Научная статья на тему 'Особенности характеристик и смыслообразующих мотивов самореализации студенческой молодежи'

Особенности характеристик и смыслообразующих мотивов самореализации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
483
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ХАРАКТЕРИСТИКИ / CHARACTERISTICS / МОТИВАЦИОННОСМЫСЛОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ / INSTRUMENTAL-STYLE COMPONENTS / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / PERSONAL COMPONENTS / ПЕРЕМЕННЫЕ / VARIABLES / ТИПЫ / TYPES / СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ МОТИВЫ / MEANING-SENSE MOTIVES / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / MOTIVATIONAL-MEANING COMPONENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обухова Ю.В., Обухова С.Г.

Статья посвящена изучению мотивационно-смысловых, инструментальностилевых и личностных характеристик самореализации, а также смыслообразующих мотивов самореализации молодых людей. Приводится обзор современных психологических исследований, посвященных данной проблеме, а также результаты исследования, проведенного в Академии биологии и биотехнологий Южного федерального университета. В ходе теоретического обзора выделена сущность понятия «самореализация», описаны предпочтения исследователей в выборе эмпирического объекта. Новизна исследования заключается в изучении особенностей самореализации студентов несоциономического типа профессий. По результатам исследования были установлены различия у девушек и юношей в выраженности интернальности, относящейся к инструментально-стилевым характеристикам самореализации. Обнаружено, что у девушек по сравнению с юношами преобладают социоцентрические установки самореализации. По мере взросления у девушек претерпевает изменения выраженность инструментально-стилевых характеристик (интернальность), а у юношей мотивационно-смысловых характеристик (консерватизм). Только у девушек обнаружены взаимосвязи между мотивационно-смысловыми характеристиками (креативность, конструктивность, социоцентричность) и смыслообразующими мотивами (мотив достижения как процесс и как результат, кооперативный мотив как результат) самореализации. Как у девушек, так и у юношей не обнаружено взаимосвязи между личностными характеристиками и смыслообразующими мотивами самореализации. Для студентов-биологов характерны три типа самореализации: комплексный, прогностический и несформировавшийся. Большинство студентов реализуют комплексный тип самореализации, включающий в себя все рассматриваемые характеристики самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Characteristics and Meaning-Sense Motives of Self-Realization of the Student''s Youth

The authors offer an overview of sources on this problem, as well as results of a survey of young people of the Academy of Biology and Biotechnologies of the Southern Federal University. As a result of the theoretical review the essence of the concept "self-realization" is allocated, preferences of researchers in a choice of empirical object are described. Material novelty of research consists in studying of features of self-realization of students of non-socionomic type of professions. According to the survey findings at young women and young men in expressiveness of the internality relating to instrumental-style characteristics of self-realization were established. It is revealed that the sociocentric installations of the self-realization prevail at young girls in comparison with young men. In process of a growing at young girls expressiveness of instrumental-style characteristics undergoes changes (internality), and at young men motivational-meaning characteristics (conservatism) change. Interrelations between motivational-meaning characteristics (creativity, constructibility, sociocentricity) and meaning-sense motives (motive of achievement as process and as result, cooperative motive as result) self-realization are found only at young girls. Both at young girls, and at young men it isn''t revealed interrelations between personal characteristics and meaning-sense motives of self-realization. The students training in Academy of Biology and Biotechnologies are characterized three types of self-realization: complex, predictive and not created. Absolute majority of students realize the complex type of self-realization including all considered characteristics of self-realization.

Текст научной работы на тему «Особенности характеристик и смыслообразующих мотивов самореализации студенческой молодежи»

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК И СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ МОТИВОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Обухова Юлия Владимировна Обухова Светлана Георгиевна

Статья посвящена изучению мотивационно-смысловых, инструментально-стилевых и личностных характеристик самореализации, а также смысло-образующих мотивов самореализации молодых людей. Приводится обзор современных психологических исследований, посвященных данной проблеме, а также результаты исследования, проведенного в Академии биологии и биотехнологий Южного федерального университета.

