Научная статья на тему 'Развитие детского творчества в онтогенезе и дизонтогенезе development of child creativity in ontogenesis and dysontogenesis'

Развитие детского творчества в онтогенезе и дизонтогенезе development of child creativity in ontogenesis and dysontogenesis Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1348
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IMAGINATION / DYSONTOGENESIS / CHILDREN''S CREATIVITY / PRODUCTIVE FORMS OF CREATIVITY / HEARING IMPAIRMENT / VISUAL IMPAIRMENT / INTELLECTUAL DISABILITY / SPEECH DISORDER / DISORDERS OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT / ВООБРАЖЕНИЕ / ДИЗОНТОГЕНЕЗ / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Жанна Игоревна

В статье рассматривается проблема детского творчества у нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с разными вариантами дизонтегенеза. Показано, что исследователи рассматривают развитие творчества и воображения детей дошкольного возраста через игровую деятельность и продуктивные виды творчества, но расходятся по вопросу взаимосвязи между обучением и творчеством ребенка. В одном варианте выдвигается положение о необходимости предоставить ребенку полную свободу в занятии творчеством. Вторая концепция предполагает обязательное участие взрослого для успешного формирования творческих способностей ребенка в процессе обучения. Данный подход особенно актуален для детей с нарушениями в развитии. Автором описывается онтогенез творчества от самых его истоков до создания детьми первых законченных продуктов творчества. Анализ исследований в специальной педагогике и психологии позволяет представить описание особенностей творчества и воображения у детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и речи. У дошкольников с нарушениями в развитии снижен интерес к продуктивным видам творчества, наблюдаются слабые способности к эстетическому отражению окружающего мира, недостаточная эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений искусства, низкий уровень воображения. Указывается на необходимость создания специальных условий обучения при формировании продуктивных видов творчества, воображения у детей с различными вариантами дизонтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Жанна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHILD CREATIVITY IN ONTOGENESIS AND DYSONTOGENESIS

The article deals with the problem of child creativity in typically developing preschoolers and their peers with different variants of dysontogenesis. The article shows that researchers consider the development of creativity and imagination of preschool children through game-based activity and productive creativity. However, they disagree on the issue of relationship between the child’s training and creativity.One variant puts forward the necessity to give the child full freedom of creative activity. The other conception argues the obligatory participation of the adult for successful formation of child creativity in the learning process. This approach is especially relevant for children with disabilities.The author describes the ontogenesis of creativity from its earliest origins to the time of creation of the first products by the children. Analysis of research in special pedagogy and psychology allows the author to provide a description of peculiarities of creativity and imagination in children with impaired hearing, vision, intelligence and speech. Preschoolers with developmental disorders demonstrate reduced interest in productive forms of creativity, weaker capacities for aesthetic reflection of the world, inadequate emotional responsiveness in perception of works of art, and a low level of imagination. The article emphasizes the necessity of a special learning environment for the formation of productive kinds of creativity and imagination in children with different variants of dysontogenesis. Ключевые слова: воображение; дизонтогенез; детское творчество; продуктивные виды творчества; нарушение слуха; нарушение зрения; нарушение интеллекта; нарушение речи; задержка психического развития. Key words: imagination, dysontogenesis, children's creativity, productive forms of creativity, hearing impairment, visual impairment, intellectual disability, speech disorder, disorders of psychological development. Сведения об авторе: Журавлева Жанна Игоревна, кандидат психологических наук, доцент. About the author: Zhuravleva Zhanna Igorevna, Candidate of Psychology, Associate Professor. Место работы: кафедра логопедии института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета. Place of employment: Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University. Контактная информация: 127411, Россия, г. Москва, ул. Панферова, д. 8, стр. 2. E-mail: zhur-zhanna@yandex.ru.

