Научная статья на тему 'Жанры персонального интернет-дискурса: коммуникативные экспликации личности'

Жанры персонального интернет-дискурса: коммуникативные экспликации личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1557
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ЖАНР / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Митягина Вера Александровна, Сидорова Ирина Геннадьевна

Исследование посвящено выявлению логики формирования и функционирования жанровой системы персонального интернет-дискурса и направлено на установление особенностей актуальных форм вербального поведения. Работа выполнена в парадигме антропологической лингвистики. Персональный интернет-дискурс рассматривается как социокоммуникативное пространство, в котором осуществляются интеракции человека как индивида и как члена сообщества. Жанры персонального интернет-дискурса детерминированы коммуникативными действиями, доминирующими в формате заданной сетевой платформы и отвечающими ее задачам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанры персонального интернет-дискурса: коммуникативные экспликации личности»

УДК 811.161.1'42 ББК 81.2Рус-5

DOI 10.18500/2311-0740-2016-2-14-105-115

В. А. Митягина, И. Г. Сидорова

Волгоград, Россия

ЖАНРЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА: КОММУНИКАТИВНЫЕ ЭКСПЛИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Исследование посвящено выявлению логики формирования и функционирования жанровой системы персонального интернет-дискурса и направлено на установление особенностей актуальных форм вербального поведения. Работа выполнена в парадигме антропологической лингвистики.

Персональный интернет-дискурс рассматривается как социокоммуникативное пространство, в котором осуществляются интеракции человека как индивида и как члена сообщества. Жанры персонального интернет-дискурса детерминированы коммуникативными действиями, доминирующими в формате заданной сетевой платформы и отвечающими ее задачам.

Ключевые слова: персональный Интернет-дискурс, коммуникативное действие, жанр, языковая личность.

V. A. Mityagina, I. G. Sidorova

Volgograd, Russia

THE GENRES OF THE PERSONAL INTERNET DISCOURSE: COMMUNICATIVE EXPLICATIONS OF A PERSON

Abstract. This article makes clear the formation and functioning of the genre system of the personal Internet discourse and it focuses on the determination of the characteristics of actual forms of verbal behaviour. The article was carried out in the paradigm of anthropological linguistics. Personal Internet discourse is defined as a socio-communicative space in witch personal interactions of a person as individual and a society member take place. The genres of the personal Internet discourse are determined by the communicative actions dominating in the format of the given Network platform and corresponding to its tasks.

Key words: the personal Internet discourse, a communicative action, a genre, a linguistic person.

Сведения об авторах: Митягина Вера Александровна, заведующая кафедрой теории и практики перевода, профессор, доктор филологических наук.

Место работы: Волгоградский государственный университет, Россия.

Сидорова Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, кандидат филологических наук.

Место работы: Волгоградский государственный

медицинский университет, Россия.

E-mail: mitygina@mail.ru, ira.sidorovafomicheva@g

About the authors: Mityagina Vera Aleksandovna, Chair of the Department of the Theory and Practice of Translation, Professor, Doctor of Philology. Place of employment: Volgograd State University, Russia.

Sidorova Irina Gennadyevna, Senior Lecturer of the

Department of Modern Languages with a Latin

Course, Candidate of Philology.

Place of employment: Volgograd State University,

Russia.

il. com

Интернет сегодня - это и результат, и условие масштабных изменений коммуникативных практик. Современное пространство интеракций переживает странную метаморфозу, ограничиваясь пределами сети Интернет и увеличиваясь пропорционально ее расширению. Изучение различных аспектов виртуальной коммуникации предоставляет новые варианты ответа на вопрос о том, как реалии новой информационной эпохи изме-

© Митягина В. А., Сидорова И. Г., 2016

няют языковое поведение человека и влияют на глобальное взаимодействие индивидов и социумов.

Соединяя в себе характеристики информационно-коммуникативного, дискурсивного, социально-ориентированного пространства, репрезентирующего лингвокультурные и социально значимые ценности, Интернет представляет собой новую и постоянно меняющуюся форму коммуникативной реаль-

ности со своими дискурсивными жанрами и участниками общения. Коммуникативные действия, совершаемые человеком в Интернете, реализуются в интернет-жанрах, составляющих систему персонального интернет-дискурса [1].

Межличностная коммуникация развивается в сети под влиянием таких факторов, как интерес к формам общения, максимально реализующим индивидуальность, а также технологические решения, позволяющие современному человеку постоянно оставаться в статусе «онлайн». Коммуникативное поведение индивида в Интернете как предмет исследования трансформировало изучение интернет-дискурса. В фокусе лингвистического анализа по-прежнему остаются стандартные признаки речевых жанров - коммуникативная ситуация, экспрессия и экспрессивная интонация, объем, участники [2], характеристики первичных и вторичных речевых жанров [2-6], но исследование интернет-жанров раздвигает рамки жанровед-ческой парадигмы, прежде всего, посредством детального изучения их медийных, прагматических, структурно-семантических и стилистико-языковых параметров [7-17].