В ходе теоретического обзора выделена сущность понятия «самореализация», описаны предпочтения исследователей в выборе эмпирического объекта. Новизна исследования заключается в изучении особенностей самореализации студентов несоциономического типа профессий. По результатам исследования были установлены различия у девушек и юношей в выраженности интернальности, относящейся к инструментально-стилевым характеристикам самореализации.

Обнаружено, что у девушек по сравнению с юношами преобладают со-циоцентрические установки самореализации. По мере взросления у девушек претерпевает изменения выраженность инструментально-стилевых характеристик (интернальность), а у юношей - мотивационно-смысловых характеристик (консерватизм). Только у девушек обнаружены взаимосвязи между мотивационно-смысловыми характеристиками (креативность, конструктивность, социоцентричность) и смыслообразующими мотивами (мотив достижения как процесс и как результат, кооперативный мотив как результат) самореализации. Как у девушек, так и у юношей не обнаружено взаимосвязи между личностными характеристиками и смыслообразующими мотивами самореализации. Для студентов-биологов характерны три типа самореализации: комплексный, прогностический и несформировавшийся. Большинство студентов реализуют комплексный тип самореализации, включающий в себя все рассматриваемые характеристики самореализации.

Ключевые слова: самореализация, характеристики, мотивационно-смысловые компоненты, инструментально-стилевые компоненты, личностные компоненты, переменные, типы, смыслообразующие мотивы, молодежь.

Введение

Молодежь выступает наиболее динамичной, восприимчивой к внешним воздействиям социальной группой, которая легче других возрастных и социально-демографических групп адаптируется к качественно новым обстоятельствам, усваивает новые культурные образцы и стереотипы поведения, а также новые ценности, относящиеся к сферам образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений. Актуальность вопросов, касающихся процесса жизненного поиска молодежи, несмотря на большое количество опубликованных научных работ и исследований, обусловлена новым всплеском интереса человечества к поиску неизведанных внутренних ресурсов. В настоящее время, возможно, это происходит по нескольким причинам: с одной стороны, из-за возрастания предъявляемых обществом требований к человеку как успешной гармонично развивающейся личности, осознающей свою уникальность и неповторимость, обладающей потенциалом самореализации и самоактуализации, характеризующейся направленностью на достижение успеха в различных сферах деятельности и четко осознающей смысл своей жизни; с другой стороны - ввиду роста числа тех молодых людей, которые, теряясь в огромном поле возможностей современного мира, не могут указать свою четкую жизненную траекторию развития. В связи с этим понимание составных частей и представление о структуре самореализации просто необходимы как для науки, так и для психологической практики.

В психологической литературе самореализация рассматривается как ценности (Л. С. Яковицкая и др.), свобода выбора деятельности (Е. Ю. Умярова и др.), как самопознание (E. Fromm, А. Ма$1оу, G.N. Sekhar и др.), способности (Е. И. Горячева, Л. И. Катаева, Т. А. Полозова и др.), элемент личностной идентичности (E. Fromm и др.), предметная реальность (Э. В. Галажинский, Д. А. Леонтьев и др.), системное образование (Н. П. Авдеев, Е. А. Денисова, В. Е. Клочко, Л. А. Коростылева, С. И. Кудинов, И. В. Кулагина, и др.) [2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 16, 17, 18, 20].

Чаще всего эмпирическим объектом исследования становились представители социономического типа профессий: преподаватели (Д. Б. Казанцева, Л. В. Лазарева и др.), психологи (И. А. Геронимус, С. И. Кудинов, Е. В. Орлова и др.), воспитатели ДОУ (Е. А. Ничипорюк, Т. П. Скрипкина), реже - представители несоциономического типа профессий: специалисты информационной безопасности (Н. А. Сеткова), инженеры (О. Н. Мартынова), строители (О. Н. Рахимова), музыканты (К. Н. Коданева и др.) [1, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 19].

