Научная статья на тему 'Блог в интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал'

Блог в интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
1136
170
Поделиться
Ключевые слова
БЛОГ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖАНР / ЧАТ / BLOG / INTERNET COMMUNICATION / SPEECH GENRE / ONLINE GENRE / CHAT

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Максимова Татьяна Олеговна

Статья посвящена изучению природы блога в ряду сопредельных жанров интернет-коммуникации. В ней представлен обзор российских и зарубежных исследований о свойствах блога и его функциях. Блог рассматривается как жанр в сопоставлении с другими видами электронной коммуникации: чатом, электронной почтой, форумами, социальными сетями. На основе анализа научной литературы в работе предложена жанровая модель блога и обозначены пути его изучения в литературоведении.

A BLOG IN THE INTERNET COMMUNICATION: STRUCTURE, FUNCTION, LITERARY POTENTIAL

The article focuses on the history of blogs as a genre of Internet communication. It consists of an overview of Russian and foreign research activities on the nature and characteristics of blogs. A blog is considered as a genre with other types of electronic communication such as a chat, an email, forums and social networks. Based on the analysis of scientific literature, the blog genre model is proposed. Also the ways of blog study in literary criticism are presented in this work.

Текст научной работы на тему «Блог в интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-1-76-18 УДК 82-8

© Максимова Т.О., 02017

Максимова Татьяна Олеговна

Аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия) E-mail: vto1408@mail.ru

Maksimova Tatiana Olegovna

Post-graduate student, The Perm state humanitarian pedagogical university (Perm, Russia) E-mail: vto1408@mail.ru

БЛОГ

В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

A BLOG IN THE INTERNET COMMUNICATION: STRUCTURE, FUNCTION, LITERARY POTENTIAL

Аннотация. Статья посвящена изучению природы блога в ряду сопредельных жанров интернет-коммуникации. В ней представлен обзор российских и зарубежных исследований о свойствах блога и его функциях. Блог рассматривается как жанр в сопоставлении с другими видами электронной коммуникации: чатом, электронной почтой, форумами, социальными сетями. На основе анализа научной литературы в работе предложена жанровая модель блога и обозначены пути его изучения в литературоведении.

Ключевые слова. Блог, интернет-коммуникация, речевой жанр, электронный жанр, чат.

Summary. The article focuses on the history of blogs as a genre of Internet communication. It consists of an overview of Russian and foreign research activities on the nature and characteristics of blogs. A blog is considered as a genre with other types of electronic communication such as a chat, an email, forums and social networks. Based on the analysis of scientific literature, the blog genre model is proposed. Also the ways of blog study in literary criticism are presented in this work.

Keywords. Blog, Internet communication, speech genre, online genre, chat.

Введение

Блогосфера сегодня представляет собой, в первую очередь, средство межличностной виртуальной коммуникации. Многочисленные интернет-площадки (блоги, форумы, социальные сети, чаты и т.д.) бытуют в виртуальном мире как определенные электронные жанры и вводят новые правила коммуникации, отличные от традиционных письменных и устных форм. Под жанром в нашем случае мы имеем в виду не эстетическую категорию, а скорее то, что М.М. Бахтин называл «жанры речи» . Современные коммуникативные дигитальные поликодовые практики общения сегодня активно образуют свой репертуар речевых жанров. Под электронным жанром будем подразумевать «жанр коммуникации, осуществляемой посредством Интернета» [2, с. 125]. Отметим, что в терминологии, касающейся вопроса жанров, бытующих в интернет-пространстве, нет единого мнения о наименовании. На наш взгляд, все предложенные исследователями названия жанров в сети синонимичны: электронные (Е.Н. Вавилова, Л.А. Капанадзе, А.Н. Саенко), виртуальные (О.В. Лутови-

* «Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами» [3, с. 159].

нова, Каумова, Л.Ф. Компанцева), цифровые (Л.Ю. Щипицина), сетевые (Н.А. Трофимова), интернет-жанры (Е.И. Горошко, Е.А. Жигалина) и др.