Классификации жанров интернет-коммуникации предпринимаются на основе разных характеристик. Так, Е. И. Горошко и Т. Л. Полякова в разработке «динамической модели типологии жанров» в качестве жан-рообразующего фактора используют тип дискурса: персональный (личные страницы, персональные блоги, форумы, страницы в социальных сетях), политический (политические страницы партий, политический блоги и микроблоги), деловой (веб-страницы фирм, деловые электронные письма и т.д.), массово-информационный дискурс (веб-страницы сетевых СМИ и новостных агентств) и др. [11]. Л. Ю. Иванов выделяет сетевые жанры (порожденные самим использованием языка в сети: чаты и дискуссионные группы) и жанры, заимствованные из других сфер общения (аннотации научно-технических статей и другие жанры специализированных сфер общения) [12]; О. В. Лу-товинова указывает на структуру и композицию текста жанров, дифференцируя дискурсообразующие (СМС, e-mail, форум, чат, блог и др.) и дискурсоприобретенные жанры (виртуальный роман, креатифф, флуд, флейм, спам и послание) [13 : 126223]. В исследованиях А. А. Атабековой особую значимость имеют тип интернет-технологии (электронная почта, чат в син-

хронной и асинхронной разновидностях, мультипользовательские миры, Всемирная паутина) и лингвистический дизайн (электронные библиотеки, сетература, электронные журналы, блоги, микроблоггинг) [18 : 209]. Е. И. Горошко и Т. Л. Полякова отмечают, что проблема выявления однозначных критериев для выделения интернет-жанров чрезвычайно сложна и многообразна, и считают вполне логичным выделять для классификации интернет-жанров три фактора: технологический (веб 1.0 - веб 2.0

- веб 3.0), иерархический (гипержанр - жанр

- субжанр) и коммуникативно-динамический (традиционные коммуникации, конвергенция, гибридизация, мутация) [11 : 123-124].

Действительно, изменение системы жанров интернет-дискурса тесно связано с модернизацией технологических возможностей их использования. Многофункциональные сети предлагают технологическую платформу для новостной коммуникации, блогов, комментариев, систем мгновенного обмена сообщениями и др. форм общения [15 : 157], что, несомненно, ведет к появлению новых жанровых форм.

Так, стремительное развитие социальных медий, работающих на основе концепции веб 2.0, привело к развитию конвергентного жанра твиттинг или блоггинг [10 : 241 ; 11 : 124]. Описание жанра твиттинг Е. И. Горошко и Т. Л. Полякова проводят по следующим жанрообразующим параметрам: 1) цель, концепция автора, концепция адресата, тематика сообщения, время, место; 2) языковые / неязыковые средства оформления жанра [10 : 242]. Детальный анализ жанра твиттинг «как мощного альтернативного источника информации» проведен ими на основе текстов-сообщений (твитов) официальных домашних страниц политических деятелей США, и наблюдения лингвистов относительно потенциала данного жанра персонального дискурса выступают мощным аргументом в дискуссии об успехах и неудачах разных медийных форматов в проведении / освещении предвыборных кампаний.

Интересной представляется работа Ю. В. Щуриной, предлагающей подробное описание жанрового своеобразия социальной сети 1пв1адгат, которое определяется как свойствами, характерными для всех социальных сетей и интернет-коммуникации в целом, так и типичными именно для данной сети признаками: 1) креолизованный характер; 2) использование хэштегов; 3) интерактивность [15 : 156-168].

Особое внимание автор уделяет использованию хэштега в инстаграм-дискурсе: непременным условием «правильного» ведения Инстаграма является применение хэш-тегов (#). Появление такого знака является характеристикой твиттинга, где ограниченность в текстовом пространстве привела к выработке знака, с помощью которого можно передавать слова или словосочетания, обозначающие актуальную ситуацию, место и тему поста [15 : 161].

Хэштеги начинаются с символа «#», за которым следует любое сочетание непробельных символов; чаще всего это слова или фразы, в которых первая буква каждого слова приведена к верхнему регистру. Хэштеги могут встречаться в любой части «тви-та», зачастую пользователи просто добавляют символ «#» перед каким-либо словом [19 : 206].

Так, известный телеканал ТНТ использовал хэштег #почувствуйнашновыйгод, чтобы привлечь внимание к новогоднему эфиру.

А хэштег #comedyclub объединяет все посты, связанные с деятельностью этого телевизионного проекта:

1) Сегодня! @ silavoli24 в Comedy Club! Смотрите в 21:00 на ТНТ! #comedyclub #силаволи Pavel Volya @RealVolya 28 окт.;

2) Очень селективный и абсолютно новый выпуск #ComedyClub ждёт тебя сегодня в 21:00 на #ТНТ!

~ w https://rutube.ru/video/02b69ea02172c1f4415e4 7ae548cfa75/... Телеканал ТНТПодлинная учетная запись @TNT Online 11 нояб.

