СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Е.В. Шлякова, кандидат технических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин, ФГКВОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт», г. Омск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1069-577Х.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
E.V. Shlyakova, Ph. D. in Technical Sciences, Associate Professor of Physical and Mathematical Disciplines, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1069-577Х.
УДК 376
Ксения Алексеевна Яцышина
г. Тюмень
Елена Владимировна Пащенко г. Тюмень Надежда Ивановна Отева
г. Тюмень
Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Среди дошкольников с речевыми нарушениям около 40 % детей имеют общее недоразвитие речи. У данной категории детей отмечаются трудности в формировании и развитии мыслительных операций и действий.
Акцент в исследовании авторами сделан на изучение речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Научная новизна исследования состоит в том, что рассмотрены специфические особенности речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня: низкий уровень словарного запаса, лексические трудности в назывании частей предметов, сложных глаголов, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных, грамматические ошибки в употреблении предлогов, в построении предложений; невозможность повторения ряда слов близких по звучанию; трудности в рассказе по памяти и творческом пересказе.
Практическая значимость: определены основные направления коррекционной работы по развитию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня; описано содержание этапов технологии коррекционной работы по развитию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: речемыслительная деятельность, общее недоразвитие речи III уровня, дошкольники.
Ksenia Alekseevna Yatsyshina
Tyumen
Elena Vladimirovna Pashchenko
Tyumen
Nadezda Ivanovna Oteva
Tyumen
The speech activity research of preschool children with speech underdevelopment of III level
Among preschoolers with speech disorders, about 40 % of children have a general underdevelopment of speech. This category of children has difficulties in forming and developing mental operations and actions.
The authors' research focuses on the study of speech-thinking activity of preschool children with general speech underdevelopment of III level.
The scientific novelty of the research consists in the fact that we have examined the specific features of speech activity of preschool children with general speech underdevelopment of III level. They are: low level of vocabulary, lexical difficulties in naming parts of objects, complex verbs, prefixes, antonyms, relative adjectives, grammatical mistakes in the use of prepositions, in the construction of sentences; the inability to repeat a number of words similar in sound; difficulties in telling a story from memory and creative retelling.
Practical significance: the main directions of correctional work on the development of speech activity of preschool children with general speech underdevelopment of III level are defined; the content of the stages of technology of correctional work on the development of speech activity of preschool children with general speech underdevelopment is described.
Keywords: speech activity, general underdevelopment of speech of III level, preschool children.
Одной из актуальных психолого-педагогических проблем является проблема речевого развития ребенка. Возрастным этапом, сензи-
тивным для становления и развития речи, выступает дошкольный возраст. Своевременное формирование речи является предиктором успешности
учебной деятельности ребенка, его интеллектуального, социального и личностного развития.
Исследованиям речемыслительной деятельности дошкольников посвящены труды П.М. Алексеева, Т.В. Ахутиной, О.Н. Барсуковой, Л.С. Волковой, В.П. Глухова, В.Е. Гольдина, Н.П. Ерастова, Е.Е. Китик, А.А. Люблинской, Т.Б. Филичевой и других авторов. Данные исследователи отмечают, что на современном этапе развития общества ежегодно увеличивается число детей дошкольного возраста с нарушениями речи, что связано с экологическими, социальными факторами, с особенностями перинатального развития ребенка, с родовыми травмами и с наличием хронических заболеваний. По состоянию на 01.01.2019 года дошкольники с общим недоразвитием речи составляют около 40% среди детей с речевыми нарушениями [7].
Общее недоразвитое речи сопровождается негативными изменения в формировании звуковых и смысловых компонентов речевой системы, при первично сохранном интеллекте и отсутствии нарушений функций слуховых анализаторов [2].
О.Н. Барсукова отмечает, что дети с общим недоразвитием речи, несмотря на сохранность интеллекта, имеют нарушения развития словесно-логического мышления, имеют трудности в формировании и развитии мыслительных операций и действий: анализе, синтезе, обобщении, сравнении, классификации. У данных детей пассивный словарный запас значительно преобладает над активным, их речевое развитие является спонтанным и характеризуется преобладанием предметного словаря [2].