В современной психологической литературе малочисленны исследования, которые бы раскрывали психологические особенности самореализации

студенческой молодежи, обучающейся на естественнонаучных специальностях (биология, химия, география), что и побуждает нас к более детальной проработке данных вопросов. С нашей точки зрения, специалисты-биологи должны обладать специфической мотивационно-ценностной социальной направленностью, сформированной картиной мира как компонентом общечеловеческой культуры. Студент-биолог должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний. Ему должны быть интересны современные достижения в области биологии. Современный специалист должен владеть культурой мышления, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии, методически и психологически быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, и, как следствие, стремиться к самопознанию и самореализации.

Предметом исследования выступили особенности самореализации. Цель исследования: изучить характеристики самореализации. Эмпирический объект: в исследовании приняли участие 60 студентов - девушек и юношей в возрасте от 20 до 28 лет, обучающихся в Академии биологии и биотехнологий Южного федерального университета.

Методы и методики исследования

В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ современной психологической литературы); эмпирические (психологическое тестирование). В работе применялись методы статистической обработки данных: факторный анализ; методы непараметрической статистики (определение коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерия Вилкоксона, Манна-Уитни, Фридмана). Методики исследования: многомерный опросник самореализации С. И. Кудинова, модификация методики «Словарь» И. Г. Кокуриной для определения смыслообразующих мотивов самореализации [5, 7].

В данной статье самореализацию, вслед за С. И. Кудиновым, мы будем понимать как полисистемную модель, обеспечивающую установление взаимозависимости частей, элементов, их причинно-следственных отношений и внутренних связей [7]. Мотивационно-смысловые характеристики самореализации представлены когнитивным (креативность, консерватизм), мотивационным (социоцентричность, эгоцентричность) и прогностическим (конструктивность, деструктивность) компонентами [19]. К данным характеристикам также можно отнести смыслообразующие мотивы самореализации, рассматриваемые нами по результирующей или процессуальной ориентации

(преобразовательный, коммуникативный, утилитарно-прагматический, кооперативный, конкурентный мотивы и мотив достижения) [5]. Инструментально-стилевые характеристики самореализации представлены динамическим (энергичность, инертность), эмоциональным (оптимизм, пессимизм), организационным (интернальность, экстернальность) компонентами. Личностные характеристики самореализации представлены установочно-целевым компонентом (социоцентрированные и личностно-центрированные установки) [19].

Результаты

У девушек-биологов в когнитивном компоненте самореализации преобладает консерватизм над креативностью (р = 0,000003); в мотивацион-ном компоненте - социоцентричность над эгоцентричностью (р = 0,0003); в прогностическом компоненте - конструктивность над деструктивностью (р = 0,0002); в эмоциональном компоненте - оптимизм над пессимизмом (р = 0,0009); в установочно-целевом компоненте социоцентрированные установки преобладают над личностно-центрированными установками (р = 0,0013); в организационном компоненте преобладает интернальность над экстернальностью (р = 0,00006). У юношей-биологов в динамическом компоненте самореализации преобладает энергичность над инертностью (р = 0,0015), а в организационном компоненте - экстернальность над ин-тернальностью (р = 0,0012).

Выявлено, что по мере взросления девушек-биологов увеличивается значение показателя «Интернальность». Такие девушки чаще предписывают себе заслуги в достижениях и берут ответственность за свои неудачи. А у юношей-биологов обнаружена иная закономерность: по мере взросления увеличивается значение показателя «Консерватизм»: это свидетельствует о том, что они стремятся сохранить прежний стиль самореализации и не стараются привносить новизну в повседневную деятельность. У девушек-биологов по сравнению с юношами-биологами преобладают социоцентри-ческие установки самореализации (р = 0,001). Это свидетельствует о том, что девушки-биологи стремятся внести существенный вклад в развитие общего дела, улучшить взаимоотношения среди коллег и в целом морально-психологический климат в коллективе.

