ИНТЕРНЕТ-ЖАНРЫ
УДК 811.161.Г276 ББК 81.2Рус-5
В0110.18500/2311-0740-2016-1-13-156-168
Ю. В. Щурина
Чита, Россия
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM
Аннотация. В статье анализируются речежан-ровые особенности интернет-сервиса Instagram. Обсуждается место и значение Instagram в ряду социальных сервисов, рассматривается его специфика как социальной сети, располагающей особыми возможностями виртуальной социализации и самопрезентации субъектов коммуникации. Развивается идея, что дискурс Instagram формируется как вторичный гипержанр, проявляющий присущие ему свойства: креолизованность сообщения, в котором центром коммуникативной активности выступает изображение с соответствующими комментариями, а также преце-дентность (реализуемую при помощи хэштегов) и интерактивность.
Выявлены некоторые существенные различия в коммуникативном и речежанровом представлении действительности в сети Instagram в сравнении с другими сервисами.
Ключевые слова: теория речевых жанров, вторичные речевые жанры, интернет-коммуникация, Инстаграм, креолизованный текст, хэштег, ин-тернет-мем, комический эффект.
Y. V. Schurina
Chita, Russia
GENRE INDIVIDUALITY OF INSTAGRAM SOCIAL NET
Abstract. The article presents an analysis of the In-stagram Internet service genre features. The place and importance of Instagram among Internet communication social services are discussed; specifics of Instagram as a social net with particular opportunities of virtual socialization and self-presentation of communication subjects are considered. The author develops the idea of Instagram discourse being formed as a secondary hypergenre showing the specific characteristics: creolization of message in which the center of communicative activity is a picture with corresponding comments, precedence (being implemented by hashtags) and interactivity. Some important differences in the communicative and speech genre presentation of reality in Insta-gram comparing with other services have been discovered.
Key words: theory of speech genres, secondary speech genres, Internet communication, Instagram, creolized text, hashtag, Internet meme, comic effect.
Сведения об авторе: Щурина Юлия Васильевна, About the author: Shchurina Yulia Vasilyevna,
кандидат филологических наук, доцент, зав. ка- Candidate of Philological Sciences, Associate Pro-
федрой русского языка и методики его препода- fessor, Head of the Department of Russian Language
вания,. and Methods of its Teaching.
Место работы: Забайкальский государственный Place of employment: Zabaikalsky State University
университет (г. Чита). (Chita). E-mail: shchurina@inbox.ru
Введение
Современное коммуникативное пространство предлагает новые виды общения, которые могут быть описаны в терминах теории речевых жанров - одного из активно развивающихся направлений исследований речи [1-6].
По мнению В. В. Дементьева, положения теории речевых жанров могут быть эффективно использованы для решения проблемы описания речевой картины современности: это заложенные еще М. М. Бахтиным представления о связи речевых жанров (далее -
РЖ) и языка, диалогичности «темы», «стиля» и «композиции» речевого жанра, противопоставлении первичных и вторичных речевых жанров, способности отдельных речевых жанров к творческому варьированию [2].
Одним из основных направлений использования теории речевых жанров для представления современной речевой реальности можно считать изучение самих РЖ через «призму современности»: появление новых РЖ и трансформации традиционных [2]. Актуальным представляется, прежде всего, исследование жанров в новых глобальных
© Щурина Ю. В., 2016
сферах коммуникации - таких, как Интернет. Отмечается, что Интернет имеет особое значение для речежанровой картины современного периода [2 ; 7 ; 8 и др.]. С целью обобщения данных и разработки новых направлений предлагается выделить область виртуального жанроведения [9 ; 10].
Определяя жанры коммуникации в Интернете, исследователи классифицируют их с различных позиций: так, О. В. Лутовинова, опираясь на интенцию коммуникации, предлагает выделять дискурсообразующие (СМС, e-mail, форум, чат, блог, мгновенные сообщения, многопользовательские онлайновые игры) и дискурсоприобретенные жанры (виртуальный роман, креатифф, флуд, флейм, спам и послание) интернет-коммуникации [11]. При этом нельзя не учитывать вариативность, изменчивость и взаимопроникновение различных форм интернет-дискурса. Жанры интернет-коммуникации возникают благодаря определенным технологическим возможностям, получают некие характеристики, но эти свойства могут меняться по мере использования и развития технологий: виды интернет-коммуникации могут взаимодействовать все теснее, трансформироваться и вступать в иерархические отношения [12 ; 13]: так, комментарии могут сопровождать посты в социальной сети так же, как и другого рода тексты.
Значимый фрагмент интернет-коммуникации представляют социальные сети и те «новые возможности реализации ценностно-маркированных современным индивидом потребностей, которые они представляют» [8 : 84]. Особенно популярными становятся многофункциональные социальные сети, в которых представлены различные виды коммуникации: так, Facebook, Вконтакте, Одноклассники предлагают технологическую платформу для новостной коммуникации, блогов, комментариев, систем мгновенного обмена сообщениями, для участия в онлайн-играх, тестах и опросах и мн. др. форм коммуникации.
Представляется, что именно «технологический» критерий определил становление, развитие и огромную популярность среди пользователей социальной сети Instagram (далее - Инстаграм).
Жанровое пространство Instagram
Инстаграм был разработан К. Систромом и М. Кригером в 2010 году в качестве программы для смартфонов, предоставившей возможность снимать, обрабатывать и раз-
мещать в Сети фото- и видеоматериалы. За короткое время Инстаграм приобрел чрезвычайную популярность, вплоть до формирования психологической зависимости у отдельных пользователей [14]. В сентябре 2015 г. число пользователей данной сети превысило 400 миллионов; общее количество фотографий, размещенных на сервисе, достигло 30 миллиардов; ежедневно в Ин-стаграме публикуется более 70 миллионов изображений и появляется около 2,5 миллиардов «лайков» [15].
