Научная статья на тему 'Особенности личностных ценностей студентов с разным атрибутивным стилем'

Особенности личностных ценностей студентов с разным атрибутивным стилем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
307
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / СТИЛЬ АТРИБУЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ / ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ / ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Далгатов Магомед Магомедаминович, Давудова Айзанат Рамазановна

Цель исследования изучение личностных ценностей студентов, отличающихся по стилю атрибуции достижения. Методы. Методика Шварца для изучения ценностей личности (русскоязычная адаптация В. Н. Карандашева, опросник «ШОСТО» (шкала оптимистического стиля объяснения) представляет собой методику диагностики атрибутивного стиля М. Селигмана в модификации Т. О. Гордеевой и В. Ю. Шевяховой. Результат. Выявлены различия между студентами с оптимистическим и пессимистическим стилем атрибуции в уровне значимости и в структурной организации личностных ценностей. Вывод. Для студентов с оптимистическим стилем атрибуции характерен индивидуалистический тип и интегрированная, организованная структура личностных ценностей. Организованность является наиболее важной и показательной характеристикой развитости структуры. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции обладают групповым типом и дифференцированной структурой личностных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Далгатов Магомед Магомедаминович, Давудова Айзанат Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности личностных ценностей студентов с разным атрибутивным стилем»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159

Особенности личностных ценностей студентов с разным атрибутивным стилем

© 2017 Далгатов М. М., Давудова А. Р.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучение личностных ценностей студентов, отличающихся по стилю атрибуции достижения. Методы. Методика Шварца для изучения ценностей личности (русскоязычная адаптация В. Н. Карандашева, опросник «ШОСТО» (шкала оптимистического стиля объяснения) представляет собой методику диагностики атрибутивного стиля М. Селигмана в модификации Т. О. Гордее-вой и В. Ю. Шевяховой. Результат. Выявлены различия между студентами с оптимистическим и пессимистическим стилем атрибуции в уровне значимости и в структурной организации личностных ценностей. Вывод. Для студентов с оптимистическим стилем атрибуции характерен индивидуалистический тип и интегрированная, организованная структура личностных ценностей. Организованность является наиболее важной и показательной характеристикой развитости структуры. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции обладают групповым типом и дифференцированной структурой личностных ценностей.

Ключевые слова: личностные ценности студентов, стиль атрибуции достижения, оптимистический атрибутивный стиль, пессимистический атрибутивный стиль.

Формат цитирования: Далгатов М. М., Давудова А. Р. Особенности личностных ценностей студентов с разным атрибутивным стилем // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 5-9.

Personal Values Characteristics of the Students

with Different Attributional Style

© 2017 Magomed M. Dalgatov, Aizanat R. Davudova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]

ABSTRACT. The aim of this research is to study the personal values of the students with different style of achievement attribution. Methods. Schwarz methods for study the person's values (V. N. Karandashev russian adaptation, questionnaire "SOSE" (scale of optimistic style of explanation) - the methods of diagnostics of M. Seligman attributive style in T. O. Gordeeva and V. Yu. Shevyakhova modification. Result. The differences between the students with optimistic and pessimistic attribution style in the level of attribution and in the structural organization of personal values are identified. Conclusion. Individualistic type and integrated, organized structure of personal values are typical for the students with optimistic attribution style. The most important and representative characteristic of the structure developness is the organized nature. The students with pessimistic attribution style have the group type and differentiate structure of personal values.

Keywords: students' personal values, style of achievement attribution, optimistic attribution style, pessimistic attribution style.

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017

For citation: Dalgatov M. M., Davudova A. R. Personal Values Characteristics of the Students with Different Attributional Style. Journal. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 5-9. (In Russian)

Введение

В исследованиях обнаружено, что люди отличаются друг от друга по доминированию у них тех или иных атрибуций. Для обозначения различий в атрибуции используются такие понятия, как тип атрибуции (Б. Вайнер), стиль атрибуции (М. Селигман), каузальные схемы (Х. Хек-хаузен), причинные схемы (Ю. Орлов) [2]. Содержательно отличаясь друг от друга, они имеют различные последствия для мотивации и успешности деятельности.

