Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Психология»

72
4
Поделиться
Ключевые слова
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА СПОРТСМЕНОВ / НАСТОЙЧИВОСТЬ / ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОМАНДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / STRONG-WILLED QUALITIES OF ATHLETES / PERSEVERANCE / ORGANIZATION / INDIVIDUAL AND TEAM SPORTS

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Анисимова Юлия Николаевна, Каменева Галина Николаевна, Прыгин Геннадий Самуилович

Спортивная деятельность как одна из многих видов человеческой деятельности рассматривается в качестве формы профессиональной активности, в которой происходит профессиональное становление и развитие личности со всеми присущими ей качествами.Цель исследования заключалась в том, чтобы установить специфические проявления волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. В исследовании был использован системно-функциональный подход к изучению свойств личности, включающий восьмикомпонентную модель, разработанную А.И. Крупновым, где каждое свойство личности содержит когнитивный, динамический, установочно-целевой, мотивационный, регуляторный, эмоциональный, оценочно-рефлексивный и продуктивный компоненты. На основе этой модели были выявлены особенности таких волевых свойств, как настойчивость и организованность, у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. В качестве методов исследования использовались: библиографический обзор зарубежной и отечественной психологической литературы, тестирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.В частности, было установлено, что настойчивость у спортсменов индивидуальных видов спорта проявляется в намерениях личностного характера, стремлении реализовать себя, улучшить свое материальное положение, быть самостоятельным и независимым. Настойчивость же спортсменов командных видов спорта проявляется в стремлении помочь другим, в доведении намеченного дела до конца и в упорстве. Что касается организованности, то спортсмены индивидуальных видов спорта нацелены больше на установки и интересы личного характера, в то время как спортсмены командных видов спорта больше нацелены на интересы общественного характера, они предпочитают порядок, чаще берут на себя организацию и подготовку новых дел, а также тщательно контролируют и проверяют себя в ходе выполнения спортивной деятельности.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Анисимова Юлия Николаевна, Каменева Галина Николаевна, Прыгин Геннадий Самуилович,

Psychological characteristics of strong-willed qualities of athletes of team and individual sports

Sports activity as one of many types of human activity is considered as a form of professional activity in which there is a professional formation and development of the personality with all signs inherent in it.The purpose of the study was to establish specific manifestations of volitional qualities in athletes of team and individual sports. The study used a systematic approach to the study of the properties of the personality, including the eight-component model, developed byA.I. Krupnov, where each property of the personality contains a cognitive, dynamic, setting-target, motivational, regulatory, emotional, evaluative and productive components. On the basis of this model features of such strong-willed qualities as persistence and organization at athletes of team and individual sports were revealed. As research methods used: bibliographic review of foreign and domestic psychological literature, testing, quantitative and qualitative analysis of empirical data.In particular, it was found that the perseverance of athletes in individual sports is manifested in the intentions of a personal nature, the desire to realize themselves, improve their financial situation, to be independent and independent. The persistence of team sports athletes is manifested in the desire to help others, in bringing the planned business to the end and in perseverance. As for organization, the athletes of individual sports is aimed more at the plant and interests of a personal nature, while the athletes of team sports with more focus on the interests of a public nature, they prefer order, often take the lead in organizing and preparing new cases, as well as carefully control and check themselves in the course of any work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА»

УДК 159.947

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Ю.Н. Анисимова17, Г.Н. Каменева 18, Г.С. Прыгин3

1,3Набережночелнинский государственный педагогический университет

Россия, 423806, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 28

1 E-mail: yulya-vedemikova@yandex. ru 2Российский университет Дружбы народов Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