Т.Б. Филичева отмечает, что диагноз «общее недоразвитие речи» ставится ребенку только после 3-4 лет, и называет четыре уровня ОНР.
У детей с первым уровнем общего недоразвития речи практически полностью отсутствует речь, его активный словарь крайне беден, часто присутствует лепет, используются мимика и жесты, сложные слова сокращены, что свидетельствует о несформированности фонематического слуха.
У детей со вторым уровнем общего недоразвития речи, в отличие от детей с ОНР первого уровня, в речи постоянно присутствуют общеупотребительные слова, заметно начало формирования грамматической связи между словами.
У детей с третьим уровнем общего недоразвития речи нарушены грамматический строй, фонематическое развитие речи, при этом их экспрессивная речь достаточно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас. Однако, речь детей с ОНР третьего уровня является несвязной, окружающие крайне плохо понимают смысл произнесенных ребенком фраз, такой ребенок заменяет одни звуки другими, ему не известны малоупотребительные слова, у ребенка имеются ошибки при произнесении «трудных» слов, имеются проблемы в классификации объектов, анализе и синтезе.
У детей с четвертым уровнем общего недоразвития речи имеются отдельные незначительные речевые проблемы, однако, они нарушают процесс овладения ребенка навыками письма и чтения [9].
Следует отметить, что наибольшее количество детей дошкольного возраста в группах с ОНР - это дети, имеющие третий уровень общего недоразвития речи.
H.В. Ростовская отмечает, что дети с общим недоразвитием речи третьего уровня имеют специфические особенности мышления. Для их анализа обратимся к определению данного термина.
В терминологических словарях по психологии мышление рассматривается как когнитивный процесс, представляющий высший уровень познавательной и творческой, активности человека, связанной с решением множества разных задач. В дошкольном возрасте развиваются следующее типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое [7].
Ученые отмечают, что взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления образуют свидетельствуют об общих закономерностях развития речемысли-тельной деятельности у дошкольников. При исследовании речемыслительной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня выявлены особенности, связанные с системным недоразвитием речи, в первую очередь, и с нарушением мышления, во вторую очередь. У детей с ОНР III уровня недостаточно сформирована внутренняя речь в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот [5].
Основными особенностями речемыслитель-ной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня являются:
I. Словарный запас к 5-летнему возрасту в количестве 2,5-3 тысяч слов.
2. Наличие лексических трудностей, связанных со знанием и называнием: частей предметов, сложных глаголов, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных.
3. Ошибки в грамматическом строе: в употреблении предлогов, в построении предложений.
4. Фонетические ошибки: неверное произношение звуков, близких по звучанию, искажение слоговой структуры слов и звуконаполняемость слов, невозможность повторения ряда слов близких по звучанию.
5. Трудность в рассказе по памяти.
6. Трудности в творческом пересказе [8].
Таким образом, анализ основных особенностей речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня позволяет заключить, что основными задачами психолого-педагогической работы с данной категорией детей являются:
- создание условий для развития и совершенствования у детей связной речи;
- содействие практическому усвоению лексических и грамматических средств языка;
- создание условий для формирования правильного произношения;
- создание условий для развития мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации и других;
- подготовка к освоению образовательной программы дошкольного и начального образования [8].
Деятельность по развитию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня базируется на принципе взаимосвязи умственного и речевого развития детей, принципе необходимости организации взаимосвязанной работы над развитием различных сторон мышления и речи, принципе развития речи как целостного образования, принципе формирования элементарного осознания языковых явлений, принципе обеспечения активной речевой практики, принцип учета учет последовательности изучения лексического материала [3].
Основными направлениями психолого-педагогической работы по развитию речемысли-тельной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня являются:
1. Развитие звуковой стороны речи, развитие фонематических процессов, формирование навыков синтеза слого-звукового состава слова и коррекция дефектов речи.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: расширение словарного запаса, развитие навыков словообразования, развитие навыков построения грамматически правильных предложений.
3. Формирование связной речи и развитие словесно-логического мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие свойств психических познавательных процессов: произвольность, устойчивость и переключение внимания, развитие памяти, развитие творческого мышления, развитие воображения, развитие навыков самоконтроля поведения и деятельности, и саморегуляции эмоционального состояния, развитие познавательной активности, развитие произвольности общения.