Текст научной работы на тему «Развитие детского творчества в онтогенезе и дизонтогенезе development of child creativity in ontogenesis and dysontogenesis»

УДК 3 7.036.5:376.1-053«465.00/.07»

ББК Ч450.91 + Ч450.054 ГСНТИ14.29.05 Код ВАК 19.00.10; 13.00.03

Ж. И. Журавлева Zh. I. Zhuravleva Москва, Россия Moscow, Russia

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ОНТОГЕНЕЗЕ И ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема детского творчества у нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с разными вариантами дизонтегенеза. Показано, что исследователи рассматривают развитие творчества и воображения детей дошкольного возраста через игровую деятельность и продуктивные виды творчества, но расходятся по вопросу взаимосвязи между обучением и творчеством ребенка.

В одном варианте выдвигается положение о необходимости предоставить ребенку полную свободу в занятии творчеством. Вторая концепция предполагает обязательное участие взрослого для успешного формирования творческих способностей ребенка в процессе обучения. Данный подход особенно актуален для детей с нарушениями в развитии.

Автором описывается онтогенез творчества от самых его истоков до создания детьми первых законченных продуктов творчества. Анализ исследований в специальной педагогике и психологии позволяет представить описание особенностей творчества и воображения у детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и речи. У дошкольников с нарушениями в развитии снижен интерес к продуктивным видам творчества, наблюдаются слабые способности к эстетическому отражению окружающего мира, недостаточная эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений искусства, низ-

DEVELOPMENT OF CHILD CREATIVITY IN ONTOGENESIS AND DYSONTOGENESIS

Abstract. The article deals with the problem of child creativity in typically developing preschoolers and their peers with different variants of dysontogenesis. The article shows that researchers consider the development of creativity and imagination of preschool children through game-based activity and productive creativity. However, they disagree on the issue of relationship between the child's training and creativity.

One variant puts forward the necessity to give the child full freedom of creative activity. The other conception argues the obligatory participation of the adult for successful formation of child creativity in the learning process. This approach is especially relevant for children with disabilities.

The author describes the ontogenesis of creativity from its earliest origins to the time of creation of the first products by the children. Analysis of research in special pedagogy and psychology allows the author to provide a description of peculiarities of creativity and imagination in children with impaired hearing, vision, intelligence and speech. Preschoolers with developmental disorders demonstrate reduced interest in productive forms of creativity, weaker capacities for aesthetic reflection of the world, inadequate emotional responsiveness in perception of works of art, and a low level of imagination. The article emphasizes the necessity of a special learning environment for the formation of productive kinds of creativity and imagination in children with different variants of dysontogenesis.

22

Специальное образование. 2016. № 3

кий уровень воображения. Указывается на необходимость создания специальных условий обучения при формировании продуктивных видов творчества, воображения у детей с различными вариантами дизонтогенеза.

Ключевые слова: воображение; дизонтогенез; детское творчество; продуктивные виды творчества; нарушение слуха; нарушение зрения; нарушение интеллекта; нарушение речи; задержка психического развития.

Сведения об авторе: Журавлева Жанна Игоревна, кандидат психологических наук, доцент.

Место работы: кафедра логопедии института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета.

Контактная информация: 127411, I

E-mail: zhur-zhanna@yandex.ru.

Key words: imagination, dysontoge-nesis, children's creativity, productive forms of creativity, hearing impairment, visual impairment, intellectual disability, speech disorder, disorders of psychological development.

About the author: Zhuravleva Zhanna Igorevna, Candidate of Psychology, Associate Professor.

Place of employment: Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University.

ссия, г. Москва, ул. Панферова, д. 8, стр. 2.

Проблема детского творчества в такой значимый период развития ребенка, как дошкольное детство, рассматривалась в психолого-педагогической литературе, анализ которой показывает наличие двух направлений в исследовании данного вопроса. К первому направлению относятся О. М. Дьяченко, Н. А. Ко-роткова, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, Л. С. Славина, Ф. И. Фрадкина, Д. Б. Эльконин. Эти авторы указывали на возможности развития и проявления творчества через содержание игровой деятельности, в процессе которой дети овладевают знаково-символической функцией, погружаются в воображаемую ситуацию, вариативно используют отдельные предметы и выполняют ролевые действия. Исследователями раскрыта диалектическая связь

© Журавлева Ж. И., 2016

воображения и игры: воображение зарождается в игре, развивается вместе с ней и, в свою очередь, определяет и детерминирует развитие игровой деятельности ребенка [4; 5].

