10. Pleshakov A.A. Okruzhajushhij mir. Rabochie programmy. Predmetnaja linija uchebnikov sistemy «Shkola Rossii». 14 klassy: posobie dlja uchitelej obshheobraz. organizacij [The world. Work programs. The textbooks of the system "School of Russia". Grades 1-4]. Moscow: Prosveshhenie, 2014. 205 p.
11. Rubinshtejn S.L. O myshlenii i putjah ego issledovanija [About thinking and ways of its research]. - Moscow: Akad. nauk SSSR, 1958. 147 p.
12. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Piter, 2000. 712 p.
13. Sadatova F.U. Metodika tehnologii problemnogo obuchenija na urokah matematiki [Elektronnyi resurs] [Methodology of the problem learning technology in mathematics lessons]. Evrazijskij Nauchnyj Zhurnal [Eurasian Scientific Journal], 2018, no. 9, pp. 83-88. URL: http://journalpro.ru/upload/ufc34/c34766e5a9afcb499c6fd55626ca27f6.pdf (Accessed 06.05.2020).
14. Smirnov A.T., Mishin B.I., Vasnev V.A. Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: ucheb. dlja uchashhihsja 11 kl. obshheobraz. uchrezhdenij [Life Safety Basics]. Moscow: Prosveshhenie, 2007. 152 p.
15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija: utv. prikazom M-va obra-zovanija i nauki Ros. Federacii ot 6 oktjabrja 2009 g. N 373 [Learning Standards of primary education]. Moscow: Prosveshhenie, 2010. 31 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
А.С. Прозорова, студент, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected].
Л.Н. Вахрушева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3062-1951. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
A.S. Prozorova, Student, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected]. L.N. Vakhrusheva, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3062-1951.
УДК 371
Надежда Николаевна Рукавишникова
г. Киров
Елена Вячеславовна Хмелькова
г. Киров
Обучение рассказу по серии сюжетных картинок дошкольников с общим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникационных технологий
Статья посвящена проблеме обучения рассказу по серии сюжетных картинок дошкольников с общим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникационных технологий. Благодаря проведенному исследованию на основе методики обследования состояния связной речи детей с общим недоразвитием речи В.П. Глухова выявлены особенности развития навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи. На основе выделенных особенностей развития в результате проведенного исследования, разработан комплекс логопедических занятий по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картинок дошкольников с общим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время современные компьютерные технологии активно внедряются в образовательный процесс, что приводит к коренным изменениям демонстрационных и иллюстративно-объяснительных методов, используемых в традиционной методике и ориентированных по большому счету на коллективное восприятие информации.
Ключевые слова: связная речь, информационно-коммуникационные технологии, рассказ по серии сюжетных картинок, обучение рассказу по серии сюжетных картинок, общее недоразвитие речи.
Nadezhda Nikolaevna Rukavishnikova
Kirov
Elena Vyacheslavovna Khmelkova
Kirov
Teaching a story-telling based on a series of plot images for preschoolers with general speech disorders using information and communication technologies
The article is devoted to the problem of teaching a story telling based on a series of plot images of preschoolers with general speech underdevelopment by means of information and communication technologies. Due to V. P. Glukhov's research based on the method of examination of the state of speech of children with general speech underdevelopment, the features of the development of the skill of composing a story telling based on a series of plot images in preschoolers with general speech under-development were discovered. We have developed a complex of speech therapy classes for teaching the composition of a story based on a series of plot images of preschoolers with general speech underdevelopment by means of information and communi-
cation technologies based on the identified features of development. Currently, modern computer technologies are being actively introduced into the educational process that leads to radical changes in the demonstration and illustrative-explanatory methods used in the traditional methodology and focused largely on the collective perception of information.
Keywords: speech, information and communication technologies, story based on a series of plot images, teaching a story telling based on a series of plot images, general speech underdevelopment.
В системе дошкольного образования в последние годы происходят значительные изменения, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Нормативно-правовые документы федерального уровня, в первую очередь ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки № 1155 от 17 октября 2013 года, внесли коррективы в представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности дошкольных образовательных учреждений. Актуальной проблемой современного дошкольного образования является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе [5].
