Научная статья на тему 'Особенности моделирования виртуальной языковой личности во французской блогосфере'

Особенности моделирования виртуальной языковой личности во французской блогосфере Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности моделирования виртуальной языковой личности во французской блогосфере»

Н.Н. Казнова

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ БЛОГОСФЕРЕ

Антропоцентризм современной науки и популярность виртуальной коммуникации обусловливают сегодняшний интерес исследователей к изучению так называемой виртуальной языковой личности. Целью нашей работы является выявление особенностей моделирования виртуальной языковой личности во французской блогосфере, являющейся самой популярной в Европе [2; 15]. Предмет исследования составляет вербальная реализация уровней языковой личности в виртуальной среде. В качестве материала исследования выступают блоги, предоставленные на одной из наиболее популярных во Франции платформ www.over-blog.com. Общее число изученных единиц - 4890.

Исследователи отмечают, что развитие и функционирование личности происходит параллельно развитию общества. Развитие техники, нередко связанное с ним изменение социальной структуры привели, с одной стороны, к напряжению в отношениях между социумом и индивидом, с другой - к крайне возросшей роли последнего, в силу чего сегодняшнее общество называют индивидуалистским [12; 13]. Наилучшим образом в такое общество вписывается Интернет как главный технический прорыв второй половины ХХ в. Всемирная сеть отражает индивидуалистское существование нашего общества.

Современный или даже гиперсовременный индивид не терпит обезличенности, позиционирует себя как человек свободный, ответственный, творящий, способный создавать проекты, неизбежно опираясь, однако, на принятые в данном социуме нормы и модели поведения. Он сам творит себя с помощью техники, создавая для себя образы, заставляя их жить и становясь в итоге «мифическим персонажем». В таких условиях возникает новое явление - виртуальная личность, т.е. личность, существующая и функционирующая лишь в виртуальной среде. Более того, поскольку единственной реальностью здесь становится речь личности, ее вербальная самопрезентация, исследователи говорят о рождении понятия «виртуальная языковая личность» (далее - ВрЯЛ) [3; 7; 9; 11.]. Как отмечает Г.Н. Трофимова, «человек и общество актуализируются в Интернете через свою вербальную сущность», «текст и личность в виртуальной реальности равнозначны» [10. С. 2, 5].

«За каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка» [5. С. 27]. Перефразируя данное утверждение можно заключить, что за каждым текстом (дискурсом) и гипертекстом в сети стоит языковая личность, владеющая системой языка и реализующая ее в виртуальной среде посредством общения, опосредованного компьютером. ВрЯЛ можно определить как языковую личность, погрузившуюся в мир виртуального взаимодействия и проявляющуюся посредством гипертекстов, создаваемых и интерпретируемых ей в процессе виртуальной коммуникации. Таким образом, мы видим сочетание виртуальной и языковой личности. С одной стороны, мы имеем дело с придуманной, сконструированной личностью, образом, «квазиличностью» [9], которая может иметь мало общего с реальной личностью пользователя сети. В то же время виртуальный образ создается реальной ЯЛ, использующей реальные коммуникативные способности и преследующей определенные цели. Мы полагаем, что между реальной языковой личностью и ее реализацией в виртуальном пространстве устанавливаются отношения, подобные отношениям между образом автора и героем литературного произведения. Образ автора так или иначе проявляется в произведении, герой же - сконструированная автором и воплощенная средствами национального языка личность.

Г.Н. Трофимова называет основными свойствами ВрЯЛ вербальность, интерактивность и анонимность [10. С. 5]. ВрЯЛ в отличие от реальной, лишена ощущения ограниченности во времени и пространстве, имеет иные ценности, главной из которых становит-

ся, очевидно, само конструирование личности. Интернет рассматривается как среда, всячески способствующая развитию тенденции секумлоквиума, т.е. «речи с целью самолюбования» [1. С. 238]). В этом проявляется современный нарциссизм индивида, для которого виртуальный мир - выход из серого и часто слепого по отношению к нему внешнего мира. Особым доказательством этого является популярность создания персональных вебстраниц и блогов.

Виртуальная среда - идеальная платформа для экспериментирования с идентичностью, для конструирования иных образов Я. Интернет создает предпосылки для реализации индивидом своего идеального Я, по крайней мере, помогает «заполнить пустоту между переоцененным видением себя (idéal du moi) и осознанием своего реального поведения (moi)» [16. С. 230]. Невозможность реализовать идеал Я в реальности побуждает личность погрузиться в виртуальный мир, чтобы иметь свободу в выборе образа, поведения и своего окружения.

