Научная статья на тему 'Использование народного фольклора в коррекции речи дошкольников с задержкой психического развития'

Использование народного фольклора в коррекции речи дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1263
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО / DEVELOPMENT / SPEECH DISORDERS / MENTAL DEVELOPMENT / FOLK ART / VERBAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фуреева Елена Павловна, Малкова Татьяна Петровна, Зубкова Вера Петровна

В статье рассматривается проблема недоразвития речи дошкольников с задержкой психического развития; описаны недостатки речевого развития этой группы детей. Представлено обоснование необходимости совершенствования коррекционной работы и поиска эффективных методов коррекции недоразвития речи детей с задержкой психического развития. Делается вывод о том, что использование произведений фольклора помогает обогатить их словарь и сформировать готовность к восприятию произведений русской народной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фуреева Елена Павловна, Малкова Татьяна Петровна, Зубкова Вера Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE PEOPLE''S FOLKLORE IN THE CORRECTION OF THE SPEECH OF PRESCHOOLS WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

The article deals with the problem of underdevelopment of speech of preschool children with a delay in mental development, describes the shortcomings of the speech development of this group of children. The rationale for the need to improve correctional work and to find effective methods for correcting the underdevelopment of children's speech with a delay in mental development is presented. The author concludes that the use of works of folklore helps enrich the vocabulary and create readiness to perceive the works of Russian folk literature.

Текст научной работы на тему «Использование народного фольклора в коррекции речи дошкольников с задержкой психического развития»

УДК 376

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Е.П. Фуреева, Т.П. Малкова, В.П. Зубкова

Аннотация. В статье рассматривается проблема недоразвития речи дошкольников с задержкой психического развития; описаны недостатки речевого развития этой группы детей. Представлено обоснование необходимости совершенствования коррекционной работы и поиска эффективных методов коррекции недоразвития речи детей с задержкой психического развития. Делается вывод о том, что использование произведений фольклора помогает обогатить их словарь и сформировать готовность к восприятию произведений русской народной литературы.

Ключевые слова: развитие, речевые нарушения, психическое развитие, народное творчество, словесное творчество.

USE OF THE PEOPLE'S FOLKLORE IN THE CORRECTION OF THE SPEECH OF PRESCHOOLS WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

E. Fureeva, T. Malkova, V. Zubkova

Abstract. The article deals with the problem of underdevelopment of speech of preschool children with a delay in mental development, describes the shortcomings of the speech development of this group of children. The rationale for the need to improve correctional work and to find effective methods for correcting the underdevelopment of children's speech with a delay in mental development is presented. The author concludes that the use of works of folklore helps enrich the vocabulary and create readiness to perceive the works of Russian folk literature.

Keywords: development, speech disorders, mental development, folk art, verbal creativity.

Одним из важных аспектов современной коррекционной педагогики является преодоление задержки психического развития (ЗПР). Это объясняется тем, что количество детей с этой формой психического дизонтогенеза неуклонно увеличивается, и специальные педагоги (дефектологи, учителя-логопеды, специальные психологи) испытывают некоторые трудности при обучении и воспитании данной категории детей.

Речь является одной из центральных психических функций, которая оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и способом познания действительности и выполняет функции общения и эмоционального самовыражения.

В дошкольном возрасте дети усваивают родной язык, у них формируются фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи [4]. Усвоение родного языка в дошкольном детстве решает многие задачи дальнейшего обучения и воспитания детей.

Основная цель работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении - воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической

правильности речи, развитие связной речи.