Электронные жанры вообще и блог в частности - сравнительно новое явление в культуре, зародившееся в конце 1990-х гг. Изучение блогов началось в середине 2000-х гг. Поскольку блог - явление синтетическое, он становится предметом исследования и со стороны специалистов в сфере интернета, и со стороны социологов, культурологов, философов, лингвистов и литературоведов. Как всегда бывает, в случае, когда предмет исследования имеет междисциплинарную природу, выводы исследователей нередко противоречивы и трудно поддаются систематизации. В настоящей статье предпринимается попытка аналитического обзора существующих отечественных и иностранных работ, посвященных изучению блога как жанра интернет-коммуникации. Целью статьи является выявление основных черт и характеристик нового интернет-жанра, выработка алгоритма описания блога.

Основная часть

Сегодня мы наблюдаем бурное развитие новых речевых жанров, бытующих в Интернете: комментарий, пост, репост, твитт, сообщение и др. Исследователи активно разрабатывают подходы и критерии для их определения, описания и классификации.

Лингвист Л.Ю. Щипицина понимает под интернет-жанром (в этом мы солидарны с ней) модель социокультурной деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (КОК) , реализуемую с помощью устойчивых типов текстов, различающихся медийными, прагматическими и лингвистическими характеристиками [11, с. 72]. Исследователь предлагает классификацию жанров КОК на основе медийных, функциональных и структурных признаков. Наибольший интерес для нас представляет функциональная классификация, включающая:

- информативные жанры (институциональные веб-страницы, в том числе вебстраницы новостных агентств и сетевых СМИ, поисковые системы, онлайн-энциклопедии, каталоги, списки рассылки, электронные библиотеки и архивы);

- социальные жанры (чат, электронные письма, новостные группы, форумы, социальные сети);

- директивные жанры (веб-баннеры, веб-страницы объявлений, Интернет-магазины и аукционы);

- презентационные жанры (личные веб-страницы, веблоги);

- эстетические жанры (сетевой роман, фанфикшн) [10, с. 21].

В классификации Л.Ю. Щипициной блоги попадают в группу презентационных жанров. Нам представляется, однако, что блог может выполнять не только презентационную функцию, но и информативную, социальную, директивную, эстетическую - в зависимости от задач, которые ставит перед собой автор блога. Так, например, некоторые блоги представляют собой новостные ленты. В этом случае на первый план выходит информативная составляющая.

Задача настоящей работы - на основании существующих исследований выявить и другие признаки блога как жанра интернет-коммуникации.

Для начала дадим характеристику компьютерной коммуникации, без которой блог не существовал бы сегодня. В коллективной монографии «Интернет-коммуникация как новая речевая формация» под редакцией Т.Н. Колокольцевой и О.В. Лутовиной (2012) Е.Н. Галичкина дает ее всестороннюю характеристику. Среди

* Сокращение, принятое Л.Ю. Щипициной.

выделенных исследовательницей свойств КОК основными представляются следующие: гипертекстуальность, интертекстуальность, полифоничность, креолизован-ность, языковое нивелирование и этическая маркированность [7].

Практически эти же характеристики называет и П.В. Морослин в диссертации «Лингвокультурные основы теории функционирования рунета в пространстве межкультурной коммуникации» (2010), но уже применительно к блогам: высокая степень интерактивности, частичная мультимедийность, гипертекстовость [9]. Характеризуя блог, автор относит его к сфере межличностного общения и определяет ведущую цель блога как коммуникативную, реализуемую посредством информационной и контактоустанавливающей функций. Таким образом, блоги, по мнению П.В. Мо-рослина, выступают в сети в качестве самопрезентации и обмена информацией, отчасти выполняя функции электронных СМИ. Кроме того, исследователь заостряет внимание на очень важном аспекте в сфере исследования блога - взаимоотношениях автора и читателя. В интернет-коммуникации «различия между автором и читателем трансформируются, оба вида деятельности становятся доступными и возможными, максимум активности перемещается от создателя информации к ее потребителю. Последний выбирает информацию, перемещается по гиперссылкам, может эту информацию видоизменить или дополнить» [9, с. 293-294].

