Научная статья на тему 'Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и задержкой психического развития'

Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2090
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словесное творчество / способы творческого действия / знаковое выражение / качество творческого продукта / verbal creativity / ways of creative actions / sign expression / quality of creative product

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Жанна Игоревна

Раскрываются диагностические подходы и особенности проявления словесного творчества (способов творческого действия, знакового выражения творческого продукта, качества художественно-словесного продукта) у детей 6 лет с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Жанна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to diagnosing and the features of verbal creativity (ways of creative actions, sign expressions of creative products, quality of artistic verbal product) of 6 year old children with psychic development retardation and problems of speech development are described.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и задержкой психического развития»

Ж. И. Журавлева

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Раскрываются диагностические подходы и особенности проявления словесного творчества (способов творческого действия, знакового выражения творческого продукта, качества художественно-словесного продукта) у детей 6 лет с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР).

Ключевые слова: словесное творчество, способы творческого действия, знаковое выражение, качество творческого продукта.

THE FEATURES OF VERBAL CREATIVITY OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH SPEECH PROBLEMS AND PSYCHIC DEVELOPMENT RETARDATION

Approaches to diagnosing and the features of verbal creativity (ways of creative actions, sign expressions of creative products, quality of artistic verbal product) of 6 year old children with psychic development retardation and problems of speech development are described.

Keywords: verbal creativity, ways of creative actions, sign expression, quality of creative product.

Среди разных творческих проявлений дошкольников словесное творчество занимает особое место. Для ребенка это самый сложный вид творческой деятельности, требующий взаимодействия ряда психических функций и являющийся одним из способов социокультурного развития личности. В основе словесного творчества, как и любого другого вида творческой деятельности, лежит воображение. Только в период старшего дошкольного возраста детское воображение переходит во внутренний план, оторвавшись от внешних опор, и способно подчиниться определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану. Это происходит, когда в структуре воображения у ребенка сформируются три компонента: предметная среда, прошлый опыт и надситуативная внутренняя позиция (Е. Е. Кравцова). Для творчества необходима мотивация, владение способами творческого действия и адекватное знаковосимволическое выражение творческого продукта (Н. А. Ветлугина).

Темы особенностей развития творческого воображения и формирования словесного творчества у детей с ЗПР остаются актуальными и малоизученными.

Смысл и значение словесного творчества в том, что оно помогает ребенку проделать крутой рывок в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Оно углубляет и расширяет, прочищает эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ему упражнять свои

творческие стремления и навыки, овладеть правильной речью. Обучение сочинению сказок, рассказов, стихов, по мнению Л. С. Выготского [4, с. 299], еще не означает подготовки ребенка к литературной деятельности в будущем, но оно важно для ребенка.

Анализ исследований по данной теме показал, что большинство авторов изучали вопросы формирования творческого рассказывания и сочинений детьми сказок и указывали на директивную роль взрослого в этой деятельности (М. М. Рыбыкова, Е. П. Фуреева, Е. В. Аханькова, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко и др.). Однако «словесное творчество» как понятие значительно шире, чем понятия «сочинение сказок» и «творческое рассказывание», так как включает в себя активное самостоятельное сочинительство.

Наряду с этим исследования (Е. А. Екжа-новой, О. П. Гаврилушкиной, Г. В. Кузнецовой, Е. А. Медведевой, Е. З. Яхниной, Е. Г. Речицкой, О. Я. Боровик, Е. А. Со-шиной и др.) показывают положительное воздействие на ребенка любой творческой деятельности в системе коррекционной работы, необходимость включения ребенка с проблемами развития в мир художественной культуры, его социокультурного становления, которое способствует коррекции, компенсирует недостатки развития, помогает в формировании личности в целом, облегчает «врастание» в культуру и процесс повышения социальной позиции в обществе.

В последнее время специальная педагогика смещает свой акцент в сторону интеграции и социализации детей с проблемами развития не случайно, так как наличие дефекта не должно отстранять детей от общества и общество от детей (согласно современной интегративной концепции специального образования).

