н.н. казнова, и.г. овчинникова УДк 811'42+316.77
специфика коммуникации в социальных сетях по сравнению с блогосферой
В статье рассматривается Интернет как востребованная коммуникативная технология, позволяющая выбирать оптимальный формат и жанр общения. Авторы сравнивают возможности, предоставляемые для общения социальными сетями и блог-платформами. Отмечается, что соцсети на сегодняшний день занимают более высокие позиции в списке предпочтений Интернет-пользователей. Выделяются общие и специфические черты жанров как «третичных» жанров в соответствии с концепцией Михаила Бахтина, касающиеся, в частности, их природы, языка, обслуживающего подобную коммуникацию, а также модели осуществления коммуникативного акта и функций, выполняемых блогами и сообщениями в социальными сетями. Мы рассматривает технолигию (платформу для коммуникации, программное обеспечение, интерфейс) в качестве жанрообразующего признака.
Ключевые слова: Интернет-коммуникация, «третичный» речевой жанр, блог, социальная сеть, самопрезентация, автономинация.
Natalia N. Kaznova, Irina G. ovchinnikova
specific features of computer mediated communication: social networks vs. weblogs
The article examines the Internet as an essential communicative technology. The authors analyse specific features for communication in social networks in comparison with blogging platforms. The analysis helps to define general and specific characteristics of weblogs and networks referring to their nature, language, models of the communicative act and functions of genres. A genre in the computer mediated communication is considered in the context of Mikhail Bakhtin theory. The technology (platform or networks) provides specific peculiarities for genres.
Keywords: communication, Internet, genre, discourse, blogging platforms, social network, self-presentation, nickname.
к постановке проблемы: зависимость интернет-жанров от технологии компьютерно-опосредованной коммуникации
Общение - это социальное взаимодействие, без которого невозможно как развитие цивилизации, так и человеческое бытие как таковое. Это базовая потребность человека, которую Б.Ф. Ломов сравнивает с витальными потребностями индивида: «Общение является необходимым условием нормального развития чело-
века как члена общества, как личности» [Ломов 1999: 199]. Общение как основа человеческой жизнедеятельности представляет собой деятельность, подверженную изменениям под влиянием меняющихся условий коммуникации и каналов связи. Особый вклад в развитие коммуникации внесла научно-техническая революция, прежде всего - появление в ХХ веке Интернета как нового средства связи.
Интернет - это не только средство связи, это особый социальный, психологический и культурный феномен. Значительная часть коммуникаций перемещается сегодня в новое измерение - виртуальную реальность. Интернет предоставляет индивиду практически неограниченные возможности связи и взаимодействия с другими индивидами, а также возможности самопрезентации и самовыражения [Казнова 2011].
Виртуальное общение осуществляется в рамках традиционной модели коммуникации: отправитель сообщения - канал связи - получатель сообщения. В то же время изменение канала коммуникации влечет за собой трансформацию всех составляющих коммуникативного акта. Отправитель сообщения учитывает особенности используемого канала связи, поскольку заинтересован в релевантной реакции адресата на свое сообщение. Адресат определяет интенцию адресанта на основе доступных ему в используемом канале связи средств (вербального сообщения, интонации, мимики, почерка, других невербальных компонентов). Само сообщение в зависимости от канала связи и формы языка (устный, письменный, устно-письменный) строится по-разному. Модели речевого поведения, отражающие выработанные на практике способы языкового оформления сообщения и взаимодействия с адресатом, варьируют в зависимости от канала связи. Наиболее ярким воплощением такой вариативности выступают речевые жанры. Трансформация первичных речевых жанров, по М.М. Бахтину, во вторичные происходила при усложнении коммуникации и необходимости усовершенствовать социальное взаимодействие в условиях письменного общения в контексте «высокой» элитарной культуры [Бахтин 1979]. Соответственно, новый канал связи стимулирует развитие новых и обновление существующих моделей речевого поведения, новых жанров.