Дискурс Инстаграма, как и другие разновидности интернет-коммуникации (блог, микроблог, форум), формируется как гипертекст (под гипертекстом в данном случае подразумевается «особая форма организации письменного текста, опосредованная компьютерной средой и характеризующаяся процессом нелинейного письма и чтения» [16 : 24]). Основной жанр, представленный в Инстаграме, - это пост, выложенный автором аккаунта в виде фотографии, сопровождаемой подписью. На фотографии можно отметить также место, где она была сделана, и отдельных пользователей. Фотографии, публикуемые в Инстаграме, могут вызывать комментарии - чем больше их количество, тем большее число участников коммуникации будет привлечено к данному посту и к аккаунту данного пользователя в целом. Если подпись - всегда авторский жанр, то комментарии могут оставлять как авторы Инстаграм-аккаунта, так и все его адресаты, в том числе потенциальные: те, кто подписан на данного автора («фолловеры»), и те, кто может подписаться.
Рассмотрим жанровые особенности дискурса сети Инстаграм. Эмпирический текстовый материал для анализа был собран методом случайной выборки текстов и сохранен на цифровом носителе в виде «скриншотов» (букв. с англ. «снимок с экрана»). В тексте статьи они представлены: 1) непосредственно в виде фотографий; 2) только в текстовом виде. Отметим, что данное разделение носит технический характер.
Изучение жанровой природы Инстаграм-пространства предполагает обращение к положениям теории речевых жанров, впервые выдвинутым еще М. М. Бахтиным. Так, трансформации РЖ, вызванные появлением новых сфер общения, изменением условий и технологических возможностей коммуникации, происходят по законам речежанровой вторичности, описанным М. М. Бахтиным: «Вторичные (сложные) речевые жанры - ро-
маны, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т.п. - возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения <...> В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосредственного общения. Эти первичные жанры, входящие в состав сложных, трансформируются в них и приобретают особый характер» [17 : 161-162]. При этом деление речевых жанров на первичные и вторичные «существенно», но «не функционально» [17 : 161]. Такой подход дает основание для выделения синхронической вторичности - противопоставления речевых единиц разных уровней абстракции (субжанр, жанр, гипержанр), что позволяет понять целый ряд рече-жанровых явлений начала ХХ1 в. (в том числе, интернет-жанры) [2 : 82]).
Пост в Инстаграме - всегда вторичный комплексный (комбинированный) жанр, гипержанр, включающий совокупность РЖ, организованных нелинейно (подпись к фотографии, сообщение о месте, сообщение об отмеченных на фотографии лицах). В свою очередь, подпись к фотографии может включать субжанры (РЖ другого уровня, аналогичные первичным жанрам бытового общения): советы, просьбы, комплименты, поздравление, благодарности, информационные сообщения, запросы информации, шутки и т.п. Комментарии, которые могут сопровождать пост автора аккаунта, также представляют достаточное разнообразие субжанров.
Например, на рис. 1 представлены комментарии к сообщению автора, включающие: 1) поздравление - поздравляю вас) красатули))) (здесь и далее орфография и пунктуация источников
Рис. 1
а I
сохранена. - Ю. Щ.); 2) благодарность (два раза от автора) - спасибо; 3) комплименты (два от разных коммуникантов) - наконец то перекрасилась, так гораздо лучше; какая прекрасная мамочка; 4) совет - тепло, гуляйте, аппетит нагуливайте!!- и др.
Своеобразие жанрового пространства сети Инстаграм определяется как свойствами, характерными для всех социальных сетей и интернет-коммуникации в целом, так и типичными именно для данной сети признаками. Предварительный анализ Инстаграм-дискурса позволяет выделить три базовые характерные особенности функционирующих в нем речевых жанров: 1) креолизованный характер; 2) использование хэштегов; 3) интерактивность. Ниже эти ключевые жан-рообразующие свойства Инстаграм-прост-ранства будут рассмотрены подробнее.
Креолизованность речевых жанров !пз1адгат
Первоначальный замысел разработчиков социальной сети Инстаграм состоял в возможности для пользователей поделиться фотоизображениями, однако почти мгновен-
но данный ресурс превратился в обширную площадку и для вербальной коммуникации. Соединение двух видов знаковых систем определило в качестве основной особенности коммуникативного пространства Инста-грама креолизованный характер сообщений (наличие поликодовости), т.е. реализация РЖ происходит одновременно на нескольких уровнях - вербальном и визуальном. Крео-лизованные жанры представляют собой тексты, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей (вербальной <...> и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык)» [18 : 180]. Креолизованные тексты описываются как семиотически осложненные тексты, организованные комбинацией естественного языка с элементами других знаковых систем. При этом вербальные и невербальные элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, направленное на комплексное воздействие на адресата [18].
Отметим, что визуальные элементы активно используются в качестве составляющей РЖ и в других социальных сетях (как и в
Рис. 2
о. Поиск
> о :
4} с'Тдпйд:. 1 ПОДПИСАТЬСЯ
20,4тыс. отметок «Нравится»
irenaponaroshku #costadelsol #marbeiia #olddty V Работа для мамочек в декрете: не косметика, без вложений, всего несколько часов в день! #
# м ужч и нараэ в л еч ь с я н е>кел аеге
посмотреть все 96 комментариев
running_river ^irenaponaroshku Ирена.пожалуйста.выложите календарь стрижек на май
tania_shorohova ^running river ('ВолосатыйМай
tais_004 ©running river тоже хочу стричься в мае!даешь календарик!!!
y._kovaieva Какиежеу вас красивые нсекки!)) iiirenaponaroshku
pobegoshka ¿^running river ¿itais 004 уже был. ищите по хештегу
# волосатыймай
у'J,1 Добавьте комментарий...
