Научная статья на тему 'Особенности лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития'

Особенности лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1991
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / PRESCHOOLERS / MENTAL DISORDERS / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / LEXICAL SIDE OF SPEECH / VOCABULARY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Городилова Светлана Александровна, Гагарская Елизавета Михайловна

В статье рассматривается проблема выявления особенностей лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. Проблема нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития является одной из актуальных в логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы психического дизонтогенеза. Авторами обосновывается необходимость отграничения временных обратимых состояний от общего речевого недоразвития. В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития по сравнению с детьми с общим недоразвитием речи с помощью методики Н.В. Нищевой. В ходе констатирующего эксперимента у дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с общим недоразвитием речи выявлена ограниченность словарного запаса, специфика лексики, которая проявляется: в неточности употребления слов; в несформированности обобщающих понятий; в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Городилова Светлана Александровна, Гагарская Елизавета Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEXICAL SIDE OF SPEECH IN PRESCHOOLERS WITH MENTAL DISORDERS

The article discusses the problem of identifying the peculiarities of the lexical side of speech in preschool children with mental disorders. The problem of speech disorders in preschoolers with mental disorders is one of the most urgent in speech therapy, due to the significant prevalence of this form of mental dysontogenesis. The authors substantiate the need to distinguish temporary reversible states from general speech underdevelopment. The article presents the results of an empirical study of the peculiarities of the lexical side of speech in preschool children with mental disorders compared with children with general speech underdevelopment using the method of N. V. Nishcheva. During the ascertaining experiment, preschoolers with mental disorders and preschoolers with general speech underdevelopment revealed a limited vocabulary, vocabulary specificity, which manifests itself: inaccurate use of words; the lack of generalization of concepts; in the underdevelopment of the antonymic and synonymous means of the language.

Текст научной работы на тему «Особенности лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития»

УДК 376

Светлана Александровна Городилова

г. Киров

Елизавета Михайловна Гагарская

г. Киров

Особенности лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается проблема выявления особенностей лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. Проблема нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития является одной из актуальных в логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы психического дизонтогенеза. Авторами обосновывается необходимость отграничения временных обратимых состояний от общего речевого недоразвития. В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития по сравнению с детьми с общим недоразвитием речи с помощью методики Н.В. Нищевой. В ходе констатирующего эксперимента у дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с общим недоразвитием речи выявлена ограниченность словарного запаса, специфика лексики, которая проявляется: в неточности употребления слов; в несформированности обобщающих понятий; в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

Ключевые слова: дошкольники, задержка психического развития, общее недоразвитие речи, лексическая сторона речи, словарный запас.

Svetlana Aleksandrovna Gorodilova

Kirov

Elizaveta Mikhailovna Gagarskaya

Kirov

Features of the lexical side of speech in preschoolers with mental disorders

The article discusses the problem of identifying the peculiarities of the lexical side of speech in preschool children with mental disorders. The problem of speech disorders in preschoolers with mental disorders is one of the most urgent in speech therapy, due to the significant prevalence of this form of mental dysontogenesis. The authors substantiate the need to distinguish temporary reversible states from general speech underdevelopment. The article presents the results of an empirical study of the peculiarities of the lexical side of speech in preschool children with mental disorders compared with children with general speech underdevelopment using the method of N. V. Nishcheva. During the ascertaining experiment, preschoolers with mental disorders and preschoolers with general speech underdevelopment revealed a limited vocabulary, vocabulary specificity, which manifests itself: inaccurate use of words; the lack of generalization of concepts; in the underdevelopment of the antonymic and synonymous means of the language.

Keywords: preschoolers, mental disorders, general speech underdevelopment, lexical side of speech, vocabulary.

В ходе развития ребенка происходит накопление и качественное совершенствование словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний, постепенное овладение смысловым значением слова, повышение уровня обобщения усваиваемых слов. При развитии словаря детей происходит как количественный рост словарного запаса, так и его качественное развитие, то есть ребенок овладевает значениями слов. Исследователи отмечают, что нормально развивающийся ребенок к 5 годам владеет всей системой родного языка [7]. Важно отметить, что нарушения лексической стороны речи влияют на развитие как коммуникативных способностей, так и интеллектуальных, а также на дальнейшее обучение ребёнка.

