ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗОВАННОСТИ АРАБСКИХ И МОНГОЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ
Туяа Орсоо
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования этнопсихологических особенностей проявления и структуры организованности арабских и монгольских студентов, выполненного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова.
Ключевые слова: системно-функциональный подход, организованность, этнопсихология, арабские студенты, монгольские студенты.
Организованность как личностное качество является важным инструментальным свойством любого профессионала. Она непосредственно связана со становлением личности в целом и является базовым свойством для формирования других более частных свойств.
Организованность исследовалась нами на основе системно-функционального подхода А.И. Крупнова к изучению свойств личности и индивидуальности [6]. В рамках данного подхода были эмпирически исследованы гендерные [3; 7], возрастные [2; 4], профессиональные [2] особенности организованности, рассмотрены проблемы развития организованности в ходе тренинга [8] и др. Джамиля Джаффар Али Фадел [1] провела сравнительное исследование организованности российских и йеменских школьников. Однако исследований этнопсихологических особенностей организованности на выборках студентов, проживающих и проходящих обучение в вузах своих стран, пока не проводилось.
Целью нашего исследования было выявить и сравнить специфику проявлений и структуры организованности как системно-функциональной личностной черты у монгольских и арабских студентов.
Для диагностики организованности был использован бланковый тест организованности, разработанный А.И. Крупновым. Методика позволяет диагностировать организованность личности по степени выраженности и доминирования 16 различных переменных мотивационного-смыслового и инструментально-стилевого блоков данного свойства [5]. Для статистической обработки полученных данных были применены ¿-критерий Стьюдента, ранговая корреляция Спирмена, факторный анализ методом главных компонент с последующим вращением (нормализованный Varimax).
В исследовании приняли участие 109 арабских (палестинских) и 100 монгольских студентов, проходящих обучение в высших учебных заведениях столиц своих стран на гуманитарных факультетах.
На первых этапах обработки данных был проведен сравнительный анализ количественных показателей организованности. Выявлено, что наименьшие расхождения у арабских и монгольских студентов имеются по показателям переменных общественные цели, субъектность и астеничность. С содержательной точки зрения полученные данные могут означать, что арабских и монгольских студентов объединяют общественно значимые цели, субъектно значимые результаты и астенические эмоции, которые овладевают ими в их стремлении организовать свою деятельность. Монголы и арабы принадлежат к этносам с коллективистской традиционной культурой. Для них важно занять достойное место в обществе, интересы которого для них приоритетны. Логично, что при этом они стремятся к самореализации, повышению собственной компетентности. Для каждой из выборок имеются условия, которые приводят к повышению их астенично-сти: палестинцы живут в условиях политической и экономической нестабильности становящейся палестинской государственности; монгольская молодежь ощущает прессинг в условиях зарождающейся рыночной экономики, повышения конкуренции на рынке вакансий. Однако при более подробном качественном анализе близких по значениям показателей выявляется разница, характеризующая специфику менталитета наших респондентов, особенно это касается переменной астеничность. По ответам арабских студентов видно, что они чаще испытывают неуправляемые эмоциональные порывы — гнев, подавленность и тоску от не зависящих от них (по их мнению) обстоятельств. Нам представляется, что яркая эмоциональная составляющая характерна для менталитета арабского этноса. Астенические чувства монгольских студентов (разочарование, тревожность и т.д.) чаще вызываются неудачными попытками организовать свои действия. Можно предположить, что это связано с достаточно высокими показателями интернально-сти монголов.
Статистически значимые различия между показателями организованности в двух исследуемых выборках обнаружены по семи переменным: личностно значимым целям, осведомленности, аэнергичности и интернальности (выше у монгольских студентов), энергичности, операциональным и личностным трудностям (выше у арабских студентов). Содержание различий заключается в том, что монгольские студенты, организовывая свою деятельность, преследуют больше лич-ностно значимых целей. К примеру, для монгольских студентов в первую очередь важно достижение материального благополучия, удовлетворение своих желаний, поддержание своего здоровья. Они придерживаются понимания об организованности как врожденного качества, признаются в неудачах при попытках организовать свою деятельность, и имеют смелость брать ответственность за неудачи на себя. Тот факт, что они считают организованность врожденным качеством человека, которое нельзя развить, является, на наш взгляд, фактором, сдерживающим их стремление к организованности. Объяснение такому неконструктивному пассивному отношению к своей организованности, на наш взгляд, можно найти в менталитете современного монгола. Организованность — отношение к времени, умение его распределить. Своеобразное отношение монгола — потомка
кочевников к времени не раз подвергалось критике со стороны партнеров из других стран и описано в деловой литературе. Молодой монгол, возможно, считает, что он генетически не может быть организован, это не его вина, он ничего с этим не может поделать.