Решая задачу поиска эффективных условий становления личности детей с проблемами в развитии, в частности с ЗПР и ОНР 3 уровня, мы обращаемся к творчеству, где самым поздним в онтогенезе формирования является словесное творчество. Однако на сегодня экспериментально словесное творчество в структуре развития личности с проблемами развития представлено в единичных работах (Е. П. Фуреевой, Е. В. Аханьковой).

Проведенное нами исследование направлено на выявление особенностей словесного творчества у нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с ОНР 3-го уровня и ЗПР.

В экспериментальном исследовании принимали участие 150 детей в возрасте 6 лет (60 детей с ЗПР, 60 детей с ОНР 3-го уровня и 30 — нормально развивающихся сверстников). На основе анализа психологической литературы, обзора методик по творчеству нами составлена диагностическая программа, которая состоит из трех блоков методик, включающих пять заданий.

БЛОК 1. Методика с опорой на моделирование.

Задание 1. «Где чье место?».

Цель: изучить уровень воображения, проверить умения изменять содержание, сочинять; определить способности нестандартного решения задачи в жанре рассказа.

Условия и оборудование: сюжетная картинка «На даче» с пустыми кружочками у каждого изображенного на картине предмета, 9 кружочков, аналогичных пустым, с нарисованными предметами.

Инструкция. Ребенка просят внимательно рассмотреть картинку и поставить

кружочки с нарисованными предметами в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Задание 2. «Сочини свою историю» с опорой на план-картинку.

Цель: определить умение детей сочинять историю с опорой на план-замысел, чтобы реализовать идею в целостное произведение, а также умение выполнять действие включения (несуществующее животное в реальную ситуацию).

Условия и оборудование: блок-рамка (три окошка, соответствующие началу, середине и окончанию истории), в каждом окошке расположены два-три заместителя персонажа.

Инструкция. Ребенку предлагается придумать историю по предложенному плану и включить в свой рассказ предложенные педагогом персонажи.

Б Л О К 2. Методика с опорой на наглядность

Задание 3. «Придумай загадку по картинке».

Цель: определить способности детей к словесному творчеству при сочинении загадки о предложенном предмете с опорой на картинку.

Условия и оборудование: предметные картинки с изображением кошки, телевизора.

Инструкция. Ребенку демонстрируется картинка с изображенным предметом. Затем предлагается сочинить свою загадку об увиденном предмете (не называя прямо данный предмет).

Задание 4. «Сочини сказку о бытовом предмете».

Цель: проверить способности к самостоятельному словесному творчеству.

Инструкция. Ребенку предлагается выбрать любой бытовой предмет, который ему нравится, и придумать про него сказку.

БЛОК 3. Методика с опорой на проблемную ситуацию.

Задание 5. «Изменение ситуации в знакомой сказке».

Цель: проверить умения изменять, сочинять, комбинировать текст, находить нестандартное решение при введении непредвиденной ситуации.

Условия и оборудование: начало знакомой сказки «Волк и семеро козлят». Новая ситуация: Волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения.

Инструкция. Ребенку читается начало известной сказки «Волк и семеро козлят». Затем вводится новая ситуация и предлагается продолжить историю сказки: что произошло бы в сказке, если бы Волку по дороге к дому козлят встретился Медведь, который позвал бы его к себе на день рождения.

Оценка развития словесного творчества детей экспериментальной группы проводилась на основе анализа количественных и качественных показателей.

С целью более детального выявления особенностей проявления словесного творчества у детей с ОНР 3-го уровня и ЗПР мы опирались на качественные показатели компонентов художественно-творческих

проявлений в условиях взаимодействия с искусством (Е. А. Медведева), а также на разработанные нами качественные показатели.

Качественный анализ проводился по следующим критериям словесного творчества:

Способы творческих действий:

- Способность к импровизации, к сочинительству, к игре, к вариациям.

- Способность переходить от одного способа творческого действия к другому.

- Умение мысленно преобразовывать художественный образ на основе синтеза.

- Нахождение вариативных решений при выполнении знакомых заданий.

- Применение известного в новых ситуациях.

Знаковое выражение творчества в художественном продукте:

- Умение использовать слово как культурный знак при обозначении предметов, явлений социума, имен и т. д. в различных функциональных проявлениях в процессе словесного творчества.

- Умение использовать знаковые преобразования различных объектов.