Проблема нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития является одной из актуальных проблем логопедии, что обусловлено, с одной стороны, значительной распространенностью этой формы психического дизонтогенеза, а с другой стороны, связано с потребностями кор-рекционного обучения и воспитания данной кате-

гории детей. Исследования И.А. Симоновой, Л.В. Яссмана, Н.Ю. Боряковой, Е.В. Мальцевой, Р.И. Лалаевой, С.В. Зориной подтверждают, что для детей с задержкой психического развития характерны различные нарушения речевой деятельности. К данным нарушениям относятся ограниченный словарный запас при доминировании бытовой лексики, значительное расхождение между активным и пассивным словарем; затруднения в употреблении многих частей речи, особенно прилагательных, наречий, сложных предлогов; затруднения в воспроизведении логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, причинно-следственные, временные и другие отношения; затруднения в грамматическом и семантическом оформлении предложений, недостаточность сформированности звукового анализа [4]. Так Н.Ю. Борякова утверждает, что дети с задержкой психического развития чаще используют слова в узком значении, то есть называют одним и тем же словом несколько предметов, сходных по форме, назначению или другим при-

знакам. Нарушения речевой деятельности у детей с задержкой психического развития возникают из-за низкой познавательной активности, недостаточности восприятия окружающей действительности, отставания в развитии аналитико-синтетической деятельности мозга [1].

Задержку психического развития необходимо отграничивать от общего недоразвития речи, поскольку при данных нарушениях у дошкольников имеются внешне сходные речевые дефекты, но при этом отличаются механизмы возникновения, структура речевой недостаточности и динамика последующего формирования речи.

Проблемой исследования особенностей лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи занимались такие учёные, как Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. В работах этих авторов говорится о том, что нарушения формирования лексического компонента у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных па-рафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря [6].

Из вышесказанного следует, что знание особенностей лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития важно при дифференциальной диагностике сходных состояний, а также может быть использовано при разработке методических рекомендаций по организации логопедической помощи для дошкольников данной категории.

Нами было проведено экспериментальное изучение, целью которого являлось изучение специфических особенностей лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. Методы исследования включали анализ медицинской и педагогической документации, беседу, наблюдение, констатирующий эксперимент, тестирование; сравнительный анализ, количественный и качественный анализ результатов исследования. Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад №211», МКДОУ №133 и МКДОУ № 119 города Кирова. В исследовании приняло участие 100 дошкольников в возрасте пя-ти-шести лет. Для целенаправленного изучения нами были выбраны 50 дошкольников, имеющих подтвержденный диагноз - задержка психического развития. Для сравнительного анализа в экспериментальное исследование была включена группа сверстников с диагнозом общее недоразвитие речи III уровня (50 человек).

Для изучения лексической стороны речи старших дошкольников с ЗПР и ОНР нами использовались экспериментальные задания из методики Н.В. Нищевой [3], направленные на выявление

понимания и употребления лексических единиц, пассивного и активного словаря, качественных характеристик лексики, общих и специфических особенностей лексической стороны речи. Методика включала диагностические задания на: 1) исследование понимания предметов, действий, признаков и обобщения; 2) изучение словаря существительных, глаголов и прилагательных; 3) подбор антонимов. Для оценки каждого задания мы использовали разработанную Г.А. Волковой [2] систему балльных оценок: 2 балла - правильное самостоятельное выполнение, 1 балл - затрудняется, задание выполняет с помощью логопеда, 0 баллов - непонимание задания или отказ от выполнения.

В рамках диагностических заданий, направленных на исследование пассивного словаря, включающих понимание предметов, действий, признаков и обобщения, детям предлагалось показать на картинках отдельные предметы или несколько предметов, относящихся к одному понятию, а также показать действия и признаки. Анализ выполнения данных заданий дошкольниками позволяет констатировать, что понимание предметов, понимание признаков предметов и понимание действий предметов у большинства дошкольников не вызвало затруднений, однако 28% дошкольников с ЗПР и 15 % с ОНР выполнили данные задания при помощи экспериментатора; понимание обобщений вызвало затруднения у 38% дошкольников с ЗПР и 36% дошкольников с ОНР. Анализ затруднений показал, что если у дошкольников с ОНР сложности возникли при просьбе логопеда показать конкретную птицу, то у дошкольников с ЗПР затруднения возникали при показе картинок разных родовых понятий, (например, курточка, помидор, репка, кресло). Дошкольники с ЗПР не могли найти предметы, относящиеся к фруктам и овощам, что говорит о том, что дети путают данные лексические темы. Также нами выявлены затруднения в понимании признаков предмета. Результаты исследования свидетельствуют о том, что дети с ЗПР обладают с одной стороны достаточно большим пассивным словарем, с другой стороны недостаточностью знаний о предметах и явлениях окружающего мира, не сформированностью мыслительных операций.