Арабские студенты по сравнению с монгольскими сверстниками проявляют больше энергии в организации своего поведения и деятельности. Они чаще, чем монгольские сверстники, испытывают трудности как операционального, так и личностного плана при реализации организованности. При организации деятельности им мешают бытовые проблемы, отсутствие дружеской поддержки, терпения, излишняя тревожность и др. Арабские студенты в силу этнопсихологических особенностей своего этноса больше рефлексируют, переживают, тревожатся, ощущая недостаток необходимых навыков для реализации организованности. Они постоянно ощущают давление общественного мнения, ответственность за успех или неудачу, обусловленные принадлежностью к арабской общности.
На этапе обработки данных с помощью корреляционного анализа были выявлены общие и специфичные для каждой выборки корреляции, характеризующие психологическую структуру организованности.
В корреляционных структурах организованности арабских и монгольских студентов обнаружено большое количество идентичных положительных связей (87 из 120 возможных).
Специфичными для структуры организованности арабских студентов оказались положительные связи переменных рефлексивно-оценочного компонента с остальными переменными. Наблюдается преобладание связей переменных рефлексивно-оценочного компонента с гармоническими переменными — общественно значимыми целями, социоцентричностью, осмысленностью, предметностью, энергичностью, стеничностью, интернальностью. Для арабского студента общественно значимые цели важнее, чем личностно значимые, он социомотивирован, проявляет достаточно активности, стараясь повышать свою организованность; возможно, это обеспечивает ему высокую продуктивность, которая, в свою очередь, дает повод для положительных эмоций. Связь с внутренней саморегуляцией означает, что ответственность за свои промахи арабские студенты берут на себя. Иногда им не хватает навыков, высокая ответственность перед обществом иногда им не по плечу, возможно, отсюда негативные эмоции, неуверенность в своих силах, тревожность, частые колебания настроения и т.д.
Доминирование рефлексивно-оценочного компонента в корреляционной структуре организованности арабских студентов является, на наш взгляд, яркой демонстрацией этнопсихологической особенности менталитета арабов. Арабское общество — общество тесных эмоциональных связей всех и со всеми и во всех областях жизни; вовлеченность в жизнь друг друга настолько высока, что такого понятия, как личное пространство, не существует. Каждый ответственен за все, что происходит, причем не только с его ближними; каждый ощущает ожидания, которые ближние и общество возлагают на него; успех или неудача каждого — это успех и неудача всех. Молодой араб, постоянно ощущая свою ответствен-
ность и контроль со стороны общества, привыкает постоянно оценивать себя как бы со стороны, рефлексировать по поводу того, что и как он делает.
В структуре организованности монгольских студентов специфичными оказались связи отдельных переменных установочно-целевого и когнитивного компонентов друг с другом, а также с агармоническими переменными: аэргичностью, астеничностью, экстернальностью. У монгольских студентов имеется нацеленность на достижение и социально и личностно значимых целей. Осознание целей, которых молодые монголы могут и хотят добиться, организовывая свою деятельность, безусловно, способствует их продуктивности. Однако владение поверхностными сведениями о природе и специфике организованного поведения приводит к тому, что они начинают испытывать неуверенность в себе, в своих способностях организовать свою деятельность. Эта неуверенность сопровождается негативными эмоциями.
Для обобщения и систематизации результатов корреляционного анализа был проведен факторный анализ. В результате факторизации в психологической структуре организованности арабских студентов выделилась четырехфакторная, а монгольских студентов — двухфакторная структура (таблица).
