СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ
DOI: 10.23888/humJ20191111-129
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Лесин А.М.
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования инициативности студентов гуманитарной направленности. Указана актуальность работы, связанная с необходимостью постоянного изучения личности, учитывая изменчивость общества и требования, которые оно предъявляет каждому своему члену.
Автором описана психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей. Выявлены связи содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик с динамическим компонентом этого свойства. Показано, что студенты готовы к проявлению и развитию инициативного поведения. Определены переменные, способствующие и препятствующие его формированию, и их выраженность. На динамические характеристики инициативности оказывают положительное влияние общественно-значимые цели, со-циоцентрическая и эгоцентрическая мотивация, осмысленность этого свойства, баланс продуктивности в предметной деятельности и субъектно-личностной сфере, наличие положительных стенических эмоций, интернальная регуляция и снижение операциональных и эмоционально-личностных затруднений. Снижают си-
лу и стремление проявлять и развивать инициативность преобладание эгоцентрической мотивационной направленности и продуктивности в субъектно-личностной сфере, отсутствие желания проявлять это свойство в учебной и профессиональной предметной деятельности ради достижения общественно полезных целей, недостаточные умения реализации инициативного поведения и низкая уверенность в своих силах. В факторной структуре инициативности выделены «агармонический» фактор, ограничивающий реализацию инициативности за счет эмоционально-личностных и операциональных трудностей, астенических эмоций, аэнергичности и экстернального типа саморегуляции; «мотивационно-целевой» фактор, связывающий влияние высокого уровня мотивации и целеустремленности; и «гармонический» фактор, определяющий влияние продуктивности, стени-ческих эмоций, энергичности, интернальной саморегуляции и осмысленности на готовность проявлять и развивать инициативность.
Данное исследование может быть полезно для психологов, педагогов, а также самих студентов с целью развития их гармоничной инициативной личности.
Ключевые слова: личность, студенты гуманитарных специальностей, инициативность, системно-функциональный подход.
THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF HUMANITIES STUDENTS' INITIATIVE
Lesin A.M.
Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov
Abstract. The results of researching humanities students' initiative are presented in the article. The relevance of the work is underlined, which is related to the necessity of studying personality constantly, taking into account the changeable nature of society and the demands on its every member.
The psychological structure of humanities students' initiative has been presented by the author. The relationships between substantial-semantic and instrumental-stylistic characteristics and the dynamic component of this trait have been identified. Students have been shown to be ready to display and develop initiative behaviour. The variables, promoting and hindering the formation of initiative, and their manifestations have been specified. Dynamic characteristics of initiative are under the positive influence of socially significant goals, sociocentric and egocentric motivation, awareness of this trait, the balance of productivity in the subject and subject-personal spheres, positive sthenic emotions, internal regulation and the lower level of operational and personal difficulties. The aspiration to display and develop initiative is reduced by the prevalence of egocentric motivational orientation and productivity in subject-personal sphere, the absence of the desire to display initiative in educational and professional spheres for the sake of reaching socially beneficial goals, the lack of skills of realizing initiative behavior and low self-esteem. The factor structure of initiative has been highlighted to have a "non-harmonious" factor, which limits the realization of initiative due to personal and oper a-tional complications, asthenic emotions, aergicity and the external type of self-regulation; a "motivational-target" factor, which makes the connection between the high level of motivation and determination; and a "harmonious" factor, which determines the influence of productivity, sthenic emotions, ergicity, internal self-regulation and awareness on the readiness to display and develop initiative.
This research has been indicated to be of certain use for psychologists, teachers and students with the view to developing their harmonious initiative personality.
Key words: personality, humanities students, initiative, system-functional approach.
Актуальность данного исследования заключается в том, что общество постоянно меняется под действием социальных процессов, проходящих в нем. В результате этого человеку приходится учитывать вызовы современного мира для
успешной самореализации. Каждой личности необходимо заботиться о своем месте и роли в обществе. Поэтому перед психологической наукой всегда остро будет стоять вопрос изучения личности.
