Научная статья на тему 'Мотивация учения у студентов с разными атрибутивными стилями'

Мотивация учения у студентов с разными атрибутивными стилями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / СТИЛЬ АТРИБУЦИИ / СФОРМИРОВАННОСТЬ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ / ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ АТРИБУТИВНЫЙ СТИЛЬ / MOTIVATIONAL SPHERE / ATTRIBUTIVE STYLE / MOTIVATION FORMATION / LEVEL OF MOTIVATION FORMATION / OPTIMISTIC ATTRIBUTIVE STYLE / PESSIMISTIC ATTRIBUTIVE STYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давудова Айзанат Рамазановна

В статье на основе эмпирического анализа рассматривается проблема мотивации учения у студентов с разными атрибутивными стилями в период обучения в вузе. Раскрыты понятия «стиль атрибуции», «оптимистический атрибутивный стиль», «пессимистический атрибутивный стиль», «мотивационная сфера», «сформированность мотивации». Представлены результаты эмпирического анализа сформированности мотивации учения у студентов с оптимистическим и пессимистическим атрибутивными стилями. В исследовании были выявлены статистически значимые различия между студентами, отличающимися по атрибутивному стилю, не только в уровне сформированности общей мотивации учебной деятельности, но и в выраженности отдельных признаков мотивации учения в период обучения в вузе. Полученные в эмпирическом исследовании результаты диагностики уровня сформированности мотивации учебной деятельности студентов с разными атрибутивными стилями говорят нам об имеющихся между обеими группами различиях. На основе проведенного анализа автор делает вывод, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции находятся на третьем уровне сформированности мотивации учения, который рассматривается как уровень выше среднего. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции расположились на втором уровне сформированности мотивации учения это ниже среднего. Кроме того, полученные результаты показывают, что для студентов с оптимистическим атрибутивным стилем на первом курсе статистически более значимым является направленность на содержание обучения, на втором стремление к обобщенности, на третьем курсе направленность на способы обучения и на характер умственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давудова Айзанат Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FOR STUDENTS WITH DIFFERENT ATTRIBUTIVE STYLES

In the article on the basis of the empirical analysis the problem of learning motivation of students with different attributive styles during the period of study at the University is regarded. Concept «style of attribution», «optimistic attributive style», «pessimistic attributive style», «motivational sphere», «the formation of motivation» are revealed. The results of the empirical analysis of formation of learning motivation of students with optimistic and pessimistic attributive styles are presented. The study found statistically significant differences between students differing in the attributive style, not only in the General level of formation of the educational activity motivation, but also in the severity of individual signs of learning motivation during the period of study at the University. Obtained in the empirical study, the results of diagnostics of the level of formation of the educational activity motivation of students with different attributive styles tell us about the differences between the two groups. On the basis of the conducted analysis the author concludes that students with the optimistic attributive style are at the third level of formation of learning motivation, which is regarded as above average. Students with the pessimistic style of attribution were at the second level of formation of teaching motivation, it is below average. In addition, the results show that for students with the optimistic attributive style in the first year, statistically the more important is the focus on learning content, in the second yearthe desire for generality, in the third year focus is on ways of learning and focus on the nature of the mental activity.

Текст научной работы на тему «Мотивация учения у студентов с разными атрибутивными стилями»

УДК 159.9

А. Р. Давудова

Мотивация учения у студентов с разными атрибутивными стилями

В статье на основе эмпирического анализа рассматривается проблема мотивации учения у студентов с разными атрибутивными стилями в период обучения в вузе. Раскрыты понятия «стиль атрибуции», «оптимистический атрибутивный стиль», «пессимистический атрибутивный стиль», «мотивационная сфера», «сформированность мотивации». Представлены результаты эмпирического анализа сформированности мотивации учения у студентов с оптимистическим и пессимистическим атрибутивными стилями. В исследовании были выявлены статистически значимые различия между студентами, отличающимися по атрибутивному стилю, не только в уровне сформированности общей мотивации учебной деятельности, но и в выраженности отдельных признаков мотивации учения в период обучения в вузе. Полученные в эмпирическом исследовании результаты диагностики уровня сформированности мотивации учебной деятельности студентов с разными атрибутивными стилями говорят нам об имеющихся между обеими группами различиях. На основе проведенного анализа автор делает вывод, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции находятся на третьем уровне сформированности мотивации учения, который рассматривается как уровень выше среднего. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции расположились на втором уровне сформированности мотивации учения - это ниже среднего. Кроме того, полученные результаты показывают, что для студентов с оптимистическим атрибутивным стилем на первом курсе статистически более значимым является направленность на содержание обучения, на втором - стремление к обобщенности, на третьем курсе - направленность на способы обучения и на характер умственной деятельности.

