ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗОВАННОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Н.П. Кирина
Кафедра дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются результаты исследования психологической структуры организованности школьников и студентов на основе целостно-функционального подхода к изучению свойств личности, который дает возможность наиболее детально изучить возрастные особенности организованности.
Проблема организованности личности — одна из актуальных проблем современности, так как в широком смысле личность — это конкретная, целостная человеческая индивидуальность в единстве ее природных и социальных качеств. Трактовка личности как социального явления, а ее сущности как совокупности общественных отношений позволяет глубже понять ее историчность и субъект-ность. Развитие личностного начала в индивиде неразрывно связано с его творческими потенциями и возможностями их реализации в социальной группе.
Опираясь на базовое понимание личности как системы социально-психологических образований и свойств субъекта, которые формируются в процессе жизни, деятельности и общении, можно выстроить структуру организованности личности. В результате системных исследований А.И. Крупнов разработал целостную модель анализа различных свойств личности и черт характера [1. С. 4—7]. Эта модель включает восемь основных компонентов (установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный) и 16 переменных, попарно противоположных друг другу. Каждый компонент представляет собой биполярную шкалу и содержит две переменные — гармоническую и агармоническую. В качестве гармонических переменных, способствующих развитию организованности, выступают: общественно значимые цели в установочно-целевом компоненте организованности; энергичность — в динамическом; стеничность — в эмоциональном; предметная продуктивность — в результативном; осмысленность — в когнитивном; социо-центричность — в мотивационном; интернальность — в регуляторном. Соответственно к агормоническим переменным, затрудняющим организованность, относятся: субъектно значимые цели, эгоцентричность, осведомленность, субъектная продуктивность, аэнергичность, астеничность, экстернальность и субъективные трудности.
Выбор организованности в качестве одного из аспектов рассмотрения проблемы возрастных различий сделан по ряду соображений: во-первых, организованность — удачная модель для изучения опосредования психологических и со-
циальных факторов в развитии индивидуальности; во-вторых, организованность полно и объективно измеряется с помощью разработанного А.И. Крупновым целостно-функционального подхода к изучению свойств личности; в-третьих, организованность является базовой характеристикой и необходимым компонентом более высокоорганизованных структур личности, в первую очередь интеллекта и характера; наконец, организованность — это такое свойство личности, которое отражает формальный аспект деятельности; оно устойчиво в течение длительного периода жизни человека, универсально, т.е. обнаруживается во многих сферах деятельности, обнаруживает высокую степень корреляции со свойствами нервной системы и других подсистем организма.
Изучались различные аспекты организованности школьников 10—11 классов и студентов 3 курса педагогического университета с помощью разработанного А.И. Крупновым «Бланкового теста», состоящего из восьми отдельных бланков, каждый из которых содержит по 14 утверждений, составленных в соответствии с признаками, раскрывающими организованность как свойство личности [2. С. 38—40]. Для повышения объективности данных, полученных с помощью тестов, в них была введена шкала искренностей и трудностей в реализации организованности.
Названный тест включает 112 утверждений, к каждому из которых респондент выражает свое отношение, выбирая один ответ из семи возможных вариантов (1 — «вовсе нет»; 2 — «нет»; 3 — «пожалуй, нет»; 4 — «когда как»; 5 — «пожалуй, да»; 6 — «да»; 7 — «безусловно, да»).
В результате исследования была представлена психологическая структура организованности. Выявлен ¿-критерий различий организованности старших школьников и студентов (табл.). Дальнейшей задачей исследования было рассмотрение психологических различий в проявлении организованности с количественной и качественной стороны.