Личность - это сложная социальная характеристика человека. Существует много подходов к ее исследованию. Одним из наиболее перспективных является системно-функциональный подход А.И. Крупнова, в котором согласно «наиболее общим основаниям индивидуальности человека» (В.Д. Небылицын, 1976) выделяются основные интегральные характеристики личности - активность, саморегуляция и направленность.
Направленность является системообразующим кластером, объединяющим различные индивидуальные характеристики: интересы, склонности, призвания, мотивы, идеалы, стремления, убеждения, ценностные ориентации и мировоззрение в целом. Она «управляет» активностью и саморегуляцией.
Саморегуляцию можно рассматривать как континуум волевых характеристик, таких как ответственность, настойчивость, организованность, который в соответствии с определенными целями обеспечивает произвольное управление активностью.
Активность представляет собой группу свойств, таких как общительность, любознательность, изобретательность, которые проявляются в разных сферах деятельности человека. Наиболее полно активность личности характеризует инициативность, которая пронизывает все слои активности человека, выступая в качестве полимодального свойства [1].
Инициативность является особым видом активности, которая позволяет определять самовыражение в творческом исполнении, опережая требования извне [2]. Это свойство определяет источник своей активности внутри самой личности и «обеспечивает процесс инициации, его завершение и характеризуется побуждением к новому, к опережению наличной стимуляции» [3, с. 30].
Целью данного исследования являлось выявление и описание психологической структуры инициативности студентов гуманитарных специальностей как свойства личности.
В ходе работы инициативность студентов-гуманитариев исследовалась с помощью бланкового теста «Инициативность», созданного в рамках концепции многомерно-функциональной модели организации свойств личности А.И. Круп-нова как системы содержательно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторных и рефлексивно-оценочных) составляющих.
Установочно-целевой компонент включает конкретные цели, установки и намерения по реализации инициативности - общественно- и личностно-значимые цели. Динамический компонент позволяет определить степень стремления к проявлению данного свойства - желание инициативы или неустойчивость проявления этого свойства. Мотивационный - чувство долга, стремление помочь людям или инициатива, обусловленная достижением личных интересов, связанных с материальным благополучием и признанием в группе. Эмоциональный - стениче-ские и астенические эмоции, способствующие или препятствующие проявлению и развитию этого свойства. Когнитивный - осмысленность или простая осведомленность об инициативности. Регуляторный компонент дает представление об ориентации в достижениях на себя либо на внешние факторы. Продуктивный - о применимости инициативности в разных сферах предметной деятельности или в субъектно-личностной сфере. Рефлексивно-оценочный компонент позволяет определить природу трудностей в осуществлении инициативности - операциональные или эмоционально-личностные трудности [4].
В выделенных компонентах существуют переменные гармонического и агармонического типов. Первые представляют собой такие переменные, которые способствуют развитию и проявлению свойства. Вторые затрудняют этот процесс, препятствуют реализации этого свойства и его развитию.
В исследовании, которое проводилось на базе Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, приняли участие 196 студентов 3-5 курсов различных факультетов в возрасте от 17 до 24 лет (среди них 184 девушки, 12 юношей). Данное гендерное соотношение обычно для вузов с гуманитарной специализацией. Предпочтение выборки студентов гуманитарного профиля обусловлено тем, что последние исследования убедительно показывают, что общие тенденции развития личностных свойств мало зависят от специализации обучения и гендер-ных различий [5]. При этом для студентов гуманитарных специальностей более характерны потребности в принадлежности и любви, а их альтруизм более социо-ориентирован и связан с продолжением рода, заботой о потомстве. Таким образом, студенты-гуманитарии более чувствительны к изменениям социальной обстановки современного общества [6].
В ходе проведенного исследования были получены результаты, характеризующие психологическую структуру инициативности студентов гуманитарных специальностей.
Рассмотрим содержательно-смысловые характеристики этого свойства (табл. 1).
Таблица 1 .