- Осуществление адекватных навыков словообразования.

- Владение различными художественно-словесными средствами: метафорой,

олицетворением, гиперболой, сравнением.

Качество детского художественнословесного продукта:

- Умение находить адекватные выразительные средства для воплощения художественного образа.

- Соответствие продукта словесного творчества элементарным художественным требованиям.

- Присутствие своеобразной манеры выражения продукта словесного творчества.

- Наличие целостного сюжета.

- Раскрытие темы и замысла.

Количественный анализ осуществлялся по трехбалльной системе по каждому критерию:

2 балла — высокий показатель;

1 балл — средний показатель;

0 баллов — низкий показатель.

Сравнительные данные диагностического исследования, направленные на выявление особенностей развития словесного творчества нормально развивающихся старших дошкольников по сравнению с их сверстниками с ЗПР и ОНР 3-го уровня, представлены в диаграмме (см. рис.).

Статистический анализ (по критерию Краскела—Уоллиса) данных проявления словесного творчества у нормально развивающихся старших дошкольников, у детей с ЗПР и ОНР 3-го уровня показал достоверные различия ( = 0,000) по всем компонентам: по способам творческого действия, по знаковому выражению продукта творчества, по качеству детского художественно-словесного продукта.

Количественный анализ средних показателей (по Стьюденту) данных словесного творчества у нормально развивающихся старших дошкольников, у детей с ЗПР и ОНР 3-го уровня показал значительные различия.

Сравнение компонентов словесного творчества у нормально развивающихся старших дошкольников, детей с ЗПР и ОНР 3-го уровня

У нормально развивающихся старших дошкольников средний показатель способов творческого действия составляет: в задании с опорой на моделирование — 1,17, в заданиях с опорой на наглядность —

0,98, в заданиях с опорой на проблемную ситуацию — 1,20; у сверстников с ОНР 3го уровня средний показатель находится на низком уровне: в задании с опорой на моделирование — 0,60, в заданиях с опорой на наглядность — 0,77, в заданиях с опорой на проблемную ситуацию — 0,65; у сверстников с ЗПР средний показатель еще ниже: в задании с опорой на моделирование — 0,67, в заданиях с опорой на наглядность — 0,68), в заданиях с опорой на проблемную ситуацию — 0,65.

Значительно выражена разница средних показателей в знаковом выражении творчества в художественном продукте.

У нормально развивающихся старших дошкольников они составляют в задании с опорой на моделирование — 1,50, в заданиях с опорой на наглядность — 1,21, в заданиях с опорой на проблемную ситуацию — 1,27. У их сверстников с ОНР 3-го уровня знаковое выражение продукта творчества проявилось на низком уровне: в задании с опорой на моделирование — 0,93, в заданиях с опорой на наглядность — 0,90, в заданиях с опорой на проблемную ситуацию — 0,77. У сверстников с ЗПР знаковое выражение продукта творчества проявилось на более низком уровне: в задании с опорой на мо-

делирование — 0,70, в заданиях с опорой на наглядность — 0,67, в заданиях с опорой на проблемную ситуацию — 0,67.

Наиболее значительно выражены различия средних показателей качества детского художественно-словесного продукта. У детей нормы в задании с опорой на моделирование средний показатель составил — 1,25, в заданиях с опорой на наглядность — 1,29 в заданиях с опорой на проблемную ситуацию — 1,00; у детей с ОНР 3-го уровня эти показатели ниже: в задании с опорой на моделирование — 0,88, в заданиях с опорой на наглядность — 1,05, в заданиях с опорой на проблемную ситуацию — 0,66; у их сверстников с ЗПР еще ниже: в задании с опорой на моделирование — 0,41, в заданиях с опорой на наглядность — 0,45, в заданиях с опорой на проблемную ситуацию — 0,39.

Качественный анализ творческо-

деятельностного аспекта у нормально развивающихся старших дошкольников, у детей с ЗПР и ОНР 3-го уровня в процессе словесного творчества характеризовался особенностями, неоднородностью выражения и различиями.