2 E-mail: kamenevag@mail.ru

3 E-mail: gsprygin@mail.ru

Аннотация

Спортивная деятельность как одна из многих видов человеческой деятельности рассматривается в качестве формы профессиональной активности, в которой происходит профессиональное становление и развитие личности со всеми присущими ей качествами. Цель исследования заключалась в том, чтобы установить специфические проявления волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. В исследовании был использован системно-функциональный подход к изучению свойств личности, включающий восьмикомпонентную модель, разработанную А.И. Крупновым, где каждое свойство личности содержит когнитивный, динамический, установочно-целевой, мотивационный, регуляторный, эмоциональный, оценочно-рефлексивный и продуктивный компоненты. На основе этой модели были выявлены особенности таких волевых свойств, как настойчивость и организованность, у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. В качестве методов исследования использовались: библиографический обзор зарубежной и отечественной психологической литературы, тестирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных. В частности, было установлено, что настойчивость у спортсменов индивидуальных видов спорта проявляется в намерениях личностного характера, стремлении реализовать себя, улучшить свое материальное положение, быть самостоятельным и независимым. Настойчивость же спортсменов командных видов спорта проявляется в стремлении помочь другим, в доведении намеченного дела до конца и в упорстве. Что касается организованности, то спортсмены индивидуальных видов спорта нацелены больше на установки и интересы личного характера, в то время как спортсмены командных видов спорта больше нацелены на интересы общественного характера, они предпочитают порядок, чаще берут на себя организацию и подготовку новых дел, а также тщательно контролируют и проверяют себя в ходе выполнения спортивной деятельности.

Ключевые слова: волевые качества спортсменов, настойчивость, организованность, индивидуальные и командные виды спорта.

Благодарности: Выражаем признательность анонимным рецензентам редакции журнала «Вестник СамГТУ. Психолого-педагогические науки».

11 Анисимова Юлия Николаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология».

18Каменева Галина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальная и дифференциальная психология».

3Прыгин Геннадий Самуилович, доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология».

Введение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существует достаточно много исследований, посвященных анализу особенностей личности спортсменов, а также психологических факторов, определяющих успешность в том или ином виде спорта. Большое внимание уделяется также проблеме исследования и формирования волевых качеств личности спортсменов как наиболее значимых для достижения высоких спортивных результатов.

Спортивная деятельность предъявляет повышенные требования к волевым качествам личности, поскольку она протекает в сложных, стрессогенных условиях. В связи с данным обстоятельством исследование проблемы волевых качеств спортсменов, представленности их в структуре других профессионально важных (для спорта) качеств приобретает особое значение. Актуальность обращения к проблеме особенностей волевых качеств у спортсменов обуславливается тем, что в настоящее время крайне мало исследований, посвященных сравнению выраженности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта с позиции комплексного подхода.

С целью исследования психологических особенностей волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта нами организовано эмпирическое исследование таких базовых свойств личности, как настойчивость и организованность.

Гипотеза исследования состояла в том, что проявление настойчивости и организованности у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта будет отличаться своей спецификой. В частности, у спортсменов командных видов спорта и в настойчивости, и в организованности будут доминировать переменные, связанные с открытостью социуму (общественно значимые цели, социоцентричность, экстер-нальность и пр.), в то время как у представителей индивидуальных видов спорта будут выражены такие переменные, как лично значимые цели, эгоцентричность, ин-тернальность, личные трудности.

Эмпирическое исследование помогает решить следующие задачи: во-первых, выявить особенности проявления настойчивости и организованности спортсменов в командных и индивидуальных видах спорта; во-вторых, установить различия в проявлении этих качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в организации консультационной работы спортивного психолога с тренерами и спортсменами.

1. Обзор литературы

В психологии под волей понимается сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью с преодолением при этом внутренних и внешних препятствий. Обычно выделяют силу воли как некую обобщенную способность в преодолении трудностей, возникающих на пути достижения цели. Воля человека характеризуется определенными качествами. К таким качествам относят выдержку и самообладание, выражающиеся в умении сдерживать собственные чувства, не совершать импульсивные и необдуманные поступки, в способности управлять собой, а также заставлять себя идти к поставленной цели [2], т. е. настойчивость и организованность при выполнении различных видов деятельности.

Настойчивость - это базовое системное психологическое качество личности, которое способствует появлению стремления к достижению цели в самых трудных для человека ситуациях, позволяя ему взять себя в руки для достижения нужного результата.

Рассматривая настойчивость как базовое волевое качество личности, авторы отмечают наличие двухкомпонентной структуры настойчивости в достижении поставленной перед испытуемыми цели: умственный компонент и физический компонент [10]. Умственный компонент включает оценку особенностей и сложности выполняемого задания, а также необходимого времени на его выполнение. Физический компонент подразумевает осуществление выбора: выполнить ли простое, неинтересное задание, но в привычных условиях, или выполнить интересное, усложненное задание, но в некомфортных, непривычных условиях. В спортивной, как и в любой другой деятельности, оба компонента настойчивости необходимы для преодоления человеком как внутренних, так и внешних препятствий.

