Научная статья на тему 'Особенности организованности личности студентов'

Особенности организованности личности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирина Н. П.

В статье рассматриваются результаты исследования психологической структуры организованности студентов на основе целостно-функционального подхода к изучению свойств личности, который дает возможность наиболее детально изучить возрастные особенности организованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the third-year students' organization

The article considers the results of the research of the psychological structure of the third year students' organization basis of the general functional research of the studying of the qualities of the personality ohich gives an opportunity to study age pecularities of organization in detail.

Текст научной работы на тему «Особенности организованности личности студентов»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Н.П. Кирина

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются результаты исследования психологической структуры организованности студентов на основе целостно-функционального подхода к изучению свойств личности, который дает возможность наиболее детально изучить возрастные особенности организованности.

Заметное усиление внимания к личностным особенностям студентов обусловлено признанием важности той роли, которую играет мотивация, ценностные ориентации, уровень самоактуализации, выраженность личностных свойств в овладении профессионально важными знаниями наряду с интеллектуальными способностями. Большое внимание проблеме развития личности уделяется в трудах психологов гаманистического направления. Проблема организованности — личностная проблема человека. Опираясь на базовое понимание личности как системы социально-психологических образований и свойств субъекта, которые формируются в процессе жизни, деятельности и общении, можно выстроить структуру организованности личности. В результате системных исследований А.И. Крупнов разработал целостную модель анализа различных свойств личности и черт характера. Эта модель включает 8 компонентов и 16 переменных, попарно противоположных друг другу. Восемь основных компонентов: установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный. При этом каждый компонент представляет собой биполярную шкалу и содержит две переменные — гармоническую и агармоническую. В качестве гармонических переменных, способствующих развитию организованности, выступают: общественно-значимые цели в установочно-целевом компоненте; энергичность в динамическом; стеничность в эмоциональном; предметная продуктивность в результативном; осмысленность в когнитивном; социоцентричность в мотивационном; интернальность в регуляторном компонентах организованности. К агармоническим переменным, затрудняющим организованность, относятся: субъектно-значимые цели, эгоцентричность, осведомленность, субъектная продуктивность, аэнергичность, астеничность, экстернальность и субъективные трудности.

Изучались различные аспекты организованности студентов третьего курса. В результате исследования была представлена психологическая структура организованности. Результаты факторного анализа показателей организованности у студентов выявили пять факторов (табл.).

Таблица

Факторный анализ переменных организованности студентов

Компоненты Переменные Фактор

1 2 3 4 5

Установочно- целевой Общ.-знач. цели -0,001 0,007 -0,093 -0,049 0,886

Личн.-знач. цели 0,322 -0,091 -0,050 0,000 0,775

Мотивационный Социоцентричнос 0,827 -0,127 0,075 0,128 0,174

Эгоцентричность 0,492 0,064 -0,171 -0,026 0,528

Когнитивный Осмысленность 0,318 -0,230 0,006 0,626 -0,184

Осведомленность 0,186 0,239 0,342 0,664 0,063

Продуктивный Предметность 0,735 -0,269 -0,063 -0,253 0,350

Субъектность 0,234 -0,283 0,059 -0,736 0,389

Динамический Энергичность 0,507 0,156 -0,496 -0,150 0,406

Аэнергичность 0,100 -0,230 0,822 0,020 -0,212

Эмоциональный Стеничность 0,262 -0,075 -0,158 -0,728 -0,191

Астеничность -0,794 0,265 0,162 0,011 0,022

Регуляторный Интернальность 0,117 -0,875 0,173 -0,081 0,014

Экстернальность 0,331 0,663 0,386 0,140 -0,062

Рефлексивно- оценочный Операц. трудн. -0,188 0,398 0,715 0,179 0,021

Личностн. трудн. 0,114 0,034 0,863 0,119 -0,033

Анализ содержания каждого фактора позволяет интерпретировать их следующим образом.

