УДК 159.99
ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК И СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ МОТИВОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Обухова Юлия Владимировна Обухова Светлана Георгиевна
Статья посвящена изучению мотивационно-смысловых, инструментально-стилевых и личностных характеристик самореализации, а также смысло-образующих мотивов самореализации молодых людей. Приводится обзор современных психологических исследований, посвященных данной проблеме, а также результаты исследования, проведенного в Академии биологии и биотехнологий Южного федерального университета.
В ходе теоретического обзора выделена сущность понятия «самореализация», описаны предпочтения исследователей в выборе эмпирического объекта. Новизна исследования заключается в изучении особенностей самореализации студентов несоциономического типа профессий. По результатам исследования были установлены различия у девушек и юношей в выраженности интернальности, относящейся к инструментально-стилевым характеристикам самореализации.
Обнаружено, что у девушек по сравнению с юношами преобладают со-циоцентрические установки самореализации. По мере взросления у девушек претерпевает изменения выраженность инструментально-стилевых характеристик (интернальность), а у юношей - мотивационно-смысловых характеристик (консерватизм). Только у девушек обнаружены взаимосвязи между мотивационно-смысловыми характеристиками (креативность, конструктивность, социоцентричность) и смыслообразующими мотивами (мотив достижения как процесс и как результат, кооперативный мотив как результат) самореализации. Как у девушек, так и у юношей не обнаружено взаимосвязи между личностными характеристиками и смыслообразующими мотивами самореализации. Для студентов-биологов характерны три типа самореализации: комплексный, прогностический и несформировавшийся. Большинство студентов реализуют комплексный тип самореализации, включающий в себя все рассматриваемые характеристики самореализации.
Ключевые слова: самореализация, характеристики, мотивационно-смысловые компоненты, инструментально-стилевые компоненты, личностные компоненты, переменные, типы, смыслообразующие мотивы, молодежь.
Введение
Молодежь выступает наиболее динамичной, восприимчивой к внешним воздействиям социальной группой, которая легче других возрастных и социально-демографических групп адаптируется к качественно новым обстоятельствам, усваивает новые культурные образцы и стереотипы поведения, а также новые ценности, относящиеся к сферам образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений. Актуальность вопросов, касающихся процесса жизненного поиска молодежи, несмотря на большое количество опубликованных научных работ и исследований, обусловлена новым всплеском интереса человечества к поиску неизведанных внутренних ресурсов. В настоящее время, возможно, это происходит по нескольким причинам: с одной стороны, из-за возрастания предъявляемых обществом требований к человеку как успешной гармонично развивающейся личности, осознающей свою уникальность и неповторимость, обладающей потенциалом самореализации и самоактуализации, характеризующейся направленностью на достижение успеха в различных сферах деятельности и четко осознающей смысл своей жизни; с другой стороны - ввиду роста числа тех молодых людей, которые, теряясь в огромном поле возможностей современного мира, не могут указать свою четкую жизненную траекторию развития. В связи с этим понимание составных частей и представление о структуре самореализации просто необходимы как для науки, так и для психологической практики.
В психологической литературе самореализация рассматривается как ценности (Л. С. Яковицкая и др.), свобода выбора деятельности (Е. Ю. Умярова и др.), как самопознание (E. Fromm, А. Ма$1оу, G.N. Sekhar и др.), способности (Е. И. Горячева, Л. И. Катаева, Т. А. Полозова и др.), элемент личностной идентичности (E. Fromm и др.), предметная реальность (Э. В. Галажинский, Д. А. Леонтьев и др.), системное образование (Н. П. Авдеев, Е. А. Денисова, В. Е. Клочко, Л. А. Коростылева, С. И. Кудинов, И. В. Кулагина, и др.) [2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 16, 17, 18, 20].
Чаще всего эмпирическим объектом исследования становились представители социономического типа профессий: преподаватели (Д. Б. Казанцева, Л. В. Лазарева и др.), психологи (И. А. Геронимус, С. И. Кудинов, Е. В. Орлова и др.), воспитатели ДОУ (Е. А. Ничипорюк, Т. П. Скрипкина), реже - представители несоциономического типа профессий: специалисты информационной безопасности (Н. А. Сеткова), инженеры (О. Н. Мартынова), строители (О. Н. Рахимова), музыканты (К. Н. Коданева и др.) [1, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 19].