В настоящее время необходим поиск наиболее эффективного пути обучения детей с речевыми нарушениями в связи с отмечаемым увеличением их количества.
Сделать обучение осознанным и результативным, повысить мотивацию детей, заинтересовать их позволяют нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии. Компьютерные технологии являются одними из таких инноваций, которые в последнее время широко применяются в области специального образовании как средства обучения.
Современные компьютерные технологии активно внедряются в образовательный процесс, что приводит к коренным изменениям демонстрационных и иллюстративно-объяснительных методов, используемых в традиционной методике и ориентированных по большому счету на коллективное восприятие информации [3].
В наши дни дошкольники с недостатками речевого развития составляют наиболее многочисленную группу детей с нарушениями в развитии. Изучением данной категории детей занимались многие ученые, такие как Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и другие. В их трудах представлен наиболее подробный анализ речевых нарушений у этих детей. Самым распространенным нарушением речевого развития согласно исследованиям является общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть фонетики, лексики и грамматики при нормальном слухе и интеллекте [1].
У детей с ОНР недостаточно сформирована связная речь. Бедной и стереотипной речь детей делает небольшой словарный запас, довольно частое использование одинаково звучащих слов с различными значениями. Многие дети с данным
нарушением при составлении рассказа ограничиваются лишь перечислением действий, при этом они правильно понимают логическую взаимосвязь событий. Дети данной категории нарушения испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации, в составлении развернутого рассказа по серии сюжетных картинок. Иногда у таких детей отмечаются сложности в выделении основной мысли повествования, определении логики и последовательности в изложении событий. Рассказы составляют с упором на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц [2].
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости проведения логопедической работы по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказа по серии сюжетных картинок. Обучение рассказу по серии сюжетных картинок дошкольников с ОНР III уровня нуждается в теоретической и практической разработке с целью оказания своевременной квалифицированной логопедической помощи, данной категории детей.
Для изучения уровня развития навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок использовалось задание из методики обследования состояния связной речи детей с ОНР В.П. Глухова с использованием серий из трех - четырех картинок по сюжетам Н. Радлова «Вор - мухомор», «Два кота и одна птичка», а также серия из картинок Т.А. Ткаченко по рассказу В. Сутеева «Страшный зверь».
Цель задания - определение уровня развития навыка составления связного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов - эпизодов серии сюжетных картинок.
Перед дошкольником раскладываются картинки одной серии и дается время, чтобы внимательно их рассмотреть с дальнейшим раскладыванием в нужной последовательности. При трудностях составления рассказа используется разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.
Для оценки навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок используются уровни выполнения задания:
- I - хороший,
- II - удовлетворительный,
- III - недостаточный,
- IV - низкий,
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 178_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291
- V - задание не выполнено. В результате изучения уровня развития навыка
В исследовании приняли участие 9 детей с составления рассказа по серии сюжетных картинок
общим недоразвитием речи в возрасте от шести до были получены следующие результаты (Рис.1). семи лет.
Рис.1. Результаты изучения уровня развития навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок у
дошкольников с общим недоразвитием речи
Результаты исследования уровня развития навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи показывают, что у детей данной категории выявлены низкий (33,3%), недостаточный (44,4%) и удовлетворительный (22,2%) уровень развития. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются сложности в установлении последовательности изображений, многие дети поняли смысл серии только после разбора деталей каждого изображения с использованием наводящих вопросов и указанием на отдельные предметы и действия. Большинство детей заменяли рассказ перечислением действий, изображенных на картинках. Выявлено, что для высказываний детей данной категории характерны: нарушение связности и последовательности изложения, пропуски важнейших смысловых моментов и деталей, низкий уровень фразовой речи, используемой при рассказе. Проведенное исследование позволило сделать вывод о недостаточной сформированности навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Таким образом, обобщая материал, можно сделать вывод, что дошкольники с общим недоразвитием речи имеют особенности развития навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок, а именно:
- сложности в установлении правильной последовательности картинок из одной серии;
- сложности в определении связей между картинками при составлении рассказа;
- значительная бедность словарного запаса;
- редкое применение в речи распространенных предложений;
- использование простых форм предложений при рассказе;
- активное использование помощи педагога в виде вспомогательных вопросов и дополнительных указаний на существенные признаки, предметы и действия, изображенные на картинке серии.