Компьютерно-опосредованная коммуникация может носить межличностный, групповой или массовый характер в зависимости от Интернет-жанра. Само понятие жанра компьютерно-опосредованного общения еще не устоялось в науке. Наибольшее распространение получило определение Е.И. Горошко и Е.А. Жигалиной, в котором жанр представляет собой оформление типичной ситуации социального взаимодействия посредством сети Интернет в вербальных и невербальных знаках [Горошко, Жигалина 2011 http://www.textology.ru/article. aspx?aId=223]. На наш взгляд, в определение стоит ввести еще один параметр, а именно - платформу, то есть технологию использования глобальной сети, поскольку технология предполагает разные степени свободы использования глобальной сети. Интерфейс платформы предопределяет возможности участия в коммуникации, способ включения и меру информированности о других участниках коммуникативного акта.
При работе с Интернет-жанрами мы опираемся на теорию М.М. Бахтина о соотношении первичных и вторичных жанров [Бахтин 1979]. Подобно тому, как вторичные жанры появляются в иной, более сложной культурной среде, для общения в которой трансформируются первичные речевые жанры, «третичные» интернет-жанры рождаются в ответ на «вызов» нового канала коммуникации. В зависимости от портала и характера публикации, в Интернет функционируют как традиционные жанры (например, в электронных СМИ), так и специфические (блог, электронное письмо и др.). В сети возможно деловое общение, размещение официальных документов, литературно-художественное творчество, бытовой диалог - и наряду с этим возникает сетелитература, пост, полилог в комментариях и многое другое. В новых жанрах используются технические возможности канала связи: гипертекстуальность, сочетание вербального кода с видео- и аудиоматериа-лами, интерактивность, синхронность коммуникации нескольких пользователей, возможность сочетания различных регистров общения в рамках одного жанра, групповой и даже массовый характер коммуникации. Даже авторство речевого сообщения в Интернет представлено иным образом, чем в реальности, поскольку гипертекст по природе своей стремится к анонимности.
Необходимо принимать во внимание и специфический для компьютерно-опосредованной коммуникации параметр взаимодействия, а именно технологическую сторону: поисковые системы, форумы, социальные сети, блог-платформы, почтовые серверы и т.п. Каждая из технологий предоставляет особый, характерный для нее формат общения. Этот формат общения проявляется в ограничениях как лингвистического, так и экстралингвистического характера. Причем ограничения касаются не столько норм, которые пока не кодифицированы, а только формируются, а собственно узуса. Именно узус определяет ограничения на варианты национального языка, длину текста, типы речевых актов, использование ников, разнообразие невербальных компонентов, саму возможность и количество гиперссылок, а также многое другое. Таким образом, при рассмотрении Интернет-жанров существенно принимать во внимание «третичный» характер некоторых из них и технологическую платформу их функционирования. Соотношение технологической платформы и жанра пока остается в стороне основных интересов исследователей виртуальной коммуникации. Мы сосредоточимся на анализе различий жанров и правил общения в рамках двух различных технологий: социальной сети и блог-платформы. Выбор объектов анализа обусловлен близостью возможностей коммуникации в блогах и социальных сетях. Применительно к пользователям социальных сетей и блог-платформ зачастую применяют один и тот же термин -блоггер, хотя формат общения и характеристики сообщений существенно различаются. Попытаемся описать эти различия.
Блог и сообщение в социальной сети как «третичные» жанры интернет-коммуникации
Среди «третичных» речевых жанров сети Интернет особое место занимает блог. Этот жанр, имеющий аналоги в реальной коммуникации, быстро приоб-
рел популярность и получил особое признание. Пользователями блогов являются прежде всего представители зрелого и пожилого возраста, для которых блог -возможность достижения целей, самореализации и расширения социальных контактов [Казнова 2011]. Молодые посетители блог-платформ и социальных сетей довольно быстро сменили блог на более компактные сетевые жанры, покинув блог-платформы и сосредоточившись на микроблогах Twitter, коротких сообщениях в социальных сетях Вконтакте, Одноклассники или Facebook и фотографиях в Instagram. Причем доступные русскоязычным пользователям социальные сети существенно расходятся по социальным характеристикам: в то время как дети сидят Вконтакте, их родители общаются на Одноклассниках. Оформление страницы в социальных сетях существенно отличается от того, что представлено на блог-платформах. Пользователи социальной сети могут наблюдать активность своих друзей, их присутствие в сети, оперативно получать информацию о реакции на собственные сообщения и комментарии. Такие возможности интерфейса диктуют определенный формат общения и влияют на проявление жанровых параметров сообщения.
