известия вгпу. филологические науки
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
А.В. УГРО (Владивосток)
виртуальное жАнровЕдЕниЕ: в поисках жанра
Приводится обзор существующих направлений изучения языка, функционирующего в интернет-пространстве. Особое внимание уделяется подходу, основным понятием которого является жанр. Подчеркивается необходимость разграничения технических параметров и языковых характеристик, вследствие этого предлагается структура интернет-платформы, позволяющая акцентировать внимание на речевых формах коммуникации.
Ключевые слова: гипержанр, виртуальное жанроведение, интернет-лингвистика, компьютерно-опосредованная коммуникация.
Активная разработка и функционирование электронных устройств находятся в фокусе внимания не только естественно-технических, но и гуманитарных наук. Одним из наиболее масштабных и влиятельных изобретений XX в. стала глобальная сеть Интернет. Предметом исследования гуманитарных наук является использование технологий человеком в данной области. Так, в языкознании возникло направление, которое называется интернет-лингвистикой [13] или компьютерно-опосредованной коммуникацией [14], где предметом наблюдения является функционирование языка в Интернете. Сложность данной области исследования заключается в стремительном развитии Интернета, его постоянной модификации, расширении возможностей использования, что требует от ученых не только постоянного анализа, описания единичных объектов, но и концепций, подходов к изучению феномена в целом.
В лингвистической науке Д. Бартоном выделяются направления исследования языка в Интернете, базирующиеся на структурном (structural features of computer-mediated communication), дискурсивном (social variation of computer-mediated discourse), метаязыковом аспектах изучения языка Интернета [12]. Одним из первых сложилось и стало наиболее разработанным направление, где предметом
описания являются языковые особенности, возникающие под влиянием технических параметров коммуникации. Такая традиция изучения языка компьютерно-опосредованной коммуникации распространена как в англоязычной, так и в русскоязычной лингвистике (D. Crystal, M. Ferrara, S. Herring, М.Ю. Сидорова, Г.М. Трофимова и др.). Согласно структурному подходу, Н.А. Ахренова предлагает выделять изучение языковых уровней в Интернете как отдельные направления: интернет-синтаксис, интернет-семантика, интернет-морфология. Кроме того, лингвист предлагает рассматривать как отдельное направление изучение способов передачи высказываний (фонологический, графологический, мультимедийный) [2], однако, на наш взгляд, такое дробное деление представляется избыточным.
С учетом ситуации общения, а также социальных параметров участников коммуникации можно представить достаточно широкий спектр работ, выполненных в русле прагматики, социолингвистики и дискурс-анализа, которые Д. Бартон объединяет в социально обусловленные разновидности компьютерно-опосредованного дискурса (social variation of computer-mediated discourse) [12]. Кроме того, в англоязычной лингвистике выделяются направления, предметом которых стало изучение взаимосвязи языка и идеологии в Интернете, а также того, как люди говорят об Интернете, т. е. металингвистика [Там же]. на наш взгляд, правомерно добавить и направление, занимающееся возможностями применения математических методов и алгоритмов для получения и анализа данных (Б.А. Галиц-кий, Д.А. Ильвовский, Е.Л. Черняк, С.О. Кузнецов).
Если задачей структурного направления является анализ языковых уровней и определения формы функционирования языка в Интернете, то дискурсивный подход обращается к речевым высказываниям, с помощью которых происходит общение в Интернете. В связи с этим в русскоязычной лингвистике широкое распространение получило виртуальное жан-роведение.
Однако сначала обратимся к тому, что называется жанром. Первичное определение жанра было предложено М.М. Бахтиным в работе «Проблемы речевых жанров». Под жанром понимаются различные формы речи от одноактных до сложных высказываний, «облада-
О Угро А.в., 2018
ющие определенным тематическим, композиционным и стилистическим единством, которые оказываются зависимыми от сферы общения» [3, с. 40]. К.Ф. Седов также указывает на условия общения, определяя речевой жанр как «вербально-знаковое оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей» [8, с. 168].
