связей у этой группы и.и.), у лиц, находящихся на излечении, сравнительно меньше - 16,7% (3 ранг).
4.б. Ассоциативных связей, содержащих оценку искушения, значительно больше у воцерковленных и.и.(15,4% - 2 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и). Доля таких ассоциаций у работников коммерческих организаций - 9,1% (5 ранг), а у и.и., находящихся на излечении 4,2% (8 ранг). У студентов ассоциативные связи данного типа отсутствуют.
4.в. Более чем в два с половиной раза больше ассоциативных связей, указывающих на субъект искушения, у воцерковленных и.и. - 15,4% (2 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.). У лиц, находящихся на излечении, таких ассоциативных связей 6,2% (7 ранг), а у работников коммерческих организаций - 2,3% (7 ранг). У студентов ассоциативные связи данного типа отсутствуют.
4.г. Ассоциативных связей, указывающих на предмет искушения, сравнительно больше у студентов - 17,8% (3 ранг среди всех типов ассоциативных связей у данной группы и.и.). У воцерковленных и.и. таких ассоциаций 13,4% (3 ранг), у лиц, находящихся на излечении - 12,5% (4 ранг). У работников коммерческих организаций таких ассоциативных связей 11,4% (4 ранг).
4.д. Ассоциативные связи, указывающие на следствие искушения, преобладают у студентов - 37,8% (1 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.). У лиц, находящихся на излечении, таких ассоциативных связей 20,8% (также 1 ранг). У воцерковленных и.и. доля таких связей 13,4% (3 ранг), а у работников коммерческих организаций -9,1% (5 ранг). Необходимо отметить разницу в выражении следствия искушения. У студентов следствие искушения выражается только идеей греха, у и.и., находящихся на излечении 8 ассоциатов выражают идею греха, 2 - идею негативного воздействия на душу/тело человека, у работников коммерческих организаций такое соответствие составляет 3:1, и только у воцерковленных и.и. 4 ассоциата выражают идею греха, а 3 - идею негативного воздействия на душу/тело человека.
4.е. Интерпретация понятия гораздо чаще встречается у и.и., находящихся на излечении, - 18,7% (2 ранг среди всех типов ассоциативных связей) и у работников коммерческих организаций - 13,6% (3 ранг). Доля таких ассоциаций у воцерковленных и.и. 7,7% (4 ранг), а у студентов - 2,2% (6 ранг).
4.ж. Стереотипные ассоциативные связи чаще возникают у работников коммерческих организаций - 18,2% (2 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.). У студентов таких ассоциативных связей 11,1% (4 ранг), у лиц, находящихся на излечении -8,3%. У воцерковленных и.и. этих ассоциативных связей 5,8% (5 ранг).
4.з. Ассоциативные связи, указывающие на способ устранения искушения, возникают у 10,4% лиц, находящихся на излечении (5 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.), у 6,8% работников коммерческих организаций (6 ранг), у 6,7% студентов (5 ранг) и у 5,8% воцерковленных и.и. (5 ранг).
Н.Н. Казнова
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ
В БЛОГАХ
Современное информационное общество подразумевает постоянный рост роли коммуникации, которая отражает мировые информационные и технические процессы. Развитие техники, расширение межнациональных и межкультурных контактов влекут за собой не просто увеличение количества контактов, но и появление новых видов человеческой коммуникации. Крупнейшим техническим и социальным прорывом явилось внедрение в ХХ в. всемирной сети Интернет, которая сейчас представляет собой один из основных каналов социальной и межличностной коммуникации. Интернет обеспечивает многообразие видов дея-
тельности в сети □ от ставшей уже традиционной электронной почты, существенно облегчающей связь людей в современном мире, до таких относительно новых видов, как сетевые дневники, или блоги.
Виртуальная коммуникация отличается от реальной предполагаемым отсутствием психологических, социальных и прочих барьеров, ограничивающих общение, а также предоставляя управлять своим виртуальным образом. Исследователи сегодня активно говорят о рождении так называемой виртуальной личности [1. С. 6].
Цель нашего исследования □ выявление основных психолингвистических особенностей коммуникации в блогах. Для этого необходимо установить причины обращения личности к виртуальному общению, а также проследить, посредством каких языковых средств оно происходит.
Исследователи выделяют две основных группы мотивов, побуждающих человека к виртуальному общению, и к созданию блога в частности.