Выраженность и соотношение переменных различных компонентов инициатив-
ности студентов
Компоненты Переменные Средние значения t-критерий Значимость различий
Целевой Общественно-значимые цели 31,31 -17,088 0,000
Личностно-значимые цели 39,52
Мотивационный Социоцентричность 29,90 -16,895 0,000
Эгоцентричность 38,90
Когнитивный Осмысленность 28,52 11,137 0,000
Осведомленность 16,30
Продуктивный Предметность 31,95 -4,804 0,000
Субъектность 34,88
Динамический Энергичность 24,58 4,486 0,000
Аэнергичность 18,25
Эмоциональный Стеничность 29,77 6,180 0,000
Астеничность 23,16
Регуляторный Интернальность 29,49 4,362 0,000
Экстернальность 25,18
Рефлексивно-оценочный Операциональные трудности 19,97 1,269 0,206
Эмоционально-личностные трудности 19,32
Примечание: значимые различия выделены полужирным шрифтом
В когнитивном компоненте инициативности средние значения осмысленности почти в 2 раза выше, чем простой осведомленности. Студенты понимают всю значимость этого свойства как составляющей личностной компетентности для успешности деятельности, в том числе учебной и будущей профессиональной.
При этом в установочно-целевом компоненте, который определяет конкретные цели, установки и намерения по реализации инициативности, обнаружено доминирование личностно значимых целей, а в мотивационном - эгоцентрической направленности мотивации, свидетельствующей о том, что студенты при проявлении активности, инициативности руководствуются, прежде всего, намерениями удовлетворить свои планы и желания, больше взять от жизни, достичь материального благополучия и даже превосходства над другими, признания в группе и т.п., а не чувством долга, стремлением помочь людям и т.д. Их в большей степени заботят внешние ценности видимого благополучия, чем стремление к саморазвитию, творчеству, теплым отношениям между людьми, взаимопомощи, отзывчивости, любви к природе.
Это подтверждает и большая продуктивность инициативности в субъектно-личностной сфере: в процессе укрепления самоуважения, повышения самооценки, развития предприимчивости, самостоятельности и пр. Все это, возможно, обусловлено особенностями возраста, связанными со стремлением к самоутверждению, реализации потенциала, необходимостью повышения уверенности в себе, а кроме того, - тенденциями развития современного индивидуалистического общества.
Среди инструментально-стилевых составляющих инициативности студентов преобладают гармонические переменные, способствующие ее развитию: энергичность, т.е. сила и устойчивость стремления проявлять данное свойство, стени-ческие эмоции и интернальность, определяющая их ориентацию в достижениях на самих себя. Это указывает на то, что большинство студентов довольно часто проявляют это свойство, стараясь действовать активно, стремясь сделать что-то новое, и переживают при этом положительные стенические эмоции, особенно если встречают поддержку инициатив со стороны других людей. Понимая, что уверенность в своих силах является залогом успешности, они стремятся добиваться всего сами, рассчитывая на свои силы, не уповая на внешние обстоятельства, везение и помощь окружающих людей.
При этом студенты, реализуя инициативное поведение, встречаются как с операциональными трудностями, связанными с недостаточной сформированно-стью навыков его осуществления, так и эмоционально-личностными проблемами, определяемыми неспособностью своевременно проявлять инициативу в сложных ситуациях неопределенности или чрезмерной регламентации из-за тревожности, неуверенности в себе, застенчивости и низкой самооценки [7].
Таким образом, большинство студентов достаточно инициативны. Развитию их инициативности способствуют ее осмысленное проявление, положительные переживания и активная внутренняя саморегуляция. Затрудняют этот процесс доминирование эгоцентрической мотивационной направленности и продуктивности в субъектно-личностной сфере, нежелание проявлять инициативность в учебной и профессиональной предметной деятельности ради достижения общественно полезных целей, недостаточные умения реализации инициативного поведения и низкая уверенность в своих силах.
В корреляционной структуре инициативности выявлены значимые связи между энергичностью и переменными различных компонентов инициативности (табл. 2).
Таблица 2.