Следующая группа заданий направлена на изучение качественных характеристик лексики, а именно словаря существительных, глаголов и прилагательных.

В первом задании детям необходимо было назвать 4-5 имен существительных по следующим лексическим темам, для детей 5 лет - «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», для детей 6 лет к представленным выше темам добавлялись еще несколько - «Ягоды», «Насекомые», «Животные», «Транспорт». Нами выявлено, что 88% дошкольников с ЗПР и 60% с ОНР испытывали трудности в выполнении задания или выполняли при помощи

логопеда. Второе задание - назвать части тела и части предметов, изображенных на картинках -вызвало затруднения у 44% дошкольников с ЗПР и 50% дошкольников с ОНР, при этом совершенно не поняли и в некоторых случаях отказывались выполнять задание 38% дошкольников с ЗПР и только 14 % дошкольников с ОНР. При обобщении предметов, изображенных на рисунках в третьем задании, 22% дошкольников с ЗРП и 18% детей с ОНР выполнили задание только при оказании помощи. Нами установлено, что принявшие участие в исследовании дошкольники с ЗПР, путают две лексические темы - «Овощи» и «Фрукты», при этом правильно отвечают на задания по обобщению. Дети с ЗПР испытывали трудности при названии 45 существительных по лексической теме «Ягоды», также в названии частей тела и частей предметов, что связано с ограниченностью связей обобщающего слова со словами конкретного значения. Дети с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи не знают понятия «манжета», «затылок», «висок». При этом мы отметили, что пятилетние дошкольники как с ЗПР так и с ОНР продемонстрировали лучшие показатели развития активного словаря существительных, что на наш взгляд связано с тем, что задания для этой возрастной группы включают слова, которые чаще встречаются в бытовой речи. Таким образом, дошкольники с ЗПР продемонстрировали более низкие результаты развития активного словаря существительных, хотя дети обеих групп испытывали сходные трудности при выполнении заданий.

Проверка глагольного словаря дошкольников включала 8 вопросов, на которые должен ответить ребенок, описывая действия. Большинство дошкольников с ЗПР и с ОНР (по 70%) справились с заданиями с некоторыми затруднениями, при использовании помощи экспериментатора. Дети обеих исследуемых групп затруднялись ответить на вопросы: «Как подает голос волк?», «Как подает голос овца?», «Как подает голос лошадь?», «Как подает голос корова?», «Что делает маляр?» и «Что делает швея?». Необходимо обратить внимание, что 10 % дошкольников с ЗПР совершенно не понимали задание, а некоторые вообще отказывались его выполнять, не давая никакого ответа, некоторые из них смогли ответить только на 2 вопроса из 8. Исходя из данных показателей, можно сделать вывод о том, что активный глагольный словарь детей с ЗПР беден, так как дети не знают многих слов и соответственно не используют их в речи.

При исследовании словаря прилагательных дошкольникам необходимо было назвать цвета и форму предметов. Сравнительный анализ имеющихся данных, позволил отметить затруднения у 44% дошкольников с ЗПР в назывании прилагательных, тогда как 100% дошкольников с ОНР данное задание выполнили правильно. При этом дошкольники с ЗПР испытывали трудности при назы-

вании таких цветов, как «розовый», «фиолетовый», «коричневый», «оранжевый», что свидетельствует о том, что дети с задержкой психического развития в большинстве своем знают лишь основные цвета.

По методике Н.В. Нищевой [5] для шестилетних детей в структуру обследования лексической стороны речи включены задания на подбор антонимов. В результате обследования детей с ЗПР и с ОНР шестилетнего возраста нами не выявлены дошкольники выполнившие задание правильно. 56% детей с ЗПР и 84 % детей с ОНР выполнили задание при использовании помощи, при этом они смогли подобрать антонимы только к знакомым для них словам. 44% детей с ЗПР и 16 % детей с ОНР не справились с выполнением данного задания. При этом дошкольники с ЗПР и ОНР допускали сходные ошибки. Например, при просьбе подобрать антоним к слову «давать», дошкольники давали ответ «не давать», вместо слова «отнимать». Полученные результаты говорят нам о том, что у детей с задержкой психического развития снижена способность подбирать антонимы. Они не могут подобрать антонимы к малознакомым и редко употребляемым словам.