В современной психологической литературе малочисленны исследования, которые бы раскрывали психологические особенности самореализации
студенческой молодежи, обучающейся на естественнонаучных специальностях (биология, химия, география), что и побуждает нас к более детальной проработке данных вопросов. С нашей точки зрения, специалисты-биологи должны обладать специфической мотивационно-ценностной социальной направленностью, сформированной картиной мира как компонентом общечеловеческой культуры. Студент-биолог должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний. Ему должны быть интересны современные достижения в области биологии. Современный специалист должен владеть культурой мышления, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии, методически и психологически быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, и, как следствие, стремиться к самопознанию и самореализации.
Предметом исследования выступили особенности самореализации. Цель исследования: изучить характеристики самореализации. Эмпирический объект: в исследовании приняли участие 60 студентов - девушек и юношей в возрасте от 20 до 28 лет, обучающихся в Академии биологии и биотехнологий Южного федерального университета.
Методы и методики исследования
В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ современной психологической литературы); эмпирические (психологическое тестирование). В работе применялись методы статистической обработки данных: факторный анализ; методы непараметрической статистики (определение коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерия Вилкоксона, Манна-Уитни, Фридмана). Методики исследования: многомерный опросник самореализации С. И. Кудинова, модификация методики «Словарь» И. Г. Кокуриной для определения смыслообразующих мотивов самореализации [5, 7].
В данной статье самореализацию, вслед за С. И. Кудиновым, мы будем понимать как полисистемную модель, обеспечивающую установление взаимозависимости частей, элементов, их причинно-следственных отношений и внутренних связей [7]. Мотивационно-смысловые характеристики самореализации представлены когнитивным (креативность, консерватизм), мотивационным (социоцентричность, эгоцентричность) и прогностическим (конструктивность, деструктивность) компонентами [19]. К данным характеристикам также можно отнести смыслообразующие мотивы самореализации, рассматриваемые нами по результирующей или процессуальной ориентации
(преобразовательный, коммуникативный, утилитарно-прагматический, кооперативный, конкурентный мотивы и мотив достижения) [5]. Инструментально-стилевые характеристики самореализации представлены динамическим (энергичность, инертность), эмоциональным (оптимизм, пессимизм), организационным (интернальность, экстернальность) компонентами. Личностные характеристики самореализации представлены установочно-целевым компонентом (социоцентрированные и личностно-центрированные установки) [19].
Результаты
У девушек-биологов в когнитивном компоненте самореализации преобладает консерватизм над креативностью (р = 0,000003); в мотивацион-ном компоненте - социоцентричность над эгоцентричностью (р = 0,0003); в прогностическом компоненте - конструктивность над деструктивностью (р = 0,0002); в эмоциональном компоненте - оптимизм над пессимизмом (р = 0,0009); в установочно-целевом компоненте социоцентрированные установки преобладают над личностно-центрированными установками (р = 0,0013); в организационном компоненте преобладает интернальность над экстернальностью (р = 0,00006). У юношей-биологов в динамическом компоненте самореализации преобладает энергичность над инертностью (р = 0,0015), а в организационном компоненте - экстернальность над ин-тернальностью (р = 0,0012).
Выявлено, что по мере взросления девушек-биологов увеличивается значение показателя «Интернальность». Такие девушки чаще предписывают себе заслуги в достижениях и берут ответственность за свои неудачи. А у юношей-биологов обнаружена иная закономерность: по мере взросления увеличивается значение показателя «Консерватизм»: это свидетельствует о том, что они стремятся сохранить прежний стиль самореализации и не стараются привносить новизну в повседневную деятельность. У девушек-биологов по сравнению с юношами-биологами преобладают социоцентри-ческие установки самореализации (р = 0,001). Это свидетельствует о том, что девушки-биологи стремятся внести существенный вклад в развитие общего дела, улучшить взаимоотношения среди коллег и в целом морально-психологический климат в коллективе.