ВрЯЛ встречается на пути автокреативности с проблемой самопрезентации, или скорее саморепрезентации, поскольку индивид создает иное, новое Я. Саморепрезентация представляет собой совокупность вербальных и невербальных средств, направленных ВрЯЛ на формирование определенного впечатления о себе у собеседника. Создание виртуального образа, т.е. по сути новой личности, является в большой степени творческим процессом. Творчество начинается в момент выбора ника, сетевого имени, которое мотивировано для его носителя и «является скорее маской, которые достаточно распространены в неформальном компьютерном общении, выполняя, однако, роль первичного коммуникативного представления коммуниканта-«собеседника» [8. С. 88]). Таким образом, ник служит созданию первого впечатления в виртуальной среде, где отсутствуют традиционные признаки, формирующие впечатление о собеседнике в реальной ситуации - внешность, пол, раса и т.п.

Поскольку в основе ВрЯЛ лежит понятие языковой личности, мы считаем, что наше исследование должно опираться на анализ трех уровней реализации личности - вербаль-но-семантического, когнитивного и мотивационного.

Вербально-семантический уровень приобретает особое значение в виртуальной среде, где единственной информацией о личности является ее речевая деятельность, языковое оформление ее веб-пространства. Виртуальный дискурс принято считать «письменной фиксацией устной разговорной речи» [10. С. 2]. С одной стороны, общение происходит лишь посредством текста, с другой стороны, мы зачастую имеем дело с фиксацией на письме устной речи со всеми ее особенностями. Виртуальная коммуникация традиционно отличается нарушением правил литературного языка, использованием специфической лексики и особых графических средств. При этом пользователь Интернета, вступая в сетевое общение, прибегает, как правило, к уже распространенным формулам и отклонениям от нормы. Блоггер редко создает нечто новое - новые сокращения, неологизмы, эмотико-ны - он пользуется в своих целях тем, что было создано до него другими пользователями. На наш взгляд, становится специфическим правилом писать в сети по фонетического принципу или нарушать правила синтаксиса. Блог, полностью соответствующий норме и не изобилующий графическими средствами, вызывает сегодня некоторое удивление у пользователей Интернета.

О когнитивной составляющей личности блоггера может свидетельствовать выбранный им ник и тематическое разнообразие дневников.

Поскольку ник обладает особой номинативной значимостью для блоггера, автор блога выбирает ник исходя из своих интересов, ожиданий и целей. Блоги выделяются на фоне большинства других жанров Интернет-коммуникации своей индивидуализированно-стью. Это априори личное виртуальное пространство, поэтому мы часто встречаем ники блоггеров, представляющие имена или сочетание имени и фамилии: anna, anne-sophie, josephine, marine, Alex, charles, marc, Agathe; Anne Messines, Antoine Chiari, guibert antoine, pierre lelong, Emilie-Pasquier, Lucie BONNESOEUR. Некоторые блоггеры выбирают в ка-

честве ника имя известного человека, исторической личности, сказочного, мифического или киноперсонажа: Vanessa paradis du 64, la tit rihanna du 50, ronaldo, pour toi céline dion mon idole, elvis, M-Jackson, Shrek, Hannibal, rambo, сésar, apollon, Trystan, Zephyr, Pythagore, Sisyphe.

Попытка создания некоего сообщества по интересам и стремление найти в сети единомышленников побуждают некоторых блоггеров выбирать ник, представляющий собой словосочетание или целую фразу, отражающую тематическое наполнение блога: Passion-manga, Secret Pokemon, x-rock-emo-x, SECRET STORY 2, Pirates des Caraïbes, Mes bonnes recettes, Art-et-peinture, les créations d'Alice, Tendre plume, citoyen en colere, Pensées et réflexions..., SOS animaux, equipe de france, david-entreprise, VOYAGE NATURE, Road To New York, Arnaud aux USA и т.д.

Особую группу составляют ники, представляющие собой некие прецедентные образы: Rikki-tikki-tavi, L'Orchidée Sauvage, Renardaviateur. К прецедентным именам мы можем отнести также названия фильмов и фирменных марок: BOunty (шоколад), IceAge (мультфильм), Gossip Girl (американская телевизионная драма), Alka-Seltzer (лекарство), dessinemoiunmouton (известнейшая фраза из «Маленького принца»), radio-gaga (название популярной песни группы Quenn), Je rêve d'un monde... (название песни М. Польнарефа).