Приведем основную характеристику социальных сетей русскоязычного сектора Интернета.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, сколько российских пользователей Интернета сегодня зарегистрированы в социальных сетях и какие именно социальные медиа популярны в России. Доля пользователей сети Интернет к началу июля 2013 достигла уже 57% (против 49% в 2012 году), причем наиболее стремительно растет доля ежедневных пользователей Сети (с 30 до 36% за год). Не пользуются ресурсами «всемирной паутины» сегодня немногим более 45%.
В социальных сетях сегодня зарегистрированы 82% пользователей Интернета (еще в 2010 году этот показатель составлял 52%). Типичный пользователь социальных медиа - это человек в возрасте 18-24 лет (96%), обеспеченный (87%), проживающий в Москве и Санкт-Петербурге (94%). Самыми популярными социальными сетями Рунета остаются Одноклассники (ими пользуются 62% пользователей Интернета) и ВКонтакте» (73%). Третье место занимает сеть «Мой мир», популярность которой существенно выросла (с 22 до 31%). Значительно увеличилась аудитория зарубежных сетей Facebook (с 5 до 18%) и Twitter (с 2 до 9%). Доля пользователей остальных сетей не превышает 6%. Особенно интенсивно растет количество пользователей Twitter (http://habrahabr.ru/company/palitrumlab/ blog/186422/ Проверено 24.08.2014). В основном россияне используют локальные социальные сервисы, что нетипично для европейских стран. Многие из пользователей имеют аккаунты в мировых социальных сетях, но до сих пор в них не мигрировали. Наиболее популярная в России блог-платформа ЖЖ (Живой журнал, LiveJournal) в сущности превратилась в Интернет-СМИ, поскольку блоги активно ведет только 1 % пользователей, которые оставляют хотя бы одну запись в неделю. На смену ЖЖ приходит проект «Сноб», в котором блог-платформа существует как вариант журнала со специальными рубриками и приглашенными гостями.
Проанализировав природу блога, мы пришли к выводу, что речь идет о синтетической форме, имеющей черты, с одной стороны, других Интернет-жанров (персональной страницы, форума и др.) и, с другой стороны, традиционных литературных и эпистолярных жанров [Казнова 2011]. Блог является, с одной стороны, новой формой классического интимного дневника; с другой стороны, представляет собой трансформацию таких литературных жанров, как исповедь, биография, автобиография, путевые заметки. В качестве смежного с блогом функционирует специфический Интернет-жанр - самопрезентация [Бондарькова 2014]. Поскольку потребность в ведении дневника испытывают отнюдь не все, постольку авторов блогов заведомо меньше, чем пользователей социальных сетей.
Сообщения в социальных сетях, как и блоги, представляют собой синтетический жанр: здесь и мультимедийные послания автора, и краткие сообщения о текущем статусе автора или важных новостях, и комментарии других пользователей, и информация из других Интернет-источников. Причем комментарии представляют собой отдельный специфический жанр, поскольку для его реализации необходимо первичное, «комментируемое» сообщение [Сидорова 2014]. Характер сообщений и способы самопрезентации их авторов существенно отличаются в блогах и социальных сетях. Мы рассмотрим сходства и различия в общении на блог-платформах и в социальных сетях и на этом основании выясним причины несовпадения речевого поведения пользователей упомянутых форматов компьютерно-опосредованного общения. Проанализируем оба жанра с точки зрения их содержательных и функциональных признаков.