3) Полный фотоотчёт с концерта Comedy Club (31.10) доступен по ссылке: http://www.crocus-hall.ru/photos/comedy16/. #comedyclub #crocuscityhall Crocus City Hall @crocuscityhall 7 нояб.

Хэштег #instademKu собирает посты с размещенными в сервисе Instagram фотографиями детей:

1) #девочка #доча #дочамоя #мояродная #мояпр елесть #вера #верочка#1п81адетки

2) #племяш#приехалпогостить#худышкрутыш#1 nstaдетки @ Тулиновка

3) #верочка #вера #мояжизнь#зож #вместевесе-лее #дочамоя #дочь #смыслжизни#instaдетки #insta gram

4) #всадике#танцевали#Никита#Элина#под-ружка#instaдетки и т.д.

Хэштег #RussiaSanctions собирает в Twitter все посты, связанные с введенными санкциями против России:

1) Вице-канцлер Германии выступил за снятие санкций с России. #RussiaSanctions, #Russia Psi-phon @RusskiPsiphon 21 сент.

2) US #RussiaSanctions may block sale of India's #EssarOil to @RosneftEN. Indian banks afraid of #OFAC. Tomasz Wlostowski @TomWlost 27 авг.

Ю. В.Щурина акцентирует необходимость отдельного исследования хэштегов, так как их коммуникативный потенциал далеко превосходит первоначально предполагаемые возможности сокращения и индексирования информации: использование хэште-гов в самопрезентации пользователя в интернет-пространстве открывает коммуникантам новые возможности [15 : 162].

Действительно, хэштеги типа #семья, #family, #деньрождения, #ямамасына, #лю6-люнемогу формируют поле постов, в которых пользователи презентуют интернет-сообществу личную жизнь, фотографии и комментарии о семье и детях, презентуя себя как члена этого сообщества.

Заметим также, что все вышеперечисленные классификации интернет-жанров логично исследовать по включению персональных форм общения в Сети, в которых центром коммуникации является человек, его публичное социальное и / или личное коммуникативное действие. Персональный интернет-дискурс может рассматриваться как континуум личностно-ориентированного общения человека в Сети, ориентированный на канал коммуникации, выражение личностной позиции, самоидентификацию, самовыражение и самопрезентацию и реализуемый в следующих интернет-жанрах: персональный сайт, личный блог, социальная сеть и интернет-комментарий [1].

Структура гипертекстового пространства жанров персонального интернет-дискурса зависит от лингвопрагматических характеристик персональной интернет-коммуникации -композиционные единицы гипертекстов помогают упорядочить размещаемую информацию в Интернете в том виде, в котором, по мнению авторов, эта информация должна быть представлена читателям: для персональных сайтов характерна информация биографического типа; для жанра социальных сетей также значима информация о фактах из биографии авторов аккаунтов, которая носит анкетный характер и позволяет

создавать свой собственный, индивидуальный круг общения; блогосфера ориентирована на презентацию внутренних переживаний человека.

Жанровое разнообразие персонального интернет-дискурса напрямую зависит от прагматики коммуникационных интеракций, от структуры и внутренней организации представленных в этих жанрах текстов, а также коммуникативного действия пользователя, поэтому предлагаем считать, что жан-рообразующими параметрами личносто-ориентированной коммуникации в Интернете являются следующие типы эксплицируемого коммуникативного действия интернет-пользователя:

языковой личности, детерминированное четким осознанием цели интернет-общения и эмоциональным состоянием адресанта, направленного на его публичную и всеобщую демонстрацию, которое вербализуется в различных средствах выражения объективной и субъективной оценки; • самовыражение - ценностно-ориентированное / аффективное коммуникативное действие языковой личности, основанное на спонтанном и эмоциональном состоянии адресанта с безусловной верой в «правильность» суждений и результатов.

Данные типы коммуникативного действия являются жанрообразующими признаками следующих жанров персонального интернет-

Рис. 1

• самопрезентация - ценностно-ориентированное коммуникативное действие личности, которое рассматривается самим адресантом как самодостаточная и независимая презентация «себя» как единицы интернет-общения;

• самоидентификация - коммуникативное действие языковой личности, как правило, обусловленное существующими рамками традиционных коммуникативных правил общения в интернет-сообществах, совершаемое в «автоматическом режиме»;

• позиционирование - целерациональное / аффективное коммуникативное действие

дискурса.

Жанр персональный сайт представляет виртуальному пространству публичную языковую личность, самопрезентация которой вербализуется авторской модальностью, использованием личных местоимений и частотностью имен собственных: «Leonardo Calls....» (Леонардо Ди Каприо призывает...), «Leonardo addresses...» (Леонардо Ди Каприо обращается к...); «Leonardo joins artists and public figures.» (Леонардо Ди Каприо объединяет актеров и общественных лиц...) (http://leonardodicaprio.com/); «Madonna is hosting a special event at Art Basel

Miami on December 2nd to benefit Raising Malawi. The event will take place.. » (Мадонна проводит специальный показ фильмов Art Basel в Майями, сбор денежных средств которого идет на благотворительную организацию Raising Malawi. Это событие пройдет...) (http://www.madonna.com/). Функционально-структурная особенность персонального сайта заключается в создании самопрезентационной интернет-формы, представленной совокупностью композиционно-

представляет собой меню, «написанное рукой» актера - «Latest», «Music», «Photography», «Links» и пр. (Рис. 2).

