Научная статья на тему 'Сетевые дневники как новый вид реализации личности'

Сетевые дневники как новый вид реализации личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
790
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / БЛОГ / ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ЛИЧНОСТЬЮ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / НИК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казнова Наталия Николаевна

Статья посвящена рассмотрению сетевых дневников как нового способа общения и реализации личности. Автор выделяет мотивы, побуждающие человека вступать в виртуальное общение и создавать блоги, анализирует наиболее популярные темы французских сетевых дневников и дает обоснование выбора ников в современном французском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые дневники как новый вид реализации личности»

of bilingualism // Language Learning, 1995. -№45(3) - P.467-509.

27. De Groot A. & Hocks J. The development of bilingual memory: Evidence from word translation by trilinguals // Language learning, 1995. - №45(4) - P.683-724.

28. Dijkstra T. & van Hell J. Testing the language mode hypothesis using trilinguals // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 2003. - №6 - P.2-16.

29. Elman L. An alternative view of the mental lexicon // Trends in Cognitive Sciences, 2004. - №8(7) - P.301-306.

30. Emmorey K.D.& Fromkin V.A. The mental lexicon // Linguistics: The Cambridge Survey. Vol. 3. Language: Psychological and Biological aspects - Cambridge Univ. Press, 1989 - P.125-149.

31. Garman M. Psycholinguistics. Cambridge University Press,1990. - 350 pp.

32. Hakuta K., Butler Y & Witt D. How long does it take learners to attain English proficiency? // University of California, Linguistic Minority Research Institute Policy, Report, 2000 - 1.

33. Kiss G., Armstrong C, Milroy R. & Piper J. An associative thesaurus of English. — Edinburgh: University of Edinburgh, MRC Speech and Communication Unit, 1972 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eat.rl.ac.uk/. Проверено 15.04.2009.

34. Kroll J. & Stewart E. Category interference in translation and picture naming:

Evidence for asymmetric connections between bilingual memory representations // Journal of Memory and Language, 1994. - №33 -P.149-174.

35. Levelt W. Speaking. From intention to articulation. Cambridge, MA: MIT Press, 1989. - 247p.

36. McQueen, J. M., Norris, D., & Cutler, A. Competition in spoken word recognition: Spotting words in other words // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1994. - №20(3) - P. 621-638.

37. Pavlenko A. I feel clumsy speaking Russian: L2 influence on L1 in narratives of Russian L2 users of English // V. Cook (Ed.) Effects of the second language on the first. Clevedon, UK: Multilingual Matters, 2003. -P.32-61.

38. Saville-Troike M, Pan J. & Dutovka N. Differential effects of L2 on children's L1 developmental attrition // Southwest Journal of Linguistics, 1995. - №14(1/2) - P.125-149.

39. Schwartz A., Kroll J. & Diaz M. Reading words in Spanish and English: Mapping orthography to phonology two languages // Language and Cognitive processes, 2007. - №22(1) - P.106-129.

40. Zechmeister E. B.; D'Anna C. A.; Hall J. W.; Paus C. H. & Smith, J. A. Metacognitive and Other Knowledge about the Mental Lexicon: Do We Know How Many Words We Know? // Applied Linguistics,

1993.

№14(2)

Р.188-206.

УДК 159.923.2 81'322

H.H. Казнова

СЕТЕВЫЕ ДНЕВНИКИ КАК НОВЫЙ ВИД РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Интернет, виртуальное общение, барьеры общения, языковая личность, блог, эксперименты с личностью, самопрезентация, ник.

Статья посвящена рассмотрению сетевых дневников как нового способа общения и реализации личности. Автор выделяет мотивы, побуждающие человека вступать в виртуальное общение и создавать блоги, анализирует наиболее популярные темы французских сетевых дневников и дает обоснование выбора ников в современном французском языке.

Цель нашего исследования - определение спектра возможных самопрезентаций авторов сетевык дневников во франкоязычной блогосфере, намеренно указывающих младенческий возраст.

К постановке проблемы

Переход от индустриального к информационному обществу обусловливает происходящие сегодня перемены в жизни человечества. Подобные изменения связаны главным образом с развитием техники, внедрением новых технологий во все сферы деятельности. Формируется совершенно новый пласт социокультурной реальности. Индивид приобретает новые ценности, перемещается в качественно иной информационный мир. «Компьютеры и информационные системы находят применение во всех новых областях человеческой практики, оказывая воздействие на психические процессы и трансформируя не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом» [Бабаева, Войскунский, 2000:11].

