Научная статья на тему 'Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности'

Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
709
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIALLY IMPORTANT COMPONENTS OF PERSONALITY / JUNIOR STUDENT / PSYCHIC DEVELOPMENT RETARDATION / DIAGNOSTIC TOOLS / ARTISTIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Елена Алексеевна, Павлова Анна Сергеевна

В данной статье рассматривается проблема развития личности детей с задержкой психического развития с помощью искусства, стимулирующего детей данной категории в социализации. Раскрываются особенности развития социально значимых компонентов личности (общения, самосознания, эмоционального, творческого) младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Представлен диагностический инструментарий их выявления (методики, критерии оценки, уровневые качественные характеристики) с помощью художественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Медведева Елена Алексеевна, Павлова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FEATURES OF SOCIALLY IMPORTANT COMPONENTS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN’S PERSONALITIES WITH PSYCHIC DEVELOPMENT RETARDATION IN ARTISTIC ACTIVITY

This article deals with the problem of personality development of children with psychic development retardation through art, stimulating children in this category in the socialization; raises questions about the importance of successful socialization in society of such children; discloses the peculiarities of the development of socially important components of personality (communication, self-awareness, emotional and creative components) of junior students with psychic development retardation; presents a diagnostic tool to identify them (methodology, evaluation criteria, tiered qualitative characteristics) by means of artistic activities.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности»

УДК 159.9

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ

КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. Медведева, А.С. Павлова

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития личности детей с задержкой психического развития с помощью искусства, стимулирующего детей данной категории в социализации. Раскрываются особенности развития социально значимых компонентов личности (общения, самосознания, эмоционального, творческого) младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Представлен диагностический инструментарий их выявления (методики, критерии оценки, уровневые качественные характеристики) с помощью художественной деятельности.

Ключевые слова: социально значимые компоненты личности, младший школьник, задержка психического развития, диагностический инструментарий, художественная деятельность.

STUDY OF FEATURES OF SOCIALLY IMPORTANT COMPONENTS

OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN'S PERSONALITIES WITH PSYCHIC

DEVELOPMENT RETARDATION IN ARTISTIC ACTIVITY

E. Medvedeva, A. Pavlova

Abstract. This article deals with the problem of personality development of children with psychic development retardation through art, stimulating children in this category in the socialization; raises questions about the importance of successful socialization in society of such children; discloses the peculiarities of the development of socially important components of personality (communication, self-awareness, emotional and creative components) of junior students with psychic development retardation; presents a diagnostic tool to identify them (methodology, evaluation criteria, tiered qualitative characteristics) by means of artistic activities.

Keywords: socially important components of personality, a junior student, psychic development retardation, diagnostic tools, artistic activity.

В современном обществе и образовании как социальном институте идеи Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности развития личности приобретают все большее значение [2]. Это, в свою очередь, предполагает развитие социально значимых компонентов личности (общения, самосознания и творчества, эмоциональных проявлений при

взаимодействии с окружающим миром), создает условия социализации подрастающего поколения. Особенно значимо это для ребенка с задержкой психического развития (ЗПР), как наиболее распространенного варианта дизонтогенеза, при обеспечении его активного функционирования в социуме.

Следует отметить, что в последнее время в научном и практическом сообществе специальной психологии все больше исследуются социальные детерминанты нарушенного развития (Д.И. Бойко, Е.В. Грибанова, Е.Е. Дмитриева, И.А. Коробейников, И.Ю. Левченко, В.Б. Никишина, В.М. Слуцкий, Е.В. Соколов, У.В. Ульенкова и др.), повышается интерес к изучению личности

ребенка с различными вариантами нарушений развития, как необходимого условия их успешной социализации (О.Г. Агавелян, Н.Л. Белопольская, Т.Г. Богданова, Л.И. Божович, Т.Н. Волковская, Г.В. Грибанова, Е.Е. Дмитриева, Т.Н. Князева, И.А. Коробейников, И.Ю. Левченко, Н.И. Непомнящая, Л.Э. Семенова, У.В. Ульенкова, Н.В. Шутова и др.) и формирования как субъекта культуры (Ж.И. Журавлева, И.Б. Ильина, Е.А. Медведева, А.С. Павлова) [1;3;4;6;8-10].