Установим ведущие смыслообразующие мотивы самореализации студентов-биологов (таблица 1). Анализируя данные таблицы, становится очевидным, что ведущими мотивами самореализации девушек-биологов являются: мотив достижения как процесс, утилитарно-прагматический мотив как процесс и результат, мотив достижения как результат, преобразовательный мотив как процесс.

Таблица 1.

Иерархия мотивов самореализации

Мотивы самореализации Девушки | Юноши

Иерархия мотивов (место)

Преобразовательный (результат) 6 3

Преобразовательный (процесс) 4 4

Коммуникативный (результат) 8 1

Коммуникативный (процесс) 5 2

Утилитарно-прагматический (результат) 2 11

Утилитарно-прагматический (процесс) 2 12

Кооперативный (результат) 11 10

Кооперативный (процесс) 7 8

Конкурентный (результат) 9 9

Конкурентный (процесс) 10 7

Мотив достижения (результат) 3 6

Мотив достижения (процесс) 1 5

Из сказанного выше становится очевидно, что девушки-биологи совмещают одновременно как эффективные (мотив достижения, преобразовательный мотив), так и неэффективные (утилитарно-прагматический мотив) стратегии самореализации, что говорит о двойственности их внутреннего мира. Рассмотрение девушками-биологами самореализации как бесполезного дела, требующего траты энергии и сил, а также способа удовлетворения иных потребностей, не связанных с процессом самореализации, с нашей точки зрения требует дальнейшей коррекционной работы по гармонизации ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности. Ведущими мотивами самореализации юношей-биологов являются: коммуникативный мотив как результат и процесс, преобразовательный мотив как результат и процесс, и мотив достижения как процесс. На первый взгляд все стратегии юношей-биологов можно отнести к эффективным, но преобладание коммуникативного мотива над другими указывает нам, что для них важна не сама самореализация, а возможность находиться в коллективе единомышленников. Поэтому главная цель их самореализации - это быть услышанным, понятым и сохранить членство в какой-нибудь группе. Выявленная эмпирическая закономерность требует дальнейшей коррекционной работы по гармонизации мотивационной сферы личности и выработке коммуникативных навыков в адрес незнакомых людей.

Обратимся к анализу взаимосвязи между характеристиками и смыс-лообразующими мотивами самореализации. У девушек-биологов обнаружены взаимосвязи между мотивационно-смысловыми характеристиками и смыслообразующими мотивами самореализации. Высокая выраженность

креативности сопровождается преобладанием мотива достижения как процесса (г = 0,523). Девушки, обладающие неординарными способами и приемами самовыражения, рассматривают самореализацию как средство ориентации на самосовершенствование, на развитие своих способностей. Высокая выраженность конструктивности связана с преобладанием кооперативного мотива как результата (г = 0,462) и мотива достижения как процесса (г = 0,499). Это указывает на позитивную результативность процесса самореализации девушек, на их стремление быть полезными другим людям, а также получать удовольствие от самого процесса усовершенствования своих навыков. Чем выше показатель социоцентричности, тем ярче выражен мотив достижения как результата (г = 0,548). Девушки, стремящиеся реализовать себя во благо другим людям, рассматривают самореализацию как преодоление преград, стремление ставить перед собой сверхзадачи. У девушек-биологов обнаружены взаимосвязи между инструментально-стилевыми характеристиками и смыслообразующими мотивами самореализации. Высокая выраженность энергичности связана с преобразовательным мотивом самореализации как процесса (г = 0,622). Девушки, проявляющие активность, энергичность, стремятся к самореализации ради самого процесса, приобретения мастерства. Высокая выраженность пессимизма приводит к преобладанию утилитарно-прагматических мотивов самореализации как процесса (г = 0,437). Девушки, недооценивающие себя, испытывающие страх и волнение в новой для себя деятельности, рассматривают самореализацию как трату энергии и сил. Чем выше интернальность, тем выше преобразовательный мотив как процесс (г = 0,476).