Другое важное волевое качество личности - организованность. Организованность - это такое качество, которое требует приложения больших волевых усилий, сильного характера. Это соблюдение дисциплины, самоконтроль, способность заставить себя заниматься, например, спортом, ходить на спортивные секции, а не играть с друзьями или смотреть телевизор; т.е. способность делать не то, что «хочу», а то, что «надо» [8].

Под организованностью Н.И. Рейнвальд понимает умение ставить цели, планировать и контролировать свою деятельность, доводить начатое до конца, управлять своими интеллектуальными и физическими возможностями [7].

Организованность рассматривается как нравственно-психологическое качество личности, раскрывающее регуляторную функцию психики, которое проявляется в отношении человека к различным видам деятельности, в том числе и к себе самому (самоорганизованность) [3]. Кроме того, Р.В. Ершова определяет организованность «как системное свойство личности, включающее в себя единство мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик и обеспечивающее максимальную эффективность в упорядочивании, планировании и реализации действий при минимальном расходовании времени и средств» [1, с. 11].

Рассматривая это качество с точки зрения спортивной деятельности, под организованностью мы понимаем такое качество личности, которое помогает человеку быть собранным, тщательно контролировать себя, правильно распределять время и уделять нужное его количество на занятия спортом, управлять своими интеллектуальными и физическими возможностями, так как помимо физических качеств для достижения успеха в спортивной деятельности нужна правильная стратегия, настрой, контроль эмоциональных проявлений и т. д.

Определяющее значение для настоящего исследования имеет комплексный подход А.И. Крупнова. С начала 1990-х годов в рамках его научной школы проводится комплексное изучение базовых свойств личности, в том числе настойчивости и организованности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная концепция содержит восьмикомпонентную модель строения свойств личности, включающую следующие компоненты: установочно-целевой, динамический, мотивационный, когнитивный, продуктивный, рефлексивно-оценочный, эмоциональный и регуляторно-волевой. В свою очередь, каждый компонент содержит по две переменные (гармоническую и агармоническую), позволяющие дать более содержательную характеристику свойству личности.

В качестве гармонических переменных выступают: общественно значимые цели в установочно-целевом компоненте; энергичность в динамическом компоненте; со-циоцентричность в мотивационном компоненте; осмысленность в когнитивном компоненте; предметность в продуктивном компоненте; операциональные трудности

в рефлексивно-оценочном компоненте; стеничность в эмоциональном компоненте; интернальность в регуляторно-волевом компоненте.

К агармоническим переменным относятся: личностно значимые цели в устано-вочно-целевом компоненте; аэнергичность в динамическом компоненте; эгоцен-тричность в мотивационном компоненте; осведомленность в когнитивном компоненте; субъектность в продуктивном компоненте; трудности в реализации свойств личности в рефлексивно-оценочном компоненте; астеничность в эмоциональном компоненте и экстернальность в регуляторном-волевом компоненте [4, 5].

2. Материалы и методы

В рамках исследования использовались психодиагностические тест-опросники А.И. Крупнова «Настойчивость» и «Организованность».

Рассмотрим кратко суть этих тест-опросников.

«Настойчивость». Тест позволяет выявить особенности проявления различных переменных настойчивости личности (в аспекте оппозиции их полюсов: гармонического и агармонического). В качестве стимульного материала выступают восемь бланков, которые позволяют оценить степень выраженности свойств личности, описывающих настойчивость: «личностные цели - общественные цели», «эгоцентрич-ность - социоцентричность», «осведомленность - осмысленность», «субъектность -предметность», «аэнергичность - энергичность», «астеничность - стеничность», «экстернальность - интернальность», «личностные трудности - операциональные трудности».

«Организованность». Позволяет определить степень выраженности каждого из восьми компонентов организованности: целевого, мотивационного, когнитивного, продуктивного, динамического, эмоционального, регуляторного и рефлексивно-оценочного.

В качестве стимульного материала выступают 8 бланков в соответствии с обозначенными выше компонентами. Таким образом, результаты диагностики позволяют выявить показатели выраженности всех восьми компонентов организованности по указанным выше переменным.