С целью изучения и раскрытия особенностей социально значимых

компонентов личности младших школьников с ЗПР нами было проведено исследование на основе использования искусства и художественной деятельности. Концептуальной основой нашего эксперимента является теория Л.С. Выготского о культурно-исторической основе развития психики, единстве социального и индивидуального в развитии личности, а также «субъектно-художественный» подход в социализации личности ребенка с проблемами психического развития (Е.А. Медведева, 2007),

рассматривающей искусство как путь «врастания» такого ребенка в социум и культуру [2;5;7]. Искусство с раннего детства в разных его формах входит в мир ребенка, стимулируя его взаимодействие с социумом. Через знаковое, жесто-мимическое, музыкально-интонационное выражения

(интонационное, песенное общение с матерью, манипуляции с музыкальными игрушками и т.д.) постепенно расширяется субъектное проявление ребенка в искусстве, в художественном общении и деятельности, с взрослым, сверстниками и предметным миром, что стимулирует развитие личности ребенка уже на ранних этапах дизонтогенеза.

Экспериментальная работа проводилась в период с 2010 г. по 2015 г. на базе образовательных организаций Москвы: ГБОУ гимназия № 1597, ГБОУ СОШ № 1363, ГБОУ ДОД ДТТТИ имени М.А. Балакирева. В исследовании участвовали 120 детей 7 - 8 лет с ЗПР, а также 60 сверстников с нормальным развитием. Данный возраст исследуемых детей определялся интеграцией успехов в преодолении трудностей в психическом развитии в период дошкольного детства, с одной стороны, и тем, что у детей, с другой стороны, в школе проявляются сложности адаптации к новым условиям, обостряются личностные проблемы, дисгармоничность общения, самосознания, эмоциональных проявлений, творческого выражения.

Констатирующая часть исследования включала диагностическую программу, состоящую из 4-х блоков, где были использованы известные и ранее апробированные в психологии и педагогике методики (И.И. Иванец, И.Б. Ильиной, Я.Л. Коломинского, В.И. Колякиной, Е.А. Медведевой, Е.А. Панько, Е. Торренса). Мы дополнили их заданиями, направленными на изучение особенностей развития социально значимых компонентов личности детей с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников.

Задания первого блока определяли особенности развития общения («Дары осени» В.И. Колякиной - создание коллективного панно, методика Е.А. Панько - составление иллюстрации по литературному произведению пазлами). Критерии оценки данного компонента явились: мотивационный, информационно-речевой, знаковый аспекты общения.

Задания второго блока определяли особенности развития самосознания (модификация методики Дембо-Рубинштейн «Лесенка», беседа «Расскажи мне о себе»,

модифицированный вариант «Хоровод» Е.А. Панько). Критериями оценки данного компонента явились: характеристика личностных качеств, отношения к себе в деятельности, осознание социально-поведенческих проявлений.

Задания третьего блока выявляли особенности эмоционального компонента личности (рисунок, беседа: «Я иду в школу» Е.А. Панько, «Какое настроение живет в музыкальных произведениях?» А.С. Павловой, «Как звучит картина?» Е.А. Медведевой). Критериями оценки данного компонента явились: эмоциональное отношение к новой социальной ситуации (началу школьного обучения), эмоции и чувства, возникающие при восприятии произведений искусства.

Задания четвертого блока определяли особенности творческого компонента личности (модифицированный вариант методики Е.Торренса «Нарисуй картинку из геометрической формы», «Измени сказку» Е.А. Медведевой). Критериями оценки данного компонента явились: мотивация к творчеству, способы творческих действий, качество художественного продукта.

Оценка выполнения заданий проводилась на основе количественной оценки и качественного анализа развития общения, самосознания, эмоционального и творческого компонентов личности у младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников. Были введены количественные показатели (трехбалльная система),

позволяющие проследить степень их выраженности (от максимальной — 3 балла до минимальной — 1 балл). Технологии обследования детей с ЗПР основывались на рекомендации В.И. Лубовского и ее реализации в специальной психологии С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселевой, Е.А. Медведевой, М.М. Семаго, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой. Для статистической обработки результатов данных

констатирующего эксперимента использовалась методика Манна-Уитни для определения достоверности различий исследуемых признаков у детей с ЗПР и детей с нормальным развитием и кластерный анализ для определения средней межгрупповой связи количественных показателей.

