Научная статья на тему 'Исследование характера ассоциативных связей концепта «Искушение»'

Исследование характера ассоциативных связей концепта «Искушение» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование характера ассоциативных связей концепта «Искушение»»

1.Кальниченко О.А., Подмшогш В.О. Трактат Фрiдрiха Шлейермахера "Про pi3Hi ме-тоди перекладу" та його значення для сучасного перекладознавства// Вчеш записки Харюв-ського гуманiтарного iнституту "Народна украшська академiя". - Т. VIII. - Харюв: Око, 2002. - С. 503 - 523.

2.Комиссаров В.Н. Общая теория перевода. - М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. - 136 с.

3. Мирам Г.Э. Переводные картинки. Профессия: переводчик. - К.: Ника, 2001. - 301 с.

4.Newmark, P. Approaches to Translation. - L.; N.Y.: Prentice Hall, 1988. - 302 p.

5.Nida E. A. Toward a Science of Translating, with Special Reference to Principles and Procedures Involved in Bible Translating. - Leiden: Brill, 1964.

6. Радчук В.Д. Забобон неперекладносп (чи тд силу мовi Тараса переклад цитат?)// Актуальш проблеми фшологл та перекладознавства: Збiрник наукових праць. - Ч. II, Вип. 3/ Ред. кол.: В.В.Левицький, Л.1. Белехова та ш. - Хмельницький: ХНУ, 2007. - С. 152-158.

7. Алексеева И.С. Профессиональный тренинг переводчика. - СПб: Союз, 2001. - 288 с.

8.Коптилов В. Этапы работы переводчика // Вопросы теории художественного перевода. Сб. статей. - М. - 1971.

9. Чередниченко О. I. Про мову i переклад. - К.: Либщь, 2007. - 248 с.

10. Зорiвчак Р.П. Фразеолопчна одиниця як перекладознавча категорiя. - Львiв: Вид-во при ЛДУ "Вища школа", 1983. - 176 с.

11. Коптшов В. Теорiя i практика перекладу. - К.: Юшверс, 2003. - 280 с.

12. Букреева Л.Л., Береснев С.Д. Об адекватности художественного образа в оригинале и переводе// Филологические науки. - № 2. - 1986.

13. Honig, H.G., Kussmaul, P. Strategie der Ubersetzung. Ein Lehr- und Arbeitsbuch. -Tübingen, 1991.

14. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М.: МГУ, 1988. - 120 с.

15. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

17. Засекша Л.В., Засекш С.В. Вступ до психолшгвютики. - Острог: Вид-во Нац. ун-ту "Острозька академiя", 2002. - 168 с.

18. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство СПБ, 2004. - 704 с.

19. Сорокин Ю.А. Переводоведение: статус переводчика и психогерменевтические процедуры. - М.: МТДК «Гнозис», 2003. - 160 с.

20. Засекш С.В. Психолшгвютичш аспекти перекладу. - Луцьк: В1ЕМ, 2006. - 144 с.

21. Zasyekin, S. Psychosemantic aspects of translation of literary texts// 7th Congress of International Society of Applied Psycholinguistics (ISAPL). Book of abstracts. - Cieszyn: University of Silesia, 2004. - P. 125 - 126.

22. Фесенко Т.А. Специфика национального культурного пространства в зеркале перевода. - Тамбов: ТГУ, 2002. - 228 с.

М.М. Исупова

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ КОНЦЕПТА

«ИСКУШЕНИЕ»

В настоящей статье изложены основные результаты комплексного исследования данных прямого ненаправленного ассоциативного эксперимента, проведенного в целях изучения ассоциативного поля концепта «искушение».

