Научная статья на тему 'Особенности конструирования французского сетевого дневника (к вопросу о выборе речевой маски блоггера)'

Особенности конструирования французского сетевого дневника (к вопросу о выборе речевой маски блоггера) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
367
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СЕТЕВОЙ ДНЕВНИК / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ МАСКА / РЕЧЕВАЯ СТИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казнова Наталья Николаевна

Статья посвящена рассмотрению сетевых дневников как нового способа общения и реализации личности. Автор выделяет мотивы, побуждающие человека вступать в виртуальное общение и создавать блоги, анализирует наиболее популярные темы французских сетевых дневников. В работе представлены тенденции в выборе определенных речевых масок в современном французском языке и основные языковые особенности французских блогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности конструирования французского сетевого дневника (к вопросу о выборе речевой маски блоггера)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 39 (177).

Филология. Искусствоведение. Вып. 38. С. 65-71.

Н. Н. Казнова

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО СЕТЕВОГО ДНЕВНИКА (К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ РЕЧЕВОЙ МАСКИ БЛОГГЕРА)

Статья посвящена рассмотрению сетевых дневников как нового способа общения и реализации личности. Автор выделяет мотивы, побуждающие человека вступать в виртуальное общение и создавать блоги, анализирует наиболее популярные темы французских сетевых дневников. В работе представлены тенденции в выборе определенных речевых масок в современном французском языке и основные языковые особенности французских блогов.

Ключевые слова: виртуальная реальность, общение, Интернет, виртуальная коммуника-

ция, виртуальная личность, сетевой дневник, стилизация.

Переход от индустриального к информационному обществу обусловливает происходящие сегодня перемены в жизни человечества. Подобные изменения связаны главным образом с развитием техники, внедрением новых технологий во все сферы деятельности. Формируется совершенно новый пласт социокультурной реальности. Индивид приобретает новые ценности, перемещается в качественно новый информационный мир. «Компьютеры и информационные системы находят применение во все новых областях человеческой практики, оказывая воздействие на психические процессы и трансформируя не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом» [1. С. 11]. Таким образом, вся жизнедеятельность современного человека может считаться отражением мировых информационных и технических процессов.

Изменения активно происходят и в общении. Обращение человека к новым средствам связи, создание иных видов коммуникации влечет за собой погружение человека в виртуальную реальность. Крупнейшим техническим и социальным прорывом явилось внедрение в ХХ веке всемирной компьютерной сети Интернет. На сегодняшний момент Интернет это прежде всего один из основных каналов, по которым осуществляется социальная и межличностная коммуникация. Интернет стал «новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей». В результате у пользователей компьютерных сетей возникают формы «психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством» [10].

ник, самопрезентация, речевая маска, речевая

Сеть Интернет - неоднородная среда, в которой сосуществуют представители различных возрастов, культур, конфессий. Здесь сталкиваются люди, имеющие разные цели, интересы, мотивы, но в то же время формирующие некие общие цели и ценности. Очевидно, именно разнородность Интернета обеспечивает многообразие видов деятельности в сети.

Популярность всемирной сети объясняется теми преимуществами, которые она имеет по сравнению с реальностью. Исследователи выделяют следующие основные признаки коммуникации через Интернет: отсутствие визуальных и тактильных контактов между коммуникантами; анонимность общения; относительная безопасность общения; отсутствие четких норм и правил; разнообразие видов деятельности; отсутствие невербальных компонентов общения; добровольность и избирательность контактов; возможность одновременного общения с множеством коммуникантов; бесконечная возможность само-презентации [3-7; 10-15].

Таким образом, виртуальная коммуникация отличается от реальной предполагаемым отсутствием психологических, социальных и прочих барьеров, ограничивающих общение, а также предоставляет возможность экспериментировать со своей личностью. Поскольку общение в Интернет происходит в основном посредством письменного текста, человек может всецело управлять своим виртуальным образом. Исследователи сегодня активно говорят о рождении так называемой виртуальной личности [4; 5; 15]. Мы, вслед за А. Е. Жичкиной, полагаем, что Интернет расширяет возможности самопрезентации и

даже самоидентификации личности, поскольку предоставляет «возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору» [6].