6. Формирование предпосылок учебной деятельности.
7. Развитие аналитических способностей.
8. Развитие социальных компетенций [6].
Технология психолого-педагогической работы по развитию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня включает следующие этапы:
1. Диагностический этап.
2. Этап коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи.
3. Этап коррекции нарушений лексико-грамматических средств языка.
4. Этап коррекции нарушений развития связной речи и словесно-логического мышления.
5. Прогностический этап.
На диагностическом этапе изучаются индивидуальные особенности речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Для этого используются различные формы и методы: тестирование с использованием дидактического материала (серии картинок, карточки, блоки), наблюдение за ребенком, беседа, анализ продуктов деятельности.
На этапе коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи применяются игровые упражнения, артикуляционная гимнастика, организуются занятия с использованием картинок-действий, сюжетных карточек, дети составляют рассказы-описания, пересказывают сказки, тексты, заучивают короткие стихотворения.
Н этапе коррекции нарушений лексико-грамматических средств языка используются занятия логоритмикой, мнемотехника, упражнения.
На этапе коррекции нарушений развития связной речи и словесно-логического мышления применяются упражнения и игры, направленные на развитие внимания, мышления, воображения, памяти, арт-терапевтические методы, мнемотехника, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
На прогностическом этапе осуществляется мониторинг изменения речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня и определяются направления дальнейшей работы с ребенком [6].
Л.Я. Кашапова отмечает необходимость организации психолого-педагогической работы с родителями ребенка с ОНР III уровня, так как преодоление и коррекция проблем дошкольника решается совместными усилиями семьи и дошкольной образовательной организации. Автор включает в программу работы индивидуальные и фронтальные консультации, семинары-практикумы, родительские всеобучи, семинары, круглые столы, конкурсы, выставки творческих работ [4].
Е.Ф. Архипова предлагает следующие методические рекомендации по организации работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в условиях дошкольного образовательного учреждения:
- необходимость создания в группе предметно -развивающей среды;
- необходимость создания естественной речевой среды;
- сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы с детьми;
- координация совместных усилий логопеда, дефектолога и воспитателя группы;
- систематичность деятельности;
- необходимость взаимодействия с семьей ребенка с общим недоразвитием речи 3 уровня;
- программа работы с ребенком должна быть построена в соответствии со структурой речевого нарушения и учитывать индивидуальные особенности ребенка;
- необходимость организации мониторинга изменений речемыслительной деятельности дошкольников, фиксация полученных результатов и корректировка программы работы с ребенком в соответствии с полученными данными [0].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из актуальных психолого-
педагогических задач является поиск путей и способов коррекции нарушений речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Словесно-логическое мышление развивается на протяжении длительного времени, однако, начало его развития приходится на период дошкольного детства, и от того, на каком уровне оно будет находиться, зависит развитие психических познавательных процессов и эффективность будущей учебной деятельности ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи [Текст] / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2017. - № 1. - С. 38-44.
2. Барсукова, О.Н. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи [Текст] / О.Н. Барсукова // Вестник науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 11-14.
3. Горонина, Т.П. Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии [Текст] / Т.П. Горонина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - № 4. - С. 49-51.
4. Кашапова, Л.Я. Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня [Электронный ресурс] / Л.Я. Кашапова // Наша сеть : соц. сеть работников образования. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/04/28/organizatsiya-vzaimodeystviya-uchitelya-logopeda-i-roditeley-detey. - 30.04.2020.
5. Коналыхина, Л.И. Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный ресурс] / Л.И. Коналыхина // Сайт детского сада № 3 г. Лебедянь. - Режим доступа: http://lebds3.org.ru/index.php/konsultatsii/867-razvitie-myshleniya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr. - 29.04.2020.
6. Крысанова, Т.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста с ОНР III уровня речевого развития [Электронный ресурс] / Т.Л. Крысанова // Инфоурок : образоват. портал. - Режим доступа: https://infourok.ru/korrekcionnologopedicheskaya-rabota-s-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-onr-iii-urovnya-1238897.html. - 30.04.2020.