Ключевые слова: мотивационная сфера, стиль атрибуции, сформированность мотивации учения, уровень сформированности мотивации учебной деятельности, оптимистический атрибутивный стиль, пессимистический атрибутивный стиль.

A. R. Davudova

Motivation for Students with Different Attributive Styles

In the article on the basis of the empirical analysis the problem of learning motivation of students with different attributive styles during the period of study at the University is regarded. Concept «style of attribution», «optimistic attributive style», «pessimistic attributive style», «motivational sphere», «the formation of motivation» are revealed. The results of the empirical analysis of formation of learning motivation of students with optimistic and pessimistic attributive styles are presented. The study found statistically significant differences between students differing in the attributive style, not only in the General level of formation of the educational activity motivation, but also in the severity of individual signs of learning motivation during the period of study at the University. Obtained in the empirical study, the results of diagnostics of the level of formation of the educational activity motivation of students with different attributive styles tell us about the differences between the two groups. On the basis of the conducted analysis the author concludes that students with the optimistic attributive style are at the third level of formation of learning motivation, which is regarded as above average. Students with the pessimistic style of attribution were at the second level of formation of teaching motivation, it is below average. In addition, the results show that for students with the optimistic attributive style in the first year, statistically the more important is the focus on learning content, in the second year- the desire for generality, in the third year - focus is on ways of learning and focus on the nature of the mental activity.

Keywords: motivational sphere, attributive style, motivation formation, level of motivation formation, optimistic attributive style, pessimistic attributive style.

Мотивация учения в вузе является многомерным психологическим образованием. Анализ мотивации учения и уровня ее сформированности позволяет дать более широкую трактовку мотива-ционной сферы обучения студентов. В отечественной психологии основным методологическим принципом, определяющим исследование мотивационной сферы, является положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации.

Мотивационная сфера, пишет Л. И. Божович, является тем стержнем личности, к которому при-

тягиваются такие ее свойства, как направленность, личностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания и иные социально-психологические характеристики. Мотивация учебной деятельности, по ее мнению, побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соот-

© Давудова А. Р., 2017

ношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизация. С новой социальной ролью - ролью студента, в этой иерархии мотивов по содержанию первое место занимают мотивы, связанные с жизненным планом, намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. Мотивы связаны поставленной целью и сознательным принятием намерения [1].

Согласно А. К. Марковой, мотивационная сфера включает потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес к учению [5]. По мнению Л. С. Выготского, «мотивационная сфера» включает аффективную и волевую сферы личности, переживания и удовлетворение потребностей. Важность решения проблемы мотивации учебной деятельности, ее сформированности определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Ведь безразличное отношение к учению, отсутствие мотивации является причиной низкой успеваемости учащегося.

Сформированность мотивации учебной деятельности мы будем понимать как развитость всех компонентов и признаков мотивационной сферы (мотив учения, смыл учения, постановка целей, эмоции, интерес, стремление к цели, стремление к достижению результата, осмысленность, содержательность, систематичность и т. д.). Иначе говоря, сформированность мотивации учебной деятельности студентов - это их умение ставить перспективные цели, предвидеть результаты своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели. В нашем исследовании анализ сформированности мотивации учения был проведен в отношении студентов с разным атрибутивным стилем.