Связи между уровнем выраженности (энергичностью) инициативности и пере-
менными различных компонентов
Компоненты Переменные Энергичность
Целевой Общественно-значимые цели 0,316
Личностно-значимые цели 0,166
Мотивационный Социоцентричность 0,328
Эгоцентричность 0,238
Когнитивный Осмысленность 0,316
Продуктивный Предметность 0,483
Субъектность 0,411
Динамический Аэргичность -0,497
Эмоциональный Стеничность -0,343
Астеничность 0,277
Регуляторный Интернальность 0,277
Рефлексивно-оценочный Операциональные трудности -0,328
Эмоционально-личностные трудности -0,338
Примечание: полужирным шрифтом выделены корреляции, значимые на уровне
0,01, курсивом - на уровне 0,05.
В содержательно-смысловом блоке обнаружена значимая положительная корреляция между проявлением инициативности и наличием у студентов общественно-значимых и личностно-значимых целей. Готовность человека проявлять инициативность зависит от стремления к поиску интересной работы, достижению общественного признания и уважения, успешности в учебной деятельности, а также социоцентрических и эгоцентрических мотивов (что, возможно, объясняется сочетанием преобладающих эгоцентрических намерений взять от жизни все, зарекомендовать себя с лучшей стороны) и необходимости в процессе обучения в вузе активно участвовать в общественных делах, решать коллективные задачи, внося свой вклад в достижение общей цели, а также заботиться о близких людях, помогать им [8]. Также энергичность инициативности студентов положительно
связана с уровнем ее осмысленности, пониманием важности быть инициативным, осознанием того, что инициативность - это почин, начинание в чем-либо, средство преодоления косности и шаблонности, творческое начало, способность продуцировать новые идеи, которые можно и нужно формировать и развивать.
С готовностью проявлять это свойство положительно коррелирует продуктивность инициативности в предметной деятельности (учебной, профессиональной), обуславливающая успешное сотрудничество с другими людьми, улучшение творческого климата в коллективе, а также продуктивность в субъектно-личностной сфере, связанная с укреплением самоуважения и чувства уверенности в себе, повышением самооценки, развитием новых интересов.
В инструментально-стилевом блоке способствуют развитию инициативности и более активному ее выражению положительные эмоциональные переживания радостного волнения перед проявлением инициативы, удовлетворения от процесса и исхода инициации, хорошее, приподнятое настроение от положительного результата и оценки со стороны. Затрудняют реализацию данного свойства астенические эмоции тревоги, опасения, страха, волнения за возможный провал, раздражения от неудачного проявления инициативности, смущения от ее несостоятельности, что формирует желание замкнуться и избегать активности. С энергичностью инициативности положительно коррелирует интернальный тип регуляции. Ориентация на внутренние силы и резервы в осуществлении этого свойства, осознание того, что внутренняя активность, инициативность зависит от собственных возможностей, творческого подхода, уверенности в своих силах, положительно сказывается на проявлении этого свойства и способствует развитию инициативности студентов.
Отрицательно связаны с готовностью проявлять инициативность операциональные и эмоционально-личностные трудности, которые не позволяют эффективно использовать это свойство в процессе обучения в вузе, профессиональной деятельности и в межличностной сфере. Ситуация неопределенности, чрезмерная
регламентация, боязнь быть неправильно понятым, отсутствие ясной цели, навыков и умений, наряду с наличием чувства неуверенности, мнением о том, что инициатива наказуема, наличием принципа «не высовываться», отсутствием должного внимания со стороны, наличием чувства робости сковывают проявление инициативы. Однако эти трудности преодолимы, а понимание этой возможности ведет к улучшению ситуации с развитием данного свойства [9].
В факторной структуре инициативности студентов были выделены три основных фактора (табл. 3).
В первый «агармонический» фактор с различными весами вошли астенические эмоции, эмоционально-личностные и операциональные трудности, аэнер-гичность и экстернальная саморегуляция.
