Психолого-педагогические науки •••
15
УДК 159. 9
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНИВАНИЯ АТРИБУЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
THE SELF-ESTIMATION FEATURES OF THE ACHIEVEMENT
ATTRIBUTION AMIDST STUDENTS
© 2015 Далгатов М. М., Исаева З. К., Давудова А. Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Dalgatov M. M., Isaeva Z. K., Davudova A. R.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена изучению самооценки атрибуции достижений студентов и их атрибутивного стиля на репрезентативной выборке. В исследовании были выявлены существенные различия на уровне статистической значимости по параметрам самооценки типов атрибуции у студентов, отличающихся по атрибутивному стилю (оптимистическому или пессимистическому стилю атрибуции). Обнаружено, что студенты с оптимистическим стилем выгодно отличаются по типу атрибуции (атрибуция к усилию) по сравнению со студентами с пессимистическим, у которых доминирует неблагоприятный (внешний, неконтролируемый) тип атрибуции.
Abstract. The article deals with the study of the self-estimation of the achievement attribution of students and their attributive style on the representative selection. In the research process the authors revealed the essential distinctions at the level of the statistical importance in the self-estimation parameters of the attribution types of the students differing on the attributive style (optimistic or pessimistic style of attribution). They found that students with the optimistic style favourably differ according to the attribution type (attribution to the effort) in comparison with the pessimistic on, which have the dominant adverse (external, uncontrollable) attribution type.
Rezjume. Stat’ja posvjashhena izucheniju samoocenki atribucii dostizhenij studentov i ih atribu-tivnogo stilja na reprezentativnoj vyborke. V issledovanii byli vyjavleny sushhestvennye razlichija na urovne statisticheskoj znachimosti po parametram samoocenki tipov atribucii u studentov, otlichajush-hihsja po atributivnomu stilju (optimisticheskomu ili pessimisticheskomu stilju atribucii). Obnaruzheno, chto studenty s optimisticheskim stilem vygodno otlichajutsja po tipu atribucii (atribucija k usiliju) po sravneniju so studentami s pessimisticheskim, u kotoryh dominiruet neblagoprijatnyj (vneshnij, nekontroliruemyj) tip atribucii.
Ключевые слова: каузальная атрибуция, тип атрибуции, атрибутивный стиль, самооценка атрибуции достижений, оптимистический стиль атрибуции, пессимистический стиль атрибуции, оптимизм, пессимизм.
Keywords: causal attribution, attribution type, attributive style, achievement attribution selfestimation, optimistic attribution style, pessimistic attribution style, optimism, pessimism.
Kljuchevye slova: kauzal'naja atribucija, tip atribucii, atributivnyj stil', samoocenka atribucii dostizhenij, optimisticheskij stil’ atribucii, pessimisticheskij stil’ atribucii, optimizm, pessimizm.
Анализ психологических особенностей атрибуции достижений студентов с разным атрибутивным стилем вызывает особый интерес исследователей. Он связан, прежде всего, с изучением того, как проявляются самооценочные преставления студентов о значимости своих способностей, усилий, трудностей учебы и везения в решении тех
или иных проблем учебной деятельности. В нашем исследовании изучались психологические особенности самооценки типов атрибуции достижений студентов с разным атрибутивным стилем. Еще больший интерес вызывает изучение того, как развиваются эти самооценочные суждения в течение учебного года. Перейдем к результа-
16
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
там проведенного исследования, в котором в качестве методов исследования были использованы следующие методики: «Модифицированный вариант методики изучения самооценки Т. В. Дембо -С. Я.Рубинштейн» (автор модификации М. М. Далгатов) [4]; «Тест на оптимизм» М. Селигмана в адаптации Л. М. Рудиной.
Представленные в таблице 1-3, а также на рисунках 1-7 результаты позволяют бо-
лее наглядно представить особенности самооценки атрибуции достижений студентов с разным атрибутивным стилем.
Так, в начале учебного года мы видим, что студенты по-разному оценивают значимость своих способностей, усердия и трудностей учебы как причин достижения успеха в учебном году. Уровень значимости удачи как причины успеха практически идентичен.
Таблица 1
Самооценка типов атрибуции достижений
студентами с разным атрибутивным стилем (первый этап обучения)
показатели самооценки пессимисты оптимисты
Мх СКО Cv Мх СКО Cv
способности (ум) 63,84 13,67 21,42 60,91 11,32 18,59
усилие (усердие) 59,27 13,56 22,88 66,19 10,78 16,29
трудности учебы 53,16 17,30 32,54 47,35 10,55 22,29
везение (удача) 49,21 19,49 39,60 48,96 12,03 24,58
Рис. 1. Самооценка типов атрибуции достижений студентами с разным атрибутивным стилем (первый этап обучения)
Однако, сравнивая полученные данные по обеим группам с помощью критерия U-Манна-Уитни, мы установили, что только более высокая значимость фактора «усилие» (усердие) статистически значимо отличает студентов-оптимистов от
пессимистов (p<0,001). Оптимистов
отличает большая уверенность в том, что предпринятые ими усилия являются важным условием достижения
положительного результата в учебе.