Таблица
Результаты факторного анализа переменных организованности арабских (п = 109) и монгольских (п = 100) студентов
Переменная Арабы Монголы
Р1 Р2 Р3 Р4 Р1 Р2
Общественно значимые цели 0,24 0,13 -0,01 0,89 0,76 -0,03
Личностно значимые цели 0,30 0,03 -0,02 0,86 0,80 0,02
Социоцентричность 0,64 0,04 0,30 0,48 0,71 0,33
Эгоцентричность 0,67 0,12 0,26 0,38 0,71 0,19
Осмысленность 0,82 -0,02 0,16 0,24 0,73 0,21
Осведомленность 0,35 -0,06 0,73 0,04 0,52 0,44
Предметность 0,80 0,23 0,09 0,26 0,76 0,15
Субъектность 0,80 0,12 0,04 0,29 0,81 0,15
Эргичность 0,76 0,25 0,11 -0,06 0,70 0,03
Аэргичность 0,02 0,42 0,71 -0,12 0,19 0,68
Стеничность 0,73 0,44 -0,11 0,22 0,77 0,03
Астеничность 0,39 0,73 0,11 0,08 0,41 0,62
Интернальность 0,49 0,42 0,22 0,10 0,71 0,28
Экстернальность 0,05 0,44 0,70 0,11 0,29 0,68
Операциональные трудности 0,08 0,87 0,25 0,05 -0,07 0,87
Линостные трудности 0,16 0,88 0,12 0,07 -0,12 0,87
Примечание. Серым фоном выделены статистически значимые факторные веса; полужирным шрифтом отмечены тенденции к значимости.
В обеих группах первым (объясняющим большую долю дисперсии) выделился фактор, объединяющий переменные осмысленности, обе переменные продуктивного компонента, энергичности и стеничности. Как мы видим, в данный фактор входят переменные, содействующие оптимальной реализации организованности как функциональной личностной черты в совокупности ее содержательных и гармонических (проактивных, полезных, эффективных) инструментально-стилевых
характеристик. Поэтому мы условно назвали его фактором эффективной организованности .
Отметим, что в идентичном для обеих выборок первом факторе нашли отражение характерные для каждой из групп этнопсихологические особенности.
В структуре организованности арабских студентов фактор данный выделился очень четко. Сюда с положительными значимыми весами входят обе переменные продуктивного компонента, а также переменные осмысленности, эргичности и стеничности когнитивного, динамического и эмоционального компонентов соответственно. Фактор отражает осознанную, активную, позитивно воспринимаемую деятельность арабских студентов, направленную на достижение полезных результатов. Поэтому применительно к арабским студентам этот фактор можно назвать осмысленно-деятельностным фактором организованности. Обнаружено, что в этот фактор на уровне тенденции к значимости веса входят переменные мотивационного компонента.
У монгольских студентов первый фактор включает в себя (плюс к общему набору переменных) переменные целевого и мотивационного компонентов. Другими словами, все полезные содержательные характеристики организованности как личностной черты, а также еще одну дополнительную гармоничную инструментально-стилевую характеристику интернальности. Как видим, дополнительными условиями эффективной организованности у монгольских студентов, являются ориентация на четко поставленные цели и задачи, которых они хотели бы достичь с помощью организованности в будущем; наличие и осознание своих как альтруистических, так и эгоцентрических мотиваций, а также их готовность к личной ответственности за достижение результата. Этот фактор можно было бы назвать системным фактором организованности монгольских студентов.
Идентичным фактором в структурах организованности арабских и монгольских студентов стал также второй фактор, который мы назвали фактором трудностей. Он включает в себя в первую очередь обе переменные рефлексивно-оценочного компонента. Очевидно, что этот фактор объединяет прежде всего переменные, препятствующие оптимальному протеканию организованности. Отметим, что подобный фактор трудностей был неоднократно описан в психологической структуре организованности различных возрастных, профессиональных, гендерных и этнопсихологических групп [1; 3; 4; 7].
В структуре фактора трудностей также имеются различия, характерные для каждой из групп.
В структуре организованности монгольских студентов этот фактор включает лишь обе переменные трудностей — операциональные и личностные. На уровне тенденций в этот фактор входят две агармонические переменные аэргичность и экстернальность. Логическая зависимость между переменными может быть двоякой: с одной стороны, испытывая разного рода трудности, у молодых монголов, как говорится, «опускаются руки»; с другой стороны, когда что-то не получается, легче переложить ответственность за неудачу на других или винить в этом какие-то внешние обстоятельства.
У арабов в данный фактор со значимыми положительными весами вошла дополнительно переменная астеничность. С содержательной стороны это может означать, что дестабилизирующие эмоциональные оценки (например, тревога, гнев, неуверенность) собственной способности быть организованными являются условием возникновения проблем с организованностью у арабских студентов.
В структуре организованности арабских студентов обнаружены еще два дополнительных фактора, отражающих ее специфику.
В третий фактор со значимыми положительными весами вошли переменные: осведомленность, аэргичность и экстернальность. Мы назвали его фактором пассивности арабских студентов. Представление о том, что организованность нельзя развивать, а результат зависит от внешних обстоятельств, возможно, становится некоторым ограничивающим фактором, препятствием к достижению результата.