Идея исследования речевых высказываний как жанровых форм получила дальнейшее развитие в работах А.Г. Баранова, К.А. Долинина, М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелевой и др. Такой подход был применен и к изучению общения, происходящего в Интернете. В задачи виртуального жанроведения, по мнению Е.И. Горошко, входят:
- определение, выявление и описание виртуальных жанров;
- составление модели описания и функционирования виртуальных жанров и их типологии;
- анализ эволюции виртуальных жанров;
- выявление и описание сходств, различий и зависимостей между традиционными «бумажными» и виртуальными жанрами и т. д.;
- изучение связи жанра и особенностей его формирования с развитием и функционированием языка в коммуникативном пространстве Всемирной паутины [4].
для описания жанров, прежде всего, необходима модель, согласно которой могут быть выявлены типические черты высказываний. На текущий момент лингвистами предложено несколько моделей описания жанра. к нашедшим широкое применение можно отнести модели Е.И. Горошко и Л.Ю. Щипицы-ной. Первая разработана на основании структуры жанра Т.В. Шмелевой: с учетом среды функционирования добавлены мультимедийные параметры. В результате этого характеристика высказываний может быть дана в соответствии с коммуникативной целью, концепцией адресанта или адресата, событийным содержанием, фактором коммуникативного прошлого, фактором коммуникативного будущего, формальной структурой, лингвистическим дизайном: языковыми средствами; графическим оформлением; шрифтовым оформлением; наличием аудиовизуальной информации. как мы видим, значительную часть составляют прагматические и технические параметры, в то время как лингвистические особенности затронуты в меньшей мере.
На основании этих параметров Е.И. Горошко и Е.А. Жигалина предлагают следу-
ющую классификацию: собственно жанры (электронное письмо, форум, чат, виртуальная конференция, пост, комментарий) и гипержанры, под которыми «понимается жанровое макрообразование, сопровождающее социально-коммуникативные ситуации в сети Интернет и объединяющее в своем составе несколько жанров» (сайт, блог, социальная сеть, библиотека) [5]. Указанные жанры представляют собой единицы разной величины и структуры (в частности, пост не является образованием, равным чату, или комментарий - форуму). кроме того, в статье пост и комментарий указываются как жанры и как субжанры. Такая классификация, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем уточнении.
Вторая модель жанров интернет-коммуникации, разработанная Л.Ю. Щипицыной, предлагает учитывать медийные (форматные признаки жанра), прагматические (Кто? Кому? Зачем? Где?), структурно-семантические (Что?) и стилистико-языковые (Кто?) параметры интернет-жанра [11, с. 38]. Такой всесторонний учет различных сторон высказывания дает основания предполагать, что данные параметры позволят целостно описать жанры, функционирующие в Интернете. Однако, обратившись к диссертации И.Г. сидоровой, где на основании модели, предложенной Л.Ю. Щипицыной, анализируется социальная сеть, мы видим, что в качестве стилистико-языковых параметров указываются использование эмотиконов, заглавных букв, варианты цветового оформления, логического выделения, лексика разговорного стиля, сокращения, прилагательные, наречия в превосходной степени, личные и притяжательные местоимения, междометия и частицы, простые предложения, обращения [9]. Подобную характеристику можно найти и в описании чата л.Ю. Щи-пицыной: «Так, признаками эмоциональности чатов являются смайлы, итерация букв и пунктуационных знаков, написание слов только заглавными буквами, лексическая семантика и особый восклицательный тип предложений <....> Субъективность сообщений чата проявляется в использовании местоимений 1-го и 2-го лица, активного залога глаголов, а также высказываний, содержащих оценку или характеристику действительности и не сопровождающихся доказательствами» [11, с. 134]. Кроме того, в структурно-семантических параметрах вместо анализа публикуемых пользователями высказываний, понимаемых как определенный жанровый тип, предлагается
известия вгпу. филологические науки
описание интернет-платформы и ее технических возможностей; мультимедийные параметры выражаются в указании формата коммуникации и возможности использования невербальных элементов.