Следует отметить, что данные психодиагностические методики адаптированы под отечественную выборку, валидны, надежны и могут быть использованы для сбора соответствующей информации.

В данном исследовании приняли участие 60 человек. В качестве субъектов исследования выступили 30 спортсменов, занимающихся командным видом спорта -футболом, а также 30 спортсменов, занимающихся индивидуальным видом спорта -боксом. Выборка исследования формировалась из числа спортсменов мужского пола в возрасте от 18 до 24 лет.

При анализе результатов исследования использовались средства математической статистики, программный пакет Statistica 10.0. (статистический критерий Манна -Уитни и описательная статистика).

3. Результаты исследования

Рассмотрим полученные результаты исследования психологических особенностей волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. Обратимся к результатам диагностики с использованием теста «Настойчивость». Соотношение средних показателей представлено в табл. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Статистическая оценка значимости в средних значениях переменных настойчивости у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта*

Переменные Командные виды спорта (Хср) Индивидуальные виды спорта (ХСр) и-критерий Р

Общественно значимые цели 32,3 28,3 350,0 0,14

Личностно значимые цели 31,9 34,9 327,0 0,07

Социоцентричность 27,5 24,9 398,0 0,45

Эгоцентричность 22,0 31,8 148,0 0,01

Осмысленность 34,8 32,7 379,5 0,30

Осведомленность 28,4 31,8 348,0 0,13

Предметность 30,7 31,9 415,5 0,62

Субъектность 22,5 35,9 86,0 0,01

Энергичность 34,4 38,9 272,0 0,01

Аэнергичность 22,1 23,4 413,0 0,59

Стеничность 38,9 43,2 222,5 0,01

Астеничность 12,0 13,2 404,0 0,50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернальность 28,6 32,0 341,5 0,11

Экстернальность 30,6 31,0 421,5 0,68

Операциональные трудности 28,1 21,1 303,0 0,03

Личностные трудности 17,9 23,6 290,5 0,02

* Выделены показатели со статистически значимыми различиями.

Прежде всего следует отметить, что выбор общественно значимых или личност-но значимых целей никак не связан с тем, к какому индивидуальному или командному виду спорта принадлежат спортсмены. Этот факт, на наш взгляд, еще раз показывает, что выбор тех или иных целей спортивной деятельности - скорее вопрос морально-ценностных установок каждого спортсмена. Но в индивидуальных видах спорта личностно значимые цели все же превалируют над общественно значимыми. Это говорит о том, что настойчивость спортсменов индивидуальных видов спорта направлена на совершенствование себя, на реализацию своей мечты, поддержание своего здоровья, одним словом - это намерения личностного характера. Настойчивость спортсменов-индивидуалов побуждается намерением самоопределиться и реализовать себя, улучшить свое материальное положение, а также стремлением к самостоятельности и независимости.

В этом плане интересно то, что показатель социоцентричности также одинаково выражен у спортсменов обеих групп, однако показатель эгоцентричности у спортсменов-индивидуалов значимо выше (и=148,0 при р>0,01), чем у спортсменов, занимающихся командными видами спорта.

В показателях переменных когнитивного компонента осмысленности и осведомленности нет значимых различий между спортсменами командных и индивидуальных видов спорта, однако в командных видах спорта осмысленность превалирует над осведомленностью, что, на наш взгляд, важно для эффективного взаимодействия. В индивидуальных же видах спорта осмысленность и осведомленность находятся практически на одном уровне. В продуктивном компоненте настойчивости показатель переменной предметности одинаково выражен у спортсменов обеих групп, однако показатель субъектности у спортсменов-индивидуалов значимо выше (и=86,0 при р>0,01), чем у спортсменов, занимающихся командными видами спорта. Согласно А.И. Крупнову, это можно интерпретировать так, что спортсмены-индивидуалы, как правило, стремятся к достижению своей цели, редко откладывают

запланированные дела и предпочитают активно решать проблемы, нежели ждать, пока они сами собой разрешатся.