В ассоциативном эксперименте приняли участие 206 испытуемых: студенты ряда московских вузов, сотрудники нескольких коммерческих фирм; пациенты ряда московских больниц; прихожане нескольких московских храмов. Испытуемым (далее - и.и.) было пред-

ложено заполнить анкету с десятью словами-стимулами, среди которых находилось слово искушение. В задании предлагалось написать первые пришедшие в голову вербальные реакции на эти стимулы. Время ответа ограничивалось семью минутами. Любые словесные или письменные контакты между испытуемыми были исключены условиями проведения эксперимента. Результатом эксперимента стали 192 слова-ассоциата, 14 человек не написали реакцию на слово-стимул искушение.

В соответствии с анкетными данными испытуемых оказалось возможным провести анализ результатов эксперимента и составить ассоциативные поля и исследовать характер ассоциативных связей испытуемых, объединенных по следующим параметрам:

- возрастная группа испытуемых: а) испытуемые до 29 лет; б) испытуемые от 30 до 49 лет; в) испытуемые от 50 лет;

- пол испытуемых;

- образование испытуемых: а) неполное среднее, среднее, среднее специальное; б) незаконченное высшее, высшее.

Кроме того, были исследованы ассоциативные поля следующих групп испытуемых:

а) воцерковленные респонденты; б) студенты; в) сотрудники коммерческих фирм; г) пациенты ряда московских больниц.

По данным настоящего ассоциативного эксперимента были выделены следующие ассоциативные связи, указывающие на:

1. Эмоции человека, которые могут отражать а) влечение; б) опасение.

2. Оценку искушения, которая может выражать а) степень воздействия; б) негативную реакцию человека; в) возможность устранения; г) частотность искушения.

3. Субъект искушения, который может быть выражен а) прямо; б) косвенно.

4. Предмет искушения, который может быть а) материальным; б) нематериальным.

5. Следствие искушения, которое может быть выражено а) идеей греха; б) идеей негативного воздействия на душу/тело человека.

6. Способ устранения искушения, который может быть выражен а) идеей борьбы; б) идеей запрета; в) идеей церкви.

7. Интерпретация понятия.

8. Стереотипы, которые могут быть а) вербальными; б) культурологическими.

9. Причина возможного искушения.

10. Среда искушения.

Ассоциативные связи в общем ассоциативном поле концепта «искушение» после анализа 192 ассоциатов распределяются следующим образом:

Эмоции - 21,9 % ( 42 ассоциата ):

а) 34 ассоциата: 10: желание; 5: любовь; 4: сладкое; страсть; 2: удовольствие; 1: жадность, желания, зависть, интересно, любовное, наслаждение, недоступное, потребность; похоть.

б) 8 ассоциатов: 3: страх; 1: горечь; непредвиденная трудность; не устоять; опасность греха; трудно выбрать правильно.

Оценка искушения - 7,3 % ( 14 ассоциатов):

а) 5 ассоциатов: 3: сильное; 1: большое; тяжелое.

б) 6 ассоциатов: 1: липкое; навязчивое; невозможное; нехорошая черта человека; неприятно; то, что нельзя и вредно.

в) 2 ассоциата: 1: непреодолимое; преодолимое.

г) - % ( 1 ассоциат): частое.

Субъект искушения - 6,8 % (13 ассоциатов):

а) 11 ассоциатов: 2: дьявол; 1: бес на иконе «Страшный суд»; враг; диаволом; дьявольское; лукавый; от дьявола; от черта; происки дьявола; сатанинское.

б) 2 ассоциата: 1: вынуждение; сила, влекущая к себе.

Предмет искушения - 13,5 % (26 ассоциатов):

а) 23 ассоциата: 3: сладость; 2: шоколад; 1: богатство; вино; виноград; девушка; деликатес; деньги; есть; женщина; игра; мотоцикл; мужчина; поцелуй; пища; сладким; танцы; торт; тортик; шампанское.

б) 3 ассоциата: 2: мысль; 1: сон.

Следствие искушения - 19,8 % (38 ассоциатов):

а) 32 ассоциата: 26: грех; 1: блуд; воровство; измена; обидеть; порок; прелюбодеяние.