Таким образом, мы видим, что при обращении к так называемому жанру описание типических форм высказываний заменяется общей характеристикой интернет-платформы и особенностей интернет-коммуникации, проявляющихся на определенных языковых уровнях. Несомненно, такие параметры, как синхронность / асинхронность, характер доступа к электронному ресурсу, направленность коммуникации, особенность визуальной структуры, влияют на формирование и функционирование речевых жанров, но они должны быть отнесены к техническим параметрам платформы. Нам представляется необходимым принимать во внимание структурно-композиционное, семантическое содержание высказываний пользователей, соотношение вербального и невербального кода в конкретных высказываниях, чтобы исключить замещение анализа частных форм описанием общих особенностей, которое, на наш взгляд, возникает из-за отсутствия разграничения понятий «формат» и «речевой жанр».
Например, в диссертации Н.В. Кобрина «Твиттер» упоминается одновременно как новый вид коммуникации и как жанр. В то же время автор подчеркивает, что понятие жанра «отражает наиболее существенные свойства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения / деятельности, характеризующиеся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками», что указывает на текстовые параметры [7, с. 89].
Вместе с тем исследователь выделяет твиттинг «как отдельный жанр, под которым подразумевается новый социокоммуникатив-ный вид в системе интернет-технологий, позволяющий приблизить письменную речь к устной, выявить механизм коммуникативного взаимодействия пользователей социальных медиа и механизм воздействия передаваемой и получаемой информации на их социальную оценку» [Там же, с. 100]. В качестве жанрообразующих параметров указываются границы, непосредственный контакт с действительностью, целостность, смысловая завершенность, активная позиция по отношению к говорящему и другим участникам коммуникации, адресность. для описания твиттинга как жанра автор предлагает анализ
лексико-морфологического и графического уровней. лексико-морфологический уровень характеризуется буквенно-слоговым написанием слов, наличием сокращений и аббревиатур. На графическом уровне отмечается использование смайлов, хэштегов и знака обращения к пользователю @ + имя пользователя. Однако данные особенности фиксировались учеными и при анализе чатов, социальных сетей [1; 9; 11].
Таким образом, вышеуказанные жанро-образующие признаки и особенности коммуникации не демонстрируют специфику речевого общения в рамках «Твиттера», поэтому, на наш взгляд, особое внимание следует уделить функционированию жанров. Чтобы дать характеристику «Твиттеру» как коммуникативной платформе и выявить ее уникальность, следует проанализировать, какие жанры оказываются общими для социальных сетей и других форматов коммуникации, какие -являются специфическими для «Твиттера»; как техническое ограничение в 140 знаков влияет на трансформацию высказываний в жанровом аспекте. Но первоначально необходимо разделить понятия жанра и формата.
для разграничения жанра и формата О.Ю. усачева предлагает ввести понятие гипержанра, под которым понимается «полижанровое единство, формирующееся на базе интернет-формата для реализации доминантной коммуникативной цели и обладающее специфической тематической и социально-коммуникативной организацией речевого взаимодействия» [9, с. 193]. Данное решение позволяет лингвисту выделять жанры этикетные (приветствие, контактивы), фатические (например, самопрезентирующие), диалог-«бол-товню» для формата чата; монологические (статья, эссе, отзыв, рецензия и др.) и диалогические (комментарий, записка, обсуждение записей, дискуссия и др.) для блога. Однако, например, при анализе такого объекта, как социальная сеть, мы столкнемся со следующими противоречиями.
Во-первых, на данный момент социальная сеть объединяет несколько разных форматов, которые предполагают размещение постов (записей), комментариев, видеотрансляции, а также сервис личных сообщений. В соответствии с этим мы не можем выделить гипержанр - тематический полисубъектный неофициальный диалог с открытым числом участников - по аналогии с форумом, как выделяет О.Ю. Усачева.
