутивного стиля личности педагога. При этом было обнаружено, что высокий уровень успешности показывают те педагоги, которые объясняют хорошие события (успехи) постоянными, универсальными и внутренними причинами, а плохие (неуспехи) - временными, конкретными и внешними причинными факторами. И, наоборот, для педагогов с низкими показателями успешности деятельности свойственно объяснение успехов (благоприятных событий) временными, конкретными и внешними факторами, а неуспехов (неблагоприятные события) глобальными и внутренними причинами. Таким образом, педагоги с оптимистическим атрибутивным стилем отличаются большей эффективностью по сравнению с их коллегами с пессимистическим атрибутивным стилем.
Результаты нашего исследования показали также зависимость мотивации и профессиональной деятельности от атрибутивного стиля педагогов. На уровне статистической значимости было установлено, что педагоги с оптимистическим стилем причинного объяснения успехов-неудач по параметрам постоян -ства, широты и итоговому показателю отличаются внутренней процессуальной мотивацией. Для педагогов же с пессимистическим объяснительным стилем в большей степени характерна внешняя отрицательная мотивация [3].
Полученные нами данные эмпирического исследования позволяют достоверно заключить, что объяснительный стиль педагогов выступает в качестве личностного фактора, обусловливающего успешность деятельности педагогов, а также характер его профессиональной мотивации.
Примечания
1. Батурин Н.А., Циринг Д.А. Методика диагностики стиля атрибуции детей //Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сб. науч. трудов / Под ред. Н. А. Батурина. Челябинск, 2000. 2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006. 3. Далгатов М.М. Каузальная атрибуция: феноменология, исследования, изменение. М., 2006. 4. Селигман М.П. Как научиться оптимизму. М., 1997. 5. Селигман М.П. Новая позитивная психология. М., 2006.
Статья поступила ередакцию 18.01.2009 г.
УДК 370.153
ОБЩЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК УСЛОВИЕ СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2009 Курбанова А.Б., Магомедханова У.Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье на основе теоретического и эмпирического анализа раскрываются условия реализации свободного развития младших школьников через различные формы психологопедагогической поддержки. Полученные в эмпирическом исследовании данные позволяют создавать условия свободной и успешной работы учащихся в учебном процессе.