Таблица
Статистическая оценка средних значений различных переменных организованности у старших школьников и студентов
Показатель Школьники Студенты Г-критерий Вероятность
VI 32,19 30,02 1,68 0,096
V2 34,65 34,09 0,40 0,693
V3 28,44 26,79 0,95 0,344
V4 35,77 30,96 3,30 0,001
V5 32,14 32,82 -0,52 0,604
V6 15,72 14,16 0,85 0,399
V7 29,02 27,09 1,00, 0,319
V8 32,74 31,12 1,03 0,303
V9 25,33 24,79 0,30 0,768
V10 18,33 16,51 1,14 0,257
VII 32,98 27,35 3,44 0,001
VI2 21,53 20,49 0,51 0,608
VI3 30,21 31,19 -0,72 0,471
VI4 16,32 14,70 0,90 0,369
VI5 18,12 17,23 0,51 0,608
VI6 16,39 15,95 0,23 0,820
Из приведенных данных, характеризующих степень выраженности общественно значимых целей организованности у старших школьников и студентов проявляется почти одинаково в таких признаках, как поиск интересной работы (старшие школьники — 81%, студенты — 79%), успешность учебной деятельности (старшие школьники — 72%, студенты — 65%), стремление быть уважаемым человеком (старшие школьники — 77%, студенты — 68%), занятие предпринимательством и коммерцией (21% и 16% соответственно), обретение хороших и верных друзей (старшие школьники — 84%, студенты — 91%). Студенты в большей степени, чем старшие школьники, ориентированы на получение диплома по специальности (старшие школьники — 70%, студенты — 89%), а школьники нацелены на общественное признание в группе (старшие школьники — 58%, студенты — 23%). Степень выраженности личностно значимых целей организованности у старших школьников и студентов проявляется в том, что они хотят поддержать свое здоровье (старшие — 65%, студенты — 60%), обрести самостоятельность и независимость (75%, 74%), удовлетворить свои планы и желания (старшие школьники — 79%, студенты — 84%), достичь материального благополучия (старшие школьники — 81%, студенты — 82%), совершенствовать себя и свои способности (старшие школьники — 77%, студенты — 79%), устроить семейную жизнь (старшие школьники — 56%, студенты — 63%), реализовать мечту быть любимым человеком (старшие школьники — 74%, студенты — 63%). Принципиальных различий в степени выраженности личностно значимых целей организованности у школьников и студентов не выявлено.
Различия в степени выраженности социоцентрических признаков организованности у старших школьников и студентов наблюдаются в стремлении сплотить коллектив, в котором работают, учатся (старшие школьники — 42%, студенты — 30%), в стремлении повысить социальный статус коллектива (старшие школьники — 40%, студенты — 7%), потребности установить и поддержать хорошие отношения с коллегами (старшие школьники — 88%, студенты — 74%), в желании внести как можно больший вклад в решение коллективных проблем (старшие школьники — 44%, студенты — 61%). Незначительные различия в стремлении помочь коллегам максимально реализовать свои возможности (33%, 37% соответственно), в потребности быть необходимым другим людям (70%, 72%), чувство долга и ответственности на одном уровне (68%).
Эгоцентричность сильно выражена у старших школьников в потребности полнее реализовать собственные возможности (91%, 51%), желанием руководить и быть лидером (51%, 23%), студенты более стремятся к самостоятельности и независимости (77% — старшие школьники, 88% — студенты). Остальные признаки эгоцентричности: намерение получить удовольствие от четкой организации дел и времени; желание достичь более высоких результатов в своей работе и учебе; стремление сделать свою карьеру, стремление как можно больше взять для себя от жизни — развиты достаточно высоко и находятся примерно на одном уровне у старших школьников и студентов.
Осмысленность, выраженная такими показателями, как пунктуальность и прилежность, упорядоченность, и планомерность в работе, способность рационально использовать время, умение программировать собственное поведение, способность подчинять побуждения и эмоциональные порывы отдаленным целям, умение соблюдать и поддерживать порядок во всем, собранность и аккуратность проявляется у школьников и студентов достаточно высоко и примерно на одном уровне (70%).
Осведомленность о признаках организованности. Около 30% старших школьников и студентов считают, что это природная характеристика человека; устойчивое качество личности, не поддающееся изменению; свойство, которое зависит от свойства темперамента; врожденное свойство личности. Немногие рассматривают это как генетически обусловленную черту характера; как черту характера передающуюся по наследству; как черту личности, которую сложно развить и усовершенствовать. Различия во мнениях школьников и студентов не существенны.
Различия в степени выраженности предметно-деятельностных признаков организованности у школьников и студентов наблюдаются в росте привлекательности и улучшении имиджа (61% — старшие школьники, 40% — студенты), росте авторитета (51% — старшие школьники, 40% — студенты), в остальных признаках различия незначительны.