Жанр личный 6лог транслирует образ языковой личности, ориентированной на демонстрацию себя и своей позиции в анализе оценки значимых социальных проблем (недовольство властью, проблемы молодежи, отцов и детей, войны и мира и др.). Личный блог является важной составляющей социально активной интернет-коммуникации, в

ТГУ|£Аил»

OSt^

®$Hír

* t'

VTV

Рис. 2

смысловых информационных единиц (главная страница, тематические разделы, контактные данные). Персональный сайт широко используется представителями элиты -прежде всего, политиками и деятелями шоу-бизнеса.

Персональный сайт известного во всем мире продюсера, режиссера, мультипликатора и писателя Тима Бёртона (Tim Burton) завораживает читателей своей креативностью: сайт представляет собой галерею, где интернет-пользователь (Stain Boy) знакомится с жизнью и творчеством актера, становясь участником анимационного фильма (http://timburton.com/) (Рис. 1).

Персональный сайт американского актера Джефа Бриджеса (Jeff Bridges) (http://www.jeffbridges.com/main.html) выражает «рефлексию» актерской личности. Комбинация личного и публичного тонко подчеркнута дизайнерами: главная страница

ней участвуют как представители политической сферы и бизнеса, так и рядовые пользователи Интернета. Личные блоги организованы в соответствии с концептуальной идеей автора, каждая запись представляет собой изложение отдельной точки зрения блогера и являет собой действие, которое характеризуется логичностью и целостностью. Блог является прямым наследником жанра личного дневника, однако приватность персональных записей сменили публичность и ориентированность на потенциальную аудиторию. Прямую связь жанров дневника и блога убедительно доказывает проект «The Diary of Samuel Pepys». С 1 января 2003 по май 2012 в режиме «реального времени» личного блога публиковался дневник 26-летнего жителя Лондона Семуэля Пепписа (Samuel Pepys), который ежедневно велся им в течение 10 лет, начиная с 1 января 1660 года (http://www.pepysdiary.com/).

Автор описывает жизненный уклад того времени, людей, с которыми общался. Повтор дневника в форме блога вызвал огромный интерес интернет-читателей своей проекцией взгляда на жизнь и людей сквозь время.

Личный блог известного в России певца Александра Шнура - это вариант презентации творческой личности в форме обновляемого списка записей с размещенными клипами (http://shnur-de.livejournal.com/). Вниманию поклонников этого незаурядного и яркого артиста предлагается блог как вариант, позволяющий представить свое творчество вне цензуры.

Телеведущая, продюсер телеканала «МАТЧ» и общественный деятель Тина Канделаки ведет блог в ЖЖ довольно давно, размещая свои записи как личную беседу с интернет-читателем (http://tikandelaki.livejournal.com/):

«Вчера у ЦСК «Апостол» был день рождения. Интересно смотреть на то, как за восемь лет компания, которая насчитывала пару человек и размещалась на кухне, выросла в большой и хорошо функционирующий организм, готовый браться и, что важно, доводить до успешного завершения самые амбициозные проекты...»; «В 2008 году мы запустили политическое ток-шоу «Нереальная политика». Оно была первой ласточкой интернет-программ в нашей стране..»; «Помню, как мы арендовали для пилота студию и оборудование за 12 тысяч рублей. За стеной все время что-то сверлили, а звук дрели можно услышать на той первой записи выпуска с Ириной Салтыковой, который просмотрели 26 тысяч человек.»; «Здесь я должна сделать лирическое отступление.»; «Мне часто приходилось слышать, что Вася - это, собственно, и есть «Апостол». Потрясающий оратор, великий диктатор, визионер, человек с заразительным смехом, железной рукой, молниеносной реакцией и очень тонко чувствующий тренды.».

Личный блог в микроблоге Twitter, по нашему мнению, - субжанр интернет-жанра личный блог, коммуникативно-прагматическая задача которого - демонстрация личной жизни, привлечение внимания к своей личности, увеличение числа подписчиков, быстрый доступ к новостям из жизни знаменитостей. Принимая во внимание последние исследования микроблоггинга (твиттинг и блоггинг) [10 ; 11], представляется логичным считать этот конвергентный жанр персональной интернет-коммуникации как частный случай жанра личный блог, поскольку в нем реализуется особая форма ведения блога,

информирования и поддержания связей, обусловленная мгновенностью размещения твитов и динамикой их реагирования на них. Индивидуальный подход автора при создании персонального микроблога эксплицируется языковыми средствами жанра (фоне-тико-графическими, лексическими, морфологическими, особенностью синтаксиса и стилистики):

1) Твит телевизионного канала «РБК» «Американцы признали избрание Трампа легитимныгм» £https://twitter.com/ru_rbc) представляет собой хронологический анонс происходящих событий в мире и России, которые носят важный характер;

2) Твит русского певица Джигана «Хабиб танк!