Речь детей с задержкой психического развития имеет некоторое своеобразие. Она вполне удовлетворяет потребности

повседневного общения, но дети с ЗПР не умеют грамотно выражать свои мысли, речь их отличается отсутствием логики, ясности, выразительности. Их лексический запас невелик, они не всегда верно используют грамматические конструкции. Речь детей с ЗПР формируется и развивается значительно медленнее и имеет более широкий спектр недостатков. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре речевого дефекта могут выступать как первичные, так и вторичные нарушения. Наблюдается вариативность нарушения языковых средств [3]. К числу наиболее распространенных недостатков относятся нарушения звукопроизношения, нарушения импрессивной и экспрессивной речи. У дошкольников с ЗПР недостаточно дифференцировано слуховое восприятие, и они затрудняются различать смысл отдельных слов, оттенки речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения грамматического строя речи, наличие аграмматизмов. Во многих случаях недостатки речи у детей с ЗПР свидетельствуют о наличие речевого недоразвития. Нарушения

звукопроизношения встречается часто. Причинами этого могут быть аномалии строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка, недостатки строения твердого неба, дефекты строения зубного ряда, недоразвитие речевой моторики [5].

Нарушения фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР проявляются в трудностях различения и противопоставления звуков, в нарушении фонематического анализа и синтеза. Недостатки анализа и синтеза часто сохраняются достаточно долго и неблагоприятно влияют на овладение чтением и письмом в начальной школе. У детей данной группы отмечается недоразвитие лексической стороны речи. Это выражается в том, что словарный запас беден и неточен. Это можно объяснить ограниченностью представлений об окружающем мире, трудностью понимания явлений и закономерностей окружающего мира. Так, например, дети не могут назвать детенышей животных, профессии людей и т.д.

Дети с ЗПР слабо владеют обобщающими понятиями. Процесс овладения обобщающими понятиями связан с умением обобщать предметы на основе сопоставления их существенных признаков. Это вызывает у дошкольников с ЗПР затруднения, поэтому в их активном словаре преобладают слова конкретного значения. В связи с недоразвитием познавательной деятельности, процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения у детей с ЗПР задерживается процесс словообразования. Они допускают много ошибок при образовании уменьшительно-ласкательных значений,

относительных прилагательных. Дети также допускают ошибки при произнесении существительных в разных падежах (копают лопатом, мешают ложком).

Уровень связной речи дошкольников с задержкой психического развития тоже отстает от уровня развития речи детей с нормальным темпом развития. Пересказы сказок, рассказов являются наиболее доступной формой речевой деятельности для детей с ЗПР, хотя и при этом виде рассказывания они все равно испытывают трудности. Дети уменьшают объем текста, нарушают связи между частями, делают повторы, паузы. Рассказ по сюжетным рисункам у них значительно ниже по качеству рассказов детей с нормальным темпом развития. Большинство детей с ЗПР не понимают связи между отдельными персонажами рисунка, не устанавливают причины и следствия поступков персонажей, поэтому пересказывают содержание ситуативно. Можно сделать вывод, что у

дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в программировании текста, неумение на языковом уровне воспроизвести замысел. Широкая распространенность речевого недоразвития у детей с ЗПР определяет необходимость поиска новых методов коррекционной работы. Поэтому мы решили провести экспериментальное исследование и, определить, как использование народного фольклора повлияет на результаты коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития. Научная новизна проводимого исследования заключается в определении речевого развития дошкольников с ЗПР при использовании фольклора как средства расширения лексического запаса на коррекционных логопедических занятиях, а также дополнении методики работы по развитию словарного запаса и речевого развития в целом.

Дети дошкольного возраста хорошо воспринимают народный фольклор, так как он ярок и выразителен. Народный фольклор несет в себе эмоциональный заряд, вызывая у детей яркие запоминающиеся эмоции. А это является важным фактором в коррекционной работе с детьми, страдающими ЗПР. Поэтому в работе дефектолога и учителя-логопеда можно активнее использовать возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование эмоций, воображения и речи.

Русские народные песенки, потешки, прибаутки, загадки развлекают и развивают ребенка, создают у него яркое, радостное настроение. Сказки способствуют развитию психических процессов и эмоций ребенка с ЗПР. Сказки подготавливают детей адекватно воспринимать окружающий мир. Простота и лаконичность народного творчества помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления недоразвития речи у детей с ЗПР. Народный фольклор используется в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста, потому что близок пониманию детей. Фольклорный материал легко запоминается и способствует не только речевому развитию, но и развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Знакомство с произведениями народного фольклора обогащает внутренний мир ребенка, его чувства, формирует отношение к окружающему, а также играет неоценимую роль в развитии речи, психических процессов и всестороннем развитии.

