ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Н.П. Кирина
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются результаты исследования психологической структуры организованности студентов на основе целостно-функционального подхода к изучению свойств личности, который дает возможность наиболее детально изучить возрастные особенности организованности.
Заметное усиление внимания к личностным особенностям студентов обусловлено признанием важности той роли, которую играет мотивация, ценностные ориентации, уровень самоактуализации, выраженность личностных свойств в овладении профессионально важными знаниями наряду с интеллектуальными способностями. Большое внимание проблеме развития личности уделяется в трудах психологов гаманистического направления. Проблема организованности — личностная проблема человека. Опираясь на базовое понимание личности как системы социально-психологических образований и свойств субъекта, которые формируются в процессе жизни, деятельности и общении, можно выстроить структуру организованности личности. В результате системных исследований А.И. Крупнов разработал целостную модель анализа различных свойств личности и черт характера. Эта модель включает 8 компонентов и 16 переменных, попарно противоположных друг другу. Восемь основных компонентов: установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный. При этом каждый компонент представляет собой биполярную шкалу и содержит две переменные — гармоническую и агармоническую. В качестве гармонических переменных, способствующих развитию организованности, выступают: общественно-значимые цели в установочно-целевом компоненте; энергичность в динамическом; стеничность в эмоциональном; предметная продуктивность в результативном; осмысленность в когнитивном; социоцентричность в мотивационном; интернальность в регуляторном компонентах организованности. К агармоническим переменным, затрудняющим организованность, относятся: субъектно-значимые цели, эгоцентричность, осведомленность, субъектная продуктивность, аэнергичность, астеничность, экстернальность и субъективные трудности.
Изучались различные аспекты организованности студентов третьего курса. В результате исследования была представлена психологическая структура организованности. Результаты факторного анализа показателей организованности у студентов выявили пять факторов (табл.).
Таблица
Факторный анализ переменных организованности студентов
Компоненты Переменные Фактор
1 2 3 4 5
Установочно- целевой Общ.-знач. цели -0,001 0,007 -0,093 -0,049 0,886
Личн.-знач. цели 0,322 -0,091 -0,050 0,000 0,775
Мотивационный Социоцентричнос 0,827 -0,127 0,075 0,128 0,174
Эгоцентричность 0,492 0,064 -0,171 -0,026 0,528
Когнитивный Осмысленность 0,318 -0,230 0,006 0,626 -0,184
Осведомленность 0,186 0,239 0,342 0,664 0,063
Продуктивный Предметность 0,735 -0,269 -0,063 -0,253 0,350
Субъектность 0,234 -0,283 0,059 -0,736 0,389
Динамический Энергичность 0,507 0,156 -0,496 -0,150 0,406
Аэнергичность 0,100 -0,230 0,822 0,020 -0,212
Эмоциональный Стеничность 0,262 -0,075 -0,158 -0,728 -0,191
Астеничность -0,794 0,265 0,162 0,011 0,022
Регуляторный Интернальность 0,117 -0,875 0,173 -0,081 0,014
Экстернальность 0,331 0,663 0,386 0,140 -0,062
Рефлексивно- оценочный Операц. трудн. -0,188 0,398 0,715 0,179 0,021
Личностн. трудн. 0,114 0,034 0,863 0,119 -0,033
Анализ содержания каждого фактора позволяет интерпретировать их следующим образом.
1-й фактор — мотивационно-результативный (наибольшие факторные нагрузки несут переменные: социоцентричность, предметность, энергичность. Переменная социоцентричности свидетельствует о потребности устанавливать и поддерживать хорошие отношения с коллегами, потребности быть необходимым другим людям, чувстве долга и ответственности и т.д. Показатель предметности указывает на то, что результативность организованности влияет на повышение самооценки, экономию и продуктивное использование времени и средств в совместном деле, рост чувства собственного достоинства и др. Показатель астеничности со знаком «-» свидетельствует о редких случаях проявления отрицательных эмоций.