Поздравляю с победой! Уважение! »

(https://twitter.com/iamGeeGun) - это личная переписка между самим певцом и его другом, бойцом смешанного стиля Хабибом Нурмагомедовым. Обращение «танк» и использование анимации в твите - иллюстрации к поздравлению с победой;

3) Твит русского певица Александра Буйнова «Ольга Орлова, классная девчонка без возраста! С Днем рождения, любимая, маленькая, сильная женщина! Не меняйся никогда! Мыг все тебя лю-бииим!!!» (https://twitter.com/anbuinov) также, являясь личным письмом-поздравлением, становится публичным и мультиплицирует эмотивное коммуникативное действие.

Жанр социальная сеть предполагает коммуникативную экспликацию языковой личности, самоидентификация которой определяется преимущественно в рамках действий, устанавливаемых правилами общения в заданных социальных интернет-сообществах. Прагматическая ценность общения в социальной сети - возможность дистанционного взаимодействия коммуникантов, которое отличается простотой и массовостью включения любого пользователя Интернета. Социальные сети предлагают пользователям уже готовые универсальные веб-страницы с навигацией и информационными блоками, с готовым дизайном и простым набором правил для регистрации аккаунта, заполнения структурных полей и обновления информации.

Известный российский певец Дима Билан активно ведет страницу в социальной сети «ВКонтакте»

(https://vk.com/bilandima_official), где общается со своими поклонниками, «реальными» друзьями и коллегами по цеху:

«Друзья! А вот и премьера моего самого ожидаемого/неожиданного нового кли-

па #втвоейголове/ Кто хочет глянуть, как я и MOZGI production весело сходим с ума и прыгаем в радостную романтику на стиле - идем на мой канал!»; «интеллектуального труда подарки I р - это всегда классно !!! отличная фантазия у вас и чувство цвета и геометрии /) спасибо/))) #билан #димабилан#аЫеп24 /»; «Друзья, подвожу итоги конкурса #Ьогк_искусствобытьсобой в инстаграме. Тема для меня важная / Благодарствую BORK что вместе подняли волну размышлений ! Я решил поработать Дедом Морозом - ■' в этом году и назвать победителем Татьяну Есипову из Барнаула.

Билеты на концерт у меня в руках подарок тоже вот рядом стоит . Поздравлянто !! Но

каждый , абсолютно каждый достоин /».

Рис. 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При размещении своих записей, которые постоянно, впрочем, как и у всех пользователей социальных сетей, сопровождаются обилием фотографий личного характера, Дима Билан использует и хэштеги, и смайлики, и анимационные символы, и разговор-

ную лексику, наполненную эмоциями и различными экспрессиями.

Страничка в социальной сети «ВКон-такте» продюсера и актрисы Ренаты Литвиновой (https://vk.com/renata.litvinova) - это анонс жизни и творчества известной актрисы, с особым талантом презентующей свою личностную позицию:

«Мне интереснее подчинять себе процесс, чем ждать предложений»; «Мне нравятся такие пронзительные медленные песни про любовь. Есть песни однодневки, а это, мне кажется, навсегда»; «Все мы нуждаемся в защите и, прежде всего, любимых людей... Она же [Земфира] пишет такие тексты, конечно она нуждается в защите».

Наряду со знаменитостями в социальных сетях пишут о себе и о своей жизни вполне рядовые интернет-пользователи: Кристина Мелентьева: «С тобой здорово гулять - Эмин Шейдаев Спасибо ' » (https://vk.com/krikiss); Дарья Грамм: «Хочу дракона... » (https ://vk.com/id 154801316); Татьяна Одинцова: «Врач-нутрициолог. Сетевик. Помогаю найти путь к здоровью.. Скайп конс- бесплатные -skype: tanspb777 Есть проблемы- звоните! Пишите!» (https://vk.com/todintsova); Robert Garbarino: «I care about my family and friends!» (https://www.facebook.com/robert.garbarino.57f ref=ufi); Peter Merker: «Why does the media feel the need to lie» (https://www.facebook.com/peter.merker.37hc_ ref=NEWSFEED&fref=nf).

Реакцией на презентационные тексты жанров персонального интернет-дискурса стало формирование жанра интернет-комментарий. Данный жанр представлен текстами, выражающими аффективные, спонтанные эмотивные «реактивные» коммуникативные действия пользователей. Использование кооперативной и деструктивной стратегий, направленных на экспликацию личной позиции человека как члена интернет-сообщества, формирующего общественное мнение, можно наблюдать в разных контекстах коммуникации в сети.

Так, например, пост в сообществе «Мама» (https://vk.com/p_poditeli) социальной сети «ВКонтакте» в форме комбинированного изображение, за три часа получил 1258 «лайков», 259 репостов и множество комментариев пользователей (орфография и пунктуация текстов комментариев сохранены):

Маргарита Ефремова: Это точно :) Юлия Нигметзянова: да... Наталья Перекрест: Ха,про меня

Кристина Кузнецова: О да

Наташа Мезенцева: Кто фоткал эту семью???