Исследователи нередко отмечают карнавальный характер Интернет-общения, сравнивая его и игрой или мифом. «Ситуация, в которой человек может реализовать все возможности: мгновенно перенестись из одной точки земного шара в другую, или присутствовать в нескольких местах одновременно и т. д., больше напоминает волшебную сказку, в которой “герой-пользователь” обладает сверхъестественными возможностями, нежели реальную жизнь» [10]. «Каждый - независимо от статуса, здоровья, расовой принадлежности, пола и так далее - начинает игру с одного и того же нулевого уровня на одинаковом для всех игровом поле по неизменным правилам» [12]. Вступая в виртуальную коммуникацию. человек начинает действовать по правилам, создаваемым им самим и подобными ему вир-туаманами. Все они имеют в распоряжении определенный набор возможностей, и только от них зависит, как ими распорядиться. При этом Интернет-общение дает человеку иллюзию отсутствия ответственности за свое поведение, а следовательно, позволяет быть более откровенным, открытым, чем в реальности.

На сегодняшний день одним из самых популярных и стремительно развивающихся видов Интернет-коммуникации являются сетевые дневники. Блоги представляют собой некое индивидуальное виртуальное пространство, созданное для самовыражения. Прототипом блогов выступают, с одной стороны, классический интимный дневник, с другой

- персональные Интернет-страницы. Это личная информация, представленная во всем спектре эмоций и переживаний блоггера, но выставленная на всеобщее обозрение. Кроме того, подобная коммуникация обеспечивает обратную связь коммуникантов посредством комментариев, оставляемых после прочтения статей блога. Таким образом, читающий может высказать свое мнение относительно деятельности блоггера, в то время как последний имеет возможность узнать, правильно ли выбран, и как следствие, популярен ли его образ и его творчество. А значит, возможен выбор новой роли, и выбрать роль намного проще,

чем в реальной жизни. Как отмечает Н. В. Чудова, «Интернет-технологии не просто предоставляют новые возможности для коммуникации, но порождают особое культурное пространство, в котором субъект получает в свое распоряжение орудия, опосредствующие процесс формирования образа “Я”» [13]. Выбор «орудий», способных помочь в конструировании виртуального образа, зависит от каждого конкретного блоггера.

По мнению А. Е. Жичкиной и Е. П. Белинской, самопрезентацию следует понимать как «поведенческое выражение эмоциональных и когнитивных элементов Я-концепции, а идентичность либо как синоним Я-концепции, либо как ее центральный конструкт» [8].

Исследователи выделяют 2 основных группы мотивов, побуждающих человека к виртуальному общению в общем, и к созданию блога в частности.

Первую группу мотивов можно обозначить как сознательный уход от реального общения, причинами которого, в свою очередь, могут быть попытка реализации своего идеального Я, чаще всего не совпадающего с Я реальным, или уход от барьеров в реальном общении, а также от норм и правил, сопровождающих «живую» коммуникацию. По замечанию

Н. В. Чудовой, «в группе “жителей Интернета” преобладают люди с нереалистическими и недифференцированными требованиями к себе, дискриминирующие собственную телесность, ощущающие некоторую дистанцию между собой и другими и пытающиеся компенсировать отсутствие чувства близости и взаимопонимания преувеличенными представлениями о собственной независимости, а также отказом от следования общепринятым нормам». Значит Интернет должен иметь своего «потребителя»

- того, чей образ мира и образ «Я» нуждаются именно в такой «среде обитания» [13]. В данном случае можно говорить о компенсаторной функции всемирной сети.

Вторая группа мотивов связана с желанием индивида приобрести новый опыт и экспериментировать со своей идентичностью. Это могут быть эксперименты с идентичностью для себя, т. е. поиск своего истинного Я, познание своих качеств, целей. Но часто встречается «игра» с другими «виртуаманами», т. е. некий вызов общественности, желание ее реакции. Так, «сетевая идентичность, отличающаяся от реальной идентичности, не только выражает нечто, уже имеющееся в личности, но может

быть и стремлением испытать нечто, ранее не испытанное» [8]. Возникновение у человека желания уйти от нормативности общества, стремление к самопознанию, особенно у подростков, а также к познанию других, все это побуждает его «примерять» различные маски и сделать определенные выводы.