Постепенно проблема речевого поведения автора и читателя выходит на первый план в исследованиях интернет-коммуникации. Статья М.С. Рыжкова «Речевые стратегии и тактики интернет-коммуникации (на материале чатов)» помогает понять, как формируется образ коммуникативного партнера в условиях интернет-общения. Оказывается, что участникам коммуникативного акта «приходится самостоятельно достраивать образ своего коммуникативного партнера. И подчас единственным средством, способным оптимизировать выполнение этой задачи в интернет-пространстве, становится (само)анализ стратегических и тактических линий речевого поведения, которые через определенные языковые характеристики «проявляют» коммуникативные портреты пользователей интерактивных ресурсов» [7, с. 85].

Но всегда ли анализ речевого поведения способен выстроить достоверный образ коммуниканта? Ответ на этот вопрос мы находим в названной выше коллективной монографии в разделе «Языковая личность в виртуальном пространстве: способы самопрезентации и речевого поведения». О.В. Лутовинова замечает: «Погружаясь в мир Интернета, языковая личность может как оставаться собой, так и экспериментировать со своей идентичностью» [7, с. 134]. Но тут же автор оговаривается, что языковая личность в Интернете вполне реальна, поскольку сообщает достоверную информацию о себе и не стремится создать принципиально иной образ, однако анонимность и физическое отсутствие позволяют «нивелировать ряд параметров, являющихся неотъемлемой частью языковой личности в процессе неопосредованной коммуникации» [7, с. 134]. Н.Н. Казнова, обращаясь конкретно к блогу, пишет: «Жанр блога предлагает неограниченные возможности конструирования своей идентичности, поэтому мы говорим не столько об авторе блога, сколько о создаваемом им образе - виртуальной языковой личности» [8, с. 22].

Авторы коллективной монографии «Интернет-коммуникация как новая речевая формация» приходят к общему выводу о том, что «интернет создает очевидные предпосылки для постепенного стирания всех и всяческих границ в коммуникации: между странами, между кодами и языками, между дискурсами разных видов, между общением официальным и неофициальным (институциональным и персональным), письменным и устным, монологическим и диалогическим и т.д.» [7, с. 8]. А в самой коммуникации Рунета отражаются закономерности современного функционирования языка: тенденции к усилению диалогичности, коллоквиализации (разговорно-

сти) общения, экспрессивизации, к глобальному снижению и огрублению речи. Подчеркнем, что все эти процессы характерны и для блогосферы.

Сетевое общение строит собственную культуру - и современные исследователи изучают ее формирующиеся особенности. С точки зрения формирующейся новой антропологии эту культуру изучает Гасан Гусейнов . Исследователь суммирует родовые признаки новой культуры, которые, по его мнению, зависят от практической целесообразности русской электронной коммуникации: принцип «кластерности» (С1и81егрпп71р); доминирование моторной визуальности разрозненных образов над монументальной текстуальностью; преобладание антинормативистских речевых субкультур над традиционными формами письменности; расширение поля смешного, возможности пошутить [6].

В другой статье «Берлога веблога. Введение в эрратическую семантику», посвященной конкретно веблогам (сетевым журналам), Гусейнов рассматривает блогеров как социальный институт - преуспевающее контр-культурное сообщество. Среди прочего антрополог задается вопросом о смысле этого «контр-культурного месиджа, оставляющего заметные следы на речевом поведении носителей современного русского языка» [5]. В итоге автор приходит к выводу: «этот тип высказывания позволяет поддерживать классовую дистанцию между носителями языка, владеющими языковой нормой и до известной степени даже способными развивать эти навыки благодаря эрративам, и тем рядовым, как назвал его создатель сайта udaff.com, "офисным планктоном", который приветствует в данном речевом потоке его голый контр-культурный пафос» [5]. Общность культурных кодов, формирующаяся в среде «сетевых людей», как называет пользователей Г. Гусейнов, отражается не только в блогах, но и в иных, родственных им жанрах. Это чат, форум, социальная сеть. При сопоставлении с ними ярче проявляются собственные видовые признаки блога.

Т.Н. Колокольцева, обращаясь к понятию диалогичности в интернет-коммуникации, противопоставляет чаты и блоги. Ее наблюдения раскрывают специфические особенности блога со стороны прагматических координат общения. Если в чатах общение по преимуществу фатическое (общение ради общения либо общение с целью знакомства), то на форумах и в блогосфере общение по преимуществу информативное и «ориентировано на обсуждение интеллектуализованных тем» [7, с. 153]. Соответственно чат, общение в котором происходит в режиме реального времени, отличается от блогов своей спонтанностью, обилием разговорных элементов, простым синтаксисом, звуковой редукцией. Блогам же в свою очередь свойственно преобладание кодифицированного литературного языка, так как неспонтанность общения позволяет проводить отбор языковых средств. Таким образом, чаты и блоги противопоставляются по признаку синхронность/асинхронность коммуникации, по характеру целеориентированности диалога, по тематике и по соотношению разговорных и кодифицированных элементов.