Изменения активно происходят и в общении. Обращение человека к новым средствам связи, создание иных видов коммуникации влечет за собой погружение человека в виртуальную реальность. Это «некий искусственный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир технической системой, способной формировать соответствующие совокупности стимулов в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле» [Бабенко, 1996: 25].

Крупнейшим техническим и

социальным достижением явилось внедрение в XX веке всемирной компьютерной сети Интернет. Сегодня Интернет - это один из основных каналов, по которым осуществляется коммуникация. Интернет стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей возникают формы психологической и социальной активности, непосредственно связанные с этим новым пространством [Минаков, 1999]. В данный

момент уже не вызывает сомнении тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любоИ другоИ технической системы, в том числе персонального компьютера [Чудова, 2006].

Сеть Интернет - неоднородная среда, в котороИ сосуществуют представители различных возрастов, культур, религиИ. Здесь сталкиваются люди, имеющие разные цели, интересы, мотивы, но в то же время формирующие некие общие цели и ценности. Очевидно, разнородность Интернета обеспечивает многообразие видов деятельности в сети.

Популярность всемирной сети объясняется теми преимуществами, которые она имеет по сравнению с реальностью. Исследователи [Жичкина, 1999, 2002; Сулер, 1998; Белинская, 2001; Минаков, 1999; Нестеров, 1999; Valkenburg, Schouten, Peter, 2007; Горошко, 2006; Шевченко, 1999; Чудова, 2006] выделяют следующие основные признаки Интернета:

1. отсутствие визуальных и тактильных контактов между коммуникантами;

2. анонимность общения;

3. относительная безопасность общения;

4. отсутствие четких норм и правил;

5. разнообразие видов деятельности;

6. отсутствие невербальных компонентов общения;

7. добровольность и избирательность контактов;

8. возможность одновременного общения с множеством коммуникантов;

9. бесконечная возможность самопрезентации.

Виртуальная коммуникация отличается от реальноИ отсутствием психологических, социальных и прочих барьеров, ограничивающих общение, а также предоставляет возможность экспериментировать со своеИ идентичностью. Поскольку общение в Интернет происходит только посредством письменного текста, человек может управлять своим виртуальным

образом. Исследователи констатируют рождение так называемой виртуальной личности [Васюков, 2000; Valkenburg, Schouten, Peter, 2007; Горошко, 2006]. Интернет обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он хотел бы, но не может стать в реальности. Особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по собственному выбору и произвольно изменять ее [Жичкина, 1999].

Исследователи нередко отмечают карнавальный характер Интернет-общения, сравнивая его и игрой или мифом. «Ситуация, в которой человек может реализовать все возможности: мгновенно перенестись из одной точки земного шара в другую, или присутствовать в нескольких местах одновременно и т.д., больше напоминает волшебную сказку, в которой «герой-пользователь» обладает сверхъестественными возможностями, нежели реальную жизнь» [Минаков, 1999]. «Каждый - независимо от статуса, здоровья, расовой принадлежности, пола и так далее — начинает игру с одного и того же нулевого уровня на одинаковом для всех игровом поле по неизменным правилам» [Сулер, 1998]. При этом Интернет-общение создает иллюзию отсутствия ответственности за свое поведение, а следовательно, позволяет быть более откровенным, открытым, чем в реальности.

Блог: характеристика жанра и автора

На сегодняшний день одним из самых популярных и стремительно развивающихся видов Интернет-коммуникации являются сетевые дневники. Блоги представляют собой некое индивидуальное виртуальное пространство, созданное для самовыражения. Прототипом блогов выступают как классический интимный дневник, так и персональная Интернет-страница. Это личная информация, представленная во всем спектре эмоций и переживаний блоггера, выставленная на всеобщее обозрение. Кроме того, подобная

коммуникация обеспечивает обратную связь коммуникантов посредством комментариев, оставляемых после прочтения статей блога. Таким образом, читающий может высказать свое мнение относительно деятельности блоггера, в то время как последний имеет возможность узнать, правильно ли выбран, и как следствие, популярен ли его образ и его творчество. А значит, возможен выбор новой роли, и сделать его намного проще, чем в реальной жизни: «Интернет-технологии не просто предоставляют новые возможности для коммуникации, но порождают особое культурное пространство, в котором субъект получает в свое распоряжение орудия, опосредствующие процесс формирования образа «Я» [Чудова, 2006].

По мнению А.Е. Жичкиной и Е.П. Белинской, самопрезентацию следует понимать как «поведенческое выражение эмоциональных и когнитивных элементов Я-концепции, а идентичность либо как синоним Я- концепции, либо как ее центральный конструкт» [Жичкина, Белинская 1999].

