Научная статья на тему 'Атрибутивно-ценностная детерминация мотивации обучения в вузе'

Атрибутивно-ценностная детерминация мотивации обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПЕССИМИЗМ / ОПТИМИЗМ / СТИЛЬ АТРИБУЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муталимова Аида Магомедбеговна, Давудова Айзанат Рамазановна

Цель изучить взаимосвязь атрибутивного стиля и личностных ценностей с мотивами обучения студентов. Методы. Опросник изучения атрибутивного стиля (М. Селигман, адаптация В. Ю. Шевяхова, Т. О. Гордеева), опросник ценностей (Ш. Шварц, модификация В. Н. Карандашев), методика изучения мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильина). Результат. Выявлены различия выраженности мотивов обучения в вузе, степени их согласованности и личностных ценностей у студентов, обладающих оптимистическим и пессимистическим стилем атрибуции. Вывод. Атрибутивный стиль личности во взаимосвязи с личностными ценностями детерминируют учебно-профессиональную мотивацию студентов. В частности, в отличие от ценностно-мотивационной сферы студентов, обладающих пессимистическим атрибутивным стилем личности, ценностно-мотивационная сфера личности студентов-оптимистов содержательно более насыщенна, и это опосредованно влияет на мотивацию обучения в вузе. А кроме того, студенты с оптимистическим атрибутивным стилем имеют развернутое представление о жизненных планах, при этом, конкретизируя содержание целей и результатов деятельности на период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муталимова Аида Магомедбеговна, Давудова Айзанат Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Атрибутивно-ценностная детерминация мотивации обучения в вузе»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-31-34

Атрибутивно-ценностная детерминация мотивации обучения в вузе

@ 2018 Муталимова А. М. 1 2, Давудова А. Р. 1

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: dajzanat@inbox.ru 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: aidamag@inbox.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - изучить взаимосвязь атрибутивного стиля и личностных ценностей с мотивами обучения студентов. Методы. Опросник изучения атрибутивного стиля (М. Селигман, адаптация В. Ю. Шевяхова, Т. О. Гордеева), опросник ценностей (Ш. Шварц, модификация В. Н. Карандашев), методика изучения мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильина). Результат. Выявлены различия выраженности мотивов обучения в вузе, степени их согласованности и личностных ценностей у студентов, обладающих оптимистическим и пессимистическим стилем атрибуции. Вывод. Атрибутивный стиль личности во взаимосвязи с личностными ценностями детерминируют учебно-профессиональную мотивацию студентов. В частности, в отличие от ценностно-мотивационной сферы студентов, обладающих пессимистическим атрибутивным стилем личности, ценностно-мотивационная сфера личности студентов-оптимистов содержательно более насыщенна, и это опосредованно влияет на мотивацию обучения в вузе. А кроме того, студенты с оптимистическим атрибутивным стилем имеют развернутое представление о жизненных планах, при этом, конкретизируя содержание целей и результатов деятельности на период обучения в вузе.

Ключевые слова: мотивация, пессимизм, оптимизм, стиль атрибуции, личностные ценности, ценностные ориентации.

Формат цитирования: Муталимова А. М., Давудова А. Р. Атрибутивно-ценностная детерминация мотивации обучения в вузе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 31-34. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-3134_

Attributive-Valuable Determination of Training Motivation at University

@ 2018 Aida M. Mutalimova 1 2, Ayzanat R. Davudova 1

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: dajzanat@inbox.ru 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: aidamag@inbox.ru

ABSTRACT. The aim of this article is to study the relationship of attributive style and personal values with the motives of students' training. Methods. The questionnaire of study the attribute style (M. Seligman, V. Yu. Shevyakhova, T. O. Gordeeva adaptation), questionnaire of values (Sh. Schwartz, the modification of V. N. Karandashev), method of studying the motivation of training at University (T. I. Ilyina). Result. The differences in the expressiveness of the study motives at university, the degree of their consistency and personal values of students with optimistic and pessimistic style of attribution are defined. Conclusion. Attributive style of personality in connection with personal values determines the educational and professional motivation of students. In particular, as distinct from the value-motivational sphere of the students with pessimistic attributive style of personality, the value-motivational sphere of personality of the optimistic students is substantially more saturated, and this indirectly affects the motivation of studying at university. In addition, students with optimistic attribute style have a detailed idea of life plans, while specifying the content of aims and results of activities for the period of study at university.