В плане содержания блога и сообщений в социальной сети выявляются как сходства, так и различия. Общими оказываются закономерности функционирования языка, обусловленные игровой направленностью Интернет-общения [Крон-гауз 2013]. Мы отмечаем как в русских, так и во французских и англоязычных блогах иноязычные вкрапления, сниженную лексику, сокращения, словотворчество, комбинирование символов, зачастую намеренное нарушение грамматических правил и фонетическое письмо, а также явную тенденцию сетевого дискурса к аграмматизму и упрощению средств языкового выражения. Приведем несколько примеров на французском языке:
mon couzin françois entrin de jouer a la psp !!!!!!!!!! J adore trp cette ideo et la musique est super л_л i loveeee л_л Chui un peu folle =) Chui Complettemnt amoureuse =P et puis mon blog et lapour me présneter xD
Что касается наполнения блогов и соцсетей, то оно не ограничивается текстом, превращая запись в мультимедийный ресурс. Помимо текста авторы публикуют фото-, видео- и аудиоматериалы, гиперссылки на другие Интернет-ресурсы и т.д. В ответ на потребность пользователей упростить процедуру размещения собственных фото- и видео-материалов появляются специализированные сети (Instagram). Причем в социальных сетях больше мультимедийного содержания, поскольку бытуют неоговоренные ограничения на размер текста: не только читатели сетуют, что многа букав, но и сами авторы извиняются: Друзья, это большой
текст, 52 т.з., некуда больше его положить. Опыт показал, что с телефона такие не читаются, открываются без пробелов, поэтому это, скорее, для монитора. Стремление к быстроте реакции на размещенную в сети информацию, к оптимизации передачи новостей привело к появлению специфической платформы для микро-блогов - Twitter, размер сообщения в которой ограничен 140 символами.
основные отличия сообщения в социальной сети от блога
Мы выделяем пять основных отличий блогов от сообщений в социальных
сетях.
Во-первых, социальные сети отличаются от блогов массовостью коммуникации: страничка в социальной сети позволяет любому пользователю вступать в контакт со всеми остальными, объединяться в группы, создавать дополнительные страницы, даже не публикуя собственные сообщения. Многие записи («посты») подчеркнуто вторичны, нацелены исключительно на широкое распространение готового содержания, которое зачастую публикуется без всяких комментариев со стороны хозяина странички. Пользователи социальных сетей активно расширяют свой круг общения, присоединяя друзей своих друзей.
По сравнению с записями в социальных сетях блоги являются более элитарным жанром. Можно сказать, что вести блог сложнее, чем писать в социальных сетях: это отнимает больше времени, сообщения здесь обычно объемнее и глубже, содержат больше ссылок и гиперссылок на другие ресурсы для обоснования авторской позиции. Эти черты сближают блог со статьей в электронных СМИ. В последнее время обозначилась такая тенденция: пользователи социальных сетей размещают на своей страничке ссылку на собственный текст в блоге, если длина текста не соответствует формату общения в сети. В таком случае автор пытается использовать массовость коммуникации в социальных сетях, привлекая внимание к своему блогу.
Во-вторых, скорость реакции на события, скорость информационного и коммуникационного обмена существенно отличается в блогах и социальных сетях. Социальные сети заметно быстрее реагируют на новости, что обусловлено как массовостью, так и краткостью сообщений, поскольку для создания записи на блог-платформе требуется существенно больше времени. Скоростью реакции и контактов обусловлено некоторое небрежение деталями и неряшливость в интерпретации информации в социальных сетях. Для пользователей социальная сеть становится основным источником новостей, а блог - способом их различного осмысления и толкования. Особую роль в распространении новостей и формировании «новостной волны» играет Twitter [Овчинникова 2013; Горошко, Полякова 1914].
В-третьих, авторство записей оформляется и проявляется по-разному. Специфический характер канала связи влияет на все составляющие коммуникативного акта в сети. Анонимность контактов позволяет коммуникантам представать перед собеседниками в качестве сознательно сконструированного
персонажа. Вступая в сетевое общение, его участники сталкиваются не с реальными людьми, но с теми репрезентациями, образами, которые авторы Интернет-сообщений предлагают. Виртуальный образ может совпадать с реальной личностью пользователя или, напротив, быть сконструированным, не имеющим ничего общего с реальным индивидом. Возможность конструирования образа спровоцировала появление специфического жанра самопрезентации [Бондарь-кова 2014; Овчинникова 2013]. Единственным каналом информации о собеседнике в виртуальной коммуникации является его текст в сочетании с невербальными компонентами и мультимедийным содержанием. Автор блога - фигура эфемерная. Не имея возможности точно установить пользователя, создавшего дневник, мы вынуждены доверять тому образу, который нам предложен. Собственно, точное авторство блога не имеет особой значимости, в отличие от его содержания - передаваемого послания.