Рассмотрим динамический компонент настойчивости. Показатель аэнергично-сти выражен одинаково у спортсменов обеих групп, однако показатель энергичности у спортсменов-индивидуалов значимо выше (и=212,0 при р>0,01), чем у спортсменов, занимающихся командными видами спорта, так как эти спортсмены при осуществлении намеченного дела чаще испытывают позитивные чувства, такие как радость, гордость, оптимизм. При этом в обеих группах энергичность превалирует над аэнергичностью, поскольку сами занятия спортивной деятельностью предполагают активность и энергичность.

В эмоциональной составляющей настойчивости показатель астеничности выражен одинаково низко у спортсменов обеих групп (при этом в обеих группах стенич-ность значительно превалирует над астеничностью). Отсутствие различий очевидно, так как мы обсуждаем именно спортивную деятельность, уже предполагающую достаточно высокий уровень стеничности, однако показатель стеничности у спортсменов-индивидуалов значимо выше (и=222,5 при р>0,01), чем у спортсменов, занимающихся командными видами спорта. Эти различия, возможно, связаны с тем, что нами в качестве индивидуального спорта были выбраны именно боксеры, то есть представители достаточно жесткого и опасного вида спорта.

Поскольку в показателях переменных регулятивного компонента интернально-сти и экстернальности нет значимых различий в командных и индивидуальных видах спорта и обе переменные выражены практически на одном уровне, можно сделать вывод, что особенности локуса контроля Дж. Роттера не оказывают существенного влияния на эффективность спортивной деятельности.

Что же касается рефлексивно-оценочного компонента настойчивости, то в группе командных видов спорта показатель операциональных трудностей значимо выше (и=303,0 при р>0,03), чем у занимающихся индивидуальными видами спорта; кроме того, у этих спортсменов показатель операциональных трудностей значительно превалирует над показателем личностных трудностей. Это связано с тем, что спортсмены командных видов спорта не всегда могут проявлять настойчивость в ситуации дефицита времени и быстро сосредоточиться на конкретном задании. То, что переменная «личностные трудности» у спортсменов индивидуальных видов спорта значимо выше (и=290,5 при р>0,02), чем у занимающихся командными видами спорта, может быть связано как с их недостаточной уверенностью в себе, так и с заниженной самооценкой, - у них эти качества проявляются гораздо отчетливее, чем в групповых видах спорта.

Далее проанализируем результаты диагностики теста «Организованность». Соотношение средних показателей для рассматриваемых групп представлено в табл. 2.

Блок установочно-целевых намерений организованности представлен показателями переменных «общественно значимые цели» и «личностно значимые цели». Значимых различий между спортсменами обеих групп в проявлении этих переменных не обнаружено. Однако можно заметить, что если для спортсменов командных видов спорта одинаково важны как общественно значимые, так личностно значимые цели, то в группе спортсменов индивидуальных видов спорта личностно значимые цели существенно превалируют над общественно значимыми. Скорее всего, это связано с тем, что организованность спортсменов-индивидуалов нацелена в большей степени на поддержание своего здоровья, обретение самостоятельности и независимости, совершенствование себя и своих способностей. Такая же ситуация наблюдается в проявлении переменных мотивационного компонента. Значимых различий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в показателях социоцентричности и эгоцентричности нет, но в группе спортсменов-индивидуалов эгоцентричность превалирует над социоцентричностью, поскольку они в большей степени нацелены на установки и интересы личного характера.

Таблица 2

Статистическая оценка значимости в средних значениях переменных организованности у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта*

Переменные Командные виды спорта (Хср) Индивидуальные виды спорта (Хср) И-критерий Р

Общественно значимые цели 30,3 26,0 331,5 0,08

Личностно значимые цели 30,5 33,5 357,5 0,17

Социоцентричность 23,4 22,1 413,0 0,59

Эгоцентричность 26,0 30,3 331,5 0,08

Осмысленность 32,3 35,1 353,0 0,15

Осведомленность 28,2 27,0 414,5 0,60

Предметность 38,8 33,4 393,0 0,40

Субъектность 22,5 30,5 208,5 0,01

Энергичность 34,0 33,5 437,0 0,85

Аэнергичность 22,4 25,0 368,0 0,23

Стеничность 37,9 43,1 206,0 0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Астеничность 12,5 11,8 414,5 0,60

Интернальность 28,3 32,4 322,0 0,06

Экстернальность 31,0 27,6 356,5 0,17

Операциональные трудности 27,6 23,1 338,0 0,10

Личностные трудности 15,5 23,3 252,5 0,01

* Выделены показатели со статистически значимыми различиями.