Еще раз подчеркнем, что у студентов могут присутствовать операциональные и эмоционально-личностные трудности: им свойственны неуверенность в себе, тревожность в процессе инициации. Исследуемые студенты часто инфантильны и ориентируются в жизни на случай, считая, что успех в меньшей степени зависит от собственных усилий, а в большей - от внешних факторов, случайных стечений обстоятельств, а также помощи окружающих, родителей, и испытывают при проявлении инициативности негативные эмоции, которые также препятствуют развитию инициативности.
Таблица 3.
Факторная структура инициативности студентов
Компоненты Переменные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
Целевой Общественно-значимые цели -0,004 0,874 -0,118
Личностно-значимые цели 0,036 0,861 0,177
Мотивационный Социоцентричность 0,004 0,828 -0,137
Эгоцентричность 0,010 0,836 -0,466
Когнитивный Осмысленность 0,069 0,153 0,508
Осведомленность 0,209 0,168 0,111
Продуктивный Предметность -0,027 0,291 0,715
Субъектность 0,032 0,325 0,694
Динамический Эргичность -0,438 0,186 0,676
Аэргичность 0,706 -0,066 -0,195
Эмоциональный Стеничность 0,110 0,123 0,702
Астеничность 0,810 0,084 -0,032
Регуляторный Интернальность -0,130 -0,126 0,539
Экстернальность 0,661 0,137 -0,004
Рефлексивно-оценочный Операциональные трудности 0,859 -0,036 0,071
Эмоционально-личностные трудности 0,869 -0,056 0,007
Примечание: значимые веса выделены полужирным шрифтом
Во второй «мотивационно-целевой» фактор вошли социально- и личностно-значимые цели, социоцентрическая и эгоцентрическая мотивация, свидетельствующие о том, что инициативность студентов во многом зависит от уровня общей мотивации и целеустремленности. Человек как субъект социальных отношений ставит перед собой цели и достигает их, используя инициативность как средство для их достижения. При этом влияние социально-значимых целей и социо-центрических мотивов несколько выше личностно-значимых и эгоцентрических. Это указывает на то, что обучение в вузе предполагает развитие не только эгоистической направленности, пропагандируемой и навязываемой современным обществом, но и социоцентрической направленности на других и на дело.
Третий «гармонический» фактор включил в себя такие гармонические составляющие инициативности студентов, как предметная продуктивность и продуктивность в субъектно-личностной сфере, стенические эмоции, энергичность, интернальная саморегуляция и осмысленность. Данный фактор свидетельствует о важности результатов инициации, особенно в общественной сфере, что позволяет ощутить собственную значимость и полезность для общего дела, собственный вклад в успех коллектива, устойчивое осознанное стремление проявлять инициативу, переживая при этом массу положительных эмоций и беря на себя ответственность за результат.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что инициативность студентов отличается достаточной выраженностью. Студенты-гуманитарии применяют ис-
следуемое свойство осмысленно, понимая всю важность и необходимость его для личной и профессиональной реализации. Развитию инициативности способствуют положительные стенические эмоции, которые студенты переживают при проявлении инициативности, особенно при поддержке и неравнодушии окружающих, и активная внутренняя регуляция, позволяющая не уповать на внешние силы, а полагаться на себя [10]. Однако отсутствие навыков инициации и личностные трудности, связанные со слабой уверенностью в своих силах и страхом перед неудачами, тормозят процесс развития инициативности [11]. Преобладание личностно-значимых целей, эгоцентричной мотивации и субъектно-личностной продуктивности говорит о том, что студенты руководствуются при проявлении инициативы собственными интересами, уделяя меньшее внимание общественным, что, в свою очередь, также затрудняет проявление и развитие этого свойства.
Выявленные связи энергичности с различными переменными инициативности показали, что на желание и готовность проявлять инициативу влияет целый спектр факторов: целевые установки, особенно общественно-значимые цели, со-циоцентрическая и эгоцентрическая мотивация, осмысленность этого свойства, баланс продуктивности в предметной деятельности и субъектно-личностной сфере, наличие положительных стенических эмоций при уменьшении астенических, интернальная регуляция и снижение операциональных и эмоционально -личностных трудностей.