Установим ведущие смыслообразующие мотивы самореализации студентов-биологов (таблица 1). Анализируя данные таблицы, становится очевидным, что ведущими мотивами самореализации девушек-биологов являются: мотив достижения как процесс, утилитарно-прагматический мотив как процесс и результат, мотив достижения как результат, преобразовательный мотив как процесс.
Таблица 1.
Иерархия мотивов самореализации
Мотивы самореализации Девушки | Юноши
Иерархия мотивов (место)
Преобразовательный (результат) 6 3
Преобразовательный (процесс) 4 4
Коммуникативный (результат) 8 1
Коммуникативный (процесс) 5 2
Утилитарно-прагматический (результат) 2 11
Утилитарно-прагматический (процесс) 2 12
Кооперативный (результат) 11 10
Кооперативный (процесс) 7 8
Конкурентный (результат) 9 9
Конкурентный (процесс) 10 7
Мотив достижения (результат) 3 6
Мотив достижения (процесс) 1 5
Из сказанного выше становится очевидно, что девушки-биологи совмещают одновременно как эффективные (мотив достижения, преобразовательный мотив), так и неэффективные (утилитарно-прагматический мотив) стратегии самореализации, что говорит о двойственности их внутреннего мира. Рассмотрение девушками-биологами самореализации как бесполезного дела, требующего траты энергии и сил, а также способа удовлетворения иных потребностей, не связанных с процессом самореализации, с нашей точки зрения требует дальнейшей коррекционной работы по гармонизации ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности. Ведущими мотивами самореализации юношей-биологов являются: коммуникативный мотив как результат и процесс, преобразовательный мотив как результат и процесс, и мотив достижения как процесс. На первый взгляд все стратегии юношей-биологов можно отнести к эффективным, но преобладание коммуникативного мотива над другими указывает нам, что для них важна не сама самореализация, а возможность находиться в коллективе единомышленников. Поэтому главная цель их самореализации - это быть услышанным, понятым и сохранить членство в какой-нибудь группе. Выявленная эмпирическая закономерность требует дальнейшей коррекционной работы по гармонизации мотивационной сферы личности и выработке коммуникативных навыков в адрес незнакомых людей.
Обратимся к анализу взаимосвязи между характеристиками и смыс-лообразующими мотивами самореализации. У девушек-биологов обнаружены взаимосвязи между мотивационно-смысловыми характеристиками и смыслообразующими мотивами самореализации. Высокая выраженность
креативности сопровождается преобладанием мотива достижения как процесса (г = 0,523). Девушки, обладающие неординарными способами и приемами самовыражения, рассматривают самореализацию как средство ориентации на самосовершенствование, на развитие своих способностей. Высокая выраженность конструктивности связана с преобладанием кооперативного мотива как результата (г = 0,462) и мотива достижения как процесса (г = 0,499). Это указывает на позитивную результативность процесса самореализации девушек, на их стремление быть полезными другим людям, а также получать удовольствие от самого процесса усовершенствования своих навыков. Чем выше показатель социоцентричности, тем ярче выражен мотив достижения как результата (г = 0,548). Девушки, стремящиеся реализовать себя во благо другим людям, рассматривают самореализацию как преодоление преград, стремление ставить перед собой сверхзадачи. У девушек-биологов обнаружены взаимосвязи между инструментально-стилевыми характеристиками и смыслообразующими мотивами самореализации. Высокая выраженность энергичности связана с преобразовательным мотивом самореализации как процесса (г = 0,622). Девушки, проявляющие активность, энергичность, стремятся к самореализации ради самого процесса, приобретения мастерства. Высокая выраженность пессимизма приводит к преобладанию утилитарно-прагматических мотивов самореализации как процесса (г = 0,437). Девушки, недооценивающие себя, испытывающие страх и волнение в новой для себя деятельности, рассматривают самореализацию как трату энергии и сил. Чем выше интернальность, тем выше преобразовательный мотив как процесс (г = 0,476).