Стиль атрибуции был предложен американским психологом Мартином Селигманом (теория атрибутивного стиля). Автор считает, что эффективность деятельности субъекта обусловлена его стилем объяснения событий. По М. Селигману, «стиль объяснения» - способ, которым человек привык объяснять себе причины происходящего. Под атрибутивным стилем, вслед за Селигманом, мы будем понимать когнитивное объяснение хороших (благоприятных) и негативных (неблагоприятных) событий наличием или отсутствием причинных факторов, которые различаются по параметрам постоянства, глобальности (широты, универсальности) и персонализации. В зависимо-

сти от того, как человек объясняет происходящие с ним благоприятные и неблагоприятные события, его можно отнести к пессимистам или оптимистам. Согласно М. Селигману, оптимисты склонны оценивать благоприятный исход как происходящий благодаря их личным усилиям, постоянный и универсальный, тогда как неблагоприятный исход - как происходящий по вине обстоятельств или других людей, как временный и конкретный. И наоборот, пессимисты обычно самые благоприятные для себя события могут интерпретировать как недолговременные, конкретные

и происходящие благодаря внешним обстоятельствам, а неблагоприятные - как происходящие по их собственной вине практически во всех сферах жизнедеятельности, то есть как временные, локальные и экстернальные [4].

Целью нашей работы является изучение влияния атрибутивного стиля на сформированноть мотивации учения студентов. В качестве методов исследования были выбраны следующие:

— Опросник «ШОСТО» (шкала оптимистического стиля объяснения) - представляет собой методику диагностики атрибутивного стиля М. Селигмана в модификации Т. О. Гордеевой и В. Ю. Шевяховой [2].

— Методика изучения уровня сформирован-ности мотивации учения О. С. Гребенюка [3] -представляет собой анкету из 40 высказываний. Студентам предлагается оценить эти высказывания по пятибалльной системе. Применение методики О. С. Гребенюка позволит нам рассматривать учебную деятельность через призму конкретного отношения студента к содержанию учебной деятельности, к тому, как она должна реализовываться, как студент должен учиться, решать те или иные учебные задачи. Методика позволит нам выявить уровень развития и особенности мотивации учения по 10 признакам, таким как 1) динамичность; 2) содержательность; 3) осознанность; 4) обобщенность;

5) направленность на содержание обучения;

6) активность; 7) направленность на качество знаний; 8) направленность на способы обучения; 9) действенность; 10) направленность на характер умственной деятельности.

Исследование было проведено на базе Дагестанского государственного университета и Дагестанского государственного педагогического университета. Контингент испытуемых - студенты 1, 2, 3 курсов. Объем выборки составил 183 человека.

Сравнивая данные с помощью и-критерия Манна - Уитни, мы установили, что если рассматривать студентов как единую группу, не разделяя их по курсам обучения, статистически значим более высокий уровень сформированности мотивации учебной деятельности. Он отличает студентов с оптимистическим стилем атрибуции на высоком уровне статистической значимости - И=2188,5 при р <0,001. Для них характерен третий уровень сформированности мотивации, то есть студенты отличаются достаточной сформированностью всех компонентов мотивации - они четко выделяют предметы, которые кажутся им наиболее важными и интересными; на интересующих их занятиях активны, самостоятельны, могут с помощью преподавателя ставить цели предстоящей деятельности, сознательно стремятся овладевать знаниями и умениями. На достаточно высоком уровне у них развиты познавательный мотив, мотив долга, понимание общественной значимости знаний и умений. Мотивы характеризуются направленностью, относительной устойчивостью. Такой уровень сформированности мотивации студентов-оптимистов сохраняется на протяжении всех трех курсов обучения.

Результаты анализа мотивации учебной деятельности на разных курсах обучения также свидетельствует, что на первом и втором курсах обучения (Табл. 2 и 3) сохраняется статистически более высокий уровень сформированности мотивации у студентов-оптимистов - И=507,5 при

Студенты с пессимистическим стилем атрибуции характеризуются наличием второго уровня сформированности мотивации учебной деятельности, что говорит о неуверенности студента в своих знаниях и умениях. Студентов с таким уровнем привлекают несложные задания, с помощью которых они могли бы получить положительные отметки, достигнуть успехов без особых усилий и напряжения. Мотивы учения разнообразные и узколичностного плана. Такой уровень сформированности мотивации сохраняется на протяжении всего периода обучения. Однако все положительные мотивы связаны с результативной стороной обучения, ориентированы на успех. Учение выступает как средство достижения личного благополучия. В то же время студент еще не способен руководить своими побуждениями, мотивами без помощи со стороны. Такая позиция в отношении сформированности мотивации у студентов с пессимистическим стилем атрибуции сохраняется на протяжении всего периода обучения. Данные Таблицы 1 свидетельствуют о том, что действительно имеются различия в уровне сформированности мотивации учения у студентов с разным атрибутивным стилем.