Особую группу ников можно обозначить как «скрытое цитирование прецедентных текстов, в том числе трансформированные цитаты, т.е. измененные говорящим, данной ЯЛ применительно к случаю, но в твердой убежденности, что они остались узнаваемы, восстанавливаемы» [5. С. 231]: !!!! mini bronzé !!!! (популярный комический образ «загорелого», взятый из французских фильмов «Загорелые» и «Загорелые на лыжах»), Quentin Tarasconi (ассоциируемый с главным персонажем произведений А. Додэ - Тартареном из Тараскона), L'autre c'est moi (трансформация известнейшего высказывания Je est un autre, одного из основополагающих в творчестве Сартра).

Наконец, мы отметили определенную степень стереотипности в выборе ников. Эти стереотипы различаются в различных возрастных группах и зависят от пола ВрЯЛ. Среди приемов, используемых при создании таких стереотипных ников, можно выделить подчеркивание гендерного статуса (miss 95, Mademoiselle A., Mr.Moi, mr_flo), перенесение в сеть любимых книжных образов представителей определенного возраста, например, подросткового и юношеского возраста (Princesse juju, Fée, Milady, agent007, Le Pirate Tipiak, Mousquetaire009900), попытка выделиться, заявить о своей силе и значимости (boss du 93, king of world), акцент на молодой, или даже детский, возраст, часто с использованием прилагательного petit(e) или его дериватов (babY, Titi_des_vosges, Ptit Coeur, PtiTe EïDlewEsS).

Наполнение французских блогов предсказуемо и стереотипно. Для каждой возрастной группы существует набор определенных тем, которым посвящены дневники и которые вызывают живой интерес у пользователей сети. Так, для детей и подростков Франции особый интерес представляют компьютерные игры, мультфильмы, особенно японские аниме, комиксы, спорт, музыка. Для подростков характерно стремление к творческому самовыражению, что отражается в выборе определенных тем блогов: живопись, фото, видео, музыка, стихотворчество и т.п. Кроме того, велика в этом возрасте привязанность личности к определенным сообществам, поэтому темой блога нередко выступает деятельность ассоциации, жизнь компании или субкультурного сообщества. Представители первого зрелого возраста также склонны интересоваться определенными сферами деятельности: для женщин привлекательны декорирование дома, рукоделие, для мужчин более интересны писательская деятельность, живопись, графика и техника.

В целом круг тем, освещаемых во французских блогах, становится шире у представителей более взрослого возраста. Дневники здесь не столь стереотипны, как у молодых блоггеров, но основные тенденции выявляются достаточно четко. Эти тенденции свидетельствуют о существовании единого когнитивного пространства личностей-носителей французской национальной культуры.

Мотивационный уровень ВрЯЛ представлен двумя группами мотивами создания индивидом своего сетевого пространства, т.е. блога:

1) сознательный уход от реального общения, целенаправленное обращение к виртуальной коммуникации, причинами которого, в свою очередь, могут быть:

а) попытка реализации своего идеального Я, чаще всего не совпадающего с Я реальным. Таким образом, индивид создает свое виртуальное Я, с одной стороны распоряжаясь своими реальными возможностями и способностями, а с другой - стремясь к идеальным целям. Данный мотив связан с основной функцией блога - функцией самовыражения, обращения к своему внутреннему миру;

б) уход от барьеров в реальном общении, а также от норм и правил, сопровождающих живую коммуникацию. По мнению исследователей, блоги - это расширение реального мира [14], освобождение от его границ.

Так, создание блога может способствовать развитию карьеры автора, творческой реализации и связи с теми, с кем по определенной причине невозможно непосредственное общение. Создание же личного, или скорее квазиличного, дневника, позволяет блоггеру выразить скрытые в реальной жизни мысли и эмоции.

2) игровые мотивы, желание индивида приобретения нового опыта и экспериментов со своей идентичностью [4. 17]). Желание индивида уйти от нормативности общества, стремление к самопознанию, особенно у подростков, а также к познанию других, все это побуждает его «примерить» различные маски и сделать определенные выводы. Игровые мотивы проявляются в двух подгруппах:

а) эксперименты с идентичностью для себя, т.е. поиск своего истинного Я, познание своих качеств, целей. Индивид в таком случае сам выбирает для себя один или несколько образов, «примеряя» таким образом разное поведение, прислушиваясь с одной стороны к своим ощущениям в новом «теле» и в то же время видя реакцию на своего виртуального персонажа со стороны других пользователей сети;

б) «игра» с другими «виртуаманами», т.е. некий вызов общественности, желание ее реакции. Блог - прежде всего социальная практика, нежели личная деятельность, скорее социальная деятельность, одновременно интерактивная, дистанционная и письменная. Взаимодействие с читателями, ожидание их комментариев и советов, являются частью мотивации блоггеров [17].