В четвертый фактор со значимыми положительными весами вошли переменные установочно-целевого компонента: общественно и личностно значимые цели. Мы назвали этот фактор фактором вербально демонстрируемых целей. Нахождение фактора, включающего цели, на четвертом не приоритетном месте может свидетельствовать о том, что в основе стремлений арабских студентов организовать свое поведение и деятельность лежат не цели, которых можно было бы достичь с помощью лучшей организованности. Возможно, арабская молодежь испытывает больше удовлетворения от самого процесса организации поведения и деятельности, а вернее, от осознания того, что они могут ее организовать, когда захотят.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Выявлены психологические особенности, способствующие организованности арабских и монгольских студентов, причем, как присущие обеим выборкам, так и специфичные для каждой из них.
Осознаваемая мотивация, достаточно четкое понимание сущности организованного поведения, стремление к получению результатов, проявление активности, и получаемые в результате этого положительные эмоции обеих выборок, безусловно, способствуют их организованности.
Арабские студенты проявляют даже больше, чем монгольские сверстники, усилий к организации своего поведения и деятельности, альтруистически мотивированы, более активны и результативны. Примечательно, что достижение целей не является приоритетом для арабов, кажется, что для них интереснее и приносит радость сам процесс, и оценка своих успехов со стороны.
Возможно, в отличие от арабских студентов, именно четкое представление о целях, а также выраженность такого качества личности, как внутренняя саморегуляция, способствует продуктивности организованного поведения монгольских студентов.
2. Определены психологические особенности, дестабилизирующие организованное поведение, общие для обеих выборок и присущие каждой из них.
Как и вся студенческая молодежь, арабы и монголы испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков организованного поведения и умения контролировать свои негативные эмоции. Хотя экстернальность больше выражена у арабов, монгольские студенты в случае неудачи также не прочь сослаться на какие-то мешающие их организованности внешние обстоятельства. Замечено, что проявление экстернальности связано исключительно с негативными переживаниями.
У арабов к тормозящим их организованность факторам можно отнести размытость целей, которые можно было бы достичь, организовав свою деятельность, невыраженность мотивации. У арабов встречаемые ими трудности вызывают снижение активности и деструктивные эмоции, обусловленные эмоциональностью арабского этноса.
Организованность монгольских студентов сдерживается пассивным отношением к самой возможности развивать, совершенствовать свою организованность. У монголов снижение активности на фоне трудностей происходит на уровне тенденции, проявление астенических эмоций, возможно, является отражением их внутренней саморегуляции, самоконтроля.
Нам представляется, что выявленные общие моменты обусловлены общностью возраста, социальной роли студентов, возможно, и социокультурными детерминантами, а также условиями современности; различия же — этнопсихологической спецификой этносов, к которым принадлежат наши респонденты.
Перспективой исследования является разработка программ тренингов по повышению эффективности и результативности организованного поведения арабских и монгольских студентов с учетом выявленной этнопсихологической специфики.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Джамиля Джаффар Али Фадел. Этнопсихологические особенности организованности личности у российских и йеменских школьников: Дисс. ... канд. психол. наук — М., 2004.
[2] Ершова Р.В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов педагогического вуза и опытных учителей: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1999.
[3] Ершова Р.В. Факторная структура связи организованности со свойствами темперамента у мужчин и женщин // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2009. — № 1. — С. 41—45.
[4] Кирина Н.П. Психологические особенности структуры организованности старших школьников и студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2009. — № 1. — С. 60—65.
[5] Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова: Сб. научных статей, посвященный 70-летию А.И. Крупнова. — М.: РУДН, 2009.
[6] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—74.
[7] Кудинов А.В. Гендерные особенности в проявлениях организованности в юношеском возрасте: Дисс. ... канд. психол. наук. — Новосибирск, 2005.
[8] Остапец Е.В. Системная диагностика и развитие организованности личности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2008.
Вестннк Py^H, cepua Психоnогин u nедагогика, 2012, № 3
ETHNOPSYCHOLOGICAL SPECIFICS OF ARAB AND MONGOLIAN STUDENTS' ORDERLINESS
T. Orsoo
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article discusses the results of an empirical study of the ethnopsychological characteristics of the manifestation and structure of the Arab and Mongolian students' orderliness, performed in line with A.I. Krupnov's system-functional approach to personality traits and individuality study.
Key words: system-functional approach, orderliness, ethnic psychology, Arab students, Mongolian students.