Представители второго направления (А. Н. Давидчук, Т. С. Комарова, А. Р. Лурия, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина) рассматривали формирование способности к творчеству через его продуктивные виды: рисование, лепку, музыкально-ритмическую, конструктивную, театрализованную, словесную деятельность. Авторов объединяет мысль о значимости творчества в жизни дошкольника, поскольку оно необходимо для полноценного развития личности, формирования творческого потенциала, познавательной и социальной активности ребенка.

Специальное образование. 2016. № 3

23

Рассматривая детское творчество как форму самостоятельной деятельности ребенка, в основе которой лежит воображение и в процессе которой дошкольник отступает от готового образца, начинает экспериментировать, творить нечто новое, исследователи подчеркивают важную роль в этом процессе взрослого. Именно взрослый помогает ребенку формировать целостную картину мира, овладеть основными средствами художественного выражения своих замыслов, переживаний и чувств. Но стоит ли ребенка обучать творчеству или предоставить ему полную свободу в его проявлении? Данный вопрос в отечественной психологии и педагогике представлен двумя точками зрения на проблему взаимосвязи творчества и обучения [4; 5].

Согласно первой позиции, исключается всякое обучение. Ребенку следует предоставить полную свободу в проявлении творчества (А. В. Бабушкинский, О. А. Караба-нова, Е. Е. Кравцова, Р. М. Чумиче-ва). Авторы считают, что современное образование должно быть ориентировано на саморазвитие личности ребенка, на создание условий для творческой самореализации, становления образа «я». При этом методы воздействия, приучения в обучении в целом и, в частности, в искусстве должны отодвигаться на второй план. Доминирующее значение имеет только самостоятельная деятельность ребенка [4; 5; 6; 8].

Сторонники второй позиции (Н. А. Ветлугина, А. А. Волкова,

Т. Г. Казакова, И. Я. Лернер, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина) предполагают участие взрослого в процессе формирования творчества, при этом роль взрослого меняется на разных этапах обучения. Исследователи определяют существующую взаимосвязь между процессом творчества и обучением, обеспечивающим не только создание новых образов, но и формирование личностных качеств ребенка. Детей обязательно нужно обучать технике и способам творческого действия, поиску художественных средств, формировать у них особые личностные качества, чтобы вызвать и поддерживать интерес к творчеству. Данная точка зрения о воспитывающем и развивающем характере процесса обучения для успешного формирования творчества особенно актуальна для работы с дошкольниками, имеющими разные варианты дизонтегенеза [4; 5; 6; 8].

Истоки детского творчества и воображения обнаруживаются в раннем детстве, когда творческие проявления непроизвольны, во многом подражательны, но крайне необходимы для развития ребенка (А. Валлон, Л. С. Выготский, Н. А. Вет-лугина, А. В. Запорожец, В. С. Мухина). Согласно исследованиям А. Валлона и Л. С. Выготского, на втором году жизни появляется начальная «интерпсихическая» фаза творчества. С 1,5 до 3 лет ребенок общается с взрослым, воспринимает чужой опыт, начинает импровизировать и подражать, опираясь на социально усвоенный опыт художественной деятельности или действия

24

Специальное образование. 2016. № 3

неигрового типа с материалами. В данный период развивается аффективное и познавательное воображение, обусловленное проявлением интереса ребенка к предметам и их изменениям, формированием речи и разнообразной совместной деятельностью ребенка и взрослого.