интернет-дискурсе в целом), однако наблюдаются и определенные различия в подобном использовании. Так, в более «традиционных» социальных сетях (РаоеЬоок, Вкон-такте, Одноклассники, Мой мир) изображения и фотографии применяются, в первую очередь, для привлечения внимания к текстовому компоненту (а могут и отсутствовать в посте), в Инстаграме же визуальная составляющая является первичной (именно к фотографии пользователи оставляют комментарии, ее оценивают, нажимая «лайк», по ней запоминают пост).
Косвенным показателем вторичности текстового компонента под фотографией можно считать заложенную создателями данной сети ограниченность первичного восприятия текста большого объема под постом: подписи к фотографии в ленте «сворачиваются», оставляя возможность без лишних нажатий на экран прочесть только первые три строки - именно в них нужно уместить наиболее важную информацию. В Инстаграме присутствуют и фотографии без подписей (впро-
чем, они наименее эффективны, и их использование характерно, в основном, для неопытных пользователей данной сети).
Таким образом, дискурс Инстаграма можно представить как гипертекст, а в качестве одной из существенных базовых характеристик сервиса назвать креолизованность текста, где центром коммуникативной активности является изображение (фотография) с соответствующими комментариями.
Так, на рис. 1 представлено сообщение о рождении у автора ребенка, причем данная информация подана только визуально (в виде фотографии автора с детской коляской). Комментарии к сообщению, содержащие поздравление с этим событием, раскрывают коммуникативное намерение автора.
В то же время в этой сети (в отличие от других) подпись имеет жанрообразующее значение: без нее замысел автора может быть не столь очевиден, например, см. рис. 2: фотография в совокупности с подписью реализует авторское намерение пошутить -с одной стороны, обыгрываются типичные
Рис. 3
для Инстаграма предложения работы для находящихся в декретном отпуске женщин, с другой - изображение содержит отсылку к известной сцене из отечественного кинофильма «Бриллиантовая рука». Шутливый характер сообщения подчеркивается хэште-гом #мужчинаразвлечьсянежелаете.
Отметим, что Инстаграм располагает самыми широкими и эффективными возмож -ностями для продвижения товаров или услуг, выступая в качестве мощного инструмента рекламы и саморекламы не только для более или менее известных личностей, но и для СМИ, владельцев малого, среднего и крупного бизнеса и пр. Социальные сети и функционирующие в них РЖ сегодня используют миллионы людей различной возрастной, социальной, территориальной и профессиональной принадлежности. PR в социальных сетях (особенно в таких популярных, как Инстаграм) позволяет «внедриться» в информационное пространство множества людей вне зависимости от их желания, привлечь внимание и расширить аудиторию.
Это определило возможность создания постов рекламного характера в Инстаграме: как прямых (когда аккаунт ведется от лица бренда, торговой точки, салона услуг и пр.), так и косвенных (когда известные лица (например, медийные персонажи) ненавязчиво (якобы незаметно для рядовых пользователей) рекламируют какую-либо продукцию. Распространенность этого явления привела к активному использованию в Ин-стаграме РЖ пародии (см. рис. 3).
Хэштеги в Instagram
Непременным условием «правильного» ведения Инстаграма является применение хэштегов (#). Хэштегом в Инстаграме обозначается тема поста или комментария. Хэштеги (англ. hashtag от hash - символ «решетка» + tag - тэг) - это слова или фразы, начинающиеся с символа «#», за которым следует любое сочетание разрешённых непробельных символов [19 : 13]. При помощи хэштегов пользователи могут объединять группу сообщений по теме или типу. Например:
• #тюльпаны; #нетюльпаны (посты, как правило, объединенные тематикой празднования 8 марта);
• #майчудесныймай (майские праздники);
• #читасолнечный город #читаэтомой-город (о городе Чите);
• #красивоезабайкалье (жизнь в Забай-
калье, отраженная, в первую очередь, в красивых пейзажах и т. п.);
• #вкусноезабайкалье (посты о еде и обо всем, что с ней связано, объединенные рамками проживания в Забайкальском крае);
• #школа #ппц #жара #дым #окнанель-зяоткрывать #6уроков #завтрадиктант (школьные будни);
• #куплюилиумру #куплювчите (магазины одежды в г. Чите);
• #красноярск #яжвк #вещивналичии #одеждавналичии #обувьвналичии Красноярск #шоурумрумрум #шоурум #гоотгоот24 #скидки #акция #подарки #курткивналичии #вналичиивкрасноярске #весенняяобувь #весенняямода #сумки #парка #платье #бу-зова #бородина #одеждакрасноярск #сум-кикрасноярск #обувькрасноярск #платья-красноярск #распродажакрасноярск (распродажи одежды в г. Красноярске);
• #Снежныйкороль #снежныйкорольшоу #впошк1пд #зпошк1пдЬур!ивЬепко (ледовое шоу олимпийского чемпиона по фигурному катанию Е. Плющенко);
• #нияма #музыка #кухня #еда #япония #вкус #аппетит #звуки #пища #блюдо #блюда #рецепторы удовольствие #спе-ции #москва #город #бургеры #роллы #суши (ресторан японской кухни «Нияма» в Москве) (https://instagram.com).
Хэштеги дают возможность группировать подобные сообщения: пользователь может найти хэштег и получить набор сообщений, которые его содержат. Чем большее количество сообщений сопровождается тем или иным хэштегом, тем более эффективным он считается, например, хэштег #мир собрал более 1 млн упоминаний, а хэштег # вкусно-езабайкалье - 2414 упоминаний (https://instagram.com (дата обращения: 05.05.2016)).