Исследователи выделяют две основных группы мотивов, побуждающих человека к виртуальному общению в общем, и к созданию блога в частности. Охарактеризуем обе группы мотивов.

1. Первую группу мотивов можно обозначить как сознательный уход от реального общения, причинами которого, в свою очередь, могут быть:

а) попытка реализации своего идеального Я, чаще всего не совпадающего с Я реальным. Таким образом, индивид создает свое виртуальное Я, с одной стороны распоряжаясь своими реальными возможностями и способностями, а с другой - стремясь к идеальным целям. Желание тотальной анонимности может выражать неудовлетворенность реальной идентичностью, а именно теми ее сторонами, которые в виртуальной коммуникации отсутствуют - пол, возраст, социальный статус, этническая

принадлежность, внешняя привлекательность. А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская

объясняют создание сетевой идентичности, отличной от реальной, тем, что «люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного «Я» в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет» [Жичкина, Белинская, 1999]. «Как бы не стремился человек в Сети «быть самим собой», он ВСЕГДА не тождественен себе реальному. Ваш виртуальный двойник не похож на вас хотя бы потому, что он действует, да что

«действует»

живет в мире,

принципиально отличном от реального» [Нестеров, 1999].

б) уход от барьеров в реальном общении, а также от норм и правил, сопровождающих живую коммуникацию. Это особенно важно для тех, чья социальная жизнь по каким-то причинам обеднела, для людей, не имеющих физической или психологической возможности общаться. Кроме того, имеющиеся в обществе границы поведения часто не совпадают с коммуникативными интенциями индивида.

А.Е. Жичкина указывает на зависимость создания виртуальных образов от степени ригидности личности (т.е. состояния, при котором снижена приспособляемость, переключаемость психических процессов к меняющимся требованиям среды): «Люди, которые конструируют виртуальные личности, обладают низкой социальной ригидностью, а люди, которые никогда не конструируют виртуальные личности -высокой социальной ригидностью» [Жичкина, 1999]. Благодаря своим характеристикам Интернет предоставляет человеку «возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни» [Шевченко, 1999].

По замечанию Н.В. Чудовой, «в группе «жителей Интернета» преобладают люди с нереалистическими и недифференцированными требованиями к себе, дискриминирующие собственную телесность, ощущающие некоторую дистанцию между собой и другими и пытающиеся

компенсировать отсутствие чувства близости и взаимопонимания преувеличенными представлениями о собственной независимости, а также отказом от следования общепринятым нормам. Интернет должен иметь своего «потребителя» — того, чей образ мира и образ «Я» нуждаются именно в такой «среде обитания» [Чудова, 2006].

Наличие у Интернета определенных свойств, позволяющих достаточно равноценно заменить им реальное общение, повлекли появление так называемой Интернет-зависимости,

сравниваемой исследователями с зависимостью от наркотиков, курения, игры. Интернет-зависимые общаются ради общения, получая в сети различные формы социального признания [Жичкина, 1999].

В данном случае можно говорить о компенсаторной функции всемирной сети.

2. Вторая группа мотивов связана с желанием индивида приобрести новый опыт и экспериментировать со своей идентичностью. Так «сетевая идентичность, отличающаяся от реальной идентичности, не только выражает нечто, уже имеющееся в личности, но может быть и стремлением испытать нечто ранее не испытанное» [Жичкина, Белинская, 1999]. Возникновение у человека желания уйти от нормативности общества, стремление к самопознанию, особенно у подростков, а также к познанию других, все это побуждает его «примерить» различные маски и сделать определенные выводы.

При этом можно выделить 2 подгруппы мотива:

а) эксперименты с идентичностью для себя, т.е. поиск своего истинного Я, познание своих качеств, целей. Невозможность подобных экспериментов в реальности приводит человека в сеть;

б) «игра» с другими «виртуаманами», т.е. некий вызов общественности, желание ее реакции. Этим объясняется нередкое девиантное поведение в Интернет. Это стремление противопоставить себя окружающим, быть заметным, популярным, ярким. «Человек предпочитает выбрать негативную социальную идентич-

ность, чем быть никем или чем-то неопределенным» [Жичкина, Белинская, 1999].

