Педагогика и психология
УДК 37.011.33
СООТНОШЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
Жигулин Андрей Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»
Кручинин Владимир Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»
Аннотация. Статья посвящена специфике соотношения инициативности и ценностной сферы личности студентов-юристов как важнейших и очень востребованных в современном обществе свойств личности, которые во многом способствуют саморазвитию, успешности самореализации и определяют конкурентоспособность на рынке труда.
Ключевые слова: инициативность, ценностная сфера, личность, студент-юрист, профессионал, обучение.
CORRELATION OF INITIATIVE AND THE VALUE SPHERE OF PERSONALITY OF LEGAL STUDENTS
Zhigulin Andrey Alekseevich, candidate of psychological sciences, associate professor, Voronezh branch «state University of marine and river fleet named after admiral S.O.
Makarova»
Kruchinin Vladimir Nikolaevich, candidate of law, associate professor, head, department of public law, Voronezh branch of the state University of maritime and river fleet named after admiral S. O. Makarov»
Annotation. The article is devoted to the specifics of the ratio of initiative and the value sphere of the personality of law students as the most important and very popular in modern society personality characteristics that contribute to self-development, the success of self-realization and determine competitiveness in the labor market.
Keywords: initiative, value sphere, personality, legal student, professional, training.
Исследования проблем личности, ее свойств и черт всегда были и остаются актуальными для психологической науки и практики.
Одной из основных характеристик личности является ее активность, проявляющаяся в различных сферах жизнедеятельности через
такие свойства, как общительность, любознательность, инициативность. Инициативность как важнейшее и очень востребованное в современном обществе свойство личности во многом способствует ее саморазвитию, успешности самореализации и определяет ее конкурентоспособность на рынке труда.
Активность личности имеет определенную направленность, которая проявляется в потребностях, мотивах, интересах, стремлениях, склонностях, идеалах, убеждениях, мировоззрении, смысложизнен-ных и ценностных ориентациях. Ценностная сфера личности, включающая в себя индивидуальные и «объективные» общечеловеческие ценности, возникшие в процессе исторической жизни человечества, во многом определяет программу развития личности человека и его жизни в целом.
Активное становление личности и индивидуальности, ее основных свойств, среди которых особое место занимает инициативность, дающая возможность найти себя и успешно воплотить свои жизненные планы, а также направленности в целом и ценностных ориента-ций в частности происходит в период профессиональной подготовки студентов-юристов в высших учебных заведениях.
Личность человека, которая исследуется в различных общественных науках и является одним из центральных объектов изучения в психологии, представляет собой сложный феномен, который формируется в процессе общественных отношений и выполнения человеком различных видов деятельности на протяжении всего его существования.
Инициативность - проявление активности личности, которая позволяет человеку менять окружающий мир согласно своим интересам, взглядам, целям, потребностям, активно управлять своей жизнью в соответствии с внутренними целями, мотивами и ценностями, во многом определяет успешность различных видов деятельности человека и является важнейшим условием его саморазвития и самореализации. Инициативность - система содержательно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторных и рефлексивно-оценочных) составляющих в их взаимосвязях [3].
Различные особенности ценностных ориентаций личности, выступающих в качестве содержательной, смыслообразующей стороны направленности личности, сжатой программы развития человека и его жизни в целом, являющихся условием его самоактуализации и успешной самореализации и формирующихся на базе «объективных» общечеловеческих ценностей, возникших в процессе исторической
жизни человечества и одобряемых большинством людей, а также различные виды ценностей. Понятия «ценности» (или «ценностные ориентации»), является внутренним источником мотивации личности, и «ценностные представления», под которыми понимаются внешне декларируемые одобряемые обществом ценности. Существует конфликт между значимостью и реализацией ценностей как одно из возможных средств его диагностики и обращено внимание на серьезные негативные последствия развития внутриличностного конфликта интересов, установок, потребностей, ценностей, в том числе их важности и осуществления, существенный уровень которого способен привести к нарушению целостности личности, девиантному поведению, разным формам зависимости, депрессии и психосоматическим расстройствам [4].
Среди содержательно-смысловых характеристик инициативности всей выборки обследованных студентов-юристов преобладают осмысленность, эгоцентрическая мотивация, личностно-значимые цели и продуктивность в субъектно-личностной сфере, а среди инструментально-стилевых - сила и устойчивость стремления проявлять данное свойство, стенические эмоции и интернальность, способствующие ее развитию.