2-й фактор — регуляторный — вобрал в себя переменные экстернально-сти и интернальности с отрицательным знаком, что говорит о зависимости личности от внешних условий или факторов и собственной активности.
В 3-й фактор — рефлексивно-динамический — вошли показатели динамического компонента: аэнергичность, операциональные и личностные трудности. Показатель аэнергичности указывает на неумение распределить время для четкой организации того тили иного дела; студенты, у которых выражен данный показатель, предпочитают просто поучаствовать в каком-либо деле, а не организовать его, они задумывают много, а делают мало. Причиной тому являются: несформированность волевых привычек и навыков, неуверенность в себе, тревожность (личностные трудности), плохое владение навыками организации любой деятельности, неумение планировать и распределять время (операциональные трудности).
4-й фактор — когнитивно-эмоциональный — содержит в себе показатели когнитивного компонента: осмысленность, осведомленность, стеничность,
а также субъектность с отрицательным значением. Параметр осмысленности когнитивного компонента означает понимание роли организованности, т.е. организованность, с точки зрения студентов, — это проявление пунктуальности и прилежности человека, собранности и аккуратности, способность рационально использовать время, умение соблюдать и поддерживать порядок во всем, т.е. это качество, обеспечивающее упорядоченность и планомерность в работе. Вместе с тем они не исключают, что организованность может быть врожденным свойством, чертой, которая не поддается развитию и зависит от темперамента, — об этом свидетельствует параметр осведомленности. Переменная субъектных признаков со знаком «минус» говорит о том, что студентам свойственны не только субъектно-значимые цели, связанные с процессами саморазвития, самоорганизации, достижения личного, но и желание достижения успехов в работе, учебе. Переменная стеничность указывает на преобладание эмоций радости, оптимизма в момент проявления организованного поведения, гордости от факта осознания собственной организованности.
5-й фактор можно назвать мотивационно-целевым. В него вошли переменные общественно значимые цели и личностно-значимые цели, а также эгоцентричность. Это говорит о желании студентов обрести хороших и верных друзей, получить диплом по специальности, найти интересную работу (общественно значимые цели); осуществить свои планы и желания, достичь материального благополучия, обрести самостоятельность и независимость, быть любимым человеком и устроить семейную жизнь (личностно значимые цели). Переменная эгоцентрические признаки выражается в стремлении быть самостоятельным и независимым, желании достичь более высоких результатов в своей работе и учебе, стремлении сделать свою карьеру и как можно больше взять для себя от жизни.
Результаты анализа о структуре организованности позволяет сделать следующие выводы:
1) целостно-функциональный подход к анализу организованности как к свойству индивидуальности позволяет наиболее полно описать специфику данного психического образования в системе его внутренних компонентов;
2) организованность представляет собой системное качество личности, включающее в себя единство динамических, регуляторных, эмоциональных, рефлексивных, т.е. инструментальных переменных, с одой стороны, с другой — целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных характеристик, специфическим образом связанных между собой и обеспечивающих упорядочивание, своевременность и планомерность деятельности, рациональное расходование времени и средств при достижении поставленной цели.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ершова Р.В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов педагогического вуза и опытных учителей. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1999.
[2] Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности // Студент на пороге XXI века. — М.: Изд-во РУДН, 1990. — C. 31—38.
[3] Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. — М.: Изд-во РУДН, 1988. — С. 28—40.
[4] Крупнов А.И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования. — М., 2002. — С. 3—6.
[5] Косов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие : Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. — М., 2000.
THE PECULARITIES OF THE THIRD-YEAR STUDENTS’ ORGANIZATION
N.P. Kirina
The Chair of diff Psychology Russian Peoples’ Friendship University
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article considers the results of the research of the psychological structure of the third — year students’ organization basis of the general — functional research of the studying of the qualities of the personality ohich gives an opportunity to study age pecularities of organization in detail.