Социальные сети, напротив, изначально нацелены на установление контактов между реальными людьми, а не виртуальными образами. Безусловно, профиль в соцсети может быть создан для игры, для «подглядывания» или просто по воле моды, и тогда вместо настоящего имени указываются вымышленные данные. Для описания пользователей сетей оказывается релевантным концепция «типажа» [Рогачева 2011]. Типаж виртуальной языковой личности отражает ее связь с профессиональной сферой и сферой личных интересов, а также определяет характерные средства Интернет-коммуникации. Для типажа характерно, наряду с другими особенностями, еще и предпочтение определенной модели автономинации. Те, кто сохраняет в виртуальном общении свои реальные черты, используя компьютерно-опосредованную коммуникацию для расширения профессионального общения или хобби, как правило сохраняют и свое реальное имя.
Различия в самопрезентации между авторами блогов и пользователями социальной сети заметны в автономинациях. В обследованной нами случайной выборке личных страниц в сетях Facebook и Twitter пользователи предпочитают указывать свои настоящие имя и фамилию в 60% и 50% случаев соответственно. А вот в блогах полные имена сохранять не принято, так поступают менее 5% пишущих; авторы блогов предпочитают ники, отражающие их профессию (Хац-кер, Профессор, Байт), интересы (сэр Гарри Поттер, Чарли Чаплин), хобби (SOSanimal), черты характера и настроение (Хреновомне, Бессонница Грусть, Злой), а иногда - адреса электронной почты, по которым порой можно восстановить имя автора блога. Полагаем, что отношение к автономинации отражает мотив вступления в компьютерно-опосредованную коммуникацию: чем меньше виртуальное общение предназначено для решения реальных профессиональных или коммуникативных проблем в кругу знакомых и друзей, тем меньше вероятность сохранения полного имени в качестве ника.
В-четвертых, существенно различается этикет коммуникативного поведения в социальных сетях и на блог-платформах. В социальной сети принято отмечать каждый прочитанный комментарий гостя на собственной страничке
пометкой «нравится» («лайкать») или проставлять оценки (как в Одноклассниках), отсутствие пометы свидетельствует о том, что комментарий не прочитан. Происходящая десемантизация оценки «нравится» проявляется в появлении пометок «нравится» под записями с печальными и даже трагическими сообщениями, хотя порой сами комментаторы таких новостей уточняют: Ставить «лайк» рука не поднимается. Помимо непременного ответа на комментарии гостей, развернутой репликой или «лайком», появляется традиция здороваться и прощаться с сетевым сообществом, поздравлять с праздниками и днями рождения. В блогах такого рода этикетное поведение не востребовано.
В-пятых, интерфейс социальных сетей отличается от блогов оперативностью. Создавая сообщение для своего блога, пользователь сосредоточен исключительно на нем. Блоггер не отслеживает действия других пользователей блог-платформы, имея возможность, разумеется, в любой момент прочитать посты других авторов и прокомментировать их. Интерфейс социальной сети дает возможность иметь всю информацию «перед глазами». Во-первых, в соцсети отражается, кто из «друзей» находится онлайн. Во-вторых, можно понять, было ли прочитано личное сообщение, а также набирает ли оппонент ответное сообщение. Все это ведет к моментальности коммуникации в соцсети: пользователи общаются здесь и сейчас, сразу получая ответную реакцию, тогда как коммуникация в блоге отличается значительно меньшей скоростью обмена посланиями.
Перейдем к функциональному аспекту исследуемых жанров.
Мотивами создания блога выступают: попытка компенсировать недостатки обыденного общения (социальные, культурные или иные барьеры, которые разрушаются в компьютерно-опосредованном общении и позволяют выходить на связь с большим количеством пользователей), желание осуществить эксперимент со своей идентичностью или вступить в игру с другими виртуамана-ми. Однако главной функцией блога мы считаем креативную, созидательную. Суть блога заключена в послании, в сообщении блоггера. Индивид, желающий высказать миру свою позицию, поделиться творчеством, найти единомышленников и т.д., создает персональное сетевое пространство и наполняет его тем содержанием, которое считает нужным и важным. Именно поэтому столь распространены блоги журналистов, политиков, музыкантов, художников, которые отнюдь не всегда выступают под своим полным именем. Таким образом, с одной стороны, блоги способствуют установлению и развитию контактов между пользователями сети, с другой - именно в данном жанре наиболее полно и ярко проявляется личность индивида.