Первую группу мотивов можно обозначить как сознательный уход от реального общения, причинами которого, в свою очередь, могут быть попытка реализации своего идеального Я, чаще всего не совпадающего с Я реальным, или уход от барьеров в реальном общении, а также от норм и правил, сопровождающих «живую» коммуникацию. По замечанию Н.В. Чудовой, «в группе «жителей Интернета» преобладают люди с нереалистическими и недифференцированными требованиями к себе, дискриминирующие собственную телесность, ощущающие некоторую дистанцию между собой и другими и пытающиеся компенсировать отсутствие чувства близости и взаимопонимания преувеличенными представлениями о собственной независимости, а также отказом от следования общепринятым нормам». Значит, Интернет должен иметь своего «потребителя» — того, чей образ мира и образ «Я» нуждаются именно в такой «среде обитания» [2]. В данном случае можно говорить о компенсаторной функции всемирной сети.
Вторая группа мотивов связана с желанием индивида приобрести новый опыт и экспериментировать со своей идентичностью. Это могут быть эксперименты с идентичностью как поиск своего истинного Я, познание своих качеств, целей. Но часто встречается «игра» с другими «виртуаманами», т.е. некий вызов общественности, ожидание ее реакции. Так «сетевая идентичность, отличающаяся от реальной идентичности, не только выражает нечто, уже имеющееся в личности, но может быть и стремлением испытать нечто, ранее не испытанное» [3]. Возникновение у человека желания уйти от нормативности общества, стремление к самопознанию, особенно у подростков, а также к познанию других □ все это побуждает его «примерять» различные коммуникативные маски.
Прежде чем вступить в виртуальную коммуникацию, индивид должен, очевидно, определить тот образ, который он будет иметь в сети. Сетевые дневники, в отличие, например, от чатов или форумов, более интимны, и блоггер ориентируется, прежде всего, на свои потребности в коммуникации. В то же время он предполагает, что его дневник может быть прочитан любым пользователем сети. Его образ, следовательно, должен не только отражать индивидуальные психологические особенности, но и быть привлекательным для других пользователей.
В блогах обычно отражается количество посетителей дневника, а блоггеры активно призывают оставлять комментарии к своим статьям, фотографиям, особенно если представляют в блогах свое творчество. Таким образом, блоггер имеет возможность узнать, правильно ли выбран и популярны ли его образ и его творчество. Принципиально возможен выбор новой роли, и сделать его намного проще, чем в реальной жизни. «Интернет-технологии не просто предоставляют новые возможности для коммуникации, но порождают особое культурное пространство, в котором субъект получает в свое распоряжение орудия, опосредствующие процесс формирования образа «Я» [3]. Выбор «орудий», способных помочь в конструировании виртуального образа, зависит от каждого конкретного блоггера и начинается с выбора сетевого имени, ника. При этом на личность могут влиять распространенные в его среде стереотипы, вследствие чего в качестве ника нередко выступает имя известного чело-
века, сказочного персонажа, выражение и даже фраза, знакомые носителям языка и несущие некий социокультурный подтекст: agent007, césar, indiana jones (j'en suis fan), avril lavigne_69, baptiste, Vanessa paradis du 64.
Творчество и попытка самовыражения блоггера не заканчивается выбором ника. Анонимность виртуального общения обеспечивает свободу выбора вида деятельности в сети. Блоггер может, таким образом, обратиться к занятию, не практикуемому им в реальной жизни. Это касается главным образом тех пользователей, которые создают дневники для представления результатов своего творчества (фото, видео, музыка, рисунки, ручные изделия и т.п.). Нередко речь идет о персональных выставках, участии в конкурсах и попытках заявить о себе в искусстве или шоу-бизнесе D актуализируется роль блога как способа самореализации.
Проанализировав одну из самых популярных во Франции блог-платформ www.over-blog.com, мы установили, что наиболее активными блоггерами являются представители юношеского (17-21 год у мужчин, 16-20 лет у женщин) и первого зрелого возраста (22-35 лет у мужчин, 21-35 у женщин). Очевидно, это объясняется хорошими навыками работы на компьютере (по сравнению с подростками и людьми пожилого возраста), а также большей заинтересованностью в расширении контактов посредством всемирной сети.
Сравнивая сетевые дневники этих блоггеров, мы отметили явное стремление у юношей и девушек к созданию неких сообществ. Блоги часто созданы для обсуждения популярных музыкантов, компьютерных игр, фильмов и пр. Кроме того, авторы нередко рассказывают о своих компаниях, друзьях, ассоциациях или клубах, членами которых они являются. Что касается блогов представителей старшего возраста, отмечается большая ориентированность на профессиональный рост, установление деловых связей или рассказы о своих семьях и путешествиях. Это журналисты, представляющие в блогах свои статьи, выпускники университетов, располагающие в дневниках заявки на получение профессиональных стажировок или свои резюме, молодые политики, заявляющие о своей гражданской позиции с экрана монитора.
