УДК 159
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА
СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
C ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Ж.И. Журавлева
Аннотация. В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы и проведенных экспериментальных исследований представлена характеристика и особенности проявления социально-личностного компонента словесного творчества старших дошкольников с задержкой психического развития. Выявлены незрелость мотивации, эмоционально-волевой регуляции, недостаточная самостоятельность, находчивость и речевая активность, что обусловлено биологическими и социальными причинами и приводит к недоразвитию словесно-творческой деятельности.
Ключевые слова: словесное творчество, социально-личностный компонент, задержка психического развития, социокультурное становление личности.
THE SPECIFICITY OF SOCIO-PERSONAL COMPONENT
OF VERBAL CREATIVITY OF THE SENIOR PRESCHOOL
CHILDREN WITH PSYCHIC DEVELOPMENT RETARDATION
Zh. Zhuravleva
Abstract. In the article on the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature and experimental research presents the characteristics and the features of socio-personal component of verbal creativity of 6-year-old children with psychic development retardation. The author revealed the immaturity of motivation, emotional regulation, lack of independence, resourcefulness and speech activity; this is caused by biological and social reasons and leads to underdevelopment of verbal creative activity.
Keywords: verbal creativity, social-personal component, psychic development retardation, sociocultural formation of personality.
Для ребенка дошкольного возраста словесное творчество является самым сложным видом творческой деятельности, который требует взаимодействия ряда психических функций и развития воображения как важнейшего психического
новообразования, и основы творчества. Анализ научной психолого-педагогической
литературы по проблеме словесно-творческой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) показал, что вопросы психологических составляющих словесного творчества детей с задержкой психического развития (ЗПР), их взаимосвязи и взаимообусловленности целенаправленно не изучались. Творчество дошкольников с ОВЗ было предметом обсуждения в научных исследованиях, посвященных вопросам изобразительной деятельности умственно отсталых
дошкольников и детей с ЗПР; развития воображения детей с ЗПР в театрализованной деятельности; выражения творчества детей с ЗПР в игровой деятельности; творчества как средства коррекции недоразвития речи у детей с ЗПР; развития художественно-творческого компонента личности детей с проблемами как составляющего социокультурного развития; формирования словесного творчества у
старших дошкольников с ЗПР [3;4;6;7;9]. В этих работах подчеркивается слабость функции воображения и творчества, взаимообусловленность творческих
проявлений и уровня развития речи, типа задержки психического развития. Однако все авторы отмечают, что при целенаправленном обучении через разные виды художественной, игровой деятельности у дошкольников с ЗПР формируется самостоятельная творческая активность, развивается воображение, а способы творческого действия могут достигнуть уровня возрастной нормы.
Выявление потенциальных возможностей дошкольников с ЗПР в словесно-творческой деятельности способствует развитию их коммуникативных навыков,
совершенствованию связной речи, повышению речевой активности, воспитанию языкового чутья. В свою очередь это обуславливает активное функционирование ребенка в социуме, культуре, формирует у него такие личностные качества, как самостоятельность, уверенность, находчивость и создает условие для социокультурного развития личности.
В своем исследовании мы исходили из понимания полифункциональной
направленности и социокультурной функции искусства - «освоение мира и развитие
личности», проявляющейся у детей с ОВЗ [6; 10]. При рассмотрении словесного творчества дошкольников с ЗПР мы опирались на положение Л.С. Выготского о том, что для знакомства и погружения ребенка с ограниченными возможностями в культуру необходимы специально созданные культурные формы, для того чтобы осуществить его культурное развитие [1, с.23]. Наше исследование также определили положения о взаимодействии воображения и творчества, конкретных путях формирования творческой личности в литературной, театральной, изобразительной деятельности; о деятельностном подходе; о влиянии среды (в том числе художественной) с позиции социально-личностного развития личности; о закономерности взаимодействия воображения и речи [1;2;3;4;5;6;7].
Как единый творческий процесс словесное творчество состоит из социально-личностного и операционально-деятельностного
компонентов, проявляющихся у дошкольников как с ОВЗ, так и у их нормально развивающихся сверстников [3;4;6].