Прежде чем перейти к функциям социальных сетей, отметим такое важное свойство виртуального дискурса, как интерактивность. Она проявляется двояко: с одной стороны, в связанности информации, циркулирующей в сети и объединенной посредством гиперссылок, с другой - в единстве пользователей Интернета. Действительно, виртуальная реальность порождает новый тип социума. Это сетевое сообщество, живущее и развивающееся по своим законам. Интернет отражает особенности существования современного информационно-
го общества, обеспечивая основные его ценности - информацию и коммуникацию. Виртуальное общество лишено пирамидальной структуры, что создает равенство. Каждый пользователь сети ощущает себя центром того мира, который создает техническая система [Казнова 2011]. По признаниям многих пользователей, сетевая дружба оказывается не менее прочной, чем реальная; сетевые отношения нередко перерастают в реальные.
Нам кажется, именно здесь кроется главная функция социальных сетей - создание особого сообщества (или даже совокупности подгрупп в рамках одного сообщества). Индивид стремится к общению. Не столь важно, будут ли собеседники знакомы в реальной жизни. Монитор компьютера создает тот надежный барьер, за который не проникнет незнакомец, барьер, защищающий от обид и прочих опасностей реального контакта. Тот мир, который создают сегодня технологии, многие исследователи называют утопичным: это похоже на утопию, поскольку дает ощущение абсолютной свободы [Wolton 1999: 88]. «Ки-бермир - наша новая утопия, наше «pousse-au-jouir-sans-risques» («наслаждайся без риска») [Guillaume 1999: 23].
В силу большого количества контактов в соцсетях пользователи проводят в них много времени за чтением и комментированием чужих сообщений. Целью такого времяпрепровождения становится не желание передать послание, как в блогах, а простая потребность в общении, обозначение своего присутствия в сети, а тем самым - в социуме. Социальные сети позволяют поддерживать не только дружеские, но и профессиональные контакты. Однако, как нам кажется, число тех, кто общается ради общения значительно больше: это школьники и студенты, обсуждающие в сети повседневные события и объединяющиеся по интересам; это пользователи, желающие вернуть прежние контакты (вернуться, по сути, в прежний круг общения, в прежнее сообщество); это те, кто может общаться свободно только в сети (и только в сети быть частью хоть какой-то группы).
Здесь скрывается главный парадокс современного общества: имея по сути бесчисленное количество контактов, индивид явно ощущает нехватку общения, что и побуждает его опробовать все новые виды Интернет-коммуникации, осваивая все новые сетевые жанры. Сегодняшнее развитие техники и коммуникативных технологий «решает две насущные проблемы: одиночества и потребности в единении с другими» [Wolton 1997: 251]. В то же время «досетевой» человек «страдал от недостатка коммуникации» [Gauquelin 1970: 25], что в современном мире преодолимо за счет виртуальных контактов в социальных сетях.
Можно сказать, что все указанные функции блогов и социальных сетей сводятся к одному: сеть способна реализовать то, что не может быть реализовано в действительности, и выполняет, следовательно, компенсаторную функцию. Разумеется, это не единственная, но самая яркая из функций. Виртуальное общение позволяет компенсировать не только личностные проблемы, но и разъединенность коммуникантов в пространстве, несовпадение во времени готовности к общению. Однако компенсаторная функция на блог-платформе и
в социальной сети проявляется по-разному. Блог призван сообщить, передать, выразить, в то время как социальная сеть позволяет избавится от ощущения одиночества и экзистенциального страха.