Стиль атрибуции был предложен автором теории атрибутивного стиля Мартином Селигманом. Атрибутивный стиль по М. Селигману - когнитивное объяснение хороших (благоприятных) и нехороших (неблагоприятных) событий наличием или отсутствием причинных факторов, которые различаются по параметрам постоянства, глобальности (широты, универсальности) и персонализации. В зависимости от того, какими причинными факторами человек объясняет происходящие с ним благоприятные и неблагоприятные события, его можно отнести к пессимистам или оптимистам. Согласно М. Селигману, оптимисты считают, что причины позитивного исхода постоянны и универсальны, происходят благодаря личным усилиям, а причины плохого исхода рассматриваются как происходящие по вине обстоятельств

или других людей, как временные и конкретные. Обратная картина объяснения причин происходящих событий свойственна пессимистам [4].

Цель статьи - изучение личностных ценностей студентов, отличающихся по стилю атрибуции достижения.

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методики:

1) методика Шварца для изучения ценностей личности (русскоязычная адаптация В. Н. Карандашева [5];

2) опросник «ШОСГО» (шкала оптимистического стиля объяснения) представляет собой методику диагностики атрибутивного стиля М. Селигмана в модификации Т. О. Гордеевой и В. Ю. Шевяховой [1].

Исследование было проведено на базе Дагестанского государственного университета (ДГУ) и Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ). Контингент испытуемых - студенты 1 - 3 курсов. Объем выборки составил 183 человека.

Результаты и обсуждение

В таблице 1 представлены результаты исследования личностных ценностей студентов с разным стилем атрибуции, которые указывают на имеющиеся различия в уровне выраженности личностных ценностей.

Личностные ценности студентов с разным атрибутивным стилем

Таблица 1

пессимисты Оптимисты

Базовые ценности* Все 1 курс 2 курс 3 курс Все 1 курс 2 курс 3 курс

1 2,42 2,68 2,62 1,64 2,51 2,43 2,51 2,39

2 2,61 2,93 2,75 1,66 2,60 2,14 2,71 2,62

3 2,90 3,22 3,01 2,31 2,91 2,85 2,81 2,82

4 2,80 3,08 2,73 2,39 2,73 2,53 2,68 2,83

5 2,74 2,80 2,91 2,43 2,85 2,47 2,82 2,97

6 2,41 2,62 2,56 2,31 2,42 2,32 2,22 2,28

7 2,20 2,40 2,34 2,53 2,26 2,33 1,77 2,12

8 2,36 2,72 2,48 2,33 2,40 2,21 1,94 2,39

9 1,13 0,99 1,40 1,76 1,37 1,19 0,98 1,42

10 2,35 2,74 2,49 1,57 2,45 2,42 2,28 2,43

Примечание: *базовые ценности - ценности, имеющие наибольшее количество статистически значимых положительных корреляций с другими элементами структуры и, следовательно, больший вес, превышающий средний вес элементов структуры: 1 - Конформность; 2 - Традиции; 3 - Доброта; 4 - Универсализм; 5 - Самостоятельность; 6 - Стимуляция; 7 -Гедонизм; 8 - Достижения; 9 - Власть; 10 - Безопасность.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

С помощью непараметрического критерия и-Манна-Уитни мы установили, что на первом курсе обучения имеются существенные различия в уровне значимости для студентов-пессимистов таких ценностей, как «универсализм» и «безопасность». Для студентов-оптимистов на высоком уровне значима ценность «власть». То есть, студентам с оптимистическим стилем атрибуции характерно стремление к престижу, доминированию над людьми. Эти различия указывают на две принципиально разные позиции студентов по отношению к окружающей их действительности: для пессимистов важно спокойное, безопасное времяпрепровождение, тогда как оптимисты стремятся к реализации активной жизненной позиции.