Широкое применение произведений словесного фольклорного творчества русского

народа в жизни детей с ЗПР позволяет им приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, в театрализованных и сюжетных играх. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие работы артикуляционного аппарата. Работа не должна проводиться скучно, по шаблону. Необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать интерес [2].

Основными жанрами народного фольклора являются потешки, заклички, считалки, пословицы и поговорки, загадки, сказки и др. Данный материал использовался при изучении разных лексических тем (овощи, фрукты,

перелетные и зимующие птицы, дикие и домашние животные и т.д.).

Фольклорный материал использовался во всех видах занятий, в режимных моментах, в процессе наблюдений на прогулках, в процессе проведения специальных игр по развитию речи, в процессе проведения досуга [1]. Таким образом, произведения народного фольклора

использовались почти ежедневно.

При подведении итогов было проведено изучение результативности нашего эксперимента. Результаты представлены в следующей таблице (НС - уровень ниже среднего, С - средний уровень, В - высокий уровень).

Таблица 1. - Изучение результативности использования фольклора в коррекционной работе как средства расширения лексического запаса детей с ЗПР

дети экспериментальная группа до экспериментальная группа после

коррекционной работы коррекционной работы

Ира К. НС С

Вера Д. НС С

Петя Ч. НС С

Иван В. НС В

Дина С. НС В

Саша П. С В

Гена А. С В

Ника А. НС С

Витя П. НС С

Алик С. С В

Из таблицы видно, что у 70% детей до проведения коррекционной работы словарь был на уровне ниже среднего, 30% детей показали средний уровень. После проведения коррекционной работы, в которой часто использовался народный фольклор, у 50% детей уровень словаря поднялся до среднего уровня, 50% детей показали высокий уровень.

На основании полученных результатов можно говорить об эффективности использования произведений народного творчества в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР. Динамика обучения показала, что, использование произведений народного фольклора в процессе коррекционной работы значительно расширило словарь детей,

положительно повлияло на весь процесс развития их речи. Процесс коррекционного обучения вызывал у детей интерес и привлекал их своей новизной. Результаты коррекционно-логопедического обучения с использованием фольклора свидетельствуют о положительной динамике развития речи детей

экспериментальной группы. Можно сделать вывод о том, что со временем у детей будут формироваться внутренняя готовность к восприятию произведений русской народной литературы и закрепляться знания произведений народного творчества. Хорошо развитая речь и формирование психических процессов в дальнейшем будут способствовать успешному обучению в школе.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие / Т.В. Буденная. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. - 64 с.

3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения; под ред. С.Г. Шевченко. - М., АРКТИ, 2001. - 224 с.

4. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С.

Волкова; под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с.

5. Фуреева Е.П. Развитие творческого воображения как средство оптимизации коррекции

недоразвития речи у шестилетних детей с задержкой психического развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Фуреева Елена Павловна. - 2000.

Сведения об авторах:

Фуреева Елена Павловна (г. Волгоград, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail:fura54@mail.ru

Малкова Татьяна Петровна (г. Волгоград, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail: tatiana_malkova@mail.ru

Зубкова Вера Петровна (г. Волгоград, Россия), старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail: vera_zubkova@mail.ru

Data about the authors:

E. Fureeva (Volgograd, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology of the Volgograd State Social and Pedagogical University, e-mail: fura54@mail.ru

T. Malkova (Volgograd, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology of the Volgograd State Social and Pedagogical University, e-mail: tatiana_malkova@mail.ru

V. Zubkova (Volgograd, Russia), Senior Lecturer, Special Pedagogy and Psychology Department, Volgograd State Social and Pedagogical University, e-mail: vera_zubkova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.