Среди авторов сетевых дневников нередко встречаются люди незаурядные, с творческим потенциалом [9]. Творчество блоггера начинается с выбора ника, а значит, с определения того образа, который он будет иметь в сети. Безусловно, мы не можем установить истинного пользователя блогов и опираемся лишь на предоставленную самим блоггером информацию. Исходные данные для нас представляет профиль блоггера, где создатель сетевого дневника указывает выбранную для себя речевую маску, фиксируя определенный пол, возраст, семейное положение и т. д. Тем более интересными представляются случаи указания нестандартных данных, в частности, слишком юного (1-3 года), либо нереального (более 1000 лет) возраста.

Остановимся более подробно на группе блоггеров раннего детского возраста, которых довольно много в сети: мы обнаружили во франкоязычном секторе блогосферы более 70. Попытаемся выявить, с какой целью эти блоги создаются, какую информацию предоставляют, и действительно ли они претендуют на жизнеописание младенцев.

На второй по популярности во Франции блогоплатформе www.over-blog.com представлены дневники 40 мужчин и 33 женщины, чей возраст относится к раннему детству (1-3 года). Проанализировав содержание данных блогов, мы установили:

1) наиболее популярные темы блогов у мужчин:

а) социополитической или философской направленности (политическая история и актуальная мировая ситуация, антиполитические зарисовки и т. п. в блогах политической партии Mouvement pour une Gauche Plurielle, студентов-философов Anthony Le Cazals, katsumoto, angus38 и др.)

б) дневники, представляющие творчество блоггеров (рисунки, графика, фото, литературные тексты и т. д. в блогах сценариста комиксов frederic Legros, художников zav и sissou83 и др.)

в) «путевые заметки», т. е. блоги, ведущиеся в путешествии (например, путешествие француза по Японии в блоге chris);

г) личные дневники, повествующие о повседневной жизни блоггеров, их интересах, переживаниях, мыслях о своей жизни (например, история любви двух мужчин в блоге Nouloup, дневник 16-летнего молодого человека nico, рассказывающего обо всем, что его интересует - о музыке, играх, видео и т. д.);

д) блоги конкретных мест или учреждений (блог театра Theatre du Pont Tournant или муниципальной медиатеки mediatMque de Quimperle);

е) блоги, посвященный спорту, в основном, футболу (например, дневник поклонника уличного футбола Arkham09 и др.).

2) наиболее популярные направленности блогов у женщин:

а) личные дневники (например, дневник Bleun, истории из жизни и переживания молодой мамы Caco, а также Frogita, рассказывающая о своих поисках мужчины и др.);

б) дневники, посвященные конкретному увлечению (изучение искусства коллажа в блоге citron vert, знакомство с культурой ЭМО в дневнике same.666);

в) дневники, представляющие творчество блоггеров (блог Rain, позволяющий представлять свою графику, дневник актрисы, певицы и композитора Paula и т. д.).

В отличие от мужских блогов, женские дневники редко посвящены конкретному населенному пункту, путешествиям, редко имеют социальную или политическую направленность.

Таким образом, основная цель мужчин-блоггеров - представить свои мысли, впечатления, заявить о своей гражданской позиции, призвать к чему-либо, в то время как женщины чаще всего создают блоги, чтобы рассказать о своей личной жизни, эмоциях, переживаниях, намерениях. Следовательно, дневники женщин более открыты, искренни, доверительны. Отметим также, что в женских блогах сложнее, чем в мужских, выделить основную направленность дневника, т. к. женщины в своих блогах говорят обо всем, что происходит в их жизни, что их волнует. Мужчины, напротив, при создании сетевого дневника имеют более конкретную цель.

При этом почти все указанные в данной возрастной группе блоггеры на самом деле не являются младенцами, и указание у них раннего детского возраста не имеет очевидного обоснования. Более того, в первой же статье своего дневника многие блоггеры указывают

свой истинный возраст или вид деятельности, позволяющий предположить истинный возраст блоггера (как, например, 16-летний nico). Можно предположить, что при выборе образа в профиле и при написании дневника человеком движут разные цели: профиль должен максимально привлекать внимание читающих, в то время как сам блог рассказывает о самом человеке, и если блоггер стремится к открытости и откровенности, он не скрывает истинный возраст. Безусловно, за выбором возраста в профиле могут стоять и другие мотивы, например, значимые для пользователя даты. Так, если блог посвящен конкретному объединению или учреждению, мы можем предположить, что указанный возраст - реальная длительность существования этого учреждения. Хотя при анализе блогов такой закономерности не установлено: чаще всего блоггеры не говорят о своем истинном возрасте или интересующие нас организации существуют намного дольше, чем 1-3 года. Нельзя исключать, на наш взгляд, и возможность спонтанного выбора возраста.