Среди авторов сетевых дневников нередко встречаются люди незаурядные, с творческим потенциалом [Карпова 2006]. Творчество блоггера начинается с выбора ника, а значит, с определения своего образа в сети. Безусловно, мы не можем установить истинного пользователя блогов и опираемся лишь на предоставленную самим блоггером информацию. Создатель сетевого дневника выбирает подходящую для себя речевую маску, указывая определенный пол, возраст, семейное положение и т.д. Тем более интересными представляются случаи указания нестандартных данных, среди которых, в частности, блоггеры, возраст которых относится к периоду раннего детства (1-3 года), либо составляет более 1000 лет.

Самопрезентация блоггеров,

указавших младенческий возраст

Остановимся более подробно на группе блоггеров, указавших свой ранний детский возраст. Таких авторов блогов довольно много в сети: мы обнаружили более 70. Попытаемся выявить, с какой целью эти блоги создаются, какую информацию предоставляют, и действительно ли они представляют жизнь младенцев.

На второй по популярности во Франции блогоплатформе www.over-blog.com

представлены дневники 38 мужчин и 33 женщин, чей возраст относится к раннему детству (1-3 года). Проанализировав содержание данных блогов, мы установили:

1. Наиболее популярные темы блогов у мужчин:

а) социополитической направленности (политическая история и актуальная мировая ситуация, антиполитические зарисовки и т.п. в блогах политической партии Mouvement pour une Gauche Plurielle, katsumoto, Insolite85 и др.)

б) дневники, представляющие творчество блоггеров (рисунки, фото, литературные тексты и т.д. в блогах сценариста комиксов frédéric Legros, художника zav, sissou83 и др.)

в) «путевые заметки», т.е. блоги, ведущиеся в путешествии (например, путешествие француза по Японии в блоге chris);

г) личные дневники, повествующие о повседневной жизни блоггеров, их интересах, переживаниях, мыслях о своей жизни (например, история любви 2 мужчин в блоге Nouloup или дневник 1б-летнего молодого человека nico, рассказывающего обо всем, что его интересует i о музыке, играх, видео и т.д.);

д) блоги конкретных мест или учреждений (блог театра Théâtre du Pont Tournant или муниципальной медиатеки médiathèque de Quimperlé).

2. Две наиболее популярные направленности блогов у женщин:

а) личные дневники (Bleun, BOMBETTE, Frogita, рассказывающая о своих поисках мужчины и др.)

б) дневники, представляющие творчество блоггеров (Caco, citron vert, актриса, певица и композитор Paula и т.д.)

Таким образом, основная цель мужчин-блоггеров i выразить свои эмоции, заявить о своей гражданской позиции, в то время как женщины создают блоги, чтобы рассказать о своей личной жизни. Следовательно, дневники женщин более открыты, искренни, доверительны.

При этом все указанные блоггеры на самом деле не являются младенцами, и указание на ранний детский возраст не имеет очевидного обоснования. Более того, в первой же статье своего дневника многие блоггеры указывают свой истинный возраст (как, например, 1б-летний nico).

Между тем среди исследуемых нами блоггеров есть и «настоящие» младенцы (б мужчин и б женщин): A&A, Brin Benjamin David et Marilyn, TITI, Eric, Kasaii, Martin; Anjali, princessesarah, Toum, Ninon, Ophélie On-Line, périne. Это дневники, повествующие о начале жизни детей, часто от момента рождения или первых часов. Блоги эти написаны, как правило, от первого лица, кроме Toum и princessesarah, которые ведут молодые мамы. Подобные «младенческие» дневники изобилуют фотографиями семей, самих младенцев, их

жилья, любимых игрушек и т.п. При этом мы не отметили особой языковой стилизации под речь ребенка, т.е. такие блоги написаны так же, как блоги взрослых.

Интерес представляет образование ника подобных блоггеров. Например, блог А&А рассказывает о жизни двух братьев Antoine и Arthur, разница в возрасте которых составляет почти 2 года. Сетевое имя составлено из начальных букв имен детей. Причем сам блог ведется то от имени младшего брата, то от имени старшего. Сетевое имя блоггера Brin Benjamin David et Marilyn представляет собой, очевидно, соединение имен всех членов семьи и рассказывает в основном о строительстве дома для этой семьи.

Во французской сети сегодня распространено сокращение прилагательного petit (маленький) до формы tit. Этим обусловлено, на наш взгляд, образование младенческого ника TITI. Логичным кажется и выбор имени princessesarah. Этот блог ведется в отличие от большинства дневников от имени мамы младенца, которая рассказывает обо всем, что интересует или может заинтересовать ее дочку-принцессу - о мультфильмах, сказках, картинках и т.п.