Психологическую структуру их инициативности составили «агармонический» фактор (эмоционально-личностные и операциональные трудности с максимальными весами, астенические эмоции, аэнергичность и экстернальная саморегуляция инициативности), который связывал неготовность проявления инициативы и отсутствие навыков ее проявления, неуверенность в себе, тревожность, инфантильность, негативные эмоции при необходимости проявления инициативы и ориентацию не на собственные усилия, а на счастливый случай, помощь окружающих, родителей и др.; «мотивационноцеле-вой» фактор (общественно- и личностно-значимые цели с максимальным весом, социоцентрическая и эгоцентрическая мотивация), свидетельствующий о том, что их инициативность во многом зависела от уровня общей мотивации и целеустремленности, и «гармонический» фактор (предметная продуктивность с наибольшим весом и продуктивность в субъектно-личностной сфере, стенические эмоции, энергичность, интернальная саморегуляция и осмысленность), подчеркивающий важность для студентов результатов инициации в различных сферах, устойчивого осмысленного стремления проявлять инициативу, положительных эмоций и ориентации на собственные возможности при проявлении инициативности.
У большинства студентов-юристов было развито стремление к инициативности, чему способствовали осмысление ими его важности; интернальная регуляция, переживание положительных эмоций и продуктивность инициативного поведения в различных сферах жизнедеятельности, несмотря на доминирование личных целей и эгоцентрических мотивов, невысокий уровень развития навыков, неуверенность в себе, страх перед неудачами и т.п.
Психологическая структура их инициативности характеризовалась «агармоническим», «мотивационно-целевым» и «гармоническим» факторами, указывавшими на возможные затруднения в проявлении этого свойства; важность целеустремленности, мотивации, понимания необходимости этого свойства для успешности жизнедеятельности, её продуктивности в различных сферах, переживаний положительных эмоций и внутренней саморегуляции при реализации инициативного поведения [2].
В иерархии ценностей студентов-юристов среди ценностей-целей были наиболее значимы конкретные, внешние терминальные ценности, а наименее - абстрактные, внутренние ценности, связанные с развитием высших человеческих морально-нравственных и эстетических чувств; среди инструментальных ценностей-средств были наиболее популярны воспитанность, ответственность и образованность; а наименее - высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость и заботливость, умение прощать другим их ошибки и заблуждения.
Помимо внутренних, собственно личностных ценностей хорошего материального благополучия, роскошной жизни и высокого социального положения, реально побуждающих деятельность, у студентов-юристов присутствовали и лишь внешне декларируемые, социально одобряемые ценностные представления об отзывчивости, теплых, заботливых отношениях с людьми, уважении и помощи им, о чем свидетельствовала величина конфликта между их значимостью и осуществлением.
Особенности проявления студентами-юристами инициативности были связаны с их ценностной сферой. Развитию инициативности способствовали увеличение значимости внутренних абстрактных ценностей развития, творчества, высоких запросов, уважения и помощи другим людям, отзывчивости, теплых, заботливых отношений с людьми, внешних материальных ценностей высокого социального положения и роскошной жизни, а также ориентации на менеджмент, предпринимательство и вызов. При этом затруднял реализацию инициативного поведения чрезмерный внутриличностный конфликт
между значимостью и осуществлением ценностей, который был связан с отсутствием навыков проявления этого свойства, инфантильностью, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и пр., а также ориентации на автономию и стабильность в карьере [1].
Специфические особенности инициативности и ценностной сферы студентов-юристов в их связях позволили выделить среди них инициативно-творческих, которых отличали энергичность, социоцен-трическая мотивация, продуктивность и интернальная саморегуляция инициативности при большей значимости творчества, одинаковая важность внутренних и внешних, конкретных и абстрактных, терминальных и инструментальных ценностей при умеренном конфликте между реализацией и значимостью всех ценностей, и безынициативно-меркантильных, которых характеризовали отсутствие стремления проявлять инициативность, большое количество эмоционально-личностных проблем, связанных с переживанием стеснения, опасения, неуверенности в себе, тревожности в процессе проявления инициативы, а также высокий уровень конфликта между значимостью и реализацией всех ценностей, препятствующий проявлению их активности.
Для развития инициативности и гармонизации ценностной сферы безынициативно-меркантильным студентам-юристам было рекомендовано повышать активность, уверенность в себе, формировать коммуникативные навыки, развивать интернальный тип саморегуляции и значимость внутренних, духовных, общечеловеческих ценностей, снижать внутриличностный конфликт между значимостью и осуществлением ценностей до рационального уровня.
Библиографический указатель:
1. Белановская, О.В. Психология личности: Учеб. пособие. -Мн.: БГПУ, 2017. - С. 143.
2. Жигулин, А.А. Социально-профессиональное самоопределение личности // Территория науки: Мультидисциплинарный научно -практический журнал Воронежского экономико-правового института / Под общей ред. С.Л. Иголкина. - Воронеж: ВЭПИ. - 2013. - № 1. -С. 48.
3. Краснорядцева, О.М. Реконструкция ценностно-смысловой структуры ситуации деятельности как метод исследования особенностей ментального пространства личности // Личность в парадигмах и метафорах / Под ред. В.И. Кабрина. - Томск, 2016. - С. 99.
4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб.; Рыбинск, 2015. - С. 31.