На третьем году жизни проявляется словесная форма воображения, выражающаяся в игровых отношениях к слову, отрыве условного действия от предметной опоры и выражении его в символической форме, в слове. На этом возрастном этапе воображение еще носит пассивный характер (О. М. Дьяченко, Н. Н. Палагина). В 4—5 лет начинается «интрапсихическая» фаза детского творчества. На основе готовых образцов, обучения и собственных попыток ребенок начинает более или менее самостоятельно решать элементарные творческие задачи, используя усвоенные им средства и способы действия в определенном виде искусства.

В этот период у детей развивается целенаправленность воображения и начинается ступенчатое планирование, что позволяет ребенку соотносить воображаемый образ с заданными условиями и обстоятельствами, делать попытки установить взаимодействие персонажей в режиссерской игре. Обособление мира фантазии не достигается и на пятом году жизни, хотя дети увереннее отличают мир собственных образов и мир реальности. И только в старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) ребенок может подчинять свое воображение

определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану. Его воображение становится продуктивным, что позволяет детям создавать свои первые законченные произведения творчества [4; 5; 6; 8].

Л. С. Выготский выявил возрастное чередование видов детского творчества. Дошкольникам больше всего нравятся музыкально-драматические или словесные импровизации, коллективные танцевальные движения. К концу дошкольного возраста преимущество отдается изобразительному художественному творчеству. В 10—14 лет подростки увлечены литературным, собственно поэтическим творчеством, а также декоративно-прикладным искусством, художественно-трудовой деятельностью, техникой звукозаписи, массовым танцем и т. д. К концу среднего и в старшем школьном возрасте особенно популярными становятся театральная деятельность, хореография, художественное чтение.

Трем эпохам детства соответствуют три основные линии детского творчества:

- дошкольный возраст — доминирование предметной и наглядно-двигательной основы деятельности;

- младший школьный возраст — доминирование сенсорно-перцептивной основы с преобладанием деятельности зрительной системы;

- средний и старший школьный возраст — преобладание технико-исполнительской и речемысли-тельной основы деятельности [1].

В специальной психологии и педагогике проблема детского

Специальное образование. 2016. № 3

25

творчества изучалась у детей с разными вариантами дизонтогенеза.

Изучение особенностей проявления творчества у детей с нарушениями слуха обнаружило недостатки воображения из-за обеднения сенсорной сферы, несформирован-ности способностей к переконструированию и комбинированию чувственного опыта (М. М. Нудельман, М. Ф. Рау, Е. Г. Речицкая, Е. А. Со-шина, Л. И. Фомичева). Однако при организации обучения, способствующего формированию операциональных компонентов воображения, комбинаторных механизмов, качество, продуктивность и оригинальность образов возрастает.

Исследования детского творчества и воображения детей с нарушениями зрения показывают ограниченность возможностей воображения из-за трудностей произведения операций комбинирования и реконструирования образов; авторами указывается на необходимость организации раннего специального обучения, направленного на формирование и развитие воображения (В. П. Ермаков, В. Зай-каускас, А. Г. Литвак, В. М. Сорокин, Г. А. Якунин).

Изучением продуктивных видов деятельности у детей с умственной отсталостью подтверждены трудности формирования воображения в дошкольный период (Л. Б. Баряева, И. И. Будницкая, О. В. Боровик, О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Головина, И. А. Горшенкова, Н. В. Красавская, Д. И. Липкина, М. М. Нудельман, Н. Д. Соколова, Ж. И. Шиф). Даже при организованном обучении эти

дети так и не обучаются действовать с воображаемыми предметами, но обнаруживают потенциальные возможности для развития воображения в изобразительной деятельности.

В исследованиях творческих проявлений у дошкольников с задержкой психического развития отмечается недостаточность знаково-символической функции, произвольной регуляции образной сферы; трудность в создании воображаемой ситуации, нецеленаправленность творческой деятельности, несформированность предпосылок творческого воображения, слабая мотивация к творчеству, показывается необходимость оказания помощи детям со стороны взрослого (Е. А. Екжанова, Ж. И. Журавлева, Е. А. Медведева, С. К. Сиволапов, Е. С. Слепович, Е. П. Фуреева, Н. А. Цыпина).