Между тем среди исследуемых нами блоггеров есть и «настоящие» младенцы (3 мужчины и 6 женщин): TITI, Eric, Martin; Anjali, princessesarah, Toum, Ninon, Ophelie On-Line, perine. Это дневники, повествующие о начале жизни детей, часто от момента рождения или первых часов, а в блоге Ophelie On-Line и вовсе еще до момента рождения. Блоги эти написаны, как правило, от первого лица, кроме Toum, который ведет молодая мама. Этот дневник отличается также тем, что в профиле блога указан женский пол блоггера, в то время как по содержанию блога мы понимаем, что речь идет о младенце-мальчике. Подобные «младенческие» дневники изобилуют фотографиями семей, самих младенцев, их жилья, любимых игрушек и т. п.

Особый интерес представляют для нас языковые особенности таких дневников. Ввиду того, что сами младенцы не могут вести свои дневники, нам необходимо выяснить, происходит ли при создании блогов стилизация под детскую речь, т. е. моделирует ли автор блога «языковую личность младенца».

Анализ сетевых дневников младенцев показал следующие языковые особенности:

1) часто используются графические средства - заглавные буквы, подчеркивания, повторы букв, знаков препинания, что служит, очевидно, для выражения эмоций (выполняя

при этом ту же функцию, что акронимы и смайлики), привлечения внимания к особо важным мыслям, а также для выражения просодических явлений, например, крика: papa adooooooooooort le slivres (Anjali) Merci pour les p’tites visites du mois :o) :

Et alors bien sur, le true trop cool, c’est qu’on peut s’en mettre partout !!: sur les mains, le nez, le front, les oreilles, les vetements... sans parler des mains et des vetements de Maman !!! Un bon moment d’eclate a chaque fois :o) !

J’ai eu mes premiers reufs de Paques... mmmm, trop bon le chocolat, jA-dOre-. (Ophelie On-Line)

Bon, ok c'etait pas ma premiere ! N'en peche qu'avec elle j'ai pour la premiere fois reussi a fai-re ce que je voulais !!! Et la, je me leve et je dis bravo et merci madame !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! (Toum)

ils me disaient «ccchhhuuuuutttt fais dodo»!!!!!

Papa et Maman m’ont emmenee dans un en-droit MAGIQUE... (Ninon)

Je m’amuse bien avec mes cousins, ma fa-mille....Je fais du velo, du coloriage, des sorties etc.Je rends dingue Maman avec toutes

mes betises. Mais qu’est ce que je me m’amuse!!!!!......(TITI)

2) часто в блогах встречаются междометия, звукоподражания:

meumeu (имитация мычания коровы) (prin--cessesarah)

Elle me leve le martin, me fait des gros ca-lins et puis hop hop hop, la couche (Ophelie OnLine)

Premier plouf... Brrr... au debut elle est froide (Ninon) (имитация погружения в воду и чувства холода)

Ah ah ah ah ah ah a

Hummmmmm, comment vais-je l’apeller? Tonton ou Chris, hihihihihi!!! (смех)

Et hopla!!!!!!!!!!!!! Splash!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! (имитация погружения в воду) (TITI)

Elle fait BOUM BOUM BOUM sur la table (удары по столу) (Eric)

В большинстве блогов мы не встретили фонетического обозначения детской речи. Исключение составляет только дневник мальчика Eric, в котором воспроизводятся произношение ребенком некоторых слов, а также диалоги с мамой:

J’ai appris quelques nouvelles couleurs :

- diz ou dine (gris)

- ohan (orange)

- noi (noir, mais 5a j’oublie souvent)

- ma’on (marron)

- oj ou ooo (rose) (Eric)

- Bebe petiiiiit

- C’est une fille comme le bebe de Maman.

- Bebe tille ?

- Oui, une fille, comme Maman.

- Mimi... (dis-je en pointant la tele...)

- Qui c’est le gar^on ?

- Eiit (Eric... moi quoi)

- et papa c’est un gar^on ou une fille ?

- papa gaon

- et maman ? c’est un gar^on ou une fille ?

- Maman tille

- et Theo ?

- Theo tille...

- Ah non, Theo c’est un gar^on

- et Anita ?