Таблица 1

р <0,05 и И=27 при р <0,001. Также было обнаружено, что на первом курсе для студентов с оптимистическим стилем атрибуции статистически более значима направленность на содержание обучения (И=483,5 при р <0,05).

Уровень сформированности мотивации учения студентов с разным атрибутивным стилем

Пессимисты Оптимисты

Все 1 курс 2 курс 3 курс Все 1 курс 2 курс 3 курс

1 16,11 16,90 14,67 15,88 15,46 16,19 15,17 14,62

2 12,15 13,95 9,67 11,24 13,19 14,63 12,04 11,81

3 14,51 16,29 13,00 13,12 14,59 15,62 14,48 13,26

4 13,00 14,81 8,56 13,12 13,49 13,89 13,30 13,04

5 13,98 12,90 14,56 15,00 15,42 15,32 15,26 15,64

б 14,83 15,38 14,67 14,24 15,00 15,02 14,57 15,19

7 12,47 13,29 10,11 12,71 13,51 13,71 13,83 13,09

8 12,85 13,57 12,33 12,24 13,77 13,81 13,74 13,74

9 12,91 13,57 12,22 12,47 13,14 13,33 13,87 12,53

10 11,64 12,24 11,00 11,24 12,70 12,59 12,26 13,06

11 2 2 2 2 3 3 3 3

Примечание. Здесь и далее: 1) динамичность; 2) содержательность; 3) осознанность; 4) обобщенность; 5) направленность на содержание обучения; 6) активность; 7) направленность на качество знаний; 8) направленность на способы обучения; 9) действенность; 10) направленность на характер умственной деятельности; 11) уровень сформированности мотивации

Таблица 2

Уровень сформированности мотивов (УСМ) учебной деятельности у оптимистов и пессимистов - 1 курс____

УСМ 1 УСМ 2 УСМ 3 УСМ 4 УСМ 5 УСМ 6 УСМ 7 УСМ 8 УСМ 9 УСМ 10 УСМ УР

и 593,500 555,000 573,500 546,500 483,500 585,500 556,000 636,000 647,500 653,500 507,500

р ,477 ,268 ,360 ,231 ,049 ,428 ,272 ,791 ,884 ,934 ,037

На втором курсе (Табл. 3) для студентов с оптимистическим стилем атрибуции статистически более значимым является мотив «стремление к обобщенности» (и=65,5 при р <0,05), на

третьем курсе (Табл. 4) - направленность на способы обучения (и=296,5 при р <0,05) и характер умственной деятельности (и=280 при р<0,05).

Уровень сформированности мотивов учебной деятельности

Таблица 3

УСМ 2 УСМ 3 УСМ 4 УСМ 5 УСМ 6 УСМ 7 УСМ 8 УСМ 9 УСМ 10 УСМ УР

и 79,000 83,500 65,500 86,500 87,000 79,000 85,500 97,500 96,500 27,000

Р ,301 ,400 ,034 ,473 ,485 ,302 ,448 ,801 ,767 ,001

Правда, на третьем курсе обучения (Табл. 4) мы не обнаружили статистически более высокий уровень сформированности общей мотивации учения. Однако это не означает, что мотивация у студентов с оптимистическим стилем атрибуции снижается. Это, на наш взгляд, можно объяснить

тем, что на третьем курсе происходит незначительный рост сформированности мотивации учения студентов с пессимистическим стилем атрибуции.