В факторной структуре инициативности были выделены «агармонический» фактор, указывающий на трудности в реализации инициативности, связанные с эмоционально-личностными и операциональными трудностями, астеническими эмоциями, аэнергичностью и экстернальным типом саморегуляции; «мотиваци-онно-целевой» фактор, предполагающий влияние высокого уровня мотивации и целеустремленности на проявление свойства; и «гармонический» фактор, определяющий влияние продуктивности, стенических эмоций, энергичности, интерналь-ной саморегуляции и осмысленности на готовность проявлять инициативность.
Результаты проведенного исследования могут быть полезны для психологов и педагогов, которые помимо профессионального обучения ставят своей задачей формирование разносторонне развитой личности студентов. Кроме того, сами студенты должны заботиться о формировании своего внутреннего мира и личностном росте. Современный успешный человек - это гармоничная, целеустремленная, творческая, уверенная и, прежде всего, инициативная личность!
Данная работа осуществлена без привлечения грантов и субсидий. Автор декларирует и подтверждает отсутствие конфликтов каких-либо интересов, связанных с данным исследованием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности. Рязань: Узорочье, 2002. 362 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 298 с.
3. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН, 1988. С. 28-40.
4. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. 2008. №1(3). С. 63-74.
5. Qelik E. Mediating and moderating role of academic self-efficacy in the relationship between student academic support and personal growth initiative // Australian Journal of Career Development, 2015. Vol. 24. Issue 2. P. 105-113.
6. Лесин А.М. Связь ценностной сферы с психологической структурой инициативности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. №3. Т.15. С. 86-90.
7. Лесин А.М. Некоторые особенности инициативности студентов // GESJ: Education Science and Psychology. 2015. №3 (35). С. 16-19.
8. Lisbona A., Palaci F., Salanova M., Frese M. The effects of work engagement and self-efficacy on personal initiative and performance // Psicothema 2018. №30 (1). P. 89-96.
9. Лесин А.М., Фомина Н.А. Связь между особенностями инициативности и различными ценностями студентов // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. М.: РУДН, 2014. С. 276-280.
10. Luyckx K., Robitschek C. Personal growth initiative and identity formation in adolescence through young adulthood: Mediating processes on the pathway to well-being // Journal of Adolescence, 2014. Vol. 37. №7. P. 973-981.
11. Святцева А.В., Шухардина С.Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. №3. С. 88-93.
12. Нариманова О.В. Креативность на личностном и организационном уровнях: современные модели и концепции [Электронный ресурс] / О.В. Нариманова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журнал. 2018. Т.6. №2 (21). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=321 (дата обращения: 11.02.2019).
13. Sharma S.K., Rani R. Impact of Mental Health on Personal Growth Initiative (PGI) among University Postgraduates // Research on Humanities and Social Sciences, 2014. Vol. 4. №3. P. 134-147.
14. Vough H.C., Bindl U.K., Parker S.K. Proactivity routines: The role of social processes in how employees self-initiate change // Human Relations, 2017. Vol. 75. Issue 7. P. 367-389.
15. Wanga H., Li J. How trait curiosity influences psychological well-being and emotional exhaustion: The mediating role of personal initiative // Personality and Individual Differences, 2015. Vol. 75. P. 135-140.
REFERENCES
1. Fomina N.A. Svoistva lichnosti i osobennosti rechevoi deiatelnosti [Personality traits and peculiarities of speech activity]. Ryazan: Uzoroche; 2002. 362 p. (in Russian).
2. Abulkhanova-Slavskaia K.A. Strategiia zhizni [Life strategy]. Moscow: Mysl; 1991. 298 p. (in Russian).
3. Krupnov A.I. Psikhologicheskie problemy tselostnogo analiza lichnosti i ee ba-zovykh svoistv [Psychological problems of the holistic analysis of personality and its basic traits]. Psikhologo-pedagogicheskie problemy formirovaniia lichnosti v uchebnoi deiatelnosti [Psychological-pedagogical problems of developing personality in the process of education]. Moscow: UDN; 1988: 28-40. (in Russian).