Коммуникация в Интернете происходит исключительно в письменной форме, что делает необходимым и все более актуальным изучение сетевого варианта языка. Блоги отражают активные изменения в современном языке. Этот вид коммуникации можно считать «письменной фиксацией устной разговорной речи» [4. С.2]. Отметим основные языковые особенности французских сетевых дневников.
1. Часто встречаются заимствования (преимущественно англицизмы), единицы разговорного языка, арго:
ma best ke j'm (toni le boss)
Après que notre tata a acheté un caniche, on a décidé d'avoir des poissons. (bouaich)
2. Поскольку блог должен визуально привлекать посетителей, широко используются графические средства выделения текста и отдельных единиц: выделение цветом, фоном, написание заглавными буквами, повторы отдельных букв и слов, чередование заглавных и строчных букв, зачеркивания, подчеркивания, замена букв знаками:
ViDeO àMoURIr dE RIrE (paupaul)
date 2 nésance (desert)
le plu plu plu plu plu grand velo du monde И!!!!!!!!!!!!!!!!!! (camille)
Повтор слов или знаков препинания обусловлен желанием настоять на своей позиции и заменяет просодические элементы речи (интонацию).
3. Распространены сокращения, причем как привычные (bus, anniv, foot, apart, des coms), так и менее распространенные:
voici jey jey tt le monde le connait il dance de la tck (tectonik) je l adore il et tro balaise lol
(nico)
4. Наличие большого числа грамматических ошибок: отсутствие согласования в роде и числе, неправильные глагольные формы, смешение форм инфинитива, причастия и времен индикатива и др.
cette photo a été réaliser sans trucages lol (GRRRRREG2)
Эти особенности связаны, в частности, с популярностью фонетического написания слов, особенно у более молодых блоггеров:
moa; vous en pense koi; kes ke vou en pensez de zizou (desert)
Блоггеры часто «озвучивают» реальность посредством звукоподражаний, междометий и т.д., что делает сообщение максимально «ощутимым».
Slurps I du lait c'est bon III (La-Fee-Céline)
5. Встречаются отдельные случаи опечаток, что может быть вызвано большой скоростью набора текста, когда нажимается не нужная клавиша, а соседняя:
la c'est exagéré,en mlein (plein) lieu publique. (pierre lelong)
6. Проблема передачи своего эмоционального состояния решается посредством пунктуации и использования специальных символов - эмотиконов, или смайликов:
moi et mes cousins en pleine rigolade..................IIIIIIIIIIIIIIIIIII (Chloe)
Car il son cro bo mes yeux lol (mirtille)
Таким образом, виртуальная коммуникация способна компенсировать недостаток реального общения или вовсе заменить его. В сетевом дневнике пользователь сети легче и ярче выражает свою индивидуальность, расширяет рамки своего реального образа, поэкспериментирует с имиджем. Однако виртуальная коммуникация не снимает всех барьеров, возникающих в реальном общении. Тем не менее, попадая в сеть, человек чувствует себя более защищенным от нападок окружающих, имеет больше шансов проявить себя, не опасаясь непонимания и осуждения, больше уверенности в себе и право на ошибку, исправить которую значительно проще, чем в реальности. Выбор лингвистических средств полностью зависит от пользователя, от его интенций, уровня образованности и культурности, а также от креативности его мышления.
ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ
1. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация в гендерном измерении // Вестник Пермского университета. Филология. Язык. Культура. Цивилизация. Научный журнал. Вып. 3. - Пермь, Пермс. гос. ун-т, 2006. - С.219-229.
2. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // http://psyfactor.org/lib/chudova.htm, 2006.
3. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy, 1999.
4. Трофимова Г.Н. Функционирование русского языка в Интернет: концептуально-сущностные доминанты. Автореф. ... доктора филол. наук. - М., 2004.
5. Valkenburg P. M., Schouten A. P., Peter J. Adolescents' identity experiments on the internet // http://nms.sagepub.com, 2007.
К.С. Карданова
РЕКУРСИВНОСТЬ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРИНЦИП
На разных этапах становления и развития лингвистической науки текст как объект исследования то оказывался в центре внимания ученых, то, напротив, утрачивал этот статус. В тех случаях, когда рассмотрение текста как целостного речевого произведения не входило в исследовательские задачи, он выступал в качестве материала исследования: препарировался и распадался на составляющие, количество и существенные характеристики которых определялись исследовательской парадигмой, выбранным методом, целями и задачами исследования.
Первые попытки анализа текста были предприняты в эпоху Античности (риторами, которые анализировали и систематизировали способы построения выразительной речи). В Средние века в рамках филологическо-философского направления исследования языковых