Изучение процесса воображения и творчества у детей с общим недоразвитием речи представлено в исследованиях Е. В. Аханьковой, В. П. Глухова, Ж. И. Журавлевой, Н. В. Рыжовой. Дети с общим недоразвитием речи по уровню развития продуктивного воображения отстают от своих нормально развивающихся сверстников из-за недостаточной подвижности, инертности, быстрой истощаемости процессов воображения, низкого уровня пространственного оперирования образами, трудностей проявления изобразительного и словесного творчества.

Авторы проанализированных исследований сходятся во мнении о

26

Специальное образование. 2016. № 3

необходимости создания специальных условий, при которых возможно формирование навыков изобразительного, словесного творчества, развитие «чувства языка», построение творческих связных высказываний, создание более качественных продуктов изобразительного творчества, развитие творческих способностей и активизация воображения, преодоление вторичных нарушений при развитии творчества в художественной деятельности [2; 7; 9; 10].

Таким образом, анализ теоретических исследований подтверждает факт сниженного интереса к продуктивной творческой деятельности, недостаточной способности к эстетическому восприятию мира, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства, наличие проблем в разных видах творчества у дошкольников с различными вариантами дизонте-генеза. В дальнейшем это может привести к трудностям развития социально значимых личностных качеств ребенка и освоения программного материала при подготовке к школе детей данной категории. Подводя итоги, подчеркнем, что способность к творчеству формируется с раннего возраста не только у нормально развивающихся дошкольников, но и их сверстников с проблемами в развитии в разных видах художественной деятельности при активной роли взрослого и в специально организованных условиях обучения.

Литература

1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. : Смысл : Эксмо, 2014.

2. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. — М. : Знание, 1986.

3. Екжанова, Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1984. — № 4.

4. Журавлева, Ж. И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи : дис. ... канд. психол. наук / Журавлева Ж. И. — Н. Новгород, 2011.

5. Журавлева, Ж. И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Журавлева Жанна Игоревна ; Нижегор. гос. пед. ун-т. — Н. Новгород, 2011.

6. Журавлева, Ж. И. Особенности развития словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи : моногр. / Ж. И. Журавлева. — М. : Перо, 2011.

7. Журавлева, Ж. И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития / Ж. И. Журавлева // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2010. — № 125.

8. Медведева, Е. А. Основы словесного творчества детей с задержкой психического развития : моногр. / Е. А. Медведева, Ж. И. Журавлева. — М. : Перо, 2011.

9. Медведева, Е. А. Изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх / Е. А. Медведева // Дефектология. — 1998. — № 4.

Специальное образование. 2016. № 3

27

10. Медведева, Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттера-певтическом пространстве / Е. А. Медведева. — М. : Ин-т консультирования и системных решений, 2009.

11. Медведева, Е. А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве : дис. ... д-ра психол. наук / Медведева Е. А. ; Нижегор. гос. пед. ун-т. — Н. Новгород, 2007.

12. Медведева, Е. А. Формирование социокультурных компонентов личности детей с ОВЗ средствами искусства (теория, диагностика, практика) : учеб.-метод. пособие / Е. А. Медведева, Ж. И. Журавлева. — М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.

13. Фуреева, Е. П. Развитие творческого воображения как средство оптимизации коррекционного отставания в речевом развитии у 6-летних детей с ЗПР : дис. ... канд. пед. наук / Фуреева Е. П. — Екатеринбург, 2000.

14. Художественное творчество и ребенок : моногр. / под. ред. Н. А. Ветлу-гиной. — М. : Педагогика, 1972.

15. Цыпина, Н. А. Особенности творческого воображения младших школьников с задержкой психического развития / Н. А. Цыпина // Дефектология. — 1982. — № 5.