Татьяна Чистоклетова;

да да!!!. Главное

чтоб звездочек спалось удобно

Александра Юдина: жена одетая, значит фот-кала свекровь !)

Сашка Ерин: Один я заметил что межу ним кукла?)))

Inna Podvoiskaya: Да это Пздц,ни какой личной жизни.С нами дочауже год спит.Если вдруг мама не рядом сирена срабатывает.

Елена Мокичева-Окунева ответила Сашке: Сашка, это не важно, важно то, что в жизни так и происходит!!!

Каламкас Абдалова-Мендыгалиева: А мы тож

так спим....

Eva Sosnaeva: Про нас

Вероника Леусова ответила Сашке: Сашка, это не кукла, просто плохое качество фотографии, в оригинале отчетливо видно, что это ребенок. Natalya Strashko: Все так и есть Ольга Беренцева: Девочки! Делаю вот такие полезные аксессуары для малышей Незаменимы когда режутся зубки! II соска никогда не упадет и

не потеряется w' Обращайтесь)

Наташа Лаврентьева ответила Inna: Inna, держитесь! У нас тоже так, дочке 11 месяцев. Так ещё и с грудью во рту спит невозможно никуда встать по делам)

Inna Podvoiskaya ответила Наташе: Наташа, мы и в туалет вместе ходим и купаться.И обнимать меня долго нельзя.Короче треш.Сын не был та-ким.А дочка манипулирует всей семьёй,что же дальше будет?

Оля Васильева: А наш в обнимку только спит.. Наташа Лаврентьева ответила Inna: Inna, знакомая ситуация) терпения Вам!

Дмитрий Бргачев; Евгений Тер-Арутюнянц; Елена Kocтина;

Представленная беседа на тему совместного сна родителей и детей очень живо затронула подписчиков сообщества. Многие родители с детальным подходом описывали «нелегкое» пребывание с детьми в кровати: «дочка манипулирует всей семьёй», «А наш в обнимку только спит», «ни какой личной жизни» и пр. комментарии (см. Рис. 3), которые объединяют, казалось бы, незнакомых людей, в общем понимании определенных трудностей детского возраста. Помимо этого, в беседу вступает пользователь Ольга

Беренцева, которая в такую жаркую дискуссию и полное интернет-слез общение пытается внедрить рекламу своих полезных аксессуаров для малышей.

Текстовый объем постов о победе Дональда Трампа в США в социальной сети «Facebook» был многократно превышен валом комментариев, очень разных по форме и содержанию: LAURIE MENAKER DENKER «disgusting»; Jim Mcsheffrey «How are these people seen as the party of compassion, and inclusiveness. Nothing but hate for a year...»; David Warthen: «I'm going to laugh my ass off if Trump buys the NYT»; Michael Cortelli: «Russia and The US side by side. Who said Trump wouldn't bring us tigether...».

Таким образом, можно констатировать, что интернет-комментарий - это особый коммуникативный жанр персонального интернет-дискурса, который может быть как фатическим (удовлетворять потребность в общении и реализовать эту потребность в свободной от обязательств форме), так и презентационным (способствовать самовыражению языковой личности и реализовать эту потребность в свободной, не зависящей от правил ритуальной коммуникации форме) [20 : 192]. Жанр интернет-комментария транслирует образ частно-публичной языковой личности, в чем состоит его главное отличие от жанра личного блога, который детерминирован коммуникативными действиями публично-частной языковой личности. Это отличие основано на типе личности, представленной в Сети, т.к. личный блог предполагает, прежде всего, демонстрацию личностного отношения и трактовки различных событий и / или социальных проблем, а жанр интернет-комментария, в свою очередь, ориентирован на получение отклика и открытую публикацию мнения относительно коммуникативных действий другой языковой личности.

Персональный интернет-дискурс представляет собой социокоммуникативное пространство, в котором человек реализуется как индивид, выражающий себя как индивид и как член сообщества, обсуждающий и решающий актуальные вопросы. Жанровая система персонального интернет-дискурса определяется типологией эксплицируемых коммуникативных действий пользователей, а также технологическими особенностями сетевой платформы. В жанре персонального интернет-дискурса проявляется языковая личность коммуниканта в тендированном выражении ее частной или публичной фор-

мы. Исследование жанров персонального интернет-дискурса можно рассматривать в качестве одного из вариантов максимально короткого доступа к осмыслению языковых эманаций современных лингвоэт-носоциумов: данные коммуникативные форматы характеризуются глобальной универсальностью, и установление любых форм проявления специфичности вербального поведения, зафиксированного в них, становится ключом к новым открытиям в области лингвокультурологии и антропологической лингвистики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сидорова И. Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий) : дис.... канд. филол. наук. Волгоград, 2014. 249 с.

2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. : в 5 т. Т. 5 : Работы 1940-х - начала 1960-х годов. М. : Языки русской культуры, 1996. С. 159-206.

3. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи : сб. науч. тр. / Под ред. В. Е. Гольдина. Вып. 1. Саратов : Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 99111.

4. Дементьев В. В. Теория речевых жанров и актуальные процессы современной речи // Вопросы языкознания, 2015. № 6. С. 78-107.

5. Седов К. Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности // Жанры речи : сб. науч. тр. / Под ред. В. Е. Гольдина. Вып. 2. Саратов : Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. С. 1326.

6. ФедосюкМ. Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи : сб. науч. тр. / Под ред. В. Е. Гольдина. Вып. 1. Саратов : Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 66-87.

7. Галичкина E. H. Жанровая стратификация Российской блогосферы в виртуальной коммуникации // Вестник Волгоградского государственного университета, Серия 2. «Языкознание», № 1(9). Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. С. 58-63.

8. Горошко Е. И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи : сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Дементьева. Вып. 5. Жанр и культура. Саратов : Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. С. 370-389.

9. Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете : попытка рефлексии // Жанры речи : сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Дементьева. Вып. 6. Жанр и язык. Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. С. 11-27.

10. Горошко Е. И., Полякова Т. Л. Интернет-жанр твиттинг как предмет исследования нового

направления интернет-лингвистики - виртуального жанроведения // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. Сб. науч. тр., / отв. Ред. А. Г. Пастухов. Орел : Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. С. 238-249.

11. Горошко Е. И., Полякова Т. Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи : сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Дементьева. Вып. 2 : Жанры речи. Саратов : Издательский центр «Наука», 2015. С. 119-127.

12. Иванов Л. Ю. Язык Интернета : Заметки лингвиста / Л. Ю. Иванов. 2000. [Электронный ресурс]. URL : http://www.faq-www.ru/lingv.htm (дата обращения: 16.01.12).

13. Лутовинова О. В. Лингвокультурологиче-ские характеристики виртуального дискурса. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. 476 с.

14. Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация : Лингвистический аспект анализа. М. : КРАСАНД, 2010. 296 с.

15. Щурина Ю. В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи. 2016. № 1. С. 156-168.

16. Crystal D. Language and the Internet / D. Crystal. Cambridge : Cambridge University Press, 2001. 284 p.

17. Herring S. C. Computer-mediated discourse analysis : An approach to researching online behavior / S. C. Herring // Designing for Virtual Communities in the Service of Learning. New York : Cambridge University Press, 2004. 272 p.

18. Атабекова А. А. Композиционные формы речевого поведения на пространстве web-стра-ницы : интерактивность и индивидуальность / А. А. Атабекова //Язык. Время. Личность. Материалы Международной научной конференции 3-5 декабря 2002 года / Под ред. Л. О. Бутаковой. Омск : Омск. Гос. Ун-т, 2002. С. 213-217.

19. Атягина А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика в сети Интернет // Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 4. С. 203-208.

20. Митягина В. А. Интернет-комментарий как коммуникативное действие // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. Сб. науч. тр. Вып. 10 / Отв. ред. А. Г. Пастухов. Орел : ФГБОУ ВПО «ОГИИК», ООО «Горизонт», 2012. С. 188-197.

REFERENCES

1. Sidorova I. G. Kommunikativno-pragmaticheskie kharakteristiki zhanrov personalnogo Internet-diskursa (sait, blog, socialnaya set', kommentariy) [Communicative and pragmatic characteristics of the genres of the Personal Internet Discourse (site, blog, social network, comment)] Published thesis of a Candidate of Philology: 10.02.19 - linguistic theory. Volgograd, 2014. 249 p.

2. Bakhtin M. M. Problema rechevykh zhanrov [The problems of speech genres]. Bakhtin M. M. Sobr.soch.: v 5 t. T. 5. Raboty 1940-kh nachala 1960-kh godov [Collection of works: in 5 vol. Vol. 5. Works of the 1940th the 1960th years]. Moscow, 1996, pp. 159-206.

3. Wierzbicka A. Rechevye zhanry [The speech genres]. Zhanry rechi: sb. nauch. tr. [Speech genres: collection of scientific works. Ed. by V. E. Goldin]. Iss. 1. Saratov, 1997, pp. 99-111.

4. Dementyev V. V. Teoriya rechevykh zhanrov i aktual'nyue protsessy sovremennoj rechi [The theory of speech genres and actual processes of the modern speech]. Voprosy yazykoznaniya [Topics in the study of language]. No. 6, 2015, pp. 78-107.

5. Sedov K. F. O zhanrovoj prirode diskursivnogo myshleniya yazykovoj lichnosti [About genre nature of discursive thinking of a linguistic person]. Zhanry rechi: sb. nauch. tr. [Speech genres: collection of scientific works. Ed. by V. E. Goldin]. Iss. 2. Saratov, 1999, pp. 13-26.

6. Fedos'uk M. Yu. Issledovaniye sredstv reche-vogo vozdejstviya i teoriya zhanrov rechi [The investigation of means of linguistic manipulation and the theory of speech genres]. Zhanry rechi: sb. nauch. tr. [Speech genres: collection of scientific works. Ed. by V. E. Goldin]. Iss. 1. Saratov, 1997, pp. 66-87.