Keywords: motivation, pessimism, optimism, attribution style, personal values, value orientations._

For citation: Mutalimova A. M., Davudova A. R. Attributive-Valuable Determination of Training Motivation at University. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 31-34. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-31-34 (In Russian)

Введение

Особого внимания заслуживают проблемы мотивационной направленности современной студенческой молодежи, отдельного изучения со стороны исследователей требуют факторы мотивации учебной деятельности, поскольку именно они являются основными детерминантами

продуктивности деятельности субъекта учения. На сегодняшний день имеется достаточное количество работ,

посвященных проблеме изучения этих факторов [2]. Несмотря на это малоизученными остаются такие психологические факторы как

атрибутивный стиль и личностные ценности.

Понятие «атрибутивный стиль» было предложено американским психологом М. Селигманом, который занимался изучением проблемы «выученной беспомощности». Созданная им теория и носит название теории объяснительного стиля или же теории «выученной беспомощности» [2]. Согласно

М. Селигману, эффективность

деятельности субъекта обусловлена его объяснительным стилем личности. Он выделят два стиля атрибуции -пессимистический и оптимистический. Различия в этих стилях выявляются по следующим критериям: постоянство, универсальность, персонализация. Каждого человека можно причислить к тому или иному стилю и это будет зависеть от того, какими причинами он объясняет неблагоприятные и благоприятные события, происходящие в его жизни. Соответственно, в том случае, когда человек успех объясняет, как интернальную, постоянную и глобальную личностную характеристику, а неудачу - как экстернальную, временную и локальную, то говорят, что у него оптимистический стиль атрибуции. При пессимистическом стиле атрибуции противоположная форма объяснения [2].

Цель - изучить взаимосвязь атрибутивного стиля и личностных ценностей с мотивацией обучения студентов.

Для изучения параметров мотивации, стиля атрибуции и ценностей студентов были применены следующие методики [1]:

1. «Изучение ценностей личности» (Ш. Шварц, адаптация В. Н. Карандашев). Методика позволяет выявить основные функции ценностей и то, как они взаимосвязаны в структуре личности, где они рассматриваются как некие, зачастую неосознаваемые показатели оценивания человеком своих действий и поступков и происходящих с ним событий и оценивания других людей.

2. «Шкала оптимистического стиля объяснения»» (М. Селигман, модификация Т. О. Гордеевой и В. Ю. Шевяховой) позволяет диагностировать атрибутивный стиль личности.

3. Диагностика мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильина). Методика содержит три шкалы: «Получение диплома» (наличие формального усвоения знаний, при сдаче экзаменов и зачетов поиск обходных путей, стремление получить оценку), «Овладение профессией» (заинтересованность в овладении прежде всего, профессиональными знаниями, достижении развития профессионально важных качеств); «Приобретение знаний» (наличие любознательности и заинтересованности в приобретении знаний).

При проведении исследования выборку составили студенты 1-3 курсов ДГУ и ДГПУ. Объем выборки составил 183 человека. Компонентами учебной мотивации явились: ориентация на получение диплома, стремление овладеть профессией, желание приобрести необходимые знания [1].

Обсуждение результатов исследования

Согласно результатам получены существенные различия в выраженности такой мотивационной установки, как овладение профессией, имеющей высокий уровень значимости для студентов с оптимистическим стилем атрибуции. Мы полагаем, что оптимистов отличает наличие осознанного внутреннего побуждения к самореализации и самоутверждению. Эти внутренние источники могут быть разными в

зависимости от личностной позиции учащегося, его осознанного отношения к своей системе ценностей. Продолжая эту логику, мы подвергли анализу изучение роли ценностей студентов в мотивации

обучения. Роль подразумевает собой корреляционную связь ценностей и мотивов обучения студентов разных курсов. Были построены коррелограммы (рис. 1-3), в которых и отражена эта связь.

Рис. 1. Показатели взаимосвязи мотивации обучения в вузе и личностных ценностей студентов 1 курса (пессимистов (а) и оптимистов (б))1

Рис. 2. Показатели взаимосвязи мотивации обучения в вузе и личностные ценностей студентов 2 курса (пессимистов (а) и оптимистов (б))

Рис. 3. Показатели взаимосвязи мотивации обучения в вузе и личностныгх ценностей студентов 3 курса (пессимистов (а) и оптимистов (б))

Обращаясь к рисункам 1 и 2 мы замечаем, что именно мотив овладения профессией имеет наибольшие корреляционные связи с личностными ценностями у студентов-оптимистов, тогда как у пессимистов на 1 и 2 курсах обучения такая связь не обнаружена. Мы полагаем, что эти различия связаны с тем, что ценностно-мотивационная сфера у оптимистов в содержательном плане более насыщенная и разносторонняя, что и приводит к ее большему влиянию на

характер мотивационной направленности субъектов учебной деятельности.