Интересно, что хэштеги не только позволяют группировать тематически близкие сообщения, но и, в определенной мере, формируют типические черты самого сервиса: все многообразие тем выкладываемых там сообщений может быть сведено к нескольким базовым (которые, с одной стороны, частотны, с другой - определяют своеобразную «моду» на то или иное представление действительности, - #типичныефото): 1) прием пищи (#еда); 2) дети (#детицве-тыжизни); 4) домашние питомцы (#котики);
5) занятия спортом (#спортэтожизнь);
6) отпуск и поездки (#путешествия);
7) близкие отношения (#любовьмоя); 8) сам автор (#селфи) [20].
Важно, что хэштег стал новой формой самовыражения: изобретение оригинального и набравшего популярность хэштега - предмет особой гордости пользователей. К неофициальным, но общепринятым правилам использования хэштегов относится выбор в качестве них терминов, релевантных теме сообщения, а также добавление лишь небольшого количества их в одно сообщение [19]. А. В. Коршунов считает, что это позволяет рассматривать их в качестве маркеров, которые с достаточной степенью вероятности отражают общую тематику сообщения [21]. Первоначально выступая как форма индексирования, хэштег позднее становится средством обозначения определенного настроения, проявления сарказма, внутреннего монолога или подсознания автора.
Необходимость отдельного исследования хэштегов определяется, с одной стороны, их широким распространением в качестве дискурсивного явления (впервые появившись в Twitter, сегодня хэштеги стали использоваться в многочисленных интернет-сервисах - Instagram, Facebook, Tumblr и многих других), с другой - их коммуникативным потенциалом, который, как представляется, далеко превосходит первоначально предполагаемые возможности индексирования информации и ее представления.
Рассмотрим коммуникативные возможности использования хэштегов в сети Ин-стаграм.
Хэштеги возникают в Инстаграме на основе актуальных событий и распространяются практически мгновенно, сразу после сообщения о них в СМИ, как реакция на какое-то событие, отклик: #читагорит, #по-жарывчите, #забайкальегорит, #читаза-дыхается, #апокалипсискакойто, #Забай-кальевогне (события 13-14 апреля 2015 года - пожары в Забайкалье и г. Чите).
Возможны различные способы включения хэштега в текст сообщения [22]:
1. В качестве подписи под фотографией -когда используется один или совокупность тематически сходных и грамматически не связанных хэштегов:
(1) #напылениебровейчита #пудровыеб-ровичита #растушевкабровей #татуаж #татуажчита #татуажсочи #татуажглаз #реконструкциябровей #микроблейдинг #микропигментациячита #ручнойтатуаж-ЧИТА #чита #madewithlove #мастертату-ажа #обучение #татуажобучение;
(2) #будет_вкусно #чита #сладо-сти_ручной_работы #сладо-
стиназаказчита #торты_без_мастики #budet_vkusno.
2. Как собственно сообщение, представляющее собой один или несколько связанных по смыслу и грамматически хэштегов, -в линейной последовательности:
(3) #мамабольшеникакихтортов #за-шеймнерот (под фотографией девушки, измеряющей свою талию);
(4) #люблюсвоюработу #носвоегоМя-люблюбольше #усталапотомучтоустала-морально #прихожунаработучтоботдох-нуть;
(5) #нужен #администратор #help;
3. Как интегрированная часть традиционного сообщения (предложения или текста), выступающая в качестве маркированного грамматического компонента:
(6) Вот и подходит к концу этот замечательный день, #деньпобеды Мы посмотрели #парадпобеды и увидели там #чп У нас на глазах задымился зенитно-ракетный комплекс. То ещё зрелище! Мы послушали #песнипобеды и даже попытались танцевать #вальс Еще был фейерверк из окна маршрутки. Масса эмоций, хорошая погода. Больше 12 часов на ногах, приятная усталость и ни одной фотографии за день))));
(7) Готовлю мою коронную пасту #ра-дисвятоговарфоломея #непроситерецепт;
(8) Новогодний #nailart. Давно мечтала поносить на #нохтях скандинавские узоры. Я влюблена в оленей на больших пальцах;
(9) Я же тут стала яростной фанатской квестов! Все никак не могу найти кучу свободного времени, чтобы ходить везде, благо #работа поспособствовала. Вчера с коллегами из программы #столица находили #выХод из бункера. #Квест очень технологичный, со всякими штуками мигающими, устройствами, аудио и видео сопровождением! (https://instagram.oom).
Самым эффективным способом считается интегрирование хэштега в контекст, что придает хэштегу большую органичность и позволяет экономить пространство.
Б. Солис рассматривает хэштеги как явление, которое вышло за пределы виртуальной реальности: «Хэштеги перетекают от одной формы коммуникации к другой за пределы микроблога. <...> Ценность хеште-гов зависит от того, какими их видят авторы, владельцы. Они должны обладать культурной релевантностью, соединять интеллектуальный и эмоциональный уровни до того, как будут запущены в три блока социальных ме-
диа (действия, реакции, транзакции). Хеште-ги не должны быть брендированными, но должны вызывать ассоциации» [23].
Выход хэштегов за пределы интернет-коммуникации проявляется в их распространенности и в традиционных сферах общения: так, современные рекламные тексты
часто содержат хэштег для обозначения продвигаемого продукта, услуги, компании или бренда (речь идет преимущественно о визуальной рекламе); организованные события реального мира используют хэштеги для обсуждения и продвижения среди участников, хэштеги используются и в качестве «маяков» для участников мероприятий с целью найти друг друга; политические протесты и кампании могут быть организованы вокруг хэштегов и вызывают последующее обширное использование хэштегов для продвижения обсуждения; наконец, сфера бытового общения также отмечена использованием хэштегов: так, Дж. Олсон, старший вице-
президент по маркетингу в Oxygen Media заметила, что часто слышит, как сотрудники компании общаются «в хештегах» -«Хештег: извини, я опоздаю» или «Хештег: неудачный день» [24].