б) 6 ассоциатов: 2: огонь; 1: беда; зло; кара; проблемы.

Способ устранения искушения - 7,3 % (14 ассоциатов):

а) 6 ассоциатов: 5: борьба; 1: мужество.

б) 4 ассоциата: 1: запрет; не желай; не зарься; хочется, но нельзя.

в) 4 ассоциата: 2: покаяние; 1: библия; исповедь;

Интерпретация понятия - 10,9 % (21 ассоциат): 17: соблазн; 2: испытание; 1: соблазны;

соблазняют.

Стереотипы - 10,4 % (20 ассоциатов):

а) 1 ассоциат: испытывать.

б) 19 ассоциатов: 4: яблоко; 2: Ева; змей; 1: Адам; властью; грехопадение; запретный плод; змея; плод; плоть; Фауст; Христа; яблоко и Ева; яблоком.

Причина возможного искушения - 1,5 % (3 ассоциата): 3: слабость.

Среда искушения - 0,5 % (1 ассоциат): жизнь.

Обобщая результаты анализа характера ассоциативных связей концепта «искушение» по всем выделенным группам испытуемых, можно сделать следующие выводы:

1.а. Для носителей языка в возрасте до 29 лет наиболее часто встречаются ассоциативные связи, указывающие на следствие искушения (30,7%)- 1 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.). Причем следствие искушения в подавляющем большинстве выражается идеей греха (26 ассоциатов), а не идеей возможного негативного воздействия на душу/тело человека (1 ассоциат). Такой разрыв характерен и для других групп и.и. за исключением группы воцерковленных и.и. (4 ассоциата выражают идею греха, 3 ассоциата - идею негативного воздействия). С возрастом доля ассоциативных связей, указывающих на следствие искушения резко падает - 11,8% у и.и. от 30 до 49 лет (4 ранг среди всех ассоциативных связей у этой группы и.и.) и 8,8% у и.и. старше 50 лет (также 4 ранг).

1.б. Ассоциативные связи, указывающие на эмоции человека, важны для всех возрастных групп и.и. и составляют 26,1% у и.и. до 29 лет (2 ранг среди всех ассоциативных связей), 20,3% у и.и. от 30 до 49 лет (также 2 ранг) и 15,6% у и.и. старше 50 лет (1 ранг).

1.в. Интерпретация понятия наиболее характерна для группы и.и. от 30 до 49 лет -22% (1 ранг среди всех ассоциативных связей у этой группы и.и.). Для группы и.и. старше 50 лет доля таких ассоциативных связей 12,4% (4 ранг), а для группы и.и. до 29 лет их 5,7% (5 ранг).

1.г. Стереотипы также более характерны для группы от 30 до 49 лет - 13,6% и занимают 3 место среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и. Для группы и.и. до 29 лет доля таких ассоциаций 9,1% (4 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы), а для группы и.и. старше 50 лет их 9,5% (5 ранг).

1.д. Ассоциативные связи, указывающие на субъект искушения чаще встречаются у группы и.и. старше 50 лет (15,6% - 1 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.). У группы и.и. от 30 до 49 лет таких ассоциативных связей 5,1% (6 ранг), а у и.и. до 29 лет их 3,4% (также 6 ранг).

1.е. Доля ассоциативных связей, указывающих на предмет искушения также выше у и.и. старше 50 лет - 15,6% (1 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.). У и.и. до 29 лет таких ассоциативных связей 14,8% (3 ранг), а у и.и. от 30 до 49 лет -10,2% (5 ранг).

1.ж. Ассоциативные связи, указывающие на способ устранения искушения, преобладают у и.и. старше 50 лет, их доля составляет 15,6% (1 ранг среди всех типов ассоциативных

связей у этой группы и.и.). У группы и.и. от 30 до 49 лет таких ассоциативных связей 10,2% (6 ранг), а у и.и. до 29 лет - 4,6% (5 ранг).