Так, мы встречаем во французской блогосфере дневники вымышленных персонажей, а также тенденцию подростков и молодых людей указывать в профиле своего дневника не свой реальный возраст, а, например, возраст долгожителей или, более того, 2000 лет и т.п. На наш взгляд, именно желание игры, карнавализации виртуального общения, провокации сетевых собеседников побуждает индивида примерять неожиданные речевые маски. Однако, отметим, что несмотря на тщательно придуманный сетевой образ, личность, как правило, не стремиться стилизовать свою речь под ту категорию, к которой предпочитает относиться в виртуальной жизни. Таким образом, ВрЯЛ блоггера - возможно, творческая личность, но лишь в выборе своего образа и поведения, но не языковых особенностей.

Итак, виртуальная языковая личность создается индивидом для его функционирования и самореализации в виртуальной среде. Речь идет о своеобразной речевой маске, которая может отражать истинную идентичность автора или быть полностью придуманной. Особую возможность реализации виртуальная личность получает благодаря блогу, являющимся персонализированным виртуальным пространством.

Проанализировав уровни реализации ВрЯЛ, мы установили, что вербально-семантический, или языковой, уровень приобретает в виртуальной среде особую значимость, поскольку формирование сетевой идентичность происходит исключительно посредством вербализации. Когнитивный уровень, отражающий общие представления о мире, идеи и стереотипы, может быть выявлен посредством анализа ников, стереотипных языковых особенностей блогов, а также обсуждаемых тем. Наконец, мотивационный уровень оказывается традиционно важным для понимания функционирования ЯЛ в сети.

Среди мотивов создания блога мы выделяем, во-первых, сознательный уход от реального общения, связанных с них барьеров и невозможности реализации идеального Я индивида, и, во-вторых, стремление экспериментирования с идентичностью личности и желание реакции на свое появление в виртуальном мире.

Литература

1. Войскунский А. Я говорю, мы говорим... - М., ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 269 с.

2. Гогитидзе К. Французы - самые активные блоггеры // http://itua.info/news/internet, 2006.

3. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация в гендерном измерении // Вестник Пермского университета. Филология. Язык. Культура. Цивилизация. Научный журнал. Выпуск 3. Гл. ред. В.В. Маланин. - Пермь, Пермск. гос.ун-т, 2006. - С.219-229.

4. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy, 1999.

5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность - М.: Едиториал УРСС, 2004. -

264 с.

6. Ковальская Л.Г. Компьютерно-медийная коммуникация в современном мире: лингвистический аспект // Язык. Этнос. Сознание. Т.1 - Майкоп, 2003. - С. 65-77.

7. Кондрашова О.В., Кондрашов П.Е. Социальная идентификация языковой личности при общении с помощью современных компьютерных технологий // Язык. Этнос. Сознание. Т.1 - Майкоп, 2003. - С. 86-89.

8. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Автореф. дис ... доктора филол наук. - Волгоград, 2009.

9. Трофимова Г.Н. Функционирование русского языка в Интернет: концептуально-сущностные доминанты. Автореф. дис. ... доктора филол. наук. - М., 2004.

10. Трофимова Г.Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: Монография. - М., Издательство РУДН, 2004. - 380 с.

11. Akoun A. Nouvelles technologies de communication et nouveaux liens sociaux // Presses Universitaires de France / Cahiers internationaux de sociologie, 2002/1, №112, pp.7-15.

12. Gaulejac V. de Le sujet manqué. L'individu face aux contradictions de l'hypermodernité // L'individu hypermoderne. Sous la direction de Nicole Aubert. - Ramonville Saint-Agne, Editions Erès, 2005. - 324p.

13. Huffaker D.A., Calvert S.L. Gender, identity and language use in teenage blogs // JCMC, 10(2), 2005.

14. Jauréguiberry F., Proulx S. Internet, nouvel espace citoyen ? Paris, L'Harmattan, 2002. - 254p.

15. La moitié des ados regardent la télé sur le net // http://leparisien.fr/societe/la-moitie-des-ados-regardent-la-tele-sur-le-net-06-01-2010-767602.php

16. Martin O. L'Internet des 10-20 ans. Une ressource pour une communication autonome // Réseaux, 2004/1, №123, pp.25-58.

17. Rouquette S. Les blogs « extimes » : analyse sociologique de l'interactivité des blogs // Tic&société. Vol. 2, №1, 2008.

Р.А. Каримова

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В УСТНОМ ДИСКУРСЕ

С изменениями в современном общественном сознании расширилось поле непосредственного общения, что дает основание для суждений о дифференциации устных речевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.