ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ
Б.И. Тальбиева
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются результаты кластерного анализа организованности личности студентов на основе целостно-функционального подхода, который дает возможность наиболее детально изучить индивидуально-типические особенности организованности личности студентов.
Ключевые слова: личность, организованность, самоорганизованность, системный подход, симптомокомплекс.
Организованность является одним из важнейших инструментальных свойств личности, определяющим успешность протекания и результативность любой человеческой деятельности. В современной жизни предъявляются новые требования к культуре труда. Все большее внимание специалисты уделяют организации рабочего времени.
Организованность существенно влияет на особенности становления личности в целом, образуя большинство личностных качеств, и способствует плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования. Как профессионально значимая черта, организованность может быть включена в систему свойств, которые определяют успешность различных видов деятельности и общения.
Сформированное умение планировать и своевременно выполнять намеченные действия, рационально расходовать время и средства при достижении поставленных целей — все это обеспечивается достаточным уровнем развития организованности личности.
Изучая организованность, исследователи ставят и пытаются решить ряд важных задач: научно-методологических (получение научных знаний о психологической природе организованности), практическо-методических (нахождение и описание тех приемов педагогической работы, которые могут обеспечить воспитание организованности). Последняя задача решается путем проверки и отбора наиболее удачных из применяемых на практике приемов.
Обладание этими знаниями создает основу и предпосылки для исследований, задавая им направление и критерии методических поисков. С точки зрения постановки и решения этих базовых задач все научные работы, посвященные изучению организованности, можно разделить на теоретико-методологические (Н.Д. Левитов, Н.И. Рейнвальд, П.А. Рудик, В.И. Селиванов, А.А. Смирнов) и прак-тико-методические (А.И. Высоцкий, К.В. Мишанова, Н.Ф. Прокина, В.Г. Степанов, С.Г. Якобсон).
Большинство авторов признает, что организованность — сложное, системное качество личности, состоящее из совокупности свойств, к ней тяготеющих, но вот
относительно набора свойств, составляющих этот симптомокомплекс (термин В.С. Мерлина) организованности, единого мнения нет. Н.Д. Левитов включает в ее состав выдержку, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность [5]. Н.И. Рейнвальд включает сюда целеустремленность, планомерность деятельности, способность к волевому усилию, выдержку, самоконтроль, самообладание [7]. В.Г. Степанов указывает на аккуратность, добросовестность, систематичность, самоорганизованность, самостоятельность, ответственность как основные составляющие организованности [8]. А.И. Крупнов к симптомокомплексу организованности относит целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, умение планировать, добросовестность, прилежание, старательность, исполнительность, аккуратность, терпение, выдержку, точность, пунктуальность, способность к волевому усилию, настойчивость и упорство [3].
В зарубежных исследованиях прослеживается тенденция выделять в качестве системообразующей оси организованности регуляторные признаки. А. Бандура разработал концепцию самоэффективности, где самоэффективность понимается как чувство собственной компетентности и эффективности, которая в сочетании с интернальным локусом контроля делает поведение более настойчивым, целеустремленным, успешным, организованным, позволяя отказываться от сиюминутных удовольствий ради достижения стратегических целей. В ходе экспериментов было доказано, что изменение локуса регуляции поведения субъекта (с внешнего на внутренний) приводит к формированию уверенности в своих силах, овладению учебными навыками, развитию самодисциплины и самоорганизованности.
В изучении организованности превалируют аналитические стратегии (в рамках которых накоплен определенный экспериментальный материал) в противовес положению о том, что каждое свойство личности является целостным системным образованием. Попытка преодолеть недостатки аналитических стратегий сделана в рамках целостно-функционального подхода к изучению свойств личности, предложенного А.И. Крупновым [3; 4].
Анализ организованности осуществляется на основе положения о многомерно-функциональной организации отдельных актов человеческого поведения и свойств личности, разработанного А.И. Крупновым [1; 2]. Данное положение является конкретизацией и дальнейшей разработкой концепции наиболее общих оснований индивидуальности, предложенной В.Д. Небылицыным [6], в основе которой лежит представление о трех связанных между собой интегральных кон-тиниумах личности и индивидуальности человека: активности, направленности и саморегуляции. На основании обобщения и изучения индивидуальных проявлений активности личности А.И. Крупновым был сделан вывод о том, что системообразующим центром любого личностного свойства является «стремление», иными словами, в основе каждого свойства лежит конкретное стремление быть общительным, ответственным, любознательным, настойчивым, организованным и т.д. Стремление обладает своей силой, интенсивностью, способами и приемами реализации, все это — динамическая его сторона. Оно может быть инициировано различными мотивами (это его мотивационная сторона), по-разному осознается и осмысливается субъектом (когнитивный компонент), переживается и регули-
руется им (эмоциональный и регуляторный компоненты), а также имеет промежуточный и конечный результаты. Таким образом, согласно предложенной модели анализа, каждое свойство личности включает в себя установочно-целевой, динамический, эмоциональный, регуляторный, мотивационный, когнитивный, продуктивный и рефлексивно-оценочный компоненты.