References

1. Vygotskij, L. S. Psihologiya razvi-tiya rebenka / L. S . Vygotskij. — M. : Smysl; Eksmo, 2014.

2. D'achenko, O. M. Voobrazhenie doshkol'nika / O. M. D'achenko. — M. : Znanie, 1986.

3. Ekzhanova, E. A. Formirovanie izo-brazitel'noj dejatel'nosti u detej s zader-zhkoj psixicheskogo razvitiya / E. A. Ekzhanova // Defectologija. — 1984. — № 4.

4. Zhuravleva, Zh. I. Formirovanie slo-vesnogo tvorchestva u starshix doshkol'-nikov s zaderzhkoj psixicheskogo razvitiya i obshhim nedorazvitiem rechi : dis. ... kand. psixol. nauk. Nizh. Novgorod. — 2011.

5. Zhuravleva, Zh. I. Formirovanie slo-vesnogo tvorchestva u starshix doshkol'-nikov s zaderzhkoj psixicheskogo raz-vitiya i obshhim nedorazvitiem rechi : aftoref. dis. ... kand. psixol. nauk: 19.00.10 / Zhanna Igorevna Zhuravleva // Nizhegorodskij gosydarstvennyi pedago-gicheskij universitet. -Nizhniy Novgorod. — 2011.

6. Zhuravleva, Zh. I. Osobennosti raz-vitiya slovesnogo tvorchestva u detej s obshhim nedorazvitiem rechi (mono-grafiya) / Zh.I.Zhuravleva — M. : Pero, 2011.

7. Zhuravleva, Zh. I.The features of verbal creativity of senior preschoolers with speech problems and psychic development retardation / Zh. I. Zhuravleva.// Izvestia : Herzen University Jornal of Humanities and Sciences. N. 125.

8. Medvedeva, E. A. Osnovy' sloves-nogo tvorchestva detej s zaderzhkoj psixicheskogo razvitiya : monografiya / E. A. Medvedeva, Zh. I. Zhuravleva — M. : Pero, 2011.

9. Medvedeva, E. A. Izuchenie osoben-nosteij razvitiya voobrazheniya doshkol'-nikov s zaderzhkoj psixicheskogo razvi-tiya v teatralizovannyx igrax / E. A. Med-vedeva // Defectologija. — 1998. — № 4.

10. Medvedeva, E. A. Formirovanie li-chnosti rebenka s problemami psixicheskogo razvitiya sredstvami iskusstva v artpedagogicheskom i artterapevtiche-skom prostranstve / E. A. Medvedeva. — M. : In-t konsul'tirovania i sistemnyx re-schenij. — 2009.

11. Medvedeva, E. A. Sociokul'turnoie stanovlenie lichnosti rebenka s problemami psixicheskogo razvitiya sredstvami iskusstva v obrazovatel'nom prostrans-

28

Специальное образование. 2016. № 3

tve : diss. ... doktora psixicheskix nauk / Nizhegorodskij gosydarstvennyi peda-gogicheskij universitet. — Nizhniy Novgorod. — 2007.

12. Medvedeva, E. A. Formirovanie so-ciokul'turnyx komponentov detej s OVZ sredstvami iskusstva (teoriia, diagnostika, praktika) : uchebno-metodicheskoie poso-biie / E. A. Medvedeva, Zh. I. Zhurav-leva. — M. : GBOU VPO MGPU. — 2014.

13. Fureeva, E. P. Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya kak sredstvo optimizacii korrektcionnogo otstavaniya v rechevom razvitii u 6-letnix detej s ZPR : dis. ... kand. ped. nauk. — Ekaterinburg. — 2000.

14. Xudozhestvennoie tvorchestvo i rebenok : Monografiia / Pod. red. N. A. Vet-luginoy. — M. : «Pedagogika», 1972.

15. Cy'pina N. A. Osobennosti tvorcheskogo voobrazheniya mladshix shol'nikov s zaderzhkoj psixicheskogo razvitiya / N. A. Cy'pina // Defectologiya. — 1982. — №. 5.

Спецнатbное 06pa30BaHue. 2016. № 3

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.