Во-вторых, в связи с жанровой проблематикой стоит упомянуть такой феномен, как ре-пост. При условии, что некий пост является определенным жанром, при повторном размещении пользователь добавляет комментарий, тогда образуется гипержанр, поэтому возникает вопрос, насколько возможно называть социальную сеть гипержанром. Мы предлагаем принять, что если в платформе разработчиками предусматривается коммуникация пользователей, то возникает коммуникативное пространство в рамках этой платформы. Может быть предусмотрен один формат общения (как, например, чат или форум) или несколько (например, социальная сеть). На основании формата и технических возможностей платформы могут функционировать как гипержанры, так и жанры:
коммуникативная структура интернет-платформы
Интернет-платформа
1. Коммуникативное пространство
2. Формат (один или несколько)
3. Гипержанры / жанры
вследствие этого мы считаем необходимым акцентировать внимание на важности разделения понятий жанра и формата, это позволит не только описывать стилистические особенности высказываний в интернет-среде, но и выделять новые возникающие формы коммуникации, а также характеризовать модификации уже известных речевых жанров при перенесении в виртуальную среду. Таким образом, коммуникативное пространство интернет-платформы должно быть охарактеризовано с учетом не только собственно технических параметров и их влияния на процесс общения, но и жанрового спектра.
список литературы
1. Алтухова Т.В. Социальная компьютерная сеть «ВКонтакте»: жанровая характеристика [Электронный ресурс] // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsial naya-kompyutemaya-set-vkontakte-zhanrovaya-harak teristika (дата обращения: 13.03.2018).
2. Ахренова H.A. Теоретические основы интернет-лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 10. С. 22-26.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
4. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Уч. зап. Тавр. нац. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер.: Филология. Социальные коммуникации. 2011. № 1. Т. 24 (63). С. 105-124.
5. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация: проблема жанра [Электронный ресурс]. URL: http:// www.textology.ru/article.aspx?aId=206 (дата обращения: 08.03.2018).
6. Горошко Е.И. Интернет-жанр твиттинг как предмет исследования нового направления интернет-лингвистики - виртуального жанроведения // Жанры и типы текста в научном дискурсе. Вып. 12. Орел, 2014. С. 238-249.
7. Кобрин Н.В. Медиатексты твиттера в когнитивном аспекте (на материале английского языка): дис. ... канд. филол. наук. М., 2016.
8. Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учеб. пособие. М.: Лабиринт, 2008.
9. Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий): дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2014.
10. Усачева О.Ю. Дискурсный анализ текстов диалогической интернет-коммуникации: дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2013.
11. Щипицина Л.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск: Поморский университет, 2009.
12. Barton D., Cameron L. Language online: investigating digital text and practices. New York: Routledge, 2013.
13. Crystal D. Internet Linguistics: A Student Guide. New York: Routledge, 2011.
14. Herring S.C. Computer-mediated discourse analysis: An approach to researching online behavior [Electronic resource]. URL: http://ella.slis.indiana.
edu/~herring/cmda.pdf (дата обращения: 08.03.2018). * * *
1. Altuhova T.V. Social'naja komp'juternaja set' «VKontakte»: zhanrovaja harakteristika [Jelektron-nyj resurs] // Vestn. Kemer. gos. un-ta. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompyu-ternaya-set-vkontakte-zhanrovaya-harakteristika (data obrashhenija: 13.03.2018).
известия вгпу. филологические науки
2. Ahrenova N.A. Teoreticheskie osnovy inter-net-lingvistiki // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2013. № 10. S. 22-26.
3. Bahtin M.M. Problema rechevyh zhanrov // Jestetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1986.
4. Goroshko E.I., Zhigalina E.A. Virtual'noe zhanrovedenie: ustojavsheesja i spornoe // Uch. zap. Tavr. nac. un-ta im. V.I. Vernadskogo. Ser.: Filolo-gija. Social'nye kommunikacii. 2011. № 1. T. 24 (63). S. 105-124.