Социально-личностный компонент
словесного творчества нами рассматривается через мотивацию, находчивость в решении задач, увлеченность, ответственность, самостоятельность, проявление эмоционально-волевых усилий, речевую активность, т.е. через качества личности, которые развиваются в процессе художественной деятельности и являются показателями социокультурного развития [3].
Для составления характеристики данного компонента словесного творчества у старших дошкольников с ЗПР была составлена диагностическая программа. Она включала в себя задания из ранее апробированных методик, а также специально разработанные задания для выявления особенностей проявления психологических компонентов словесного творчества у детей 6 - 7 лет с ЗПР (определение мотива поведения, сочинение детьми рассказов, загадок, сказок с опорой на игровое моделирование, наглядность и метод «фантастических гипотез»).
Качественный анализ социально-личностного компонента проводился по следующим критериям:
- мотивация к творчеству (интерес к творческой деятельности, захваченность процессом творчества, увлеченность творческой деятельностью, включенность в творческий процесс);
- самостоятельность и находчивость (оригинальность и вариативность решения творческой задачи, самостоятельность поиска и решения, нахождения новых приемов решения творческой задачи, быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях);
- речевая активность (оригинальность речевых конструкций, интонационно и мимически окрашенная образная речь, адекватная, логически выстроенная и развернутая речь, свободная вербальная интерпретация художественных образов);
- эмоционально-волевые усилия (способность приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, преодолевать стереотипы, эмоциональная, волевая активность, раскрепощенность, ответственность, независимость и способность к преодолению страха и фрустраций).
Количественные показатели выраженности социально-личностного компонента
словесного творчества оценивались по балльной системе:
3 балла - максимальная выраженность;
2 балла - относительная выраженность;
1 балл - условная выраженность;
0 баллов - фрагментарная выраженность.
Количественный анализ данных социально-личностного компонента
словесного творчества показал, что у детей с ЗПР средний показатель мотивации к творчеству находится на низком уровне и составил в среднем 0,75 балла. Показатель речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР составил в среднем 0,8 балла.
Показатель самостоятельности и находчивости в словесно-творческой деятельности находится на более низком уровне и составляет 0,5 балла. Ниже всего был средний показатель эмоционально-волевых усилий, который составил 0,41 балла. Данные диагностического исследования социально-личностного компонента представлены на рисунке 1.
1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
<и
I
<и Т а I м <и <и X ч <и а
и
0,87
0,67
0,75
0,87
П 74
0,8
0,38
<и «
Я
а «
о
<и
ч о
а
л И л а о а о
-а
н о о И
ё И л И л а о а о
л 00 <и н о
а «
и
Й о
<и
н £
л
■е
мотивация к творчеству (р=0,000)
<и
и
И
а в о
е ч о м а
и
а р
о
а
о
л
т с о
и
£ и
а
и
а р
о
а
о
а
00
е т о
а
и
(ч
к с е
т
тас
Ё
а
■е
находчивость и самостоятельность (р=0,000)
е и н а в о
е д
о м а н
а р
о
а
о
ь т с о н
Ы
н а н
а р
о
а
о
речевая активность (р=0,000)
а <и ь а
00 К т 00
е И 03 « о & с е
т о т
о а н о а
и (ч ядл и (ч
аяк ч <и ч £ н аяк
с о а с
е а 03 н а е
ит и р ит
с 03 о с
а в а
т а о т
н о н
а е а
■е о ■е
эмоционально -волевые усилия (р=0,000)
Рисунок 1. - Показатели проявления социально
старших дошк
Качественный анализ социально-личностного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе словесно-творческой деятельности
характеризовался специфическими
особенностями и различиями в проявлении уровня развития.
Мотивация к творчеству у испытуемых с ЗПР характеризуется недостаточным интересом, увлеченностью и включенностью в творческий процесс. Если в задании с опорой на игровое моделирование интерес поддерживается предметно-манипулятивными действиями и поддержкой со стороны взрослого, то в заданиях с опорой на наглядность интерес заметно снижался, а в заданиях по методу «фантастических гипотез» включенность в творческий процесс и увлеченность им становятся неустойчивыми даже при активной помощи взрослого.