Девушки, обладающие хорошим самоконтролем и самоорганизацией при самовыражении, рассматривают самореализацию как способ приобретения нового опыта. У юношей-биологов обнаружены взаимосвязи между инструментально-стилевыми характеристиками и смыслообразующими мотивами самореализации. Высокая выраженность интернальности приводит к преобладанию коммуникативного мотива как процесса (г = 0,606). Такие юноши склонны подвергать постоянному анализу свои действия, взаимоотношения с окружающими, проявляют излишние переживания. Чаще всего берут ответственность на себя за то, что с ними происходит, за все успехи и неудачи. Для них не существует каких-либо обстоятельств, способных помешать задуманному. Если что-то не получается, то они склонны анализировать ситуацию и искать возможные решения. Для них самореализация - это способ общения с окружающими и поддерживания позитивных взаимоотношений. Низкая выраженность инертности сопровождается преобладанием конкурентного мотива как процесса (г = 0,588). В поведении таких юношей преобладают стереотипность, пассивность, отсутствие желания участвовать

в какой-либо деятельности, лень, предпочтение отдается пассивному отдыху, всякая новая деятельность вызывает беспокойство и тревогу. Самореализация для них - способ быть не хуже других, быть как все.

По результатам факторного анализа (методом главных компонент с Varimax-вращением) выделилось 2-факторное решение, объясняющее 73 % дисперсии. По доминированию индивидуальных значений того или иного фактора с учетом весовой нагрузки входящих в фактор показателей самореализации, отнесенных к содержанию характеристик и компонентов самореализации, выделены 3 группы респондентов (таблица 2).

Таблица 2.

Значения факторных весов выраженности переменных, обозначающих характеристики самореализации

Название фактора Характеристики Показатели Значение факторного веса (> 0,7)

Фактор 1. Комплексный тип самореализации (29 человек) Из них: 20 девушек и 9 юношей Личностные Социоцентри-рованные установки +0,851

Мотивационно-смысловые Креативность Консерватизм Социоцентризм +0,824 +0,817 +0,702

Инструментально-стилевые Энергичность Оптимистичность +0,796 +0,744

Фактор 2. Прогностический тип самореализации (14 человек) Из них: 10 юношей и 4 девушки Мотивационно-смысловые Конструктивность Деструктивность +0,810 -0,795

Фактор 3. Несформировавшийся тип самореализации (17 человек) Из них: 15 девушек и 2 юношей - - -

Объясняется 73 % дисперсии

Комплексный тип самореализации. Конфигурация показателей самореализации данной группы задается доминированием у них социоцентри-рованных установок (0,851), относящихся к личностным характеристикам, а также высокой креативностью, консерватизмом, социоцентризмом (положительные факторные нагрузки, соответственно: 0,824; 0,817; 0,702), относящиеся к мотивационно-смысловым характеристикам. Респонденты также

характеризуются высокой энергичностью (0,796) и оптимистичностью (0,744). Таким образом, респонденты данной группы стремятся проявить свои возможности, опыт, знания, умения и способности для улучшения отношений в коллективе, помощи другим людям. Для своего позиционирования, воплощения идей и реализации собственного потенциала они могут использовать широкий набор средств, в том числе неординарных, нестандартных (если они уверены в результате); если же есть сомнения в результативности деятельности, то они предпочтут стабильность в привычках, отношениях, увлечениях, выполнении учебных заданий и др. Респонденты стремятся изменить мир вокруг себя в лучшую сторону, готовы пожертвовать собственными интересами ради близких людей. Они упорны, целенаправленны и устремлены, инициативны и настойчивы в достижении цели, легки на подъем, не склонны сдаваться перед трудностями, с удовольствием пробуют себя в различных сферах жизнедеятельности.

Прогностический тип самореализации. Конфигурация показателей самореализации данной группы задается доминированием у них высокой конструктивности (0,810) и низкой деструктивности (-0,795), относящихся к инструментально-стилевым характеристикам самореализации. Такие респонденты быстро и качественно осваивают специфические действия, приемы, способы самовыражения, легко обучаемы.