Проведенное исследование позволило нам сделать вывод, что существуют общие и специфические особенности лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития по сравнению со сверстниками с общим недоразвитием речи. В ходе обследования выявлены сходства и различия этих групп детей. К сходствам относятся: достаточно развитый пассивный словарь, отставание в развитии активного словаря. Специфические особенности проявляются в качественных характеристиках лексики, а именно дошкольники с задержкой психического развития испытывают трудности при назывании существительных, прилагательных, глаголов и подборе антонимов к словам, по сравнению с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Выявленные нарушения развития лексического строя речи у дошкольников с ЗПР возникают вследствие сниженного уровня развития познавательной деятельности, что в свою очередь проявляется в ограниченности словарного запаса.

Благодаря выявленным особенностям лексической стороны речи, можно сформулировать следующие рекомендации по ее развитию.

Во-первых, ознакомление с новым словом должно начинаться с демонстрации, когда детям показывается тот или иной предмет или объект, проговариваются их признаки и действия. Кроме незнакомых детям слов, могут предъявляться и знакомые слова для уточнения и закрепления их лексического значения. Обязательно предварительно нужно узнать, какое значение дети вкладывают в данное им слово, и при необходимости дополнять его. Все упражнения сначала должны выполняться на уровне импрессивной речи («покажи», «дай»), а затем и в экспрессивной («назови»).

Во-вторых, уделить больше времени развитию мыслительных операций: обобщение, анализ, синтез. Поскольку дети с задержкой психического развития испытывают сложности при назывании частей предмета или частей тела, то необходимо показывать и рассказывать об объектах и их составляющих, объяснять роль отдельных деталей. Можно использовать задание на определение предмета по названию его составных частей или игру «Отгадай, что это за животное?». Это игра, где нужно по картинке определить название животного, угадать животное только по одной части тела на фото, угадывать животных в загадках, описаниях.

В-третьих, работать по обогащению словаря глаголов, прилагательных, синонимов и антонимов. Работу над глагольной лексикой необходимо начинать с закрепления глаголов, обозначающих признаки движения, состояния человека, животных, затем увеличивать словарь глаголов по общим темам: «Кто как голос подает?» или «Какие звуки издает предмет?», «Кто как передвигается?», «Чем отличаются слова?». Необходимо обучить детей подбирать глаголы к именам существительным. С детьми с задержкой психического развития

предстоит работать над расширением объема словаря прилагательных, формировать понятия о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине), а также о свойствах предмета, на основе сравнения предметов по их признакам. Вести работу по развитию связей имен прилагательных с их значениями, объединять эти слова в тематические группы. Важно работать и над обогащением синонимических и антонимических противопоставлений. С этой целью используются различные игры («Скажи наоборот», «Назови по-другому» и т.д.).

В-четвертых, работа логопеда должна быть направлена на развитие всех компонентов речи и психики в целом. Специалист должен включать в коррекционный процесс методики на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, что будет способствовать развитию лексики у ребёнка с задержкой психического развития.

Результаты экспериментального исследования показали необходимость систематической логопедической работы по развитию лексической стороны речи детей с задержкой психического развития, а продолжение исследования в этом направлении -перспективным и актуальным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Дефектология. - 1983. - № 3. - С. 9-15.

2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб. : Детство-пресс, 2011. - 144 с.

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения [Текст] : сб. метод. рекомендаций / сост. Н.В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 232 с.

4. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие для вузов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М. : Владос, 2004. - 303 с.

5. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 48 с.

6. Туманова, Т.В. Реализация идей Л.С. Выготского в логопедии: системный подход к проблеме общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т.В. Туманова // Специальное образование. - 2012. - № 1. - С. 127-138.

7. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М. : Просвещение, 2000. - 240 с. REFERENCES

1. Borjakova N.Ju. O nekotoryh osobennostjah postroenija rechevyh vyskazyvanij shestiletnih detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Some features of the construction of speech utterances of six-year-old children with mental retardation]. Defektologija [Defectology], 1983, no. 3, pp. 9-15.