Представляется, что возможности анализа и описания коммуникативных возможностей
хэштегов определяются необходимостью выбора определенного адекватного основания для их классификации. Очевидным выглядит деление всех хэштегов по их функциональной направленности: 1) на выполнение номинативных, социальных, экономических задач - «серьезные» хэштеги, и 2) на реализацию эстетических или творческих задач - шутливые, или игровые хэштеги.
Ю. Е. Галямина отмечает, что хэштег выполняет различные функции и дает большой простор как для языковой игры, так и для более емкого выражения значений без использования средств синтаксиса естественного языка, представляя собой маркирован-
Рис. 4
ный элемент предложения или текста, имеющий особый коммуникативный статус [25].
А. П. Атягина выделяет следующие основные функции хэштегов: 1) обозначение модели ситуации в целях компрессии;
2) включение в общий контекст/тренды;
3) актуализация и экспрессия; 4) самопрезентация; 5) продвижение (товаров, услуг, идей) [19 : 14].
Именно шутливые хэштеги реализуют в сети Инстаграм функции экспрессивности и самопрезентации (см. рис. 4).
В свою очередь, шутливые хэштеги можно подразделить на два вида:
• общеизвестные, популярные, которым соответствует значительное количество публикаций: например, #мирдол-жензнатьчтояем - более 1 млн 300 тыс. публикаций в Инстаграм;
• авторские, или внутренние хэштеги, которые заведомо не войдут в топ Инстаграм-хэштегов, более того, такая цель автором и не преследуется, однако пользователям понятно, что эти хэштеги были придуманы и использованы автором в целях шутки, игры, например: (10) Ну, и пока не забыла - показываю еще одну любимую девочку! Сама купила себе! #осталосьнайтитеперьчем-платитьренту (под фотографией только что купленной дорогой сумки) (https:// instagram.com).
Популярные хэштеги, выполняющие функции повышения экспрессивности, достижения комического эффекта, игровую, нередко превращаются в интернет-мемы, рассматриваемые как механизм передачи и хранения культурной информации [26]. Важно, что спонтанному распространению среди интернет-пользователей подобной информации подвержена не всякая информация, а лишь та, которая каким-либо образом оставляет многих пользователей неравнодушными к ней, вызывает интерес или порождает ассоциации. Мемы отражают культурные стереотипы и явления современной действительности, интересные и актуальные для интернет-пользователей [27].
М. Запавина считает, что подобные ме-мы-хэштеги скорее существуют для налаживания социальных контактов, нежели для распространения информации [28].
Основные характеристики интернет-мемов, в том числе мемов-хэштегов, позволяют рассматривать их как разновидность прецедентных феноменов. Как всякие прецедентные феномены, мемы подвергаются разного рода трансформациям в процессе
использования и обретают множество разновидностей. Узнаваемость мема-хэштега служит основой для его дальнейшего использования, в том числе и в традиционных сферах общения. При этом более значимой оказывается не семантическая компрессия, осуществляемая хэштегом, а возможность передать эмоции, дать оценку сообщаемому. При передаче текущего состояния автора хэштег может усилить эффект или выразить преднамеренный подтекст сообщения [19]. Возможность достижения необходимого коммуникативного эффекта (узнавания хэ-штега и достижения комического эффекта) при таком использовании в значительной степени зависит от совпадения элементов апперцепционной базы автора и адресата, в противном случае идентификации мема-хэштега может не произойти.
Приведем примеры наиболее популярных в Инстаграме мемов-хэштегов:
• #мирдолжензнатьчтояем (более 1 млн 300 тыс. публикаций) - высокая распространенность может быть связана с тем, что в Ин-стаграме слишком часто размещают фотографии еды, что стало поводом для шуток. Включая такой хэштег в текст под фотографией с едой, пользователь иронизирует над тем, что сам попадает в общую тенденцию. Трансформируясь, данный хэштег обрел следующие варианты, тоже весьма распространенные: #мирдолжензнатьчтояготовлю (около 103 тыс. публикаций); #мирдолжензнать чтояпеку (около 10,6 тыс.); #мирдол-жензнатьчтоячитаю (более 111 тыс.); #мир-должензнатьмойманикюр (более 1,7 тыс.); #мирдолжензнатькакогоцветамоиногти (около 106 тыс.); #мирдолжензнатьгдеменя-носит (около 1,1 тыс.) и мн. др. Шутливым ответом на #мирдолжензнатьчтояем можно считать хэштег #несфоталнепоел (около 4,8 тыс. публикаций);
• #Фотоног (более 1 млн 960 тыс. публикаций) - популярный хэштег, приведший к возникновению множества мемов-вариаций, в том числе и индивидуально-авторских, с использованием элементов языковой игры: #фотоного, #фотоногреспект, #фото-ногвванной, #фотоногкактуса, #фотоно-гия, #фотоногдаши, #фотоногомания, #фотоногинг, #фотоногой, #фотоноголук и мн. др.;
• #Девочкитакиедевочки (более 4 млн публикаций) - обрел варианты #Девочкита-киедевочкивпитере, #Девочкитакиедевоч-киодежда, #девочкитакиедевочкикрасотки и др.;
• #селфи (около 4 млн 900 тыс. публикаций) - частотность использования хэштега связана с невероятной распространенностью фотографий такого типа в Инстаграме (фотографии автора, сделанные им самим, например, при помощи зеркала). Трансформированные шутливые варианты этого хэ-штега: #селфишмелфи, #селфихуелфи, #селфимания, #себяшка, #селфилук, а также производные #лифтолук и #туалетолук (самые распространенные места для «сел-филука» - лифт и туалет, поскольку там, как правило, больших размеров зеркало и выгодное освещение, позволяющие сделать удачный кадр) (https://instagram.com (дата обращения: 03.05.2016)).
Авторские хэштеги выполняют функции, прежде всего связанные с достижением комического эффекта как средства самопрезентации автора. Рассмотрим наиболее заметные из подобных хэштегов.