1.з. С возрастом увеличивается доля ассоциативных связей, представляющих собой оценку искушения: для и.и. до 29 лет таких ассоциативных связей 3,4% (6 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.; для и.и. от 30 до 49 лет доля таких ассоциативных связей возрастает до 10,2% (5 ранг); для и.и. старше 50 лет таких ассоциативных связей 11,1% (2 ранг).

2.а. Для носителей языка мужского пола наиболее важными являются ассоциативные связи, указывающие на эмоции человека, доля таких ассоциативных связей 29,1% (1 ранг среди всех типов ассоциативных связей у мужчин). У женщин таких ассоциативных связей 19% (2 ранг среди всех типов ассоциативных связей).

2.б. Ассоциативные связи, указывающие на следствие искушения, более характерны для женщин - 21,9% (1 ранг среди всех типов ассоциативных связей). У мужчин таких ассоциативных связей 14,5% (2 ранг среди всех типов ассоциативных связей).

2.в. Стереотипы чаще встречаются у мужчин, чем у женщин (12,7% и 3 ранг среди всех типов ассоциативных связей у мужчин и 9,5% и 5 ранг у женщин).

2.г. Интерпретацию понятия дают чаще женщины (12,4% и 4 ранг среди всех типов ассоциативных связей). У мужчин доля таких ассоциативных связей 7,3% (5 ранг).

2.д. Ассоциативные связи, указывающие на предмет искушения, имеют 3 ранг среди всех типов ассоциативных связей у женщин (15,3%) и 4 ранг у мужчин (9,1%).

2.е. Доля ассоциативных связей, выражающих оценку искушения, у мужчин 9,1% (4 ранг среди всех типов ассоциативных связей), а у женщин 6,6% (6 ранг).

2.ж. Слово «искушение» ассоциируется с субъектом искушения чаще у мужчин -9,1% (4 ранг). У женщин такие ассоциативные связи составляют 5,8% (7 ранг).

2.з. Ассоциативные связи, указывающие на способ устранения искушения, более характерны для мужчин. Их доля составляет 9,1% (4 ранг). У женщин доля таких ассоциативных связей 6,6% (6 ранг).

3.а. Для носителей языка со средним образованием наиболее характерны ассоциации, указывающие на следствие искушения - 24,4% (1 ранг), у и.и. с высшим образованием доля таких ассоциативных связей 16% (2 ранг).

3.б. Ассоциативные связи, указывающие на эмоции, важны как для и.и. с высшим образованием - 22,1% (1 ранг), так и для и.и. со средним образованием - 22,1% (2 ранг).

3.в. Интерпретируют понятие «искушение» в два раза чаще и.и. с высшим образованием - 14,2% (3 ранг). У и.и. со средним образованием таких ассоциативных связей 7% (6 ранг).

3.г. Ассоциативных связей, указывающих на предмет искушения больше у и.и. со средним образованием - 15,2% (3 ранг). У и.и. с высшим образованием таких связей 12,3% (4 ранг).

3.д. Стереотипные ассоциативные связи чаще возникают у и.и. с высшим образованием и составляют 11,3% (5 ранг), у и.и. со средним образованием их 9,3% (4 ранг).

3.е. Ассоциативные связи, содержащие оценку искушения, составляют 8,5% у и.и. с высшим образованием (6 ранг) и 5,8% у и.и. со средним образованием (7 ранг).

3.ж. У и.и. с высшим образованием реже всего встречаются ассоциативные связи, указывающие на способ устранения искушения - 6,6% (8 ранг), тогда как у и.и. со средним образованием такие ассоциативные связи составляют 8,1% (5 ранг).

3.з. На субъекта искушения указывают лишь 7,7% и.и. с высшим образованием (7 ранг) и 5,8% и.и. со средним образованием (7 ранг).