В показателях когнитивного компонента организованности (переменные осмысленности и осведомленности) также нет значимых различий. Однако у спортсменов-индивидуалов проявляется более высокий уровень осмысленности. Это говорит о том, что у них более глубокие и четкие представления об организованности как черте, определяющей поведение личности.

Если сравнивать оба волевых качества - организованность и настойчивость - по продуктивному компоненту, то можно отметить, что данный компонент представлен в обоих качествах совершенно одинаково, при этом переменная «предметность» одинаково выражена у спортсменов обеих групп, а переменная «субъектность» у спортсменов-индивидуалов значимо выше (И=208,5 при р>0,01), чем у спортсменов, занимающихся командными видами спорта. Очевидно, это связано с тем, что организованность спортсменов индивидуальных видов спорта способствует более четкой постановке задач деятельности, снижению тревожности и неуверенности в себе.

Далее рассмотрим динамический компонент организованности. Оба показателя, и энергичность, и аэнергичность, выражены практически одинаково у спортсменов обеих групп. При этом в обеих группах энергичность превалирует над аэнергично-стью. Такие результаты вполне очевидны, поскольку, как было отмечено выше, сами занятия спортом предполагают проявление активности (энергичности) при планировании и контроле деятельности.

В эмоциональном компоненте организованности показатель переменной асте-ничности также выражен одинаково низко у спортсменов обеих групп (при этом в обеих группах стеничность значительно превалирует над астеничностью). Отсутствие различий также очевидно, поскольку вряд ли можно представить спортсмена-

астеника (заведомо понятно, что эффективность спортивной деятельности такого спортсмена будет крайне низкой). Переменная «стеничность» в данном компоненте у спортсменов-индивидуалов значимо выше (и=206,0 при р>0,01), чем у спортсменов, занимающихся командными видами спорта, что может выражаться у них в доминировании положительных эмоций, например таких, как радость, гордость, когда они могут проявить свою организованность.

Значимых межгрупповых различий в показателях переменных «интерналь-ность» и «экстернальность», составляющих регуляторный компонент организованности, также не обнаружено, однако в группе спортсменов-индивидуалов превалирует переменная «интернальность», а в группе спортсменов командных видов спорта - экстернальность. Если мы вспомним, что характеризуют собой эти понятия (ин-тернальность и экстернальность), то станет очевидным и этот полученный результат. Человек с экстернальным локусом контроля всегда направлен «вовне», на социум, с которым он взаимодействует; интернальность - это прежде всего опора на себя (в данном случае ее можно трактовать и как «самоорганизованность»).

Последние анализируемые показатели - это переменные рефлексивно-оценочного компонента организованности: операциональные и личностные трудности. Если в группе спортсменов командных видов спорта операциональные трудности несколько превалируют над личностными, то в группе спортсменов индивидуальных видов спорта операциональные и личностные трудности выражены одинаково. В то же время для спортсменов-индивидуалов показатель личностных трудностей значимо выше (и=252,5 при р>0,01), чем у занимающихся командными видами спорта. Можно полагать, что это связано с недостатком необходимых навыков и излишней тревожностью, которые могут мешать организованности спортсменов-индивидуалов.

Обсуждение и заключение

В рамках анализа научных источников нами выявлено, что настойчивость и организованность в современной психологической науке могут рассматриваться как волевые качества, которые проявляются как атрибутивные системные свойства личности. При этом настойчивость способствует появлению стремления к достижению цели в самых сложных для человека ситуациях и позволяет «взять себя в руки» для достижения запланированного результата несмотря на внешние и внутренние сопротивления, а организованность позволяет личности быть собранной, тщательно контролировать себя, правильно распределять и планировать свое время и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные результаты подтверждают основную гипотезу исследования о том, что существуют специфические особенности проявления настойчивости и организованности у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. В частности, установлено, что настойчивость спортсменов индивидуальных видов спорта направлена прежде всего на совершенствование себя, на реализацию своей мечты, поддержание своего здоровья. Она помогает спортсмену-индивидуалу в его стремлении к самоопределению реализовать себя, улучшить свое материальное положение, быть самостоятельным и независимым. Эти спортсмены, как правило, стремятся к достижению своей цели, редко откладывают запланированные дела и предпочитают активно решать проблемы, нежели ждать пока они сами собой разрешатся. При осуществлении намеченного дела они чаще испытывают позитивные чувства, такие как радость, гордость, оптимизм.