1. В форму хэштегов часто облекают ироничный ответ на невысказанный вопрос, в случае вызывающей эти вопросы ситуации, изображения и т. п., например, подпись под фотографией новых туфель на огромном каблуке - (11) #нетянебоюсьсло-матьногу, #дамнеудобно, #намважнова-шемнение; или (12) #нетнеслипнется #растипопа - под фотографией большого количества сладостей; или подпись под «типичной» для данного пользователя фотографией - (13) #даУменяМиллионТаких-ФотографийНуИЧто (https://instagram.com).
2. Хэштеги могут иметь обратное значение, противоположное высказываемому. Б. Циммер называет такого рода хэштеги термином «баштэг» (bashtag). Это шуточные хэштеги, в которых изначальный смысл специально меняется пользователями на противоположный [29]. Например, подпись под фотографией сломанной руки: #победи-тельпожизни или #этоуспех.
3. Хэштеги, придающие неожиданный смысловой поворот, например, #секта - под фотографиями с места работы автора (Сбербанк). Подобные хэштеги могут представлять собой проявление творческой мысли автора. При этом они не обязательно напрямую соотносятся со смыслом или содержанием остального сообщения, а имеют более сложные ассоциативные связи. Подобные хэштеги Б. Циммер называет риторическими хэштегами [29]. Они не создаются для включения в определенный контекст и не требуют отклика со стороны аудитории,
хотя и принимают на себя значительную долю внимания читателей [19 : 16].
В приведенных выше примерах хэштеги используются иронически и, таким образом, выполняют экспрессивную и игровую функции, направленные на виртуальную самопрезентацию автора.
Интерактивность речевых жанров
!пв1адгат
Помимо рассмотренных выше характерных свойств жанрового пространства Инста-грам, выделяется еще одна особенность, свойственная как другим социальным сетям, так и интернет-коммуникации в целом, - интерактивность. Выкладывая определенный контент, автор аккаунта адресует его той аудитории, которую хочет видеть среди своих подписчиков, включая потенциальных. Основной критерий популярности в Инста-граме - это количество «лайков» и комментариев под фотографиями в ленте, выступающее для потенциального подписчика в качестве подтверждения, что аккаунт интересен и заслуживает внимания [8]. Количество «лайков» определяется количеством подписчиков аккаунта. Важно, что каждый аккаунт (в том числе «закрытый») имеет возможности для расширения за счет присоединения новых «фолловеров». Популярные авторы имеют более 1 млн подписчиков: так, подписчиками аккаунта российского премьер-министра Д. А. Медведева к концу 2015 года стали более 1,7 миллиона человек.
Данная жанровая особенность проявляется также и в том, что подписчики могут активно влиять на содержание общения в ленте, его внешний вид и тематическую направленность [8 : 85]. Как и другие социальные сети, Инстаграм предполагает синхронность, т. е. возможность практически одновременного создания сообщения и ответных реплик на него (количество последних ограничено лишь возможностью блокирования неуместных, к примеру, имеющих инвективный характер комментариев). Тем самым, Инстаграм выступает как сочетание элементов межличностной, групповой и массовой коммуникации. Основная роль такой коммуникативной платформы - самореализация, самоидентификация, а также виртуальная социализация субъекта интернет-общения [8]. Инстаграм для авторов - это, прежде всего, инструмент активного самопродвижения и самопрезентации, с помощью которого реализуется возможность сознательно формировать свой образ. Для ад-
ресатов Инстаграм дает непосредственную возможность участвовать «в жизни» тех, на кого они «подписаны», при помощи комментариев, сравнивать свой образ жизни с определенным эталоном, к которому они стремятся или который кажется им недостижимым.
Заключение
Итак, каждая новая сфера общения неизбежно порождает новые вторичные РЖ или их трансформации на основе уже существующих первичных. Изменение какого-то из компонентов фона коммуникации (например, канала связи) всегда приводит к изменениям жанра. Развитие интернет-коммуникации со свойственными ей возможностями практически мгновенного неограниченного распространения и пересечения сообщений резко увеличивает скорость и интенсивность жанровых инноваций [2]. Важно, что жанровые инновации интернет-общения (например, хэштеги) влияют на традиционную коммуникацию, проникая далеко за пределы интернет-пространства.
Рамки жанров интернет-пространства подвижны, изменчивы и зависят от технологических возможностей коммуникативной платформы, их постоянного обновления. РЖ интернет-коммуникации вступают в гибкие иерархические отношения, что особенно заметно на примере социальных сетей. Инста-грам можно рассматривать как социальную сеть особого типа, где самореализация субъектов коммуникации сосредоточена вокруг визуального «подтверждения» реальности и достоверности информации. РЖ сети Инстаграм представляют интерес для изучения в связи с более широкими возможностями виртуальной социализации и самопрезентации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология речевых жанров : повседневная коммуникация / Под ред. К. Ф. Седова. М. : Лабиринт, 2007. 320 с.
2. Дементьев В. В. Теория речевых жанров и актуальные процессы современной речи // Вопросы языкознания. 2015. № 6. С. 78-107.
3. Рогачева Н. Б. Структура и функционирование вторичных речевых жанров интернет-коммуникации (на материале русского и английского языков) : дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2011. 256 с.
4. Шмелева Т. В. Жанр в современной медиасфе-ре // Жанры речи : сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Дементьева. Вып. 8 : Жанр и творчество. Саратов ; М. : Лабиринт, 2012. С. 26-37.
5. Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск : Поморский университет, 2009. 238 с.
6. Щурина Ю. В. Вторичные комические речевые жанры интернет-коммуникации // Коммуникация. Мышление. Личность : материалы междунар. науч. конф., посвященной памяти профессоров И. Н. Горелова и К. Ф. Седова. Саратов : ИЦ Наука, 2012. С. 464-474.