Результаты изучения особенностей развития компонентов личности (общения, самосознания, эмоционального, творческого) детей 7-8 лет с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников по методике Манна-Уитни проявились в статистических

показателях, обозначивших достоверные различия на высоком уровне значимости по всем рассматриваемым критериям в каждом из компонентов личности: общении - р < 0,010, самосознании - р < 0,010, в эмоциональном - р < 0,010 в творческом - р < 0,010. У младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников неоднородность проявления обозначенных компонентов личности была дифференцирована по количественным и качественным показателям (на основе выделенных критериев) по степени выраженности (максимальная, относительная, слабая). Проведенный кластерный анализ позволил выделить уровни - высокий, средний, низкий. Результаты диагностики позволили выделить особенности исследуемых социально значимых компонентов личности детей с ЗПР и нормальным развитием.

Особенности развития общения младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников в художественной деятельности. Высокий уровень развития проявился у 64% нормально развивающихся детей, где преобладали устойчивость мотивации, инициативность в диалоге со сверстниками и взрослым, развернутость речи, адекватность использования разнообразных речевых конструкций, обращений по имени, наличие доброжелательных выразительных интонаций, позитивных пантомимических выражений (улыбок, рукопожатий и др.). Средний уровень развития был обнаружен у 28% младших школьников нормы и 70% их сверстников с ЗПР, который характеризовался необходимостью поддержания интереса к общению со стороны взрослого, недостаточной целенаправленностью на объект диалога в художественной деятельности,

односложностью речевых конструкций, фрагментарностью обращения по имени и использования эмоциональных выразительных речевых интонаций и пантомимической сдержанностью. Низкий уровень развития наблюдался у 8% испытуемых с нормальным развитием и 30% детей с ЗПР, который проявлялся в слабости вовлеченности, устойчивости в процессе коллективного общения со сверстниками или проявлении негативного характера коммуникации в группе, односложности, неразвернутости речи, отсутствии обращения по имени, бедности эмоциональных реакций, мимических проявлений.

Особенности развития самосознания младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников. Высокий уровень

развития самосознания был обнаружен у 64% нормально развивающихся младших школьников, с преобладанием

самостоятельности при анализе своих личностных качеств, способностей, навыков, адекватности в отношении к своим умениям, достижениях в художественной деятельности, правильности суждений о своих социально-поведенческих проявлениях и сверстников. Средний уровень развития самосознания показали 32% детей с нормальным развитием и 66% их сверстников с ЗПР, характеризовался необходимостью в помощи взрослого при анализе, поверхностном представлении ребенка о себе, размытостью выделения своих личностных качеств, ограниченностью в оценке способностей и умений в деятельности, понимания своих социальных ролей, недостаточной осознанности правильности социально-поведенческих проявлений. Низкий уровень развития самосознания прослеживался у 4% младших школьников с нормальным развитием и 34% с ЗПР и характеризовался отсутствием самостоятельности в выделении личностных качеств, поверхностностью суждений в отношении к себе в художественной деятельности,

неадекватностью в оценке себя в социально-поведенческих проявлениях.

Особенности эмоционального компонента личности младших школьников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников. Высокий уровень развития присутствовал у 74% нормально развивающихся детей и характеризовался: эмоциональной

открытостью, активностью в рисовании и беседе о школе, наличием эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений, яркими мимическими выражениями, самостоятельностью выделения средств выразительности. Средний уровень был отмечен у 26% младших школьников с нормальным развитием и 64% их сверстников с ЗПР, и характеризовался наличием эмоциональной сдержанности в мимических реакциях при восприятии произведений искусства, опорой на помощь взрослого в вербальной оценке средств выразительности. Низкий уровень развития проявлялся у 36% младших школьников с ЗПР в выраженном страхе перед школой в беседе, наличии в рисунке школы темных тонов, отсутствием эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение, неумении определять средства выразительности.