Е.А. Горшкова в диссертации «Блог как вид интернет-коммуникации» (2013) также устанавливает основные черты сходства и отличия блога от других видов коммуникации в глобальной сети - электронной почты, чатов, форумов, социальных сетей. Ее исследование, выполненное в русле когнитивно-коммуникативного подхода, построено на анализе 500 постов англоязычных блогов различной тематики, отобранные методом сплошной выборки. Исследователь приходит к выводу о том, что англоязычный блог - распространенный вид интернет-коммуникации, которому

* Гусейнов Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/43/main8.html

присущи специфические когнитивные, прагмасемантические и лингвистические характеристики (полифоничность, интерактивность, гипертекстовость, креолизован-ность, анонимность, дистантность, добровольность контактов, языковая креативность) [4]. Здесь интересно сравнение национальных моделей блогового общения. Из работы Е.А. Горшковой следует, что русскоязычные и англоязычные блоги обладают общими языковыми и коммуникативными характеристиками. Выявленные исследователем основные коммуникативные стратегии и тактики (информативная, модально-оценочная, регулятивная и метакоммуникативная), используемые коммуникантами в англоязычных блогах, соотносимы и с русскоязычной блогосферой. Е.А. Горшкова отмечает синкретичный характер интернет-коммуникации, который проявляется в полижанровости и во взаимодействии и реализации форм устной и письменной речи.

В исследовании Н.Н. Казновой («Трансформация языковой личности в интернет-коммуникации», 2011), посвященном современному французскому Интернет-дискурсу и выполненном в русле психолингвистики и теории коммуникации, находим прямые параллели между французской и российской блогосферой. Во-первых, в понятии блога: «персональное субъективизированное виртуальное пространство, представляющее актуальную информацию и имеющее мультимедийный характер» [8, с. 10]. Во-вторых, в основных композиционных признаках блога: профиль автора (возраст, пол, дата создания блога и т.п.); статьи или заметки, организованные в обратном хронологическом порядке; личные комментарии, оставляемые читателями. Н.Н. Казнова определяет блог как гибридный жанр, сочетающий в себе одновременно черты других жанров интернет-дискурса (чата, персональной страницы) и таких литературных жанров как дневник, путевые записки, исповеди; хроники. Вопрос о генезисе блога действительно сложный. Исследователи, как правило, называют прародителями современного блога дневники (Д.Е. Колезев, В. А. Губайловский, Д.В. Давыдов, С.В. Шейхетов) и записные книжки (С.Н. Ефимова, Т.О. Максимова). Га-сан Гусейнов, рассматривая жанровую генеалогию блога, включает в нее «скелеты предков на новой глубине - от домашних альбомов до отрывных календарей в дачном сортире, от гастрономических статей Менделеева в "Брокгаузе" до "Опавших листьев" Розанова, от "Ни дня без строчки" Юрия Олеши до "Записных книжек" Ильи Ильфа, не говоря уже о 16 странице "Литературной газеты"» [5].

В работах иностранных исследователей, так же, как и в отечественных, вокруг жанрового обозначения блога ведутся дискуссии. Автор книги «The Weblog Handbook: Practical Advice on Creating and Maintaining Your Blog»), популярный блоггер Rebecca Blood считает блог жанром уникальным, родившимся и выросшим в Сети [12]. Авторы статьи «Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs» вступают с R. Blood в открытую полемику, настаивая на том, что блог - жанр не новый и даже не уникальный, а представляет собой гибрид, возникший на основе многих источников, в том числе и других интернет-жанров [13]. По их мнению, блог вместе с другими интерактивными сетевыми жанрами занимает новую позицию в жанровой экологии Интернета. В частности, он образует мост между мультимедийными документами и текстами компьютерно-опосредованной коммуникации, тем самым постепенно стирая различия между этими двумя доминирующими интернет-парадигмами и потенциально способствуя их разрушению в будущем [13].