На втором курсе обучения для пессимистов статистически достоверно более значимыми выступают такие ценности, как «конформность», «доброта» и «безопасность». Такое сочетание ценностей в целом отражает неактивный характер отношения к окружающей действительности студентов-пессимистов.

На третьем курсе статистически достоверные различия обнаружены в уровне выраженности ценности «достижения», которая более значима для студентов с оптимистичным стилем атрибуции, т. е. для оптимистов к третьему курсу обучения более важен личный успех, добиться поставленных целей и признания.

Далее перейдем к анализу психологической структуры ценностей студентов с разным атрибутивным стилем. Результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 1. Подсчет степени интегрированности и дифференцированности осуществлялся с помощью методики А. В. Карпова. Функция числа положительных значимых связей в структуре и меры их значимости названы А. В. Карповым индексом когерентности структуры (ИКС), число отрицательных корреляций - индексом дивергентности структуры (ИДС). Было установлено, на 1-м и на 2-м курсах обучения между студентами с оптимистическим и пессимистическим стилем атрибуции имеются на качественном уровне различия в организованности структуры личностных ценностей. В таблице 2 и на рисунке 1 видно, что студенты-оптимисты на 1-м и на 2-м курсах характеризуются интегрированной структурой личностных ценностей. Организованность является важной и наиболее показательной характеристикой развитости структуры ценностей. Согласно А. В. Карпову, организованность является одним из механизмов обеспечения эффективности деятельности. У студентов с пессимистическим стилем атрибуции отмечается дифференцированность структуры ценностей. Картина меняется с переходом на 3-й курс.

Таблица 2

Показатели развития психологической структуры личностных ценностей студентов-пессимистов и оптимистов

1-й курс 2-й курс 3-й курс

пессимисты оптимисты пессимисты оптимисты пессимисты оптимисты

ИКС* 22 78 7 82 46 54

ИДС** 2 2 10 0 0 6

ИОС*** 20 76 -3 82 46 48

Базовые цен-

ности (названия 1, 4, 10 1; 2; 3; 4, 7, 10 1, 10 1, 4, 5, 8, 10 1, 3, 4, 10 1, 2, 4, 8, 9, 10

см. в таб. 1)

Примечание: *ИКС - мерой когерентности структуры является индекс когерентности структуры, который определяется как функция числа положительных значимых связей в структуре и меры их значимости; **ИДС - мерой дифференцированности структуры является индекс дифференцированности структуры, который определяется как функция числа и значимости отрицательных связей в структуре; ***ИОС - мерой организованности структуры является индекс организованности структуры, который определяется как функция общего количества положительных и отрицательных связей, а также их значимости.

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• йБРиЮийЫЛЬ Уо!. 11. N0. 4. 2017

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 -10

•пессимисты •оптимисты

Рис. 1. Динамика организованности структуры личностных ценностей

Как видно на рис. 1 у студентов-пессимистов организованность структуры растет, а у оптимистов организованность снижается. Здесь, необходимо отметить, что количество базовых ценностей у студентов-оптимистов не уменьшается на протяжении 3-х курсов обучения, поэтому сказать, что на 3-м курсе у них растет диф-ференцированность будет неправильно. Различия между студентами в структурной организации личностных ценностей, можно объяснить тем, что учебная деятельность у студентов с оптимистическим стилем является более организованной.

Схожие результаты нами были получены при исследовании особенностей личностных ценностей студентов с интернальным и экс-тернальным локусом контроля [3] .