Субъектные признаки организованности проявляются в большей степени у старших школьников, чем у студентов, только в успешном планировании деятельности коллектива (84% — старшие школьники, 51% — студенты), остальные признаки рассматриваются одинаково.
Энергические признаки организованности выражены у старших школьников ярче: они чаще предпочитают сохранять порядок на своем рабочем месте (61%, 42%). Аэнергические признаки у студентов проявляются в том, что они скорее предпочтут просто поучаствовать в каком-либо деле, чем его организовывать (35% — старшие школьники, 46% — студенты), старшие школьники чаще считают необязательным заранее организовывать свое время, так как всегда может подвернуться что-то интересное (47% — старшие школьники, 23% — студенты).
Различия в степени выраженности стенических признаков организованности у старших школьников и студентов наблюдаются в удовлетворении от четкой организованности жизни (49% — старшие школьники, 26% — студенты), школьники чаще испытывают положительные эмоции, когда удается интересно организовать какое-либо дело (95% — старшие школьники, 77% — студенты), прилив положительных эмоций при одобрении и поддержке организованного поведения (84% — старшие школьники, 46% — студенты), удовлетворение, когда собственная организованность позволяет сделать дела в срок (82% — старшие школьники, 68% — студенты), радостное возбуждение, когда предстоит самому организовать нечто неординарное (54% — старшие школьники, 26% — студенты), энтузиазм и радость, когда берутся за планирование и организацию совместной деятельности (61% — старшие школьники, 33% — студенты). Астенические признаки организованности выражаются у старших школьников в чувстве гнева при невозможности преодолеть собственную неорганизованность (35% — старшие школьники,
14% — студенты), они испытывают разочарование чаще, когда из-за собственной неорганизованности не удается сделать намеченное (68% — старшие школьники, 56% — студенты), тревожность при необходимости четко организовать какую-либо деятельность (33% — старшие школьники, 19% — студенты).
Интернальные признаки организованности. Большинство студентов считают, что организованность человека главным образом зависит от его воли (89% — студенты, 75% — старшие школьники). Остальные признаки рассматриваются одинаково. Различия в степени выраженности экстернальных признаков организованности у старших школьников и студентов проявляются в мнении, что только работая в слаженном коллективе, можно четко организовать собственную деятельность (54% — старшие школьники, 25% — студенты), что не организованность, а обстоятельства в большей степени способствуют завершению дел (37% — старшие школьники, 14% — студенты).
Операциональные трудности в проявлении организованности у большинства старших школьников заключаются в том, что неумение планировать часто не позволяет быть последовательным и организованным в работе и учебе (37% — старшие школьники, 19% — студенты), четкой организации умственной деятельности студентам чаще, чем школьникам, мешают бытовые проблемы (25% — старшие школьники, 37% — студенты), а также недостаточное представление о порядке выполнения тех или иных операций препятствует организованности (21% — старшие школьники, 40% — студенты). Личностные трудности в проявлении организованности заключаются в том, что внутренняя противоречивость и непоследовательность часто препятствует организованности (32% — старшие школьники, 44% — студенты).
Проведенное нами исследование организованности личности позволяет сделать следующие выводы. Целостно-функциональный подход к анализу организованности личности как свойству индивидуальности дает возможность наиболее полно описать специфику данного психологического образования. Все образования и свойства личности проявляются в деятельности и общении, в них они и формируются. Как показали наши исследования, каждое свойство или черта личности имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических составляющих, которые обеспечивают готовность и постоянство намерений субъекта к реализации различных отношений. Мы выделили общее и особенное в психологической структуре организованности у старших школьников и студентов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Крупнов А.И. Субъектно-личностный подход к изучению целостной индивидуальности // Проблемы современного высшего образования. — М.: Изд-во РУДН, 2000.
[2] Крупнов А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. — Байск: НИЦБГПИ, 1999.
[3] Крупнов А.И. О единице целостного анализа личности и индивидуальности // Практическая психология. — Екатеринбург: УГПУ, 1998.
THE PSICHOLOGICAL PECULIARITY STRUCTURE ORGANIZATION OF PUPILS AND STUDENTS
N.P. Kirina
The Chair of Psychology Russian Peoples Friendship University
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article considers age differences of the psychological structure of pupils and students organization baseol on the general-functional approach to studying the qualities of the personality, which gives an opportunity to study age pecularities of organization in detail.