Уровень сформированности мотивов учебной деятельности

Таблица 4

УСМ 2 УСМ 3 УСМ 4 УСМ 5 УСМ 6 УСМ 7 УСМ 8 УСМ 9 УСМ 10 УСМ УР

и 372,500 347,500 372,500 345,000 374,000 370,500 296,500 378,000 280,000 340,500

Р ,681 ,427 ,680 ,403 ,696 ,658 ,030 ,742 ,050 ,344

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что между студентами, отличающимися по стилю атрибуции (оптимистическому и пессимистическому), имеются достаточно серьезные различия по общему уровню сформирован-ности мотивации учения, по их отношению к характеру самой учебной деятельности, то есть к тому, как она должна реализовываться, осуществляться непосредственно во время обучения в вузе. Студенты с оптимистическим стилем атрибуции обладают третьим уровнем сформирован-ности мотивации учебной деятельности, что говорит об их умении ставить перед собой перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности. Студенты с такой мотивацией умеют преодолевать трудности на пути достижения цели, они инициативны, самостоятельны, активны. Это, на наш взгляд, хорошо согласуется и с психологическим содержанием оптимистического стиля атрибуции, которому соответствует ак-202

тивная жизненная позиция. Для студентов с пессимистическим атрибутивным стилем характерен второй уровень сформированности мотивации учебной деятельности. Это свидетельствует о том, что они еще не способны руководить своими побуждения, мотивами, преодолевать свои недостатки. Студенты с такой мотивацией понимают важность получения знаний, но испытывают неуверенность в своих знаниях, способностях, умениях. Однако положительные мотивы связаны с результативной стороной обучения, ориентированы на успех и результат. Анализ также показал, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции, в отличие от студентов с пессимистическим атрибутивным стилем, в большей степени ориентированы на содержательные стороны учебной деятельности. Среди значимых мотивов они выделяют направленность на содержание обучения, на способы обучения, на характер умственной деятельности, действенность и активность. Мотива-

ция учения у студентов с оптимистическим стилем атрибуции отличается развитием практически всех ее компонентов и, соответственно, общий уровень сформированности мотивации у них значительно выше.

Библиографический список

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Ин-т практ. Психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

2. Гордеева, Т. О., Шевяхова, В. Ю., Осин, Е. Н. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН [Текст] / Т. О. Гордеева, В. Ю. Шевяхова, Е. Н. Осин. - М. : Смысл, 2009. - 82 с.

3. Гребенюк, О. С. Проблемы формирования учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. [Текст] / О. С. Гребенюк. - М. : Педагогика, 1985. -151 с.

4. Зелигман, М. Как научиться оптимизму [Текст] / М. Зелигман. - М. : Вече, Персей, 1997. - 432 с.

5. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] : пособие для учителей / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.

6. Наследов, А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках [Текст] / А. Д. Наследов. - СПб. : Питер, 2005. - 416 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bozhovich, L. I. Problemy formirovanija lichnosti [Tekst] / L. I. Bozhovich. - M. : In-t prakt. Psihologii; Voronezh : NPO «MODJeK», 1997. - 352 s.

2. Gordeeva, T. O., Shevjahova, V. Ju., Osin, E. N. Diagnostika optimizma kak stilja ob#jasnenija uspehov i neudach: oprosnik STOUN [Tekst] / T. O. Gordeeva, V. Ju. Shevjahova, E. N. Osin. - M. : Smysl, 2009. - 82 s.

3. Grebenjuk, O. S. Problemy formirovanija uchenija i truda u uchashhihsja srednih proftehuchilishh. [Tekst] / O. S. Grebenjuk. - M. : Pedagogika, 1985. - 151 s.

4. Zeligman, M. Kak nauchit'sja optimizmu [Tekst] / M. Zeligman. - M. : Veche, Persej, 1997. - 432 s.

5. Markova, A. K. Formirovanie motivacii uchenija v shkol'nom vozraste [Tekst] : posobie dlja uchitelej / A. K. Markova. - M. : Prosveshhenie, 1983. - 96 s.

6. Nasledov, A. D. SPSS: Komp'juternyj analiz dann-yh v psihologii i social'nyh naukah [Tekst] / A. D. Nasledov. - SPb. : Piter, 2005. - 416 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.