5. Goroshko E.I. Internet-kommunikacija: problema zhanra [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. textology.ru/article.aspx?aId=206 (data obrashhenija: 08.03.2018).
6. Goroshko E.I. Internet-zhanr tvitting kak predmet issledovanija novogo napravlenija internet-lingvistiki - virtual'nogo zhanrovedenija // Zhanry i tipy teksta v nauchnom diskurse. Vyp. 12. Orel, 2014. S. 238-249.
7. Kobrin N.V. Mediateksty tvittera v kognitiv-nom aspekte (na materiale anglijskogo jazyka): dis. ... kand. filol. nauk. M., 2016.
8. Sedov K. F. Osnovy psiholingvistiki: ucheb. posobie. M.: Labirint, 2008.
9. Sidorova I.G. Kommunikativno-pragmatiche-skie harakteristiki zhanrov personal'nogo internet-diskursa (sajt, blog, social'naja set', kommentarij): dis. ... kand. filol. nauk. Volgograd, 2014.
10. Usacheva O.Ju. Diskursnyj analiz tekstov dialogicheskoj internet-kommunikacii: dis. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2013.
11. Shhipicina L.Ju. Zhanry komp'juterno-oposre-dovannoj kommunikacii. Arhangel'sk: Pomorskij uni-versitet, 2009.
Virtual genre studies: in search of the genre
The article presents an overview of areas of study of language functioning in the Internet space. Special attention is paid to the approach, the main concept of which is the genre. The necessity to differentiate the technical parameters and language characteristics is emphasized. As a result, the structure of the Internet platform is proposed, which allows to focus on the verbal forms of communication.
Key words: hypergenre, virtual genre studies, Internet linguistics, computer-mediated communication.
(Статья поступила в редакцию 04.04.2018)
с.А. хОМякОВ
(Москва)
хронотоп сумасшедшего дома в романе «мастер и маргарита» м.а. Булгакова
Рассматривается хронотоп сумасшедшего дома как один из главных в организации романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Темпоральная категория представлена в самых различных формах (историческое, биографическое, фольклорное, сказочное, мистическое, литературное время). Пространство оказывается крайне разнообразным (потусторонним, мифическим, игровым). Хронотоп сумасшедшего дома выполняет жарновую и сюжетообразующую функцию.
Ключевые слова: хронотоп сумасшедшего дома, время, пространство, пространственно-временная символика.
В последние десятилетия литературоведы и исследователи стараются уточнить, конкретизировать определение хронотопа [6, с. 12], данное М.М. Бахтиным, и поэтому объектом внимания становятся более мелкие единства времени и пространства (хронотоп встречи, дороги, комнаты, порога [8, с. 33-39], «присутственного места» [15, с. 65], коммунальной квартиры [2, с. 154-159], дома [7], детства [11, с. 49-51], усадьбы [5, с. 92-99] и др.), которые имеют прямое отношение к жанровой характеристике произведения. Однако некоторые виды хронотопов («блоковский», «ах-матовский» [13, с. 208]) - более сложные полисемантические единства - выходят за рамки традиционного представления о бахтин-ском хронотопе. В литературоведении выделяют хронотопические черты, которыми обладают предметы: ч а с ы («говорят о временном бытии и неизменном движении времени»), река («ток воды - это материальное олицетворение невещественного движения времени во всем и поверх всего. Вода подобна времени в своем стремлении из неизвестного в неизвестность»), тень («в этом неразлучном существовании человека и его тени запечатлена своеобразная симметрия человека настоящего и прошлого») [4, с. 224]. Несмотря на большое количество работ, посвященных времени и пространству [12, с. 20-101], в литературоведении не имеется конкретных исследо-
О Хомяков С.А., 2018