- mimi... nita tille.

- et le bebe de Maman ?

- bebe tiiiiiiiillle ! (Eric)

3) отмечаются грамматические ошибки, опечатки, фонетическое написание слов, сокращения:

autour d emoi (=autour de moi) ils passent beuaocup detemsp sur leur sor-dianteurs (=ils passent beaucoup de temps sur leurs ordinateurs)

je susi toujours (Anjali) (=je suis toujours) tus ce que j’aime (=tout ce que j’aime)

Voici le generique du dessin animee (princes-sesarah) (неверное согласование в роде)

D’ailleurs z’allez (=vous allez) voir sur les photos (Ophelie On-Line)

Parce que la y’a (=ily a) aussi du mal.

Merci les labo !!! (=laboratoires) (Toum) vais me faire gronder maintenant, voila!! (опущение подлежащего)

je ne me suis meme pas excuser. (TITI) (использование инфинитива вместо причастия прошедшего времени excuse)

C’est l’heure... a taaaaaaaaaaaaab’ !! (Eric) (=a table !)

4) лексический состав блогов включает в себя элементы как классического, так и разговорного языка, заимствования (преимущественно, англицизмы), а также элементы детской речи (немало разговорных детских слов мы находим в дневнике девочки Ninon):

hello ! Je suis arrivee! (Anjali)

Je suis trop cool chez ma nounou. ils m’ont tous chante une jolie chanson. lalala... moiziversaire. lalala... (Ophelie On-

Line)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J'ai cree ce blog pour tout mes fans all over the world. (Perine)

‘re you talkin’ to me ? (Ninon)

Par contre dans le bain c’est fun (TITI)

Однако, подобные «детские» слова нередко используются и во взрослых блогах, поэтому считать эту особенность присущей исключительно дневникам младенцев, на наш взгляд, нецелесообразно. Более того, все указанные языковые особенности широко распространены в дневниках блоггеров разных полов и возрастов, что позволяет сделать следующий вывод: создатели блогов младенцев не стремятся имитировать детскую речь и пишут их на своем языке и в привычной для себя манере.

Интерес представляет образование ника подобных блоггеров. Во французской сети сегодня распространено сокращение прилагательного petit (маленький) до формы tit. Этим обусловлено, на наш взгляд, образование младенческого ника TITI. Логичным кажется и выбор имени princessesarah. Этот блог рассказывает обо всем, что интересует или может заинтересовать дочку-принцессу

- о мультфильмах, сказках, картинках и т. п. Образ принцессы является, безусловно, одним из самых любимых у девочек.

Кроме указанных младенческих блогов, где повествование действительно ведется от лица детей, мы отметили еще три дневника, которые можно классифицировать как «косвенно младенческие». Это дневник A&A, рассказывающий о жизни двух братьев Antoine и Arthur, разница в возрасте которых составляет около 2 лет двух, причем сам блог ведется то от имени младшего брата, то от имени старшего; блог семьи с младенцем Brin Benjamin David et Marilyn (ник представляет здесь собой сочетание имен всех членов семьи и рассказывает в основном о строительстве дома для этой семьи), а также дневник молодой семьи, ожидающей младенца Claire & Greg.

Наконец, обращает на себя внимание тот факт, что именно в группе женщин раннего детского возраста нам встретились 2 блога животных. Во-первых, это котенок Chachatte, блог которого начинается с первых дней его жизни. В профиле указано, что это дневник девочки 2 лет, поэтому мы можем предположить, что речь идет действительно о двухлетней кошечке. Во-вторых, собака Clara Et Una, которая начинает дневник с рассказа о своих

предках (Je commence par vous montrer d’ou je viens... Для начала я расскажу вам, откуда я произошла...). Примечательно, что «животные» блоги по содержанию напоминают младенческие: много фотографий самих «детишек», их хозяев, жилья и т. п. Дневники котенка и щенка ведутся также от первого лица (je suis belle je suis la mode du noir et blanc). Языковые особенности, отмечаемые в этих блогах, аналогичны тому, что мы отметили у младенцев. В дневнике кошечки мы обратили внимание на своеобразное образование существительных: la papatte de la chachatte (вместо la patte de la chatte) и la baballe вместо la balle.