Суммируя существующие исследования о природе блога как жанра интернет-коммуникации, можно выделить его основные черты:

1. Блог имеет свои композиционные признаки: профиль автора; блоговые записи/посты, расположенные в обратном хронологическом порядке; комментарии к

ним. Над грамматической связностью преобладают формально-графические, логико-семантические и лексические средства реализации связности.

2. Обладает когнитивными, прагмасемантическими характеристиками: интерактивностью, интертекстуальностью, мультимедийностью, гипертекстовостью, поли-фоничностью, креолизованностью, анонимностью, дистантностью, добровольностью контактов.

3. Может выполнять различные функции: контактоустанавливающую, консолидирующую, презентационную, социализации, информационную, экономическую, политическую, образовательную, релаксационную.

4. Предоставляет возможность автору блога конструировать собственную идентичность благодаря таким характеристикам блога, как анонимность и дистантность.

5. Формирует (благодаря диалогической форме общения в сети) и креативные, и рецептивные компетенции автора в коммуникативной ситуации: блогер, как правило, реагирует на комментарии читателей.

6. Позволяет блогерам использовать различные коммуникативные стратегии и тактики (информативную, модально-оценочную, регулятивную и метакоммуника-тивную).

Выявленные на основе современных исследований блога его типологические характеристики возможно рассматривать как устойчивые признаки нового жанра, требующего дальнейшего анализа.

Выводы и перспективы

Блог сегодня является предметом изучения для разных исследовательских областей (социологии, культурологии, лингвистики, литературоведения и др.). Его структура и генезис описаны; важнее то, какие функции в культуре в целом он будет выполнять в дальнейшем. Представляется перспективным изучать бытование блога в креативных сферах - например, в литературе. Ведь сегодня растет число романов, выросших из блога. Исследователи российского литературного Интернета М.П. Абашева и Ф.А. Катаев, прослеживая путь от сетевого дневника к художественной прозе у ряда писателей (Е. Элтанг, М. Кетро, Е. Гришковца, Н. Горлановой, Д. Ба-вильского, А Житинского и др.), приходят к выводу о том, что «современные авторы используют сетевой блог как стратегию для построения художественного текста» [1, с. 96]. Более того, сегодняшние писатели подчеркивают то обстоятельство, что их тексты вышли из блога - что видно уже в названиях произведений: «Вот жизнь моя. Фейсбучный роман» С.И. Чупринина, «Повесть Журнала Живаго» Н.В. Горлановой, серия книг ЖЖизнь Е. Гришковца («Год ЖЖизни», «Продолжение ЖЖизни», «151 эпизод ЖЖизни» и др.). Блог выступает как черновик художественного произведения (например, проект «Любовь к истории» Б. Акунина), записная книжка (рассказы Н.В. Горлановой) и основа сюжета (Ильянен А. «Highest degree», А.Н. Житинский «Государь всея Сети»), прототип стиля («Легкие миры» Т. Толстой, «Завтрак юриста: Занимательные истории из прошедшего и не прошедшего времени» Л. С. Симкина) . Это тот счастливый случай, когда технологии продуктивно влияют

* См. об этом подробнее: Максимова Т.О. Писатель в блоге. Заметки об авторской субъективности // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2013. Вып. № 5. С. 267-275.

Природа коммуникации в писательском блоге // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 3: Гуманитарные и общественные науки. 2014. Вып. № 1. С. 75-82.

Писательские дневники и записные книжки в век информационных технологий: блог как

на поэтику - поэтому развитие блогосферы в сторону литературы представляется нам наиболее перспективным направлением для исследования.

Литература

1. Абашева М.П., Катаев Ф.А. Русская проза в эпоху интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность. Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2013. 168 с.

2. Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как Интернет-жанр // Вестник Пермского университета: российская и зарубежная филология. 2012. № 4(20). С. 125-131.

3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.

4. Горшкова Е.И. Блог как вид интернет-коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб, 2013. 23с.

5. Гусейнов Г. Берлога веблога. Введение в эрратическую семантику. URL: http://speakrus.ru/gg/microprosa_erratica-1.htm

6. Гусейнов Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/43/main8.html

7. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М.: ФЛИНТА ; Наука, 2012. 328 с.