4. Krupnov A.I. Sistemno-dispozitsionnyi podkhod k izucheniiu lichnosti i ee svoistv [The system-based approach to researching personality and its traits]. Vestnik RUDN [The Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia]. 2008; 1: 63-74. (in Russian).
5. Qelik E. Mediating and moderating role of academic self-efficacy in the relationship between student academic support and personal growth initiative // Australian Journal of Career Development. 2015; Vol. 24; Issue 2: 105-113.
6. Lesin A.M. Sviaz tsennostnoi sfery s psikhologicheskoi strukturoi initsiativnos-ti studentov [Relationship between value system and psychological structure of students' initiative]. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Seriia Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika. [News of the Saratov university. New series. Philosophy series. Psychology. Pedagogics]. 2015. Vol. 15; 3: 86-90. (in Russian).
7. Lesin A.M. Nekotorye osobennosti initsiativnosti studentov [Some peculiarities of students' initiative] // GESJ: Education Science and Psychology. 2015; 3 (35): 16-19. (in Russian).
8. Lisbona A., Palaci F., Salanova M., Frese M. The effects of work engagement and self-efficacy on personal initiative and performance // Psicothema. 2018; 30 (1): 8996.
9. Lesin A.M., Fomina, N.A. Svyaz mezhdu osobennostyami initsiativnosti i razlichnyimi tsennostyami studentov [Relationship between peculiarities of initiative and students' different values]. In: Sistemnyie issledovaniya svoystv lichnosti: k 30-letiyu nauchnoy shkolyi A.I. Krupnova v RUDN: Kollektivnaya monografiya [Integrated studies ofpersonality traits: Collection of scientific articles devoted to the 30th anniversary of A.I. Krupnov's Scientific School at PFUR]. Moscow: RUDN; 2014: 276-280. (in Russian).
10. Luyckx K., Robitschek C. Personal growth initiative and identity formation in adolescence through young adulthood: Mediating processes on the pathway to well-being // Journal of Adolescence. 2014; Vol. 37; 7: 973-981.
11. Sviattseva A.V., Shukhardina S.B. Razvitie initsiativnosti u detei starshego doshkolnogo vozrasta [The development of initiative in preschool children] // Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2016; 3: 88-93. (in Russian).
12. Narimanova O.V. Kreativnost' na lichnostnom i organizatsionnom urovnyakh: sovremennyye modeli i kontseptsii [Creativity at the personal and organizational levels: modern models and concepts] [Electronic resource] / O.V. Narimanova // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal]. 2018. Vol. 6; 2 (21). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=321 (date of reference: 11.02.2019). (in Russian).
13. Sharma S.K., Rani R. Impact of Mental Health on Personal Growth Initiative (PGI) among University Postgraduates // Research on Humanities and Social Sciences. 2014; Vol. 4; 3: 134-147.
14. Vough H.C., Bindl U.K., Parker S.K. Proactivity routines: The role of social processes in how employees self-initiate change // Human Relations. 2017; Vol. 75; Issue 7: 367-389.
15. Wanga H., Li J. How trait curiosity influences psychological well-being and emotional exhaustion: The mediating role of personal initiative // Personality and Individual Differences. 2015; Vol. 75: 135-140.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Лесин Александр Михайлович - кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Lesin Aleksandr Mikhailovich - PhD (Psychology), lecturer at the Department of General and Special Psychology with the course of Pedagogics of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education « Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: [email protected]
Дата поступления / Paper received: 28.02.2019 Дата принятия в печать / Paper accepted: 18.03.2019
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Лесин А.М. Психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей [Электронный ресурс] / А.М. Лесин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т. 7. № 1 (24). Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ru/art&id=365 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Lesin A.M. Psihologicheskaja struktura iniciativnosti studentov gumanitarnyh spe-cial'nostej [The psychological structure of humanities students' initiative] [Electronic resource] / A.M. Lesin // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal]. 2019. V. 7. No. 1 (24). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=365 (date of reference: hh.mm.yyyy).