Каждый компонент, в свою очередь, состоит из двух переменных: гармонической, облегчающей реализацию данного свойства, и агармонической, препятствующей его проявлению. В качестве гармонических выступают эргичность в динамическом компоненте, стеничность в эмоциональном компоненте, интернальность в регулятивном компоненте, социоцентричность в мотивационном компоненте, осмысленность в когнитивном компоненте, предметно-деятельностная продуктивность в результативном компоненте. К агармоническим переменным, соответственно, относятся аэнергичность, астеничность, экстернальность, эгоцентричность, осведомленность, субъектно-личностная продуктивность. Заметим, что совокупность динамического, эмоционального, регуляторного и рефлексивно-оценочного компонентов отражает регуляторно-динамический аспект личностного свойства. Единство установочного, целевого, мотивационного, когнитивного и продуктивного компонентов составляет содержательную его сторону
Как и любое свойство, организованность имеет свою психологическую структуру развития, зависящую от внутренних условий и средовых обстоятельств усвоения личностью жизненного опыта.
В исследовании приняли участие 110 студентов I курса филологического факультета, факультета гуманитарных и социальных наук, аграрного факультета Российского университета дружбы народов в возрасте от 17 до 20 лет. Их них 30 юношей и 80 девушек.
Для диагностики организованности использовались разработанные А.И. Круп-новым Тест суждений организованности (ТСО) и Бланковый тест организованности (БТО). Применялись методы статистической обработки данных (¿-критерий Стьюдента, корреляционный, факторный и кластерный анализы).
В данной работе мы рассмотрели кластерный анализ организованности личности студентов. На основании полученных данных были выделены четыре типа: эгоцентрично-стенический, интернально-когнитивный, продуктивно-интерналь-ный и интернально-эргический.
В первом типе — эгоцентрично-стеническом — наиболее выражена эгоцентрическая мотивация организованности — преобладание побуждений самоактуа-лизационного характера, желание проявить свои способности, развить волю, стать самостоятельным и независимым, улучшить свое материальное положение и личное благополучие, отстоять свое дело и т.п. Достаточно высоки результат переменной «стеничность» указывает на преобладание эмоций радости, оптимизма в момент проявления организованного поведения, гордости от факта осознания собственной организованности.
Во втором типе — интернально-когнитивном — внутренняя регуляция свидетельствует о желании и умении субъекта самому организовывать дело, ориентации на собственные силы и возможности в процессе его организации, уверен-
ность в том, что успех или неуспех в делах зависит только от собственных усилий. Шкала когнитивных характеристик позволяет определить уровень осмысленности и осведомленности в понимании организованности. Высоко выраженная «осмысленность» подразумевает более общее, научное, базирующееся на выделении существенных признаков определение организованности (упорядоченность, планомерность, своевременность деятельности, рациональное расходование времени и средств).
В третьем типе — продуктивно-интернальном — продуктивная характеристика диагностирует «коллективно-деятельностные цели», направленные на достижение успехов в работе, учебе, освоении специальности, и «субъектно-значимые цели», связанные с процессами саморазвития, самоорганизации, достижения личного благополучия, формирования самостоятельности и уверенности в себе и своих силах. Высокий результат интернальной регуляции свидетельствует о желании и умении субъекта самому организовывать дело, ориентации на собственные силы и возможности в процессе его организации, уверенность в том, что успех или неуспех в делах зависит только от собственных усилий.
В четвертом типе — интернально-эргическом — наиболее выражена энергичность, которая понимается нами как активное и частое проявление организованного поведения: планомерность и последовательность действий, умение вносить в деятельность определенную организацию при изменении обстоятельств, сохранение порядка даже в мелочах и т.п. и, как у третьего типа, также выражена интернальная регуляция, которая свидетельствует о желании и умении субъекта самому организовывать дело, ориентации на собственные силы и возможности в процессе его организации, уверенность в том, что успех или неуспех в делах зависит только от собственных усилий.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Джамель Джафар Али Фадель. Этнопсихологические особенности организованности личности у российских и йеменских школьников: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2004.
[2] Ершова Р.В. Комплексное изучение организованности как системного свойства личности: Дисс. ... д-ра психол. наук. — М., 2009.
[3] Крупное А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XX века. — М.: УДН, 1990. — С. 31—38.
[4] Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1(3). — С. 63—74.
[5] Левитов Н.Д. Психология характера. — М.: Просвещение, 1969.
[6] Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Наука, 1976.
[7] Рейнеальд Н.И. К вопросу об основных качествах личности студента // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. — М.: УДН, 1988. — С. 17—27.
[8] Степанов В.Г. Психология трудных школьников. — М.: Академия, 1996.
INDIVIDUALLY-TYPICAL FEATURES OF ORGANIZATION OF STUDENTS
B.I. Talbiyeva
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia
Miklucho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article considers the results of the claster analysis of organization of the personality of students based on the integral-functional approach which enables to study the individually-typical features of organization of the personality of students in great detail.
Key words: personality, organization, self-organization, system approach, symptom complex.