Таблица 2
Самооценка типов атрибуции достижений
студентами с разным атрибутивным стилем (второй этап обучения)
Показатели самооценки пессимисты оптимисты
Мх СКО Cv Мх СКО Cv
способности (ум) 61,45 10,71 17,42 58,47 9,39 16,05
усилие (усердие) 57,61 14,71 25,54 64,44 9,66 15,00
трудности учебы 50,13 15,50 30,92 47,05 10,51 22,34
везение (удача) 50,89 15,46 30,39 48,35 7,95 16,45
Продолжая анализ, в середине учебного года мы видим, что по-прежнему наиболее существенные различия между двумя
группами студентов проявляются в самооценке фактора «усилие», который более значим для студентов с
Психолого-педагогические науки •••
17
оптимистичным атрибутивным стилем (p<0,01). Это указывает на то, что на протяжении первой половины учебного года, включая и экзаменационную сессию,
и оптимтисы, и пессимисты идентично оценивают силу таких факторов, как способности, трудности учебы и везение.
Рис. 2. Самооценка типов атрибуции достижений студентами с разным атрибутивным стилем (второй этап обучения)
Наиболее существенные изменения происходят во второй половине учебного года - после прохождения зимней
экзаменационной сессии и перед летней экзаменационной сессией.
Таблица 3
Самооценка типов атрибуции достижений
студентами с разным атрибутивным стилем (третий этап обучения)
Показатели самооценки пессимисты оптимисты
Мх СКО Cv Мх СКО Cv
способности (ум) 63,82 10,07 15,77 60,96 9,09 14,91
усилие (усердие) 58,54 12,52 21,39 66,34 8,91 13,43
трудности учебы 55,30 13,07 23,63 49,32 8,98 18,22
везение (удача) 54,14 12,65 23,36 50,14 8,73 17,42
Рис. 3. Самооценка типов атрибуции достижений студентами с разным атрибутивным стилем (третий этап обучения)
18
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
Так, используя критерий U-Манна-Уитни, мы обнаружили, что только оценка собственных способностей остается идентично значимым фактором в объяснении студентами-пессимистами и оптимистами успехов в учебной деятельности. В отношении трех других факторов были обнаружены достоверные различия. По-прежнему для студентов с оптимистичным атрибутивным стилем предпринимаемые ими усилия выступают более значимым причинным объяснением собственных успехов (p<0,001). В сравнении с этим для студентов-пессимистов к концу учебного года статистически значимо повышается роль трудностей самой учебы (p<0,05), а также везения (удачи) (p<0,05) в объяснении тех или иных успехов, или, наоборот, неудач в учебной деятельности.
Таким образом, мы можем говорить о том, что не только объективная характеристика типов атрибуции достижений дает нам ценную информацию о представлениях студентов о факторах успеха и неудач в деятельности. Самооценочные суждения студентов позволяют выделить специфические особенности атрибуции достижений студентов с разным атрибутивным стилем. Нами было установлено, что на протяжении учебного года для студентов с оптимистичным стилем атрибуции достижений достоверно более значимым является объяснение успехов в своей деятельности фактором «усердие», что, на наш взгляд, может быть отнесено к объяснению по принципу поиска внутренних резервов для решения тех или иных трудных ситуа-
ций учебной деятельности. Для студентов с пессимистичным атрибутивным стилем к концу учебного года в случае наличия тех или иных успехов в учебной деятельности ключевыми представляются факторы «трудностей учебы» и «везения» (удачи). То есть пессимисты соотносят причины успехов в учебе с факторами, лежащими за пределами внутренних ресурсов; причины успеха лежат во внешней среде, они могут быть случайными и независимыми от самого студента - «мне повезло», «задания были легкие» и прочее.
Дополнительную информацию об особенностях самооценки атрибуции достижений может дать анализ самих трех этапов учебного года (начало-середина-конец) как факторах возникающих в учебной деятельности студентов трудностей. На рисунках 4-6 представлена динамика самооценочных представлений студентов о значимости тех или иных факторов как условиях достижения успеха или неуспеха.
Во-первых, из представленных данных видно, что середина учебного года для обеих групп студентов является «трудным» периодом учебного года. Начало экзаменационной сессии - важнейший период достижения либо успеха, либо неудачи. И, несмотря на то, что для студентов с оптимистичным атрибутивным стилем способности и усердие выступают более значимыми факторами, их позитивная оценка резко падает от начала учебного года к его середине. К концу учебного года значимость этих факторов восстанавливается на прежнем уровне.