4.а. Для и.и. работников коммерческих организаций и воцерковленных лиц, преобладающими являются ассоциативные связи, указывающие на эмоции человека. У работников коммерческих организаций доля таких ассоциативных связей - 25%, у воцерковленных и.и. -21,2%. У студентов доля таких ассоциаций - 24,4% (2 ранг среди всех типов ассоциативных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связей у этой группы и.и.), у лиц, находящихся на излечении, сравнительно меньше - 16,7% (3 ранг).

4.б. Ассоциативных связей, содержащих оценку искушения, значительно больше у воцерковленных и.и.(15,4% - 2 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и). Доля таких ассоциаций у работников коммерческих организаций - 9,1% (5 ранг), а у и.и., находящихся на излечении 4,2% (8 ранг). У студентов ассоциативные связи данного типа отсутствуют.

4.в. Более чем в два с половиной раза больше ассоциативных связей, указывающих на субъект искушения, у воцерковленных и.и. - 15,4% (2 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.). У лиц, находящихся на излечении, таких ассоциативных связей 6,2% (7 ранг), а у работников коммерческих организаций - 2,3% (7 ранг). У студентов ассоциативные связи данного типа отсутствуют.

4.г. Ассоциативных связей, указывающих на предмет искушения, сравнительно больше у студентов - 17,8% (3 ранг среди всех типов ассоциативных связей у данной группы и.и.). У воцерковленных и.и. таких ассоциаций 13,4% (3 ранг), у лиц, находящихся на излечении - 12,5% (4 ранг). У работников коммерческих организаций таких ассоциативных связей 11,4% (4 ранг).

4.д. Ассоциативные связи, указывающие на следствие искушения, преобладают у студентов - 37,8% (1 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.). У лиц, находящихся на излечении, таких ассоциативных связей 20,8% (также 1 ранг). У воцерковленных и.и. доля таких связей 13,4% (3 ранг), а у работников коммерческих организаций -9,1% (5 ранг). Необходимо отметить разницу в выражении следствия искушения. У студентов следствие искушения выражается только идеей греха, у и.и., находящихся на излечении 8 ассоциатов выражают идею греха, 2 - идею негативного воздействия на душу/тело человека, у работников коммерческих организаций такое соответствие составляет 3:1, и только у воцерковленных и.и. 4 ассоциата выражают идею греха, а 3 - идею негативного воздействия на душу/тело человека.

4.е. Интерпретация понятия гораздо чаще встречается у и.и., находящихся на излечении, - 18,7% (2 ранг среди всех типов ассоциативных связей) и у работников коммерческих организаций - 13,6% (3 ранг). Доля таких ассоциаций у воцерковленных и.и. 7,7% (4 ранг), а у студентов - 2,2% (6 ранг).

4.ж. Стереотипные ассоциативные связи чаще возникают у работников коммерческих организаций - 18,2% (2 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.). У студентов таких ассоциативных связей 11,1% (4 ранг), у лиц, находящихся на излечении -8,3%. У воцерковленных и.и. этих ассоциативных связей 5,8% (5 ранг).

4.з. Ассоциативные связи, указывающие на способ устранения искушения, возникают у 10,4% лиц, находящихся на излечении (5 ранг среди всех типов ассоциативных связей у этой группы и.и.), у 6,8% работников коммерческих организаций (6 ранг), у 6,7% студентов (5 ранг) и у 5,8% воцерковленных и.и. (5 ранг).

Н.Н. Казнова

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ

В БЛОГАХ

Современное информационное общество подразумевает постоянный рост роли коммуникации, которая отражает мировые информационные и технические процессы. Развитие техники, расширение межнациональных и межкультурных контактов влекут за собой не просто увеличение количества контактов, но и появление новых видов человеческой коммуникации. Крупнейшим техническим и социальным прорывом явилось внедрение в ХХ в. всемирной сети Интернет, которая сейчас представляет собой один из основных каналов социальной и межличностной коммуникации. Интернет обеспечивает многообразие видов дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.