На третьем курсе (рис. 3) мы видим, что у студентов с пессимистическим атрибутивным стилем наблюдается большая взаимосвязь между личностными ценностями и мотивом получения диплома, в отличие от них у студентов с оптимистическим атрибутивным стилем с личностными ценностями взаимосвязаны только два мотива - мотив приобретения знаний и мотив овладения профессией.

1 Примечание. Здесь и далее: 1) приобретение знаний, 2) овладение профессией, 3) получение диплома. Личностные ценности: 1) конформность; 2) традиции; 3) доброта; 4) универсализм; 5) самостоятельность; 6) стимуляция; 7) гедонизм; 8) достижения; 9) власть; 10) безопасность.

Показанные различия, на наш взгляд, объясняют то, что пессимисты как основную цель в своей учебной деятельности выделяют получение конечного результата, мотивация учения имеет прагматический характер. То есть, конечный исход - получение диплома гораздо важнее, нежели сам процесс учения и его содержание. Студенты с оптимистическим атрибутивным стилем напротив увлечены самим процессом обучения, настроены на овладение новыми знаниями, компетентными умениями и компетенциями, наблюдается

доминирование внутренней,

содержательной мотивации во взаимосвязи с самоутверждением себя как профессионала.

Вывод

Проведенное исследование позволяет выделить различия в мотивационной направленности и личностных ценностях студентов с оптимистическим атрибутивным стилем (большая степень согласованности

1. Давудова А. Р. Связь стиля атрибуции достижений, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах обучения. Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2018. 227 с.

2. Далгатов М. М., Муталимова А. М. Профилактика «выученной беспомощности» с

1. Davudova I. R. Svyaz' stilya atribucii dostizhenij, lichnostnyh cennostej i motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov na raznyh ehtapah obucheniya [Relationship of the style of attribution of achievements, personal values and motivation of educational activity of students at different stages of training]. Diss. of Ph. D. (Psychology). Yaroslavl, 2018. 227 p. (In Russian)

2. Dalgatov M. M., Mutalimova A. M. Prevention of "learned helplessness" from the position of activity. Ot istokov k sovremennosti: materialy vserossijskoj konferencii - 130 let organizacii psihologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete [From the origins to the present: proceedings of the all-Russian conference - 130 years of organization of the psychological society at the Moscow University]. Moscow, 2015. Vol. 2. Pp. 53-56. (In Russian)

мотивов обучения с их личностными ценностями, то есть мотивы наполнены смыслом, учение выступает в качестве личностно-образующей деятельности) и студентов с пессимистическим стилем атрибуции (отсутствие согласованности мотивов, ориентация на внешний результат деятельности). Согласованность в данном контексте является основным механизмом обеспечения высокого показателя мотивации учебной деятельности. Говоря о взаимосвязи мотивов учения и ценностей личности, отметим, что прежде всего в данной взаимосвязи отражена субъективная потребность личности в достижениях, что является значимым механизмом

саморазвития. Резюмируя интерпретацию результатов проведенного исследования, считаем важным выделить обобщающее положение о том, что атрибутивный стиль и личностные ценности в их взаимосвязи являются психологическими детерминантами мотивации обучения студентов.

позиции деятельностного похода // От истоков к современности: материалы всероссийской конференции - 130 лет организации психологического общества при Московском университете. М., 2015. Т. 2. С. 53-56.

References

Литература

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Муталимова Аида Магомедбеговна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Дагестанский государственный педагогический

университет (ДГПУ); доцент, кафедра общей и социальной психологии, Дагестанский государственный

университет (ДГУ), Махачкала, Россия; email: aidamag@inbox.ru

Давудова Айзанат Рамазановна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра психологии, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail:

dajzanat@inbox.ru

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Aida M. Mutalimova, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU); assistant professor, the chair of General and Social Psychology, Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia;

aidamag@inbox.ru

Ayzanat R. Davudova, Ph. D. (Psychology), senior lecturer, the chair of Psychology, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail:

dajzanat@inbox.ru

Принята в печать 25.10.2018 г.

Received25.10.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.