При решении творческих задач самостоятельность и находчивость у детей с ЗПР во всех заданиях крайне низкая. Мы не наблюдали проявление находчивости и выраженного стремления детей
самостоятельно найти оригинальные варианты решения творческой задачи. Даже при помощи взрослого отмечалась пассивность и отсутствие стремления найти другие варианты решения. А создание новых условий в творческой задаче нарушает ориентировку и реакцию в процессе поиска решения. Дети
-личностного компонента словесного творчества у ельников с ЗПР
соскальзывают на упрощенные действия и подводят к стереотипному решению творческого задания. Речевая активность также недостаточная, с тенденцией понижения стремления к общению от задания к заданию. Отсутствие игрового момента или наглядности приводит к речевой пассивности, замкнутости, нерешительности в общении. В процессе словесно-творческой деятельности не наблюдается оригинальности речевых конструкций, адекватности в логике построения образной речи и самостоятельной интерпретации художественных образов. Телесное напряжение при общении, повышенная отвлекаемость (особенно в заданиях на самостоятельное творчество) сводят словесно-творческий процесс к вопросно-ответной форме. Эмоционально-волевые усилия у детей с ЗПР характеризуются отсутствием инициативности и неумением, нежеланием преодолевать стереотипы. В процессе словесного творчества у детей наблюдаются стандартные эмоциональные реакции, полярные чувственные проявления. Они часто отвлекаются от поставленной цели. В задании с опорой на игровое моделирование решительность и эмоциональная активность успешнее поддерживается взрослым. В задании с опорой на наглядность помощи со стороны взрослого недостаточно, поэтому дети испытывают эмоциональный дефицит, не проявляют настойчивости и решительности в
преодолении стереотипов, страхов и фрустраций. Выполнения задания по методу «фантастических гипотез» полностью инициируется взрослым, самостоятельных эмоционально-волевых усилий дети не проявляют.
В силу биологических и социальных причин личностная и психическая незрелость старших дошкольников с ЗПР приводит к
недоразвитию деятельности. организованная работа по
словесно-творческой Только специально
коррекционно-развивающая формированию словесного
творчества позволит детям данной категории достигнуть возрастных уровней в проявлении социально-личностного компонента данного вида творчества, что будет способствовать их социокультурному развитию.
Литература:
1. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии / Л.С. Выготский: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5. - 248 с.
2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. - М.: Знание, 1986. - 89 с.
3. Журавлева Ж.И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. психологических наук: 19.00.10 / Журавлева Жанна Игоревна // Нижегородский государственный педагогический университет. - Нижний Новгород. - 2011. - 27 с.
4. Журавлева Ж.И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития / Ж.И. Журавлева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - С 31-40.
5. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Е.Е. Кравцова. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 86 с.
6. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в
образовательном пространстве: дис. ... доктора психологических наук: 19.00.10 / Медведева Елена Алексеевна // Нижегородский государственный педагогический университет. - Москва. - 2007. -536 с.
7. Медведева Е.А. Изучение творческого компонента социокультурного становления личности детей с задержкой психического развития в условиях взаимодействия с искусством / Е.А. Медведева // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 10-18.
8. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - Н. Новгород. - 1994. - 114 с.
9. Фуреева Е.П. Развитие творческого воображения как средство оптимизации коррекционного отставания в речевом развитии у 6-летних детей с ЗПР: дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.03 / Фуреева Елена Павловна. -Екатеринбург. - 2000. - 210 с.
10. Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р.М. Чумичева // Ребенок в мире культуры. - Ставрополь: Ставрополь-сервис-школа, 1998. - 558 с.
Сведения об авторе:
Журавлева Жанна Игоревна (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
Zh. Zhuravleva (Moscow, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at the Department of Speech and Language Therapy, Moscow State Pedagogical University, e-mail: [email protected]