Особенности творческого компонента личности младших школьников с ЗПР и их

нормально развивающихся сверстников. Высоким уровнем развития обладали 74% нормально развивающихся младших школьников. Они продемонстрировали устойчивый интересе к творческой деятельности, увлеченность, включенность, умение переходить от одного способа творческих действий к другому, склонность к импровизации, отсутствие стереотипов, высокое качество художественного продукта, использование развернутой диалоговой речи. Средний уровень развития прослеживался у 26% младших школьников нормы и 72% с ЗПР, характеризовался недостаточной мотивацией, использованием стереотипов и

подражательности с помощью взрослого при выстраивании сюжета, слабостью

импровизации, односложностью диалоговой речи. Низкий уровень развития был свойственен 28% младшим школьникам с ЗПР, отличался отсутствием мотивации к творчеству, слабостью владения способами творческих действий, отсутствием импровизации, бедностью сюжета, неумением использовать диалоговую речь, раскрыть тему и замысел.

Проведенный констатирующий

эксперимент позволил сделать выводы:

1. Составленная диагностическая программа для определения особенностей развития социально значимых компонентов личности младших школьников с ЗПР и нормальным развитием оказалась информативной.

2. Проведенный анализ подтвердил, что установленные при изучении нормально

развивающихся младших школьников закономерности развития личности характерны для сверстников с ЗПР. Однако у детей с ЗПР не реализованы личностные возможности развития, в силу их общей психической незрелости.

3. При анализе количественных и качественных показателей был выявлен замедленный темп развития личности младших школьников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками по всем рассматриваемым компонентам личности.

4. Полученные данные показали различия в развитии личности детей с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, проявляющихся в компонентах (общении, самосознании, эмоциональном и творческом), а также их неоднородность проявления с преобладанием у 7 - 8 летних детей с ЗПР среднего и низкого уровня развития.

5. Сравнение фактических данных позволило получить качественные характеристики развития компонентов личности детей с ЗПР.

Анализ полученных экспериментальных данных показал личностную незрелость детей младшего школьного возраста с ЗПР и подтвердил необходимость развития социально значимых компонентов в условиях целенаправленной коррекционной работы в образовательном пространстве с

использованием средств искусства.

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1999.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М., 2006.

3. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. - М., 2002.

4. Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах дизонтогенеза / Е.Е. Дмитриева. - Н.Новгород: НГГГУ, 2004.

5. Медведева Е.А Общение как феномен культуры, искусства и способ социализации личности в онтогенезе и дизонтогенезе / Е.А. Медведева; сб. материалов Международного теоретико -методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы, теория, история, методология». - М.: МГПУ, 2012.

6. Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в арттерапевтическом и

артпедагогическом пространстве / Е.А. Медведева. - М., 2009.

7. Медведева Е.А. К вопросу о диагностике социокультурного аспекта в развитии личности детей с проблемами психического развития / Е.А. Медведева // Специальная психология. - 2007. - № 2.

8. Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. - 1999. - № 4.

9. Непомнящая Н.И. Творчество как форма жизни личности / Н.И. Непомнящая // Проблемы психологии творчества в работе с детьми. - Гродно, 1990.

10. Павлова А.С. Особенности общения со сверстниками младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в художественной деятельности / А.С. Павлова // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2015. - № 10. - С. 346-348.

Сведения об авторах:

Медведева Елена Алексеевна (г. Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, e-mail: medvedeva-ea@mail.ru

Павлова Анна Сергеевна (г. Москва, Россия), научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, email: pavlova-a.c@mail.ru

Data about the authors:

E. Medvedeva (Moscow, Russia), Doctor of Psychology, Professor, professor of department of psychological and pedagogical foundations of special education, Institute of special education and comprehensive rehabilitation, Moscow State Pedagogical University, e-mail: medvedeva-ea@mail.ru

A. Pavlova (Moscow, Russia), research associate of inclusive education laboratory, Institute of special education and comprehensive rehabilitation, Moscow State Pedagogical University, e-mail: pavlova-a.c@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.