Девушки, обладающие хорошим самоконтролем и самоорганизацией при самовыражении, рассматривают самореализацию как способ приобретения нового опыта. У юношей-биологов обнаружены взаимосвязи между инструментально-стилевыми характеристиками и смыслообразующими мотивами самореализации. Высокая выраженность интернальности приводит к преобладанию коммуникативного мотива как процесса (г = 0,606). Такие юноши склонны подвергать постоянному анализу свои действия, взаимоотношения с окружающими, проявляют излишние переживания. Чаще всего берут ответственность на себя за то, что с ними происходит, за все успехи и неудачи. Для них не существует каких-либо обстоятельств, способных помешать задуманному. Если что-то не получается, то они склонны анализировать ситуацию и искать возможные решения. Для них самореализация - это способ общения с окружающими и поддерживания позитивных взаимоотношений. Низкая выраженность инертности сопровождается преобладанием конкурентного мотива как процесса (г = 0,588). В поведении таких юношей преобладают стереотипность, пассивность, отсутствие желания участвовать
в какой-либо деятельности, лень, предпочтение отдается пассивному отдыху, всякая новая деятельность вызывает беспокойство и тревогу. Самореализация для них - способ быть не хуже других, быть как все.
По результатам факторного анализа (методом главных компонент с Varimax-вращением) выделилось 2-факторное решение, объясняющее 73 % дисперсии. По доминированию индивидуальных значений того или иного фактора с учетом весовой нагрузки входящих в фактор показателей самореализации, отнесенных к содержанию характеристик и компонентов самореализации, выделены 3 группы респондентов (таблица 2).
Таблица 2.
Значения факторных весов выраженности переменных, обозначающих характеристики самореализации
Название фактора Характеристики Показатели Значение факторного веса (> 0,7)
Фактор 1. Комплексный тип самореализации (29 человек) Из них: 20 девушек и 9 юношей Личностные Социоцентри-рованные установки +0,851
Мотивационно-смысловые Креативность Консерватизм Социоцентризм +0,824 +0,817 +0,702
Инструментально-стилевые Энергичность Оптимистичность +0,796 +0,744
Фактор 2. Прогностический тип самореализации (14 человек) Из них: 10 юношей и 4 девушки Мотивационно-смысловые Конструктивность Деструктивность +0,810 -0,795
Фактор 3. Несформировавшийся тип самореализации (17 человек) Из них: 15 девушек и 2 юношей - - -
Объясняется 73 % дисперсии
Комплексный тип самореализации. Конфигурация показателей самореализации данной группы задается доминированием у них социоцентри-рованных установок (0,851), относящихся к личностным характеристикам, а также высокой креативностью, консерватизмом, социоцентризмом (положительные факторные нагрузки, соответственно: 0,824; 0,817; 0,702), относящиеся к мотивационно-смысловым характеристикам. Респонденты также
характеризуются высокой энергичностью (0,796) и оптимистичностью (0,744). Таким образом, респонденты данной группы стремятся проявить свои возможности, опыт, знания, умения и способности для улучшения отношений в коллективе, помощи другим людям. Для своего позиционирования, воплощения идей и реализации собственного потенциала они могут использовать широкий набор средств, в том числе неординарных, нестандартных (если они уверены в результате); если же есть сомнения в результативности деятельности, то они предпочтут стабильность в привычках, отношениях, увлечениях, выполнении учебных заданий и др. Респонденты стремятся изменить мир вокруг себя в лучшую сторону, готовы пожертвовать собственными интересами ради близких людей. Они упорны, целенаправленны и устремлены, инициативны и настойчивы в достижении цели, легки на подъем, не склонны сдаваться перед трудностями, с удовольствием пробуют себя в различных сферах жизнедеятельности.
Прогностический тип самореализации. Конфигурация показателей самореализации данной группы задается доминированием у них высокой конструктивности (0,810) и низкой деструктивности (-0,795), относящихся к инструментально-стилевым характеристикам самореализации. Такие респонденты быстро и качественно осваивают специфические действия, приемы, способы самовыражения, легко обучаемы.