1-й фактор — мотивационно-результативный (наибольшие факторные нагрузки несут переменные: социоцентричность, предметность, энергичность. Переменная социоцентричности свидетельствует о потребности устанавливать и поддерживать хорошие отношения с коллегами, потребности быть необходимым другим людям, чувстве долга и ответственности и т.д. Показатель предметности указывает на то, что результативность организованности влияет на повышение самооценки, экономию и продуктивное использование времени и средств в совместном деле, рост чувства собственного достоинства и др. Показатель астеничности со знаком «-» свидетельствует о редких случаях проявления отрицательных эмоций.

2-й фактор — регуляторный — вобрал в себя переменные экстернально-сти и интернальности с отрицательным знаком, что говорит о зависимости личности от внешних условий или факторов и собственной активности.

В 3-й фактор — рефлексивно-динамический — вошли показатели динамического компонента: аэнергичность, операциональные и личностные трудности. Показатель аэнергичности указывает на неумение распределить время для четкой организации того тили иного дела; студенты, у которых выражен данный показатель, предпочитают просто поучаствовать в каком-либо деле, а не организовать его, они задумывают много, а делают мало. Причиной тому являются: несформированность волевых привычек и навыков, неуверенность в себе, тревожность (личностные трудности), плохое владение навыками организации любой деятельности, неумение планировать и распределять время (операциональные трудности).

4-й фактор — когнитивно-эмоциональный — содержит в себе показатели когнитивного компонента: осмысленность, осведомленность, стеничность,

а также субъектность с отрицательным значением. Параметр осмысленности когнитивного компонента означает понимание роли организованности, т.е. организованность, с точки зрения студентов, — это проявление пунктуальности и прилежности человека, собранности и аккуратности, способность рационально использовать время, умение соблюдать и поддерживать порядок во всем, т.е. это качество, обеспечивающее упорядоченность и планомерность в работе. Вместе с тем они не исключают, что организованность может быть врожденным свойством, чертой, которая не поддается развитию и зависит от темперамента, — об этом свидетельствует параметр осведомленности. Переменная субъектных признаков со знаком «минус» говорит о том, что студентам свойственны не только субъектно-значимые цели, связанные с процессами саморазвития, самоорганизации, достижения личного, но и желание достижения успехов в работе, учебе. Переменная стеничность указывает на преобладание эмоций радости, оптимизма в момент проявления организованного поведения, гордости от факта осознания собственной организованности.

5-й фактор можно назвать мотивационно-целевым. В него вошли переменные общественно значимые цели и личностно-значимые цели, а также эгоцентричность. Это говорит о желании студентов обрести хороших и верных друзей, получить диплом по специальности, найти интересную работу (общественно значимые цели); осуществить свои планы и желания, достичь материального благополучия, обрести самостоятельность и независимость, быть любимым человеком и устроить семейную жизнь (личностно значимые цели). Переменная эгоцентрические признаки выражается в стремлении быть самостоятельным и независимым, желании достичь более высоких результатов в своей работе и учебе, стремлении сделать свою карьеру и как можно больше взять для себя от жизни.

Результаты анализа о структуре организованности позволяет сделать следующие выводы:

1) целостно-функциональный подход к анализу организованности как к свойству индивидуальности позволяет наиболее полно описать специфику данного психического образования в системе его внутренних компонентов;

2) организованность представляет собой системное качество личности, включающее в себя единство динамических, регуляторных, эмоциональных, рефлексивных, т.е. инструментальных переменных, с одой стороны, с другой — целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных характеристик, специфическим образом связанных между собой и обеспечивающих упорядочивание, своевременность и планомерность деятельности, рациональное расходование времени и средств при достижении поставленной цели.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ершова Р.В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов педагогического вуза и опытных учителей. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1999.

[2] Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности // Студент на пороге XXI века. — М.: Изд-во РУДН, 1990. — C. 31—38.

[3] Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. — М.: Изд-во РУДН, 1988. — С. 28—40.

[4] Крупнов А.И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования. — М., 2002. — С. 3—6.

[5] Косов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие : Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. — М., 2000.

THE PECULARITIES OF THE THIRD-YEAR STUDENTS’ ORGANIZATION

N.P. Kirina

The Chair of diff Psychology Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article considers the results of the research of the psychological structure of the third — year students’ organization basis of the general — functional research of the studying of the qualities of the personality ohich gives an opportunity to study age pecularities of organization in detail.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.