2. Volkova G.A. Metodika psihologo-logopedicheskogo obsledovanija detej s narushenijami rechi. Voprosy differen-cial'noj diagnostiki [Methodology of psychological and logopedic examination of children with speech disorders. Differential Diagnostics Issues]. St. Petersburg: Detstvo-press, 2011. 144 p.

3. Nishheva N.V. (ed.) Diagnostika narushenij rechi u detej i organizacija logopedicheskoj raboty v uslovijah doshkol'nogo uchrezhdenija: sb. metod. rekomendacij [Diagnosis of speech disorders in children and the organization of speech therapy work in a preschool]. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2000. 232 p.

4. Lalaeva R.I., Serebrjakova N.V., Zorina S.V. Narushenija rechi i ih korrekcija u detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija: ucheb. posobie dlja vuzov [Speech disorders and their correction in children with mental retardation]. Moscow: Vlados, 2004. 303 p.

5. Nishheva N.V. Rechevaja karta rebenka s obshhim nedorazvitiem rechi ot 4 do 7 let [Speech card of a child with general speech underdevelopment from 4 to 7 years]. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2008. 48 p.

6. Tumanova T.V. Realizacija idej L.S. Vygotskogo v logopedii: sistemnyj podhod k probleme obshhego nedorazvitija rechi u detej [The realization of the ideas of L.S. Vygotsky in speech therapy: a systematic approach to the problem of general speech underdevelopment in children]. Special'noe obrazovanie [Special education], 2012, no. 1, pp. 127-138.

7. Cejtlin S.N. Jazyk i rebenok. Lingvistika detskoj rechi [Language and baby. Linguistics of children's speech]. Moscow: Prosveshhenie, 2000. 240 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.А. Городилова, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6101-5965.

Е.М. Татарская, студент, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

S.A. Gorodilova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6101-5965.

E.M. Gagarskaya, Student, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected].

УДК 376

Елена Александровна Дюбова г. Тюмень Надежда Ивановна Отева

г. Тюмень

Елена Владимировна Пащенко г. Тюмень

Изучение предпосылок к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из факторов успешной адаптации в школе является овладение грамотой. 60% детей старшего дошкольного возраста с ОНР обучаются навыкам чтения и письма на этапе подготовке к школьному обучению, но уже к концу первого года обучения среди них выявляется значительное количество детей с нарушениями письменной и устной речи.

Акцент авторами сделан на изучение особенностей подготовки детей с общим недоразвитием речи к изучению грамоты. Цель исследования: изучение сформированности предпосылок обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Теоретическая новизна. Проведен качественный анализ параметров подготовки детей с общим недоразвитием речи к изучению грамоты. Определены компоненты, необходимые для овладения грамотой детьми с общим недоразвитием речи: координация движений, пространственно-временные и зрительно-пространственные представления, чувство ритма, фонематическая система, высокий уровень развития общей и мелкой моторики.

Практическая значимость: Результаты исследования подтверждают необходимость организовывать специальный коррекционно-развивающий процесс для детей с общим недоразвитием речи III уровня с целью формирования основных предпосылок к обучению грамоте.

Ключевые слова: дошкольники, подготовка к изучению грамоты, общее недоразвитие речи III уровня, предпосылки обучения грамоте.

Elena Alexandrovna Dyubova

Tyumen Nadezda Ivanovna Oteva

Tyumen

Elena Vladimirovna Pashchenko

Tyumen

The study of prerequisites to learn reading and writing for children with general speech

underdevelopment of III level

One of the factors of successful adaptation in school is the acquisition of literacy. 60% of children of senior preschool age with general speech underdevelopment are taught reading and writing skills in preparation for school, but by the end of the first year of education, a significant number of children with disabilities in writing and speaking are identified among them.

The authors focus on studying the features of preparing children with general speech underdevelopment for the study of literacy. The purpose of the study is to study the prerequisites formation for teaching literacy in older preschool children with general speech underdevelopment of III level.

The theoretical novelty. A qualitative analysis of the parameters of preparation the children with general speech under-development to learn reading and writing is carried out. The components necessary for teaching children with general speech underdevelopment are identified: coordination of movements, spatial-temporal and visual-spatial representations, a sense of rhythm, phonemic system, a high level of development of general and fine motor skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.