Несформировавшийся тип самореализации свидетельствует об отсутствии потребности к самореализации в разных сферах жизнедеятельности. Данная группа респондентов нуждается в проведении коррекционных мероприятий.
Выводы
1. В зависимости от половой принадлежности студентов различается выраженность показателей в различных компонентах самореализации, а также выраженность показателей личностных характеристик самореализации.
2. По мере взросления у девушек претерпевает изменения выраженность инструментально-стилевых характеристик, а у юношей - мотивационно-смысловых характеристик самореализации.
3. У биологов - девушек и юношей различается характер взаимосвязи между инструментально-стилевыми характеристиками и смыслообра-зующими мотивами самореализации.
4. Ведущие мотивы самореализации различаются в зависимости от половой принадлежности студентов.
5. Для студентов-биологов характерны три типа самореализации: комплексный, прогностический и несформировавшийся.
Литература
1. Геронимус И. А., Орлова Е. В. Психологические особенности профессиональной самореализации и профессионального самоопределения консультантов службы «Телефон доверия» // Психологические исследования. - 2012. -Т. 5. - № 24. - С. 8.
2. ДенисоваЕ. А. Гендерные особенности самореализации личности студентов: автореф. дисс____канд. психол. наук. - М., 2010. - 22 с.
3. Катаева Л. И., Полозова Т. А. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества // Мир психологии. - 2005. - № 1. - С. 147-156.
4. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г. В. Залевского. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999. - 154 с.
5. КокуринаИ. Г. Методика «Словарь» // Психология общения: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 2011. - С. 478.
6. КоростылеваЛ.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 222 с.
7. Кудинов С. И., Кудинова И. Б., Авдеев Н. П. Самореализация студентов с низким уровнем настойчивости // Акмеология. - 2014. - № 1-2 (специальный выпуск). - С. 123-124.
8. Кулагина И. В. Влияние творческой самореализации на социально-психологическую адаптацию студентов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 23 с.
9. Лазарева Л. В., Казанцева Д. Б. Профессиональная самореализация современного педагога высшей школы // Self-realization of potential of арег$опа1И:у in modern society / Materials of the II International Scientific Conference on April 28-29, 2014. - Prague, 2014. - С. 44-54.
10. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 156-176.
11. Мартынова О. Н. Потенциал самореализации будущих инженеров: монография. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокос. ун-та, 2008. -204 с.
12. Рахимова О. Н., АнищенкоВ. А. Модель самореализации будущих бакалавров строительного направления в компетентностно-ориентированных ситуациях // Дискуссия. - 2014. - № 3. - С. 90-94.
13. Сеткова Н. А. Роль социального интеллекта в самореализации представителей профессий «человек-знаковая система» // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического уни-
верситета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Педагогика и психология». -2011. - № 5 (40). - С. 217-225.
14. Скрипкина Т. П., Ничипорюк Е. А. Особенности личностно-профессиональной самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Российский психологический журнал. -2010. - Т. 7. - № 2. - С. 7-14.
15. Тенюкова Г. Г., Коданева К. Н. Педагогические условия творческой самореализации учащихся дополнительного образования на основе интеграции искусств (на примере детской школы искусств) // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 252-255.
16. УмяроваЕ. Ю. Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в образовательной среде ДШИ: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Самара, 2010. - 19 с.
17. ЯковицкаяЛ. С. Целеполагание как механизм самореализации в научно-технической деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4.
18. Kostakova I. V., ВвОизоуа (Grigoreva) S. S. Psychological basis of career and job satisfaction in adults // National Psychological Journal. - 2014. -no. 3 (15). - pp. 84-89.
19. KudinovS. I., KudinovS. S., Aybazova S. R., Marin JerezK. Research on personality self-realization in context of systemic paradigm // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. -2015. - no. 2. - pp. 7-13.
20. Sekhar G. N. Self-realization is a way of harmony - A study report // International Journal of Physical and Social Sciences. - 2012. - V. 2. - I. 8. -pp. 166-178.