В способах творческого действия у детей нормы, особенно в заданиях с опорой на моделирование и на проблемную ситуацию, наблюдалась склонность к импровизации, к сочинительству и к игре, а комбинирование образа из знакомых элементов наблюдалось в заданиях с опорой на наглядность. Дети демонстрировали способность перехода от одного способа творческого действия к другому, мысленно могли преобразовать художественный образ, находили несколько вариантов решения при знакомых заданиях и применяли известное в новых ситуациях.

Их сверстники с ОНР 3-го уровня в способах творческого действия показали лишь стремление к импровизации в заданиях с опорой на наглядность и проблемную ситуацию. В заданиях с опорой на моделирование им было доступно частичное комби-

нирование образа из знакомых элементов, а в остальном — наблюдалась ограниченность перехода от способа к способу творческого действия. Мысленное преобразование художественного образа детям с ОНР доступно при стимуляции со стороны взрослого. Наблюдались отдельные случаи применения известного в новых ситуациях.

У детей с ЗПР отсутствовала способность к импровизации и к вариациям, сочинительство было не всегда адекватным, наблюдалась также ограниченность способов творческого действия, их использование с помощью взрослого в заданиях с опорой на моделирование и наглядность, а в заданиях с опорой на проблемную ситуацию выраженность творческого действия не наблюдалась. Зафиксированы отдельные случаи применения известного в новых ситуациях только при помощи взрослого. Дети затруднялись на основе синтеза мысленно преобразовывать художественный образ, требуя наличия опор, при выполнении знакомых заданий не искали вариантов решений, а применяли стереотипные и шаблонные решения.

Знаковое выражение творчества в художественном продукте у детей нормы характеризовалось оригинальностью при нахождении и описании «необычных мест» для предмета в задании с опорой на моделирование, с использованием речевых оборотов и ролевой речи, включением новых персонажей в заданиях с опорой на наглядность и на проблемную ситуацию. Дети осуществляли адекватные навыки словообразования, демонстрировали умения использовать слово при обозначении предметов, явлений, имен в разных функциональных проявлениях. Отмечались случаи употребления элементарных художественно-словесных выразительных средств.

У их сверстников с ОНР 3-го уровня мы наблюдали относительное проявление знакового выражения продукта творчества. В задании с опорой на моделирование продукт выражался традиционно, а при уча-

стии взрослого наблюдались оригинальные элементы творчества. В заданиях с опорой на наглядность художественные средства применялись с помощью взрослого, необычный персонаж имел негативный характер, а в заданиях с опорой на проблемную ситуацию введение нового персонажа не изменяло конца сказки, сам продукт выглядел традиционно. Дети испытывали трудности в навыках словообразования.

У детей с ЗПР мы наблюдали слабое проявление знакового выражения продукта творчества, традиционное выражение продукта в задании с опорой на моделирование и при участии взрослого. В заданиях с опорой на наглядность им было доступно лишь воссоздание отдельного элемента творчества при активном участии взрослого или выполнение задания по образцу взрослого. В заданиях с опорой на проблемную ситуацию продукт выглядел традиционным, введение новой ситуации и персонажа не изменяло сюжет сказки. Дети не владели художественными средствами, многие из них применяли неадекватные навыки словообразования.

Качество детского художественнословесного продукта у трех категорий испытуемых проявилось по-разному. У нормально развивающихся старших дошкольников мы наблюдали более выраженный индивидуальный «почерк» и оригинальность в заданиях с опорой на моделирование и наглядность, имели место попытки объединения в единый сюжет: рассказывались целые истории о необычных способностях жителей дачи. В заданиях с опорой на проблемную ситуацию индивидуальность и своеобразие манеры выражения поддерживалась взрослым, продукт словесного творчества отвечал элементарным художественным требованиям, был композиционно выстроен, имел замысел и сюжет, наблюдалось раскрытие темы.

У их сверстников с ОНР 3-го уровня своеобразие манеры было выражено относительно во всех трех видах задания. Так, в

заданиях с опорой на наглядность поддержка взрослого требовалась в меньшей степени, чем в заданиях с опорой на моделирование и проблемную ситуацию, где мы наблюдали стереотипность и шаблонность. Только образец взрослого, создание ситуации успеха помогали детям проявить индивидуальность в манере выражения.