Среди мужских блогов младенцев мы также обнаружили неординарный дневник

- блог вязаной игрушки Kawaii. Причем создание этой игрушки стилизовано под рождение ребенка: указаны рост и вес игрушки при «рождении». Можно предположить, таким образом, что такая игрушка является для ее создателя действительно своеобразным младенцем. Выбор подобной речевой маски (игрушки или животного) можно считать достаточно удачным: если такой блог и не станет самым посещаемым и комментируемым, то точно запомнится пользователям сети, а именно такой вызов общественности и привлечение внимания являются одной из основных целей блоггеров.

Проанализировав материал, мы предположили следующие возможные причины выбора речевой маски младенца: желание выделиться на фоне остальных блоггеров, указывающих реальный (и чаще всего истинный) возраст; желание эксперимента со своим образом; стремление освободиться от каких-либо ограничений, т. е. нежелание быть отнесенным ни к одной из обычных возрастных групп. Родители, ведущие дневники своих детей, очевидно, стремятся реализовать свои идеи и реальные ожидания посредством управления «виртуальной жизнью» своего ребенка. В свою очередь хозяева, ведущие блоги от лица своих животных, возможно, считают жизнь своих питомцев интереснее и важнее, чем свою.

Таким образом, блоги являются сегодня неотъемлемой частью жизни многих людей, давая им возможность реализовать себя в виртуальном мире, поэкспериментировать со своей идентичностью. Яркими примерами необычных речевых масок являются, в

частности, блоггеры-младенцы и блоггеры-животные. Мы предполагаем, что выбор сетевой маски младенца или животного обусловлен, скорее, стремлением привлечь внимание к своему дневнику. Что касается языковой стороны блогов, мы установили, что стилизации под речь ребенка или животного чаще всего не происходит.

Список литературы

1. Бабаева, Ю. Д. Интернет : воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскун-ский, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскун-ского. М. : Можайск-Терра, 2000. С. 11-39.

2. Бабенко, В. С. Виртуальная реальность : проблема интерпретации // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры : материалы I Всерос. симп. по филос. проблемам виртуал. реальности. СПб, 1996. С.21-28.

3. Белинская, Е. П. Интернет и идентификационные структуры личности // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий : материалы междунар. интернет-конф., проходившей 20.03-14.05.2001 на информ.-образоват. портале www.auditorium.ru / под общ. ред.

А. Е. Войскунского. М. : Моск. обществ. науч. фонд, 2001. С. 77-84.

4. Васюков, И. Общение - золото и главное полезное ископаемое Интернет. URL : http:// flogiston.ru/articles/netpsy/vasukov2, 2000.

5. Горошко, Е. И. Интернет-коммуникация в гендерном измерении // Вестн. Перм. ун-та. Филология. Язык. Культура. Цивилизация : науч. журн. Вып. 3. / гл. ред. В. В. Маланин. Пермь, 2006. С. 219-229.

6. Жичкина, А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. URL : http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf, 1999.

7. Жичкина, А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста : автореф. дис. ... канд. псих. Наук. URL : www.flogiston.ru/articles/ netpsy/avtoref_zhichkina, 2002.

8. Жичкина, А. Е. Стратегии самопрезен-тации в Интернет и их связь с реальной идентичностью / А. Е. Жичкина, Е. П. Белинская. URL : http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy, 1999.

9. Карпова, Т. Б. Самопрезентация в Интернете и ее речевое воплощение // Вестн.

Перм. ун-та. Филология. Язык. Культура. Цивилизация : науч. журн. Вып. З / гл. ред.

В. В. Маланин. Пермь, 2006. С. 256-263.

10.Минаков, А. В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности. URL : http://flogiston. ru/articles/netpsy/minakov, 1999.

1 І.Нестеров, В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. URL : http://flogiston.ru/ articles/netpsy/netemotions, 1999.

12.Сулер, Джон. Люди превращаются в Электроников : Основные психологические характеристики виртуального пространства. URL : http://flogiston.ru/articles/netpsy/ electronic, 1998.

ІЗ.Чудова, Н. В. Особенности образа «Я» жителя Интернета. URL : http://psyfactor.org/ lib/chudova.htm, 2006.

14.Шевченко, И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. URL : http://flogiston.ru/articles/netpsy/ shevchenko, 1999.

15.Valkenburg, P. M. Adolescents’ identity experiments on the internet / P. M. Valkenburg, A. P. Schouten, J. Peter. URL : http://nms.sage-pub.com, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.