Модель общения в социальных сетях как «третичный» жанр
Сообщение в социальной сети представляет собой синтетический «третичный» жанр, который на самом деле объединяет несколько подвидов. Возможно, стоит выделять каждый из подвидов в отдельный жанр, поскольку различия в записях весьма существенны. Заметим, что исследователи предпочитают квалифицировать в качестве специфического жанра реализации сообщения в различных социальных сетях на различные темы: например, политический твиттинг [Горошко, Полякова 2014]. В качестве содержания сообщения функционируют не только оригинальные записи авторов, но и новостные и литературные тексты. Общим параметром для всех вариантов содержания, то есть жанрообразующим параметром, выступает интенция социализации, вступления в социальное взаимодействие с группой, объединенной общими интересами или мировоззрением, позиционирование себя в группе как носителя той или иной информации, знания, настроения. Сообщение в социальной сети - это способ заявить о себе в группе, обозначить свое существование и определить сферу влияния. В таком случае разграничение подвидов сообщения как различных жанров существенно в той же мере, в какой выделяют подвиды жанра в журналистике или литературе: спортивный и политический репортаж, лирическая комедия, античная трагедия.
По точному замечанию С.С. Аверинцева, жанры постепенно приобретают и накапливают свои признаки - необходимые и достаточные условия своей идентичности, затем «живут», разделяя участь всего живого, то есть терпя изменения; иногда «умирают», иногда возвращаются к жизни в преобразованном виде [Аверинцев 1986]. Полагаем, что «третичные» жанры в настоящее время накапливают свои признаки, приспосабливаются к технологическим возможностям. В связи с этим весьма симптоматична последовательность появления Интернет-жанров: от блога до сообщения в Twitter жанр последовательно приспосабливается к оптимальному использованию мультимедийности, интерактивности, массовости и скорости информационного обмена.
Модель общения в социальных сетях складывается под влиянием таких факторов, как [Овчинникова 2013]:
• социально-демографическая характеристика пользователя;
• принадлежность пользователя к национальной культурной традиции и субкультуре, позиционирование Я в национальном социокультурном пространстве;
• коммуникативные установки социальной сети (наличие ограничений на размер и формат сообщений);
• технические возможности оборудования, поддерживающие доступ в Интернет и соответствующее программное обеспечение.
Выбор между блогом или возможностью обмениваться сообщениями и комментариями в социальной сети предопределен прежде всего коммуникативными запросами пользователя, его интенцией и мотивами.
Заключение (выводы)
Таким образом, специфика общения в социальных сетях по сравнению с блогами обусловлена как технологическими, так и социальными факторами. Технологические факторы включают степень интерактивности платформы, интерфейс, позволяющий оперативно включаться в полилог, ограничения на размер и модальность сообщений.
Развитие платформ для общения позволяет более интенсивно использовать интерактивность и скорость обмена информацией с адресатами, сочетая массовость с возможностью ограничения коммуникантов пределами группы. Соответственно возникают и развиваются различные варианты заметок в блогах и сообщений в социальных сетях, варьирующие параметры мультимедийности и интерактивности.
список литературы
Аверинцев С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986. - С. 104-116.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. -
424 с.
Бондарькова А.В. Самопрезентация как особый Интернет-жанр (на материале русскоязычных блогов). Вопросы психолингвистики. - 2014. - Вып. 1(19).
- С. 78-91.
Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное. - 2011 // Текстология.ги. URL: http://www.textology.ru/article. aspx?aId=223 (дата обращения: 24.07.2014).
Казнова Н.Н. Трансформация языковой личности в интернет-коммуникации (на примере французской блогосферы). Дисс... канд. филол. наук.
- Пермь, 2011. - 238 с.
КронгаузМ. Самоучитель Олбанского. Астрель, Corpus, 2013. - 416 c.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1999. - 350 с.
Овчинникова И.Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на материале социальной сети Твиттер). Вестник Пермского университета. Серия: Политология. - 2013. № 2. - С. 143-156.
Рогачева Н. Б. Структура и функционирование вторичных речевых жанров Интернет-коммуникации (на материале русского и английского языков): ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2011. - 23 с.
Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального Интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2014. - 23 с.
Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. -М.: Знание, 1973. - 32 с.
Gauquelin F. Savoir communiquer. - Paris, Editions RETZ. - 1970. - 256 p.
Guillaume M. L'empire des réseaux. - Paris, Descartes & Cie. - 1999. - 160 p.
Wolton D. Internet et après ? Une théorie critique des nouveaux médias. Mayenne, Flammarion. - 1999. - 242 p.
Wolton D. Penser la communication. Flammarion. - 1997. - 416 p.