Анализируя особенности настойчивости спортсменов командных видов спорта, отметим, что показатели общественно значимых или личностно значимых целей находят-

ся на одном уровне, их осмысленность превалирует над осведомленностью, что, на наш взгляд, важно для эффективного взаимодействия в спортивной деятельности. Спортсмены командных видов спорта не всегда могут проявлять настойчивость в ситуации дефицита времени, быстро сосредоточится на конкретном задании и т. д.

Организованность спортсменов индивидуальных видов спорта нацелена в большей степени на поддержание своего здоровья, совершенствование себя и своих способностей, на установки и интересы личного характера. У этих спортсменов выявлен высокий уровень осмысленности - это говорит о том, что у них глубокие и четкие представления об организованности как черте, определяющей поведение личности, а также о доминировании положительных эмоций, таких как радость, гордость, если они смогли что-либо организовать. Их организованность способствует более четкой постановке задач деятельности, снижению тревожности и неуверенности в себе. В данной группе проявляется высокий уровень энергичности, поскольку сами занятия спортом предполагают проявление активности при планировании и контроле своей деятельности. Спортсмены-индивидуалы склонны считать, что организованность - это результат целенаправленной работы человека над собой.

Организованность спортсменов командных видов спорта проявляется в важности как общественно значимых, так и личностно значимых целей, в проявлении активности при планировании и контроле командной деятельности. В тоже время спортсмены командных видов спорта склонны считать, что организованность человека формируется скорее обществом, чем ими самими, что недостаток необходимых навыков и излишняя тревожность могут мешать организованности спортсменов.

Эмпирически выявленная в ходе исследования специфичность проявления настойчивости и организованности у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта может стать основой для разработки тренерским составом программ по развитию и коррекции данных свойств, а также может быть полезна в консультативной практике спортивных психологов. Исследование также может представлять ценность в контексте преподавания психологических дисциплин, например таких, как «Психология физической культуры и спорта».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ершова Р.В. Комплексное изучение организованности как системного свойства личности: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М.: РУДН, 2009. - 42 с.

2. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.

3. Крупнов А.И. Подходы к целостной индивидуальности // В.Л. Небылицин. Жизнь и научное творчество. - М.: Ладомир, 1996.

4. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. -2006. - № 1(3). - С. 63-74.

5. Крупнов А.И. Субъектно-личностный подход к изучению целостной индивидуальности // Проблемы современного высшего образования: мат-лы Международной научно-практ. конференции (26-27 апреля 2002 г.). Ч. I. - М.: РУДН, МАНПО, 2002. - С. 4-7.

6. Крупнов А.И., Шнайдер Н.В., Зиньковская С.М. Системная диагностика и коррекция инициативности и настойчивости: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2011.

7. Рейнвальд Н.И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста // Студент на пороге XXI века. - М.: РУДН, 1990. - С. 16-31.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. - 712 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Eysenck H.J. The Structure of Human Personality (Psychology Revivais), Routledge, 2013. 500 p.

10. Haran U., RitovI., Mellers B. The role of actively open-minded thinking in information acquisition, accuracy, and calibration. Judgment and Decision Making. Vol. 8 (3). 2013. Pp. 188-201.

Поступила в редакцию 30.09.2019 В окончательном варианте 23.11.2018

UDC 159.947

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRONG-WILLED QUALITIES OF ATHLETES OF TEAM AND INDIVIDUAL SPORTS

Ju.N. Anisimova19, G.N. Kameneva20, G.S. Prygin21

1,3 Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

1 28, Nizametdinova str., Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan, Russian Federation, 423806

1 E-mail: yulya-vedernikova@yandex.ru

2 Peoples' Friendship University of Russia

2 6, Miklukho-Maclay str., Moscow, Russian Federation, 117198

2 E-mail: kamenevag@mail.ru

3 E-mail: gsprygin@mail.ru

Abstract

Sports activity as one of many types of human activity is considered as a form ofprofessional activity in which there is a professional formation and development of the personality with all signs inherent in it.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The purpose of the study was to establish specific manifestations of volitional qualities in athletes of team and individual sports. The study used a systematic approach to the study of the properties of the personality, including the eight-component model, developed by A.I. Krupnov, where each property of the personality contains a cognitive, dynamic, settingtarget, motivational, regulatory, emotional, evaluative and productive components. On the basis of this model features of such strong-willed qualities as persistence and organization at athletes of team and individual sports were revealed. As research methods used: bibliographic review of foreign and domestic psychological literature, testing, quantitative and qualitative analysis of empirical data.