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

1) студенты с разным стилем атрибуции отличаются друг от друга не только в содержании значимых для них личностных ценностей, но и в особенностях функционирования всей структуры личностных ценностей. Было установлено, что в отношении личностных ценностей имеются различия в большей значимости для студентов-пессимистов таких ценностей, как «универсализм» и «безопасность» на 1 -м курсе обучения, «конформность», «доброта» и «безопасность» на 2-м курсе обучения. Для студентов с оптимистичным атрибутивным стилем на 1 -м курсе обучения более значима ценность «власть», на 3-м - «достижения». Такое сочетание ценностей у

студентов обеих групп можно, на наш взгляд, объяснить тем, что студенты-оптимисты энергичны, стремятся быстро справляться с трудностями, стремятся к достижениям. Для студентов с пессимистическим атрибутивным стилем характерна неактивная жизненная позиция и спокойное, безопасное времяпрепровождение;

2) структурный анализ позволил выделить базовые личностные ценности студентов с оптимистическим и пессимистическим стилем атрибуции. Под базовыми ценностями подразумеваются те ценности личности, которые имеют в общей ее структуре наибольший «структурный вес», т. е. характеризуются наибольшим числом и наибольшей значимостью корреляционных связей. Установлено, что между студентами с оптимистическим и пессимистическим стилем атрибуции достижения имеются отличительные особенности в структурной организации личностных ценностей. Так, структура ценностей студентов с оптимистическим атрибутивным стилем является более интегрированной и организованной, количество базовых черт, отражающих своеобразие этой группы студентов, больше. Их отличает наличие в качестве базовых таких ценностей, как «традиции», «гедонизм», «достижения» и «власть». На наш взгляд наличие этих ценностей хорошо согласуется с психологическим содержанием оптимистичного стиля атрибуции - энергичностью и энтузиазмом, желанием быстро справляться с трудностями, стремлением к достижениям и пр.

Психолого-педагогические науки ••• 9

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Литература

1. Гордеева Т. О., Шевяхова В. Ю., Осин Е. Н. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. М. : Смысл, 2009. 78 с.

2. Далгатов М. М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение. М. : УМК «Психология», 2006. 333 с.

3. Давудова А. Р., Далгатов М. М., Магомед-ханова У. Ш. Личностные ценности студентов с интернальным и экстернальным локусом кон-

1. Gordeeva T. O., Shevyakhova V. Yu., Osin E. N. Diagnostika optimizma kak stilya ob"yasneniya uspekhov i neudach: oprosnik STOUN [Diagnostics of optimism as style explanation of the successes and failures: a questionnaire STONE]. Moscow, Smysl Publ., 2009. 78 p. (In Russian)

2. Dalgatov M. M. Kauzal'naya atributsiya i deyatel'nost': fenomenologiya, issledovaniya, izmenenie [Causal attribution and activity: phenomenology, research, change]. Moscow, UMK "Psikhologiya" Publ., 2006. 333 p. (In Russian)

3. Davudova A. R., Dalgatov M. M., Ma-gomedkhanova U. Sh. The personal values of students with internal and external locus of control. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya [The world of

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Далгатов Магомед Магомедаминович,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Давудова Айзанат Рамазановна, соискатель, старший лаборант, кафедра психологии, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 11.07.2017 г.

троля // Мир науки, культуры и образования. 2016. № 4 (59). С. 147-151.

4. Зелигман М. Как научиться оптимизму. М. : Вече; Персей, 1997. 432 с.

5. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004. 70 с.

6. Наследов А. Д. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб. : Питер, 2005. 416 с.

science, culture and education]. 2016. No. 4 (59). Pp. 147-151. (In Russian)

4. Zeligman M. Kak nauchit'sya optimizmu [How to be optimistic]. Moscow, Veche; Persei Publ., 1997. 432 p. (In Russian)

5. Karandashev V. N. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz technique for studying personality values: concept and methodological guidance]. Saint-Petersburg, Rech, 2004. 70 p. (In Russian)

6. Nasledov A. D. SPSS. Komp'yuternyy analiz dannykh v psikhologii i sotsial'nykh naukakh [SPSS. Computer data analysis in psychology and the social Sciences]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2005. 416 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Magomed M. Dalgatov, Ph. D. (Psychology), professor, the head of the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Aizanat R. Davudova, applicant, senior laboratory assistant, the chair of Psychology, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 11.07.2017.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.