7. Дементьев В. В. Лингвоэкология через призму речевых жанров : сфера новых «технологических» коммуникаций // Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2. С. 22-47.
8. Карпоян С. М. Instagram как особый жанр виртуальной коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2015. № 12(54) : в 4-х ч. Ч. III. C. 84-88.
9. Горошко Е. И. Лингвистика Интернета : формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Вып. 5. Орел : Картуш, 2007. С. 223-237.
10. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение : устоявшееся и спорное // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». 2011. Т. 24 (63). № 1. Ч. 1. С. 105124.
11. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград : Перемена, 2009. 477 с.
12. Капанадзе Л. А. На границе письменного и устного текста : структура и тенденции развития электронных жанров // Капанадзе Л. А. Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. М., 2005. С. 305-320.
13. Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации : Quo vadis? // Жанры речи : сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Дементьева. Вып. 4: Жанр и концепт. Саратов : Колледж, 2005. С. 336-352.
14. Козлова Н. С. Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление // Молодой ученый. 2014. № 16. С. 387-390.
15. Celebrating a Community of 400 Million. URL: Ьар://Ь^.Инстаграм.сот^^129662501137/150922-400million (дата обращения: 05.05.2016).
16. Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М. : Изд-во ЛКИ, 2010. 256 с.
17. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. : в 5 т. Т. 5 : Работы 1940-х -начала 1960-х годов. М. : Языки русской культуры, 1996. С. 159-206.
18. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. Москва : Наука, 1990. С. 180-181.
19. Атягина А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2014. 22 с.
20. Топ-10 типичных фото инстаграма. Что такое хэштеги и почему от вас отписываются друзья? URL: http://irecommend.ru/content/top-10-tipichnykh-foto-instagrama-chto-takoe-kheshtegi-i-pochemu-ot-vas-otpisyvayutsya-druzy (дата обращения: 06.05.2016).
21. Коршунов А. В. Извлечение ключевых терминов из сообщений микроблогов с помощью Вики-педии. URL: http://citforum.ru/database/articles/twitter_ kw_extraction (дата обращения: 06.05.2016).
22. Щурина Ю. В. Коммуникативно-игровой потенциал хэштегов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 8 (69). С. 100-104.
23. Solis B. The Hashtag Economy. URL: http://www.briansolis.com/2011/06/hashtag-this-the-culture-of-social-media-is/ (дата обращения: 06.05.2016).
24. Черникова А. Феномен нового интернета : хэ-штег. URL: http://cossa.ru/articles/234/4901/ (дата обращения: 05.05.2016).
25. Галямина Ю. Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера // Современный русский язык в интернете / ред. Я. Э. Ахапкина, Е. В. Рахилина. М. : Языки славянской культуры, 2014. С. 13-22.
26. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. № 3. Филология. Екатеринбург, 2012. С. 160-172.
27. Нежура Е. А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве интернета // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2012. № 2. С. 47-52.
28. Zappavigna M. Discourse of Twitter and Social Media : How we use language to create affiliation on the web. N. Y. : Continuum International Publishing Group, 2012. 227 p.
29. Zimmer B. Hashtag, You're It // North American. April, 2013. P. 24.
REFERENCES
1. Antologiya rechevykh zhanrov: povsednevnaya kommunikatsiya [Anthology of speech genres: everyday communication]. Ed. K. F. Sedov. Moscow, 2007. 320 p.
2. Dement'ev V. V. Teoriya rechevykh zhanrov i ak-tual'nye protsessy sovremennoj rechi [The theory of speech genres and actual processes of the modern speech]. Voprosy yazykoznaniya [Topics in the study of language]. 2015, no. 6, pp. 78-107.
3. Rogacheva N. B. Struktura i funktsionirovanie vtorichnykh rechevykh zhanrov internet-kommunikatsii (na materiale russkogo i angliiskogo yazykov) [Structure and functioning of secondary speech genres of Internet communication (based on the material of Russian and English). Cand. philol. sci. diss.]. Saratov, 2011. 256 p.
4. Shmeleva T. V. Zhanr v sovremennoy mediasfere [Genre in modern mediasphere]. Zhanry rechi: sb. nauch. tr. [Speech genres: collection of scientific works. Ed. by V. V. Denentyev]. Iss. 8: Genre and creativity. Saratov; Moscow, 2012, pp. 26-37.
5. Shchipitsina L. Yu. Zhanry komp'yuterno-oposredovannoi kommunikatsii [Genres of computermediated communication]. Arkhangel'sk, 2009. 238 p.
6. Shchurina Yu. V. Vtorichnye komicheskie re-chevye zhanry internet-kommunikatsii [Secondary comic speech genres of Internet communication]. Kommunikatsi-ya. Myshlenie. Lichnost: materialy mezhdunar. nauch. konf. pamyati I. N. Gorelova i K. F. Sedova [Communication. Thinking. Personality: materials of international scientific conference dedicated to I. N. Gorelov and K. F. Sedov]. Saratov, 2012, pp. 464-474.
7. Dement'ev V. V. Lingvoekologiya cherez prizmu rechevvkh zhanrov: sfera novykh «tekhnologicheskikh» kommunikatsiy [Lingvoecology through the prism of speech genres: the sphere of new «technological» communications]. Ekologiya yazyka i novaya kommunikativnaya praktika [Ecology of language and communicative practice]. Iss. 2, 2015, pp. 22-47.
8. Karpoyan S. M. Instagram kak osoby zhanr virtu-al'noy kommunikatsii [Instagram as a peculiar genre of virtuai communication]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Issues of theory and practice]. Iss. 12 (54), vol. III. Tambov, 2015, pp. 84-88.
9. Goroshko E. I. Lingvistika Interneta: formirovanie distsiplinarnoy paradigmyi [Internet Linguistics: the formation of a disciplinary paradigm]. Zhanryi i tipyi teksta v nauchnom i mediynom diskurse: sb. nauch. tr. [Genres and text types in the scientific and media discourse: collection of scientific works]. Iss. 5. Orel, 2007, pp. 223-237.