In particular, it was found that the perseverance of athletes in individual sports is manifested in the intentions of a personal nature, the desire to realize themselves, improve their financial situation, to be independent and independent. The persistence of team sports athletes is manifested in the desire to help others, in bringing the planned business to the end and in perseverance. As for organization, the athletes of individual sports is aimed more at the plant and interests of a personal nature, while the athletes of team sports with more focus on the interests of a public nature, they prefer order, often take the lead in organizing and preparing new cases, as well as carefully control and check themselves in the course of any work. Key words: strong-willed qualities of athletes, perseverance, organization, individual and team sports.

Acknowledgements: We Express our gratitude to the anonymous reviewers and the editorial Board of the journal "Vestnik Samgtu. Psychological and Pedagogical Sciences".

l9Julija N. Anisimova, Cand. Psych. Sci., Senior lecturer, Psychology and Pedagogy Department.

20Galina N. Kameneva, Cand. Psych. Sci., Professor, Social and Differential Psychology Department.

21 Gennady S. Prygin, Doct. Psych. Sci., Psychology and Pedagogy Department.

REFERENCES

1. Yershova R.V. Kompleksnoe izuchenie organizovannosti kak sistemnogo svojstva lichnosti: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenojs tepeni doktora psihologicheskih nauk [A comprehensive study of the organization as a system of personality traits: abstract of the thesis for the degree of doctor of psychological Sciences]. Moscow: RUDN, 2009. 42 p.

2. Il'in E.P. Psihologiyavoli [Psychology of will]. St. Petersburg.: Piter, 2000. 288 p.

3. Krupnov A.I. Podhody k celostnojindividual'nosti[Approaches to a holistic personality] // V.L. Nebylicin. ZHizn' inauchnoetvorchestvo [In the book. By: V. L. Nebylitsin. Life and scientific creativity]. - Moscow: Nauchno-izdatel'skijcentr «Ladomir», 1996.

4. Krupnov A.I. Sistemno-dispozicionnyj podhod k izucheniyu lichnosti i ee svojstv [System-dispositional approach to the study of personality and its properties] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Psihologiya i pedagogika». 2006. № 1(3). Pp. 63-74.

5. Krupnov A.I. Subyektno-lichnostnyj podhod k izucheniyu celostnoj individual'nosti [Subject-personal approach to the study of integral individuality] // Problemy sovremennogo vysshego obra-zovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (26-27 aprelya 2002 g.). Ch. I. [Problems of modern higher education: materials of the International scientific-practical conference (26-27 April 2002). Part I]. Moscow: RUDN, MANPO, 2002. Pp. 4-7.

6. Krupnov A.I., Shnajder N.V., Zin'kovskaya S.M. Sistemnaya diagnostika I korrekciya inicia-tivnosti I nastojchivosti: Ucheb. posobie [System diagnostics and correction of initiative and perseverance: Studies. benefit]. Ekaterinburg, 2011.

7. Rejnval'd N.I. Psihologicheskie problemy izucheniya I formirovaniya lichnosti studenta kak budush-chego specialista [Psychological problems of studying and formation of the student's personality as a future specialist] // Student naporogeXXI veka. Moscow: RUDN, 1990. Pp. 16-31.

8. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii [Basics of General psychology]. Moscow, 2009. 712 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Eysenck H.J. The Structure of Human Personality (Psychology Revivals), Routledge, 2013. 500 p.

10. Haran U., Ritov I., Mellers B. The role of actively open-minded thinking in information acquisition, accuracy, and calibration. Judgment and Decision Making. Vol. 8 (3). 2013. Pp. 188201.

Original article submitted 30.09.2018 Revision submitted 23.11.2018