В первых двух видах заданий адекватность и соответствие элементарным художественным требованиям продукта словесного творчества были более выражены, чем в заданиях с опорой на проблемную ситуацию. Мы наблюдали попытки объединения в единый сюжет, раскрытие замысла и темы с небольшой помощью взрослого. В заданиях же с опорой на проблемную ситуацию дети демонстрировали разрозненность сюжета на эпизоды, уход от замысла, детям требовалась помощь взрослого.

Старшие дошкольники с ЗПР демонстрировали слабо выраженное своеобразие манеры. Во всех видах заданий даже при поддержке взрослого мы наблюдали стереотипность и шаблонность. Наличие модели и наглядности вызывало подражание готовому, раннее отработанному шаблону. Даже образец взрослого не всем помогал преодолеть стереотипы. В задании с опорой на моделирование дети демонстрировали разрозненность сюжета и отсутствие попыток его объединить даже с помощью взрослого, наличие наглядности не помогало раскрыть замысел и тему. В заданиях с опорой на проблемную ситуацию демонстрировались неадекватность творческого продукта и несоответствие элементарным художественным требованиям.

Качественный и количественный анализ развития компонентов словесного творчества показал их неоднородность по рассматриваемым признакам и позволил условно выделить по уровню развития словесного творчества у испытуемых четыре модели проявления.

1. Творческая модель. К данной модели были отнесены 60% нормально разви-

вающихся старших дошкольников, 20% — старших дошкольников с ОНР 3-го уровня, старших дошкольников с ЗПР в данной модели не выявилось.

Словесное творчество характеризовалось наличием у детей импровизаций, проявлением оригинальности в сочетании, варьировании, комбинации и в преодолении стереотипов при восприятии и раскрытии художественных образов. Детям доступно владение элементарными художественными средствами для создания выразительного образа, их произведения словесного творчества оригинальны в знаковом выражении, имеют индивидуальный «почерк», соответствуют элементарным художественным требованиям, адекватность художественного продукта проявляется в наличии замысла, целостного сюжета и в раскрытии темы.

2. Элементарно-творческая модель проявилась у 33% нормально развивающихся старших дошкольников, у 40% детей с ОНР 3-го уровня и у 30% детей с ЗПР.

Словесное творчество характеризовалось склонностью детей к импровизации, инициируемой взрослым. В основе творческого действия преобладали чувственные побуждения. Дети при поддержке взрослого применяли элементарные художественные средства, умели комбинировать образ из старых знакомых элементов. В знаковом выражении продукт творчества традиционный, при помощи взрослого детям удавалось раскрыть замысел и тему в целостном сюжете, но при относительно индивидуальной манере выражения, проявляющейся в присутствии отдельных оригинальных творческих элементов на общем стереотипном фоне продукта творчества, который относительно соответствовал элементарным художественным требованиям.

3. Условно-творческая модель проявилась у 7% нормально развивающихся старших дошкольников, у 30% детей с ОНР 3-го уровня, у 43% детей с ЗПР.

Словесное творчество характеризовалось ограниченностью способов творческого действия и их использованием с помощью взрослого, при сочинении отмечались шаблонность и подражательность ранее усвоенным стереотипам. При активной помощи взрослого воссоздавались отдельные элементы образа без использования художественных средств. Манера выражения творчества стереотипна и шаблонна, отмечалась несвязанность частей сюжета между собой; неполное раскрытие замысла и темы творческого продукта, который условно соответствовал элементарным художественным требованиям.

4. Фрагментарно-творческая модель проявилась у 10% детей с ОНР 3-го уровня, у 27% детей с ЗПР, нормально развивающихся старших дошкольников в данной модели не выявлено.

Словесное творчество характеризовалось не выраженным способом творческого действия, а лишь воссозданием отдельного, чаще незавершенного элемента при активной помощи взрослого, неумением самостоятельно преодолевать стереотипы восприятия. У детей данной модели отсутствовало владение художественными средствами, отмечались шаблонность и подражательность манеры выражения творчества в художественном продукте, проявлялись бедность замысла и неумение раскрыть тему, отсутствовал целостный единый сюжет произведения. Художественно-словесный продукт не соответствовал элементарным художественным требованиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведенного исследования констатируют незрелость и неравномерность развития словесного творчества у старших дошкольников с ОНР 3-го уровня и ЗПР, что затрудняет их социализацию.