Рис. 4. Изменение самооценочных представлений студентов о своих способностях как типе атрибуции достижений в течение учебного года
Психолого-педагогические науки •••
19
Рис. 5. Изменение самооценочных представлений студентов о своих усилиях (усердии) как типе атрибуции достижений в течение учебного года
Рис. 6. Изменение самооценочных представлений студентов о трудностях учебы как типе атрибуции достижений в течение учебного года
Крайне интересные результаты, ярко характеризующие пессимистичный атрибутивный стиль, относятся к изменению в течение учебного года представления о значимости везения как причине удач и неудач в учебной деятельности. Анализ динамики изменения значимости этого фактора показывает, что в течение всего
учебного года - с начала и до его завершения, удача - это все более значимое условие достижения успеха в учебе. Это еще раз подтверждает высказанную ранее идею о том, что для студентов с пессимистичным стилем атрибуции достижении внешние факторы играют первостепенную роль в объяснении причин успехов в учебе.
Рис. 7. Изменение самооценочных представлений студентов о везении (удаче) как типе атрибуции достижений в течение учебного года
20
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
Таким образом, проведенное нами исследование на репрезентативной выборке позволяет делать важный вывод о существенных различиях на уровне статистической значимости между студентами, отличающимися по атрибутивному стилю. Было установлено, что для студентов-
оптимистов свойственен благоприятный тип атрибуции (атрибуция достижений к усилию) в то время, как студенты-пессимисты характеризуются, в подавлю-щем большинстве, неблагоприятным типом атрибуции (атрибуция к везению, трудности задания).
Литература
1. Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов [Текст] / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. М. : Логос, 2006. 184 с. 2. Бибрих Р. Р. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов [Текст] / Р. Р. Бибрих, И. А. Васильев // Вестник МГУ. Психология. 1987. № 2. С. 20-30. 3. Васильев Г. Х. Психолого-педагогические проблемы адаптации студентов первых курсов
[Текст] / Г. Х. Васильев, Н. А. Березовин // Современная высшая школа. 1980. № 1. С. 67-73. 4. Дал-гатов М. М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение [Текст] / М. М. Далгатов. М. : УМК «Психология», 2006. 333 с. 5. Далгатов М. М. Каузальная атрибуция и индивидуально-психологические особенности личности [Текст] / М. М. Далгатов, Н. Т. Магомедова // Ярославский психологический вестник. Вып. 16. Москва-Ярославль : РПО, 2005. С. 76-81.
References
1. Bakshaeva, N. A. Psychology of students' motivation [Text] / N. A. Bakshaeva, A. A. Verbitsky. M.: Logos, 2006. 184 p. 2. Bibrikh R. R. Peculiarities of motivation and aim-formation in the educational activity of junior students [Text] / R. R. Bibrikh, I. A. Vasiliev // MSU Bulletin. Psychology. 1987. # 2. P. 20-30.
3. Vasiliev G. Kh. Psychologo-pedagogical problems of adaptation of first-year students [Text] / G. Kh. Vasiliev, N. A. Berezovin // Contemporary higher school. 1980. # 1. P. 67-73. 4. Dalgatov M. M. Causal attributions and activities: phenomenology, research, change [Text] / M. M. Dalgatov. M.: EMC "Psychology", 2006. 333 p. 5. Dalgatov M. M. Causal attributions and individual psychological characteristics of personality [Text] / M. M. Dalgatov, N. T. Magomedova // Yaroslavl Psychological Bulletin. Vol. 16. M.-Yaroslavl: PRO,
2005. P. 76-81.
Literatura
1. Bakshaeva N. A. Psihologija motivacii studentov [Tekst] / N. A. Bakshaeva, A. A. Verbickij. M. : Logos,
2006. 184 s. 2. Bibrih R. R. Osobennosti motivacii i celeobrazovanija v uchebnoj dejatel'nosti studentov
mladshih kursov [Tekst] / R. R. Bibrih, I. A. Vasil'ev // Vestnik MGU. Psihologija. 1987. № 2. S. 20-30. 3. Vasil'ev G. H. Psihologo-pedagogicheskie problemy adaptacii studentov pervyh kursov [Tekst] / G. H. Vasil'ev, N. A. Berezovin // Sovremennaja vysshaja shkola. 1980. № 1. S. 67-73. 4. Dalgatov M. M. Kau-
zal'naja atribucija i dejatel'nost': fenomenologija, issledovanija, izmenenie [Tekst] / M. M. Dalgatov M. : UMK «Psihologija», 2006. 333 s. 5. Dalgatov. M. M. Kauzal'naja atribucija i individual'no-psihologicheskie osobennosti lichnosti [Tekst] / M. M. Dalgatov, N. T. Magomedova // Jaroslavskij psihologicheskij vestnik. Vyp. 16. Moskva-Jaroslavl' : RPO, 2005. S. 76-81.