Наконец, обращает на себя внимание тот факт, что именно в группе женщин раннего детского возраста нам встретились 2 блога животных. Во-первых, это котенок Chachatte, блог которого начинается с первых дней жизни котенка. В профиле указано, что это дневник девочки 2 лет, поэтому мы можем предположить, что речь идет о двухлетней кошечке. Во-вторых, собака Clara Et Una, которая начинает дневник с рассказа о своих предках (Je commence par vous montrer d'ou je viens... Для начала я расскажу вам, откуда я произошла.). Примечательно, что «животные» блоги по содержанию напоминают младенческие: много фотографий самих «детишек», их хозяев, жилья и т.п. Дневники котенка и щенка ведутся также от первого лица (je suis belle je suis la mode du noir et blanc).

Заключение

Блоги являются сегодня неотъемлемой

частью жизни многих людей, давая им возможность реализовать себя в виртуальном мире, поэкспериментировать со своей идентичностью.

Яркими примерами необычных речевых масок являются, в частности, блоггеры-младенцы и блоггеры-животные. Мы предполагаем, что выбор сетевой маски младенца или животного обусловлен прежде всего желанием экспериментировать со своим образом, стремлением привлечь внимание к своему дневнику. Полагаем, что в данном случае автор нацелен на игру с другими участниками блогосферы. Мы не находим в «младенческих» блогах никаких специфических тем, которые позволили бы нам идентифицировать уход от реальности или небрежение нормами реального общения.

В то же время родители, ведущие дневники своих детей, очевидно, стремятся реализовать свои идеи и реальные ожидания посредством управления «виртуальной жизнью» своего ребенка.

Литература:

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. -М.: «Можайск-Терра», 2000. - С.11-39.

2. Бабенко В.С. Виртуальная реальность: проблема интерпретации // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Материалы I Всеросс. симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. - СПб.: СПбГУ, 1996. - С. 21-28.

3.# Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий (Материалы международной интернет-конференции, проходившей 20.0314.05.2001 на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru) / Под общ. ред. А.Е.Войскунского. - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. - С.77-84.

4. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация в тендерном измерении // Вестник Пермского университета. Филология. Язык. Культура. Цивилизация. Научный журнал. - Выпуск 3. / Гл. ред. В.В.Мала-нин. - Пермь: ПТУ, 2006. - С.219-229.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // http://flogiston .ru/articles/netpsy/refinf , 1999. Проверено 15.02.2009.

6. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста Автореф. дис... канд. псих. наук. 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.flogiston .ru/arti cles/netpsy/avtor ef_zhi с hkina . Проверено 15.02.2009.

7. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://flogiston .ru/arti cles/netpsy/strate gy , 1999. Проверено 15.02.2009.

8. Карпова Т.Б. Самопрезентация в Интернете и ее речевое воплощение // Вестник Пермского университета. Филология. Язык. Культура. Цивилизация. Научный журнал. - Выпуск 3. - Гл. ред.

B.В.Маланин. - Пермь: ПТУ, 2006. -

C.256-263.

9. Минаков А. В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет

как нового слоя реальности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://flogiston .ru/ articles/netpsy/minakov , 1999. Проверено 15.02.2009.

10. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межлич-ностн+ix коммуникаций в Интернете. 1999 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://flogiston.ru/arti cles/netpsy/netemotion s. Проверено 15.02.2009.

11. Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников: Основные психологические характеристики виртуального пространства. 1998. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://flogiston.ru/arti cles/netpsy/ electronic . Проверено 15.02.2009.

12. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета (Статья из номера 095 от 21 декабря 2006). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor. org/lib/chudova.htm . Проверено 16.02.2009.

13. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/ netpsy/shevchenko . Проверено 15.02.2009.

Valkenburg P. M., Schouten A. P., Peter J. Adolescents' identity experiments on the internet. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://nm s .sagepub .com/cgi/content/ abstract/7/3/383, 2007. Проверено 16.02.2009

УДК 81 '23 8Г276.3 - 053.2

Т.А. Круглякова

РЕПРОДУЦИРОВАННЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ)1

Воспроизведение текста, трансформация текста, онтогенез, ошибка.

Ошибки, которые допускают дети при исполнении наизусть стихов и песен, могут служить ценным источником разнообразной информации о различных этапах репродуктивного процессса: слухового восприятия, понимания, запоминания, припоминания, продуцирования художественного текста. В статье предлагаются различные основания для классификации детских модификаций стихотворений и рассматриваются причины и типы грамматических трансформаций текстов.

1 Работа осуществлялась в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект №2.1.3/1957).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.