В результате выявления специфических особенностей развития навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок, нами был сделан вывод о необходимости проведения логопедической работы по обучению рассказыванию по серии картинок дошкольников. С этой целью был разработан и апробирован комплекс логопедических занятий по обучению рассказу по серии сюжетных картинок дошкольников с общим недоразвитием речи средствами информационно-
коммуникационных технологий.
Комплекс логопедических занятий состоит из 8 занятий. Длительность занятий в 35 минут - под-групповые и 20 минут - индивидуальные с периодичностью 2 раза в неделю подгрупповые и 1 раз в неделю - индивидуальное. При разработке данного комплекса занятий мы опирались на труды И.Н. Лебедевой, Т.А. Ткаченко и В.П. Глухова. Комплекс логопедических занятий подразумевает
работу с двумя сериями сюжетных картинок: «Снеговик» и «Светофор». По каждой серии картинок было проведено по 3 занятия и 2 последних занятия направлены на обобщение и закрепление навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Первое занятие комплекса - подготовительное. Цель данного занятия - обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме. Главная роль на этом занятии отводилась наглядному методу, представленному с помощью средств информационно-коммуникационных технологий. Мотивация на занятии создавалась с помощью игрового момента, игровой ситуации. Рассказ логопеда сопровождался большим количеством наглядности, которая была представлена на экране ноутбука в виде видеоматериалов и анимированной презентации, которой дети могли самостоятельно управлять с помощью мыши.
Второе занятие - по обучению дошкольников составлению рассказа по серии сюжетных картин средствами информационно-коммуникационных технологий с беседой по каждой из картин одной серии, установлением связи между ними, определением единой сюжетной линии, главных героев, и составлением коллективного рассказа по данной серии. По каждой сюжетной картине была проведена беседа, чтобы лучше понять содержание картины, подготовиться к самостоятельному рассказу. Ответы на все вопросы логопеда выделялись цветом на слайде презентации, что позволяло акцентировать внимание детей на той или иной детали изображения.
Третье занятие по одной серии картинок предполагает индивидуальную форму проведения для детей, у которых возникали сложности в составлении рассказа на подгрупповых занятиях. Цель данного занятия - самостоятельное составление рассказа по данной серии. На данном занятии дошкольнику предлагалось прослушать записанную на диктофон аудиозапись составленного им рассказа с последующим самостоятельном анализом и исправлением имеющихся ошибок.
Для повышения эффективности коррекционно-го обучения при проведении занятий по разработанному логопедическому комплексу с учетом законо-
мерностей и особенностей развития детей с общим недоразвитием речи применялись средства информационно-коммуникационных технологий, а именно: анимированные презентации, видео-и аудио материалы. Вся логопедическая работа осуществлялась с помощью следующих технических средств: ноутбук, компьютерная мышь, устройства для ввода и вывода звуковой информации (диктофон, колонки). Использование ИКТ в логопедической работе позволило представить информацию на экране компьютера в игровой форме, что вызвало у детей огромный интерес, повысило мотивацию к выполнению упражнений и заданий на занятии [4].
После проведения логопедической работы с использованием разработанного нами комплекса занятий по обучению рассказу по серии сюжетных картинок дошкольников с ОНР средствами информационно-коммуникационных технологий у большинства детей не возникло трудностей в составлении рассказа. Повысился процент удовлетворительного уровня развития данного навыка до 66% и появился хороший уровень развития - 34%. Дошкольники после проведенной работы при составлении рассказа стали минимально использовать простые формы предложений, основу их рассказов стали составлять распространенные предложения. Практически все дети смогли самостоятельно выполнить задание по составлению рассказа по серии картинок не используя помощи педагога в виде вспомогательных вопросов и дополнительных указаний на существенные признаки, предметы и действия.