8. Казнова Н.Н. Трансформация языковой личности в интернет-коммуникации (на примере французской блогосферы): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2011. 23 с.

9. Морослин П.В. Лингвокультурные основы теории функционирования рунета в пространстве межкультурной коммуникации: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2010. 339 с.

10. Щипицина Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 2011. 446 с.

11. Щипицина Л.Ю. Понятие жанра компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 68-74.

12. Blood R. The Weblog Handbook: Practical Advice on Creating and Maintaining Your Blog. Cambridge, 2002. 253 p.

13. Susan C. Herring, Lois Ann Scheidt, Sabrina Bonus, Elijah Wright. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs. URL: http://www.csus.edu/indiv/s/stonerm/genreanalysisofweblogs.pdf

References

1. Abasheva M.P., Kataev F.A. Russkaiaproza v epokhu interneta: transformatsii vpoetike i av-torskaia identichnost' [Russian prose in the age of the Internet: transformations in the poetics and authorial identity]. Perm, 2013. 168 p.

2. Bazhenova E.A., Ivanova I.A. Blog kak Internet-zhanr [Blog as an Internet genre]. Vestnik Permskogo universiteta: rossiiskaia i zarubezhnaia filologiia [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2012, № 4(20), pp. 125-131.

3. Bakhtin M.M. Problema rechevykh zhanrov [The problem of speech genres] Sobr. soch. Moscow, 1996, T. 5, pp. 159-206.

новый тип повествования // Молодая филология: сборник статей по материалам студенческой конференции "Методы и методика гуманитарных исследований: интерпретация, перевод и преподавание языка». Пермь: ПТГПУ, 2013. С. 47-52.

Литература и блог: возможности творческого взаимодействия (на материале прозы Т. Толстой и Н. Горлановой) // Дергачевские чтения - 2014: Русская литература: типы художественного сознания и диалог культурно-национальных традиций: Материалы XI Всероссийской научной конференции с международным участием (г. Екатеринбург, 67 октября 2014 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 113-116.

4. Gorshkova E.I. Blog kak vid internet-kommunikatsii [Blog as a form of online communication. Dr. filol. sci. autoabstract], Saint-Petersburg, 2013, 23 p.

5. Guseinov G. Berloga vebloga. Vvedenie v erraticheskuiu semantiku [Den weblog. Introduction to erratic semantics]. Available at: http://speakrus.ru/gg/microprosa_erratica-1.htm.

6. Guseinov G. Zametki k antropologii russkogo Interneta: osobennosti iazyka i literatury sete-vykh liudei [Notes to anthropology of the Russian Internet: specificity of the language and literature of the network of people]. Available at: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/43/main8.html.

7. Internet-kommunikatsiia kak novaia rechevaia formatsiia [Internet communication as a new verbal formation]. Moscow, 2012. 328 p.

8. Kaznova N.N. Transformatsiia iazykovoi lichnosti v internet-kommunikatsii [Transformation of linguistic identity in the Internet communication. Dr. dis.]. Perm, 2011. 23 p.

9. Moroslin P.V. Lingvokul'turnye osnovy teorii funktsionirovaniia runeta v prostranstve mezh-kul'turnoi kommunikatsii [Linguistic and cultural foundations of the theory of the functioning of the Runet in the space of intercultural communication. Dr. filol. sci.dis]. Moscow, 2010. 339 p.

10. Shchipitsina L.Iu. Kompleksnaia lingvisticheskaia kharakteristika komp'iuterno-oposredovannoi kommunikatsii [Comprehensive linguistic characteristics of computer-mediated communication. Dr. filol. sci.dis]. Voronezh, 2011, 446 p.

11. Shchipitsina L.Iu. Poniatie zhanra komp'iuterno-oposredovannoi kommunikatsii [The concept of genre of computer-mediated communication]. Vestnik Pomorskogo universiteta. Seriia: Gu-manitarnye i sotsial'nye nauki [Pomor University Herald. Series: Humanities and social Sciences.], 2009, № 3, pp. 68-74.

Максимова Т.О. Блог в интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №1. С. 124-131.

For citation: Maksimova T.O. A blog in the internet communication: structure, function, literary potential. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 1, pp. 124-131.