10. Goroshko E. I., Zhigalina E. A. Virtual'noe Zhanrovedenie: ustoyavsheyesya i spornoe [Virtual genre studies: established and controversial]. Uchyonye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta [Scientific papers of Tavria national university]. Vol. 24 (63), no. 1, part 1. 2011, pp. 105-124.
11. Lutovinova O. V. Lingvokul'turologicheskie harakteristiki virtual'nogo diskursa [Linguoculturologi-cal characteristics of virtual discourse]. Volgograd,
2009. 477 p.
12. Kapanadze L. A. Na granitse pis'mennogo i ust-nogo teksta: struktura i tendentsii razvitiya elektronnykh zhanrov [On the board of written and spoken texts: structure and tendencies of e-genres development]. Kapanadze L. A. Golosa i smysly. Izbrannye raboty po russkomu yazyku [Voices and meanings. Selected papers on Russian language]. Moscow, 2005, pp. 305-320.
13. Makarov M. L. Zhanry v elektronnoi kommunikatsii: Quo vadis? [E-communication genres: Quo va-dis?]. Zhanry rechi: sb. nauch. tr. [Speech genres: collection of scientific works. Ed. by V. V. Denentyev]. Iss. 4. Saratov, 2005, pp. 336-352.
14. Kozlova N. S. Sotsial'naya set' Instagram kak sot-sial'no-psikhologicheskoe yavlenie [Social net Instagram as a social and psychological phenomenon]. Molodoy uchyonyi [Young scientists]. Iss. 16, 2014, pp. 387-390.
15. Celebrating a Community of 400 Million. Available at: http://blog.HHCTarpaM.com/post/129662501137/ 150922-400million (accessed 05 May 2016).
16. Ryazantseva T. I. Gipertekst i elektronnaya kommunikatsiya [Hypertext and e-communication]. Moscow:
2010, 256 p.
17. Bakhtin M. M. Problema rechevykh zhanrov [Problem of speech genres]. Bakhtin M. M. Sobr. soch.: v 5 t. T. 5. Raboty 1940-kh nachala 1960-kh godov [Collection of works: in 5 vol. Vol. 5. Works of the 1940th the 1960th years]. Moscow, 1996, pp. 159-206.
18. Sorokin Yu. A., Tarasov E. F. Kreolizovannyie teksty i ih kommunikativnaya funktsiya [Creolized texts and their communicative function]. Optimizatsiya re-chevogo vozdeistviya [Optimize speech effect]. Moscow, 1990, pp. 180-181.
19. Atyagina A. P. Tvitter kak novaya diskursivnaya praktika [Twitter as a new discursive practice. Cand. philol. sci. thesis diss.]. Omsk, 2014, 22 p.
20. Top-10 tipichnykh foto instagrama. Chto takoe heshtegi i pochemu ot vas otpisyvayutsya druz'ya [Top-10 of the typical Instagram photos. What is hashtag and why do friends stop following you?]. Available at: http://irecommend.ru/content/top-10-tipichnykh-foto-instagrama-chto-takoe-kheshtegi-i-pochemu-ot-vas-otpisyvayutsya-druzy (accessed 06 May 2016).
21. Korshunov A. V. Izvlechenie kl'uchevykh terminov iz soobshcheniy mikroblogov s pomoshch'yu Vikipedii [Extraction of key terms from microblog messages using Wikipedia]. Available at: http://citforum.ru/database/ arti-cles/twitter_kw_extraction (accessed 06 May 2016).
22. Shchurina Yu. V. Kommunikativmo-igrovoy po-tentsial heshtegov [Hashtag communicatively-game potential]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Bulletin of Cherepovets state university]. No. 8 (69). 2015, pp. 100-104.
23. Solis B. The Hashtag Economy. Available at: http://www.briansolis.com/2011/06/hashtag-this-the-culture-of-social-media-is/ (accessed 06 May 2016).
24. Chernikova A. Fenomen novogo interneta: hesht-eg [Á new Internet phenomenon: hashtag]. Available at: http://cossa.ru/articles/234/4901/ (accessed 06 May 2016).
25. Galyamina Yu. E. Lingvisticheskiy analiz heshtegov Tvittera [Linguistic analysis of Twitter hashtags]. Sovremennyi russkiy yazyk v Internete [Modern russian language on the Internet]. Moscow, 2014, pp. 13-22.
26. Shchurina Yu. V. Internet-memy kak fenomen in-ternet-kommunikatsii [Internet memes as a phenomenon of Internet communication]. Nauchny dialog. 3. Filologiya [The scientific dialogue]. No. 3. Philology. Ekaterinburg, 2012, pp. 160-172.
27. Nezhura E. A. Novyie tipy kreolizovannyih tekstov v kommunikativnom prostranstve interneta [New types of creolized texts in the communicative space of the Internet]. Teoriya yazyika i mezhkulturnaya kommuni-catsiya [Theory of Language and Intercultural Communication]. 2012, no. 2, pp. 47-52.
28. Zappavigna M. Discourse of Twitter and Social Media: How we use language to create affiliation on the web. NY, 2012, 227 p.
29. Zimmer B. Hashtag, You're It. North American. April, 2013, p. 24.
Статья поступила в редакцию 9.05.2016.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ FOR CITING
Щурина Ю. В. Жанровое своеобразие социальной сети Schurina Y. V. Genre individuality of Instagram social net. Instagram // Жанры речи. 2016. №1. С. 156-168. DOI: Speech genres, 2016, no. 1, pp. 156-168. DOI: 10.18500/2311-0740-2016-1-13-156-168. 10.18500/2311-0740-2016-1-13-156-168. (in Russian).