7. Ростовская, Н.В. Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] /
H.В. Ростовская // Молодой ученый. - 2018. - № 20. - С. 80-83.
8. Сяткина, О.Е. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи III уровня [Электронный ресурс] / О.Е. Сяткина // Наша сеть : соц. сеть работников образования. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/04/10/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-s-obshchim-nedorazvitiem. - 29.04.2020.
9. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие / Т.Б. Филичева. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 244 с.
REFERENCES
I. Arhipova E.F. Esli u rebenka obshhee nedorazvitie rechi [If the child has a general speech underdevelopment]. Sovremen-noe doshkol'noe obrazovanie: teorija i praktika [Modern Preschool Education: Theory and Practice], 2017, no. 1, pp. 38-44.
2. Barsukova O.N. Korrekcionnaja rabota s det'mi, imejushhimi obshhee nedorazvitie rechi [Correctional work with children with a general speech underdevelopment]. Vestniknauki i obrazovanija [Bulletin of science and education], 2015, no. 1, pp. 11-14.
3. Goronina T.P. Kompleksnyj podhod k formirovaniju rechemyslitel'noj dejatel'nosti doshkol'nikov s obshhim nedorazviti-em rechi pri dizartrii [An integrated approach to the formation of speech-thinking activity of preschoolers with a general speech underdevelopment in dysarthria]. Voprosy doshkol'noj pedagogiki [Questions of preschool pedagogy], 2018, no. 4, pp. 49-51.
4. Kashapova L.Ja. Organizacija vzaimodejstvija uchitelja-logopeda i roditelej detej s obshhim nedorazvitiem rechi III urovnja [Elektronnyi resurs] [Organization of interaction of a speech therapist and parents of children with a general underdevelopment of speech of III level]. Nasha set': soc. set' rabotnikov obrazovanija [Our network]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/04/28/organizatsiya-vzaimodeystviya-uchitelya-logopeda-i-roditeley-detey (Accessed 30.04.2020).
5. Konalyhina L.I. Razvitie myshlenija u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s ONR [Elektronnyi resurs] [The development of thinking in older preschool children with general speech underdevelopment]. Sajt detskogo sada № 3 g. Lebedjan' [Site of kindergarten No. 3 of Lebedyan]. URL: http://lebds3.org.ru/index.php/konsultatsii/867-razvitie-myshleniya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr (Accessed 29.04.2020).
6. Krysanova T.L. Korrekcionno-logopedicheskaja rabota s det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta s ONR III urovnja rechevogo razvitija [Elektronnyi resurs] [Correctional and logopedic work with children of primary school age with general underdevelopment of speech of III level]. Infourok: obrazovat. portal [Info-lesson]. URL: https://infourok.ru/korrekcionnologopedicheskaya-rabota-s-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-onr-iii-urovnya-1238897.html (Accessed 30.04.2020).
7. Rostovskaja N.V. Osobennosti myshlenija u starshih doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi [Peculiarities of thinking in senior preschoolers with general speech underdevelopment]. Molodoj uchenyj [YoungScientist], 2018, no. 20, pp. 80-83.
8. Sjatkina O.E. Osobennosti rechevogo razvitija detej s obshhim nedorazvitiem rechi III urovnja [Elektronnyi resurs] [Peculiarities of speech development in senior preschoolers with general speech underdevelopment of III level]. Nasha set': soc. set' rabotnikov obrazovanija [Our network]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/04/10/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-s-obshchim-nedorazvitiem (Accessed 29.04.2020).
9. Filicheva T.B. Ustranenie obshhego nedorazvitija rechi u detej doshkol'nogo vozrasta: prakt. posobie [Elimination of general speech underdevelopment in preschool children]. Moscow: Ajris-Press, 2008. 244 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
К.А. Яцышина, студент, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected].
Е.В. Пащенко, аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Институт педагогики и психологии, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7760-6751.
Н.И. Отева, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1165-1012. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
K.A. Yatsyshina, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected]. E.V. Pashchenko, Graduate Student, Instructor, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7760-6751.
N.I. Oteva, Senior Lecturer, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Postgraduate Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1165-1012.