Таким образом, комплекс логопедических занятий по обучению рассказу по серии сюжетных картинок дошкольников с ОНР III уровня средствами информационно-коммуникационных технологий оказался эффективным при работе с детьми данной категории. Он способствовал развитию внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления; обогащению словаря и формированию грамматического строя речи детей в процессе работы с сюжетной картинкой; формированию связной речи; формированию умений и навыков по составлению рассказа по серии сюжетных картинок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - Изд. 2-е. - М. : Просвещение, 2004. - 345 с.
3. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. -М. : Эксмо, 2011. - 288 с.
4. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений, специалистов метод. и ресурс. центров, работников органов управления образованием / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 123 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. - М. : Просвещение, 2014. - 28 с.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 180_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291
REFERENCES
1. Volkova, L.S. Logopedija: uchebnik dlja studentov defektol. fak. ped. vuzov [Speech Therapy]. In Volkovoj L.S. (eds.). Moscow: VLADOS, 1998. 680 p.
2. Gluhov V.P. Formirovanie svjaznoj rechi detej doshkol'nogo vozrasta s obshhim rechevym nedorazvitiem [The speech formation in preschool children with general speech underdevelopment]. Moscow: Prosveshhenie, 2004. 345 p.
3. Zhukova N.S., Mastjukova E.M., Filicheva T.B. Logopedija. Osnovy teorii i praktiki [Speech Therapy. Fundamentals of Theory and Practice]. Moscow: Jeksmo, 2011. 288 p.
4. Komarova T.S., Komarova I.I., Tulikov A.V. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v doshkol'nom obrazovanii: posobie dlja pedagogov doshk. uchrezhdenij, specialistov metod. i resurs. centrov, rabotnikov organov upravlenija obrazovaniem [Information and communication technologies in preschool education]. Moscow: Mozaika-Sintez, 2011. 123 p.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj deracii ot 17 okt. 2013 g. № 1155 [Learning Standard of preschool education]. Moscow: Prosveshhenie, 2014. 28 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Н.Н. Рукавишникова, студент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected].
Е.В. Хмелькова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2966-9878. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
N.N. Rukavishnikova, Student of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected].
E.V. Khmelkova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2966-9878.
УДК 376
Виктория Вячеславовна Сарьянова
г. Тюмень Надежда Ивановна Отева г. Тюмень Анна Ивановна Березенцева
г. Тюмень
Изучение развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития
У детей с задержкой психического развития отмечаются различные нарушения речи.
Целью статьи является анализ результатов изучения развития лексики у детей с задержкой психического развития.
Научная новизна исследования состоит в том, что рассмотрены особенности лексического словаря дошкольников с ЗПР и апробирована методика И.Д. Коненковой «Обследование речи дошкольников с ЗПР. Изучение лексического развития».
Практическая значимость: проведён сравнительный анализ лексического развития речи дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с нормой речевого развития. У детей с ЗПР выявлены следующие особенности: очень низкая познавательная активность, преобладание замены и наложения суффиксов при образовании притяжательных прилагательных, затруднения для подбора соответствующего слова, игнорирование менее выраженных черт при характеристике предмета; бедность пассивного и активного словаря, неточность предметного и глагольного словаря, трудности при актуализации словаря, частое использование неологизмов.
Ключевые слова: развитие лексики, задержка психического развития, дошкольники.
Viktoriai Vyacheslavovna Saryanova
Tyumen Nadezda Ivanovna Oteva
Tyumen
Anna Ivanovna Berezentseva
Tyumen
The vocabulary development study in children with mental disorders
The purpose of the article is to analyze the results of studying the vocabulary development in children with mental disorders.
The scientific novelty of the research consists in the fact that the features of the lexical dictionary of preschoolers with mental disorders are considered and the method of I. D. Konenkova «Speech examination of preschoolers with mental disorders is tested. Study of lexical development».