Исходя из данных, полученных в результате исследования особенностей словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня и ЗПР, можно сделать следующие выводы:

1. Экспериментальная программа, составленная и использованная нами в целях получения диагностического среза для определения особенностей словесного творчества, позволяет нам изучить специфику данного процесса.

2. Анализ количественных и качественных результатов показал низкий уровень развития словесного творчества у детей с ОНР 3 -го уровня и еще ниже — у детей с ЗПР, а также неоднородность проявления в разных блоках заданий, где преобладают средний и низкий уровни по всем рассматриваемым нами компонентам (способам творческого действия, знаковому выражению и качеству словесного творческого продукта).

3. У детей с ОНР 3-го уровня доминирует «элементарно-творческая модель», а у детей с ЗПР доминирует «условнотворческая модель» проявления словесного творчества.

4. Особенности проявления способов творческого действия у детей с ОНР 3-го уровня выражались лишь стремлением к импровизации и к частичному комбинированию образа из знакомых элементов.

У детей с ЗПР отсутствовала способность к импровизации и вариациям, сочинительство было не всегда адекватным, наблюдалась также ограниченность способов творческого действия

5. Особенности проявления знакового выражения творчества в художественном продукте у детей с ОНР 3-го уровня характеризовались наличием оригинальных эле-

ментов творчества и элементарных художественных средств при участии взрослого, традиционным выражением продукта. Дети испытывали трудности в навыках словообразования.

У детей с ЗПР данный компонент характеризовался более слабым проявлением знакового выражения продукта творчества, отсутствовало владение элементарными художественными средствами. Дети применяли неадекватные навыки словообразования.

6. Особенности проявления качества словесного творческого продукта у детей с ОНР 3-го уровня были выражены относительно во всех трех видах задания. Мы наблюдали попытки объединения в единый сюжет, раскрытие замысла и темы с помощью взрослого. Старшие дошкольники с ЗПР демонстрировали слабо выраженное своеобразие манеры. Во всех видах заданий даже при поддержке взрослого проявились стереотипность, шаблонность и несоответствие элементарным художественным требованиям.

Это подтверждает необходимость развития словесного творчества старших дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей и выстраивание коррекционноразвивающей программы в процессе формирования словесного творчества для создания возможностей качественных изменений творческо-деятельностных компонентов у старших дошкольников с ЗПР и ОНР. Формирование словесного творчества приведет к позитивному изменению личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972.

2. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.

3. Медведева Е. А. Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: Монография. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007.

4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004.

5. Аханькова Е. В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционнологопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР: Дис. ... канд. пед. наук, 2004.

6. Фуреева Е. П. Развитие творческого воображения как средство оптимизации коррекционного отставания в речевом развитии у 6-летних детей с ЗПР: Дис. ... канд. пед. наук, 2000.

REFERENCES

1. Hudozhestvennoe tvorchestvo i rebenok: Monografija / Pod red. N. A. Vetluginoj. M.: Pedagogika, 1972.

2. Kravcova E. E. Razbudi v rebenke volshebnika: Kniga dlja vospitatelej detskogo sada i roditelej. M.: Prosveschenie; Uchebnaja literatura, 1996.

3. Medvedeva E. A. Osobennosti sociokul'turnogo stanovlenija lichnosti rebenka s problemami psihichesko-go razvitija sredstvami iskusstva v obrazovatel'nom prostranstve: Monografija. M.: MGGU im. M. A. Sholohova, 2007.

4. Vygotskij L. S. Psihologija razvitija rebenka. M.: Smysl; Eksmo, 2004.

5. Ahan'kova E. V. Ispol'zovanie priemov tvorcheskogo rasskazyvanija v processe korrekcionno-logopedicheskoj raboty s det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta s ONR: Dis. ... kand. ped. nauk, 2004

6. Fureeva E. P. Razvitie tvorcheskogo voobrazhenija kak sredstvo optimizacii korrekcionnogo otstavanija v rechevom razvitii u 6-letnih detej s ZPR: Dis. . kand. ped. nauk, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.