7. Galichkina Ye. N. Zhanrovaya stratifikatsiya Rossijskoj blogosfery v virtual'noj rommunikatsii [Genre stratification of the Russian blogosphere in the virtual communication]. Vestnik Volgogradskogo gosu-darstvennogo universiteta [Bulletin of Volgograd State University, Ser. 3, «The study of language»]. No. 1(19), Volgograd, 2009, pp. 58-63.

8. Goroshko Ye. I. Teoreticheskij analiz Internet-zhanrov: k opisaniju problemnoj oblasti [A theoretical analysis of the Internet genres: to the description of the problem area]. Zhanry rechi: sb. nauch. tr. [Speech genres: collection of scientific works. Ed. by V. V. Dementyev]. Iss. 5. Saratov, 2005, pp. 370-389.

9. Goroshko Ye. I. Internet-zhanr i funktsionirova-niye yasyka b Internete: popytka refleksii [The Internet genre and functioning of language in the Internet: the attempt of reflection]. Zhanry rechi: sb. nauch. tr. [Speech genres: collection of scientific works. Ed. by V. V. Dementyev]. Iss. 6. Saratov, 2009, pp. 11-27.

10. Goroshko Ye. I., Poljakova T. L. Internet-zhanr tviting kak predmet issledovaniya novogo napravleniya Internet-lingvistiki - virtual'nogo zhanrovedeniya [Internet genre Tvittinh as an object of new trend of investigation of the Internet Linguistics - the virtual study of genres]. Zhanry i tipy teksta v nauchnom i medijnom diskurse: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Genres and types of the texts in the scientific and media Dis-

course: interuniversity collection of scientific works. Ed. by A. G. Pastuhkov]. Orel, 2014, pp. 238-249.

11. Goroshko Ye. I., Poljakova T. L. K postroye-niyu tipologii zhanrov sotsial'nykh medij [The construction of genre typology of the social media]. Zhanry rechi [Speech genres]. Iss. 2. 2015, pp. 119-127.

12. Ivanov L. Yu. Yazyk Interneta: zametki ling-vista [The language of Internet: notes of a linguist]. Available at: http://www.faq-www.ru/lingv.htm (accessed 16 January 2012).

13. Lutovinova O. V. Lingvokul'turologicheskie kharaktersiki virtual'nogo diskursa [Lingvokulturolo-gichesky characteristics of virtual discourse]. Volgograd, 2009, 476 p.

14. Shchipitsina L. Yu. Komp'juterno-oposredo-vannya kommunikatsiya. Lingvisticheskij aspect analiza [Computer-mediated communication. The linguistic aspect of the analyses]. Moscow, 2010, 296 p.

15. Shchurina Yu. V. Zhanrovoje svojeobrazie sot-sial'noj ceti Instargram [Genre individuality of Insta-gram social net]. Zhanry rechi [Speech genres]. 2016, no. 1, pp. 156-168.

16. Crystal D. Language and the Internet / D. Crystal. Cambridge, 2001. 284 p. (in English)

17. Herring S. C. Computer-mediated discourse analysis: An approach to researching online behavior / S.C. Herring // Designing for Virtual Communities in the Service of Learning. New York, 2004. 272 p. (in English)

18. Atabekova A A. Kompozitsionnye formi reche-vogo povedeniya na prostranstve web-stra-nitsy: interaktivnost' i individual'nost' [The compositional forms of speech behavior in the space of webpage: interactivity and individuality]. Yazyk. Vremya. Lichnost'. Materialy Mezdunarodnoj nauchnoj konfe-rentsii 3-5 December, 2002 [The Language. The Time. The Personality. The materials of the International Conference 305 December, 2002. Ed. by L. O. Butakova]. Omsk, 2002, pp. 213-217.

19. Atyagina A. P. Tvitter kak novaya diskursiv-naya praktika v seti Internet [Twitter as a new discursive practice in Internet]. Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk State University]. No. 4, Omsk, pp. 203-208.

20. Mityagina V. A. Internet-kommentarij kak kommunikativnoye dejstviye [Internet-comment as a communicative action]. Zhanry i tipy teksta v nauchnom i medijnom diskurse: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Genres and types of the texts in the scientific and media Discourse: interuniversity collection of scientific works. Ed. by A. G. Pastuhkov]. Orel, 2012, pp. 188197.

Статья поступила в редакцию 25.11.2016.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Митягина В. А., Сидорова И. Г. Жанры персонального интернет-дискурса : коммуникативные экспликации личности // Жанры речи. 2016. №2. С. 105-115. DOI: 10.18500/2311-0740-2016-2-14-105-115

FOR CITING

Mityagina V. A., Sidorova I. G. The genres of the personal internet discourse : communicative explications of a person. Speech genres, 2016, no. 2, pp. 106-115. DOI: 10.18500/2311 -0740-2016-2-14-105-115 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.