Несформировавшийся тип самореализации свидетельствует об отсутствии потребности к самореализации в разных сферах жизнедеятельности. Данная группа респондентов нуждается в проведении коррекционных мероприятий.

Выводы

1. В зависимости от половой принадлежности студентов различается выраженность показателей в различных компонентах самореализации, а также выраженность показателей личностных характеристик самореализации.

2. По мере взросления у девушек претерпевает изменения выраженность инструментально-стилевых характеристик, а у юношей - мотивационно-смысловых характеристик самореализации.

3. У биологов - девушек и юношей различается характер взаимосвязи между инструментально-стилевыми характеристиками и смыслообра-зующими мотивами самореализации.

4. Ведущие мотивы самореализации различаются в зависимости от половой принадлежности студентов.

5. Для студентов-биологов характерны три типа самореализации: комплексный, прогностический и несформировавшийся.

Литература

1. Геронимус И. А., Орлова Е. В. Психологические особенности профессиональной самореализации и профессионального самоопределения консультантов службы «Телефон доверия» // Психологические исследования. - 2012. -Т. 5. - № 24. - С. 8.

2. ДенисоваЕ. А. Гендерные особенности самореализации личности студентов: автореф. дисс____канд. психол. наук. - М., 2010. - 22 с.

3. Катаева Л. И., Полозова Т. А. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества // Мир психологии. - 2005. - № 1. - С. 147-156.

4. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г. В. Залевского. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999. - 154 с.

5. КокуринаИ. Г. Методика «Словарь» // Психология общения: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 2011. - С. 478.

6. КоростылеваЛ.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 222 с.

7. Кудинов С. И., Кудинова И. Б., Авдеев Н. П. Самореализация студентов с низким уровнем настойчивости // Акмеология. - 2014. - № 1-2 (специальный выпуск). - С. 123-124.

8. Кулагина И. В. Влияние творческой самореализации на социально-психологическую адаптацию студентов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 23 с.

9. Лазарева Л. В., Казанцева Д. Б. Профессиональная самореализация современного педагога высшей школы // Self-realization of potential of арег$опа1И:у in modern society / Materials of the II International Scientific Conference on April 28-29, 2014. - Prague, 2014. - С. 44-54.

10. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 156-176.

11. Мартынова О. Н. Потенциал самореализации будущих инженеров: монография. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокос. ун-та, 2008. -204 с.

12. Рахимова О. Н., АнищенкоВ. А. Модель самореализации будущих бакалавров строительного направления в компетентностно-ориентированных ситуациях // Дискуссия. - 2014. - № 3. - С. 90-94.

13. Сеткова Н. А. Роль социального интеллекта в самореализации представителей профессий «человек-знаковая система» // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического уни-

верситета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Педагогика и психология». -2011. - № 5 (40). - С. 217-225.

14. Скрипкина Т. П., Ничипорюк Е. А. Особенности личностно-профессиональной самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Российский психологический журнал. -2010. - Т. 7. - № 2. - С. 7-14.

15. Тенюкова Г. Г., Коданева К. Н. Педагогические условия творческой самореализации учащихся дополнительного образования на основе интеграции искусств (на примере детской школы искусств) // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 252-255.

16. УмяроваЕ. Ю. Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в образовательной среде ДШИ: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Самара, 2010. - 19 с.

17. ЯковицкаяЛ. С. Целеполагание как механизм самореализации в научно-технической деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4.

18. Kostakova I. V., ВвОизоуа (Grigoreva) S. S. Psychological basis of career and job satisfaction in adults // National Psychological Journal. - 2014. -no. 3 (15). - pp. 84-89.

19. KudinovS. I., KudinovS. S., Aybazova S. R., Marin JerezK. Research on personality self-realization in context of systemic paradigm // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. -2015. - no. 2. - pp. 7-13.

20. Sekhar G. N. Self-realization is a way of harmony - A study report // International Journal of Physical and Social Sciences. - 2012. - V. 2. - I. 8. -pp. 166-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.